Кроме этих общих замечаний о действиях благодати в душе человека, святые подвижники указывают еще особенные, более частые и временные, состояния душ облагодатствованных. Эти чрезвычайные состояния, так чудны и таинственны, что, по слову преподобного Кассиана, «понять силу их может, только изведавший их собственным опытом» (Собесед. авв. Пафнут. п. 7). У святых подвижников они называются: то духовным созерцанием, то восторжением к Богу, то исступлением, το упокоением в Боге, то, наконец, духовной, или умной, молитвой. Следует отметить, что и у тех, которые благодатью Божией удостаиваются таких чрезвычайных состояний, они не бывают постоянными, а, именно, лишь по временам посещают душу. Это для того, что, «если бы так было с подвижником всегда, он не мог бы уже принять на себя служения слова или иного какого бремени, не согласился бы ни слышать, ни позаботиться, как обыкновенно бывает, о себе и о завтрашнем дне, но только стал бы сидеть в одном углу – в восхищении и, как бы, в упоении. Посему-то, совершенная мера не дана ему, чтобы мог он заниматься попечением о братии и служением слову» (Беседа 8 п. 4; ср. Исаак Сирин Слово 28 о третьей степени ведения). С другой стороны, и мысль, будто, человек уже в настоящей жизни может дойти до невозможности падения, прямо противоречит учению святых подвижников. «Ум человеческий, – говорит преподобный Кассиан, – не может постоянно пребывать в одинаковом состоянии, и ни один из святых, доколе находится в сей плоти, не достигнет той высоты добродетелей, чтобы мог уже остаться неподвижным... Один Бог именуется неизменяемым и благим; человеческая же добродетель, какая бы ни была, не может быть неизменяемой» (Собес. об умерщвл. святых, гл. 14 и 16; ср. Макарий Беседы 16 п. 4; 17 п. 7; 26 п. 14 и 23; 27 п. 10–11). Итак, «остерегайся, – внушает Исаак Сирин , – бесовского поругания, а также, проповедующих непреложное совершенство в сем страстном и удобопреклонном мире. Это выше даже и святых Ангелов (т. е. они, также, ограничены по своей природе и не всесовершенны, но утверждаются в добре силой той же благодати Божией)» (Посл. к Симеону чудотв.; ср. Макарий Беседа 15 п. 34; Слово о любви гл. 29–30; Ефрем Сирин В подражание притчам). Святитель Иоанн Златоуст

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Бесед. 21 на Деян. апостольские: ч. 1, стр. 390–392. Спб. 1856 г. 851 Бл. Августин. Бесед. 32 на слова апостола: воскр. чтен. год. 11, стр. 446. Киев, 1848–1849 г. В прочих местах: «Не должно сомневаться, что душа усопших, живших на земле благочестиво, чувствуют некоторую отраду, когда или приносится за них жертва Ходатая, или бывают милостыни в церкви. Но благотворения, бывающие за усопших, полезны только для тех, которые во время земной жизни заслужили, чтобы они могли быть им полезны по смерти. Посему, совершаемое в церкви по усопшим не противоречит слову апостольскому: вси бо предстанем судищу Христову ( Рим. 14:10 ), да приимет кийждо яже с телом содела, или блага, или зла ( 2Кор. 5:10 ). Ибо каждый, живя в теле, заслужил и то, чтобы это было полезно ему. Не всем, говорю, полезно это. А что оно полезно не всем, причиною того служит различие жизни, какую кто проводил в теле. Именно, когда приносятся жертвы олтаря или милостыни за всех усопших в вере, тогда для весьма добрых они бывают благотворениями, в отношении к не весьма злым –умилостивлениями, а для весьма злых нет никакого от них вспомоществования… Внуши, Боже мой, Боже мой, внуши рабам твоим, братиям моим, сынам твоим, владыкам Моим, которым служу и словом и сердцем и писаниями, да, елижды аще чтут сие, воспоминают пред олтарем твоим о Монике, рабе твоей, и Патрицие, супруге ее, чрез которых ввел Ты меня в жизнь сию непостижимым для меня образом. Да воспоминают в духе веры о родителях моих в сем преходящем свете и братиях моих, сущих о тебе, отце, у