Ростов. Митрополичий двор. Ростовский Кремль Архитектурный ансамбль. Не действует.   Год постройки:Между 1675 и 1695. Адрес: г. Ростов Великий Координаты: 57.184679, 39.416086 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Митрополичий двор, выстроенный в центре города, на берегу озера Неро, являвшийся в своё время резиденцией митрополитов  Ростовских. Окружён он стенами с башнями, которые и придают ему видимость укреплённого кремля. Однако, эти стены не были рассчитаны на серьёзную оборону и играли в те годы, скорее всего, декоративную роль. Построен был митрополичий двор при митрополите Ионе Сысоевиче в 1670-1683 г.г. Сейчас это музей-заповедник " Ростовский кремль " (увы, не принадлежит РПЦ). К бывшему двору митрополита вплотную примыкает соборная площадь, на которой находятся Успенский собор и звонница. Площадь эта с трёх сторон окружена собственной оградой, а с четвёртой стороны её ограничивает северная стена митрополичьего двора. Попасть на соборную площадь можно как с городской территории через Святые ворота в её ограде, так и из музея-заповедника по переходу, который устроен в нижнем ярусе надвратной церкви Воскресения, построенной около 1670 года. Церковь Иоанна Богослова, пожалуй, самое совершенное произведение мастеров, возводивших митрополичью резиденцию. Все лучшее из опыта, накопленного ими за годы строительства, нашло блестящее воплощение в этом замечательном памятнике. Церковь как-бы вся устремлена вверх, что достигнуто за счет сильно вытянутых по вертикали основного объема, барабанов глав, шей крестов и мастерски скомпонованного пятиглавия. Она выглядит более нарядной и праздничной, чем все другие церкви кремля. По сути своей, и бывший митрополичий двор (ныне музей-заповедник), и соборная площадь с великолепным, доминирующим над всем городом Успенским собором, стали единым, гармонично сочетающимся архитектурным ансамблем. Здесь, на центральной площади митрополичьего двора, у северной стены, находится храм во имя иконы Божией Матери Одигитрии. Церковь эта была последним построенным здесь культовым строением (1692-1693 гг.). - она прекрасно смотрится на фоне живописного кремлёвского пруда.

http://sobory.ru/article/?object=03271

Сыктывкар. Храмовый комплекс. Собор Троицы Живоначальной и церковь Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:между 1733 и приблизительно 1850. Год утраты:1933 Адрес: Республика Коми, г. Сыктывкар, парк имени Кирова Координаты: 61.673483, 50.841419 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Большинство учреждений и торговых заведений Усть-Сысольска, а также Троицкий собор находились на двух идущих параллельно реке улицах — Набережной (ныне Кирова) и Спасской (ныне Советская). Последняя стала центральной улицей Усть-Сысольска. В этом же районе находилась и рыночная площадь — один из «центров притяжения» городской территории. Вначале она располагалась у стен Троицкого собора — в районе пересечения Покровской (ныне Орджоникидзе) и Набережной. Стояло там всего несколько палаток для мелочной торговли. В обычные дни недели площадь пустовала, зато в воскресенье, во время торга, сюда собиралось полгорода. И, конечно же, особенно оживленной была площадь в дни Георгиевской ярмарки. В 30-е годы XIX века городские власти перенесли рыночную площадь немного в сторону, на территорию нынешнего парка им. С. М. Кирова. Соборные здания — старейшие каменные сооружения Усть-Сысольска, построенные еще в догородской период на месте деревянных церквей. Первой из них на сысольском берегу появилась Покровская церковь. Строительство ее началось в 1733, освящена в 1740 году. В 1753 рядом с ней началось строительство другой каменной церкви — Троицкой. Она была освящена в 1768 и имела два престола. Затем, в 1792 году на втором этаже Покровской церкви началось строительство Спасской церкви, освященной в 1808. Вместе с колокольней, построенной позже, эти церкви составили единый ансамбль городского Троицкого собора. Строительство таких больших каменных сооружений — дело сложное. Своих мастеров в Усть-Сысольске не было. Для постройки каменных зданий приглашали специальные бригады каменщиков. На Севере славились своим мастерством каменщики из Великого Устюга. Вот их-то и пригласили для строительства усть-сысольских храмов. У устюжских мастеров был свой, сложившийся за десятилетия, стиль строительства. Для него характерны башнеобразные постройки, многоярусный силуэт зданий, завершавшихся придававшими им стройность и изящество небольшими главками на тонких шейках. Именно в таком стиле был построен и Троицкий собор. Над основным прямоугольным зданием, перекрытым четырехскатной кровлей,— четверик, а на нем один над другим последовательно уменьшающиеся три граненых барабана — восьмерики (то есть имеющие по восемь сторон), завершающиеся маленькой главкой (такие же главки видны и на основном корпусе церкви). Покровская церковь смотрелась проще. Сказалось то, что ее строили в два приема: первоначальный вариант был искажен.

