Первая Казанская церковь появилась в Астрахани в 1614 году, когда город, захваченный шайкой атамана Ивана Заруцкого, был освобождён войском, несшим список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Тогда этот храм находился под кремлёвскими вратами, на месте Пречистенской колокольни. Новый Казанский храм за рекой Кутум стал строиться в 1758 году. Освятили его в 1769 году. Впоследствии на его месте был выстроен современный величественный Казанский храм. Освящён он был 22 октября 1907 года. При храме были устроены боковые приделы в честь Трёх Святителей и святых: великомученика Харлампия, святителя Феодосия Черниговского и преподобного Серафима Саровского. В 1930 году церковь была закрыта советскими властями, обезображена и превращена в склад " Заготзерно " . В 1991 году храм был возвращён Церкви. Началась долгая его реставрация. Источник: Православные храмы Астраханской области. Комплект открыток. Текст к открыткам: игумен Иосиф (Марьян), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с.Ильинка Володарского р-на Астраханской области Появление в Астрахани храма в честь Казанской иконы Божией Матери относится к началу XVII века. В 1614 году для освобождения Астрахани от разбойников во главе с атаманом Заруцким был послан воевода князь Иван Никитич Одоевский со списком чудотворного образа Казанской Божией Матери. Заруцкий бежал ещё до прихода воеводы, а над восточными проездными вратами кремля в честь этого образа был сооружён каменный храм. Ворота и башня под храмом получили наименование Пречистенских в честь " Пречистыя Богородицы Казанская " . В 1709 году над воротами была возведена каменная соборная колокольня, а храм был упразднён, икону Казанской Божией Матери ещё раньше перенесли в Успенский собор, где она находилась долгое время. В 1707 году в новом селении за рекой Кутум, имевшем первоначально название Посад, был расквартирован Казанский солдатский полк, а позже стали здесь селиться астраханские купцы и прочие жители. Все они были приписаны к приходской Смоленской церкви, находящейся по другую сторону реки Кутум.

http://sobory.ru/article/?object=01042

Успенский собор закрыли в 30е гг. XX в. В годы Великой Отечественной войны он был сильно поврежден, а после окончания войны его руины окончательно разобрали. Источник: В. Неделин " Архитектурные древности Орловщины (ушедшее) " . Стр. 115. Соборная Успенская церковь. Приход этой церкви по времени своего происхождения принадлежит к числу древних приходов города. Его составляла первоначально военная команда города: казаки, пушкари и стрельцы, а также и гражданские чиновники. До 1880 г. прихожане этой церкви были рассеяны по всему городу, но в этом году определен был настоящий район прихода. Кроме городской части, в состав прихода издавна входит дер. Михалева Пустошь, в 6 в. от города. Всех прихожан в настоящее время числится м. п. 630 д. и ж. п. 687 д. Самыя ранние сведения о соборном храме относятся в концу XVII-ro ст. В описи стольника Ивана Золотарева да подъячего Василия Заварзина от 1695 г. в городе Новосиле записана церковь деревянная Собор во имя Пресвятыя Богородицы, в земляной крепости. Из описи 1856 г. видно, что на том месте, где теперь стоит соборная церковь, выстроена была около 1764 г. каменная церковь во имя Казанской Божией Матери, с приделом во имя св. Пр. Илии орловской купчихой Дубровиной, в память бывшего тут Ильинского женского монастыря, упраздненного в 1764 г. Церковь эта была приписана к старому Успенскому Собору, что в земляной крепости. В 1803 году этот собор, за ветхостью, был упразднен. Казанская же церковь была переименована в Соборную Успенскую. В 1829 г. с левой стороны этой церкви устроен придел во имя Преполовения Пятидесятницы. В 1842 г. в трапезной теплой церкви устроены два придела: с правой стороны во имя св. Николая и с левой во имя Казанской Божией Матери. В 1871 г. вместо обветшавшей трапезной церкви построена новая, с приделами во имя Казанской Божией Матери и Святителя Митрофана Воронежского. Церковь построена на кошельковые средства и на жертвы частных благотворителей. В 1882 г. приступлено было в постройке настоящей церкви, каковая и была окончена только в 1893 г. В храме три алтаря: главный, во имя Успения Божией Матери, был освящен 10 окт., левый во имя Св. Николая 12 окт. и правый во имя Прор. Илии 14 окт. 1893 г. Храм этот построен тщанием и иждивением главным образом ц. старосты купца Н. И. Ворогушина, при чем привнесены были значительныя пожертвования и со стороны многих других лиц. Особенно чтимые иконы храма: 1) образ Успения Божией Матери, который, как гласит предание, находился в прежней Успенской церкви и остался невредимым во время пожара этой церкви; 2) образ Смоленской Божией Матери, точная копия чудотворной иконы Смоленской Богоматери и 3) икона Божией Матери «Взыскание погибших», присланная с Афона. Причт состоит из протоиерея, священника, дьякона и двух псаломщиков.

