613 Паломн. § 37 «Ante crucem... Это место открытое (subdivanus) т.е. как бы весьма большой и довольно красивый двор (atrium), находящийся между Крестом и Воскресением». 614 In ecclesia majore, quae apellatur Martyrio, quae in Golgotha post crucem (Паломн. §27). 615 Паломн. §30. От нее отличается местность post crucem: «по отпусте в Мартирии идут за крест " (§ 35). Все эти церкви построил и богато украсил имп. Константин (§ 25). 616 Паломн. § 25 и д. Красносельцев Н . Богослужение иерусалимский церкви в конце IV в. Правосл. Собес. 1888, 11, 355. 617 Паломн. § 25. 618 Неизвестно, означает ли missa отпуст или литургию, которая обозначается у паломницы иногда oblatio, offertur, редко sacramentum. Литургии название missa усвоено на западе или от торжественной формулы отпуста в ней: «ite, missa est», или от того, что она совершается после отпуска оглашенных и составляет заключение длинных церковных служб. Если у паломницы missa означает литургию, то ежедневно в Иерусалимской церкви служилось две литургии – одна после утрени, и другая после вечерни (с страстной четверг и субботу у паломницы ясно указывается 2 литургии – oblatio — утренняя и вечерняя, но в разных церквах. Паломн. §§ 35. 38), так как описание вечерни у паломницы тоже заканчивается словами missa fit (мнение о двух литургиях высказал Gamurrini G . Hilarii tractatus de mysteriis et hymni et S. Silviae Aquitanae peregrinatio, Romae 1887, p. 77. 78). Если же missa здесь означает отпуст, то в будни не было литургии (так думает Waal , Die Feste des Kirchenjahres zu Jerusalem gegen Ende d. IV Jahrhund. Römische Quartalshr. fük christl. Alterthumskundeu. f. Kirchengesch. 1887, H. 4. S. 313. Красносельцев Н . Богослужение Иерусалим. церкви в конце IV в. Правосл. Собес. 1888, 11, 351. 359. 619 Паломн. § 24. 620 На слишком тесное сближение этого богослужение с позднейшим (IX в. и д.) песненным последованием не дает права ни описание Паломничества, очень уж общее и довольно поверхностное, ни значительный промежуток времени. полтысячелетия, отделяющий настоящую практику от той.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

I-IX).    Паломн. § 37 «Ante crucem... Это место открытое (subdivanus) т.е. как бы весьма большой и довольно красивый двор (atrium), находящийся между Крестом и Воскресением».    In ecclesia majore, quae apellatur Martyrio, quae in Golgotha post crucem (Паломн. §27).    Паломн. §30. От нее отличается местность post crucem: «по отпусте в Мартирии идут за крест " (§ 35). Все эти церкви построил и богато украсил имп. Константин (§ 25).    Паломн. § 25 и д. Красносельцев Н. Богослужение иерусалимский церкви в конце IV в. Правосл. Собес. 1888, 11, 355.    Паломн. § 25.    Неизвестно, означает ли missa отпуст или литургию, которая обозначается у паломницы иногда oblatio, offertur, редко sacramentum. Литургии название missa усвоено на западе или от торжественной формулы отпуста в ней: «ite, missa est», или от того, что она совершается после отпуска оглашенных и составляет заключение длинных церковных служб. Если у паломницы missa означает литургию, то ежедневно в Иерусалимской церкви служилось две литургии – одна после утрени, и другая после вечерни (с страстной четверг и субботу у паломницы ясно указывается 2 литургии – oblatio — утренняя и вечерняя, но в разных церквах. Паломн. §§ 35. 38), так как описание вечерни у паломницы тоже заканчивается словами missa fit (мнение о двух литургиях высказал Gamurrini G. Hilarii tractatus de mysteriis et hymni et S. Silviae Aquitanae peregrinatio, Romae 1887, p. 77. 78). Если же missa здесь означает отпуст, то в будни не было литургии (так думает Waal, Die Feste des Kirchenjahres zu Jerusalem gegen Ende d. IV Jahrhund. Römische Quartalshr. fük christl. Alterthumskundeu. f. Kirchengesch. 1887, H. 4. S. 313. Красносельцев Н. Богослужение Иерусалим. церкви в конце IV в. Правосл. Собес. 1888, 11, 351. 359.    Паломн. § 24.    На слишком тесное сближение этого богослужение с позднейшим (IX в. и д.) песненным последованием не дает права ни описание Паломничества, очень уж общее и довольно поверхностное, ни значительный промежуток времени. полтысячелетия, отделяющий настоящую практику от той.