http://sobory.ru/article/?object=42280

Святитель Питирим Тамбовский ЖМП 8 август 2014 /  «Величаем тя, святителю отче наш Питириме». Памяти святителя Питирима Тамбовского В конце июля 1914 года — в последние мирные дни перед вступлением России в Первую мировую войну — произошло событие огромного духовного и культурного значения для Тамбовского края и всей Русской Православной Церкви. Сто лет назад Бог, «дивный во святых Своих», через многочисленные случаи чудесного исцеления явил миру нового угодника — святителя Питирима. В Тамбове при большом стечении народа прошли торжества прославления, подготовка к которым длилась два с лишним века. «И вот наконец настал давно желанный день, день открытия мощей святителя Питирима. Был ясный день. Соборная площадь с самого раннего утра до поздней ночи полна народу… Трогательным для сердца было богослужение. От всего веяло чем-то праздничным, пасхальным, а сердце радостно бьется в ожидании чего-то необычного… Вот уже пропели “Хвалите имя Господне…” По обеим сторонам гроба святителя стоит уже во всех облачениях духовенство. Один из священнослужителей снял уже покрывало с гробницы угодника Божия… Взоры всех направлены на середину собора, где на особом возвышении стоят мощи святителя… Священнослужители подняли на свои рамена гроб со святыми мощами и вышли на площадь собора через западные двери. Начался крестный ход… Соборная площадь полна народом. Заняты даже крыши домов, прилегающих к собору, верхушки деревьев, одним словом всё то, на чем можно поместиться… Многие плачут от искреннего молитвенного умиления. Наконец мощи святителя Питирима снова возвращаются через западные двери в собор. На другой день после средней Литургии мощи святителя переносятся в верхний храм кафедрального собора, где во время пения “Приидите поклонимся…” мощи ставятся на горнее место, где и пребывают до окончания литургии. Наконец окончилась поздняя литургия… К мощам святителя Питирима стали допускать больных, увечных, слепых и калек, и вдруг потоками полились чудесные исцеления от мощей святителя… А вот слепец-мальчик подходит к гробу… прикладывается к мощам святителя, и вдруг мальчик на всю церковь кричит: “Деда, я вижу тебя”»1. Так в 1914 году «Тамбовские епархиальные ведомости» писали о торжествах по случаю прославления святителя.

http://e-vestnik.ru/church/pamyati_pitir...

Выборг. Кафедральный собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский кафедральный собор Собор. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1788. Архитектор:И. Брокман, Н.А. Львов (проект) Адрес: Россия, Ленинградская область, г. Выборг, Соборная площадь, д. 1. Координаты: 60.710106, 28.739324 Проезд:из Москвы: Поезд (Ежедневно), время в пути 9 часов. Из Санкт-Петербурга: с Финляндского вокзала " Ласточка " . В пути 1 час 12 минут, электричка со всеми остановками. В пути 2 часа 20 минут. От железнодорожного вокзала до Спасо-Преображенского собора пешком (около 1,5 км). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Выборгский Преображенский собор находится на южной стороне города Выборга и алтарем обращен на юго-восток. Прежде он стоял внутри древней крепости, обнесенной со всех сторон высоким земляным валом, обшитым снаружи рваным диким камнем. Этот вал, после крымской войны, по ходатайству городского начальства, во многих местах ныне уничтожен и на месте его красуются бульвары и обширные строения, каменные и деревянные. Через это самый город распространился и слился с форштадтами Петербургским и Выборгским. Таким образом, собор находится в самом центре распространившегося города. Хотя он находится в нижней части города, но помещен посреди лучшей площади, которая названа Екатерининскою, вероятно, от находящейся вблизи лютеранской церкви св. Екатерины. Площадь эту окружают лучшие здания города, как то: императорский выборгский гофгерихт (надворный суд), с отдельным домом для президента, городская ратуша, лютеранская кирка и казармы, перед которыми устроена площадь для военных парадов, а подле лютеранской церкви - сквер для прогулки жителей. По некоторым церковным бумагам видно, что Выборгский собор до 1788 года назывался Рождественским, но трудно определить, где этот собор находился. Говорят, что когда Выборг был покорен Петром Великим и когда здесь, кроме воинских команд, стали поселяться и другие лица, преимущественно из торговцев и промышленников, тогда для них и был построен первый в Выборге православный храм, но он не был новым зданием, а только был переделан из каменной лютеранской кирки, также обращенной из католического костела. Находилось это здание на северной части города.

