Алапаевск. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Храм был построен в 1702 году на средства прихожан. Это был однопрестольный храм в честь святого человека Божия Алексия. Позднее к храму были пристроены колокольня, придел в честь Пресвятой Троицы и придел в честь Архистратига Михаила. В 1912 году Священный Синод присвоил храму статус собора. В 1918 году собор посещали князья Романовы и Елизавета Фёдоровна, находившиеся под стражей и убитые под Алапаевском. 1 ноября 1918 года обнаруженные ранее тела Алапаевских мучеников были перенесены в Свято-Троицкий собор. После завершения заупокойной литургии и отпевания тела поместили в склеп, устроенный в южной стороне алтаря, и замуровали вход в него кирпичом. Позднее останки были вывезены (см. Алапаевские мученики). С 1932 по 1992 годы в здании собора размещался хлебозавод. В 1991 году начались восстановительные работы. С 1992 года Свято-Троицкий собор является архиерейским подворьем. 8 августа 1999 года собор был освящён архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием. К концу 1990-х годов был восстановлен и склеп, являвшийся местом временного захоронения Алапаевских мучеников. Материал из Википедии Основу композиции составляет двусветный четверик основного объема, завершенный куполом, над которым поставлены световые восьмигранные объемы, завершенные небольшой главкой. Также на куполе поставлены дополнительные боковые граненые барабаны, стоящие над небольшими треугольными фронтонами, завершающими фасады четверика. С востока примыкает пятигранная алтарная апсида главкой на восьмигранном барабанчике. С запада к основному объему примыкает трапезная, завершенная на с востоке собственными небольшими апсидами. К ней пристроена колокольня, завершенная высоким шпилем, поставленным над открытым ярусом свода. Арочные окна, прорезающие объемы, обрамлены наличниками, над которыми расположены бровки. Свято-Троицкий собор, каменный, трехпрестольный. Заложен как приходская церковь. Построена на средства прихожан. Правый придел во имя прав. Алексия, человека Божия, освящен в 1702 г. В 1798 г. по случаю пожара вновь освящен. Левый придел во имя архангела Михаила, освящен в 1776 г., вновь освящен в 1811 г. В 1776 г. построена каменная колокольня. В 1793 г. с восточной стороны заложен главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, освящен в 1841 г. В 1833 г. построена новая колокольня. 11 мая 1912 г. указом Синода присвоен соборный статус. С 1923 г. до закрытия обновленческой ориентации. Закрыт в 1932 г. Возвращен в 1992 г. Главный храм освящен 8 августа 1999 г. Действующий.

http://sobory.ru/article/?object=03032

Бронницы. Собор Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Кирпичное здание собора сооружено в 1696-1705гг. Типичная композиция посадского храма здесь сочетается с декоративными элементами московского барокко. Основной объем представляет собой бесстолпный сильно вытянутый вверх трехсветный четверик с пятью тесно поставленными главам. Он несколько напоминает деревянные посадские храмы. Низкие помещения трехчастной апсиды и трапезной зрительно увеличивают высоту четверика. Трапезная была увеличена в длину в 1865г. Стены и своды трапезной внутри обработаны лепными барочными картушами, обрамляющими живописные панно, подновленные во второй половине XIXb. У алтаря собора с южной стороны находятся захоронения двух декабристов - М.А. Фонвизина и И.И. Пущина, друга А.С. Пушкина. Над могилой Фонвизина установлено бронзовое распятие, над могилой Пущина - статуя ангела в традициях скульптуры классицизма. К концу XVII столетия город Бронницы (тогда богатое село и крупный центр дворцового коннозаводства) уже имел деревянный храм, освященный Архистратигу Михаилу. В начале XVIII столетия деревянный храм обветшал, и было решено возвести новый, каменный собор. Работы по его строительству были закончены в 1705 году и в том же году освящен. Иконостас и иконы для храма были заказаны лучшим мастерам Оружейной палаты, царским мастерам-иконописцам Тихону Ивановичу Филатьеву и Кириллу Ивановичу Уланову. Оба мастера подписывали свои работы, поэтому в соборе известны две подписные иконы Тихона Филатьева: Спаса Вседержителя и Смоленская икона Божией Матери (датированные 1703 годом). Кирилл Уланов написал для собора икону Богоматери «Живоносный Источник» (1703), Владимирскую икону Божией Матери, храмовый образ Архангела Михаила (1704), а также икону свт. Иоанна Милостивого (1705). В близлежащих дворцовых владениях к тому времени уже существовали каменные храмы. Но следует отметить, что подлинная, не перестроенная церковь, осталась лишь в Бронницах. Поэтому здесь мы имеем уникальный образец каменной церковной архитектуры начала XVIII столетия: храм дошел до нас практически без изменения своего внешнего облика.

