Примечание. В тех епархиях, в коих уже произве­дены назначения на содержание духовно-учебных заведений (со­держание педагогического состава, воспитанников и дома в размере произведенных назначений) на первое полугодие 1918 года из местных источников, назначенные суммы возме­щаются из следующего по епархии десятирублевого сбора, а засим остаток его, если таковой получается, препро­вождается в общецерковную казну. 3) В общецерковную казну обращаются также добровольные взносы приходских общин, производимые единовременно или по­временно и имеющие своим назначением как поддержание церков­ных учреждений вообще, так и удовлетворение нужд духовно-учебных заведений в частности. 4) Все суммы, образующиеся от вышеуказанных сборов и поступлений, распределяются соответственно своему назначению высшим церковным управлением. 5) Из общецерковной казны выдается: а) жалованье в размере положенного содержания из казны и из специальных средств Святейшего Синода, без прибавок на дороговизну, впредь да 1/14 сентября 1918 года, всем преподавателям и служащим духовно-учебных заведений: духовных академий, духовных семинарий, духовных мужских училищ и женских училищ духовного ведомства; б) содержание преподавателям и служащим в епар­хиальных женских училищах в части, получавшейся ими за счет ассигнований из казны или за счет специальных сумм Святей­шего Синода; в) содержание всем преподавателям духовно-учеб­ных заведений, эвакуированных из епархий, занятых неприятелем, впредь до окончательного решения вопроса о дальнейшей судьбе таковых заведений в связи с судьбою упомянутых епархий, в том случае, если для таковой выдачи не будет изыскано другого источника, и г) пенсии за духовно-учебную службу в установлен­ном размере. 6) За счет указанного свечного сбора, в целях незамедлительного удовлетворения нужд преподавателей духовно-учебных заведений, могут быть производимы временные позаимствования де­нежных средств из епархиальных эмеритальных касс, из епархиальных попечительств и свечных заводов, если на то последует согласие со стороны епархиальных съездов духовенства и мирян, каковые съезды имеют быть созваны не позднее 1/14 мая 1918 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

  Начало церковных преобразований, вернее путь движения к Собору приходится на годы, предшествовавшие первой русской революции и на саму первую русскую революцию 1905-1907 годов. И сразу нужно отметить важный момент, который характеризовал весь последующий период вплоть до революции 1917 года – очень тесную спайку церковной проблематики с проблематикой общественно-политической. Уже императорские манифесты 1903 и 1904 годов о преобразованиях и об усовершенствовании государственного порядка, ставили церковный вопрос в связь с, например, развитием местного самоуправления, когда в этих манифестах говорилось о том, что развитие местного самоуправление должно быть поставлено в связь с преобразованием православного прихода. А непосредственным толчком для церковных преобразований стало обсуждение в Комитете министров в конце 1904 года вопроса о расширении веротерпимости, поскольку эта задача о расширении веротерпимости в Российской империи была поставлена перед министрами императором. И тогда готовился основополагающий очень важный документ, который был принят в апреле 1905 года, который фактически стал эпохальным рубежом в развитии свободы совести в Российской империи. И для большинства министров, и для главы Комитета министров – Сергея Юльевича Витте было понятно, что расширение прав неправославных подданных империи, а именно естественно об этом шла речь в контексте расширения веротерпимости, оно невозможно без какого-то освобождения от бюрократической опеки самой так называемой господствующей Церкви, самой православной Церкви. И поэтому в Комитете министров Витте поставил в связь вопрос о церковных преобразованиях и вопрос о веротерпимости. Предполагалось, что собственно одновременно, или в непосредственной близости от объявления манифеста о веротерпимости будет дан старт и созыву Собора православной Церкви. В связи с этим начало обсуждения церковных преобразований состоялась так называемая «историческая переписка» между Витте, Константином Петровичем Победоносцевым (тогдашним обер-прокурором Святейшего Синода) и митрополитом Антонием Вадковским (Санкт-Петербургским митрополитом). Переписка о перспективах церковных преобразований, где Победоносцев выступал с охранительных позиций, утверждая, что столь радикальных преобразований, как предлагают Витте и Антоний для Церкви не нужно. А собственно Витте и Антоний прежде всего ставили вопрос о будущем созыве церковного Собора.

http://academy.foma.ru/tag/sobor-1917-19...

