Закрыть itemscope itemtype="" > Русская идеология 13/26 февраля – память свт. Серафима (Соболева), архиеп. Богучарского (1950) 25.02.2020 989 Время на чтение 23 минут Ниже мы публикуем Вступление к важнейшему сочинению «Русская идеология» выдающегося православного богослова, проповедника, святителя Серафима (Соболева) (1881–1950). 3 февраля 2016 года а рхиепископ Серафим (Соболев) был причислен к лику святых для общецерковного почитания. День памяти – 13 (26) февраля. Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изд.: Архиепископ Серафим (Соболев). Русская идеология. СПб., 1994), подготовил профессор А.Д. Каплин. + + + Русская идеология Вступление На Соборе Архиереев Русской зарубежной Церкви, бывшем в декабре 1937 г., Председателем Русскаго Архиерейскаго Синода, Высокопреосвященнейшим Митрополитом Анастасием мне предложено было дать идеологию Русскому Христианскому Трудовому Движению. Это предложение мною было исполнено. Составленный мною доклад касательно русской идеологии был заслушан на Архиерейском Соборе в августе 1938 г. Выводы доклада были Собором приняты, и в соответствии с этим было вынесено соборное постановление. Помимо этого, на Соборе 1938 г. Русских Архиереев при участии мирян, некоторые из мирян – членов Собора, представители от епархий в Югославии и Западной Европе, просили меня дать им сведения относительно русской идеологии и в частности – обоснования царской самодержавной власти. Это побудило меня заняться выяснением настоящаго вопроса, животрепещущаго и столь близкаго для сердца русских людей, плодом чего и явилась моя книга: «Русская идеология». В первой главе этой книги указывается, что русская идеология состоит в православной вере и основанной на ней жизни русскаго человека во всех ея проявлениях. Эта вера была усвоена русским народом с самаго момента его крещения, как главное правило жизни, что свидетельствуется тем, что самыми любимыми книгами для чтения русских людей, помимо книги живота – Библии, были – Жития Святых (Четьи Минеи). Но особенно о жизненности этой веры свидетельствовала святая иноческая жизнь в монастырях и благочестивая жизнь мирян, о чем говорит безчисленное множество в России храмов и церковный быт наших предков, которым они открыто исповедывали свою веру,– их великие молитвенные подвиги и в храмах, и у себя дома, – их искреннее глубокое покаяние во грехах и чистота их православной веры. В той же главе отмечается то дивное покровительство и заступление, которыя оказывал Господь русскому народу за его преданность православной вере и стремление к святости, что то же – к жизни, сообразной с этой верою.

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/25/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пагубность церковного модернизма Слово в день праздника святителя Николая Чудотворца 18.12.2019 828 Время на чтение 8 минут Верность святоотеческому учению как залог истинного духовного просвещения Ниже мы публикуем одно из Слов 1946 года выдающегося православного богослова, проповедника, святителя Серафима (Соболева) (1881–1950) . 3 февраля 2016 года Архиепископ Серафим (Соболев) был причислен к лику святых для общецерковного почитания . Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изд.: Архиепископ Серафим (Соболев). Об истинном монархическом миросозерцании. Статьи и проповеди. СПб., 1994 ) подготовил профессор А.Д. Каплин. + + + СЛОВО В ДЕНЬ ПРАЗДНИКА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА Верность святоотеческому учению как залог истинного духовного просвещения Пагубность церковного модернизма Ныне за Божественной литургией на Апостольском чтении св. Церковь предлагает нашему вниманию, мои возлюбленные о Христе чада, такие слова апостола Павла из его послания к евреям: Повинуйтеся наставникомъ вашимъ и покоряйтеся (Евр. 13, 17). А немного выше в том же послании Апостол говорит: Поминайте наставники ваша… подражайте вере их (Евр. 13, 7). Здесь под наставниками разумеются апостолы, а затем их преемники, святые отцы Церкви. Указывая нам на эти апостольские слова, св. Церковь хочет, чтобы мы во всем слушались св. отцов, и в особенности в области веры, без которой мы не можем угодить Богу и спастись. И это понятно. Святые отцы преподают нам веру спасительную – ту, о которой некогда сказал Господь: Иже веру иметъ и крестится, спасенъ будетъ; а иже не иметъ веры, осужденъ будетъ (Мк. 16, 16). Наставляя нас в этой спасительной истинной вере, святые отцы тем самым предохраняют нас от впадения в самый великий и пагубный грех – от впадения в веру еретическую, за которую апостол Павел налагает анафему, или проклятие, в словах: Аще мы, или ангелъ съ небесе благовеститъ вамъ паче еже благовестихомъ вамъ, анафема да будетъ (Гал. 1, 8). Да и сами святые отцы Церкви предохраняют нас от всякого изменения догматов веры, установленных ими на св. Вселенских соборах, ибо они проклинают на все века тех, которые допускали, допускают и будут допускать догматические изменения.

