Минск, 1998; Дом Божий: Три беседы о Церкви. М., 1995, 1998. Минск, Человек перед Богом. М., 1995, 2000; Жизнь. Болезнь. Смерть. М., 1995, 1997. Минск, 1998. Беседы о молитве. СПб., 1996; Воскресные проповеди. Минск, 1996; Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия: Беседы на Евангелие от Марка, гл. 1–4. М., 1998; Пути христианской жизни: Беседы. М., 1998. Литература: Наречение и хиротония архим. Антония (Блума)//ЖМП. 1958. 2. С. 10–15; Gibbard М. Twentieth Century Men of Prayer. L., 1974. P. 89–98; Митрополиту Сурожскому Антонию 75 лет//ЖМП. 1989. 11. С. 8–11; Crote G. An Orthodox Visionary: 75th Birthday Profile of Metropolitan Anthony//Church Times. 1989. June 16; Аверинцев С. С. Огонь остается огнем: Вступ. слово к интервью.//Звезда. 1991. 1; Он же. По ту сторону «традиционализма» и «либерализма»: О новых публикациях бесед и проповедей митр. Антония (Блума)//Континент. 1996. 87. С. 286–291; Кырлежев А. Митр. Антоний Сурожский – «заезжий православный миссионер» в России//Там же. 1994. 82. С. 220–236; Он же. Митрополит Сурожский Антоний //Итоги. 1996. Архиепископ Серафим (Соболев) Русская идеология Печатается по: Русская идеология. София, 1939 (репринт: Джорданвилл, 1981). Глава VI. Публикуемый текст выпадает из хронологической схемы настоящей антологии. Написанный в 1939 г., по техническим причинам он оказался в книге последним. В этом можно видеть и намерение составителя привлечь к тексту особое внимание. Владыка Серафим сегодня является одним из главных авторитетов для тех православных людей, которые опасаются каких-либо проявлений православного творчества в богословии, в межконфессиональных отношениях, в календарной системе, в обновлении языка и т. п. Архиепископ Серафим (в миру Соболев Николай Борисович; 1881–1950) – епископ Православной Российской Церкви (рукоположен в Симферополе 1 октября 1920 г. во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии), затем Русской Православной Церкви за границей и с 1945 г. – Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ильин цитирует Платона, который называет материю «тёмным и трудным видом». Далее он замечает: «Если «ничто» есть «материя» твари, то её формы будут Божественной идеей, творческая совокупность которых и будет началом путей Божьих– София Премудрость " 64 . Святитель Серафим (Соболев) (1881–1950) В этой связи архиепископ Серафим (Соболев) замечает: «Не имея возможности в учении нашей Церкви найти основы для своего собственного учения о Софии и в частности, как о посредстве, через которое Господь сотворил он (прот. Сергий Булгаков , а вместе с ним и Владимир Ильин – прот. К.Б.) ищет её в философии Платона и даже в каббалистическом учении. Здесь, в вопросе о творении Богом посредством Софии, между учением о. Булгакова и учением каббалы наблюдается очень большое сходство. Но ещё большее сходство в учении о Софии наблюдается у о. Булгакова, а также и о. Флоренского с гностицизмом и в особенности с учением гностиков валентиниан. В гностицизме и находится самое главное основание для учения о Софии прот. Булгакова и свящ. Флоренского» 65 . Икона София – Премудрость Божия (Новгородская) Созвучно написано в Указе Московской Патриархии 1651 от 7 сентября 1935 года, подписанном митрополитом Сергием (Страгородским) , будущим Патриархом: «В общем, система Булгакова напоминает собою полуязыческие и полухристианские учения первых веков, гностиков и др. Тем более, что учение о Премудрости, о Логосе или посредстве между Богом и тварным составляло основную проблему гностиков» 66 . Знаменательно, что софиологическую ересь единодушно оценили как разновидность гностицизма и в Зарубежной Русской Православной Церкви, и в Московской Патриархии. Осуждение софианства имеет отношение не только к протоиерею Сергию Булгакову , но и к прочим единомышленным с ним представителям «парижской» богословской школы. Виднейший из них – философ Владимир Ильин. Как и другие софиологи, Ильин пытается аргументировать философские построения иконографией новгородской иконы Святой Софии: «Существует таинственная связь между несозданным духовным светом Божества и созданным физическим светом, огнём Божества и физическим огнём, возжигаемым через посредство «ангела огня».