В авг. отбыл в Москву для участия в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Был избран заместителем председателя соборного отдела по устройству Церкви в Закавказье. В сент. 1917 г. прервал участие в заседаниях Поместного Собора и вернулся в епархию. 24 мая 1918 г. М. упразднил духовную консисторию и передал ее полномочия выборному епархиальному совету, однако в условиях гражданской войны епархиальное управление с большим трудом поддерживало связь с приходами. Участились случаи разбойных нападений на священнослужителей. В авг. 1918 г. М. вместе с представителями исламского духовенства Владикавказа, раввином, лютеран. пастором, католич. ксендзом и священником Армянской Апостольской Церкви подписал обращение о предотвращении межрелиг. вражды. 30 марта 1919 г., после взятия Владикавказа белыми войсками, М. торжественно приветствовал их командующего ген. А. И. Деникина во владикавказском Михаило-Архангельском кафедральном соборе. В мае того же года принял участие в Юго-Восточном русском церковном Соборе в Ставрополе, на котором для организации церковной жизни на территории, занятой войсками ген. Деникина, было учреждено Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР). М. был избран кандидатом в члены ВВЦУ ЮВР, однако активного участия в его работе не принимал. В марте 1920 г. Владикавказ был взят Красной Армией, М. остался в городе. 10 окт. того же года он предстал перед судом Терского областного ревтрибунала по обвинению в контрреволюционной деятельности во время правления белых - произнесении приветственной речи в адрес ген. Деникина, распространении листовок, призывавших к борьбе с советской властью, а также в сокрытии материальных ценностей. Во время суда М. заявил о своем сочувствии декрету «Об отделении Церкви от государства...». Трибунал приговорил его к заключению в лагерь принудительных работ на все время гражданской войны, но, принимая во внимание преклонный возраст осужденного, заменил наказание на высылку в Пермскую губ. Видимо, высылка была отменена из-за обострения болезни епископа, в янв. 1921 г. ему была сделана операция с трепанацией черепа. В февр. того же года он был вновь арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Тогда же решением местных властей был распущен епархиальный совет. 18 апр. 1921 г. М. был приговорен к 5 годам лишения свободы в лагере принудительных работ, но уже в конце мая того же года его освободили ввиду ухудшения состояния здоровья.

