Были привлечены также мемуары, как духовных детей архиепископа Серафима, так и его недоброжелателей. Все это, в совокупности, дает возможность лучше понять поступки архиепископа Серафима, оценить значение его личности для Церкви и России. Глава 1. Юность архипастыря Николай Борисович Соболев – будущий архиепископ Серафим – родился в г. Рязани 1/14 декабря 1881 года в семье мещанина Бориса Матвеевича Соболева и его жены Марии Николаевны. Из двенадцати детей Соболевых – семеро умерли в детском и юношеском возрасте. Николай Соболев был десятым ребенком в семье 1 . Архимандрит Пантелеимон (Старицкий), со слов архиепископа Серафима, свидетельствует о случае, который вполне можно расценить, как невольное пророчество, изреченное его матерью, Марией Николаевной, сразу после родов – «Какой серьезный мухтар родился». Впоследствии, Николая в семье иногда называли «мухтаром», что ему очень не нравилось. Лишь много лет спустя архипастырь узнал, что слово «мухтар», в переводе с арабского языка, означает «епископ» 2 . Серьезным испытанием для семьи Соболевых стала внезапная болезнь Бориса Матвеевича. Когда Николаю было шесть лет, его отец перенес инсульт. Впоследствии, в течение 14 лет, вплоть до самой смерти, был прикован к постели 3 . Выбор духовной карьеры для сына мещанина, конечно, не был в те годы редкостью, однако, не был и явлением распространенным. Обучение Николая Соболева в духовном учебном заведении, по-видимому, стало причиной того, что о нем, иногда, пишут, как о сыне священника 4 . Однако, документы подтверждают мещанское происхождение Николая Соболева 5 . О том, что будущий архипастырь происходил «из городской мещанской простой среды», писал впоследствии и, хорошо знавший архиепископа Серафима, митрополит Вениамин (Федченков) 6 . Судьба Николая Соболева сложилась так, а не иначе, благодаря его матери, стремившейся к тому, чтобы ее сын стал священнослужителем. К ней архипастырь был искренне привязан. Впоследствии, в годы службы, он старался устроить Марию Николаевну недалеко от места своего служения, будь то Калуга или Воронеж.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Болгарская Церковь намерена канонизировать архиепископа Серафима (Соболева) 18 июля 2007 г. 17:27 Отец Александр Карягин, настоятель храма святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца в Софии, заявил, что архиепископ Богучарский Серафим (Соболев), похороненный в крипте софийской церкви, обязательно будет канонизирован. По мнению отца Александра, канонизация владыки Серафима может состояться уже к концу этого года. Архиепископ Серафим (Соболев) родился в России в 1881 году. С 1912 до 1919 год архимандрит Серафим был ректором Воронежской духовной семинарии, которая за годы его служения стала одним из лучших духовных учебных заведений Российской империи. 1 октября 1920 г. отец Серафим был рукоположен во епископа, а в 1921 году приехал в Болгарию, где по благословению святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, стал управляющим русскими православными приходами и обителями с титулом епископа Богучарского. В тяжелые 20-40-е годы владыка Серафим заботился не только о церковной жизни русских эмигрантов, но и активно способствовал нормализации канонического положения Болгарской Православной Церкви , которая с 1872 года из-за раскола с Константинопольским Патриархатом находилась в состоянии изоляции от остального православного мира. Во многом благодаря именно его усилиям в феврале 1945 г. специальным томосом Константинопольского Патриарха схизма с Болгарской Церкви была снята. В годы Второй мировой войны владыка Серафим не благословил русских эмигрантов в этой стране на вступление в воинские части германской армии. Более того, Синод Болгарской Православной Церкви, занимавший антигерманскую позицию, работая в тесном общении с архиепископом Серафимом, стал оказывать значительную материальную помощь верующим российских приходов, оказавшихся в зоне оккупации. Православные болгары в эти тяжелые годы также издали большим тиражом необходимую богослужебную литературу для Русской Церкви-Сестры. 16 июня 1945 года владыка Серафим вместе со своей паствой воссоединился с Русской Православной Церковью, а в 1946 году он принял советское гражданство. Архиепископ Серафим (Соболев) получил паспорт советского гражданина в Болгарии под номером 1, чем спас русских эмигрантов в этой стране от репрессий коммунистических властей. В том же году, во время визита Патриарха Алексия I в Болгарию, приветствуя от лица русских верующих предстоятеля Русской Церкви в кафедральном Александро-Невском соборе города Софии, владыка сказал: «Двадцать пять лет мы были в разобщении с Матерью нашей — Церковью Российской. Но это разобщение было чисто внешним явлением, ибо в сердцах наших было полное единение с вами, со всеми братьями нашей Родины... С нами было то, что наблюдается на поверхности и в глубине океана. На поверхности его от внешних и случайных причин бывают различные течения, а в глубине океана идет всегда и неизменно одно течение. Так и в глубине нашего существа, в глубине наших сердец было и есть одно неизменное стремление к Матери нашей Церкви».

