Напомним только, что в учении св. отцов о душе человека и способностях ее сказывается известное учение об этом предмете еще древних философов Платона и Аристотеля и это, особенно у Григория, Нисского, который и объединил учение об этом предмете указанных древних мыслителей (См. соч. « Григорий Нисский , как моралист» Мартынова). На языке современных понятий эти три способности, очевидно, означают то же, что ум, сердце и воля в душе человека по принятому теперь делению. Из этих трех сил и способностей души высшее место занимает разум или просто ум, как носитель высших идей, и нормальное положение человека состоит в том, чтобы все подчинилось руководству ума (Касс. Coll. 7, 5, 6; Собес. 24, Inst. 6, 2). В этом именно смысле в приложении к «уму» и употребляется в святоотеческой письменности термин «владычественное души». «Ум» в духовной природе человека и в его значении для жизни человеческой есть как бы «око души» ( Симеон Новый Богослов , 2 том, 562 стр.; ср. Афанасий Великий , творения, часть I, стр. 228; ч. IV, стр. 53; Иоанн Златоуст , т. V, стр. 56; т. VII, стр. 237), он есть руководитель жизни (Макарий Вел. см. бес. 15, стр. 31, 32). «Владычественным» ум по своему значению для жизни человека называется у отцов Церкви почти постоянно, напр, у Афанасия Великого (Твор. ч. 4, ср. 373, 386); у Григория Нисского (Ч. I, стр. 110); особенно у Василия Великого и Макария Великого (Бес. 20, 4). «Разум» или «ум», по выражению преп. Кассиана, является как бы солнцем, освещающим путь жизни (Instit. VIII, 9). Такое владычественное положение ума или умной части души обусловливается тем обстоятельством, что в этой-то части души и заключается по преимуществу образ Божий в человеке и знание закона Божия вложено ему (Пр. Кассиан VIII, 22; ср. Симеон Новый Богослов ; Григорий Богослов , который говорит, что образ Божий в человеке заключается именно в уме его; ум, по словам Григория Богослова , есть нечто Богоподобное и божественное в человеке, совершенное и владычественное по отношению к телу (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Преподобный Иоанн Кассиан пишет: «Хлеб наш насущный… превышает все сущности и превосходит все твари высокою своею святостию. Без Него мы не можем ни одного дня продолжать духовной жизни, и когда говорится «днесь», то этим показывается, что надобно принимать Его ежедневно, что вчерашнее вкушение Его недостаточно, если Он подобным образом не будет и ныне преподан нам» (Собес. Гл. 21. С. 337). Он же пишет: «Хотя мы знаем, что мы не без греха, однако же не должны уклоняться от Святого Причащения из-за того, что сознаем себя грешниками; но еще более с жаждою надо поспешать к Нему для уврачевания души и очищения духа; однако ж с таким смирением духа и верою, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран» (Сс.604 – 605). Святой Иоанн Златоуст пишет: «Если ты пришел в храм и не причащаешься, считая себя недостойным, то выйди из храма с оглашенными… Ты недостоин участия в молитвах» (Т. 11. С. 30 – 31. Бес. на Посл. Ап. Павла к Еф.). Преподобный Феодор Студит говорит: «Если теперь обычной пищи никто не лишает себя каждодневно и, не вкусив ее, тяготится тем крайне, то с чем сообразно, когда предлагается Хлеб Жизни и Чаша Бессмертия… безразлично относиться к тому, вкусил ли кто Их, не почитая сего делом необходимым? О! Какого неразумия и бессмыслия служит сие свидетельством!» (Доброт. Т. 4. С. 582). Святой Кирилл Александрийский пишет: «Если мы любим вечную жизнь, если мы желаем иметь в себе Подателя бессмертия, то да не будем, подобно некоторым из нерадивых (христиан), отказываться от Благословения (Причастия Евхаристии), дабы искусный в коварстве диавол не расставил нам сети и силков во вредном и ложном страхе (перед Таинством). Благочестиво помышляй более о том, чтобы проводить согласную с (Евангельским) законом жизнь, и, таким образом, приобщишься благословению, уверовав в то, что оно не только изгоняет смерть, но и наши болезни. И это так потому, что Христос, пребывая в нас, укрощает свирепеющий в членах наших закон плоти (См.: Рим. 7:24 ) и животворно возжигает благоволение к Богу, а смерть умерщвляет, не вменяя нам грехопадений наших, но напротив, помогая нам, как больным» (Соч. Ч. 13. С. 57 – 58).

