Ф. 8. Оп. 21. Д. 54). Расширенная редакция Сказания описывает икону как «честнаго и славнаго Ея Одигитрия, имуща на руце образ начертанный Превечнаго Младенца». Литература о Богородичных иконах XIX - нач. XX в. относила образ к спискам Смоленской иконы Божией Матери. Однако в рукописном сборнике, содержащем тексты о святых и святынях Белозерского края (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. 18405, сер. и посл. четв. XVIII в.), время и место создания к-рого соответствуют наибольшему почитанию образа, в качестве иллюстрации к Сказанию о Воронинской иконе приведена миниатюра, изображающая икону в типе Умиления. Совр. вариант Воронинской иконы воссоздан на основе этого изображения. Лит.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 255; Поселянин Е. Богоматерь. С. 488; Хрусталёв М. Ю. «Странно чудо явления образа Твоего, Владычице…»//Соборная горка: Вестн. истории и культуры Череповецкого края. Череповец, 2001. Вып. 1. С. 58-72; Мальцев М. Г. Успенская Воронина пуст. СПб., 2010. Ч. 1; он же. Забытая вологодская святыня//Благовестник. Вологда, 2012. 4. С. 19-23; он же. Воронинская икона Божией Матери: [Буклет]. Череповец, 2014; Рыков Ю. Д. Сказание о чудотв. Воронинской иконе Божией Матери//ВЦИ. 2010. 1/2(17/18). С. 176-214. Усть-Недумская икона «О.» Усть-Недумская икона «О.» (не сохр.), чудотворная, святыня Леонидовой Усть-Недумской в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . Сказание, к-рое датируют 50-ми гг. XVII в., сообщает о том, что в 1603 г. Пресв. Богородица явилась прп. Леониду Усть-Недумскому и повелела взять из Моржегорской Николаевской пуст. Холмогорского у. «Ее икону, именуемую Одигитрией», перенести образ на Туринскую гору в Устюжском у. и возвести там для иконы храм. После неоднократного повторения видения прп. Леонид выполнил повеление Пресв. Богородицы. 17 февр. 1608 г. икона была помещена в построенную прп. Леонидом деревянную ц. в честь Введения Пресв. Богородицы во храм, после чего, согласно сказанию, почти сразу же начались чудеса. Страждущие получали исцеления как непосредственно на месте пребывания иконы, так и удаленно - по обету совершить паломничество к образу. Забывшим или отложившим исполнение обета являлся с напоминанием старец, в к-ром некий Конков, исцелившийся от беснования в 1610 г., узнал прп. Леонида. Икону неск. раз перемещали между храмами обители, в 1652 г.- в деревянный Введенский с приделом во имя вмц. Параскевы, возведенный из-за опасности половодья на новом месте, в устье р. Недумы, после чего и пустынь, и саму икону стали называть Усть-Недумскими; в 1678 г.- в деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», построенный для чудотворного образа. Сохранившаяся каменная ц. (1763) в честь Введения Пресв. Богородицы во храм с приделом вмц. Параскевы после упразднения пустыни (1764) стала приходской. Чудотворная икона была помещена в соименный образу придел храма, пристроенный к основному зданию в 1833 г.