http://patriarchia.ru/db/text/271017.htm...

3)      Исповедные росписи с 1828 года. 5)      Приходорасходные книги, в листах, выданных из Тихвинского духовного правления от 1750 до 1768 года, за скрепою поповского старосты, попа Семена Савина. 4)      Также из Новоладожского правления от 1809 года. 6)      Метрические книги с 1807 года. По документам от 1752 до 1775 г. причт состоял из священника, дьячка и пономаря; с 1793 г. в причте уже показан диакон. Первым диаконом был Моисей Егоров, не получавший от прихожан содержания и живший на счет своего тестя, священника Трофима Васильева. Штатным сделан диакон тогда, когда к здешнему приходу перешла от Прусынского прихода, деревня Рысино. Прежде здесь служили священниками: Василий Афиногенов, подписавшийся у описи 1752 года; Трофим Васильев, служивший до 1801 года; Николай Гаврилов – до 1821 года; Симеон Вишневский, удаленный в 1831 г. и отрешенный от места за повенчание незаконного брака; Илья Алексеев Велитский, перешедший отсюда в Новую Ладогу, здравствующий еще и до ныне; Иаков Иаковлев Азиатский, служивший потом на Кайдановской фабрике и в Сестрорецке; Николай Соболев, перешедший сюда из Парголова и умерший в 1853 г.; Сергий Иванов Заборовский, перешедший в Сольцу, а потом в село Смоленское, близь Петербурга и скончавшийся в 1880 году; Дмитрий Хованский, ныне благочинный и протоиерей Солецкой церкви; Николай Заборовский, перемещенный в Мотохово и теперь скончавшийся; Митрофан Орлов, умерший в 1881 году; ныне служит, перешедший из Хотова, Николай Васильев Соболев. При священнике Соболеве церковь ремонтирована, приобретено паникадило в 300 р. сер. и поновлена ризница. Церковного имущества – 200 р. в билетах. Священник живет в доме, построенном в 50 годах священником Сергеем Заборовским. В 1884 г. священником Николаем Соболевым, на средства церкви и попечительства, возобновлены хозяйственные к дому пристройки. Дом для псаломщика построен в 1880 г. священником Митрофаном Орловым, а пристройки к нему возобновлены в 1881 году. Усадебной земли при церкви 3 дес., пахатной и сенокосной, вместе с неудобной землею, 36 дес. Часть усадебной земли уделяется вдовам и сиротам духовного звания. Сенокосною землею причт пользуется сам. Пахатная земля, по согласию причта и прихожан от 1 февраля 1866 года, отдана в аренду крестьянам села Городища, за что крестьяне обязались платить причту по четвертке ржи и по четвертке овса с каждой ревизской души, коих в Городище 277 душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

7. Редким для современного богословия является мариология – учение о Пресвятой Богородице. Мариология представлена у архиеп. Феофана довольно подробно. Он богословствует о Богоматери, как об образце подражания для христианина. Отдельно рассматривается им вера Богоматери, Ее девство, Ее преданность воле Божией, Ее безмолвие и смирение, являющиеся проявлением сокровенной духовной жизни, а также слава Богоматери. Глава четвертая. Святитель Серафим (Соболев) §1. Жизнеописание Свят. Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) родился в Рязани 1/14 декабря 1881 г. В 1904 г. святитель окончил духовную семинарию, после чего учился в Санкт-Петербургской духовной академии. Там он сблизился с ректором, владыкой Феофаном (Быстровым) . В 1907 г. свят. Серафим принял постриг, а затем диаконское и священническое рукоположение. В 1908 г. он окончил академию со степенью кандидата богословия и был определен преподавателем пастырского училища в Житомире. В эти годы архиепископом Волынским и Житомирским был преосвященный Антоний (Храповицкий) . В Житомире узнали друг друга два будущих выдающихся архипастыря русского зарубежья. В 1910 г. свят. Серафима перевели в Калугу помощником смотрителя духовного училища, в 1911 г. – в Кострому инспектором духовной семинарии. В 1912 г. свят. Серафима возвели в сан архимандрита и назначили ректором Воронежской семинарии. В августе 1914 г. началась Первая мировая война, продолжившаяся кровавыми событиями революции и гражданской войны. На праздник Покрова 1920 г. свят. Серафим был хиротонисан