http://ruskline.ru/analitika/2019/12/18/...

Вестник ПСТГУ Новые сведения о взглядах архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) на проблемы Русской Православной Церкви Источник Публикуемый документ – письмо известного подвижника благочестия епископа (впоследствии архиепископа) Серафима (Соболева) архиепископу Вениамину (Федченкову) . Причина появления письма – звучавшие со стороны архиепископа Вениамина обвинения в ереси в адрес митрополита Антония (Храповицкого) . Епископ Серафим, будучи противником учения митрополита Антония об искуплении, тем не менее высказался против подобных обвинений. Епископ Серафим приводит в своем письме ряд интересных фактов, характеризующих отношение праведного Иоанна Кронштадтского к архиепископу Феофану (Быстрову) и Г. Распутину. Архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) является одним из наиболее почитаемых в Болгарии и в России подвижников благочестия и одним из наиболее авторитетных апологетов православия. Иерарх родился в 1881 г., окончил Рязанскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1908 г. за сочинение «Учение о смирении по Добротолюбию» удостоен ученой степени кандидата богословия. В 1908 г. был рукоположен во иеромонаха, затем преподавал в Пастырском училище в Житомире, в Калужской и Костромской духовных семинариях. С 1912 г. о. Серафим был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Воронежской духовной семинарии. Вместе с отступавшими войсками генерала А. И. Деникина архимандрит Серафим уехал на юг России. В соответствии с решением Высшего Церковного Управления на юге России, в день Покрова Пресвятой Богородицы 1920 г. архимандрит Серафим был рукоположен во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. В ноябре того же года архипастырь покинул Россию, а в 1921 г. возглавил русские приходы в Болгарии. В том же году иерарх был переименован Патриархом Тихоном во епископа Богучарского. В 1938 г. за сочинение «Новое учение о Софии Премудрости Божией» удостоен ученой степени магистра богословия и был включен в состав Ученого комитета при Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ). В 1944 г. архиепископ Серафим перешел из ведения Архиерейского Синода в подчинение Московского Патриархата. Скончался архипастырь в день Торжества православия 26 февраля 1950 г. В 2010 г. имя архипастыря было включено в святцы Русской православной Церкви заграницей (РПЦЗ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Закрыть itemscope itemtype="" > Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? Доклад архиепископа Серафима, прочитанный им в 1948 году на Московском Всеправославном Совещании, и определивший государственно-церковную политику страны в отношении экуменизма - вплоть до прихода к власти Хрущева. 01.09.2000 350 Время на чтение 29 минут С 20-х годов и до конца жизни управляющим русскими православными общинами в Болгарии был епископ, а впоследствии архиепископ Серафим (Соболев) (1881 - 1950). Он похоронен в крипте софийской церкви святителя Николая Чудотворца, в которой прослужил больше четверти века. Владыка не причислен к лику святых, но веруюущие во всем мире почитают его как святого и едут к нему со всех концов света со своими болями, скорбями и нуждами. Более того (подобного нигде не припоминаю): с оказией передают ему письма или пишут их здесь же. В комнатке рядом с гробницей стоит стол, на столе - бумага, авторучки... Опускают эти молитвенные послания в ящик, который стоит возле гробницы. Народу очень много: кто-то только что опустил свою записку, кто-то жарко благодарит за то, что был услышан... Так вот, для меня поездка в Болгарию (об этом визите в дружественную страну российской делегации подробно рассказывается в предыдущем материале) с самого начала была онаменована ожиданием встречи с архиепископом Серафимом. Перед кончиной он говорил своим духовным детям: " Если буду иметь дерзновение перед Господом, не оставлю вас " . Как видим, не оставил, чему свидетельством нескончаемый людской поток у гробницы, многочисленные факты чудотворений владыки, изустные и уже опубликованные рассказы о его помощи и заступничестве. Владыка Серафим был одарен от Бога даром прозорливости, которая проявлялась даже на расстоянии, ангельской чистотой и целомудрием. Его верный ученик и личный секретарь архимандрит Пантелеймон (Старицкий) вспоминал: " За свою чистоту Владыка получил от Господа дар усматривать самые тонкие отклонения от православной истины. Он следил за жизнью Православия и был как бы совестью ее. Где замечал он неправильность, бескомпромиссно изобличал ее, не боясь пострадать за истину. В результате появились бесценные богословские творения архиепископа Серафима " . Одно из этих творений посвящено изобличению экуменизма как опаснейшей ереси. Речь идет о докладе " Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? " , прочитанном владыкой на Московском Всеправославном Совещании 1948 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/0...