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Серафим (Соболев), архп. Богучарский (Болгария) Родился I декабря 1881 года в Рязанской епархии. По окончании Рязанской духовной семинарии в 1904 году поступил в СПБ духовную академию. В 1907 году пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. В 19O8 году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Пастырского училища в г. Житомире. С 1909 г. – помощник смотрителя Калужского училища. С I дек.1911 года – инспектор Костромской духовной семинарии. С 22 дек.1912 г. – ректор Воронежской духовной семинарии в сане архимандрита. I окт.1920 года хиротонисан во епископа Лубенского, вик. Полтавской епархии. В апреле 1921 года Святейшим Патриархом Тихоном назначен управляющим русскими православными приходами в Болгарии с титулом еп. Богучарский. В 1937 году удостоен степени магистра богословия. Долгое время он и его паства были разобщены с Русской Православной Церковью . В 1946 году совершилось воссоединение с Православной Церковью находящихся православных приходов на территории Болгарии. Год возведения в сан архиепископа неизвестен. В 1948 году принял деятельное участие на совещании Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей в Москве по вопросу об экуменическом движении. Скончался 26 февраля 1950 года в Болгарии. Отличался необыкновенной скромностью, мягкостью характера, искренним благочестием, молитвенным настроением, глубокой верой и аскетическим воздержанием. В течение всей своей жизни он одиннадцать раз прочитал 12 томов житий святых святителя Димитрия Ростовского . Труды : “Новое учение о Софии, Премудрости Божией“. (Магистерская диссертация). Sofija 1935, 520 S. “Защита софианской ереси прот. С. Булгаковым перед лицом архиерейского собора”· Sofija 1937 , 122 S. “ С.Булгаков как толкователь Священного Писания ». Sofija 1936 ,41 S. “Искажение православной истины в русской богословской мысли». “Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?» Деяния Совещания Глав и Представ. автокефальных Церквей. Изд. МП, 1949 г., m.II, стр.364–368.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Рейтинг: 9.9 Голосов: 1571 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1  Наместником Лавры в 1984 – 1988 годы был архимандрит Алексий (Кутепов), ныне митрополит Тульский и Ефремовский. 2  Архиепископ Александр (Тимофеев; 1941-2003). С июля 1982 г. по август 1992 г. ректор Московской духовной академии и семинарии. С февраля 1994 − архиепископ Майкопский и Армавирский. С июля 1995 г. архиепископ Саратовский и Вольский. Скоропостижно скончался 7 января 2003 г. в праздник Рождества Христова от острой сердечной недостаточности. 3  Митрополит Нафанаил (Калайджиев; 1952–2013), архиерей Болгарской Православной Церкви. В 1968 г. поступил послушником в Троянский монастырь. В 1974 г. принял монашеский постриг. Окончил Софийскую духовную семинарию, Духовную академию святого Климента Охридского, богословский факультет Афинского университета. В 1989 г. был хиротонисан во епископа и назначен викарием Софийского митрополита, с 1994 г. и до кончины митрополит Неврокопский. 4  Игумения Серафима (Ливен; 1913 - 2004). Родилась в Москве в семье князя Андрея Александровича Ливена (1884 -1949). В 1920 году вместе с семьей эмигрировала первоначально в Константинополь, а позднее через Галлиполи оказалась в Болгарии, где духовником всей семьи стал архиепископ Серафим (Соболев). Окончила русское училище в Кенси (под Парижем), богословский факультет Софийского университета. Под влиянием владыки приняла монашество с именем Серафима и возглавляла небольшую женскую православную обитель близ Софии при церкви св. Луки в местечке Кникеве. В 1949 году основала монастырь Покрова Пресвятой Богородицы в Княжеве, игуменией которого оставалась до кончины. 5  Архиепископ Богучарский Серафим (Соболев; 18811950). Родился в Рязани. В 1908 году, во время учебы в Санкт-Петербургской Духовной Академии, был пострижен в монашество с именем Серафим (в честь прп. Серафима Саровского). В 1909-1911 гг., будучи помощником смотрителя Духовного училища в Калуге, часто посещал Оптину пустынь, окормлялся у старца Анатолия. 1/14 октября 1920 года в кафедральном соборе города Симферополя был хиротонисан во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. В апреле 1921 года по благословению Святейшего Патриарха Тихона назначен управляющим русскими приходами в Болгарии с титулом епископа Богучарского. В 1920-40-е гг. владыка Серафим вел активную архипастырскую деятельность, особо заботился о жизни русских эмигрантов в Болгарии. Опубликован ряд богословских трудов и проповедей владыки. Скончался архиепископ Серафим 26 февраля 1950 года, в Неделю Торжества Православия. Прославлен в лике святых по решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 3 февраля 2016 г.

