Новодевичий , 1 кл., в Москве, на Девичьем поле. Основан в 1524 г. вел. кн. Василием Иоанновичем по случаю возвращения Смоленска, бывшего более 100 лет под властью Литвы (см. 28 июля). Во время Польско-Литовского нашествия мон. служил крепостью и станом то для врагов, то для защитников отечества. В 1611 г. пан Гонсевский выжег его. По вступлении на престол Михаила Феодоровича мон. был возобновлен. Иконостас соборного храма, в честь Смоленской иконы Божией Матери, состоит из икон старинного письма, принадлежавших царицам и царевнам. Стены, своды и столбы собора покрыты фресками. Здесь погребена царевна София Алексеевна. Ежегодно 28 июля из Кремлевского Успенского собора совершается крестный ход в мон., в память возвращения Смоленска от Литвы. В мон. находится список с чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, поставленный в 1525 г., список с подлинной Иверской иконы Божией Матери (см. 31 мар.), иконы Богоматери «Взыграние» и Живоносного Источника 85 . При мон. училище, приют для сирот-девочек и две богадельни. Покровский-Васильевский , общ., в Павловском посаде, Богородского у. Учрежден в 1902 г. из женской общины, открытой в 1894 г. на месте благотворительного женского общежития, устроенного в 1885 г. В 1895 г. освящен вновь сооруженный в византийском стиле соборный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. При мон. приют для бедных детей. Покровский Хотьковский , 3 кл., в 10 в. от Св.-Троицкой лавры, при ж.-д. ст. Хотьково. Основан не позднее первой четверти XIV в. Здесь скончались (в 1337 г.) и погребены праведные Кирилл и Мария – родители пр. Сергия Радонежского, принявшие здесь иночество; при их гробницах поются для богомольцев панихиды. В соборном храме, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, находится свято чтимая икона Богоматери – Толгская, принадлежавшая прежде царице Параскеве Феодоровне; драгоценный убрус на эту икону пожертвован имп. Анной Иоанновной. Здесь же замечательна старинного письма икона Знамения Божией Матери; на этой св. иконе у ног Богоматери, изображенной во весь рост, начертана гробница Кирилла и Марии, a по сторонам гробницы их дети – Варфоломей (пр. Сергий), Стефан и Петр, и супруги последних – Анна и Екатерина. При мон. школа, иконописная мастерская, больница и богадельня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Ордынок. Ордынская Поречская мужская пустынь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1764. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тверская область, Жарковский район, Ордынок Координаты: 55.90604, 32.038021 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Ордынская Поречская заштатная (с 1764 года) общежительная мужская пустынь (почтовое отделение при пустыни) на левом берегу реки Межи, при впадении реки Ордынки, в 4 верстах от ближайшей деревни Закеевой, в 100 верстах от уездного города Поречья Смоленской губернии. Время основания с точностью неизвестно; по одним преданиям, она основана в половине XV века укрывшимися сюда от нападения ордынцев иноками; затем была разорена разбойниками; возобновлена была около 1700 года. Храмов три: 1) двухэтажный, внизу в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделами в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Сергия Радонежского (освящен в 1725 году), верхний в честь Сошествия Святого Духа (освящен в 1730 году и возобновлен в 1845 году); 2) каменный соборный во имя Софии Премудрости Божией (освящен в 1857 году) с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и в честь иконы Божией Матери Одигитрии; 3)каменный во имя Николая Чудотворца. В монастыре храниться местночтимая Владимирская икона Божией Матери. 24 июня, 29 августа и 13 августа совершаются крестные ходы в приписной Предтеченский скит, а 23 июня бывает крестный ход вокруг монастыря. В правом приделе Софийского собора, в каменном склепе, покрытом чугунною плитою, покоится тело архиепископа смоленского Тимофея († в 1862 году). Пустынь владеет 696 десятинами земли и рыбными ловлями на озерах Щучьем и Сошенском. Игумен, иеромонахов 9, иеродиаконов 2, монахов 3, послушников 76. При пустыне: Предтеченский Ордынский мужской скит, основанный игуменом Палладием в 1857 году, в 1 версте от пустыни. Храм каменный двухэтажный: внизу во имя св. Иоанна Предтечи, а вверху во имя св. Тихона Задонского. Церковно-приходская школа с ремесленным отделением (с 1892 года). В 12 верстах от пустыни, на земле, пожертвованной купеческою вдовой Ираидою Маковою, во владении пустыни находится, построенный Маковой, каменный храм во имя Святой Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=38515

