Александр Щипков, профессор философского факультета МГУ им. Ломоносова, почетный гражданин города Тарусы высказался о возвращении улицам города исторических названий: - Я как Почетный гражданин Тарусы полностью поддерживаю решение депутатов городской Думы и считаю его очень осмысленным, корректным и взвешенным. Думаю, что пример Тарусы – хороший пример для других уездных и, я бы даже осмелился сказать, областных городов России. Вопрос возвращения исторических названий улиц – подчеркиваю: возвращения, а не переименования, – возник лет десять назад, когда мы устанавливали в Тарусе памятник генералу Ефремову. И уже тогда мы обращались к руководству района и города, к депутатам с просьбой переименовать площадь Ленина в Соборную площадь. Потом появилось предложение переименовать улицу Каляева, варианты предлагались разные. Это было связано с участившимися террористическими актами и в России, и за границей. А Каляев был террористом и нам казалось, что с воспитательной точки зрения все это не очень полезно для детей. Очень важно, в каком окружении вырастают дети. Какие вывески они читают – помните, в России в конце концов добились запрета на вывески на латинице и заставили всех перейти на русский? Или обилие рекламы с фривольными натурщицами – раньше этим были заполнены все городские улицы. Наши дети все это видели, в этом росли. Так вот: наименования улиц не менее, если не более важны. В Тарусе, как и во многих других городах, большой процент улиц носят коммунистические названия, имена коммунистических деятелей. Иногда это были достойные люди, иногда – не очень, а иногда и просто люди, которые сыграли, прямо скажем, негативную роль по отношению к России. И ребенок видит эти имена. Они у него на слуху. В то же самое время все эти улицы когда-то имели другие названия, иногда очень простые, связанные с ремёслами – Кирпичная или Лесопильная. Или связанные с местностью – Овражная. Или связанные с фамилией – Даниловка. Или Калужская, которая ведет на Калугу, и которую воспела в стихах Марина Цветаева... То есть это все уже есть в нашей истории, в нашей литературе.

http://religare.ru/2_119940.html

С этим почти никто не спорит. Зато спорят последние несколько дней о другом. О рекоммунизации Новороссии. Павел Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии» Читатели в курсе, но, тем не менее, приведу полярные мнения по существу вопроса. Дмитрий Ольшанский: Дорогая власть! Дорогой Кремль! Остановите пожалуйста абсолютно безумных людей, управляющих городом Мелитополем, которые затеяли абсолютно безумное переименование городских улиц. Эти люди всерьез - я подчеркиваю, всерьез, это не пародия, - в России 2023 года решили переименовать улицу Академика Королева - в улицу Куйбышева, улицу Ярослава Мудрого - в улицу Розы Люксембург, Покровскую - в Луначарского, Университетскую - в Свердлова, Академика Патона - в Лазо, Петропавловскую - в Урицкого, Вишневую - в 40-летия Октября, Ялтинскую - в 60-летия Октября, Степной переулок - в Войкова, Соборную площадь - в площадь Революции и так далее. Это - фантастический позор, стыд и плевок в русскую культуру. На каком основании власти Мелитополя решили отменить Россию и русскую историю от Ярослава Мудрого до академика Королева, заменив ее мертвым религиозным культом коммунистических сектантов? Почему вместо названий, связанных с православной верой, на возвращенные территории России должны приходить символы, связанные с убийцами царской семьи, да и просто массовыми убийцами и террористами? Чем почитание Войкова лучше почитания Бандеры? В чем состоит освобождение, о котором мы говорим, если русская культура после прихода России оказывается запрещена? Очень надеюсь, что здравый смысл возобладает, академик Королев, Ярослав Мудрый, русские святые и праздники - не исчезнут с городских улиц, а безумные коммунисты будут приведены в чувство. Максимальное распространение со стороны неравнодушных людей будет очень полезно. И альтернативное мнение Борис Рожин: Ещё по истерике " Ах, о ужас, в Мелитополе возвращают советские названия улиц. Это ужасный заговор коммунистов " . Уж не знаю, за кого держат аудиторию эти люди. 1. Все названия откатываются синхронно в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. Это не местное решение. Это решение властей регионов и касается оно не только Мелитополя. Как не трудно догадаться, власти регионов не действуют самостоятельно и не собираются на тайные совещания, чтобы принимать одинаковые решения отдельно от Москвы.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/31/vm...