http://pravenc.ru/text/2561396.html

Влияние революции 1917 года. Параллельно с деятельностью Святейшего Синода революция продолжала свое продвижение в государстве и Церкви. Церковная реформа осуществлялась не только одновременно с государственными преобразованиями, но и под давлением тех же самых факторов 175 . Революция проникала внутрь самой Церкви, настраивая подчиненных против священноначалия: мирян против клира, псаломщиков против диаконов, диаконов против священников, священников против епископов. Начиная с апреля, некоторые епархиальные съезды отказались признавать своих архиереев. Делегаты от этих съездов были допущены Львовым выступить перед Синодом. Возобновила свою деятельность группа тридцати двух священников. Союз прогрессивного петроградского духовенства призывал священников идти на встречу с рабочим классом. Александр Введенский 176 образовал Всероссийский союз демократического православного духовенства, еще более социалистический. В конце мая 1917 года белое духовенство, опасаясь противления епископата реформам, организовало большую манифестацию, Всероссийский съезд духовенства и мирян, на который съехались тысяча двести участников. Съезд разработал свои пожелания по поводу церковных преобразований, которые, кстати, помогли работе Предсоборного Совета. Пожелания эти стали отзвуком стремлений прогрессивного духовенства, особенно в отношении свободы совести, но также отголоском некоторого консерватизма, под влиянием которого Съезд отклонил предложение об отделении Церкви от государства и выразил желание об обязательном преподавании катехизиса в начальных школах и о сохранении приходских школ 177 . Тем временем ситуация в государстве продолжала изменяться. После большевистского восстания 21 июля (3 августа) обер–прокурор Львов подал в отставку. Заменил его А. В. Карташев , который декретом от 5(18) августа стал называться не обер–прокурором, а министром исповеданий 178 . Эта смена названия стала проявлением стремления покончить с прежним порядком взаимоотношений Церкви и государства. Обер–прокурор занимался отныне не только Православной Церковью, но и делами других конфессий 179 . Хотя министр сохранял атрибуты обер–прокурора на время проведения церковных реформ 180 и, хотя Карташев поддерживал некоторую инициативу светских властей в церковных делах, правительство признавало полное право Церкви на независимость в организации своего устройства. Кроме того, особое постановление Временного Правительства, принятое 11(24) августа 1917 года 181 , обещало признать решения Собора имеющими силу для светского законодательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поместный собор Российской Православной церкви, проходивший в Москве с 15/28 августа 1917 года по 7/20 сентября 1918 года, имел огромное значение не только для церковной истории. Идея созыва Собора на протяжении более чем десятилетия активнейшим образом обсуждалась как в церковной, так и в светской печати, поэтому общество ожидало от этого события очень многого. Подготовка Собора, за которую принялись церковные власти в 1906 году, закончилась ничем, и созвать его удалось лишь после Февральской революции. Принципы формирования состава Собора предполагали участие в его работе большого количества общественных деятелей (каждый приход избирал делегатов на благочиннические собрания, те в свою очередь посылали представителей на епархиальный съезд, а епархиальные съезды избирали членов Собора). Правом посылать представителей на Собор пользовались помимо епархий Академия наук, университеты, Государственная дума, Государственный совет и действующая армия. В списках членов Собора мы находим имена философа Е.Н. Трубецкого , политиков А.И. Гучкова, А.В. Карташева , С.А. Котляревского, В.Н. Львова, М.М. Родзянко, А.Д. Самарина, востоковедов Б.А. Тураева и А.М. Позднеева, историков П.Н. Жуковича, Н.Ф. Каптерева , А.В. Флоровского, И.А. Карабинова , М.Д. Приселкова, М.Н. Скабаллановича , физиолога А. А. Ухтомского и многих других значительных общественных фигур. Выборы на Собор оказались единственными общероссийскими выборами, которые успели пройти после Февральской революции, поэтому вплоть до своего закрытия Собор был единственным общественным институтом, легитимность которого была бесспорной. Собор был созван в первую очередь для того, чтобы провести реформу высшего церковного управления (в значительной степени «нестроения» связывались с синодальным управлением). Восстановив патриаршество, Собор эту задачу решил. Но одновременно с этим обсуждался весьма широкий круг вопросов – от проповедничества, миссионерской деятельности, церковного права и до церковной музыки. Сергей Николаевич Булгаков (16.06.1871–13.07.1944) принадлежал к плеяде философов-идеалистов, совершивших, по его собственным словам, путь от марксизма к идеализму. Подобную эволюцию совершили Н.А. Бердяев , П.Б. Струве, С.Л. Франк и многие другие. Обратившиеся к церкви марксисты оказывались между двух огней. Бывшие товарищи по революционной деятельности видели в них предателей, а власти – как светские, так и церковные – продолжали видеть в них лишь революционных публицистов. И в этом нет ничего удивительного: философы-идеалисты, которых мы сейчас называем основными деятелями религиозного возрождения начала XX века, находились в жесткой оппозиции и к государству, и к официальной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Более того, обер–прокурор почувствовал себя обязанным в том же самом рапорте предложить Святейшему Синоду провести опрос среди архиереев по поводу церковной реформы. Синодальным указом от 27 июля 1905 года епархиальным архиереям была разослана анкета; подготовленная Победоносцевым, ответить на которую надо было не позднее 1 декабря 1905 года. Рапорт Победоносцева и опрос епископов вызывали опасение, что соборный процесс затянется в бюрократических проволочках и, в конце концов, отменится совсем. Кроме того, все чаще вставал вопрос об участии в Соборе священнослужителей и мирян, до настоящего времени не вовлеченных в дебаты. Революция 1905 года. В очередной раз импульсом к реализации Собора послужили политические события. Впрочем, стремление к церковным реформам вписывалось в то время в общее тяготение к преобразованию общественных и государственных начал. Революция 1905 года, последовавшая за Портсмутским договором 112 , послужила толчком к повсеместной реформе. 