собором архиереев, оказавшихся на Юге России, во епископа Богучарского, викария Полтавской епархии, которую возглавлял архиеп. Феофан (Быстров) . Знаменательно, что во время хиротонии в кафедральном соборе Симферополя, там находилась будущая Путеводительница русского зарубежья Курская Коренная икона Пресвятой Богородицы. Вскоре свят. Серафим вместе с другими русскими беженцами вынужденно покинул родину и прибыл в Константинополь. Затем путь его лежал в Софию. В 1921 г. он был определен Зарубежным Синодом Архиереев управляющим русскими православными приходами Болгарии, с титулом епископ Богучарский. Свят. Серафим основал в Княжево, на окраине Софии, девичий Покровский монастырь, пользующийся у болгар большой любовью (в настоящее время обитель находится в юрисдикции Болгарской Старостильной Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Диаконами служили: 1) Евфимий Петрович Ярославский, – из студентов, служил здесь с 1807 до 1813 г.; отсюда перешел в диаконы Благовещенской церкви, на Вас. острове; потом был протоиереем Вознесенской церкви и благочинным пригородных церквей; 2) Козьма Иванович Козловский, в школах не учившийся; переведен сюда из Москвы в 1813 г.; в 1828 г. по старости уволен и, прожив еще 7 лет, скончался в 1836 г., на 86 г. жизни; 3) Григорий Петров Молчанов, – скончавшийся от чахотки в 1831 г.; 4) Александр Тимофеевич Соболев, из архиерейских и придворных певчих, определен сюда в 1831 году и скончался в 1850 году на 50 г. жизни. Славился своим басом, за что был особенно любим Прок. Ив. Пономаревым, но, из-за нетрезвости, часто был не исправен по службе и, по ходатайству Пономарева, в помощь ему был определен другой, именно 5) Сергей Дмитриевич Малиновский, – студент Спб. дух. семинарии; переведен сюда из диаконов Свято-Троицкой общины и, служа здесь с тою же неисправностью, как и Соболев, пережил его одним годом и скончался 14 апреля 1851 года; 6) Павел Васильевич Богданов – из окончивших курс, служил 27 лет слишком и скончался в 1877 г.; 7) Иван Иван. Ключарев, – студент семинарии, определен из учителей Петропавловского дух. училища, и служил 32 года; умер в 1883 г. Причетников со времени Воцкого, было 21. Из них Александр Ив. Тихомиров – был окончивший курс Новгор. дух. семинарии и перешел отсюда священником в Польский погост (Гдов. у.), где и скончался в 1867 г.; остальные поступали сюда из послушников, архиерейских певчих, или из дьячков других церквей. Нынешний причт составляют: настоятель протоиерей Василий Феофилактович Никитин – магистр XVII курса Спб. дух. академии, служил сперва священником и смотрителем дух. училища в Устюжне и Боровичах. Сюда переведен 26 февраля 1862 г. Состоит членом епарх. попечительства; прот. Василий Тихонович Покровский – из студентов, был сперва учителем Петропавловского дух. училища, потом – священником в Рябове, священником и законоучителем Александровского корпуса в Царском селе; 2 года служил во 2 кад. корпусе. Здесь служит с 1863 г.; свящ. Николай Петрович Вишняков – магистръ XXVII курса, уроженец Твер. епархии; с 1867 по 1868 г. был наставником в Спб. дух. семинарии; поступил сюда 26 июля 1868 г., состоит преподавателем еврейского языка в семинарии, законоучителем Волковского сельского училища и членом училищного совета Спб. уезда. Написал: «Исследование о происхождении псалтири» (Спб. 1875) и «Толкование на псалтирь» изд. при Спб. дух. академии, 2 вып. 1880 и 1884 гг.; свящ. Константин Никанорович Оболенский – из певчих Воронежского архиерейского, а потом – придворного хора, был сперва протодиаконом в Петропавловском и Исаакиевском соборах; служит здесь с 1881 г.; свящ. Иаков Александрович Рождественский, – из окончивших курс семинарии, служил сперва в Эстляндской епархии, потом – на дьяческой вакансии при Троицком соборе, на Петерб. стороне; здесь служит с 1882 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Николай Борисович Соболев – будущий архиепископ Серафим – родился в Рязани в семье мещанина Бориса Матвеевича Соболева и его жены Марии Николаевны. В семье было двенадцать детей, семь из которых умерли в