8. Устроить каменную ограду, и выпланировать площадь пред зданием и спуск под гору. 9. На северной стороне монастырского здания на место на место старых деревянных служб построить новые каменные, как то: амбары, кладовые и мастерские. 10. Покрыть все монастырские здания железом. 11. Во всех окнах монастырских зданий вставить новые окончины. 12. Оштукатурить северную сторону монастырского здания. 13. Полы и лестницы во многих местах переделать. 14. На великой соборной церкви и двух башнях, вместо теперешних черных седмиконечных, составляющих герб Потоцкого, крестов, устроить новые осмиконечные железные, и вызолотить, – равно вызолотить и небольшие главы. 15. Медную крышу на большой церкви, как совершенно ветхую, снять и покрыть железом, и крышу окрасить зеленой краской. 16. Паче всего и неотложно в нынешнее лето (1833 года) нужно починить и укрепить галерею, чтобы предотвратить опасность, угрожающую великой церкви. В заключение преосвященный присовокупляет, что местных средств к произведению вышепрописанных построек и переделок недостаточно, – что в здешних местах на материалы дороговизна чрезвычайная, – что мастеровых вовсе нет, – что их нужно вызывать из России, – что поляки, как нерасположенные к Православной Церкви в России, взаимно согласились не продавать Лавре ничего по справочным ценам, а потому просит Святейший Синод выдать Лавре заимообразно 432,750 р. ассигн., как деньги нужные, по смете, для этих построек и переделок, а Лавра обязывается выплачивать этот долг, по частям, с процентом. 16. Указ Святейшего Синода преосвященному Иннокентию, в ответ на вышеозначенное представление Святейший Синод, в разрешение предположений преосвященного Иннокентия, указом от 30 октября 1833 г. за 8082, предписал к исполнению следующее: а) произвесть только самонужнейшие постройки и исправления, как то: около монастыря устроить каменную ограду, исправить ветхости главной церкви, починить и укрепить галерею, колокольню исправить, по предположению, – архиерейское помещение устроить с северо-западной стороны братского корпуса, – на помещение для певчих перестроить базилианские службы и сараи, для консистории сделать перестройки, по плану архитектора Руско, – выпланировать площадь перед зданиями, – построить новые каменные службы, амбары, кладовые и мастерские, – переменить на всех монастырских зданиях крыши, и в окнах окончины, оштукатурить северную сторону корпуса, переделать полы и лестницы, – устроить на великой церкви и башнях новые кресты и все это производить на счет монастырских доходов; впрочем, чтобы отправить всякое в том затруднение, Святейший Синод разрешает комиссии духовных училищ ассигновать Лавре заимообразно за пятый процент просимую сумму; о других постройках и украшениях сказано, чтобы производить их в последствии, когда Лавра будет иметь к тому средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Двадцатого февраля в храме Общества, во имя Всемилостивого Спаса, были отслужены часы, затем панихида по всем почившим царям из Дома Романовых. Накануне вечером, во время всенощной, храм был полон молящимися; пели стройно все присутствующие. После всенощной весь вечер члены пели молитвы. Двадцать первого все члены и председатели отделов явились в храм Всемилостивого Спаса и участвовали в пении на литургии, а затем был отслужен молебен и после него послана телеграмма Государю Императору с выражением верноподданнических чувств. Всем присутствовавшим был предложен завтрак и чай, после чего из храма были вынесены все хоругви на громадный двор общества, установлены в порядок и двинулись через весь город к собору в Завершился крестный ход также в храме Во Имя Всемилостивого Спаса. Особо в данной связи необходимо упомянуть также праздники трезвости с крестными ходами, которые проводились в Казани с участием КОТ 28–29 апреля и 29 августа 1913 г., 8–9 апреля и 29 августа 1914 г., а также 29 августа 1916 Так, например, 29 августа 1916 г. на праздник трезвости съехались крестьяне – члены КОТ из Казанского уезда, «со своими хоругвями», которые участвовали в крестном ходе на Ивановскую площадь, «где до общего молебна был отслужен молебен священником храма Общества Всемилостивого Спаса с участием народного хора под управлением Е.