Вязьма. Церковь Рождества Христова (Дворцовая). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Христова , Колочской иконы Божией Матери Год постройки:1745. Год утраты:Не установлен. Адрес: Смоленская область, Вяземский район, Вязьма (дом по улице 25 Октября.) Координаты: 55.204355, 34.299408 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Рождества Христова (Дворцовая) находилась там, где сейчас расположен дом по улице 25 октября. В 1654 году по Руси свирепствовала чума, а в городе Вязьме ее не было, и сюда приехал царь Алексей Михайлович с семьей и с патриархом всея Руси Никоном, для них на окраине города был построен деревянный дворец около новой Калужской дороги (дворец находился на том месте, где сейчас расположен памятный камень Алексею Михайловичу) и прожил он в городе Вязьме около года. В 1655 году в знак благодарности Алексей Михайлович приказал близ дворца построить деревянный храм во имя небесного покровителя царя митрополита Алексия. В народе же эта церковь называлась Дворцовой. В 1740 году деревянная церковь была разобрана и на ее месте в 1745 году на средства купца Ивана Михайловича Лютова был построен двухэтажный каменный храм с двумя престолами: на втором этаже теплый Колочской иконы Божией Матери, на первом этаже - холодный придел Рождества Христова. В это же время вокруг церкви строится каменная ограда с трехарочными воротами и двумя каменными сторожками. Также была построена каменная часовня Колочской иконы Божией Матери. Часовня находилась на углу улиц 25 октября и Дворцового переулка (Верхнее Калужской ул. и Дворцовой ул.). Указом Св. Синода от 30 ноября 1821 года церковь Рождества Христова была приписана как безприходная к Богоявленской (Введенской) церкви. 10 февраля 1888 года, по распоряжению Епархиального Начальства, справлять богослужения в Дворцовой церкви было поручено Соборному причту. В 1934-35 годах в храме располагался кружок планеристов, с 1937 года в нем был организован «Дом малютки», в котором находились дети от 3 до 5 лет.

http://sobory.ru/article/?object=34402

Храм был закрыт в 1929 году. Здание собора лишилось пятиглавия и было передано под краеведческий и художественный музей. И только в конце 90-х годов XX века Смоленский собор вновь обрел свое истинное предназначение. В короткие сроки было реставрировано пятиглавие, началось воссоздание внутреннего убранства. 1 августа 1998 года в храме начались богослужения, а 11 сентября состоялось освящение собора Преосвященнейшим Иоанном, епископом Йошкар-Олинским и Марийским. Официальный сайт Йошкар-Олинской епархии РПЦ, http://mari.eparhia.ru Собор в честь Смоленской иконы Божией Матери в городе Козьмодемьянске был построен в 1772 году на средства губернского секретаря Михаила Ивановича Дьяконова, купцов Василия Ивановича Замятнина и Якова Алексеевича Морозова. Главный престол освятили во имя Смоленской иконы Божией Матери, правый придел – в честь Архистратига Божия Михаила, левый – во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1910 году к храму были приписаны две часовни, одну из которых построили в 1883 году в память 300-летия Козьмодемьянска и в честь коронации императора Александра III. До революции при церкви действовала церковно-приходская школа. В советское время духовенство и верующие Смоленского собора не уклонялись в обновленчество, находились под омофором Патриарха Тихона, а в последующие годы – митрополита Сергия (Страгородского). Смоленский собор был закрыт 21 апреля 1932 года постановлением Мароблисполкома, здание передали под краеведческий и художественный музей. В 1990 году, в связи с возрождением религиозной жизни в стране, в Козьмодемьянске была зарегистрирована церковная община, до 1998 года богослужения совершались в бревенчатом доме, освященном архиепископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном 6 августа 1996 года как Вознесенский храм. Здание Смоленского собора возвратили церкви в 1998 году, 7 августа того же года в нем начались богослужения. 24 сентября 1999 года храм был освящен архиерейским чином. К церкви приписаны упомянутый выше Вознесенский храм, часовня в честь святителя Николая Чудотворца, расположенная на соборной территории, и молельная комната в здании центральной районной больницы.