http://sobory.ru/article/?object=00378

Микулино. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Микулино городище. Первоначально собор в Микулином городище появился в 1382 году как один из первых памятников победе в Куликовской битве. Нынешний собор Михаила Архангела построен в 1550-е годы на месте ранее существовавшего собора. Село Микулино расположено на левом берегу реки Шоши (правый приток Волги), в 25 км к северу от райцентра и 147 км на северо-запад от Москвы. Первое летописное упоминание о городе Микулин относится к 1363 году. В 1398 году здесь был построен первый каменный собор. Город был окружён земляным валом, по кромке которого тянулись рубленные стены с несколькими глухими и тремя въездными воротами. В настоящее время высота валов достигает от 4 до 5,5 м, а их длина составляет 558 м. Вокруг внешней стороны вала был ров глубиной до 2 м, наполненный водой. Городище окружал большой посад с торгом. Город входил в Великое княжество Тверское. Развитие города способствовал перекрёсток дорог на Волоколамск, Тверь и Старицу. Его удельные князья в XV в. даже чеканили собственную монету. В городе и ближайших окрестностях в разное время существовало (по книге: В. В. Зверинский. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи. Вып. 1, 2 и 3. СПб., 1890-1897 гг.) 6 монастырей, но не один из них " не дожил " до нач. ХХ в. С ликвидацией удела Микулин постепенно приходит в упадок и превращается в село Микулино Городище. На протяжении веков село принадлежало разным владельцам. В 1893 г. имение приобрёл последний владелец Александр Фёдорович Бухмейер, который в начале ХХ в. в своей усадьбе, расположенной на противоположном, правом берегу Шоши, построил внушительных размеров дворец с домовой церковью Воскресения Христова. (Ныне дворец с храмом не сохранился, а на территории усадьбы - психбольница 12). В селе А.Ф. Бухмейер построил винокуренный завод 22 и второкласское училище М.Н.П. В 1917 году село было волостным центром Старицкого уезда Тверской губернии. Здесь существовало почтово-телеграфное отделение, метеостанция III разряда 2-ого класса, сведения с которой передавались в Главную Физическую обсерваторию. Близ городища находился гостиный двор с 14 лавками. В селе ежегодно проходили 3 ярмарки: 9 мая, 17 сентября и 8 ноября (ст. ст.). В 1929 году с. Микулино Городище входит в состав Лотошинского района Московской области и стало называться упрощённо - Микулино.

http://sobory.ru/article/?object=00391

Москва. Кремль. Чудов монастырь. Собор Чуда Михаила Архангела в Хонех. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Чуда архангела Михаила в Чудовом монастыре Кремля собор (уничтожен). Чудов монастырь, основанный в 1365 г. святителем Алексием, митрополитом Московским, находился на месте площади перед зданием бывшего Президиума Верховного Совета СССР и западной части самого здания. История монастыря началась, вероятно, с построения небольшого каменного храма. Обитель изначально была общежительной, в ее духовном устроении принимали участие ученики преподобного Сергия Радонежского. В 1431 г. соборный храм перестраивался, а в 1501–1505 гг. был отстроен заново. Святитель Алексий заповедал похоронить себя в соборе основанной им обители, и был погребен «в церкви близ алтаря». Его святые мощи почивали в соборе до 1680 г., когда были перенесены в новоотстроенную Алексеевскую церковь. Одновременно с этим храмом при царе Федоре Алексеевиче (по некоторым данным, государь сам составил чертеж обновленного комплекса монастырских строений) была воздвигнута церковь во имя апостола Андрея Первозванного, примыкавшая с восточной стороны к Алексеевскому храму. Последней по времени постройки церковью Чудова монастыря был храм во имя святителя Иосафа Белгородского, устроенный в 1911 г. при кельях наместника монастыря. История Чудова монастыря богата знаменательными событиями и связана с именами многих выдающихся людей Русской Церкви и государства. В 1493 г. и 1547 г. монастырь сильно пострадал во время больших пожаров. В Смутное время его разграбили польские интервенты. Во время наполеоновского нашествия он служил резиденцией маршала Даву, который устроил свою спальню в алтаре соборной церкви. Захватчики грабили монастырское достояние и оскверняли святыни. После ухода французов из Москвы обитель, служившая с 1744 г. кафедрой московских архиереев, была восстановлена заботами архиепископа Августина (Виноградского). Чудов монастырь занимал особое положение среди московских обителей. В XVII веке он именовался Великой лаврой. Обитель издавна служила центром духовного просвещения и образования. В ней жил приглашенный на Русь при великом князе Василии III преподобный Максим Грек, занимавшийся здесь переводами и книжными исправлениями. В келье преподобного Максима собирались московские книгочеи. Здесь велись беседы на духовные и общественно-политические темы. Беседы, которые для их участников и, прежде всего, для самого преподобного Максима Грека окончились репрессиями со стороны светской и церковной власти. При патриархе Филарете в 1619–1633 гг. в Чудовом монастыре действовало греко-латинское училище («патриаршая школа»), где преподавали известный Арсений Грек и иеромонах Епифаний Славинецкий.