http://pravenc.ru/text/2578199.html

В Смоленске освящен храм в честь преподобного Сергия Радонежского, возведенный в рамках программы строительства новых городских храмов 9 ноября 2020 г. 10:35 6 ноября 2020 года, в праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил великое освящение храма в честь преподобного Сергия Радонежского в микрорайоне Соловьиная роща города Смоленска. Затем в новоосвященном храме состоялась Божественная литургия. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Борисоглебского церковного округа протоиерей Андрей Мельничук, настоятель новоосвященного храма иерей Лев Гарин, председатель епархиального церковного суда игумен Тарасий (Ланге), клирики Смоленской епархии . Участниками торжества стали представители федеральных, региональных и муниципальных органов власти: сенатор Российской Федерации С.Д. Леонов, депутат Государственной Думы ФС РФ А.В. Туров, первый заместитель губернатора Смоленской области К.В. Никонов, заместитель председателя Смоленской областной Думы, генеральный директор АО «Монолит» М.А. Степанов, глава города Смоленска А.А. Борисов, ректор Смоленского государственного медицинского университета Р.С. Козлов. Радость соборной молитвы в новом храме, возведенном в честь величайшего подвижника земли Русской, разделили ктиторы и строители храма, жители города Смоленска. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор (регент — Елена Фролова). В завершение богослужения владыка Исидор обратился к молящимся с проповедью. Смоленский архипастырь поблагодарил всех благотворителей и строителей храма в честь преподобного Сергия Радонежского и вручил общецерковные награды и награды Смоленской епархии особо потрудившимся в деле строительства храма. Патриаршей грамотой награждены С.А. Пехтерев и Н.А. Степанова. М.А. Степанов, заместитель председателя Смоленской областной Думы, генеральный директор АО «Монолит» удостоен ордена Русской Православной Церкви в честь святого преподобного Серафима Саровского III степени. Иерей Лев Гарин был удостоен медали «Патриаршая благодарность». Медалью преподобного Герасима Болдинского награжден И.А. Негода. Н.А. Степанова и И.И. Быкова награждены медалью в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» III степени. В.Я. Куницкий и А.А. Борисюк удостоены медали в честь святого преподобного Авраамия Смоленского. Архиерейскими грамотами награждены С.А. Мельяновский, Генеральный директор ООО «Компания ТРАССА» О.О. Алексеенков и Генеральный директор ООО «БК» А.В. Пантюхов.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Шуе не очень много церквей, но все они отличаются особенным благолепием и снабжены богатыми утварями и ризничными принадлежностями. Всех церквей в 1827 году было пять: Воскресенская (соборная), Крестовоздвиженская, Спасская, Покровская и Троицкая (кладбищенская). Впрочем, судя по незначительному количеству коренного городского населения, церквей приходских было достаточно. Жителей городских обоего пола считалось не более 4000: но при этом вдвое больше было пришлого народу – фабричных мастеровых и разного рода рабочих. Скажу несколько слов о первых двух церквах, как более примечательных по своему богатству. Воскресенский соборный храм 188 , в настоящем его —27— 1827 г. виде, существует с 1799 года. В нём три престола. Главный престол во имя Шуйской – Смоленской иконы Б. Матери, которая составляет главную досточтимую святыню храма. О написании этой иконы сохраняется следующее сказание: „во время свирепствовавшей в 1654 году в городе Шуе моровой язвы, благочестивые жители города рассудили написать икону Смоленской Божия Матери; для чего призвали известного им по своему благочестию зографа Герасима Тихонова. Тихонов с усердием и благоговением приступил к этому делу. Сделав первоначально очерк иконы, в том виде, как она обыкновенно изображается, он увидел на другой день собственное своё начертание изменённым и не похожим на подлинник; правая нога и прочее положение младенца Иисуса оказались не в том виде, как он их начертал. Считая такое изменение делом своей ошибки, он исправил это; но и на третий день с недоумением и страхом увидел в таком же виде св. икону и, не дерзая уже более исправлять её начертание, счёл это чудом и явным действием невидимой силы Божией и донёс об этом начальству и гражданам. Тихонову оставалось окончить икону так, как она начерталась сама; а начертание это имеет такой вид: вместо обеих простёртых ног, как на иконе Смоленской Одигитрии, правая ступень Богомладенца стоит на колене левой ноги, придерживаемая Его левой рукой; а правая рука Его, держа свиток – символ судеб всего мира, поставлена локтем на правом колене, так что свиток находится против Его лика. Таким образом это самоначертание св. иконы было первым от неё чудом; затем, когда она внесена была в церковь , последовало второе чудо – просиял от неё необыкновенный свет. Третьим чудом было избавление граждан от моровой язвы. Впоследствии явлено было от святой иконы, в разное время, более 100 чудес, описание коих хранится в соборной библиотеке.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Успенский собор закрыли в 30е гг. XX в. В годы Великой Отечественной войны он был сильно поврежден, а после окончания войны его руины окончательно разобрали. Источник: В. Неделин " Архитектурные древности Орловщины (ушедшее) " . Стр. 115. Соборная Успенская церковь. Приход этой церкви по времени своего происхождения принадлежит к числу древних приходов города. Его составляла первоначально военная команда города: казаки, пушкари и стрельцы, а также и гражданские чиновники. До 1880 г. прихожане этой церкви были рассеяны по всему городу, но в этом году определен был настоящий район прихода. Кроме городской части, в состав прихода издавна входит дер. Михалева Пустошь, в 6 в. от города. Всех прихожан в настоящее время числится м. п. 630 д. и ж. п. 687 д. Самыя ранние сведения о соборном храме относятся в концу XVII-ro ст. В описи стольника Ивана Золотарева да подъячего Василия Заварзина от 1695 г. в городе Новосиле записана церковь деревянная Собор во имя Пресвятыя Богородицы, в земляной крепости. Из описи 1856 г. видно, что на том месте, где теперь стоит соборная церковь, выстроена была около 1764 г. каменная церковь во имя Казанской Божией Матери, с приделом во имя св. Пр. Илии орловской купчихой Дубровиной, в память бывшего тут Ильинского женского монастыря, упраздненного в 1764 г. Церковь эта была приписана к старому Успенскому Собору, что в земляной крепости. В 1803 году этот собор, за ветхостью, был упразднен. Казанская же церковь была переименована в Соборную Успенскую. В 1829 г. с левой стороны этой церкви устроен придел во имя Преполовения Пятидесятницы. В 1842 г. в трапезной теплой церкви устроены два придела: с правой стороны во имя св. Николая и с левой во имя Казанской Божией Матери. В 1871 г. вместо обветшавшей трапезной церкви построена новая, с приделами во имя Казанской Божией Матери и Святителя Митрофана Воронежского. Церковь построена на кошельковые средства и на жертвы частных благотворителей. В 1882 г. приступлено было в постройке настоящей церкви, каковая и была окончена только в 1893 г. В храме три алтаря: главный, во имя Успения Божией Матери, был освящен 10 окт., левый во имя Св. Николая 12 окт. и правый во имя Прор. Илии 14 окт. 1893 г. Храм этот построен тщанием и иждивением главным образом ц. старосты купца Н. И. Ворогушина, при чем привнесены были значительныя пожертвования и со стороны многих других лиц. Особенно чтимые иконы храма: 1) образ Успения Божией Матери, который, как гласит предание, находился в прежней Успенской церкви и остался невредимым во время пожара этой церкви; 2) образ Смоленской Божией Матери, точная копия чудотворной иконы Смоленской Богоматери и 3) икона Божией Матери «Взыскание погибших», присланная с Афона. Причт состоит из протоиерея, священника, дьякона и двух псаломщиков.