детстве. Николай Соболев был десятым ребенком. В семье Соболевых сохранилось предание о скорбном событии, которое произошло до рождения Николая. Мария Николаевна особенно любила одну из дочерей – Верочку. Девочка, несмотря на младенческий возраст, имела большие духовные задатки. Она любила молиться, была очень доверчива к людям. Когда ей было три года, смертельно заболел ее старший брат Василий. Вся семья тяжело переживала. Неожиданно Верочка попросила чаю. Выпив чай, она перевернула чашку и задумчиво сказала: «Мама, Вася выздоровеет, а я заражусь и умру». Действительно, брат поправился, а девочка заболела. Когда родители плакали, она говорила: «Зачем же плакать? Надо Богу молиться!» Вскоре Верочка тихо отошла ко Господу, а Мария Николаевна стала горячо молить Бога даровать ей другого ребенка, который напоминал бы ей умершую дочь. И молитва была услышана 2 . На этот раз роды были очень тяжелыми, была серьезная угроза жизни матери и младенца, и врач, считая, что выхода нет, предложил операцию – извлекать ребенка по частям. Но мать, призвав мужа, взяла с него клятву не допустить убийства ребенка. Роды все-таки завершились благополучно. Рано утром 1 декабря 1881 г. 3 будущий архипастырь появился на свет. Младенец был крещен в Екатерининской церкви. Таинство совершил протоиерей Михаил Виноградов Обстановка в семье Соболевых была молитвенной. Архиепископ Серафим вспоминал, что огромное влияние на его духовную жизнь оказала мать. Он рассказывал о ней как о молитвеннице, во всех скорбях обращавшейся за помощью к Богу. Духовное влияние Марии Николаевны принесло плоды. Двое из сыновей, Николай и Михаил, стали монахами, еще один сын, Василий, – священником. Впоследствии, уже по принятии монашества, отец Серафим опекал свою овдовевшую мать и где бы ни служил, будь то Калуга или Воронеж, старался устроить ее неподалеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Заседание совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Серафима состоялось 3-4 декабря 2015 года в Софии. Были заслушаны доклады о различных аспектах деятельности архиепископа Серафима, дана оценка его богословских трудов. Особое внимание было уделено факту почитания иерарха в Болгарской Православной Церкви, систематизации и документальному подтверждению чудес, совершившихся по его молитвам. Члены комиссии приняли единодушное решение об отсутствии препятствий к канонизации архиепископа Серафима. Заслушав итоги заседания в Софии, Священный Синод Русской Православной Церкви 24 декабря 2015 года (журнал 94) принял решение вынести вопрос о канонизации архиепископа Серафима на рассмотрение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Болгарского Неофита на настоящее заседание прибыли иерархи Болгарской Православной Церкви –сопредседатель Совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) Преосвященный митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн и член комиссии Преосвященный епископ Знепольский Арсений. Несмотря на сложившееся почитание в Болгарии, архиепископ Серафим известен в самой Русской Православной Церкви гораздо меньше, его жизненный путь, протекавший в обстоятельствах трудной и противоречивой исторической эпохи, заслуживает того, чтобы на нем остановиться более подробно. Николай Борисович Соболев родился 1 декабря 1881 года в Рязани, окончил Рязанскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1908 году, на 4-м курсе академии, Николай Соболев принял монашеский постриг, в том же году был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха; по окончании академии трудился на поприще духовного образования, встретив октябрьскую революцию в должности ректора Воронежской духовной семинарии, закрытой в 1918 году большевиками. На юге России архимандрит Серафим вошел в подчинение Временного высшего церковного управления (ВВЦУ). Его хиротонию во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии, состоявшуюся по решению ВВЦУ 14 октября 1920 года в Симферополе, возглавил митрополит Антоний (Храповицкий). Уже через месяц епископ Серафим был вынужден покинуть Россию вместе с ВВЦУ.