http://sobory.ru/article/?object=00562

Глава 1. История пустыни Новая Фиваида Местоположение и климатические условия пустыни Фиваида Пустынь Фиваида, находящаяся на значительной горной высоте в юго-западной части Святой Горы в пределах Русского Пантелеимонова монастыря, в 25 верстах от него, и состоящая под его ведением, основана в 1880 году старцами Русского братства архимандритом Макарием и духовником иеросхимонахом Иеронимом. Местность пустыни Фиваиды по первозданной красоте, надо признаться, единственная в своем роде в сравнении с другими местами Афонской горы. Отсюда открывается взору восхитительный вид на все почти восьмидесятиверстное пространство живописного Афона, венчаемое исполинским шпилем, исчезающим в облаках, которыми он почти всегда бывает окутываем. По всему этому пространству расстилаются по прибрежью монастыри и пустынные кельи, утопающие в вечной зелени. Отсюда видна неприступная строгая подвижница Каруля и суровые удолия, раскинутые под самым гигантским лишенным всякой растительности шпилем. При взоре по поверхности моря, в ясную погоду бывают видимы пять-шесть островов, а к западу – снежные Олимпийские горы. Вся площадь Фиваиды, красуясь собой, покрыта вечнозеленой растительностью. С восточной стороны она граничит с Дионисиатской метохой (то есть хутором), а к северу углубляется на несколько верст, затем вся эта площадь тянется по направлению к западу, тоже на несколько верст, и сливается с Пантелеимоновой метохой Крумицей. Все это огромное пространство почти сплошь усеяно соснами и другими вечнозелеными деревьями и кустами. Вся эта местность дробится в своем разнообразии, местами представляет живописные красивые равнины, возвышенности, местами же изрыта глубокими оврагами и крутыми обрывами, заросшими колючим кустарником и загроможденными каменными глыбами. В общем, эта обширная площадь являет взору и красоту, и суровость, привлекая путника в свои тенистые рощи, а для обитания раскрывает все потаенные места с готовностью скрыть в своих чащобах строгого отшельника и предоставить ему вожделенное безмолвие. Самая обитель этой пустыни, как со стороны моря, так и с соседних горных высот, невольно привлекает взор весьма красивым расположением своим и постройками: церквами, корпусами и разбросанными вокруг в разных направлениях домиками. Картина будет еще привлекательнее, когда достроится соборный храм, который будет находиться почти в центре этих построек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мичуринск. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1771. Год утраты:1936 (разобран) Адрес: Россия, Тамбовская область, Мичуринск, угол Милиционной улицы и Советской (площадь Мичурина) Координаты: 52.88843, 40.514489 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первый из храмов Козлова, воздвигнутый в 1771 г., подвергся перестройке в 1837 г. Деревянное строение заменило каменное храмовое здание новой архитектуры с одним центральным куполом и пятью главами. Отличался богатым внутренним убранством, ценной утварью и иконами в серебряных окладах. Разобран в 1936 г. Располагался перед центральным городским парком на Соборной площади (площадь Мичурина) и замыкал Московскую улицу (улица Советская). На сегодняшний день на месте Покровского собора находится площадь им. И.В. Мичурина. Чуть правее от него занимала и занимает до сих пор свое место Ильинская церковь. " ... Лета 7143 года (1635), августа в 22 день, государь царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Руси указал... на Лесном Воронеже ...ставить город. Для городового строения указал государь ехать Ивану Биркину да Михайлу Спешневу. Да указал государь к воеводам послать грамоты, чтобы воеводы велели кликать, которые охочие люди и не в какой службе не записаны шли на городище на житие с жёнами и с детьми... Да вы же, Иван да Михаил, напутствовал царь, устройте в новом городе храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы с приделом " . Такими словами начиналась история нашего города и первой его церкви - Покровской. Уже через несколько месяцев расторопные воеводы писали государю ответ, в котором говорилось буквально следующее: " ... и на Козловом урочище по твоему государеву указу, у Бога милости прося ...острог, которому быть вместо города обложили октября в 11 день. А церковь во имя Пресвятыя Богородицы честного и славного Покрова октября в 18 день " . Как и весь город, была она деревянною, однако простояла целых 137 лет.