Ф. Филиппова, народный хор пел духовные песнопения по пути на Ивановскую площадь и Храм фигурировал во многих отчетах, протоколах, телеграммах и иных документах КОТ, КОРС и действовавших при нем «объединенных монархических обществ и союзов». Весьма характерным в данной связи является, к примеру, содержание отправленной ими 30 июля 1908 г. Императору Николаю II телеграммы «по случаю дня рождения Наследника Цесаревича». «Члены объединенных обществ – Казанского отдела «Русского Собрания», «Казанского Общества Трезвости», «Общества Русских Ремесленников» и «Союза Русского Народа», – говорилось в ней, в частности, – сегодня, в день рождения будущего Самодержавного, Неограниченного Государя нашего, Наследника Твоего Алексия Николаевича, в своем вновь выстроенном храме Всемилостивого Спаса соборно отслужили молебствие о долгоденствии, здравии Твоем, Самодержавный Владыко земли Русской, и всей драгоценной для нас Семьи Твоей, выражаем свои верноподданнические чувства и готовность положить жизнь свою за сохранение исконных устоев русской земли.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Месть! – рычал Клопен. – Грабить! – подхватила толпа. – На приступ! На приступ! А затем раздался неистовый рев, в котором слились все языки, все наречия, все произношения. Смерть несчастного школяра охватила толпу пламенем ярости. Ею овладели стыд и гнев при мысли, что какойто горбун мог так долго держать ее в бездействии перед собором. Бешеная злоба помогла отыскать лестницы, новые факелы, и спустя несколько минут растерявшийся Квазимодо увидел, как этот ужасный муравейник полез на приступ Собора Богоматери. Те, у кого не было лестницы, запаслись узловатыми веревками; те, у кого не было веревок, карабкались, хватаясь за скульптурные украшения. Одни цеплялись за рубище других. Не было никакой возможности противостоять все возраставшему приливу этих ужасных лиц. Свирепые лица пылали от ярости, землистые лбы заливал пот, глаза сверкали. Все эти уроды, все эти рожи обступили Квазимодо; можно было подумать, что какой-то другой храм выслал на штурм Собора Богоматери своих горгон, псов, свои маски, своих демонов, свои самые фантастические изваяния. Они казались слоем живых чудовищ на каменных чудовищах фасада. Тем временем площадь вспыхнула множеством факелов. Беспорядочная картина боя, до сей поры погруженная во мраке, внезапно озарилась светом. Соборная площадь сверкала огнями, бросая их отблеск в небо. Костер, разложенный на верхней площадке, продолжал полыхать, далеко освещая город. Огромный силуэт башен четко выступал над крышами Парижа, образуя на этом светлом фоне широкий черный выем. Город, казалось, всколыхнулся. Со всех сторон доносился стонущий звон набата. Бродяги, рыча, задыхаясь, богохульствуя, взбирались наверх, а Квазимодо, бессильный против такого количества врагов, дрожа за жизнь цыганки и видя, как все ближе и ближе подвигаются к его галерее разъяренные лица, в отчаянии ломая руки, молил небо о чуде. V. Келья, в которой Людовик Французский читает часослов Читатель, быть может, помнит, что за минуту перед тем, как Квазимодо заметил в ночном мраке шайку бродяг, он, обозревая с высоты своей башни Париж, увидел только один огонек, светившийся в окне самого верхнего этажа высокого и мрачного здания рядом с Сент-Антуанскими воротами. Это здание была Бастилия. Этой мерцавшей звездочкой была свеча Людовика XI.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