http://patriarchia.ru/db/text/4367084.ht...

Далее на пути в Старицком уже уезде, встретил я церковь в селе Аннинском. Церковь каменная трехпрестольная, сооруженная в 1777 г. тщанием прихожан и помещицы Берновой. Приход нескудный, более 700 душ муж. пола. Священник Семен Соболев, молодый – 33 лет непривлекательной наружности (рыжий-курчавый) и не отличающийся благовоспитанностью; но, быть может, с добрым сердцем, – о чем можно заключать из его добрых отношений к престарелому заштатному диакону Кузминскому, которого он незадолго пред тем сопровождал в Тверь для подачи мне прошения о перестройке его ветхого дома. Диакон Алексаидр Кузминский 86-ти лет просил епархиальное и гражданское начальство дозволить ему перестроить на том же месте прежний ветхий дом находящийся от церкви в расстоянии, недозволяемом гражданскими законами; но ему, на основании строительного устава не было дозволено, к крайнему огорчению его самого и трех престарелых его дочерей – девиц, из коих младшей 57 лет. – Я посетил его убогую хижину и тем утешил его в его горести. В четырех верстах от с Аннинского церковь в селе Троицком. С 1873 г. начата постройкою новая каменная трехпрестольная церковь на место прежней деревянной но окончательно отстроены и освящены только два теплых придела; главный же престол остается неосвященным. Приход немалочисленный – более 700 душ м. п., но средства содержания для причта очень ограничены: дохода получается в год не более 200 рублей. Священник Петр Москвин, 59 лет, усердно проповедует слово Божие. В 5-ти верстах от Троицкого церковь в селе Заречье – каменная трехпрестольная, построенная в 1802 г. тщанием помещицы Анны Федоровны Огаревой. Ее же отчасти усердием в недавнее время сплошь вызолочен иконостас в главном храме. Приход по числу душ незначительный (мене 500), но средства для содержания причта довольно удовлетворительны (около 500 р.) – Свящ. Петр Резвяков, 44 лет, отличается благоповедением, но менее других усерден в проповдничестве. Из Заречья приехал я в село Глухово – имение бывшее помещика Ртищева. Здесь две церкви: одна деревянная, построенная в 1780 г. тщанием помещика Якова Петровича Ртищева; другая каменная сооруженная усердием крестьян в 1875 г. в памяти бывшего их помещика Димитрия Яковлевича Ртишева, от которого они, по его завещанию, получили в 1881 г. собственность всю помещичью землю. Для построения этой церкви, освяшенной 14-го декабря 1875 г. преосвяшенным Филофеем, бывшим архиепископом Тверским в честь св. Димитрия митрополита Ростовского, употреблены материалы из каменного огромного помещичьего дома, коего основания и часть каменной ограды с башнями, угрожающими падением сохраняются до сего времени. – Но эта церковь очень благолепная, при моем посщении оказалась очень сырою.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Василий Иванович Рейпольский (1856 или 1857 – 28.11.1883 г.) окончил Владимирскую семинарию (1877), Московскую духовную академию (1881). В 1881 г. назначен преподавателем Священного Писания Томской семинарии, в том же году переведен в Вологодскую семинарию, вместо А.Н. Хергозерского. Женился на дочери бывшего преподавателя Вологодской семинарии Н.И. Суворова Лидии (о ней ВЕВ. 1899. С. 366), но через две недели после свадьбы умер. Пробыл в семинарии около двух лет. (Некролог//ВЕВ. 1883. С. 459-462). Федор Алексеевич Соболев (около 1857 - ?) сын священника Ярославской епархии, окончил Ярославскую духовную академию, Московскую духовную академию (1882). С июля 1882 г. преподаватель церковной и библейской истории и истории Русской церкви в Вологодской духовной семинарии, с 28.09.1890 преподаватель тех же дисциплин в Ярославской духовной академии (Ярославские епархиальные ведомости. 