Меркушино. Собор Михаила Архангела. Михаило-Архангельский собор Карта и ближайшие объекты Жемчужиной Уральской земли является с. Меркушино, которое находится в 50 км. восточнее г. Верхотурья. В 1886 г. на месте обретения мощей св. Симеона был возведен небольшой Свято-Симеоновский храм , который светлой просторной галереей соединялся с величественным собором в честь Архистратига Божия Михаила. Благодаря прекрасному природному ландшафту, в который гармонично вписался храмовый комплекс, в конце XIX века Меркушино можно было назвать одним из красивейших сел Урала. Немало угодников Божиих возрастила Уральская земля, но все же главным небесным заступником края по праву считается святой праведный Симеон Верхотурский и всея Сибири чудотворец. За кротость, незлобие и чистоту сердца Господь прославил его самого и место его трудов — село Меркушино, где по сей день происходят чудеса исцелений от недугов душевных и телесных. Наверное, каждый чувствует здесь, на месте, освященном жизнью праведника, особую близость Божию, ибо молитвы святого привлекли к этой земле благословение Господне, приклонили к ней само небо. Здесь, в этих местах он молился, неподалеку ловил рыбу, шил шубы для жителей Меркушино и окрестных деревень, здесь же окончил он свои дни и был погребен рядом с храмом во имя Архистратига Божия Михаила, в 1642 году. Через 50 лет произошло чудесное восхождение его мощей, а в могиле открылся цельбоносный источник. И потекла от новоявленного святого река благодатных исцелений. Слава нового угодника Божия росла, и в 1704 году его мощи торжественно были перенесены в город Верхотурье. С тех пор стали звать его Симеоном Верхотурским, а до этого все знали его как Симеона Меркушинского. До революции почитание святого Симеона в России было практически повсеместным. Количество паломников, прибывающих на поклонение его святым мощам из урало-сибирских, а также Новгородской, Тверской, Петербургской, Архангельской и других европейских губерний, составляло, по оценкам современников, в конце XIX в. – 50 тыс., в начале ХХ в. – 60 тыс., а в годы первой мировой войны – 90-120 тыс. человек ежегодно.

http://sobory.ru/article/?object=01236

На южном хребте кремлевских гор, b kohцe XIII, или в haчaлe XIV beka уже стояла деревянная церковь во имя Чиноначальника небесных сил, Архангела Михаила. Вместе с ним православною Церковью , 8 ноября, празднуется день всех ангелов, хранителей душ и телес. Этому Архистратигу силы Господней, Князю Великому, «блюстителю людей от всякого обстояния диавольского» греческие цари посвящали и города и храмы; его же святым ликом украшается герб матери градов русских, Киева; в честь его великий князь московский Иоанн Калита в своей столице, соорудил собор, а в нем усыпальницу себе и своим преемникам, как бы для того, чтобы первый хранитель душ человеческих при жизни их, был блюстителем и тел их по смерти. Свидетельством же особенного чествования этому архангелу в Москве служат три храма во имя его и притом все три надгробные: в архангельском соборе над гробницами великих князей, и царей, у спаса на бору над могилами князей и княгинь, в Чудове монастыре над св. мощами Святителя Алексия, некогда опочивавшими в соборной церкви Архангела Михаила.  Великий князь Иоанн Калита, утвердивший право великого княжения за своим родом, в 1332 году соорудил, на месте прежней деревянной, каменную церковь Св. Михаила Архангела, в благодарность Богу за избавление России от голода, названного в отечественных летописях рослою рожью 1 . Вновь воздвигнутая  церковь эта освящена сентября 20 всероссийским Митрополитом Феогностом. В летописях и грамотах она называется преименитою, Архангелом на Москве и на площади; близ нее в 1462 году стоял двор князя Ярослава Владимировича. В княжение Симеона гордого, памятное черною смертью , в 1344 и 1346 годах, расписали этот собор великокняжеские росписники Захарий, Иосиф и Николай с товарищами, а в 1399 году мастер Феофан Греченин с учениками своими 2 . Этому святилищу суждено было испытать разные бедствия: в 1450 году его повредил гром и сильный вихрь, а через 25 лет после того, пожар; тогда разметаны были два застенка собора, где помещались обетные приделы Св. Апостола Акилы и Воскреоения Христова; приделы сии возобновлены в 1472 году на память Шелонской битвы, на komopoй Uoahh III c воеводами одержал славную победу над крамольными новгородцами. 