матери кафолической, и о согражданах моих в вечном Иерусалиме, да во исполнение требуемого ею от меня окажется ей (матера бл. Августина) молитвами многих большая помощь, нежели какая происходит от молитв моих». Бл. Августин. Ручн. книг. к Лаврентию: твор. т. 6, стр. 174. Антверпен, 1701 г. Обозрен. своей жизни гл. 13, чл. 37: твор. т. 1, стр. 124. Антверпен, 1700 г. 853 Св. Григор. двоесл. Собесед. о жизн. итал. отц. и о безсмерт. душ. кн. 4, гл. 55, стр. 362. Казань, 1858 г. 856 «Господь крестит Духом Святым и огнем ( Мф. 3:11 ): под именем огня разумей оживляющую и укрепляющую силу благодати и истребление грехов». Пр. Нил. Письм. аристократу евнуху: христ. чтен. 1811 г. ч. 1, стр. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

254 Мейер хочет видеть здесь указание на время до пришествия Мессии и после пришествия [Abth. l-e (1864), S. 293–294], но такое толкование совершенно недопустимо, так как в этом случае речь должна бы идти не о настоящем и будущем веке, а о прошедшем и настоящем. 255 Св. Григорий Двоеслов : «Эти слова дают понять, что неторыя вины могут быть прощены в сем веке, а некоторыя в будущем, ибо если не все отрицается, то по умозаключении следует, что нечто утверждается» (Собесед. о жизни ит. оо. и безсм. души, кн 4-я, гл. XXXIX,. стр. 339). Подобным же образом блаж. Августин: «не было бы и сказано о некоторых, что им не отпустится ни в сем, ни в будущем веке, если бы ее было таких, которым хотя в настоящем веке не отпущено, однако отпущено будет в будущем» (О граде Божием, кн. 21, гл. XXIV; твор., ч. 6-я, стр. 317). 257 По мнению бл. Августина, в целом Писании нет места труднее, чем данное с параллельными ему у Марка н Луки (Sermo LXXI de verbis Evang. Matth. XII, 32, not. 5; Migne, s. 1., t. XXXVIII, col. 447). 258 υς το νϑρπου – единственное число с членом никогда не употребляется для обозначения общего понятия – Grashof. Ueber die Blasphemie des heiligen Geistes. Theolog. Studien und Krittiken, 1833, 4-es Heft, S. 949. 259 Многие отцы изъясняют данное место о невозможности принимать в общество верующих, отступивших однажды от христианства (Епифаний Кипр. – Против ересей, ересь 59; ч. 3-я, стр. 28; Феодорит – твор. ч. VII, стр. 592–594; Икумений – Migne, s. gr., I., CXIX, col. 336; Иоанн Дамаскин – Точное изложение правосл. веры, кн. 4, цит. изд., стр. 208). 260 Фарисеи говорили, что Иисус Христос изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского (Мф.12:24), т.е. упорно не хотели верить тому, что Он делает это силою Духа Божия (ст. 28). 264 «Тот Павел, который был восхищен до третьяго неба, слышал неизреченные глаголы, победил все потребности природы, быв, наконец, в совершенной безопасности, имел еще нужду в молитве учеников и говорил: молитеся о мне, да избавлюся от противляющихся ( Рим.15:30–31 ), и еще: молитеся, да дастся ми слово во отверзение уст моих ( Еф.6:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

126 Что касается того, что и у Макария на конце Феодоритова слова есть прибавка (какой нет по Досиф. списку), похожая на Данииловскую; то прибавка, говорим, похожая, а не одна и та же. У митр. Даниила окончание Феодоритова слова (такими словами: да тако достоит креститися и благословити, в Стоглаве – благословляти) указывает на иерейское благословение других: но у Макария слово – благословитись, равнозначаще с выражением креститися, иначе сказать, благословлять самих себя. Надобно думать, что митроп. Макарий различал два внешнии выражения чувств нашего благоговения к Богу: 1) когда мы в молитве крестимся и кланяемся, и 2) когда при начале какого-нибудь житейского дела (напр., принятия пищи, пития), просим благословения Божия и ограждаемся крестом (благословляемся) без поклона, но с произношением слов: «Господи благослови». И доселе в простом, благоговейном народе мы слышим выражение: «начинай благословясь!» Слич. 3 посл. митр. Игнат. Казань, 1855 г. стр. 59. 