1909. 41. С. 317). Скабовский Флавий Васильевич некролог ВЕВ 1883 с.286-289 Протоиерей Николай Иванович Малиновский (17.11.1858-26.06.1931) сын дьячка Сретенской Коптевской церкви Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1879), Московскую духовную академию (1883). С 1883 по 1911 г. преподаватель гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей церкви Вологодской духовной семинарии. Священник с 15.09.1889. С 1899 г. настоятель Вологодской градской Владимирской церкви. С 1909 г. протоиерей. В семье у него Екатерина (1863 г.р.), дочь частного поверенного Федора Андреевича Смирнова, дети: Борис (1884 г.р.), Елена (1888 г.р), Геннадий (1890 г.р.), Ольга (1891 г.р.), Анатолий (1895 г.р.), Вера (1898 г.р.). (Клировая ведомость Вологодской градской Владимирской церкви за 1913 г.//ГАВО. Ф. 1063. Оп. 8. Д. 165. Л. 4-5 об.; ВЕВ. 1905. 21. С. 313). Семинаристы прозывали его Коля-Лапоть – «он шлепал одной ногой как лаптем, да и языком тоже пришлепывал» (И.Г. Шадрин. Бурса. Пг., 1917. С. 39; Б.В. Ильинский. Воспоминания//Личный архив О.Б. Ушаковой) В 1924 г.

http://bogoslov.ru/article/6174500

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОРОНЕЖСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, выходивший с 1 янв. 1866 по дек. 1909 г. 2 раза в месяц, с 1910 по 1917 г. еженедельно. Состоял из собственно «В. е. в.» и «Прибавлений». До 1887 г. обе части редактировались сотрудниками Воронежской ДС, одновременно редакторов могло быть от 1 до 4, среди них - ректоры ДС: архим. Феодосий (Макаревский; впосл. епископ Екатеринославский) (1866-1867), архим. Вениамин (Быковский ; впосл. епископ Черниговский) (1867-1871), прот. Д. Ф. Певницкий (1877-1881), архим. Димитрий (Самбикин ; впосл. архиепископ Казанский) (1881-1886), инспектор ДС игум. Арсений (Иващенко ; впосл. епископ Кирилловский) (1866-1868); преподаватели ДС протоиереи Ф. А. Никонов (1866-1876), И. В. Адамов (1871-1876). С 9 за 1887 по 20 за 1908 г. редактирование офиц. части было передано в духовную консисторию, редакторами были ее секретари А. М. Правдин (1887-1906) и А. А. Вишневецкий (1907-1908). Редакторами неофиц. части с 1887 г. (с 21 за 1908 обеих частей) были ректоры ДС: протоиереи А. М. Спасский (в 1887-1900 до 16), В. П. Борисоглебский (1900. 17 - 1907. 15), Н. Ф. Околович (1907. 16 - 1913. 4), архим. Серафим (Соболев ; впосл. архиепископ Богучарский) (1913. 5 - 1917). В их отсутствие номера подписывали инспекторы ДС И. И. Филоковский, П. В. Беклемишев, преподаватель И. М. Ублинский, прот. Г. Т. Алфёров. В 1917 г. вышли 1-25 (за 18 июня), после чего с 22 июня 1917 по 28 июля 1918 г. 2 раза в неделю выходила газ. «Вестник церковного единения: Орган духовенства и мирян Воронежской епархии» (с 28 за 1917 «Воронежский вестник церковного единения»). Последние номера 44-47 за 1918) выходили еженедельно, редакторами были свящ. П. П. Сергеев и В. Я. Бахметьев. Сначала в отличие от др. епархиальных изданий в основной части помещались не только офиц. документы и материалы, но и исторические статьи. В «Прибавлении» печатались только статьи назидательного содержания. Как следствие этого собственно «В. е. в.» с 1868 г. разделились на офиц. и неофиц. части (с общей пагинацией) с сохранением отдельных «Прибавлений». С 1877 г. журнал вернулся к обычному для епархиальных ведомостей составу разделов, когда все неофиц. материалы помещались в «Прибавлениях» (с 1884 они и назывались «неофициальной частью»).

http://pravenc.ru/text/155258.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010