Двадцатого февраля в храме Общества, во имя Всемилостивого Спаса, были отслужены часы, затем панихида по всем почившим царям из Дома Романовых. Накануне вечером, во время всенощной, храм был полон молящимися; пели стройно все присутствующие. После всенощной весь вечер члены пели молитвы. Двадцать первого все члены и председатели отделов явились в храм Всемилостивого Спаса и участвовали в пении на литургии, а затем был отслужен молебен и после него послана телеграмма Государю Императору с выражением верноподданнических чувств. Всем присутствовавшим был предложен завтрак и чай, после чего из храма были вынесены все хоругви на громадный двор общества, установлены в порядок и двинулись через весь город к собору в Кремле».(41) Завершился крестный ход также в храме Во Имя Всемилостивого Спаса. Особо в данной связи необходимо упомянуть также праздники трезвости с крестными ходами, которые проводились в Казани с участием КОТ 28 - 29 апреля и 29 августа 1913 г., 8 - 9 апреля и 29 августа 1914 г., а также 29 августа 1916 г.(42) Так, например, 29 августа 1916 г. на праздник трезвости съехались крестьяне - члены КОТ из Казанского уезда, «со своими хоругвями», которые участвовали в крестном ходе на Ивановскую площадь, «где до общего молебна был отслужен молебен священником храма Общества Всемилостивого Спаса с участием народного хора под управлением Е.Ф.Филиппова, народный хор пел духовные песнопения по пути на Ивановскую площадь и обратно».(43) Храм фигурировал во многих отчётах, протоколах, телеграммах и иных документах КОТ, КОРС и действовавших при нём «объединённых монархических обществ и союзов». Весьма характерным в данной связи является, к примеру, содержание отправленной ими 30 июля 1908 г. Императору Николаю II телеграммы «по случаю дня рождения Наследника Цесаревича». «Члены объединённых обществ - [Казанского отдела] «Русского Собрания», «[Казанского] Общества Трезвости», «[Общества] Русских Ремесленников» и «Союза Русского Народа», - говорилось в ней, в частности, - сегодня, в день рождения будущего Самодержавного, Неограниченного Государя нашего, Наследника Твоего Алексия Николаевича, в своём вновь выстроенном храме Всемилостивого Спаса соборно отслужили молебствие о долгоденствии, здравии Твоём, Самодержавный Владыко земли Русской, и всей драгоценной для нас Семьи Твоей, выражаем свои верноподданнические чувства и готовность положить жизнь свою за сохранение исконных устоев русской земли.

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/22/...

Наименование церкви соборною в славянском переводе символа – не первоначальное. В более древнейших славянских переводах символа греч. «кафоликию», а перевод словом «соборная” принят уже после (А. Гезен. История славянского перевода символов веры Спб. 1884 г. Сн. рецензию проф. Г. А. Воскресенского Спб. 1886 г.). Но такой перевод признают не точным, не соответствующим главному и наиболее употребительному понятию подлинника, что, как будто, сознавали сами древние славянские переводчики, поставляя рядом «кафоликия и соборная» (рукоп. XIV–XV в.) и позднейшие (напр. в «Кн. правил”), восстановлявшие греч. «кафолическая» вместо «соборная». Греческое – от хατ – по, сообразно и λος – весь (не всякий, а) целый, полный, значит: всеобщий, повсюдный, вселенский, всемирный. У LXX и в новом завете это слово не встречается, а у древнейших христианских писателей (Феофила, Иустина, Климента ал., Иринея, Оригена , Дионисия ареоп., Тертуллиана и др.) употребляется для обозначения понятия «вселенскости» или «повсюдности». В Апост. пост. (VIII, 10) под кафолическою церковью разумеется та, которая «от концов земли до концов ее“. Блаж. Августин говорит (De Genes ad liter. § 4): eccleciam, quae catholica dicitur ex eo, quia... per totum orbem diffusa est. Григорий Вел.: confiteor unam apostolicam et universalem ecclesiam... sanctam et catholicam, i. e. universalem congregationem sanctoram (Symbol. 22. 