Следует заметить, что святые подвижники различают благодать предваряющую и последующую (или содействующую). А вопрос: что предшествует в деле спасения – благодать или свобода? – тот же преподобный Кассиан решает прямо и просто тем, что и благодать, и свобода равно действуют. «Благодать Божия и предваряет нас, ибо пророк говорит: Бог мой, милующий меня, предварит меня ( Пс. 58:11 ), и последует за нашей волей, почему и говорится: и рано утром молитва моя предваряет Тебя ( Пс. 87:14 ). Бог призывает нас, ибо Он говорит о Себе: Всякий день простирали руки Мои к народу непокорному ( Ис. 65:2 ); и мы Его призываем, ибо Давид говорит: весь день я.... простирал к Тебе руки мои ( Пс. 87:10 ); или – Бог воздаст каждому по делам его ( Мф. 16:27 ); и, вместе с тем, – Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению ( Флп. 2:13 ). Нам повелевается сотворить себе новое сердце и новый дух ( Иез. 18:31 ), и, там же, говорится: И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное ( Иез. 11:19 ). Нетрудно будет разрешить эти сомнения, если мы будем помнить, что в деле нашего спасения участвуют и благодать Божия, и свободное произволение наше» (Собес. с аввой Херем. п. 9; ср. Макарий Беседа 37 п. 10). Вообще же, как бы, объединяя мысли святых отцов Восточной Церкви о взаимном отношении благодати и свободы, этот ученик святителя Иоанна Златоуста пишет: «Православные отцы, которые сами обладали совершенным сердцем, говорили, что Бог в каждом человеке возбуждает желание добра, впрочем, так, что человек может стремиться и к противному; во-вторых, дает возможность, впрочем, не исключая произвола, привести в дело это желание; и, в-третьих, не стесняя свободы, утверждает в добродетели: итак, Творец всюду производит все, возбуждая, содействуя и утверждая, без нарушения, Им же данной, свободы» (там же; Подобное же мнение самого Златоуста см. Беседы на Деян. ап. 16, 2; 8 на Флп.; Евр. 12:2 и др.). h11 О действиях благодати:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

178 Прот. Н. Кутепов. Общие замечания о собес. правосл. миссион. с хлыстами. Новочеркаск, 1902 г., стр. 4, 6–7, 18. При изложении и разборе лжеучения хлыстов последние часто проливают горькие слезы и приходят в мнимый ужас, с живым сожалением и участием спрашивая: «Неужели люди могут дойти до такого сумасбродства? Боже мой, какие несчастные люди – эти хлысты!» Изобличаемые целым селом или приходом, хлысты упорно и нагло отрицают свою принадлежность к секте, уверяя священника и миссионера, что «православные языками хлещут» по злобе на них: из-за того, что не пьют с ними, не курят, не ругаются и т.п. (М. Кальн. Как опознать хлыст. См. в Мис. Сборн. 1907г. стр. 350–351). 179 Прот. Н. Кутеп. Общие замеч. о собес. с хлыстами, стр. 5–6. «Бьешь хлыста Писанием, а от него, что горох от стены. Читаешь против него соборные правила, впечатления еще меньше. Станешь опровергать его богослужебными книгами, и тут не чувствуется силы. Нет почвы под ногами» (В. Базарянинов. Тамб. Еп. Ведом. 1905г., стр. 1363–1364). «Что мне твои апостолы, слово Божие и вселенские соборы, – говорил один лжехристос на доводы защитника православия, – Я выше всего этого: все это у меня здесь внутри» (Прав. Путевод. 1905г., т.1, стр. 237). 184 Свящ. В. Барбарин. Хлыстовщина. Разбор 12 запов. Дан. Филип., Рязань, 1899г., стр. 25–26; свящ. К. Кутепов. Сек. хлыст. и скоп., стр. 290 примеч. 4, 291. 207 Подроб. см. у Надеждина в соч. «Права и значение женщины в христианстве», особенно стр. 230–240, 255–306. СПБ, 1873 г. 208 О. Кохомский. Объяснение важнейших мест четвероевангелия. Изд. 2, Владимир на Клязьме. 1904г., стр.10. 214 Прот. Н. Кутеп. Разбор хлыст. уч. о прор. и пророч., стр. 26–27; М. Кальн. На радении у хлыстов, стр. 28–31. 215 Св. мис. Ф. Кирика. О хлыст. прор. и пророч. (Мис. Обозр. 1909 г., 12, стр. 1907–1909); прот. Н. Кутеп. Разбор хлыст. уч. о прор. и пророч., стр. 25–26. 218 Прот. Н. Кутеп. Разбор хлыст. уч. о прор. и пророч., стр. 5–6; св. мис. Ф. Кирика. О хлыст. прор. и пророч. (Мис. Обозр. 1909 г., 12, стр. 1911–1912); Прав. Путевод. 1905г., т. II, стр. 246, М. Матюшенский. Церк. беседы в облич. лжемудрований хлыстовства, СПБ, 1899 г., стр. 63.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