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

II. Благовещенский собор Ночь: заключены соборы Кремля; из одной только открытой паперти, как из глубокого жерла, льется отрадное мерцание невидимой лампады, которая невольно манит запоздавшего из внешнего мрака в гостеприимную сень святилища. – Он всходит по звонким ступеням; шаги его говорят под отзывными длинными сводами, и рядом с ним идет его тень, мгновенно теряясь в узких окнах и застилая собою древние лики, вдоль по стене. Что дальше, то яснеет углообразная паперть, доколе на крутом ее повороте внезапный блеск огромного паникадила яркой струею не ударит из-под самых сводов по лоснящимся камням, как искрометная волна водопада, мгновенно ринувшаяся с утеса. От лика Спасова, одеянного светом как ризою, повсюду льются широкие лучи, и вот загораются окрест горние изображения Св. Троицы в виде трех Ангелов-путников, посетивших древнего патриарха, и вся книга земного родства сына Давидова, сына Авраамова, с ликами семидесяти апостолов, проповедавших слово его по вселенной. – Такое обилие света истекает от чудотворной иконы Того, кто Сам был свет миру. Но в какое святилище служит преддверием сия таинственная паперть, полусветлая, полумрачная, где так ясно все горнее, а темен вход? – Это храм Благовещения, третий именитый собор кремлевский, прислоненный к палатам царским, как домашняя сокровищница молитвы блюстителей земли Русской. Из Грановитой палаты, по летописным ступеням Красного крыльца, истертого стопами великих мужей, мимо медных львов Иоанна, грызущих щиты свои, открывалось при плесках народных шествие царей наших, когда спускались они в собор Благовещенский для брачных торжеств, которые сулили светлою надеждою России и прочностью ее грановитому престолу. Радостен был для нее и рассвет каждого царственного младенца, просвещаемого водою крещения, в стенах того же святилища, иногда уже на вечере дней державного отца, который, передав его залогом грядущего счастья своему народу, сам отходил к спящим предкам, в соседний собор Архангельский. Остановимся и мы на ступенях Красного крыльца, и оттоле в утреннем свете окинем благоговейным взором златоглавый храм, который весь исполнен глубокою молитвенною мыслию.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Богоявленский собор (Томск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Богоявленский собор — кафедральный собор Томской епархии Русской Православной Церкви. Находится в городе Томске. Содержание История [ править править код ] Деревянная церковь Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной в 1633 году. Называлась она Христокрещенской, была деревянной двухпрестольной: один в честь Крещения Господня, второй во имя преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя Государя Михаила Федоровича Романова, при крещении нареченного в честь преподобного Михаила Малеина). Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. Через сто лет, в 1737 году, в храме было уже три придела: во имя Богоявления Господня, во имя пророка Илии и во имя Архистратига Михаила. В апреле 1741 года и эта церковь полностью сгорела на глазах известного ученого-путешественника Иоганна Гмелина, бывшего в то время в Томске. Следующая деревянная церковь была четырехпрестольной: в честь Богоявления Господня, в честь иконы Божией Матери Одигитрии, во имя Архистратига Михаила и во имя пророка Илии. 15 апреля 1770 года на площади произошел пожар. Горели деревянные купеческие лавки близ церкви Богоявления. В результате храм был почти полностью утрачен. Через год 9 июля 1771 года вместо сгоревшей церкви Богоявления Господня вновь была построена деревянная с наименованием собора святого Архангела Михаила. Наконец, 31 декабря 1776 года, было решено возвести на месте обветшалой деревянной церкви каменную. Каменный храм Заложен новый каменный двухэтажный храм был в 1777 году, метров на 50-70 к западу от прежней деревянной церкви (ближе к реке Томь). А на том месте, где у старого деревянного храма находился алтарь и святой престол, по церковному обычаю был устроен небольшой кирпичный памятник (в 1858 году этот памятник убрали и на его месте соорудили Иверскую часовню). Церковь строилась только на средства прихожан и жертвователей, постоянного источника денег на строительство не имелось, поэтому и само строительство шло неравномерно.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 МХК. 10 класс 1 полугодие 2 полугодие работа на уроке работа на уроке Агафонов Роман Иншутина Варя Калашников Костя Калинина Тася Котов Михаил Кузнецова Ольга   Новикова Дуня Славицкас София Домашнее задание на 6.04. 1. Явления культуры, относящиеся к первобытному миру: А) храмы в Карнаке и в Луксоре Б) художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа В) каменные Венеры как символ женщины-матери Г) ансамбли Вавилона 2. С чем вы не согласны? А) Московский Кремль был сооружен для защиты от врагов Б) Храм Василия Блаженного в Москве был воздвигнут в честь взятия Казани В) В Архангельском соборе Московского Кремля венчались на царство Г) Ансамбль Московского Кремля - это символ национального единения 3. Богиня охоты в Древней Греции А) Исида Б) Артемида В) Афина Г) Гера 4. Назовите ярославский храм: А) храм Василия Блаженного Б) храм Христа Спасителя В) Покрова на Нерли Г) храм Ильи Пророка 5. В этом соборе была первая школа на Руси, первая библиотека, похоронен Ярослав Мудрый А) собор Софии Киевской Б) ярославский Богоявленский собор В) собор Покрова на Рву Г) Архангельский собор Московского Кремля 6.Один из храмов афинского Акрополя А) Пантеон Б) святилище Фортуны В) Эрехтейон Г) храм Артемиды 7. Неверным утверждением является А) Римляне проявили себя в практической деятельности Б) Римляне были хорошими инженерами, строителями, юристами В) В Древней Греции впервые стали строить арки Г) Конные статуи впервые появились в Риме 8.. Памятником культуры Античного Рима является А) Акрополь Б) Пантеон В) Александрийский маяк Г) собор святого Петра 9. Скульптура «Венера Милосская» в настоящее время находится А) в Эрмитаже Б) в Дрезденской галерее В) в Лувре Г) в Афинах 10. Значение греческой культуры для мировой цивилизации заключается в следующем: А) Из Греции пришло христианство Б) Из Греции пришла традиция ораторского искусства В) Греческая античная философия известна всему миру Г) Греческий язык лег в основу романских языков