http://sobory.ru/article/?object=05482

На другой день в соборном храме совершена была литургия. Архиепископ и градоначальники, сняв список с новоявленного образа и описав обретение его и чудеса от него бывшие, отправили все это в Москву, к царю Ивану Васильевичу IV. Царь на месте обретения чудотворной иконы повелел создать деревянный храм во имя новоявленного образа, устроить женский монастырь и здесь поставить икону. Девица Матрона, обретшая святыню, постригшись в монашество под именем Мавры, была первою инокинею, а потом настоятельницею этого монастыря. Особенное уважение к чудотворному образу Богоматери имел благочестивый царь Феодор Иоаннович. В 1595 году он создал в монастыре новую церковь и повелел обложить чудотворный образ Богоматери золотом и драгоценными камнями. Казанская икона Божией Матери до 1612 года была чтима только местно, в Казани, и празднование иконы совершалось 8 июля, в день ее обретения. Но, когда в 1612 году «молитвами и заступлением Пречистыя Владычицы, явлением чудотворной иконы Казанския, московское государство от поляков было очищено», царь Михаил Феодорович в память сего события установил праздновать в Москве Казанской иконе Божией Матери два раза в год; в день ее обретения (8 июля) и в день избавления Москвы от поляков (22 октября), с учреждением крестных ходов из Успенского собора в Введенскую церковь , где князь Пожарский поставил свой список с Казанской иконы Божией Матери. Государыня императрица Екатерина II чудотворной иконе приложила бриллиантовую корону, а император Павел I устроил величественный храм на месте ее обретения. Не оскудевают и ныне чудеса милости Божией, совершающиеся по усердной молитве пред чудотворною иконою. Посему св. икона сия чтится не только в Казани, но и по всей России, украшающейся множеством св. храмов в честь Казанской иконы Богородицы, с многими чудотворными списками с Нее. Молясь пред чудотворною иконою, православные христиане усердно молятся ко Владычице Богородице. Помолимся Ходатаице всего рода христианского и мы, взывая к Ней так: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго! за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душою и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами и невозвратно надежду имущих на Тя, избавление всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево! Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим» (Тропарь гл. IV). (Никанора, еписк. смоленск. «Слова и реч.». изд. 1897 г. 2. Милость Божия, явленная чрез чудотворную икону Казанской Божией Матери 2 апреля 1899 года

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Первое богослужение было совершено в день памяти блаженной Ксении Петербуржской 7 февраля 1994 года. На приходском собрании было принято решение построить сначала небольшой деревянный храм с учетом финансовых возможностей прихода, а затем уже далее строить каменный. Был заказан сруб в г. Лихославле Тверской области. Одновременно готовилась техническая документация на храм, и оформлялось выделение земли. 4 июня 1995 года епископом Григорием при большом стечении народа был совершен чин основания храма, после чего начались земляные работы. Храм предполагалось строить двухэтажным, размещая в подвальном помещении ризницу, просфорню, склад, библиотеку, трапезную. 18 апреля 1997 года благочинным церквей Талдомского округа протоиереем Анатолием Пахмутовым иерейским чином было совершено освящение храма, а 20 апреля на праздник Входа Господня во Иерусалим совершилась первая Божественная Литургия. В течение 1997 года готовилась документация, и велись предварительные работы для строительства еще двух сооружений — колокольни-крестильни и въездных ворот в виде трехэтажного здания с башенкой. 19 января на праздник Крещения Господня по благословению митрополита Ювеналия был заложен крестильный храм в честь блаженной Ксении Петербуржской. В 2001 году совершено малое освящение этого храма. Информация предоставлена настоятелем Храма Архангела Михаила в г.Талдоме Московской области священником И. Шугаевым Храм Смоленской иконы Божией Матери в г. Дубне (1907-1947) Первоначально Смоленский храм находился в селе Подберезье Корчевского уезда, Тверской губернии, ныне Подберезье – это ул. Кирова в г. Дубне. В 1891 году в Корчевском уезде распространилась холера, начался мор среди людей и падёж скота, спасаясь от этой напасти, жители уезда обратились к заступничеству Божией Матери. В Преображенском храме г. Корчевы находилась чудотворная икона, именуемая Смоленская. Вероятно, духовенство и миряне прошли с этой иконой Крестным ходом по деревням, а может, состоялся всенародный, «соборный» молебен перед иконой в самом храме. Как бы то ни было, но мор прекратился, и благодарные жители деревни Подберезье захотели поставить у себя часовню во имя Смоленской иконы Божией Матери, о чем и писали Тверскому архиерею. Но скоро решили, что часовни недостаточно, надо строить храм. Инициаторами этого благого начинания были Ефим Андреевич Зернов и Константин Егорович Куликов.