http://azbyka.ru/fiction/gorenie-ko-xris...

1275 Стоглав. изд. Кожанчикова. 46–47. Костомаров. Очерк жизни и нравов великорусского народа в XVI–XVII в. 117. Курбский, Прав. Соб. 1863 г. ч. II, 558–569. Древнерусскому Государственному строю неизвестна была забота об общественном благе. Оршанский. Наследования по русскому праву семейному и наследственному. Спб. 1877. 363. 1283 Максим Грек сообщает, что некоторые из зазнавшихся богачей его времени «нищих и сирот, мразом и гладом тающих и вне врат стоящих и горько плачущих своея скудости ради, и реже обложивше горкими лайбами (ругательствами), отгоняли кинувше кусок хлеба гнилаго». Сочинения Максима Грека ч. II, 175. В слове «о двудесяти мытарстве» последним мытарством выставляется скупость... или нища изгнали из дому своего не даяще милостыня или грызанием на ня». Рук. Соф. библ. 1444. л. 124–138. 1284 Рукоп. Моск. Духовн. Акад. 199, л. 455. Это наставление хотя и в более сжатом виде находится и в Домострое: «аще ли неимееши что подати (нищему) и ты рцы слово утешно». Домострой М. 1844. 36. 1288 Против безнравственного употребления клятвы писал еще митроп. Фотий. Акты Ист. т. I, 34, 66. Послание Фотия в Псков. – В древнерусских поучениях встречаются осуждения неуместного употребления клятвы. Прав. Собес. 1839. ч. I. Два поучения о праздновании воскресного дня и о житии христианском 471–472. Статья о церковных неисправностях в Рук. Моск. Дух. Акад. (не разборчиво), л. 218–219. 1294 л. 419. Здесь Даниил привел краткое изречение из 83 слова св. Исаака, которое вполне верно передает, мысль св. отца. Творен. св. Отцев, т. XXIII. Св. Исаака Сириянина слова подвижнические, 490. 1301 л. 327–328. Снес. св. отца нашего Иоанна Златоумта беседы на послание ап. Павла к Титу, перев. при С-ПБ. Дух. Акад. С-ПБ. 1850. 67–68. 1302 л. 285–28… (не разборчиво) Цитата взята из толкового апостола по переводу Максима Грека . Сравн. Рукоп. Кирил. библ. (не разборчиво) л. 22–23. Счет листов идет с начала послания, а не с начала книги Деян. Апостольских. Подлинник у Миня Patrol. Curs. Complet, Ser. graec. tom. LXXXIV pag. 1009–1010. Cramer, Cotenae graecorum patrum in novum testamentum tom. VIII pag. 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Вербицкий, «Алтайские инородцы», М. 1893. 62 Миссионер, 1877, 67. В дополнение к последнему пункту инструкции архиеп. Евгения приводим одну его резолюцию. На журнале Тобольской духовной консистории от 31 янв. 1831 г. о посылке архим. Макарию указа (о чем – неизвестно), преосвященный написал: «Указов ему никогда не посылать из консистории, так как он указом св. Синода поставлен в непосредственное ведение архиерейское; а сноситься от моего имени всегда, неизменно». 63 15 февр. 1831 г. архим. Макарий просил Филарета прислать ему Катихизисов православной церкви, Начатки учения христианского. Исторические чтения из книг В. и Н. Заветов, и сообщил. что у него нет ни Огласительных слов св. Кирилла иерусал., ни книги св. Максима о любви, ни Разговоров о православии вост. церкви, ни Семи слов Макария Египетского (стр. 122). 64 Письмо от 9 окт. 1830 г. В библиотеке Казанской дух. семинарии сохранилось в копиях или оригиналах 14 писем архиеп. Евгения к о. Макарию. 68 Записки архим. Макария за 26 янв. 1831 г. Глубокой древностью веяло и от другого введенного о. Макарием обычая – отлучать явных грешников от евхаристии. 69 Евреи, по словам о. Макария, составляли весьма значительную часть населения г. Каинска («Письма», стр. 534). 72 «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры»... стр. 56. Ср. Письма», 321. 