1179 В первые времена христианства в избрании как епископов, так пресвитеров и диаконов участвовал народ с клиром местной церкви. Епископы, избравши на своем Соборе одно или несколько лиц на епископскую кафедру, предлагали свой выбор на глас парода, в том смысле, чтобы он свидетельствовал о достоинстве избранных лиц и объявлял, что знает о них, в пользу их или против них (св. Киприан: письм. 70; Сократ: 4, 22. 6, 2. 7. 26; Феодорит: 1, 7. 2, 31. 32; Созомен : 8: 2; Пост. Апост., кн. 8, гл. 4, сн. Зонара на 6 прав. Ник. Соб.; Правосл. Собес., 1859 г., июль, стр. 244). Затем окончательное решение выбора принадлежало духовной власти (Прав. апн. 36, Ант. Соб., прав. 18). Впоследствии, когда, при участии народа, от его легкомыслия, увлечения страстями, происходили беспорядки, влияние народа на избрание пастырей (епископов) было ограничено (Соб. Лаод., прав. 12, 13). Но с IV века назначение на важнейшие кафедры подчинилось влиянию власти царской, а в провинциальных городах – влиянию знатнейших сановников города (Joannis Antioh. Tit. 7 . cf. 165. nov. const.; Collect, eccl. Constit. Balsamonis, lid. 3, cf. nov. Tit. 1 , § 17; ejusdem schol. ad. can. 4. Chalced. ef. nov. 6. nov. 123. cap. 1. Прав. Соб., 1859 г., июль, стр. 247). Но церковные правила не предоставляли избрание епископов непосредственно светской власти, мимо власти духовной (Апост., прав. 30, VII Всел. Соб., прав. 3). В избрании пресвитеров и диаконов в древности народ, хотя имел участие, но менее, нежели в избрании епископов. Соборами же вообще запрещено было самому народу избирать во священство (Лаод. Соб., прав. 13). У нас же в Регламенте сказано, что ищущий священнослужительского места должен иметь свидетельство от прихожан, что они знают его с хорошей стороны в нравственности и поведении (Прав. Собес., 1859 г., июнь, стр. 247 и след.). 1180 «Приемлют его два – протодиакон и диакон... и обходят святую трапезу, поюще водящий» (Чиновн. Чин хирот. диакона). 1181 Ектения для диакона печатается в Чиновнике архиерейском, но буквами наоборот, по отношению к буквам молитвы, читаемой архиереем, именно так: Таким образом диакон, держа книгу Чиновник, или стоя за держащим ее, при чтении архиереем молитвы, по книге же Чиновник, может в то же время произносить ектению.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

30. Паломн. § 37 «Ante crucem… Это место открытое (subdivanus) т. е. как бы весьма большой и довольно красивый двор (atrium), находящийся между Крестом и Воскресением». 31. In ecclesia majore, quae apellatur Martyrio, quae in Golgotha post crucem (Паломн. § 27). 32. Паломн. § 30. От нее отличается местность post crucem: «по отпусте в Мартирии идут за крест»(§ 35). Все эти церкви построил и богато украсил имп. Константин (§ 25). 33. Паломн. § 25 и д. Красносельцев Н. Богослужение иерусалимский церкви в конце IV b. Правосл. Собес. 1888, 11, 355. 34. Паломн. § 25. 