24). Делают догадку справедливую, что слово древние славянские переводчики не передали словом «вселенская» по следующей причине: тогда вселенная ( οχουμνη) означала собственно византийскую империю (подобно тому, как у римлян orbis terrarum – οχουμνη обнимала собственно площадь владений культурного мира) и церковью вселенскою называлась константинопольская, глава которой доселе носитъ титул патриарха вселенского (А. Гезен, на стр. 99). Следовательно, если переводчики не взяли термина «вселенский» с таким узким применением, то этим самым они засвидетельствовали, что кафоличвость церкви нужно понимать неограниченно, – в смысле всемирности, не ограниченной повсюдности, предназначения ее для всей вселенной без изъятно, а не для οχουμνη в византийском или oibis terrarum в римском смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

, на каменном фундаменте, с помещениями в 3–х этажах. Постройка ее обошлась лавре около 14 тысяч рублей. 4. Постройка свечного завода С окончанием постройки народной гостиницы, приступлено было, по плану и смете того же архитектора Раструханова, к постройке свечного завода, отстроенного, затем, в течении 1867 и 1868 г. Это обширное каменное здание, с жилыми помещениями, с мастерскими, кладовой и ледником, с подвальным этажом, крытое железом. Постройка его обошлась в 9 слишком тысяч руб. 5. Устройство галереи Лаврская галерея, служащая контрфорсом соборной церкви и бывшая, начиная с 1834 года, для лаврского начальства причиной многих беспокойств и денежных затрат по своему переустройству, при архиепископе Агафангеле приведена в настоящее ее состояние. Так, в 1867 и 1869 годах, западная и восточная части галереи, по снятии деревянного пола и железной, проржавевшей крыши, покрывавшей их, утрамбованы щебнем, выложены кирпичом, а по верх каменными плитами, залитыми по швам цементом. Но как ненастное время убедило, что песчаный плитняк пропускает чрез себя воду, то решено было плитняк, покрывающий западную часть галереи, залить асфальтом, – что и исполнено, в 1874 году, под руководством инженера Варшавской асфальтовой компании г. Спорного, с формальным ручательством предохранить галерею от сырости и течи в течении 15 лет. Что же касается восточной части галереи, лежащей между соборным храмом и братским корпусом, то она оставлена в прежнем виде, без заливки асфальтом, как лежащая не на сводах, а на плотном материке. Южная же часть, начиная от входа на нее, во всю длину пещерной церкви, покрыта по сводам красной медью, с устройством, поверх, деревянного помоста, на козлах. Издержки по приведению, при покойном архиепископе, галереи в настоящее ее состояние, не считая деревянного помоста, строившегося домашними средствами, простираются до 10 тысяч рублей. 6. Бруковка лаврского двора Так как, с окончанием постройкой колокольни, лаврский двор, от провоза по нем разных тяжестей, представлял с восточной стороны неровную, изрытую площадь, неудобную ни для проезда, ни для пешеходов; то в 1873 году приступлено было к ее выровнению и вымощению камнем, с устройством, по сторонам дороги и тротуаром для пешеходов. Одновременно, выложена прокладной плитой, в 2 сажени ширины, дорога ведущая от архиерейского дома к соборной лестнице, тогда же – лаврский двор засажен липами. Расхода по этому устройству понесено до 2–х тысяч руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