17 октября 1905 года созыв Думы императорским манифестом положил конец абсолютистской монархии в России и ознаменовал переход к думской монархии. Граф Витте из титулярного председателя Комитета министров превратился в премьер–министра. 22 октября в «Церковных ведомостях» была опубликована неожиданная новость об отставке Победоносцева 113 . Казалось, что все преграды к созыву Собора отпали. Тем временем на разосланную Победоносцевым анкету стали приходить ответы архиереев с положительными отзывами о восстановлении соборного управления. Казалось, что время для созыва Собора подошло. Отзывы архиереев были опубликованы в Церковных ведомостях, начиная с 1 января 1906 года 114 , а затем вышли отдельно в трех томах в Петербурге. 17 декабря 1905 года император Николай II пригласил в Царское Село митрополитов Антония Петербургского, Владимира Московского и Флавиана Киевского для того, чтобы узнать от них о продвижении дела организации Собора, и предложил создать специальный предсоборный комитет, состоящий из архиереев, священнослужителей и мирян–экспертов. В довершение, параллельно к манифесту от 17 октября, император Николай II отправил 27 декабря 1905 года митрополиту Антонию распоряжение о необходимости подготовки Собора:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 ноября 1917 г. и 21 марта (3 апреля) 1918 г. I. В изменение существующих правил о разделе местных средств, поступающих на содержание православного духовенства, установить: 1. Все местные средства содержания приходского духовенства, как то: кружечные доходы, проценты с причтовых капиталов, доходы от оброчных статей, земля, выдаваемое от приходов в определенном размере довольствие, а также и обычные в некоторых местностях при требоисправлениях приношения в пользу всего причта хлебом или иными продуктами, – делятся при всяком составе причта так: каждый штатный псаломщик получает одну (1) часть, каждый штатный диакон получает одну с третью (1 1/3) часть, каждый штатный священник получает две (2) части. Указанное соотношение частей для удобства может быть выра­жено еще так: 1 ½ , 2 и 3 или 3, 4 и 6 частей. Примечание 1. В тех приходах, где причт состоит из одного священника, одного диакона и двух псаломщиков, раздел местных средств, доколе сохраняется таковой со­став причта, производится по таким долям: 3–3–5–9, а при составе причта из одного священника и двух псаломщиков – по таким долям: 1–1–2. Примечание 2. Доброхотные даяния за особые труды отдельных членов причта, каждого по его званию, соверша­емые вне храма, составляют личное вознаграждение получившего и разделу не подлежат. Примечание 3. Усадебные земли, находящиеся под дома­ми и надворными постройками, с прилегающими к ним са­дами и огородами, переделу не подлежат. 2. В таких же долях делятся местные средства содержания между членами причтов церквей: тюремных, домовых, кладбищенских и при женских монастырях. 3. При всех соборных причтах штатный протоиерей получает 2 2/3 части, ключарь 2 1/3 части, каждый священник и протодиакон 2 части, каждый диакон 1 1/3 часть, каждый иподиакон 1 1/6 часть, и каждый псаломщик 1 часть, (или проще: 8, 7, 6, 4, 3 ½ и 3 части). 4. Настоящее определение вводится в действие с 1-го янва­ря 1918 года. 5. Передел причтовой земли в натуре, в пропорции 3, 4 и 6, произвести после разрешения земельного вопроса в Учредитель­ном Собрании, если последнее не укажет другого порядка для пользования этою землею. До того же времени расчеты за излишки земли, следующие по новым правилам от священников и диаконов псаломщикам, производятся деньгами, по оценке по существующим в данной местности арендным ценам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Синодальной комиссии по внесению поправок в Устав об управлении Русской Православной Церкви, по вопросу о принятии нового Устава Русской Православной Церкви Ваше Святейшество, дорогие Преосвященные Владыки! Позвольте от имени Священного Синода представить Архиерейскому Собору проект исправленного и дополненного Устава Русской Православной Церкви, подготовленный рабочей комиссией под моим смиренным руководством и Синодально одобренный 11 августа этого года. Вкратце поясню историю вопроса и причины, по которым, как представляется, ныне необходимо серьезное изменение Устава. Действующий Устав об управлении Русской Православной Церкви, именуемый во взаимоотношениях с гражданскими властями " каноническим уставом " , был принят Поместным Собором в 1988 году. Он является первым Уставом такого рода в истории Русской Церкви. В Синодальную эпоху церковное управление осуществлялось на основании " Духовного регламента " , в некотором отношении сходного с Уставом; затем " Духовный регламент " заменили отдельные определения Поместного Собора 1917-1918 годов и, наконец, с 1945 года по 1988 год действовало краткое " Положение об управлении Русской Православной Церковью " . За период с 1988 года жизнь Церкви и государства, а также их взаимоотношения подверглись значительным изменениям. Условия сегодняшнего дня коренным образом отличаются от обстановки, в которой принимался Устав. Первым законодательным актом, отразившим перемены, стал Закон СССР " О свободе совести и религиозных организациях " , принятый в октябре 1990 года. Этот закон существенно расширил права Церкви, положил конец тотальному государственному контролю за ее деятельностью, дал возможность возродить прежде запрещенные формы ее служения. Церкви были предоставлены права юридического лица и было разрешено становится собственником используемого ею или передаваемого ей имущества. Было возвращено и право заниматься производственной и хозяйственной деятельностью.