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Здесь как было, так и ныне - сердце всей Руси Святой...» Московский Кремль. Фоторепортаж 09.11.2016 842 Время на чтение 8 минут «...Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал», - так в 1836 году, полемизируя с западником и либералом Чаадаевым, сказал о России и истории нашего государства Александр Сергеевич Пушкин . Это замечательное высказывание великого русского поэта мне вспомнилось на Соборной площади Московского Кремля. Здесь под открытым небом государственного историко-культурного музея-заповедника, в «сердце всей Руси Святой» (как назвал Московский Кремль поэт Валерий Брюсов) - можно сказать, предстает вся многострадальная и героическая история нашей страны. То многолюдная от российских и иностранных экскурсантов, то через несколько минут опустевшая Соборная площадь занимает самую высокую часть кремлевского холма, ее окружают Грановитая и Патриаршие палаты, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Ризоположенская церковь и Колокольня Ивана Великого. Сооружённый в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти белокаменный Успенский собор был главным кафедральным собором Русского государства вплоть до упразднения самодержавия в 1917 году. Здесь венчали на царство русских государей, избирали и поставляли на престол глав русской церкви, совершали торжественные молебны перед военными походами и по случаю побед русских войск. Здесь оглашались государственные акты и совершались ритуалы погребения митрополитов и патриархов. Так в 1547 году в Успенском соборе был венчан на царство первый русский государь Ивана IV Грозный. 26-го октября 1612 года русскими ополченцами под руководством Минина и Пожарского был освобожден от польско-литовских захватчиков Кремль. Радость победителей была омрачена известием о смерти умученного поляками Патриарха Московского Гермогена - идейного вдохновителя народного восстания 1612 года. Первым при освобождения Кремля поспешил в Успенский собор бывший в ополчении князь Хворостинин. «Покажите мне могилу отца нашего! Покажите мне могилу начальника нашей славы», - воскликнул он, и когда ему показали место захоронения священномученика, мужественный воин горько и долго плакал.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/10/...