http://sobory.ru/article/?object=38562

Великий Устюг. Соборное дворище. Архитектурный ансамбль. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, Вологодская область, Великоустюгский район, г. Великий Устюг, Соборная пл. Координаты: 60.76052, 46.298348 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Среди многочисленных ансамблей Великого Устюга в первую очередь следует отметить центральный соборный комплекс, который с древнейших времен и вплоть до наших дней определяет собой архитектурное лицо города. Расположенный на месте первичного городского ядра - детинца, этот комплекс является древнейшим устюжским ансамблем. Возникновение его было неразрывно связано с основанием самого Устюга и может быть отнесено к середине XII века. В то время устюжский детинец представлял собой типичную древнерусскую крепость, являясь одновременно главным городским архитектурно - художественным центром. Версию о том, что древним центром Великого Устюга его детинцем является именно Соборная площадь, а не Городище, высказал один из первых и наиболее последовательных историков Устюга, серьезно занимавшийся проблемой первоначального освоения города В. П. Шляпин. В своей работе «Житие праведного Прокопия, устюжского чудотворца, и историческое описание устюжского Прокопьевского собора», изданной в 1903 году, он первым выдвинул предположение о том, что заселение города шло не от Городища, а от Успенского собора. Однако в 1915 году выходит книга Б. И. Дунаева «Город Великий Устюг» (переиздавалась в 1919) и, очевидно, под влиянием этой книги В. П. Шляпин отказывается от своих ранних предположений и присоединяется к точке зрения Б. И. Дунаева, утверждающего, что город начинался с Городища. Подробные доказательства первоначальной версии В. П. Шляпина о том, что ядром или детинцем города Великий Устюг является Успенский собор и соборная площадь, можно найти в книге В. П. Шильниковской «Великий Устюг», изданной в 1973 году (переиздавалась в 1987). Среди многочисленных ансамблей Великого Устюга в первую очередь следует отметить центральный соборный комплекс, который с древнейших времен и вплоть до наших дней определяет собой архитектурное лицо города. Расположенный на месте первичного городского ядра - детинца, этот комплекс является древнейшим устюжским ансамблем, возникновение которого было неразрывно связано с основанием самого Устюга и может быть отнесено к середине XII в. В то время устюжский детинец представлял собой типичную древнерусскую крепость, являясь одновременно главным городским архитектурно-художественным центром, подробно рассмотренным выше.

http://sobory.ru/article/?object=06410

Закрыть itemscope itemtype="" > Экспедиция в будущее 13.10.2011 636 Время на чтение 11 минут 13 июля 2011 года в сердце Донского края, в колыбели казачьего рода, в станице Старочеркасской, по благословению Архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона прошла учредительная конференция «Покровской культурно-исторической казачьей экспедиции». Рядовое с виду событие могло бы остаться в стороне от внимания прессы, тем более столичной, но заявленная тема: «Создание сетевой системы воспитания и образования молодежи, подготовка преподавателей и наставников на базе Донского общества православной миссии», а так же статус конференции, обусловленный участием представителей и чиновников высшего звена управления региона, неизменно обязывает обратить на себя внимание средств массовой информации. Несколько слов о станице. Автору настоящей статьи дорог и мил этот край, потому что ни много ни мало является ему Родиной. Преображение станицы, после долгих лет презрения к казачьему духу, очевидно. Восстановлен Свято-Донской мужской монастырь. Без золота куполов, но по-казачьи аккуратны и белостенны старинные казачьи церкви и соборы. Майдан - соборная площадь, в былые столетия сокрушавшая своими вольными казачьими кругами и сходами весь басурманский мир, ныне открывается паломникам и туристам в своем сакральном величественном покое. Земля ее, под ногами потомков хранит память великих подвигов сынов Дона. Отсюда началась Ермаковская Сибирь, отсюда началось Азовское сидение, за 50 лет до «Невы» прорубившее окно в Европу. Отсюда Матвей Иванович Платов повел войско к бессмертной славе победы над двунадесятиязычным войском Наполеона. Но помнит древняя соборная площадь и горечь поражения от чужеземного пророка К.Маркса, принесшего на Дон раскол, разорение и геноцид. Слово «пророк» здесь не просто фигура речи. Современный иудаизм почитает Маркса своим пророком и ведет соответствующие службы в синагогах. Это, впрочем, их право. Все помнит майдан и войсковая церковь, главенствующая над ним, хранящая до сих пор молитвенные плиты русских царей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/o...