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Истинная добродетель в том, чтобы всегда памятовать о Боге, чтобы призывать Его помощь и в благополучии, потому что если мы будем помнить Его в счастии, то и Он вспомнит о нас в несчастии (свт. Иоанн Златоуст , 48, 839). Бог заповедает не одному Ангелу, а многим охранять все пути того, кто к Нему прибегает... (свт. Иоанн Златоуст , 48, 908). ...Прекрасно памятование о Боге вследствие доставляемой им неистощимой радости... (свт. Иоанн Златоуст , 52, 864). ...Имея в сердце постоянную память о Боге, мы не дадим ни времени грехам, ни оставим места в сердцах своих врагу (свт. Иоанн Златоуст , 52, 967). Если мы будем непрестанно помнить о Боге, то уже не сможем помнить о зле... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 134). ...Все внимание наше должно быть всегда устремлено на то одно, чтобы живо возвращать к памятованию о Боге помыслы от их блуждания и круговращения. Как тот, кто хочет верно возвесть и вверху свесть свод купола, шнуром из центра постоянно обводит кругом постройку, и таким образом дает одинаковое всюду направление округлению ее; кто же без этого посредства покусится совершить такое дело, тот, хотя бы обладал большим искусством, не может соблюсти непогрешительно правильность округлости, и одним взглядом не может определить, на сколько отступил от нее, не прибегая к сказанному указатели» правильности, так и дух наш, если, утвердив в себе любительную память Божию, как некий неподвижный центр, не будет потом, из нее исходя и с нею обходя в каждый момент все свои делания и труды, ею, как пробою, определять качество помыслов и начинаний, чтоб одни принимать, а другие отвергать, и ею же, как верным циркулем, давать направление всему делаемому, то никак не построит, как следует, того духовного здания, коего архитектор есть Павел ( 1Кор. 3, 10 ), и не сообщит ему красоты того дома, какой, желая устроить Господу в сердце своем, блаженный Давид взывал: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея ( Пс. 25, 8 ), но несмысленно возведет в сердце своем дом некрасивый, Духа Святаго недостойный и всегда готовый разрушиться, долженствуя не славу за то получить от чаемого, но не удостоившего зайти в такое жилище посетителя (т. е. Духа Святаго), а плачевно быть подавленным под развалинами своего построения (Собес. 24, 6) (прп. Иоанн Кассиан , 90, 106–107).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

16.5.57. Д. 24. Л. 87–88. Подлинник. Автограф. 8. 21 июня 1957 г. Христос посреди нас да пребудет во веки. Дорогой мой святитель Владыка Афанасий! Теперь уже, когда я получил на руки драгоценные материалы из рук заволжских старцев, я не скрою от Вас, что розыски Большого Потребника времени патриарха Филарета я начал еще в январе сего года. По этому требнику старообрядцы и по сей день отпевают своих святителей по Чину святительского погребения. Не буду входить в подробности переговоров. Я боялся, что они не выполнят моего заказа и просьб, но по милости Божией, после долгих мучительных ожиданий, 18 июня мне привезли две рукописи: одну – «Канон святому Ангелу грозному воеводе» (смерти посланнику) – это по моему личному заказу, и вторую, самую ценную: «Чин погребения. Како подобает погребсти святителя». В тексте Чина встречаются чудные стихиры, замечательна вторая разрешительная молитва Киприана, митрополита (Московского) 806 , и многое другое, достойное умиления и назидания нам. Ясно только одно, что по этому Чину отпевали русских архиереев в XVII веке до последнего патриарха Адриана 807 , а после него Русская Православная Церковь почему-то воздерживалась от святительского отпевания, в то время как старообрядцы по Большому Потребнику продолжают отпевать всех своих святителей и по сей день. Это я доподлинно выяснил в беседах со старообрядцами. Этот Чин переписан с киноварью в небольшой по формату тетради и занимает 47 листов печатных (т. е. 94 страницы). Наша машинистка уже отпечатала этот Чин на стандартных листах убористо и плотно. Всего оказалось 21 страница-лист. Большой Потребник издан в Москве в шестое лето патриаршества Кир Филарета (т. е. в 1625 году). Самое важное то, что этот Чин содержит свои стихиры, канон и ряд особенностей, не отраженных у проф. Красносельцева Н. 808 в Чине архиерейского отпевания в его статье «О некоторых церковных службах и обрядах, ныне не употребляющихся». X (глава) «Погребение священников и архиереев в XV–XVII в. (см. «Правосл[авный] Собес[едник]», 1889 г., ч. III, стр. 49–97).