Москва. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище. Кафедральный Покровский собор (старообрядцев Белокриницкого согласия) Карта и ближайшие объекты Рогожское кладбище было основано во время московской чумы, в 1771 г., когда все кладбища в черте города Москвы были закрыты. Против главных ворот со Старообрядческой улицы расположены главные храмы Рогожского кладбища. Храм-колокольня построен в 1907-1913 годах в память распечатания алтарей Рогожского кладбища по проекту Ф.Ф. Горностаева. Если пройти далее по центральной аллее, то нашему взору предстанут три храма. Слева мы видим храм в классическом стиле, одноглавый, с желтой окраской; это летний храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, выстроенный в 1790-1792 годах по проекту выдающегося зодчего М.Ф. Казакова, имеет приделы: во имя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского; справа - в стиле барокко, также одноглавый, зимний храм во имя Рождества Христова, выстроенный в 1804 г. (до нашего времени дошел в усекновенном виде). Имеет приделы: северный - Николая Чудотворца, южный - Михаила Архангела. Оба храма являются старообрядческими. Здесь же, рядом, находится резиденция митрополита старообрядческой церкви России. Далее за церковью Покрова находится церковь Николая Чудотворца, выстроенная в 1776 году на месте первоначальной деревянной часовни. Имеет приделы - Покрова Пресвятой Богородицы, иконы Божией Матери " Троеручица " , преподобного Серафима Саровского. Никольский храм в 1854 году был передан единоверцам. Если пройти через крытый проход, соединяющий церковь Николая Чудотворца и бывшие кельи, можно попасть на старообрядческое Рогожское кладбище. Покровский собор — главный кафедральный храм Рогожской старообрядческой общины. Сооружён в 1790-1792 годах выдающимся русским зодчим М.Ф. Казаковым в стиле классицизм, долгое время являлся самым большим в Москве. Первоначально старообрядцы стали возводить огромный храм, превышающий своими размерами Успенский собор Кремля, но о таком гордом намерении главнокомандующий Москвы князь Прозоровский сделал доклад императрице Екатерине II. После чего было проведено расследование и приказано «впуски для алтаря отломать» (сломали алтарную часть), вместо пяти глав «сделать план с одной главой и крестом», «унизить» и «убавить» шпиц. Здание понизили, в результате чего пропорции храма получились несоразмерными и храм оказался без привычной алтарной части с востока. Однако внутреннее убранство храма впечатляло и старообрядцев, и тех, кто с ними боролся.

http://sobory.ru/article/?object=03402

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Собор архистратига Михаила и Гавриила. Источник Архангелов Чудо Архангела Михаила в монастыре Дохиар на Афоне. Икона 17 века     Собор архистратига Михаила и Гавриила. Источник Архангелов   21 ноября   состоится святогорский Панигер в  монастыре Дохиар - Собор архистратига Михаила и Гавриила. Афон готовится к общему празднику.   Собор архистратига Михаила и Гавриила – это не просто  праздник архангелов. В Дохиаре сложилась такая традиция, что этот панигер прежде всего праздник пения. На него приезжают лучшие певцы из Салоник и Афин. Так что хор братьев монастыря становится более похож на звук грома или шум прибоя.   А в центре внимания людей не обремененных красотами пения оказывается источник архангелов . Этот глубокий колодец с древности и до сих пор дает чистую и вкусную воду, которая признана целебной.   Придание об этом источнике кратко рассказывают в Дохиаре. Тем не менее, никто не записал его столь красочно и подробно, как иеромонах Сергий Веснин:   Придание об этом источнике Архангелов Комментарии Всего комментариев: 17 2020/11/21, 23:44:54 О святый Михаиле Архангеле, помилуй нас, грешных, требующих твоего заступления, сохрани нас, раб Божиих Андрея, от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго и сподоби нас непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый, великий Михаиле Архистратиже! Не презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби нас тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.Аминь Андрей 2016/11/21, 00:34:48 О, Великий Архангеле Михаиле, победи вся противящиеся мне силою Честнаго, и Животворящаго Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и святых ангел, и святых апостол, и святого Николая Чудотворца, и святого пророка Илии, и святых великомучеников Никиты и Евстафия и преподобных отец и святителей, мученик и мучениц, и всех святых Небесных Сил. Аминь.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=846