127 Нет никакого сомнения в том, что Феодоритово слово внесено по желанию и одобрению самого митроп. Макария; иначе он взял бы в свою Минею сие слово из сборника, составленного митропол. Даниилом. 128 В составлении 95 гл. Стоглава сей писец дает намек на свое «приклонение к Римскому костелу»; ибо он приводит слова апостолов Петра и Павла, будто бы повелевающих праздновать в субботу, тогда как сие строго воспрещено 29-м правилом св. Лаодикийского собора. Патриарх Филарет, приводя сие правило, говорит, что Латины его нарушают. (Смотр. его Соборн. излож: в потреб. 7147 г. лист. 221). 129 Ученый Франц. Маттеи относит сию книгу – Август к концу XVI, или началу XVII в. См. его лат. заметку на первом листе книги. Чит. Бес. к гл. стар. стр. 203–205. 130 См. обз. дух. лит. 1859 г. стр. 206 и 207. Слич. Указат. для обозр. Синод. библ. изд. 2, 1858 г. стр. 209. 131 В Прав. Собесед. 1855 г. кн. 3, стр. 152–164 представлены довольно сильные сомнения касательно времени напечатания катихизиса при патр. Филарете. Мы со своей стороны, в прибавление к сему, не лишним считаем сказать следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

Сице благословите и креститеся рукою. Три персты равны имети вкупе по образу троическу. Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый не трие суть бози, но един Бог , в троици имени разделяется, а божество едино: Отец не рожден, а Сын рожден, а Дух Святый не рожден, ни создан, но исходя. Трие во едином Божестве, едина сила, едина честь, едино поклонение от всея твари, от ангел, от человек, тако тем трем перстом указ. А два перста имети наклонена, а не разпростерта, а тем указ тако: то образует две естестве, божество и человечество, Бог по божеству, а человек по вочеловечению, а в обоем свершен. Вышний же перст образует божество, а нижний человечество: понеже сшед от вышних и спасе нижняя, то сзбение персту толкует, преклони бо небеса и сниде нашего ради спасения. Тако святыми отцами указано, и узаконено: ему же слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и в: в: аминь». Точно так читается слово Феодоритово и в другом сборнике (Кормчей лист. 472 обор.). Вот что о нем замечает преосвящ. Игнатий: «книга писана, как сказано в ней самой, в Новгороде по распоряжению игумена Досифея, ученика и преемника препод. Зосимы, и писана именно для вклада в Соловецкий монастырь». (См. истин. св. Соловец. обит. стр. 87 слич. Прав. Собесед. 1860г. т. 11; стр. 322.). Откуда заимствовал Досифей сие слово Феодорита – неизвестно; ни в каких письменных памятниках ранее конца XV в. оно, сколько нам известно, никем не найдено 20 . Замечательно, что самый ревностный проповедник двуперстия – писатель Поморских Ответов (в 50 отв. ст. 40), хорошо знакомый с библиотекою Соловецкого монастыря, умолчал о книгах Досифея: не потому ли, что видел в них явное обличение своего мудрования о двуперстии, – а сделал ложное указание на книгу, древнейшую Досифеевской, именно книгу Никона Черногорца XIV в., хранящуюся в Чудовом монастыре, будто бы в сей книге в 94 гл. содержится слово Феодорита. Мы называем такое указание ложным, ибо из всех существующих списков сочинений Никона Черногорца нет ни одного, который бы имел такое (94) число глав. Указанная поморцем книга в Чудове монастыре хотя действительно есть 157), но она заканчивается 63 словом Пандект, и Феодоритова слова не имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