http://sobory.ru/article/?object=42988

После же смерти князя Всеволода Одигитрия обрела нового хранителя в лице его сына, великого князя киевского Владимира II Мономаха – полководца, писателя (его «Поучение» доныне изучают в курсе древнерусской литературы) и храмоздателя. В 1095 году он перенес чудотворную из Чернигова (первого своего удела) в Смоленск, а в 1101 году заложил здесь соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет Одигитрия была поставлена в этом соборе и с этого времени стала именоваться Смоленской – по имени града, хранительницей которого эта чудотворная оставалась в течение почти девяти веков. В XIII столетии на Русь обрушились полчища Батыя, стремительно продвигаясь на запад. Плача и молясь, смоляне припали к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось чудо: Пречистая через образ Одигитрии Смоленской даровала городу чудесное спасение. Татары стояли уже нескольких верстах от Смоленска, когда благочестивый воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему». Повинуясь Пречистой, Меркурий поднял горожан, а сам бросился в неприятельский стан, где погиб в неравном бою. Погребли его в соборной церкви Смоленска и вскоре причисли к лику святых. В память о Меркурии в день его кончины пред чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие. Когда в 1395 году Смоленское княжество утратило свою самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего три года спустя дочь литовского князя Витовта выдали замуж за князя московского Василия Дмитриевича (сына святого благоверного князя Димитрия Донского), и Одигитрия стала ее приданым. В 1398 году обретенную святыню установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека, пока в 1456 году в царствующий град прибыли представители смолян и били челом о возвращении им святыни. Великий князь Василий Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве ее точный список. 28 июля при стечении едва ли не всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск. Здесь был отслужен молебен Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со Смоленской в Благовещенский собор Московского Кремля.