Скачать epub pdf (27 октября – 3 ноября 1917 г.) Содержание Успенский собор Чудов монастырь Иван Великий Николо-Гостунский собор Благовещенский собор Архангельский собор Патриаршая ризница Собор 12 Апостолов Малый Дворец Здание Судебных Установлении Башни     Грозное пророчество Исайи во всей полноте сбывается ныне над нашей многострадальной Родиной, над некогда Великой и Святой Русью: «Слушайте, небеса, и внимай, земля; потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» ( Ис.1:2 ). Чаша Гнева Господнего исполнилась. «Отнял у нас Бог всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, храброго вождя и воина, судью и пророка, прозорливца и старца, советника и мудрого, художника и оратора и дал нам отроков в начальники, и дети господствуют над нами. И один угнетается другим, и каждый ближним своим. Юноша нагло превозносится над старцем и простолюдин над вельможей. И мы хватаемся за первого встречного человека и говорим: «У тебя хоть есть одежда, будь нашим вождем и царствуй над нашими развалинами», – но он отвечает с клятвой: «Я не могу исцелить ран общества, и в доме моем нет ни одежды, ни хлеба, не делайте меня вождем народа» ( Ис.3:1–7 ). «И наши некогда честные, некогда прекрасные лица, покрытые шлемом защиты Родины, ныне опозорены печатью всяческой слабости, всяческого страха, и позорный ужас владеет нашими душами, когда от угрозы одного, тысяча нас бросается в бегство, а от угрозы пяти бежим все мы» ( Ис.30:16–17 ). Так погиб наш некогда славный Иерусалим, так гибнет Россия. С 27 октября по 3 ноября сего 1917 года первопрестольная Москва пережила свою страстную седьмицу и в течение семи суток расстреливалась артиллерийским, бомбометным, пулеметным, ружейным огнем. Русское оружие, в котором ощущался недостаток для обороны от сильно вооруженного неприятеля на фронте в начале войны, ныне было заготовлено (нами и нашими союзниками) в огромном количестве, но, к ужасу нашей Родины, оно было обращено не на неприятеля, а в своих же русских братии, на расстрел своих родных городов и святынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Тула. Кремль. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор в Кремле Карта и ближайшие объекты Успенский собор – каменный храм во имя Успения Божией Матери расположен в центре Тульского кремля. Согласно записям писцовых книг Тульского посада 1628 и 1629 гг., был построен с приделом во имя св. Василия Парийского. Писцовая книга 1685 г. сообщает об Успенском соборе уже с приделами во имя Архангела Гавриила и Чудотворца Тихона Амафунтского. Современное здание храма было сооружено во 2-й половине XVIII в. Тульский Успенский кафедральный собор, обращающий на себя внимание своими архитектурными достоинствами, в отношении обширности, легкости и освещения заслуживает тем большего внимания по своему внутреннему убранству как в художественном отношении, так и со стороны церковной символики. В этом отношении замечательна его стенная фресковая иконопись. Хотя этот храм построен от 1762 по 1764 год, а расписан от 1765 по 1767 год. Эти фрески замечательны в высшей степени и по своей технике, и по стилю, а главное по своей полноте и содержательности. Сколько известно, эта роспись — последнее и совершеннейшее создание мастеров русского фрескового письма. Размещение фресковых изображений в основных чертах своего плана имеет, конечно, большое сходство с известными росписями древних храмов: Владимирских, Московских, Ростовских, Ярославских, Вологодских и др. Таковы, например, древние фресковые стенописи в церкви Св. Иоанна Предтечи, что в Рощенье в Вологде, и особенно в церкви Св. Пророка Илии в Ярославле и др. Но тульские фрески непосредственно примыкают к ярославским подлинникам. Находясь в такой зависимости от ярославских подлинников, фрески Тульского Успенского собора имеют, однако, свою весьма замечательную особенность и в составе изображений, и в стиле писания. Как таковые, они служат и развитием фрескового дела и дополнением цикла изображений, принятых уже в древних храмах и, в частности, в ярославских. Выдающуюся особенность такого рода фресок представляют четыре более или менее обширные картины, составляющие целый ряд, или ярус (или пояс), и расположенные на западной стене храма во всю ее длину с изображениями, которые стоят в непосредственной связи с текстом Ветхозаветной канонической книги Песнь Песней Соломона. Как все фрески Тульского Успенского собора, так и относящиеся к содержанию Песни Песней, находясь в сродстве по внутреннему характеру с ярославскими и ростовскими, однако имеют и свое отличие от них, что и составляет интерес их изучения.

http://sobory.ru/article/?object=00829

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010