Илл. 1. В выставочном зале 26 сентября 2014 г. 11:30 Открылась выставка конкурсных проектов убранства белградского кафедрального соборного храма свт. Саввы СВОИ РАБОТЫ В ЗАЛАХ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ ПРЕДСТАВИЛИ ЧЕТЫРЕ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВА Как уже сообщал «Церковный Вестник» 15 июля, благоукрашение собора возложено на российскую сторону в соответствии с межправительственными договоренностями. В марте 2012 года в Москве представители российского Министерства культуры и сербского Министерства иностранных дел подписали соответствующий протокол, во исполнение которого была создана рабочая группа под руководством митрополита Волоколамского Илариона и митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия. В июне нынешнего года Российская академия художеств (РАХ) выиграла всероссийский тендер на проведение творческого конкурса проектов внутреннего убранства. К моменту истечения срока приема заявок свои работы представили четыре авторских коллектива. До 5 октября они выставлены в залах Российской академии художеств по ул. Пречистенка, 19. На следующий день под председательством двух названных иерархов, а также министра иностранных дел Сербии Ивицы Дачича там же состоится заседание жюри, которое назовет проект-победитель и еще двух призеров. «Впрочем, проигравших не будет. Если Богу будет угодно и проект начнет осуществляться, задействованы в нем окажутся все конкурсанты. Работы хватит на несколько лет, - уверен народный художник РФ член президиума РАХ Николай Мухин. - Напомню: стены Храма Христа Спасителя в 1999 году расписывали 350 человек, а выполнять мозаичное убранство еще сложнее». Кафедральный собор свт. Саввы Сербского на Врачаре — крупнейший православный храм мира, который строится уже около века. Его площадь — 7,6 тыс. кв.м, площадь поверхности внутренних стен 17 тыс. кв.м, а по высоте он лишь немного уступает кафедральному соборному Храму Христа Спасителя, примерно соответствуя ему по объему. Убранство мозаичными иконографическими изображениями предусмотрено решением Священного Синода Сербской Православной Церкви. Несмотря на то, что проходящий конкурс проектов официально носит всероссийских характер, фактически он стал международным. С российской стороны его курирует Отдел внешних церковных связей . Именно поэтому вместе с авторскими коллективами из обеих российских столиц и Ярославля возможность участвовать получили и художники из Белоруссии. Более того, стенописная мастерская минского Свято-Елизаветинского монастыря даже рискнула «раскрыться» перед посетителями выставки и обозначила свое авторство проекта под номером 3 (см. Илл. 4). Остальные участники «зашифрованы» под номерами.

http://e-vestnik.ru/culture/belgradskiy_...

Барнаул. Собор Петра и Павла. Петропавловский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:Между 1771 и 1774. Год утраты:1935 Архитектор:Д.П. Макулов Адрес: Барнаул, Соборная площадь (сейчас Площадь Свободы) Координаты: 53.331136, 83.789794 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 1 мая 1747 г. бывшие владения Акинфия Демидова на Алтае, включая все заводы, строения, земли, рудники, оборудование, а также приписных крестьян и мастеровых, отошли во владение Императора и отданы в ведение Кабинета Его Императорского Величества. Началсяся новый этап в истории Барнаула, условно называемый кабинетским. В 1748 году в поселке Барнаульского сереброплавильного завода, между казармами и офицерскими домами, началось строительство первой барнаульской церкви " во имя верховных апостолов Петра и Павла. Геодезии прапорщику Пимену Старцеву было поручено " сочинить чертеж " деревянного храма. Строители - плотник Елисей Анчутин, " Сибирского гарнизона Тобольского полка солдат " Анисим Чуркин, " новоучрежденного драгунского полка драгун " Еремей Кабаков и 13 помощников. Деревянный храм был завершен и освящен в 1749 году. При храме было небольшое кладбище. В 1751 году здесь в ограде был похоронен Андреас Беэр, горный специалист, первый начальник Колывано-Воскресенских заводов, а в 1766 году - Иван Ползунов, изобретатель русской паровой машины. Деревянная церковь простояла 19 лет. В 1767 г. духовное правление Барнаульского завода обратилось в Кабинет с прошением " разрешить построить церковь на каменном фундаменте, кирпичную... ибо за слабостью здесь грунта и дряблостью леса деревянное строение весьма непрочно и не более двадцати лет простаивает " . Деньги на строительство выделял Барнаульский сереброплавильный завод. В ответ на прошение в декабре 1767 г. из Петербурга был прислан проект каменного Петропавловского собора архитектора Д.П. Макулова, выполненный в стиле барокко. Поскольку в Кабинете проект был признан сделанным " с излишнею весьма огромностью и по смете превосходящим гораздо предписанные пределы " , в Барнауле должны были его взять за образец и доработать. Разработка сметы и плана строительства собора были поручены горному инженеру И. Медеру и подпоручику П. Попову.

http://sobory.ru/article/?object=23542

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010