Совместная комиссия РПЦ и БПЦ рекомендовала канонизировать архиепископа Серафима (Соболева) 5 декабря, 2015. Новостная служба Архиепископ Серафим (Соболев) был настоятелем патриаршего подворья Русской Православной Церкви в Софии 5 декабря. ПРАВМИР. Совместная комиссия Русской и Болгарской Православных Церквей рекомендовала канонизировать архиепископа Серафима Соболева (18811950), который к течение 30 лет был настоятелем патриаршего подворья Русской Православной Церкви в Софии. «Состоялось заседание совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей, посвященное изучению вопроса о возможной канонизации архиепископа Богучанского Серафима Соболева. Святитель Серафим был иерархом Русской Православной Церкви, но промыслом Божиим ему долгие годы было суждено провести и закончить свою жизнь на болгарской земле. Именно в Болгарии он широко почитается церковным народом», — цитирует ТАСС главу Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополиту Волоколамского Илариона. Он рассказал, что есть свидетельства о многочисленных чудесах от его святых мощей, чудес совершенных по молитвам ему. Митрополит Иларион уточнил, что заседание Синода РПЦ ожидается 24 декабря, а архиерейский собор, где может быть принято окончательное решение о канонизации архиепископа Серафима, пройдет 2-3 февраля.   Архиепископ Серафим (Соболев) — почитаемый в Болгарии и России многолетний настоятель патриаршего подворья Русской Православной Церкви в Софии. В течение почти 30 лет с 1921 года он являлся здесь настоятелем русской церкви. Приход объединял тогда представителей первой волны русской эмиграции, здесь служили, в том числе, отец Георгий Шавельский, последний протопресвитер русской армии и флота, протоиерей Александр Рождественский, член священного синода РПЦ в дореволюционный период. В 1950 году владыка Серафим был похоронен в крипте этого храма, и практически сразу это место стало центром поклонения православных христиан. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/sovmestnaya-komissiya-...