http://sobory.ru/article/?object=42988

Иерусалимская церковь в Бронницах, построенная гораздо позже собора Архангела Михаила, представляет собой типичный пример классицизма, успешно адаптированного в XIX в. православной храмовой архитектурой, хотя некоторые исследователи находят в ее облике черты ампира. Церковь шестистолпная, увенчанная одним куполом. Основной престол храма посвящен повсеместно почитаемой жителями Иерусалимской иконы Божьей Матери, чудесным образом спасшей людей во время страшной вспышки чумы. Имеются два придела – Никольский и Иоанна Милостивого . В конце XIX в. в храме появилась роспись, принадлежащая руке известного художника Розанова. Построенная в 60-е гг. XIX в., колокольня соборного комплекса Михаила Архангела относится сейчас к числу памятников федерального значения и является самой высокой в Подмосковье. Внешне напоминает колокольни Новодевичьего и Новопетровского монастырей. http://www.bankgorodov.ru/sight/index.php?sid=753 К концу XVII столетия город Бронницы (тогда богатое село и крупный центр дворцового коннозаводства) уже имел деревянный храм, освященный Архистратигу Михаилу. В начале XVIII столетия деревянный храм обветшал, и было решено возвести новый, каменный собор. Работы по его строительству были закончены в 1705 году и в том же году освящен. Иконостас и иконы для храма были заказаны лучшим мастерам Оружейной палаты, царским мастерам-иконописцам Тихону Ивановичу Филатьеву и Кириллу Ивановичу Уланову. Оба мастера подписывали свои работы, поэтому в соборе известны две подписные иконы Тихона Филатьева: Спаса Вседержителя и Смоленская икона Божией Матери (датированные 1703 годом). Кирилл Уланов написал для собора икону Богоматери «Живоносный Источник» (1703), Владимирскую икону Божией Матери, храмовый образ Архангела Михаила (1704), а также икону свт. Иоанна Милостивого (1705). Храм представляет собою высокий, квадратный в плане четверик, завершенный величественным пятиглавием. Алтарная апсида собора трехчастная. Такая постройка была традиционной для русской церковной архитектуры того времени. По декоративным своим элементам собор принадлежит эпохе московского барокко: внутреннее пространство богато украшено лепными украшениями – картушами (виньетками). Благолепие храма подчеркивается и высоким резным вызолоченным шестиярусным иконостасом, который являлся великолепным украшением собора; богатством же самого иконостаса были иконы, написанные кистью царских иконописцев.

http://sobory.ru/article/?object=23692

Храм был закрыт в 1929 году. Здание собора лишилось пятиглавия и было передано под краеведческий и художественный музей. И только в конце 90-х годов XX века Смоленский собор вновь обрел свое истинное предназначение. В короткие сроки было реставрировано пятиглавие, началось воссоздание внутреннего убранства. 1 августа 1998 года в храме начались богослужения, а 11 сентября состоялось освящение собора Преосвященнейшим Иоанном, епископом Йошкар-Олинским и Марийским. Официальный сайт Йошкар-Олинской епархии РПЦ, http://mari.eparhia.ru Собор в честь Смоленской иконы Божией Матери в городе Козьмодемьянске был построен в 1772 году на средства губернского секретаря Михаила Ивановича Дьяконова, купцов Василия Ивановича Замятнина и Якова Алексеевича Морозова. Главный престол освятили во имя Смоленской иконы Божией Матери, правый придел – в честь Архистратига Божия Михаила, левый – во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1910 году к храму были приписаны две часовни, одну из которых построили в 1883 году в память 300-летия Козьмодемьянска и в честь коронации императора Александра III. До революции при церкви действовала церковно-приходская школа. В советское время духовенство и верующие Смоленского собора не уклонялись в обновленчество, находились под омофором Патриарха Тихона, а в последующие годы – митрополита Сергия (Страгородского). Смоленский собор был закрыт 21 апреля 1932 года постановлением Мароблисполкома, здание передали под краеведческий и художественный музей. В 1990 году, в связи с возрождением религиозной жизни в стране, в Козьмодемьянске была зарегистрирована церковная община, до 1998 года богослужения совершались в бревенчатом доме, освященном архиепископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном 6 августа 1996 года как Вознесенский храм. Здание Смоленского собора возвратили церкви в 1998 году, 7 августа того же года в нем начались богослужения. 24 сентября 1999 года храм был освящен архиерейским чином. К церкви приписаны упомянутый выше Вознесенский храм, часовня в честь святителя Николая Чудотворца, расположенная на соборной территории, и молельная комната в здании центральной районной больницы.