http://sedmitza.ru/lib/text/429418/

Товарищ председателя Собора                   кн. Е. Трубецкой За секретаря Собора                              П. Гурьев ГА РФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 567. Л. 64. Заверенная копия. Деяния Священного Собора... Т. 9. С. 228. V.3. Письмо гражданина А.С. Сазонова управляющему делами СНК В.Д. Бонч-Бруевичу об отказах от военной службы по религиозным убеждениям 8 августа 1918 г. г. Москва От гражданина Аполлона Сергеевича Сазонова, проживающего: Солянка, 1, кв. 39 Вследствие призыва [на] 5 лет на военную службу граждан, находящихся на территории Российской Советской Федеративной Республики, что и призываются религиозно амнистированные от 4 марта 1917 года 1147 . Прошу Вашего разъяснения, в каком положении находятся у Совета народных комиссаров те религиозно амнистированные, по своим убеждениям отказывавшиеся от военной службы при монархическом строе в России. Лично я думаю, что такую категорию людей следовало бы освободить, и потому обращаюсь к Вам, как единственному защитнику прав и гражданина-человека, того человека, который осознает, что жизнь есть не какая праздная греза, а полная высокого и божественного смысла, и вот к этой-то категории людей и принадлежат так назыв[аемые] «религиозные преступники». Со времени европейской цивилизованной бойни, с 1914 года, в России, как Вам известно, было много случаев отказов от военной службы по религиозным убеждениям, как например: из духоборцев, свободных христиан, толстовцев (единомышленников Л.Н. Толстого), народные трезвенники (последователи И.Н. Колоскова), малеванцы, евангельские христиане 1148 , баптисты, адвентисты и др., и вот эти люди, которых оказалось в России около тысячи, были приговорены к 15-ти и к 20-ти лет каторги, не отступая ни пяди от своих убеждений. Не буду подробно излагать сущность ихнего значения, я думаю, Вы, как известный сектовед 1149 , шире оцените ту истинную роль этих передовых людей, готовых за свою совесть и за свои религиозные убеждения не только идти на долгосрочную каторгу, но даже и не считаются со смертной казнью... 1150 Оценивая по существу этих единственных последователей Христа, прошу Вашего ходатайства перед Советом народных комиссаров возбудить вопрос об их освобождении от военной службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

90 . Монашествующие с высшим богословским образованием занимают наравне с другими лицами, получившими высшее образование, административные и преподавательские должности в духовных учебных заведениях, и пользуются всеми правами на пенсию на общих основаниях. XV. Иноческое Всероссийское Церковно-Просветительное Братство. 91 . Иноческое Всероссийское Церковно-Просветительное Братство основывается для объединения ученых иноков в целях плодотворного служения Церкви на различных поприщах церковно-просветительской деятельности и для братской взаимопомощи. 92 . Иноческому Всероссийскому Церковно-Просветительному Братству предоставляется, по возможности, несколько монастырей и один из них непременно в Москве. 93 . Иноческое Всероссийское Церковно-Просветительное Братство осуществляет: а) религиозно-просветительскую деятельность чрез учреждение и содержание нарочитых духовных учебных заведений (высших: академий и других, средних и низших и школ специального пастырского и миссионерского характера), обслуживаемых преимущественно иноками, издательство, составление учебных руководств, переводы святоотеческих творений, разработку древне-богослужебных книг и нот и другие работы научно-богословского, церковно-исторического, канонического и литургического характера, б) благовестничество и в) благотворительную деятельность в тех же просветительных целях. 94 . Одною из главнейших задач Иноческого Всероссийского Церковно-Просветительского Братства является научная разработка высших богословских вопросов. 95 . При братской академии состоит, действующий на основании особого устава, ученое содружество, имеющее целью специальную разработку богословских, церковно-исторических и археологических вопросов. 96 . Братство имеет свою типографию и издает свои печатные органы. 97 . Иноческое Всероссийское Церковно-Просветительное Братство пользуется правами юридического лица по приобретению всякого рода имуществ и владению ими, а равно и в других предусмотренных общими законами отношениях. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Вып. 3. Приложение к «Деяниям» второе. – М.: Издание Соборнаго Совета 1918. с. 13–41]

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010