http://pravoslavie.ru/1909.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Расположен в центре города, на берегу реки Уды при впадении ее в Селенгу. Деревянный Владимирский храм Первоначальный храм, посвященный Владимирской иконе Божией Матери , был основан на кладбищенском погосте в начале 1700-х годов. Церковь была деревянная одноэтажная. После возведения вместо неё каменного собора, до XX века её место было обозначено в соборной ограде каменным столбом с чугунным крестом наверху. Верхнеудинский Одигитриевский храм. XIX в. Каменный собор в синодальный период Строительство собора в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии на кладбищенском погосте началось в 1741 году под руководством иеромонаха Иоанна, немного севернее прежней деревянной церкви. Работы продолжались более сорока лет. Нижний зимний придел в честь Богоявления был освящен 27 мая 1770 года Иркутским святителем Софронием , верхний летний главный престол в честь Смоленской иконы Божией матери Одигитрии - 3 мая 1785 года епископом Иркутским Михаилом . Храм стал первым каменным зданием города. Внутри собор не имел росписи, а его главным украшением были золоченые резные иконостасы : в главном храме иконостас был четырехъярусным с восемью рядов икон. По численности прихожан, красоте украшения, богатству церковной утвари и библиотеки собор занял главенствующее положение среди православных храмов Верхнеудинского уезда. Не позднее конца XVIII века он был определен собором Верхнеудинска. По штату в причте собора должен был состоять: один протоиерей, один священник, один дьякон, два дьяка и два пономаря . В 1794 году соборный приход был четко разграничен со Спасским - границей был принят переулок Синюшкин, а от него прямою линией на городовую магистратуру и дом купца Пахолкова. В состав соборного прихода в первой половине XIX века, кроме части населения Верхнеудинска, входили также жители деревень Иволгинского общества Селенгинского округа: Колобки, Ключевское, Шишкино (впоследствии Каленово), Сохондоево (впоследствии Захарово), Бабкино (впоследствии Красноярово), Сотниково, Уточкино, Мухино (впоследствии Худяково), Тайшихино (впоследствии Гурульба).