http://pravoslavie.ru/95724.html

Петербургский святитель уходящего XX века митрополит Иоанн (Снычев), открывая тайны беззакония, царствующего в Mipe, писал: «Русскому народу определено Богом особенное служение, составляющее смысл русской жизни во всех ее проявлениях. Это служение заключается в обязанности народа хранить в чистоте и неповрежденности нравственное и догматическое вероучение, принесенное на землю Господом Иисусом Христом. Этим русский народ призван послужить и всем другим народам земли, давая им возможность вплоть до последних мгновений истории обратиться к спасительному неискаженному христианскому вероучению. ... Именно эта роль России как последнего убежища истинной веры, последней, всеми гонимой Церкви времен общей апостасии и воцарения Антихриста, придает русской истории вселенское, космическое значение. ...Русская история – лишь часть общей истории человечества, начавшейся с момента грехопадения первых людей и изгнания их из рая. Концом ее станет Второе славное пришествие Христово с последующим Страшным Судом и преображением Mipa. ...Понятие «русский» в этом смысле не является исключительно этнической характеристикой. Соучастие в служении русского народа может принять каждый, признающий Богоустановленность этого служения, отождествляющий себя с русским народом по духу, цели и смыслу существования, независимо от национального происхождения». Серию «Русская идея» открывают труды церковного деятеля XX века архиепископа Серафима (Соболева) (1881–1950), этого глубокочтимого в славянском мире и еще мало известного на родине русского святителя и богослова, человека глубокого ума, обширных знаний и праведной жизни. Вторую половину ее владыка провел эмигрантом в Болгарии, где велика его известность и почитание. На его могиле, что в крипте русской церкви свт. Николая в центре Софии, совершаются многие дивные чудеса и исцеления. Молитва этого архипастыря милостью Божией была чудодейственной, и велик был его дар прозорливости. Потому и теперь к его помощи прибегают тысячи людей и получают по его молитвам просимое от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Примечание. «По вечерни же в трапезе бывает утешение братии» (Типикон, гл. 49-я, «В туюжде Неделю сырную вечера»). Вечером в Неделю сыропустную и в прочие Недели Четыредесятницы положено совершать малое повечерие с каноном и поклонами. Примечание. Если накануне совершалось бдение, то канон Богородицы (Октоиха) на повечерии не поется. Порядок малого повечерия такой же, что и в период пения Октоиха, но со следующими особенностями. Вместо возгласа: «Молитвами святых отец…» произносится: «Боже, ущедри ны…». После возгласа совершаются три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина : «Господи и Владыко…», 12 малых поклонов с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго», и один великий поклон с молитвой «Господи и Владыко…». После поклонов – конечное Трисвятое. По «Отче наш» – возглас: «Яко Твое есть Царство…», «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Нескверная, Неблазная…», и прочее по обычаю. 1 Архиеп. Богучарский Серафим (Соболев , 1881–1950) причислен к лику святых для общецерковного почитания Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2–3 февраля 2016 года. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 3 февраля 2016 года были утверждены к богослужебному использованию тексты тропарей и кондака свт. Серафиму, архиеп. Богучарскому. Тексты тропарей и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4367433.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/350). 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 24 марта 2022 года были утверждены к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропарей и кондака преподобномученице Вере (Морозовой). Тексты тропарей и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5911471.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/565).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