е. старинным обычаем Русской земли. Этот новый порядок должен был подготовить установление единовластия, усиливая одну прямую старшую линию московского княжеского дома, устраняя и ослабляя боковые младшия. Новгород Великий и его территория. П олитический строй Новгорода Великого, т. е. старшего города в своей земле, был тесно связан с местоположением города. Он расположен был по обоим берегам реки Волхова, недалеко от истока её из озера Ильменя. Новгород составился из нескольких слобод или поселков, которые были самостоятельными обществами, а потом соединились в городскую общину. Следы этого самостоятельного существования составных частей Новгорода сохранялись и позднее в распределении города на концы. Волхов делит Новгород на две половины: на правую – по восточному берегу реки и левую – по западному берегу; первая называлась Торговой, потому что в ней находился главный городской рынок, торг; вторая носила название Софийской с той поры, как в конце X в., по принятии христианства Новгородом, на этой стороне построен был соборный храм св. Софии. Обе стороны соединялись большим волховским мостом, находившимся недалеко от торга. К торгу примыкала площадь, называвшаяся Ярославовым двором, потому что здесь некогда находилось подворье Ярослава, когда он княжил в Новгороде при жизни отца. На этой площади возвышалась степень, помост, с которого новгородские сановники обращались с речами к собиравшемуся на вече народу. Близ степени находилась вечевая башня, на которой висел вечевой колокол, а внизу её помещалась вечевая канцелярия. Торговая сторона состояла из двух концов: Плотницкого севернее и Славенского южнее. Славенский конец получил свое название от древнейшего новгородского поселка, вошедшего в состав Новгорода, Славна. Городской торг и Ярославов двор находились в Славенском конце. На Софийской стороне, тотчас по переходе чрез волховский мост, находился детинец, обнесенное стеною место, где стоял соборный храм св. Софии. Софийская сторона делилась на три конца: Неревский к северу, Загородский к западу и Гончарский или Людин к югу, ближе к озеру. Названия концов Гончарского и Плотницкого указывают на ремесленный характер древних слобод, из которых образовались концы Новгорода.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

При РФО был создан музей В. С. Соловьева . После официального открытия его председателем был избран Г.А. Рачинский, которого кн. Κ.Н. Трубецкой охарактеризовал «как личного друга В. С. Соловьева , глубоко ему преданного и разносторонне образованного» 159 . С.И. Фудель писал о «незаменимости» Рачинского в качестве председателя в силу умения «объединять трудно объединяемое и премудро сглаживать ненужные углы» 160 . Роль С.Н. Булгакова была метко охарактеризована Андреем Белым: «Булгаков и есть душа Общества, одновременно Мария и Марфа; все прочие – только Марии... и видно: Рачинский своим председательствованием, даже ропотом на церковность C.H., ведет линию стратегических планов Булгакова» 161 . Существенную материальную помощь РФО оказывала М.К. Морозова, которая вместе с кн. Е.Н. Трубецким принимала живейшее участие в его руководстве. РФО не имело специального печатного органа. Члены его печатали свои выступления в журналах «Вопросы философии и психологии», «Русская мысль», «Московский еженедельник» и др. и в ряде газет. В 1910 году члены РФО организовали издательство «Путь». Места заседаний закрытых и открытых: квартиры М.К. Морозовой (Знаменка, 11; Новинский бульвар, 103; Мертвый переулок, 9), «Польская библиотека» (Милютинский переулок), Политехническое общество (Малый Харитоновский переулок, 4), Московский городской народный университет им. А.Д. Шанявского (Миусская площадь), Синодальное училище (Большая Никитская, 14), Богословская аудитория Московского университета, Коммерческий институт (Большая Серпуховская; Стремянной переулок, 28), Болыпая Соборная палата Епархиального дома (Каретный ряд; Лихов переулок, 6). После утверждения Устава РФО шла подготовительная работа, и с ноября 1906 года началась интенсивная деятельность; 5 ноября 1906 года на открытом заседании, собравшем более 500 человек, тогдашний Председатель РФО С.Н. Булгаков прочел реферат «Достоевский и современность». 12 ноября на закрытом заседании Д.Д. Галанин сделал сообщение «Мое религиозное мировоззрение».

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010