35. Неизвестно, означает ли missa отпуст или литургию, которая обозначается у паломницы иногда oblatio, offertur, редко sacramentum. Литургии название missa усвоено на Западе или от торжественной формулы отпуста в ней: «ite, missa est», или от того, что она совершается после отпуска оглашенных и составляет заключение длинных церковных служб. Если у паломницы missa означает литургию, то ежедневно в Иерусалимской Церкви служилось две литургии — одна после утрени, и другая после вечерни (с страстной четверг и субботу у паломницы ясно указывается 2 литургии — oblatio — утренняя и вечерняя, но в разных церквах. Паломн. §§ 35. 38), так как описание вечерни у паломницы тоже заканчивается словами missa fit (мнение о двух литургиях высказал Gamurrini G. Hilarii tractatus de mysteriis et hymni et S. Silviae Aquitanae peregrinatio, Romae 1887, p. 77. 78). Если же missa здесь означает отпуст, то в будни не было литургии (так думает Waal, Die Feste des Kirchenjahres zu Jerusalem gegen Ende d. IV Jahrhund. Römische Quartalshr. fük christl. Alterthumskundeu. f. Kirchengesch. 1887, H. 4. S. 313. Красносельцев Н. Богослужение Иерусалим. церкви в конце IV b. Правосл. Собес. 1888, 11, 351. 359. 36. Паломн. § 24. 37. На слишком тесное сближение этого богослужение с позднейшим (IX b. и д.) песненным последованием не дает права ни описание Паломничества, очень уж общее и довольно поверхностное, ни значительный промежуток времени. Полтысячелетия, отделяющий настоящую практику от той.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

22 . Его же Критика сочинений Филарета, митр. Московского в 30-х годах (Христ. чтен., 1881, XI-XII; 1895, I). 23 . Его же Мнение Иннокентия, архиеп. Херсонского и Таврического о катехизисах митрополита Филарета (Христ. чтен., 1885, I, май-июнь). 24 . Его же К биографии Иннокентия, архиеп. Херсонского и Таврического (отношения к Иннокентию митр. Московского Филарета) (Христ. чтен., 1884, январь-февраль). 25 . Чепик М.А. Митр. Московский Филарет, как гомилет. Тверь, 1892; Пинск, 1893 и 1894. 26 . Ливенский И. Высокопреосвященнейший Филарет, митр. Московский. прот. Орел, 1907. 27 . Меньшиков А. Воззрения Московского митр. Филарета по вопросам о церковном законодательстве, о материальном обеспечении духовенства, о снятии священного сана и о браке. Казань, 1894. См. также «Прав. собес.», 1894, ч. I, с. 27–68, 129–162, 234–261; ч. II, с. 122–174. 28 . Беляев А. А. К тридцатилетию со дня кончины митр. Филарета Московского (Душеп. чтен., 1897, ч. 3). 29 . Его же Архиеп. Каменец-Подольский и Брацлавский Кирилл, с. 11, 61, 63, 66, 73–108. 30 . Беляев М., свящ. Московский митр. Филарет в его литургической деятельности. (Моск. церк. вед., 1908, 8). 31 . Щегольков Н. Истор. свед. о г. Арзамасе, 1911, Арзамас, с. 183, 186, 187, 189. 32 . Боголюбский Н.И., прот. Митрополит Филарет и общество любителей дух. просвещения. Сборник Филарет, митр. Московский. Серг. Посад., 1918. 33 . Бродский Л. Из ненапечатанных мнений и отзывов Московского митр. Филарета. СПб, 1908. 34 . Его же Новейшие данные о деятельности Московского митр. Филарета (Дроздова) (Приб. к Ц. В., 1905, 26, 27, 28, 30). 35 . Беляев А. А. Митр. Филарет в письмах к родным. (Прав. обозрен., 1883, март). 36 . Его же Вопросы и события шестидесятых годов и отношение к ним митр. Филарета (Прав. обозрен., 1889, сентябрь-ноябрь-декабрь). 37 . Будрин Е. Догматическое богословие по сочинениям Филарета, митр. Московского (библиография) (Прав. собес., 1887, ч. II). 38 . Булгаков В., Воспоминания о Филарете, митр. Московском (Душеп. чтен., 1897, ч. III, декабрь).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Помещенные в таком сборнике толкования не могут быть рассматриваемы, как толкования законодательные (autentica), т. е. имеющие обязательное значение и огражденные авторитетом церковно-законодательной власти. 