Серафим (Соболев), архп. Богучарский (Болгария) Родился I декабря 1881 года в Рязанской епархии. По окончании Рязанской духовной семинарии в 1904 году поступил в СПБ духовную академию. В 1907 году пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. В 19O8 году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Пастырского училища в г. Житомире. С 1909 г. – помощник смотрителя Калужского училища. С I дек.1911 года – инспектор Костромской духовной семинарии. С 22 дек.1912 г. – ректор Воронежской духовной семинарии в сане архимандрита. I окт.1920 года хиротонисан во епископа Лубенского, вик. Полтавской епархии. В апреле 1921 года Святейшим Патриархом Тихоном назначен управляющим русскими православными приходами в Болгарии с титулом еп. Богучарский. В 1937 году удостоен степени магистра богословия. Долгое время он и его паства были разобщены с Русской Православной Церковью . В 1946 году совершилось воссоединение с Православной Церковью находящихся православных приходов на территории Болгарии. Год возведения в сан архиепископа неизвестен. В 1948 году принял деятельное участие на совещании Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей в Москве по вопросу об экуменическом движении. Скончался 26 февраля 1950 года в Болгарии. Отличался необыкновенной скромностью, мягкостью характера, искренним благочестием, молитвенным настроением, глубокой верой и аскетическим воздержанием. В течение всей своей жизни он одиннадцать раз прочитал 12 томов житий святых святителя Димитрия Ростовского . Труды : “Новое учение о Софии, Премудрости Божией“. (Магистерская диссертация). Sofija 1935, 520 S. “Защита софианской ереси прот. С. Булгаковым перед лицом архиерейского собора”· Sofija 1937 , 122 S. “ С.Булгаков как толкователь Священного Писания ». Sofija 1936 ,41 S. “Искажение православной истины в русской богословской мысли». “Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?» Деяния Совещания Глав и Представ. автокефальных Церквей. Изд. МП, 1949 г., m.II, стр.364–368.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архиерейский собор причислил к лику святых архиепископа Серафима (Соболева) 3 февраля, 2016. Новостная служба Память святителя Серафима определено праздновать 13/26 февраля 3 февраля. ПРАВМИР. Члены Архиерейского Собора Русской Православной Церкви на заседании в среду единогласно проголосовали за канонизацию архиепископа Богучарского Серафима (Соболева), много лет почитаемого как в Болгарии, так и в России.   «Изучив внимательно жизненный путь и архипастырский подвиг архиепископа Серафима, совершившиеся по его молитвам чудотворения и непрекращающееся всенародное его почитание, Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви единомысленно со Священным Синодом Болгарской Православной Церкви, представленным на настоящем Соборе по благословению Святейшего Патриарха Болгарского Неофита Преосвященными митрополитом Варненским и Великопреславским Иоанном и епископом Знепольским Арсением, определяет: причислить к лику святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева, 1881-1950) для общецерковного почитания», — говорится в документе. Собор отметил, что личность архиепископа Серафима особым образом объединяет Русскую и Болгарскую Православные Церкви. Память святителя Серафима определено праздновать 13/26 февраля, в день его преставления ко Господу. Честные останки святителя Серафима считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание, говорится в документе. Члены Собора пропели величание новопрославленному святому. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил митрополиту Варненскому и Великопреславскому Иоанну образ святителя Серафима, написанный в иконописной мастерской Санкт-Петербургской духовной академии, — для передачи в дар Болгарской Православной Церкви. Архиепископ Серафим (Соболев) – почитаемый в Болгарии и России многолетний настоятель патриаршего подворья Русской Православной Церкви в Софии. В течение почти 30 лет с 1921 года он являлся здесь настоятелем русской церкви. Приход объединял тогда представителей первой волны русской эмиграции, здесь служили, в том числе, Георгий Шавельский, последний протопресвитер русской армии и флота, протоиерей Александр Рождественский, член Священного Синода РПЦ в дореволюционный период.

http://pravmir.ru/arhiereyskiy-sobor-pri...

Болгарская Православная Церковь: Канонизация архиепископа Серафима еще больше сблизит два народа 3 февраля, 2016. Новостная служба Этого события давно ждал весь болгарский народ 3 февраля. ПРАВМИР. Члены Архиерейского Собора Русской Православной Церкви на заседании в среду единогласно проголосовали за канонизацию архиепископа Богучарского Серафима (Соболева, 1881-1950), много лет почитаемого как в Болгарии, так и в России. В Болгарской Православной Церкви приветствуют это событие, которого давно ждал весь народ. «Архиепископ Серафим является одним из самых выдающихся священнослужителей Русской Православной Церкви нашего времени. Он принес с собой в Болгарию все богатство и красоту русской духовности», — сказали «Правмиру» в департаменте по связям с общественностью Синода Болгарской Православной Церкви. В департаменте подчеркнули, что при жизни архиепископа Серафима была очень тесная связь между Россией и Болгарией. Теперь же эта связь станет еще сильнее, убеждены в Болгарской Православной Церкви: «Два православных народа теперь имеют общего небесного заступника перед престолом Божьим! Что может быть сильнее, чем эта связь?» В департаменте назвали причисление архиепископа Серафима к лику святых беспрецедентным событием в церковной истории: так как «две православные церкви объединились в прославлении одного святого». Память святителя Серафима определено праздновать 13/26 февраля, в день его преставления ко Господу. Честные останки святителя Серафима считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. Архиепископ Серафим (Соболев) – почитаемый в Болгарии и России многолетний настоятель патриаршего подворья Русской Православной Церкви в Софии. В течение почти 30 лет с 1921 года он являлся здесь настоятелем русской церкви. Приход объединял тогда представителей первой волны русской эмиграции, здесь служили, в том числе, Георгий Шавельский, последний протопресвитер русской армии и флота, протоиерей Александр Рождественский, член Священного Синода РПЦ в дореволюционный период.

http://pravmir.ru/bolgarskaya-pravoslavn...