http://sobory.ru/article/?object=03614

На день памяти преподобного Феодора Студита пришлось знаменитое бегство хана Ахмата от реки Угры и падение татаро-монгольского ига. Тогда же, в конце XV века, на этом месте построили памятную часовню в честь Феодора Студита и Смоленской иконы Божией Матери. А вскоре в память об избавлении от хана Ахмата на Угре великий князь Иван III основал здесь и женский Смоленский монастырь. Возможно, что тогда же и появилась первая Феодоровская церковь, которая сначала была соборным храмом этого монастыря. По крайней мере, летопись упоминает ее уже в описании московского пожара 1547 года. Главный престол церкви был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, а придел- во имя Феодора Студита. Другая версия гласит, что эту церковь патриарх Филарет устроил из древней часовни. Возможно, что прежняя (монастырская) церковь к тому времени сгорела или была сильно порушена. Дополнительно известно то, что по Смоленской иконе и основанный Иваном III монастырь, и, позднее, ближайшие ворота Белого города (будущие Никитские) именовались Смоленскими. В 1619 году у этих ворот встречали из польского плена Феодора Никитича Романова, будущего патриарха Филарета. Видимо, здесь его встречало духовенство, поскольку свидание отца с царственным сыном произошло раньше, у Пресненских прудов. В благодарность за избавление от плена патриарх Филарет по обету обустроил Смоленский монастырь. Он стал мужским и был переименован в Феодоровский – в честь святого патрона патриарха- Феодора Студита. Монастырь, для которого царским указом отвели обширную территорию, предназначался для патриарших слуг. В 1624-1626 годах Филарет и построил здесь новую Феодоровскую церковь, которая стала соборным храмом монастыря. Возможно, что она действительно была перестроена из часовни, которая сохранилась до того времени и была посвящена небесному покровителю патриарха Филарета. Храм считался патриаршим домовым, как и «официальная» Ризположенская церковь в Кремле. В новой обители у Никитских ворот иждивением патриарха была устроена одна из первых в городе больниц для бедных.

http://sobory.ru/article/?object=02257

Иерусалимская церковь в Бронницах, построенная гораздо позже собора Архангела Михаила, представляет собой типичный пример классицизма, успешно адаптированного в XIX в. православной храмовой архитектурой, хотя некоторые исследователи находят в ее облике черты ампира. Церковь шестистолпная, увенчанная одним куполом. Основной престол храма посвящен повсеместно почитаемой жителями Иерусалимской иконы Божьей Матери, чудесным образом спасшей людей во время страшной вспышки чумы. Имеются два придела – Никольский и Иоанна Милостивого . В конце XIX в. в храме появилась роспись, принадлежащая руке известного художника Розанова. Построенная в 60-е гг. XIX в., колокольня соборного комплекса Михаила Архангела относится сейчас к числу памятников федерального значения и является самой высокой в Подмосковье. Внешне напоминает колокольни Новодевичьего и Новопетровского монастырей. http://www.bankgorodov.ru/sight/index.php?sid=753 К концу XVII столетия город Бронницы (тогда богатое село и крупный центр дворцового коннозаводства) уже имел деревянный храм, освященный Архистратигу Михаилу. В начале XVIII столетия деревянный храм обветшал, и было решено возвести новый, каменный собор. Работы по его строительству были закончены в 1705 году и в том же году освящен. Иконостас и иконы для храма были заказаны лучшим мастерам Оружейной палаты, царским мастерам-иконописцам Тихону Ивановичу Филатьеву и Кириллу Ивановичу Уланову. Оба мастера подписывали свои работы, поэтому в соборе известны две подписные иконы Тихона Филатьева: Спаса Вседержителя и Смоленская икона Божией Матери (датированные 1703 годом). Кирилл Уланов написал для собора икону Богоматери «Живоносный Источник» (1703), Владимирскую икону Божией Матери, храмовый образ Архангела Михаила (1704), а также икону свт. Иоанна Милостивого (1705). Храм представляет собою высокий, квадратный в плане четверик, завершенный величественным пятиглавием. Алтарная апсида собора трехчастная. Такая постройка была традиционной для русской церковной архитектуры того времени. По декоративным своим элементам собор принадлежит эпохе московского барокко: внутреннее пространство богато украшено лепными украшениями – картушами (виньетками). Благолепие храма подчеркивается и высоким резным вызолоченным шестиярусным иконостасом, который являлся великолепным украшением собора; богатством же самого иконостаса были иконы, написанные кистью царских иконописцев.