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Многоличное передвижение не коснулось Вашей области. Примечательно, что по настоянию первенствующего и против воли Московского в Саратов назначен, или точнее, вчера в заседании избран мой викарий. 3162 Удачно ли будет такое назначение, – я не скрывал в этом своего сомнения: но благоразумие требовало не вдаваться в противоречие. Ивановский 3163 предлагает мне, чтобы отдельными оттисками и отчасти для безмездной рассылки была напечатана его статья: «Мнимая священническая присяга патриарха Иоакима». (Правосл. Собес. 1873 г. кн. 9). «Раскольники, пишет Ивановский, – опять стали указывать на небывалую «присягу», в подтверждение своей мысли, что церковь проклинает обряды. 3164 На замечание, что присяга эта подложная, требуют доказательства и объяснения со стороны церковной власти». Желаю знать Ваше мнение по поводу предложенья Ивановского. Не внесете ли его статью в число сочинений, который признаете заслуживающими перепечатывания и распространения? Преданный Вам Архиепископ Сергий —489— 13. † Июн. 3 (1882 г.?). Наречение о. Анастасия 3165 было вчера, а хиротонии быть назначено в воскресенье, 6-го числа. Отсылаю Вам мои первоначальные замечания. Из них увидите, что не всего я мог достигнуть. Больше двух недель думали, что, и как изменить по сделанным мной вопросам. Не столько решительностью мер, но и резкостью (будто бы) выражений боятся раздражить раскольников, и тех, которые им покровительствуют. 3166 О Пафнутие 3167 вчера была речь у меня с К-м П-м. 3168 Оказалось, что он писал Московскому, и предостерегая не советовал отпускать. 3169 —490— А «Ваш» 3170 и здесь «куда-то спешил». Это много препятствовало и в сношениях с ним, и делало его малополезным для коллегии, в которой членом. Сейчас еду в академическое заседание 3171 (дневное, а не вечернее). Продолжается редакционная работа, изменяем выражения (но не смысл) и переставляем параграфы. Виктору Дмитриевичу 3172 скажите это, прибавив, что буду писать к нему, как окончится наш пересмотр. А.С. 14. † Июн. 24 (1882 г.?). Благодарю Вас за два письма и четыре книжки. Ответ удовлетворителен; но издадут ли какой глас противники церкви и защитники раскола?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Владимир (Петров Иван Петрович), архп. Казанский и Свияжский Родился 29 мая 1828 года в Донской обл. Федосеевской станице. Сын простого казака, впоследствии бывшего священником на Алтае. В 1849 году окончил Воронежскую духовную семинарию и в 1853 году Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия. 19 марта 1853 года принял монашество, будучи на последнем курсе академии. 22 окт.1853 года рукоположен во иеромонаха и определен преподавателем философии и психологии в Орловской духовной семинарии. Здесь он вместе с тем исполнял обязанности помощника инспектора семинарии и библиотекаря. Был главным редактором, издателем и даже корректором по составлению «Историко-статистического описания Орловской епархии». При последних работах он несколько раз был командирован в уездные церковные и монастырские архивы: Карачевский, Брянский, Дмитровский, Крымский, Севский и др. С 30 апр.1857 года – инспектор Иркутской духовной семинарии. С 13 июля 1858 года – инспектор Томской духовной семинарии. И в Иркутске и в Томске он трудился по историко-статистическому описанию епархий. С 13 сент.1861 г. – инспектор и экстраординарный профессор СПБ духовной академии в сане архимандрита. Будучи инспектором, читал лекции по Догматическому богословию. В то время он принимал живое участие в учреждении в Петербурге Миссионерского Общества для содействия миссии Алтайской и Забайкальской, и 24 ноября 1865 года накануне открытия этого Общества, он был назначен начальником Алтайской миссии. 16 марта 1880 г. хиротонисан во епископа Бийского, вик. Томской епархии ( в составе Свят.Прав.Веер.Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1894 год, стр.29 ошибочно указана дата хиротонии 1879 год. См. " Прав. Собес.» 