http://sobory.ru/article/?object=05482

После же смерти князя Всеволода Одигитрия обрела нового хранителя в лице его сына, великого князя киевского Владимира II Мономаха – полководца, писателя (его «Поучение» доныне изучают в курсе древнерусской литературы) и храмоздателя. В 1095 году он перенес чудотворную из Чернигова (первого своего удела) в Смоленск, а в 1101 году заложил здесь соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет Одигитрия была поставлена в этом соборе и с этого времени стала именоваться Смоленской – по имени града, хранительницей которого эта чудотворная оставалась в течение почти девяти веков. В XIII столетии на Русь обрушились полчища Батыя, стремительно продвигаясь на запад. Плача и молясь, смоляне припали к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось чудо: Пречистая через образ Одигитрии Смоленской даровала городу чудесное спасение. Татары стояли уже нескольких верстах от Смоленска, когда благочестивый воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему». Повинуясь Пречистой, Меркурий поднял горожан, а сам бросился в неприятельский стан, где погиб в неравном бою. Погребли его в соборной церкви Смоленска и вскоре причисли к лику святых. В память о Меркурии в день его кончины пред чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие. Когда в 1395 году Смоленское княжество утратило свою самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего три года спустя дочь литовского князя Витовта выдали замуж за князя московского Василия Дмитриевича (сына святого благоверного князя Димитрия Донского), и Одигитрия стала ее приданым. В 1398 году обретенную святыню установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека, пока в 1456 году в царствующий град прибыли представители смолян и били челом о возвращении им святыни. Великий князь Василий Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве ее точный список. 28 июля при стечении едва ли не всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск. Здесь был отслужен молебен Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со Смоленской в Благовещенский собор Московского Кремля.

http://pravoslavie.ru/1909.html

Храм воздвигнут вместо деревянной кладбищенской Богородской церкви. Церковь была деревянная, одноэтажная и стояла южнее существующего собора. Место, где она находилась, было обозначено в соборной ограде каменным столбом с чугунным крестом наверху (не сохранился). Одигитриевский собор был заложен в 1741 г. Строительство затянулось более чем на 40 лет, и только в 1785 г. состоялось освящение храма иконы Божией Матери Одигитрии на втором этаже здания. «Теплая» церковь во имя Богоявления Господня на нижнем этаже была освящена ранее, в 1770 г. Собор является первым каменным сооружением Верхнеудинска. Сооружение собора было обусловлено заметным увеличением населения города благодаря развитию торгового обмена. В то же время после многолетнего перерыва, вызванного в каменном строительстве Сибири отправкой всех мастеровых на форсированную застройку Санкт-Петербурга, в середине XVIII в. от Тобольска до Восточной Сибири начинается подъем каменного зодчества, в первую очередь церковного. Собор был закрыт постановлением Президиума ЦИК Бурят-Монгольской АССР от 6 сентября 1929 г. После ликвидации прихода в соборе находились курсы стройкадров, затем с 1934 г. – антирелигиозный музей, еще позже – Краеведческий музей, который начал приспосабливать его для своих нужд. Здание было взято под охрану государства. В 1959–1961 гг. здесь производились реставрационные работы. До 1999 г. в помещении Одигитриевского собора располагались фонды Музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова. 31 марта 1992 г. при соборе был зарегистрирован православный приход и начаты работы по благоустройству прилегающей территории. 1 августа 1995 г. вышел указ Президента Республики Бурятия Л.В. Потапова о поэтапной передаче собора под управление Русской Православной Церкви. 23 мая 1996 г. во время празднования Вознесения Господня на колокольне собора были установлены 6 колоколов. С 1997 г. в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» («Путеводительница»), проводится крестный ход от Свято-Троицкого храма к Одигитиевскому собору с последующим богослужением. 30 октября 1999 г. замироточила икона Божией Матери «Одигитрия». 20 декабря 1999 г. приходу официально был передан нижний придел во имя Богоявления Господня. Здесь 26 марта 2000 г., впервые за 70 лет после закрытия, была совершена Божественная литургия. В сентябре 2004 г. митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил верхний придел главного собора Бурятии.