http://sobory.ru/article/?object=23692

В 1848 г., во время эпидемии холеры, списки Колочской иконы носили крестным ходом по ближним деревням. Приносили образ и в Андреевский приход, после чего в храме с. Андреевского оставили его список, а в 1874 г., при возведении сохранившейся каменной ц. во имя мч. Андрея Стратилата, устроили в ней придел в честь Колочской иконы Божией Матери. В сент. 1871 г., когда в Можайске появились первые больные холерой, жители испросили благословение у священноначалия принести чудотворную Колочскую икону, для встречи которой прибыл еп. Можайский Игнатий (Рождественский) . Икону по просьбе монахов Лужецкого мон-ря приносили и в эту обитель, эпидемия прекратилась и уже не возобновлялась ни в Можайске, ни в его окрестностях. Избавление от эпидемии зафиксировано и в 1892 г. Во 2-й пол. XIX в. ежегодно в мае и июне икону крестным ходом переносили в собор Гжатска. За 2-3 недели соборное духовенство обходило с ней дома прихожан, затем святыню переносили в городскую Богоявленскую ц. Традиция крестных ходов сохранялась некотоое время и после закрытия обители в 20-х гг. XX в., когда монастырский Успенский собор был обращен в приходский храм. В 1912 г., ко дню празднования 100-летия Бородинской битвы, из Смоленска была принесена крестным ходом Смоленская икона Божией Матери, к-рая нек-рое время находилась в К. м. События 1912 г. так описываются современником: настоятель К. м. «крестным ходом должен будет встретить святую икону в селе Дровнине и сопровождать ее до самого монастыря... Смоленская икона Божией Матери будет находиться в Колочском монастыре до дня отправления ее на Бородинское поле, отстоящее на 12 верст от монастыря». Возвращение образа в Смоленск состоялось 2 сент. 1912 г. Спустя год отмечалось 500-летие обители, в к-рую 9 июля 1913 г. прибыл правящий еп. Смоленский и Дорогобужский Феодосий (Феодосиев) . В честь праздника явления Колочской иконы около мон-ря проходила ежегодная ярмарка; совершался крестный ход к источнику, к-рый, согласно преданию, забил на том месте, где произошло явление чудотворного образа.

http://pravenc.ru/text/1841794.html

Из других чудотворных икон Божией Матери необходимо отметить еще чудотворную икону Смоленскую, называемую Одигитрией, что значит «Путеводительница». Эта икона была принесена в Россию из Греции, но когда и кем, точно не установлено. Из многочисленных чудес, совершившихся от этой св. иконы, замечательно избавление Смоленска от разорения его татарами в 1239 г. во время грозного нашествия на русскую землю диких полчищ Батыя. Узнав, что татары, остановившиеся неподалеку от города, собираются произвести на него внезапное нападение, жители обратились с горячей мольбой к Божией Матери перед Ее чудотворной иконой. Орудием для спасения города Божия Матерь избрала благочестивого воина Меркурия состоявшего в дружине Смоленского князя. В ночь на 24 ноября сторож кафедрального собора, в котором стояла чудотворная икона, получил повеление от Божией Матери объявить Меркурию: «Меркурий, изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица». Сторож тотчас же пошел к Меркурию и объявил ему это. Меркурий, надев воинские доспехи, поспешил в храм к чудотворной иконе, и там услышал от нее голос, говоривший: «Меркурий, посылаю тебя оградить Дом Мой. Властитель ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой, но Я умолила Сына и Бога Моего о Доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, неведущих о нападении ратных. Сама Я буду с Тобой, помогая рабу Своему. Но там вместе с победой ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа». Со слезами пал ниц Меркурий перед св. иконою и, свято исполняя волю Богоматери, без страха один пошел на врагов. Ночью он незримо проник в неприятельский стан и убил татарского великана, на которого татары надеялись больше, чем на весь остальной свой отряд. Окруженный врагами Меркурий мужественно отражал все их нападения. Татары в ужасе видели около него величественную светозарную Жену и каких-то молниеносных мужей, и обратились в бегство. Но в последний момент Меркурий, как и предрекла ему Божия Матерь, сам был поражен в голову и пал мертвым. Татары бежали, а тело св. мученика с честью было погребено в соборной церкви. День 24 ноября до последнего времени торжественно праздновался в Смоленске всенощным бдением и благодарственным молебствием перед чудотворной иконой Одигитрии. Самый праздник в честь этой иконы совершается 28 июля. Чудотворных копий-списков с этой иконы известно в России более 30-ти.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010