http://drevo-info.ru/articles/24408.html

Пожайская соборного Успенского храма; на ней риза и венчики из неопределённой металлической массы. Пожайская икона весьма древняя, прислана из Рима от папы Александра VII в благословение основателю Пожайского монастыря, Христофору Сигизмунду Пацу, великому канцлеру великого княжества Литовского. Празднование Пожайской иконы совершается 2 июля и привлекает многочисленные толпы богомольцев; православные, раскольники, римокатолики – все усердно стремятся на поклонение Царице Небесной с верою в чудеса Её милосердия к роду человеческому. 2.07. Феодотьевская Феодотьевская Икона сия явилась в 1487 году в пределах рязанских, в пустом месте, называемом Старое, близ села Феодотьева, почему и названа Феодотьевскою. Многие чудесные исцеления совершались благодатною силою от иконы Богоматери. По повелению великого князя Рязанского и по благословению архиерея, икона перенесена в Рязань для ограждения и спасения Рязани и поставлена с подобающею честью в соборном храме Успения в 1611 году; по воле Феодорита, архиепископа Рязанского, снят был с чудотворной иконы снимок и послан в село Феодотьево. На иконе Богомладенец изображается на левой руке Богородицы; правою рукою Он благословляет, а в левой держит свиток. Празднество чудотворной иконы установлено в память избавления Рязани от нашествия в 1668 году запорожских черкесов помощью и заступлением Пресвятой Богородицы. 3.07. Смоленская-Новгородская Смоленская-Новгородская В Новгороде, в СпасоПреображенской церкви, находится чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Она явилась в 1831 году 3 июля, когда в нише над входом в холодную церковь отвалился толстый слой штукатурки. Икона находится над главным входом в храм на арке и представляет собою фресковую иконопись, оставшуюся от XIV века. Эта икона отличается правильностью и красотою рисунка, а также выразительностью ликов. Мерою эта икона 1 аршин 9 вершков, в вышину и 1/4 аршина в ширину. В 1831 году холера свирепствовала в Новгороде; явление иконы было принято за особенное знамение, и народ во множестве бросился в храм для молитвы пред новоявленною иконою. Молитва давала облегчение и успокоение среди страха смерти. Холера прекратилась по заступничеству Божией Матери пред Господом Иисусом Христом, и с тех пор икона получила название холерной, и в честь её установлено празднество на 3 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Святой Меркурий навсегда оставил свое родное отечество и приплыл в Русскую землю, где в древнем Смоленске поступил на воинскую службу в княжескую дружину. Святой Меркурий отличался физической силой, мужеством и высоким ростом. Велик был он и духом. Воспитанный с детских лет в глубокой вере и благочестии, на своей новой родине он по-прежнему хранил целомудрие и много времени молитвенно предстоял пред святыней Смоленскаиконой Пресвятой Богородицы Одигитрии. За свое благочестие и кротость святой Меркурий снискал особенную любовь жителей Смоленска. Когда страшная весть о приближении татарской орды облетела город, все жители по тревожному удару колокола собрались на вечевой площади у собора. Гонец, задыхаясь, сообщил печальную весть, что передовой вражеский отряд расположился в 25 верстах от Смоленска, в Долгомостье. Предводитель татарского отряда, богатырь огромного роста, похваляясь своей гигантской силой, вызывает на поединок лучшего смоленского витязя, чтобы в единоборстве решить участь города и Смоленского княжества. Молча стояли воины-дружинники, им была хорошо известна неукротимая жестокость татар, и мысль о том, что наутро ожидает родной город, заставляла содрогаться даже самое стойкое сердце. Успенский соборный храм был переполнен, все жители города, от младенца до старца, собрались у чудотворного образа Божией Матери Одигитрии, со слезами и теплой верой они обращались к Заступнице о помиловании. Вместе с народом святой Меркурий скорбел и болезновал душой и, всё более и более проникаясь любовью к ближним, он исполнился решимости пострадать за них: положить душу за Святую Церковь . В ту тревожную ночь соборный пономарь Георгий тихо молился перед образом Одигитрии, испрашивая избавления города от врагов. Вдруг он услышал голос от иконы: «Иди к рабу Моему Меркурию, на Подолье». Пресвятая Богородица также указала пономарю, где живет Меркурий, и поторопила: «Иди скорее и тихо скажи ему: Меркурий, тебя зовет Владычица». Георгий удивился голосу от иконы, но тотчас же поспешил исполнить приказание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В январе 1991 года впервые за многие десятилетия епископ Костромской и Галичский Александр совершил в Троицком соборе Божественную литургию. 18 февраля 1992 года Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви. В мае 1993 года состоялось подписание соглашения о совместном использовании монастырского ансамбля Костромской епархией и музеем-заповедником, в 1994 году здесь появились первые насельники. Однако процесс восстановления исторической справедливости потребовал многолетних усилий: лишь в декабре 2004 года весь ансамбль Ипатьевского монастыря был передан Костромской епархии. В настоящее время в обители действуют Троицкий собор, Лазаревский храм (в подклете собора) и храм во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Открыт и принимает многочисленных посетителей церковный историко-археологический музей, преемник прежнего епархиального древнехранилища. Святыни монастыря: чудотворная Тихвинская-Ипатьевская икона Божией Матери; частица Ризы Господней; частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского. По информации с сайтов: www.kostroma-eparhia.ru и kostroma-eparhiy.narod.ru При Троицком соборном храме до последнего времени были два боковых придела: один в северной галерее собора, в честь Смоленско-Шуйской иконы Божией Матери, а другой - в южной, во имя преподобного Михаила Малеина. Прежде в предолтарии Троицкого собора был ещё придел во имя священномученика Ипатия, который упразднен 22 ноября 1862 г., с устройством в архиерейском доме малой крестовой церкви во имя этого святого. Из вышеназванных первых двух приделов придел в честь Смоленско-Шуйской иконы Божией Матери, помещавшийся с 1879 года в северной галерее собора, в 1912 г. перенесен в так называемую " зеленую " башню, а северная галерея собора таким образом получила свое первоначальное назначение. Придел во имя преподобного Михаила Малеина весьма незначителен по своим размерам, так как большая часть южной галереи собора, в которой он находится, обращена в ризничную палату, и сравнительно более прост по внутренней своей отделке и украшению, чем другие части Троицкого соборного храма, украшенные фресковой настенной живописью. Придел во имя преподобного Михаила Малеина устроен по просьбе архимандрита Ипатьевского монастыря Кирилла с братиею и соизволению царя Михаила Феодоровича вскоре по вступлении его на престол. Св. иконы в иконостасе и алтаре придела все писаны были на золоте и украшены серебряными вызолоченными венцами и жемчугом. В 1649 г. этот придел сильно пострадал от взрыва пороха под соборным храмом. Но уже в следующем 1650 году, по грамоте царя Алексея Михайловича от 25 марта того же года на имя архимандрита Ипатьевского монастыря Гермогена, он, по прежнему, был устроен с " великим благолепием " .