75 Об этом см. ст. проф. Π. В. Знаменского: «Несколько материалов для истории алтайской миссии и участия в ее делах И. Ильминского» в Правосл. Собес. 1901 г., а также нашу – «H. И. Ильминский и алтайская миссия» (ibid., 1905. Февр. и след.). 77 Чрез год по оставлении им миссии в Улале, при приезде преосв. Афанасия, «девочки пели на левом клиросе все, как должно, и молитву Господню и Символ веры , по-татарски и по-русски» (Приб. к Твор. св. отец, 1845, 558). 81 «Святейших патриархов восточно-кафолической церкви послание о православной вере, 1723 г.» (СПб. 1838). 82 Подробнее – у И. А. Чистовича, в Истории перевода Библии на русский язык. Христ. Чтение, 1872, II, 82 и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

219 Житие Димитрия Прилуцкого по рук. Моск. Дух. Акад. 640, л. 48: то же в житии Авраамия Смоленского, изд. Правосл. Собес. 1858 г., том III, стр. 140, в житии, Макария Калязинского, рук М. Д. А. 632, л, 138 Григория Вологодского. Слав. Русск. Прол. изд. Пономарева, стр. 28. 221 Житие Авраамия Смоленского. Правосл. Соб., стр. 141. Так же житие Евфимия Суздальского по рук. Московск. Дух. Ак. 490, л. 250. 225 Житие Макария Калязинского по рук. Моск. Дух. Акад. 340, л. 20. В житии Кирилла Белозерского: „устрабившу же отроку и божественному писанию извыкшу и прочее растящу ему во всяком благоговейистве и чистоте и просвещенном разуме. И сего ради от всех любим бывает и почитаем Рук. Моск. Дух. Акад. 208, л. 381. 226 Житие преп. отца нашего Феодосия, игумена Печерского, но харатейному списку Моск. Усп. Собора. Чтения в Общ. Люб. Истор. и Древн. Российск. 1879 г. Январь – Март. Книга первая, стр. 33. 229 Александр Свирский молится о даровании ему разума книжного: „да просветит (Господь) мне ум и очи сердечнии светом Божества своего, да подаст ми разумети учение Божественного писания, еже учитель ми написоваше. Житие по рук. Моск. Дух. Акад. 632, л. 4 и об. 232 Житие изд. Общ. Люб. Древн. Письмен. 1877–8. СПБ., стр. 18 л. 31–2, Листы здесь перепутаны, л. 18 должен бы быть помещенным после 28-го. 233 «Родители же его, видящее его почитающа книги и сим внимающа, на игры же и на пустошные беседы никакоже уклоняшеся, и начаша увещати его словесы ко совокуплению брака» Рук. М.Д.А. л. 138 248 Киево-Печерский Патерик. Изд. Яковлева в Памятн. Русск. Лит. XII и XIII вв. 1872 г., стр. CXXIII. 264 Житие, изд. Св. Синодом, СПБ. 1818. Это же житие мы читали и по рук. Моск. Дух. Ак. 632, но там в соответствующем месте на л. 311 об. фразы „или книги прочитаща“ нет. 291 «И паки на многа дни совокупльшеся ко оному иерею ради поучения мног народ». Там же, стр. 53. 297 Сведения об учительной деятельности древнерусских подвижников и монастырей собраны в книге проф. С. И. Смирнова «Как служили миру подвижники древней Руси». Св. -Тр. Сергиева Лавра. 1903. Мы указываем преимущественно те черты и факты, которые в названной книге или совсем не указаны или же представлены менее документально.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Зосима (Сидоровский) Зосима (Сидоровский Александр Александрович), б. архп. Енисейский. Родился в 1876 году в Архангельской губернии. В 1898 году поступил в Казанскую духовную академию. 20 ноября 1899 года пострижен в монашество. В академии рукоположен в иеромонаха. В 1902 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и определён преподавателем греческого языка Житомирского духовного училища. Был членом консистории. С 1905 года – инспектор Волынской духовной семинарии. С 19O8 года возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Князе-Владимирского монастыря. В 1913 году – ректор Иркутской духовной семинарии. 