30 Далее мы увидим, что это – недостаток не формальный только, а и существенный, так как рассматриваемое толкование Кормчей представляет именно один из резких примеров несоответствия между действительным содержанием правила и тем, что в него вкладывает толкователь. 31 Для примера напомним общеизвестные канонические определения о супружестве епископов (12 пр. Трул. соб. ср. с 5 пр. Апост.). См. еще проф. Η.К. Соколова – Из лекций по церковн. праву, вып. I, стр. 153. Μ. 1874. 32 Не находя возможным в настоящем случае для себя, а с другой стороны – и не считая необходимым подробнее останавливаться на раскрытии высказанной мысли и её фактическом подтверждении, отсылаем желающих более подробного разъяснения к статье проф. Бердникова – «Заметка о том, как понимать осьмое правило первого Вселенского собора», в которой они найдут некоторые справки и указания по данному вопросу, вполне подтверждающие справедливость нами сказанного (см. Правосл. Собес. за 1888 г., март, стр. 412–417). 33 Высказываем свою мысль пока лишь в форме предположения; ниже нами указаны будут данные, возводящие это предположение на степень полной уверенности. 34 «Истинность старообрядствующей иерархии, противу взводимых на неё обвивений, изд. священноинока Арсения», стр. 155–156. Типогр. Мануиловского Никольского монастыря. 1885 г. 36 Подтверждение всего сказанного см. в специальном исследовании Алмазова А. История чинопоследований крещения и миропомазания, стр. 397–403. Казань 1884. Ср. преосв. Сильвестра – Опыт правосл. догматич. богословия, т. IV, стр. 416. Киев 1889. – В западных церквах значение рукоположения, как формы совершения т. миропомазания, сохранялось дольше, чем на Востоке. См. Алмазова – там же. 37 См. Апост. Уставы (Constit. Apost.), кн. II, гл. 18, 41, 43, Pitra, Iuris eccles. hist et mon. t. 1, p. 152, 186, 189. 38 Кроме указанного нами значения, слово χειροθετεν употребляется для обозначения избрания и рукоположения в разные степени клира (т. священства). В 6 «Церковн. Вестника» за 1888 год Н. Ивановским было высказано мнение, что рассматриваемое выражение 8 пр. I Всел. соб. имеет этот именно смысл, – обозначает новое рукоположение, которое, будто бы, правилом предписывается совершать над наватианскими клириками. Подробному разбору этого мнения посвящена упомянутая нами раньше статья проф. Бердникова (Правосл. Собес. 1888 г., март, стр. 396–418).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Это не больше как литературный прием автора, вызванный быть может его монашеской скромностью. Подтверждением этого может служить отчасти 24-я гл. XVII-ro Собес., где И. Кассиан одобрительно отзывается о таких поступках, когда по скромности прикрываются именем других. «Если мы хотим рассмотреть, говорит он, также и то, что нет колеблясь сделали наши старцы, которые удивительные свои добродетели, или свои действия, которые необходимо было обнаружить в собеседовании для наставления младших, обыкновенно прикрывали именем других лиц, то что другое может находить в этом, как не ясную ложь? Также, если бы и мы имели что-либо достойное того, что могло быть предложено младшим для возбуждения веры, то, конечно, мы нисколько не поопасались бы последовать таким прикровениям их 159 ». Заслуживает еще внимания последняя глава (31-я) XVII-ro Соб., где в заключении Собеседования И. Кассиан дает такой совет: «всех, до чьих рук дойдет это сочинение и кому приятна жизнь и учение святых, прошу все то, что понравится в них, приписать отцам, а не понравится, то нам 160 ». Следуя этому совету самого автора ему бы и следовало приписывать те его рассуждения о благодати и свободе, которые не нравились многим, а не наоборот. Но эти соображения, конечно, не могут еще служить прямым основание к тому, чтобы, не соблазняясь формой сочинений