??????? ???????????? ????? ????? ?????????? , ?????????? ??? ????????? ?????, ??? ???? ??? ????????? ????? ???????????? ? ??????? ???? ?? ????? ? ? ??????????? ? ???????? ???????????? ????? ???????? ??????. ? ???? ??????????????? ?, ??????? ???????? ? ???????? ?????????????, ????. ?????????????? ?????? ??????? ?????????????????? ????? ??????? ?????. ????? ? ??? ????? ?? ?????? ????????? ??? ???????? ????? ? ??????, ?? ????????????? ??????? ????? ????????? ???????? ???????? ?????????? ?.???????, ?? ???????? ???????? ? ????? ????? ???. ???????? ?????????? ??????? ??? ?????????? ????. ????????? ???????. ???????????? ????? ???????? ? ?????? ???????? ?????? ??????????? 3 ?????, ? ???? ????????????? ????????? ???????????? ???????? ?? ????????? ???????????. ???????? ???????????? ? ?????? ?????????? ????????????? ??????????? ???? ????????? ???????? ?? ?????, ??? ??? ????? ???? ? ???????????????? ?????????? ? ???? ??????? ????????????? ?? ?????????? ??????? ? ?? ?????? ??????????? ???????, ?? ?????????? ??????? ?????? ?? ????? ?????. Наталья Лобанова 29 ????? 2005 ????   Игнатьев Н. П. (17.01.1832-20.06.1908), рус. дипломат. В 1861-1864 гг. руководил Азиатским департаментом Министерства иностранных дел, с 1864 по 1877 г. посол России в Стамбуле. В февр.-марте 1877 г. руководил русской делегации при подписании Санстефанского мирного договора, был представителем России на Берлинском конгрессе.   Мефодий (Кусев; ок. 1838-1922), митр. Старо-Загорский с 1896 по 1922 гг.   Раскольников Федор Федорович (1892-1939), сов. гос. и воен. деятель. В 1930-1938 г. полпред в Эстонии, Дании и Болгарии. В 1938 г. отозван, но остался за рубежом.   Серафим (Соболев, 1.12.1881-26.02.1950), архиеп. Богучаровский. 1 окт. 1920 г. хиротонисан в еп. Лубенского, викария Полтавской епархии. В кон. 1920 г. эмигрировал за рубеж. В 1921 г. указом патриарха Тихона назначен управляющим русскими приходами в Болгарии. впоследствии подчинялся РПЦЗ. В 1934 г. возведен в сан архиепископа с титулом Богучаровский. В 1944 г.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Комиссия Русской и Болгарской Церквей рекомендовала канонизировать архиепископа Серафима (Соболева) 07.12.2015 Совместная комиссия Русской и Болгарской Православных Церквей (рекомендовала канонизировать архиепископа Серафима (Соболева) (1881 - 1950). Об этом сообщил в пятницу после ее заседания глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион, передает ТАСС. " Состоялось заседание совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей, посвященное изучению вопроса о возможной канонизации архиепископа Богучанского Серафима (Соболева). Святитель Серафим был иерархом Русской Православной Церкви, но промыслом Божиим ему долгие годы было суждено провести и закончить свою жизнь на болгарской земле. Именно в Болгарии он широко почитается церковным народом " , - рассказал он. По словам митрополита Илариона, " засвидетельствовано множество чудес от его святых мощей, чудес совершенных по молитвам ему " . " Вопрос о канонизации архиепископа Серафима стоит уже много лет, поэтому мы приняли беспрецедентное для нашей церкви решение изучить вопрос о его возможной канонизации совместно с Болгарской Православной Церковью. Мы изучили все имеющиеся материалы, обсудили все спорные вопросы и приняли единогласное решение о том, что для его канонизации препятствий нет " , - сказал он. " Это наше единодушное, единогласное решение, которое мы сообщим Синодам наших Поместных Церквей, для того, чтобы они могли принять соответствующее решение " , - отметил митрополит Иларион. Он уточнил, что заседание Синода РПЦ ожидается 24 декабря, а Архиерейский Собор, где может быть принято окончательное решение о канонизации архиепископа Серафима, запланирован на 2-3 февраля. Архиепископ Серафим (Соболев) - почитаемый в Болгарии и в России многолетний настоятель патриаршего подворья Русской Православной Церкви в Софии. В течение почти 30 лет с 1921 года он являлся здесь настоятелем русской церкви. Приход объединял тогда представителей первой волны русской эмиграции, здесь служили, в том числе, отец Георгий Шавельский, последний протопресвитер русской армии и флота, отец-протоиерей Александр Рождественский, член священного синода РПЦ в дореволюционный период.