10 авг. 1914 года хиротонисан во епископа Киренского, вик. Иркутской епархии. С 7 дек. 1918 года – правящий Иркутской епархией. С сентября 1922 года по апрель 1923 года – архиепископ Енисейский и Красноярский. С 11 по 24 сент. 1923 года состоялась сессия Св. Синода под председательством Св. Патриарха Тихона, на которой было заслушано заявление архп. Зосимы о добровольном снятии им сана и монашества ввиду вступления его в брак. Докладчиком на сессии был Иларион (Троицкий) , архп. Верейский. Св. Синод в числе двадцати одного святителя присутствующих архиереев (среди них были: Тихон, митр. Уральский; Борис архп. Рязанский; Мануил, еп. Лужский и др.) единогласно постановил снять с архиепископа Зосимы архиерейский сан и монашество и оставить его в мирском звании. Вскоре после этого печального события он уклонился в обновленческий раскол и там, в 1925 году, был восстановлен в епископском сане и назначен на Архангельскую кафедру, откуда верующими был изгнан с позором. Скончался неизвестно в каком году. Труды «Мнения по миссионерскому инородческому вопросу выдающихся духовных писателей XIX столетия» «Изв. Каз. Епарх.» 1903, 3, стр. 20 Речь при наречении его во епископа Киренского в Иркутском Богоявленском кафедральном соборе 9 августа 1914 года «Приб. к „ЦВ“» 1914, 36, стр. 1589 Литература «Церк. Вед.» 1913, 5, стр. 22. 1913, 20, стр. 295. 1914, 29, стр. 340 «Приб. к „ЦВ“» 1914, 29, стр. 1308 «Русс. Палом.» 1914, 42, стр. 679 «Прав. Собес.» 1900, апрель, стр. 477. 1902, апрель, стр. 610. 1902, декабрь, стр. 889. 1910, декабрь, стр. 786 «Вестн. Св. Син. и Пр.Р.Ц.» 1926, 12–13, стр. 14 «Изв. Каз. Епарх.» 1914, 30, стр. 913 «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.» стр. 160–161 Прот. зас. сов. Каз. Д.А. за 1902 г. стр. 81, 83, 105 дело 31 2, стр. 9 стр. 58 Кат-АМ Кат-ЯВ 114, стр. 56 Кат-ЕС 3, стр. 21, 8 M. Pol’skij Novye mueniki I, 182 A. Levitin – V. Šavrov Oerki po istorii I, 266, 296 Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Ну, теперь достаточно», произнес владыка свои последние слова, благословил этого иеромонаха и перенес свой взор с образа Спасителя на свой крест, полученный им при пострижении. На этом кресте и замер взор святителя навеки... С вечера 31 августа до самого времени кончины лишь средства медицины поддерживали биение сердца больного, но сам он уже как бы покинул мир. Наступило 2-е сентября; дыхание умирающего становилось реже, а с полудня и вовсе редко. Смерть очевидно уже была близко. 3 часа 45 минут. Вдруг со стороны города послышались удары больших колоколов городских церквей; это зазвонили, не расслышав в телефон слов о состоянии больного, который еще дышал, и, подумав, что он не «кончается», а уже «скончался». 4 часа 30 минут. – Дыхание владыки стало уже едва заметным. Все и неотступно бывшие при нем все последнее время и случайные посетители из города в благоговении опустились на колена и в таком положении и проводили своего незабвенного архипастыря в места вечной жизни. Архимандрит Андрей. Труды: Переведены и изданы на алтайском языке: Воскресные литургийные Евангельские чтения. Чин св. крещения. Чин венчания. Чин погребения. Евангелие от Матфея. Евангелие от Луки. Всенощное бдение. Последование Светлой Седмицы. Избранные Жития Святых. Два выпуска. Различные поучительные статьи в прозе. Различные поучительные статьи в стихах. Алтайско-русский словарь. Русско-алтайский словарь. Грамматика. Книга для чтения. Историко-статистическое описание Орловской епархии (в котором принимал участие). «Прав. Собес.” 