http://sobory.ru/article/?object=14351

На день памяти преподобного Феодора Студита пришлось знаменитое бегство хана Ахмата от реки Угры и падение татаро-монгольского ига. Тогда же, в конце XV века, на этом месте построили памятную часовню в честь Феодора Студита и Смоленской иконы Божией Матери. А вскоре в память об избавлении от хана Ахмата на Угре великий князь Иван III основал здесь и женский Смоленский монастырь. Возможно, что тогда же и появилась первая Феодоровская церковь, которая сначала была соборным храмом этого монастыря. По крайней мере, летопись упоминает ее уже в описании московского пожара 1547 года. Главный престол церкви был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, а придел- во имя Феодора Студита. Другая версия гласит, что эту церковь патриарх Филарет устроил из древней часовни. Возможно, что прежняя (монастырская) церковь к тому времени сгорела или была сильно порушена. Дополнительно известно то, что по Смоленской иконе и основанный Иваном III монастырь, и, позднее, ближайшие ворота Белого города (будущие Никитские) именовались Смоленскими. В 1619 году у этих ворот встречали из польского плена Феодора Никитича Романова, будущего патриарха Филарета. Видимо, здесь его встречало духовенство, поскольку свидание отца с царственным сыном произошло раньше, у Пресненских прудов. В благодарность за избавление от плена патриарх Филарет по обету обустроил Смоленский монастырь. Он стал мужским и был переименован в Феодоровский – в честь святого патрона патриарха- Феодора Студита. Монастырь, для которого царским указом отвели обширную территорию, предназначался для патриарших слуг. В 1624-1626 годах Филарет и построил здесь новую Феодоровскую церковь, которая стала соборным храмом монастыря. Возможно, что она действительно была перестроена из часовни, которая сохранилась до того времени и была посвящена небесному покровителю патриарха Филарета. Храм считался патриаршим домовым, как и «официальная» Ризположенская церковь в Кремле. В новой обители у Никитских ворот иждивением патриарха была устроена одна из первых в городе больниц для бедных.

http://sobory.ru/article/?object=02257

Небольшой изящный храм в формах елизаветинского барокко сложен из кирпича, детали декора белокаменные или беленые. Поставленный на полуподвале одноглавый ротондальный объем с двумя ярусами окон пластически богато разработан с помощью чередования глубоких ниш во всю высоту здания и пилястровых портиков, поддерживающих лучковые фронтоны. Окружающие его по странам света сложные лестницы крылец на два всхода, с массивной балюстрадой, образуют своеобразный стилобат постройки. Храм завершен яйцевидным куполом с люкарнами и световым фонарем с фигурной главкой. Светлый и просторный интерьер обработан пилястрами и нишами, объединяющими окна в вертикальные звенья. Некогда голубые стены украшают сюжетные масляные росписи. Резной барочный иконостас работы Д.В.Ухтомского с обильной скульптурой перенесен в 1956 г. из разобранной церкви Параскевы Пятницы на Пятницкой улице в Москве. Источники: Каталог " Памятники архитектуры Московской области " , т.2. М., Стройиздат, 1999 г., официальный сайт Троице-Сергиевой лавры " Дом Живоначальной Троицы " Кирилл Аминов, 08 апреля 2015 г. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746-1753) расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади. На том месте, где стоит теперь церковь, в начале XVIII в. располагалось каменное здание братской поварни. На наружной стене поварни находилась чудотворная каменная резная икона Божией Матери «Одигитрии» Смоленской. Отсюда и происходит название церкви. В настоящее время эта икона находится в Сергиево-Посадском историко-художественном музее, а на наружной восточной стене церкви установлена почитаемая копия. В 1730 г. чудотворная каменная икона Одигитрия Смоленская представилась в сонном видении одному монастырскому псаломщику, имевшему пригнутые к спине и иссохшие руки, и который после сего видения получил исцеление. «О храмовом сей церкви образе Божией Матери в рукописном описании Лавры, составленном в 1781 г., приводится показание старожилов, взятое в 1746 г., что в 1730 г. образ сей, стоявший в то время на стене палаты, представился в сонном видении псаломщику, имевшему пригнутыя к спине и изсохшия руки; что после сего видения псаломщик получил исцеление и, по важности события, был представлен Императрице Анне Иоанновне в Измайловском Дворце и освидетельствован врачами»/А.В. Горский.