http://sobory.ru/article/?object=45847

Скачать epub pdf Собор святого архангела Гавриила 2122 Память 26 марта На другой день после Благовещения Пречистой Девы Богородицы Церковь издавна постановила иерусалимским уставом и уставом великой обители святого Саввы праздновать собор святого архангела Гавриила особым днем и песнопением, почитая сего радостного благовестника. И поистине, особого чествования достоин тот, кто послужил таинству нашего спасения, принес Пренепорочной Деве весть о воплощении Бога-Слова в пречистой утробе Ее. Если заслуженный посол и земного царя, принесший в какой-нибудь город царское милостивое слово, принят бывает всеми гражданами того города с особенною честью, то тем более должно почитать особым празднованием пречестнейшего посла Небесного Царя, величайшего Князя ангельского, пришедшего ко всему роду человеческому с премногомилостивейшим словом, возвещающим вечное наше спасение. И как велик сей посланник, который сам прежде открыл достоинство свое святому Захарии: «Я Гавриил, предстоящий перед Богом» ( Лк.1:19 ), т.е. стоящий ближе других ангелов к престолу Божию. Как в земном царстве приближеннейший к царю сановник, более осведомленный о тайнах царских, несравненно выше других сановников, более удаленных от царя, – подобно сему и в Царстве Небесном святые ангелы, ближе предстоящие пред Богом, яснее созерцающие тайны Божии, сияют большею честью и славою, чем другие ангелы низших чинов. Священное Писание повествует, что пред неприступною славою Божиею всегда предстоят семь ангелов высочайшего чина, начальствующих князей ангельских. В книге Товита пишется, что спутник юного Товии возвестил о себе, что он один из семи святых ангелов, предстоящих пред Богом. И святой Иоанн Богослов в книге Откровения своего воспоминает о сих семи начальствующих ангелах, говоря: «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и идет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его» ( Откр.1:4 ). В числе сих семи считается и Гавриил, вторым по числу, а после Михаила первым. Все они по именам исчисляются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мезень. Кафедральный собор Богоявления Господня. Богоявленский собор, Святобогоявленский собор Деревянный собор. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Богоявления Господня Год постройки:Между 1859 и 1861. Ссылки:     Адрес: Россия, Архангельская область, город Мезень, пр. Советский, д. 37 Координаты: 65.83996, 44.245235 Проезд: Из Архангельска до Мезени можно добраться на маршрутном такси (в пути примерно 8 часов) или самолетом из аэропорта Васьково. Мезень – погранзона и формально для ее посещения нужен пропуск. Его выписывают в Пограничном управлении ФСБ России по Архангельской обл. (г. Архангельск, ул. Русанова, д. 1А, ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Архангельска до Мезени можно добраться на маршрутном такси (в пути примерно 8 часов) или самолетом из аэропорта Васьково. Мезень – погранзона и формально для ее посещения нужен пропуск. Его выписывают в Пограничном управлении ФСБ России по Архангельской обл. (г. Архангельск, ул. Русанова, д. 1А, тел. 8-8182-41-4160). Пропуска проверяют у прибывающих на самолете, приезжающих на машинах с номерами иных регионов (не Архангельской обл.), останавливающихся в городской гостинице Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Город Мезень образовался из двух слобод - Окладниковской и Кузнецовой. Центр соборного прихода находился в бывшей Окладниковой слободе. Здесь было два храма. По устному преданию, первая церковь во имя сщмч. Климента, папы Римского, и Петра Александрийского построена в 1568-1570 г.г. новгородцами, бежавшими от царя Иоанна Грозного. Кроме того, в повествовании об обретении иконы Св. Троицы в Лампожне в 1602 г. упоминается церковь в честь Пресвятой Богородицы в Окладниковской слободе. В одной из грамот царя Федора Алексеевича, говорилось, что в 1669 г. в Окладниковской слободе была церковь во имя сщмч. Климента и Петра, построенная по благословению патриарха Иоасафа и вскоре сгоревшая. Еще одна церковь - в честь вмц. Параскевы - сгорела в 1698 г. В 1700 г. по благословению архиепископа Афанасия начато строительство теплого храма в честь Богоявления Господня, который был освящен в 1703 г. десятским священником Илией. После того, как этот храм обветшал, 28 сентября 1859 г. на средства прихожанина купца Стефана Шевкуненко было начато строительство нового Богоявленского храма.