1898, декабрь, стр.622. Улалинская женская община новокрещенных на Алтае. «Христ. Чтение» 1863. Отчеты Алтайской Духовной Миссии. TOC o «1–5» h z за 1870 г. 1874 г. 1878 г. 1881 г. 1871 г. 1875 г. 1879 г. 1882 г. 1872 г. 1876 г. 1880 г. Миссионерская поездка Туруханского игумена Мисаила в 1788­1789 гг. «Христ. Чтение» 1864. Речь при открытии миссионерского общества. «Духовная Беседа» 1865, 50. Отчет миссионерского общества за 1867 год. Объяснительная записка, представленная Миссионерскому Обществу.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

2) О таинственном причащении тела и крови также ясно говорил Христос Спаситель: Хлеб, его же Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира ( Ин.6:51 ); а на тайной вечери Он причастил телом и кровью св. апостолов. Молокане, подставляя слова, что «плоть не пользует ни мало» ( Ин.6:63 ), толкуют, что плоть есть учение Христово, а причащение есть вера в Его учение. Причащение же на тайной вечери имело только символический смысл единения апостолов с Христом посредством учения. 3) Спаситель предоставил право апостолам отпускать грехи ( Ин.20:22–23 ). На этом праве основывается таинство покаяния. Молокане, без всяких объяснений, учат, что покаяние есть отвержение греха. Как может, рассуждают они, человек разрешать грехи, когда он сам грешит, быть может, ещё более?.. 4) Помазание миром и елеем, по учению молокан, суть символы духовного помазания. При елеопомазании, толкуют они, болящего спасает не помазание, но молитва веры. Но молитва и вера нужны при каждом таинстве; между тем апостол заповедал ещё помазание елеем ( Иак.5 ). 5) Брак, говорят молокане, не есть церковное таинство, а таинством апостол назвал таинственный союз Христа с церковью; между тем как выражение «тайна сия» относится к соединению мужа и жены ( Еф.5:31–32 ). О поклонении иконам, о посте и прочем молокане не различествуют с духоборцами. В изложенном учении молокан видны протестантские, рационалистические мысли. А приёмы доказывать эти мысли совершенно произвольны. Богослужение духоборцев и молокан Ливанов, т. I, ст. XVI и XXIII; т. II, ст. VII, XI, XIV и XXVI. Прав. Собес. 1858 г. Характер богослужения у духоборцев и молокан, в общем, одинаков; отличается же он некоторыми частностями, соответствующими духу учения той и другой секты. Проповедуя служение Богу духом, сектанты не должны бы собственно иметь никакого богослужебного чина. Но на самом деле для человека невозможно довольствоваться одним духовным служением Богу, умной молитвой, созерцанием; духовное должно проявляться вовне и выражаться в каких-нибудь внешних действиях. С другой стороны, невозможно эти внешние действия оставить на произвол каждого; нужен какой-нибудь общепринятый порядок богослужения; нельзя обойтись при этом, и без установленных обрядов, хотя бы то самых упрощённых. Действительно, духовность богослужебного культа духоборцев и молокан в том и заключается, что они стремятся уничтожить символическую обрядность православной церкви: каждение, свечи, лампады, самое построение отдельных храмов с их отличительными признаками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