http://drevo-info.ru/news/19905.html

Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови» . На это служащий священник (как правило, настоятель, а в обителях – наместник) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время чина прощения принято петь: «Покаяния отверзи ми двери...», «На реках Вавилонских...» и др . Примечание. «По вечерни же в трапезе бывает утешение братии» (Типикон, гл. 49-я, «В туюжде Неделю сырную вечера»). Вечером в Неделю сыропустную и в прочие Недели Четыредесятницы положено совершать малое повечерие с каноном и поклонами. Примечание. Если накануне совершалось бдение, то канон Богородицы (Октоиха) на повечерии не поется. Порядок малого повечерия такой же, что и в период пения Октоиха, но со следующими особенностями. Вместо возгласа: «Молитвами святых отец...» произносится: «Боже, ущедри ны...». После возгласа совершаются три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко...», 12 малых поклонов с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго», и один великий поклон с молитвой «Господи и Владыко...». После поклонов – конечное Трисвятое. По «Отче наш» – возглас: «Яко Твое есть Царство...», «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Нескверная, Неблазная...», и прочее по обычаю. 1 Архиеп. Богучарский Серафим (Соболев, 1881–1950) причислен к лику святых для общецерковного почитания Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2–3 февраля 2016 года. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 3 февраля 2016 года были утверждены к богослужебному использованию тексты тропарей и кондака свт. Серафиму, архиеп. Богучарскому. Тексты тропарей и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4367433.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/350 ). 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 24 марта 2022 года были утверждены к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропарей и кондака преподобномученице Вере (Морозовой). Тексты тропарей и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5911471.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/565 ).

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-26/

Некоторым подвижникам Бог по особому промышлению открывает дату смерти. Святой Григорий Синаит (1275 – 1347), перейдя в отдаленную келью, куда и раньше скрывался для молитвы, претерпел предсмертное искушение: три дня боролся с демонами, пока божественное вмешательство не освободило его; подозвав ученика, он сказал: скоро я оставлю этот мир и пойду к Богу, зовущему меня в горний Иерусалим»; лик его сиял радостью и сильно отличался от лиц обычных людей; вскоре он умер. Преподобный Иларион Великий в 80 лет «предузнал о своем отшествии к Богу» и написал завещание, однако и ему пришлось уговаривать себя не страшиться смерти: «Выйди, душа моя, что ты боишься! Выйди, что ты смущаешься!». Митрополиту Филарету Московскому явился отец со словами «береги девятнадцатое число», и святитель несколько месяцев в этот день бывал за литургией и причащался; кончина совершилась 19 ноября/2 декабря. Святой Иоанн Кронштадтский (1829 – 1908) в этот день утром причастился и скончался во время чтения канона на исход души. Поразительны обстоятельства преставления на 90м году преподобного Симеона (Желнина), иеросхимонаха Псково-Печерского монастыря: он тоже знал дату своего отшествия и сообщил ее наместнику, а тот выразил недовольство, что хоронить придется на Крещение, в праздник. «Ладно, – сказал о. Симеон, – ты наместник, пусть будет по-твоему» и скончался в сочельник; погребение состоялось через день после праздника. Святитель Серафим (Соболев ; 18811950) также за пять дней указал день своего исхода. Протоиерей Петр Сухоносов (1929 – 1999), замученный во время войны в Чечне, отпевая незадолго до похищения старушку-прихожанку, в надгробном слове заметил, какое счастье быть погребенным по-христиански, в то время как его косточки разнесут по полю вороны . Когда пришли из ГПУ забирать старца Оптинского Анатолия (Потапова), келейник упросил отсрочить арест на сутки, чтобы собрать вещи, а назавтра, когда чекисты явились, о. Анатолий, не такого уж преклонного возраста (1855 – 1922), ничем не болея, уже отошел ко Господу. Схимонах Симон (Кожухов; 1859 – 1928), в прошлом действительный статский советник, не имевший где главу подклонити после закрытия Зосимовой, а затем Ниловой пустыни, подрабатывал «апостольским занятием» – плетением сетей, пока милосердная смерть не избавила его от последних мирских попечений. Старец хорошо подготовился: написал завещание, в котором оговорил свои «самые нищенские» похороны, написал и разложил в конверты с адресами извещения о своей кончине: соборному протоиерею оставалось лишь проставить дату и опустить письма в почтовый ящик.

http://azbyka.ru/fiction/rifmuetsya-s-ra...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010