1897 г., ноябрь, стр.539.) Хиротонию совершали два архиерея: епископ Томский, Петр и епископ Курский, Ефрем, ехавшие из Тобольска. В г. Вписке он открыл епархиальное женское училище. В 1881 г. избран почетным членом Казанской духовной академии. С 6 авг.1883 г. – епископ Томский и Семипалатинский. В Томске учредил Братство св. Димитрия Ростовского и достроил кафедральный собор, организовал выделку свечей и ввел воскресные чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Многоличное передвижение не коснулось Вашей области. Примечательно, что по настоянию первенствующего и против воли Московского в Саратов назначен, или точнее, вчера в заседании избран мой викарий 63 . Удачно ли будет такое назначение, – я не скрывал в этом своего сомнения; но благоразумие требовало не вдаваться в противоречие. Ивановский 64 предлагает мне, чтобы отдельными оттисками и отчасти для безмездной рассылки была напечатана его статья: «Мнимая священническая присяга патриарха Иоакима». (Правосл. Собес. 1873 г. кн. 9). «Раскольники, – пишет Ивановский, – опять стали указывать на небывалую «присягу», в подтверждение своей мысли, что церковь проклинает обряды 65 . На замечание, что присяга эта подложная, требует доказательства и объяснения со стороны церковной власти». Желаю знать Ваше мнение по поводу предложения Ивановского. Не внесете ли его статью в число сочинений, которые признаете заслуживающими перепечатывания и распространения? Преданный Вам Архиепископ Сергий. 13. † Июн. 3 (1882 г.?). Наречение о. Анастасия 66 было вчера, а хиротонии быть назначено в воскресенье, 6-го числа. Отсылаю Вам мои первоначальные замечания. Из них увидите, что не всего я мог достигнуть. Больше двух недель думали, что и как изменить по сделанным мною вопросам. Не столько решительностью мер, но и резкостью (будто бы) выражений боятся раздражить раскольников, и тех, которые им покровительствуют 67 . О Пафнутии 68 вчера была речь у меня с К-м П-м 69 . Оказалось, что он писал Московскому, и предостерегая не советовал отпускать 70 . А «Ваш» 71 и здесь «куда-то спешил». Это много препятствовало и в сношениях с ним, и делало его малополезным для коллегии, в которой членом. Сейчас еду в академическое заседание 72 (дневное, а не вечернее). Продолжается редакционная работа изменяем выражение (но не смысл) и переставляем параграфы Виктору Дмитриевичу 73 скажите это, прибавив, что буду писать к нему, как окончится наш пересмотр. А. С. 14. † Июн. 24 (1882 г.?). Благодарю Вас за два письма и четыре книжки. Ответ удовлетворителен; но издадут ли какой глас противники церкви и защитники раскола?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Напомним только, что в учении св. отцов о душе человека и способностях ее сказывается известное учение об этом предмете еще древних философов Платона и Аристотеля и это, особенно у Григория, Нисского, который и объединил учение об этом предмете указанных древних мыслителей (См. соч. « Григорий Нисский , как моралист» Мартынова). На языке современных понятий эти три способности, очевидно, означают то же, что ум, сердце и воля в душе человека по принятому теперь делению. Из этих трех сил и способностей души высшее место занимает разум или просто ум, как носитель высших идей, и нормальное положение человека состоит в том, чтобы все подчинилось руководству ума (Касс. Coll. 7, 5, 6; Собес. 24, Inst. 6, 2). В этом именно смысле в приложении к «уму» и употребляется в святоотеческой письменности термин «владычественное души». «Ум» в духовной природе человека и в его значении для жизни человеческой есть как бы «око души» ( Симеон Новый Богослов , 2 том, 562 стр.; ср. Афанасий Великий , творения, часть I, стр. 228; ч. IV, стр. 53; Иоанн Златоуст , т. V, стр. 56; т. VII, стр. 237), он есть руководитель жизни (Макарий Вел. см. бес. 15, стр. 31, 32). «Владычественным» ум по своему значению для жизни человека называется у отцов Церкви почти постоянно, напр, у Афанасия Великого (Твор. ч. 4, ср. 373, 386); у Григория Нисского (Ч. I, стр. 110); особенно у Василия Великого и Макария Великого (Бес. 20, 4). «Разум» или «ум», по выражению преп. Кассиана, является как бы солнцем, освещающим путь жизни (Instit. VIII, 9). Такое владычественное положение ума или умной части души обусловливается тем обстоятельством, что в этой-то части души и заключается по преимуществу образ Божий в человеке и знание закона Божия вложено ему (Пр. Кассиан VIII, 22; ср. Симеон Новый Богослов ; Григорий Богослов , который говорит, что образ Божий в человеке заключается именно в уме его; ум, по словам Григория Богослова , есть нечто Богоподобное и божественное в человеке, совершенное и владычественное по отношению к телу (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Обыкновенные собрания сопровождались только чтением и пением, при чём на столе, покрытом белой скатертью, всегда лежала Библия . Время собраний определялось самим учителем, иногда оно совпадало с праздниками христианскими, чаще с еврейскими, иногда не совпадало ни с теми, ни с другими и было назначаемо якобы по указанию духа. В этом отобразилось мистическое начало духоборчества. В прыгунстве, при Рудометкине и после него, обнаружились и идеи противогосударственные. Проповедуя о наступлении в скором времени тысячелетнего царства и обещая в этом царстве своим последователям особые преимущества, Рудометкин решился объявить себя «царём духовных». 19 окт. 1857 года он, при большом стечении народа, короновал себя в «цари духовных христиан». Сделавшись «царём», он пришил к своей одежде нечто в роде эполет, на которых выставил буквы Д и Ц (Духовных Царь). Судьба его кончилась ссылкой в Соловецкий монастырь, в 1858 году. После его ссылки явились, как преемники, другие цари. Но, не имея такого влияния, как Рудометкин, они содействовали только разложению секты. В позднейшее время прыгуны в своих стихах стали обнаруживать верноподданнические чувства императору Александру II, чем и отрекались от своих противоправительственных идей. Учители прыгунов вводили и правила еврейские: празднование субботы, еврейской пасхи и праздника кущей. Это они делали на том основании, что праздновать эти дни предписывается Библией . Таким образом, секта прыгунов представляет смешение разнородных идей; она примыкает и к духоборчеству, и к жидовству, а в богослужебном культе составляет как бы переход к мистической секте хлыстов. Секта «Десного братства» или «Сионская весть», иначе иеговисты Прав. Обоз. 1867 г., июнь. Прав. Собес. 1876 г., май. Пермск. Епарх. Вед. 1867 г. 24. Публич. лекц. о Еговистах. Мисс. Об. 1901 г., июль–сентябрь. Под именем «Десного братства» или Сионской вести разумеется секта, появившаяся около 50 годов прошедшего столетия в Пермской губернии. Теперь последователи её носят название иеговистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Aesculus in primis, quae quantum vortiee ad aur as   Aeterias, manmum radice in tartara tendit. У Иоанна Дамаскина в его αρλααμ κα Ιωασαθ есть подобная басня. 97 Эта мысль подробно развивается во многих старинных поучениях, т.е. что Бог сначала все в мире сотворил прекрасным, и что все в природе исполняет волю его – и солнце, и луна, и звезды, и моря, и реки, и озера, и земля, и горы, и холмы, и ветры, и дождь, и свет, и звери, и гады и птицы, и проч.: только один человек пал, и нарушает волю Творца. Эта мысль была обычна и в немецких средневековых легендах и новеллах, напр. в легенде Lobgesang auf dem heiligen Hanno. Dichter, – говорит Гервинус, beginnt mit der Schöpfung der zweigetheilten Körper- und Geisterwelt, die im Menschen verbunden ist. Gottes Schöpfling war gut; Mond und Sonne und Sterne, Donner und Wind, und alle seine Werke wandeln ihren angewiesenen Pfad, nur die zwei edelsten Geschöpfe nicht. Lucifer schied sich von den Frommen und der Mensch sank durchVerführung, и проч. Geschichte d. Deutschen Dichtung I. 157. 103 Шлейдена, Этюды, 216. Diatriba de signo filii hominis, Matheri, lib. III, p. 83. Cornelii a Lapide in Math. 24, 36. Павлов – о происхожд. раскольнич. учения об антихристе. Правосл. Собес. 1858. июнь. 105 Таковы: слово Ефрема Сирина об антихристе и кончине мира (опис. рук. Царскаго стр. 33, 40); Андрея Константинопольского – о последнем времени и о пришествии от бездны антихриста (Толст. стр. 291); Ипполита, папы римского – о кончине мира и об антихристе; в одном сборнике XVI века, находящемся в Солов. библиотеке, оно помещено в сокращении и с следующим русским послесловием: «аще кто имать умиление и слезы в молитвах и молитца Господеви, да избавит от скорби тоя великия (кончины мира), хотящия прийти на землю, да не увидит отнюдь, ни паки же да слышит страшных, на всех местах бывающих: трус, глад смерти различны», и проч. Сборник Солов. библ. 818 и 230. 106 Еще в конце XV в., в Новгор. Пасхалии против последнего года (1492) написано было: «зде страх, зде скорбь, аки и в распятии Христове сей круг бысть, сие лето и на конце (мира) явися, в нем же чаем и всемирное твое пришествие».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010