1888, 20). В Требнике хотя и нет указаний на это, но св. Кирилл Александрийский говорит (Толк. на 12 гл. Ев. Иоан.), что «аминь» после каждого Лица Св. Троицы должны произносить восприемники и предстоящие (см. также Нов. Скриж.). Вынув из воды, после 3-го погружения, священник произносит: «Ныне и присно, и во веки веков, аминь». В Нов. Скрижали об этом читаем: «Хотя сии слова не суть Христовы, но священник, после изречения слов Христовых, может присовокупить оные в ознаменование чрез них своего желания и моления о том, чтобы благодать, сообщенная в крещении, пребыла на крестившемся и во веки веков». Четвёртое и окончательное, имеющееся здесь, «аминь», уже не относится к какому-либо лицу Св. Троицы, но есть заключение сего одного и окончательного моления (см. Прав. Собес. 1860, 1). – В 4-й раз (после «И ныне») произносит «Аминь» один только священник, а восприемники не произносят (Пособие, 669 стр.; Ц.В. 1892, 22; сн. 1889, 38). 27) Ни о чём нет столь ясных свидетельств в древности церковной, как о том, что новопросвещенных, выходящих от св. купели, облачали некогда в белую одежду, т.е., как для младенцев, так и для взрослых приготовляли или все одеяния белые, или по крайней мере одну верхнюю одежду белую. По объяснению Симеона Солунского , белая одежда, иначе называемая анаволием, надевается во образ Божественного света и ангельской чистоты; ибо крестившийся явился сыном света и всецело нескверным и чистым (Нов. Скриж.). – О том, чтобы ныне надеваемая на крещёного младенца сорочка была новая, нигде не говорится; достаточно, если она будет чистая, полотняная или холщовая (Ц.В. 1895, 7). – Кроме белой одежды на новопросвещённого возлагается ещё крест, в знак того, что сподобившийся благодати крещения должен исполнять волю Распятого за нас на кресте, Господа нашего Иисуса Христа, хотя бы ему пришлось терпеть и переносить множество бед и неожиданных несчастий (Догматич. Богословие Епископа Иустина, 2 ч., 352 стр.; сн. Оп. слич. цер. чинопосл. иеромон. Филарета, 31 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Никон (Бессонов Николай), б.еп. Енисейский и Красноярский Родился в 1868 году в Могилевской губернии. В 1891г. окончил Константиновский Межевой институт и поступил в Московскую духовную академию. Будучи студентом, он 2 декабря 1892 года пострижен в монашество, а 13 декабря рукположен во иеродиакона. 22 июля 1895 г. рукоположен во иеромонаха. В этом же году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Новгородской духовной семинарии. В 1897 г. – преподаватель Могилевской семинарии. В том же году – определен заведующим Алтайским миссионерским катехизаторским училищем. В 1899 г. – ректор Благовещенской духовной семинарии в сане архимандрита. В 1901 г. – ректор Иркутской духовной семинарии. 26 февр.1906 года хиротонисан во епископа Балтского, вик. Подольской епархии. Хиротония состоялась в Александро-Невской Лавре в Троицком соборе. С 27 февр. 1909 г. – епископ Кременецкий. С 15 нояб. 1912 г. – член Государственной думы от правых, но вскоре отошел от них. С 26 янв. 1913 г. – епископ Енисейский и Красноярский. Участвовал в прославлении Святителя Иоанна митр.Тобольского. Выступал против дела Вейласа в 1913 г. В 1917 году снял с себя сан и монашество, женился и вскоре овдовел. Из рукописных источников известно, что он скончался в1919году. Как человек он был умный, способный, выражавший мысль о воссоединении всех народов, живущих в России. Литература: «Церк.Вед.» 1906, 6, стр.71. -“- 1909, 10, стр.73. -“- 1913, 5, стр.21. “Приб. к «ЦВ» 1906, 9, стр.449. -“- 1917, 3, стр.281–282. «Русск.Паломн.” 1913, стр.190. -“- 1916, 31, стр. 441. «Мисс.Календ.» 1907, стр.136, 137. «Прав.Собес.» 1919, ноябрь, декабрь, стр.299. «Состав Св.Прав.Всер. Син. и Рос.церк. Иерархии на 1917 год», стр.236–237. Булгаков, стр. 1398, 1409. НЭС т. XXVIII, стб.606, 607. ФАМ II, стр.9. Енисейская мысль, 1910. М. Pol’skij, NovyemuenikiI, 181: vom Glauben abgefallen. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010