преп. Кассиана, считать высказанные здесь взгляды за его убеждения. Более значения, думается, будут иметь другого рода соображения. Не говоря уже о том, что все изложенное в этих сочинениях есть плод собственной жизни преп. Кассиана, выросший во время его продолжительных опытов над собой и другими во время продолжительного пребывания в Египте, как он сам говорит в предисловии к «Institutiones»; его авторская убежденность во всем сказанном проглядывается очень ясно. Так, напр., в ревности за свои убеждения он невольно допускает даже явный анахронизм: в разговорах с египетскими монахами в последнее десятилетие IV в., когда еще пелагианские споры не начались, И. Кассиан позволяет в своих «Collationes» делать очень ясные намеки на учение Пелагия и высказывать несогласные с ним взгляды.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Иуда – это малеванец, вернувшийся в правсолавие. Иван – Евангелие. Пять хлебов – «пятикнижие Моисея» и т.д. (Потех., у Кальн. Рус.сект., стр. 230–231). 429 Потех. (у Кальн. Рус.сект., стр. 231–232); еписк. Алексий, в Прав. Собес., 1909г., июль-авг., стр. 135–136. 432 Буткев. Обз. рус. сек., стр. 469–468; Г. Терлец. Сек. пашк., стр. 27–29, 63–64, 75–77, 80–81. 439 Письмо это напечатано в журн. «Баптист», 1909г и в «Братском Листке», прилож. к журн. «Христианин», 1909г., 442 Бортов. Штундобапт. (у Кальн. Рус. сек., стр. 108–109, прим.); Д. Боголюб. Пашковцы (у Кальн., там же, стр. 99–101). 443 Изложенные сведения заимствованы из статьи А. Высотского «Секта штундомолокан, именующих себя христианами евангельского вероисповедния, пресвитерианами», помещенной в вышеуказанной книге Кальнева «Русские сектанты» на стр. 35–46. 445 Бондарь. Адвентизм 7-го дня, стр. 7–10. Видения Ел. Уайт авентисты считают за «откровения Божества» и самое ее – за «истинную пророчицу Божию» (там же, стр. 9). 446 Бондарь. Адвентизм 7-го дня, стр. 12–33; А. Белогорский. Секта адвентистов (у Кальн. Рус. сек., стр. 140–145). 448 Бондарь. Адвентизм 7-го дня, стр. 41–46; Белогор. Секта адвент. (у Кальн. Рус. сек., стр. 181–183). 449 Начальный год очищения небесного святилища авентисты вычисляют следующим образом. По предсказанию прор. Даниила, святилище Божие будет попираемо в течение 2300 дней ( Дан. 8:14 ), а затем будет очищено. 2300 дней=2300 лет, пот.что пророческий день равен одному году (см. Езек. 4:4, 5; Час. 14:34). Начало эитих лет указано в пророчестве Даниила о седьминах. По этому пророчеству, от указа о восстановлении Иерусалима (457 г. до Р.Х.) до Христа Владыки пройдет 7 семилетий (49 лет) и 62 семилетия, а всего 69 семилетий (483г.). В половине 70-го семилетия (483+3,5=486,5) будут отменены ветхозаветные жертвы и предан смерти Христос. А так как со времени указа до Р.Х. протекло 456 л.; то, вычтя их из 486,5 лет, получим 30,5 лет, следовательно, Христос умер в 31 г. христианской эры. В 34г. окончились все седьмины. Так.обр., до очищения небесного святилища осталось 1810л. (2300–490=1810), а самое очищение началось осенью 1844г. (1810+34) (Бонд. Адвент.7-го дня, стр. 47–48, 49).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

856 Geschichte Jesu von. Naz., В. 1, стр. 266; Н. Holtzmann, Lehrbuch d. neutest, Theologie, I, стр. 73. 857 Memoires de L’Academie Imperiale des Sciences de S. Petersb., 7-me serie, t. XLI, 1; стр. 85–132. 871 «Саддукеи говорят, что нужно признавать законным постановлением только то, что записано; но происшедшее чрез предание от отцов не следует соблюдать»; Древн. XIII, 10, 6, ср. XVIII, 1, 4. 872 Mischna Taauith II, 1; см. Schurer, Gesch, d. jud. Volk., II, стр. 252–253; Zunz, Gottesd. Vortrage, стр. 44. 873 Ориген : ο μνου δ Μωσως παραδεχμενο: τς ββλους Σαμαρις Σαδδουκαοι: (Contra Celsum I, 49; Comment. in Matth. 