http://sobory.ru/article/?object=05167

Обоянь. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В городе Обоянь сохранился старинный храм Смоленской иконы Божией Матери. Спасаясь от поляков, десять беженцев из Смоленска вынесли из осажденного города Смоленскую икону Божией Матери. На ночлег остановились в Обояни. А наутро, собравшись в путь, с удивлением обнаружили, что икона словно приросла к живописному холму. Это и стало причиной закладки храма в 1739 году. Долгое время Смоленская церковь, освященная в 1790 году, оставалась самой вместительной в городе. Именно поэтому ее выбрали для помещения на ночь праха Александра I в 1825 году. Прихожане очень заботились об этом храме, некогда сюда была доставлена икона Спасителя из Иерусалима, освященная на Гробе Господнем. В советское время Смоленскую церковь разорили, но, к счастью, не взорвали. Крест был сбит, через пролом в звоннице был сброшен на землю старинный колокол, звон которого разносился на 20 км вокруг. Эта старинная церковь – единственная Смоленская в Курской Епархии, является памятником архитектуры 18-20 вв. Только в 1991 году, когда храм передали епархии, началось его восстановление. В 2000 году к лику святых был причислен один из его настоятелей Петр Григорьев, расстрелянный во время репрессий в 1937 году. Из каменных храмов Обоянского уезда наиболее древними были ныне не существующие Обоянская Троицкая церковь, основанная в первой половине XVIII в. (она запечатлена на одной из фотографий нынешнего Свято-Троицкого соборного храма), Знаменская и Предтеченская церкви Обоянского Знаменского монастыря, а также сохранившаяся Обоянская Смоленская церковь, построенная в 1790 г. Есть предположение, не подкрепленное, впрочем, документами и исследованиями, что на месте теперешней Смоленской церкви стояла Георгиевская церковь, основанная вновь на месте Обоянского кладбища. В 1845 г. Смоленская церковь была «возобновлена» пристройкой двух каменных приделов. Имена храмоустроителей, к сожалению, остались неизвестны. Подробного описания церкви не имеется, но об ее облике и состоянии свидетельствует составленная в 1920 г. опись: «храм теплый, одноэтажный, с одной главой, покрытый железом, крест на главе железный прорезной, наружная поверхность оштукатурена… На колокольне 10 колоколов… Главный престол во имя Смоленской Богоматери, правый во имя Иоанна Блаженного Устюжского Чудотворца, левый Великомученицы Параскевы. Жалования двум священникам, диакону и двум псаломщикам не положено... Земли церковной вместе с погостом 11 десятин 11 квадратных саженей, пахотной 45 десятин, сенокосной 22 десятины. Дома для священноцерковнослужителей как такового нет». В фасаде ограды были устроены два каменных флигеля: один для приходской школы и церковной сторожки, другой с разрешения епархиального начальства отдавался под квартиру, а вырученные средства шли на содержание школы. Школа была мужская, двухкомплектная, на ее содержание отпускалось 285 руб.

http://sobory.ru/article/?object=08495

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010