   Св. Григорий Двоеслов рассказывает, что в одно время св. Венедикт встал ночью на молитву; в самую полночь он увидел свет, который так блистал, что ночь стала светлее дня. Удивленный этим, он устремил свой взор и увидел в огненном сиянии душу еп. Германа, несомую ангелами на небо („Сказ. о жизни итал. отц.“ кн. 2, гл. 35).    Еще, когда преп. Иоанникий преставился, то иноки видели душу его, возносимую ангелами на небо („Чет.-Мин.» 4 ноября).    То же самое говорится и о преп. Макарии Египетском („Чет.-Мин.» 19 января).    Что действительно с воскресением Христовым смерть умерщвлена и потеряла свое значение, видно еще из тех чудесных действий, которые показывали над ней люди святые.    В жизни св. апостолов находим, что они воскрешали умерших: так, напр., св. ап. Петр воскресил некую Тавифу, ради того добра, которое она делала бедным (Деян. IX:40); ап. Павел воскресил юношу Евтиха, упавшего с окна (Деян. XX:9); преп. Макарий Египетский воскресил однажды мужа одной женщины, чтобы спросить его о сокрытом залоге; спросил также одного убитого, чтобы он оправдал невинность оклеветанного в убийстве, и он дал свой ответ („Чет.-Мин.“ 19 января); преп. Патермуфий спросил однажды одного умершего инока,. что лучше для него: умерши жить со Христом, или еще возвратиться и жить в теле, – на что он, воскресши, сказал: „зачем ты воскресил меня? Для меня гораздо лучше жить со Христом, в теле же жить не хочу“. – „Спи же и молись о мне Господу», сказал Партемуфий иноку, и тот умер (Из „Пастырск. собесед.» за 1891 г.).   9. О значении воскресения Иисуса Христа    „Воскресение Господа нашего И. Христа, говорит святитель Филарет, митрополит моск., служит:    а) доказательством Божества Иисуса Христа,    б) началом нашего воскресения. Утверждение веры в воскресение Христово есть дело великой важности для христианства и для христианина.    а) Главная сила христианства состоит в том, чтобы признать Господа Иисуса Спасителем мира, согрешившего против Бога, и Богом осужденного на смерть. А чтобы с полною надеждою признать в Нем сие могущественное качество, для сего нужно совершенное удостоверение, что Он есть единородный Сын Божий и истинный Бог, потому что хорошо сказано, хотя и не хорошими людьми сказано: кто может оставляти грехи, токмо един Бог? (Лук. V:21). Только милосердие Бога Сына может представить достойное удовлетворение оскорбленному величеству и правосудию Бога Отца; только Бог может возвратить жизнь осужденным на смерть от Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

мужа. Несомненно, известно, что, возвратившись с Востока и сделавшись Римским епископом, св. Григорий Двоеслов начал восстановлять в Римской Церкви некоторые из древних обрядов, забытые там и сохранившиеся во всей первобытной чистоте своей на Востоке. При этом он явился чтителем апостольской литургии преждеосвященных Даров, употреблявшейся на Востоке, и ревнителем прочного водворения и распространения её на Западе. Он издал эту литургию на латинском языке и ввёл её в употребление в Западных Церквах, чем как бы заслужил себе предпочтительное пред прочими отцами вселенской Церкви право на всегдашнее сочетание его имени с этой литургией. Восточная Церковь не забыла попечений св. Григория, относящихся до литургии преждеосвященных Даров. В греческих синаксарях, со времени XI века, помещаются известия о том, что св. Григорий устроил у римлян совершение полной литургии во дни поста, а позднее это известие стало изъясняться и переводиться так, что он устроил у христиан Римской империи (а такой считалась Греко-Византийская империя) совершение преждеосвященной литургии. – В западной церкви эта литургия совершается ныне однажды в год, именно – в Великий пяток Страстной седмицы. (См. подр. о литургии преждеосв. Даров, Смирнова; Правосл. Собесед. 1892, 6–7; Рук. д.с.п. 1897, 9–10). «Храма священие» относится к числу тех трёх священнодействий (см. 737 стр. печатного оригинала), «от нихже ни единого священник кроме самого точию архиерея совершати может» (Бол. Требн., гл. 109). Поэтому в каждом освящаемом храме совершается или «Чин освящения храма, от архиерея творимого» (см. этот «Чин» в Дополн. Требн.); или же, если почему-либо этот «Чин» не может быть совершён архиереем в освящаемой церкви, то в ней лицом иерейского сана, «емуже повелит архиерей», совершается «Последование, како освященный антиминс положити в новосозданнем храме, данный от архиерея архимандриту, или игумену, или протопресвитеру, или пресвитеру, избранну на сие и искусну» (см. это «Последование» в Бол. Требн.; оно же в более подр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