http://sobory.ru/article/?object=30162

Белёв. Спасо-Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Хороший образец московского зодчества 2-й пол. XVII в. с богатым декором. Сооружен в 1683-1686. Двустолпный трёхапсидный четверик собора завершен пятиглавием на горке кокошников. В 1734 в пристроенной с севера к собору палатке был устроен Михаило-Архангельский придел, разобранный в 1790-х, притвор перестроен в XIX в. Закрыт в 1920-х. В 1980-х начата реставрация, не завершенная. В настоящее время пустует, в аварийном состоянии. Главный элемент архитектурного ансамбля монастыря – Спасо-Преображенский собор – является замечательным образцом древнерусского храмового зодчества конца XVII века. Собор – это композиционное ядро комплекса. Первоначально собор имел трехчастную объемную композицию и состоял из четверика, увенчанного пятиглавием, трехчастной апсиды и двухэтажной паперти, основанием которой служил, вероятно, нижний ярус утраченной колокольни. Основной объем двухстолпный. Храм неоднократно перестраивался, поновлялся, но в своей основе сохранил стилистические особенности памятника древнерусского зодчества. В 1853-1854 гг. с западной стороны собора возведена двухэтажная пристройка, несколько исказившая облик храма. Декоративное убранство собора во многом сохранило стилевые особенности и черты, присущие храмовому зодчеству конца XYII века. По верху четверика проходит двойной ряд расположенных вперебежку кокошников красивой подковообразной формы. Ниже кокошников идет сложный карниз. Углы четверика отмечены характерными для XYII века пучками из трех полуколонок. Очень пластичен восточный фасад апсиды с тремя мягкими закруглениями (в одном из них сохранился прямоугольный оконный наличник так называемого «рамочного» типа, характерный для допетровской архитектуры). В 2014-2018 г.г. в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Преображенского мужского монастыря города Белева Тульской области (Белевской епархии) проводились ремонтно-реставрационные работы в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018)». Собор является объектом культурного наследия федерального значения и официально именуется: «Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря, XVII-XVIII в.в. Собор Спасо-Преображенский, 1686 г».

http://sobory.ru/article/?object=04684

Задонск. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Южная часть Задонска - Мещанская. Духовным ядром в Мещанской части города является Успенский собор. Осью симметрии служит ложе высохшей реки Тёшевки, называемое яром. Двучастность предопределена рельефом двух мощных косогоров, на склонах которых и раскинулся город. Две продольные, самые длинные улицы города и Дворянская (ныне улица К. Маркса) и Соборная (ныне улица Крупской) параллельные Дону, соединяют обе части в единое целое. К 17 веку сложилась торговая Базарная площадь на южной стороне р.Тешевка, на которой в 1798 году был заложен городской собор во имя Успения Божией Матери с двумя приделами во имя Архангела Михаила и св.Тихона Амафунтского. Собор был освящен в 1800 году, он и сегодня радует возвышенностью облика и совершенством архитектурного решения в стиле классицизма. Одноэтажный объем храма примыкает к трехъярусной колокольне с часами, увенчанной шпилем. В начале XX века в штате церкви числились: священники - Холодович Никанор Иванович, Попов Иоанн Феодорович, Синявский Николай васильевич; диаконы - Кузнецов Иоанн Вениаминович, Муравлев Алексей Петрович; псаломщики - Попов Алексей Андреевич, Попов Виктор Иванович. Приход насчитывал 756 дворов, в которых проживало более 5300 человек. В советское время церковь одной из первых в Задонске была закрыта, в здании разместился краеведческий музей. В 1940-х гг. Успенская церковь продолжила службы, здесь находилась гробовая икона святителя Тихона, сохраненная верующими. В 1974 году Успенский храм был закрыт и православная община перешла в Свято-Троицкий соборный храм, куда была перенесена вместе с прочими святынями и гробовая икона Тихона, ныне находящаяся во Владимирском храме Рождество-Богородицкого монастыря. В 1997 году Успенский собор был возвращен верующим. Справочная книга для духовенства Воронежской епархии за 1900 г., Возведена в 1798-1800 годах, перестроена в конце XIX века. Классицизм. Первоначально ансамбль храма включал здания церкви и отдельно стоящей трёхъярусной колокольни. В конце XIX века сооружена трапезная, соединившая объёмы церкви и колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=02077