http://sobory.ru/article/?object=06568

Она была украшена драгоценным окладом, помещена в жертвенник кремлевского Успенского собора и заняла свое место в церковных церемониях и обиходе царского двора, о чем свидетельствуют соборные Чиновники и исторические источники. Важнейшим эпизодом сказания об иконе является рассказ о ее чудесной помощи при спасении К-поля от вражеской осады. В воспоминание об этом событии при Патриархе Никоне в Успенском соборе вошло в обычай ежегодно в 5-ю субботу Великого поста, во время чтения Акафиста Пресв. Богородице, 1-й кондак к-рого прославляет это чудо, ставить в центре храма на аналое В. и. В праздник новолетия (1 сент.) этот образ также занимал одно из центральных мест - на аналое, напротив Владимирской иконы Божией Матери ,- как символ покровительства, к-рое святыня Византийской империи должна была теперь оказывать царю московскому и всему Русскому гос-ву. В этом качестве В. и. сопровождала царя в смоленских походах (1654-1655), по свидетельству Павла Алеппского, оставившего первое описание памятника, привезенного на Русь ( Павел Алеппский. Путешествие. 1898. Вып. 3. Кн. 7. С. 11; Кн. 9. С. 146). В 1812 г., во время нашествия Наполеона, образ оставался в соборе. После изгнания неприятеля икона была найдена поврежденной. В 1918 г. в связи с закрытием Успенского собора советскими властями часть его святынь, в т. ч. В. и., была передана в Крестовоздвиженский храм, находившийся неподалеку от Кремля. В 1931 г., когда этот храм был разрушен, святыни вернулись в Кремль, став частью музейного собрания ГММК. В наст. время В. и. находится в Успенском соборе Московского Кремля. Влахернская икона Божией Матери из Высокопетровского мон-ря в Москве. 2-я пол. XVII в. (ц. Рождества Богородицы в Ст. Симонове в Москве) Влахернская икона Божией Матери из Высокопетровского мон-ря в Москве. 2-я пол. XVII в. (ц. Рождества Богородицы в Ст. Симонове в Москве) Известно о 2 серьезных реставрациях иконы в XVII-XIX вв. В 1674 г. по указу царя Алексея Михайловича ее чинили иконописцы Оружейной палаты Симон Ушаков и Никита Павловец , к-рые, в частности, укрепили ее новой кипарисовой доской.

http://pravenc.ru/text/155029.html

В плане размеры церкви небольшие: в длину около 23 метров, а в ширину — 17 метров. Архитектурное значение имеет также и ограда с воротами в виде арки с главкой на глухом барабане, расположенном над средней частью арки, представляющие собой элементы примечательных малых архитектурных форм. Историко-мемориальное значение Тихвинской церкви связано с формированием высотного силуэта города Симбирска во времена Карамзиных, Языковых, Гончаровых и т.д. Расположенная на одной из верхних террас волжского косогора, эта церковь в градостроительном отношении создавала вместе со Смоленской церковью, также расположенной на косогоре с северной стороны относительно Соборной площади, пирамидальную композицию высотного силуэта города. Восстановление Тихвинской церкви в настоящее время вполне возможно рядом с сооруженной гостиницей «Октябрьской». Фотографии старого вида церкви сохранились, как в областном архиве сохраняются метрические книги, клировые ведомости и часть чертежей. http://simbir-ul.narod.ru/Html/4_12.htm Первоначальное построение Тихвинского храма надо относить к концу XVII в.; колокольня к нему пристроена позднее, может быть в 1749 г., который считается в имеющихся теперь церковных документах годом построения самого храма. Храм каменный, двухпрестольный: главный престол в честь Тихвинской иконы Божьей Матери и придельный в честь чудотворной иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радости». В храме находится местно чтимая Тихвинская икона Божьей Матери. Капитал церкви 50 руб. Причт состоит из священника и псаломщика. Квартиры для них в церковном доме. Жалованья от казны священнику 300 руб., псаломщику 100 руб., капитал причта 3350 руб. Прихожан в г. Симбирске в 36 дворах 91 душа муж. пола и 103 жен. пола. Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г. По имеющимся церковным документам, Тихвинская церковь считается построенною в 1749 г. Когда образовался приход, достоверно неизвестно, но в «крепостных книгах» 1717 г. Симбирской Гражданской Палаты записано: «Успенского монастыря Архимандрит Изосима продал двор свой камисара Александра Савина сына Сергеева сыну ево Якову в приходе церкви Тихвинской Богородицы… а по мере оного двора длиннику 67 сажен, поперешнику 64 сажени, да подле забору до церковного алтаря 42 сажени в верхнем конце к церкви Тихвинской Богородицы 35 сажен с аршином в трех аршинною саженью, а взял денег 100 рублей кто купчей оной». По смыслу этой записи и самостоятельный Тихвинский приход, и самая Тихвинская церковь существовали уже в 1717 г.

http://sobory.ru/article/?object=35400

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010