4). Св. авва Дорофей говорит: «если человек не будет замечать пороков ближнего, то с помощью Божией рождается в нем добросердечие (благость), которым благоугождается Бог (преп. авва Дорофей . Душеполезные поучения, изд. 10, стр. 180). Для сохранения согласия и любви преп. Иоанн Кассиан советует: не дорожить никакими земными вещами, ничего из имущества не предпочитать братской любви; не считать себя умнее, лучше других, ни в чем не настаивать на своем мнении и своем желании, а уступать желанию других, в чем нет греха; даже все то, что представляется для нас выгодным, полезным, надобно жертвовать дружеской любви и миру, которые должно предпочитать всему; не должно предаваться гневу, даже и по справедливым причинам; оскорблениям других не только не обижаться, но стараться погасить в них гнев даже несправедливый; утверждать себя в мирных чувствах любви и дружбы представлением того, что если не ныне, то завтра, может быть, постигнет нас смерть, разлучит с друзьями и ближними и переселит в другой мир (Собесед. 16, гл. 6. Ав. Иосиф). Если же мир как-нибудь будет нарушен, то братская любовь требует – вспыхнувшую искру раздора скорое погасить. Поэтому, когда мы сами подали повод к оскорблению, то, заметив это, мы должны объяснить оскорбившемуся свое намерение и поступок, который он понял в противную сторону. Если же кто в самом деле потерпел от нас оскорбление или вред, то мы обязаны смиренно попросить прощения и удовлетворить за вред. В этом случае неразумно было бы стыдиться сознаться в своей погрешности. Благородного человека ничто столько не украшает, как смиренное сознание в своих погрешностях, слабостях и искреннее желание по возможности устранить их ( Мф. 5:23–26 ). А если мы сами оскорблены или обижены другими, то должны быть удобопреклонны к примирению. Эта удобопреклонность к миру требует, чтобы мы в суждениях о погрешностях других водились не раздраженным чувством или оскорбленным самолюбием, а рассудком, – погрешности других приписывали больше человеческой слабости, общей всем нам, чем злонамеренности, подражая Спасителю, Который на кресте молился за врагов Своих, распинателей, говоря: «Отче, отпусти им, ибо они не знают, что делают» ( Лк. 23:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Св. Петр Дамаскин, в первой книге своей — в «Добротолюбии», осматривает всех людей всех времен, бесконечно разнообразных по возрастам, сложению, званиям и состояниям и находит между всеми ими, несмотря на различие до противоположности, и спасаемых и погибающих. «Помышляя о сем, — говорит он, — я сокрушался душою и в недоумении до изнеможения вопрошал: что за причина сему и какое начало нашему спасению или погибели?» Долго трудился он над этим, ища умом неложного решения, и вот какое нашел у свв. отцов рассуждение: «Начало всякого блага и всякого зла есть данный человеку разум, и по разуму — воля. Начало спасения: да оставит человек свои хотения и разумения и сотворит Божии хотения и разумения. Прежде закона, в законе и во благодати много обретается спасенных, потому что они предпочли разум Божий и волю Его, паче своих разумений и хотений; и опять во все те времена много обретается погибших, поскольку свои хотения и разумения предпочли паче Божиих. Волю же Божию (в частных случаях) узнать иначе нельзя, как через рассуждение, и рассуждение не свое, а утверждаемое вопрошением имеющих дар рассуждения и опытных. Только сим образом узнаем, какие хочет Бог, чтобы мы проходили