Патриаршее подворье в Софии собирает свидетельства о помощи по молитвам к архиепископу Серафиму (Соболеву) 8 августа, 2013. Новостная служба Подворье Патриарха Московского и всея Руси в Софии продолжает собирать письменные свидетельства о благодатной помощи по молитвам к архиепископу Серафиму (Соболеву) для передачи в Синодальную комиссию по канонизации. 8 августа. ПРАВМИР. Подворье Патриарха Московского и всея Руси в Софии продолжает собирать письменные свидетельства о благодатной помощи по молитвам к архиепископу Серафиму (Соболеву) для передачи в Синодальную комиссию по канонизации. «Если Вы можете свидетельствовать о чудесах, произошедших с вами или вашими близкими и связанных с молитвенными обращениям­и к архиепископу Серафиму, просим присылать ваши свидетельства на адрес пресс-службы Патриаршего подворья (Русской церкви) в Софии podvorie-sofia.press@dir.bg. Если у вас есть медицинские свидетельства исцеления (заключения врачей), то просим приложить их ксерокопию. Не забудьте сообщить также свои имя, отчество, фамилию, адрес или телефон. Ваши свидетельства могут ускорить канонизацию широко известного своей чудотворной помощью и почитаемого в Болгарии «Дядо Владыки»», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте подворья Патриарха Московского и всея Руси в Софии. Архиепископ Серафим (Соболев, 1881-1950) — один из выдающихся деятелей Русской Православной Церкви минувшего века. С 1921 года жил в Болгарии, был известен как глубокий богослов и ревностный молитвенник. Владыка погребен в крипте русского храма святителя Николая — подворья Патриарха Московского и всея Руси. Помолиться у гробницы святителя ежедневно приходят сотни людей. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024

http://pravmir.ru/patriarshee-podvore-v-...

Архиепископ Серафим (Соболев) и град София      В декабре 2011 года православный мир отмечал 130-летие со дня рождения архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) . Основные торжества прошли в Болгарии, где с 1921 по 1950 год жил этот иерарх. С посланием, посвященным юбилею, к пастве обратился Святейший Патриарх Болгарский Максим . «Владыка Серафим, – сказал патриарх, – был редким примером святого, благодатного архиерея с чистой пастырской совестью… Каждый православный христианин, который хотя раз преклонял голову в молитве перед местом упокоения владыки Серафима, может сказать, что владыка не оставил своих чад и после своего успения» . Архиепископ Серафим известен не только своей подвижнической жизнью, но и безукоризненным православием. Жизнь этого иерарха, бесспорно, интересна и заслуживает особого внимания. Архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) родился 1 декабря 1881 года (по старому стилю) в Рязани в небогатой мещанской семье Бориса Матвеевича Соболева и его супруги Марии Николаевны. Из двенадцати детей Соболевых семеро умерли в детском и юношеском возрасте. Николай Соболев был десятым ребенком в семье . Серьезным испытанием для семьи Соболевых стала внезапная болезнь Бориса Матвеевича. Когда Николаю было 6 лет, его отец перенес инсульт. Впоследствии в течение 14 лет, вплоть до самой смерти, он был прикован к постели . По окончании Рязанской духовной семинарии Николай Соболев поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. На духовное становление и дальнейший жизненный путь будущего архипастыря повлиял инспектор академии архимандрит (впоследствии архиепископ) Феофан (Быстров), а также праведный Иоанн Кронштадтский, которого Николай неоднократно посещал. Общение с этими подвижниками в значительной степени подтолкнуло Николая Соболева к решению вопроса о монашеском постриге. Стремление к монашеству будущий иерарх чувствовал еще в семинарские годы. В академии этот вопрос не был для Николая Соболева столь простым. Учившийся вместе с ним митрополит Вениамин (в те годы Иван Федченков) писал, что Николай Соболев более всего терзался вопросом: выдержит ли он нелегкий монашеский подвиг?

http://pravoslavie.ru/71288.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010