22, 29); hi quinque tantum libros Moysis recipiebant, prophetarum vaticinia respuentes (Comment. in Matth. 22, 31–32); cp. Philosophumena IX, 29; Pseudo-Tertull, Adv. haer. с. 1. 874 «Что саддукеи будто бы, как утверждают многие ученые, из ветхозаветного закона принимали только Пятокнижие, нельзя достаточно доказать, и такое мнение даже невероятно, потому что они заседали в синедрионе и иногда занимали даже место первосвященническое»; Прав. Собес. 1861, 111, стр. 269; ср. Schurer, Gesch. d. jud. Volk., II, стр. 342. 875 Н. Holtzmann, Lehrbuch neut. Theol., I, стр. 74; ср. Gesch. Jesu von Nasara, I, стр. 305; Zeller, Die Philos. der Griechen, III, Abth. 2, стр. 315. 886 Chagiga II, 7: «одежды ам-гаареца оскверняют через прикосновение перушимов»; см. Schurer, Gesch. d. jud. Volk, II, стр. 318. 887 Gesch. d. jud. Volk, II, стр. 486. Немецкий ученый Люциус (Der Essenismus in seinem Verhaltniss zum Judenthum, Strassburg. 1881), основываясь на сходстве ессейской секты с фарисейской, само происхождение ессейства хочет вывести от партии хасидеев, которая образовалась в маккавейское время и от которой получила начало фарисейская секта. 890 Staudlin, Gott, Biblioth., I, стр. 240 и далее; Kuinol, Komment. ad Matth. 20:28; см. у Langena, Das Judenthum in Palastina, стр. 458. 891 Ланген (Das Judenthum in Palastina, стр. 459) думает подтвердит это ссылкой на одного древнего христианского писателя (Philostr. haer. IX), свидетельство которого является довольно сомнительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

24 Акты XVII века исполнены жалобами духовенства на эту холодность народа к церкви – уклонение от богослужения и предпочтение «ему» бесовских сборищ и игрищ, ­­­­– неуважения к священникам ни преданность волхвам и проч. Смотри, напр. А. А Э. III, 264 IV, 188 и 321. А. И IV, 151-й V, 152-й. Доп. у А. И V. стр. 115, 117, 413, 461, 468 и др. П. С. 3. Т. I. стр. 246. Уже вследствие одной такой холодности к православной церкви и богослужению весьма возможно было возникновение полуязыческого, кудеснического, пророческого богослужения людей божиих. 31 Слово о посте в Прав. Собес. 1858 г. январь стр.165–166. О поклонении воде финских племён см. подробности у Кастрена: Wassergottheiten vorleiunger uber die Finnische Mithologie s. 68– 85. 34 В муромской легенде о князе Петре и супруге его Февронии сказано, что Феврония, когда была ещё вещей девой в рязанских пределах, одним дуновением своим на кисляждь или некое квасно делала целебными эти жидкости. Бусл. 1, 290 44 Сборн. Солов. библ. 913 Щапова, рус. старообрядчество, стр. 415–452. Буслаев, очерки I, 485– 486 46 Окружное посл. патр. Никона по случаю моровой язвы: см. начертание жизни Никоновой – Аполлоса стр. 129–132 47 Розыск ч. III, гл. 12 Послания Игнатия м тоб в 2 части Православного Собеседника за 1855 г. посл. III 49 Об истор. происхожд. и развитии секты людей божиих, см. Прав. Соб. 1858 г. март стр. 334 –364 74 Vorlesung über die Finnische Mytholog. s. 197–198. Götterbilder und heilige Naturgegenstande. 83 Ibidem 307–300. Nichts ist auch – замечает Кастрен,– in den heidnischen Religionsfornen gewohnlicher, als dass die Gotter so umgestaltet and Menschen werden. Noch mehr Beweise für das Menschwerden der Götter liefert uns der Orient. 84 Finnisch. Mytholog. III, s. 198–286 Gotterbilder und Heilige Naturgegenstande. Здесь Кастрен подробно раскрывает это восточное, чувственно-образное умонастроение финских племён. Смот. особ. s. 193–196, 215, 227, 229 и другие. 86 См. подробности в статье г. Крыжина о симбирских скопцах и в Пр. Собесед. об обществе людей божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010