Морозовица. Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Собор. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1659. Адрес: Вологодская область, Великоустюгский район, Трегубовский с/с, д. Морозовица, ул. Центральная, 122 Координаты: 60.718474, 46.309611 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Троицкий собор строился восемь лет с 1776 по 1784 годы на пожертвования устюжан. Троицкий собор пятиглавый, с колокольней. Колокольня поставлена отдельно от собора, что обеспечило равновесие объемов. Она утверждена на четверике основания, на арках, соединяющих мощные четырехгранные столбы. Восьмерик звона увенчан приземистым шатром с двумя рядами слухов, причем верхние окна меньше нижних – это усиливает эффект перспективного сокращения, дающий представление о грандиозности сооружения. Кубической формы собор обнесен с трех сторон двухэтажной галереей. Обычные пилястры, уступчатый карниз и закомары – вот и все украшение храма. Алтарный придел выгодно отличается от примитивной пристройки Архангельского собора: на правом прямоугольном этаже возведены трехлопастные волнообразные апсиды, обеспечивающие плавность перехода к основному объема храма. Устремленность сооружения ввысь подчеркивает удачно собранное пятиглавие на граненых барабанах, вырастающих из рядов кокошников. Окна собора обрамлены зелеными «муравлеными» изразцами. На галерее на уровне второго этажа расположен ширинчатый пояс. Эти же мотивы использованы для декорирования четверика колокольни. Троицкий собор знаменит также своим пятиярусным резным иконостасом 18 века, одним из лучших в русском декоративном искусстве. Иконостас выполнен тотемскими мастерами братьями Николаем и Тимофеем Богдановыми. Помимо тонкой резьбы колонн и картушей, иконостас украшен барельефными фигурами евангелистов и херувимов. Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу). По договоренности с администрацией музея с 1995 года в праздник Пресвятой Троицы проводится богослужение в храме.

http://sobory.ru/article/?object=01861

Старица. Собор Бориса и Глеба. Борисоглебский собор Карта и ближайшие объекты Первый каменный собор, нареченный именами Бориса и Глеба – покровителей русского воинства, был построен в Старицком кремле, на месте более древней деревянной церкви в ознаменовании первых побед московского воинства в Казани, Астрахани и Ливонской войне. На сооружение храма ушло всего три года (1558-1561). В «Истории русского искусства» (И. Грабарь 1911 г.) говорится, «…оригинальный, из ряда вон выдающийся по своей конструкции пятишатровый храм … современник храма Василия Блаженного, Старицкий собор, богато украшенный белокаменной резью и цветными изразцами с крупным декоративным панно «Распятие», с изразчатой лепниной под карнизом храма, - несомненно был великолепен и величественен». В таком виде, познавший разные беды храм просуществовал 100 лет. Во время вражеских осад в подвалах храма хранились «ядра и зелье». В начале 17 века собор был разорен и разграблен иноземными захватчиками, а затем опустошен сильным пожаром. Окончательный приговор знаменитому собору был вынесен в 1658 году патриархом Никоном. Собор был обезглавлен, и простояв в таком обезображенном виде еще полтора столетия, был окончательно разобран за ветхостью. Нынешний преемник древнего собора построен в 1827 году неподалеку от места старого собора и не отличается оригинальностью. Суровый, мрачноватый куб (не смотря на желтую окраску стен) возвышается над новым городищем. Ему достались церковная утварь, колокола предшественника. Сохранены и перешли к новому собору две керамические плиты – «Спас нерукотворный» и «Распятие», выполненные в технике поливы старицкими мастерами. Привлекает внимание красивый аттик собора, на фоне которого очень выразительны фронтоны четырехколонных портиков тосканского ордера. Гораздо больший интерес вызывает трехъярусная колокольня (1827 г.), возвышающаяся по соседству. Это редкий пример древнейшего типа церкви «иже под колоколы». Старица – один из самых древних тверских городов. Ещё при Великом Тверском князе Михаиле Александровиче, в 14 веке, здесь началось каменное строительство, а в 16 веке, в дни расцвета города, над Волгой уже возвышалась мощная крепость, частично из камня, с двумя каменными же соборами – Михаила Архангела (1398) и Никольским (1404).

http://sobory.ru/article/?object=02019

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010