делания. Если же не так, не можем спастись никак. Без сего даже и то, что мы почитаем благим, не бывает на добро, или потому, что неблаговременно, или потому, что не нужно». Также и св. Иоанн Кассиан, доказав, что все должно делать с рассуждением, для познания, какое есть истинное и от Бога рассуждение и какое лжеименное и притворное, диавольское, говорит от лица аввы Моисея: «Истинное рассуждение не приходит иначе, если не от истинного смирения, когда не только то, что делать хотим, но и то, что помышляем, открываем отцам, и ни в чем своему помыслу не веруем, но во всем последуем словесам старцев, то одно и добром почитая, что они таким признают. Такое действование не только благоустрояет человека невредимо шествовать правым путем, но и от всех сетей диавольских сохраняет его невредимым. Ибо тому, кто судом и советом предуспевших управляет жизнь свою, невозможно пасть от прелести бесовской; так как он, самым этим действием объявления и открытия злых помыслов отцам, обессиливает их и немощнейшими творит. Как змей, из темной норы изнесенный на свет, тщится убежать и сокрыться; так и лукавые помыслы, будучи обнаруживаемы исповедию и оказыванием о них отцам, убегают от человека» (Собесед. 2–е, гл. 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

На верхней доске скорописью XVI века: Книга, в полдесть, на харатье, Евфимиево житие Киржацкая. В Обзоре русс. духовн. литер. § 50 сказано, что ркп. эта писана рукою того самого Епифания, который в 1303 (а не 1330) г. написал Стихирарь 22. 35. (2018) Житие св. Нифонта, устав. в два столбца, напис. 1222 года, в лист, 175 листов. Заглавие: Житие препод. и богоносн. отца нашего Нифонта, зовомаго мниха. Память его записана в одних только Святцах 317 под 23 декабря. Предки наши сомневались в достоверности жития Нифонтова: Подобает ведущего вопросити о сем, аще истина есть, читается по некоторым спискам о статье о книгах истинных и ложных. См. 701 л. 410. По замечанию Николая Грамматика, патр. константинопольского, мужа чрезвычайно образованного и подвижника благочестия († 1111 г., Хр. Чт. 1843 г. ч. III стр. 281), житие св. Нифонта в различных местех развращено есть (см. 205 гл. 41), а по замечанию другого ученнейшего мужа, преосв. Филарета, архиеп. черниговского, оно описано не очень смысленным Византийцем. См. Обзор русс. духовн. литер. § 31. л. 175. Послесловие, – в конце первого столбца: Господи помози рабом своим Иоану и Олексию, написавшема книгы сия, а где суть памяткы, исправя чтете; – в другом столбце: В лето 6730 (1222) кончаны быша книги сия мес. мая в 21 день, на память св. мученика Иеремия (Ермия?), в граде Ростове, при князи при Васильце при сыну Костантинове, а внуце Всеволожи. Святая госпоже Богородице, святые Апостолы, Пророцы, Мученицы, святый Нифонте, помози(те) моему господину Василку, и мене грешнаго раба своего Кирила избави(те) в день судный от вечные муки. В княжение Василька 1219–1238 г. в Ростове были епископы Кирилл 1-й 1216–1230 и Кирилл II-й 1231–1262 г. Если с автором Обзора (см. § 51) под именем Кирилла в послесловии разуметь епископа, то, конечно, первого, и притом следует видеть в нем ни более ни менее, как владельца книги, а не писца и переводчика. По свидетельству летописца у Кирилла 1-го была богатая библиотека; именно летописец пишет, что он был богат зело кунами и селы и всем товаром и книгами, и просто рещи так бе, богат всем, как ни един епископ быв в суждальстей области. (Полн. Собр. русс. летоп.1:192). Писцы книги (Иоанн и Алексий) означили свои имена в начале послесловия. Перевод жития св. Нифонта совершен в глубокой древности; препод. Феодосий киево-печерский († 1074 г.) уже приводит из него выписку (см. 142 л. 88) в слове об умеренности в застольном питье, издан. в Правосл. Собесед. 1858 г. ч. III, стр. 256–258.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010