Случилось же, по устроению человеколюбивого Бога, прийти некоторым людям к старцу: ради душевной пользы они спрашивали его о своих помышлениях. Старец сказал им: «Ничто столько не причиняет вреда монахам и радости демонам, как утаение помыслов от отцов духовных». Он говорил им также о воздержании. Во время этой беседы – я размыслил, что Бог открыл обо мне старцу и, сокрушаясь о грехе, начал плакать; потом выбросил хлеб из пазухи своей, который по злому обычаю похищал, и повергшись сам на пол, просил прощения за прошедшее и молитвы об утверждении в будущем. Тогда старец ответил мне: «Чадо! Когда еще молчал я, твоя исповедь освободила тебя от плена сего, и ты, произнося осуждение на самого себя, убил демона, уязвлявшего тебя укрывательством; хотя доселе ты и допускал его управлять собою, не противясь ему и не обличая его, но теперь более не будет он иметь в тебе места, будучи изгнан из твоего сердца». Еще не докончил старец слов своих, как вдруг нечистая сила представилась как огненное пламя, выходящее из моей пазухи, и наполнила храмину смрадом, так что присутствовавшие думали, что сожжено множество серы; тогда старец сказал: «Познай слово мое: через бывшее знамение Господь явил свидетельство твоего освобождения» (Древн. патерик, гл. 3). Святый Иоанн Кассиан повествует о старце Ироне. Сей старец 50 лет провел в посте, трудах, бдениях и молитве и всех удивлял своею строгостию; но после, потому именно, что возомнил остаться с одним своим разумом и волею, принял сатану за Ангела и по его наущению ночью бросился в пустой колодезь в надежде, что будет взят на руках Ангелами, и разбился так, что на третий день по извлечении из колодезя, скончался (Собесед. 2-е, гл. 5). Он же упоминает еще о других двух, кои по своей воле и помыслу устремились в пустыню в ожидании, что Господь пропитает их (там же, гл. 6). Один из них, по истощании спасся, приняв пищу от диких поданную, а другой погиб, оставшись и здесь при своей воле. Тот же Иоанн Кассиан говорит о некоем, принимавшем откровения от бесов, видевшем свет в келье и наученном принесть в жертву сына, что, впрочем, не осуществилось (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Следовательно, надобно держаться смиреннейшей части и покоряться человеку ради Бога, как Богу. Путь этот оправдан опытами всех святых, просиявших как светила на тверди христианской. Величайшие угодники Божии всегда пользовались советом и руководством. Антоний Великий, Макарий Египетский, Пахомий, Иларион, Евфимий, Савва и все начало содевания своего спасения полагали покорением себя отцу своему духовному и обучались подвижничеству под его наставлением. Зато скоро созревали и усовершались без уклонения и опасных преткновений. Напротив, другой путь, своеличный, по своему уму и сердцу, всегда был почитаем путем заблудным и гибельным. Сколько было разительнейших опытов, что подвизающийся, лишь только уклонялся от руководства, тотчас падал в прелесть, был опутываем сатаною и погибал! Св. Иоанн Кассиан повествует об Ироне — старце, который пятьдесят лет провел в посте, трудах, бдениях и молитве и всех удивил своею строгостию; но после, потому именно, что возмнил остаться с одним своим разумом и волею, принял сатану за Ангела и по его наущению ночью бросился в пустой колодец в надежде, что будет взят на руках Ангелами, и разбился так, что на третий день, по извлечении из колодца, скончался (Собесед. 2–е, гл. 5). Он же упоминает еще о других двух, кои, по своей воле и помыслу, устремились в пустыню, в ожидании, что Господь пропитает их там (Там же, гл. 6). Один из них, по истощении сил, спасся, приняв пищу от диких поданную; а другой — погиб, оставшись и здесь при своей воле. Тот же Кассиан говорит о некоем, принимавшем откровения от беса, свет в келии видевшем и наученном принести в жертву сына, что, впрочем, не сбылось (гл. 7); и еще о труженике подвижнейшем, которого бес совратил в иудейство через сновидения (гл. 8). Подобная же повесть предлагается в Прологе на девятый день января: молодой подвижник своевольно поселился в пещеру горную, принимал откровения от беса и поверил ему, что будет взят на небо, — и погиб бы, если б не сохранила его благодать и не внушила, хотя не с истинным расположением, открыть о том игумену.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Следовательно, надобно держаться смиреннейшей части и покоряться человеку ради Бога, как Богу. Путь этот оправдан опытами всех святых, просиявших как светила на тверди христианской. Величайшие угодники Божий всегда пользовались советом и руководством. Антоний Великий , Макарий Египетский, Пахомий, Иларион, Евфимий, Савва и все начало содевания своего спасения полагали покорением себя отцу своему духовному и обучались подвижничеству под его наставлением. Зато скоро созревали и усовершались без уклонения и опасных преткновений. Напротив, другой путь, своеличный, по своему уму и сердцу, всегда был почитаем путем заблудным и гибельным. Сколько было разительнейших опытов, что подвизающийся, лишь только уклонялся от руководства, тотчас падал в прелесть, был опутываем сатаною и погибал! Св.  Иоанн Кассиан повествует об Ироне – старце, который пятьдесят лет провел в посте, трудах, бдениях и молитве и всех удивил своею строгостию; но после, потому именно, что возмнил остаться с одним своим разумом и волею, принял сатану за Ангела и по его наущению ночью бросился в пустой колодец в надежде, что будет взят на руках Ангелами, и разбился так, что на третий день, по извлечении из колодца, скончался (Собесед. 2-е, гл. 5). Он же упоминает еще о других двух, кои, по своей воле и помыслу, устремились в пустыню, в ожидании, что Господь пропитает их там (Там же, гл. 6). Один из них, по истощении сил, спасся, приняв пищу от диких поданную; а другой – погиб, оставшись и здесь при своей воле. Тот же Кассиан говорит о некоем, принимавшем откровения от беса, свет в келий видевшем и наученном принести в жертву сына, что, впрочем, не сбылось (гл. 7); и еще о труженике подвижнейшем, которого бес совратил в иудейство через сновидения (гл. 8). Подобная же повесть предлагается в Прологе на девятый день января: молодой подвижник своевольно поселился в пещеру горную, принимал откровения от беса и поверил ему, что будет взят на небо, – и погиб бы, если б не сохранила его благодать и не внушила, хотя не с истинным расположением, открыть о том игумену.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatitel-f...

1108 Под амплитудой колебания разумеют то или иное отклонение звучащего тела от состояния покоя. Звук усиливается по мере увеличения амплитуды колебания. 1109 Высота звука определяется количеством (частотой) колебаний звуковой волны в одну секунду. Одно колебание в секунду называется герцем. 1132 Впрочем, даже создавая картины, ярко отклоняющиеся от действительности, воображение пользуется прежним материалом и большей частью по уже готовым или известным образам, отражая в той или иной мере саму эту действительность. 1133 Преп. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Добротолюбие. Т. 5. Наставления безмолвствующим. Гл. 65. С. 384. 1143 Примеров такого действия бесов мы можем найти сколько угодно и в литературе религиозной (в житиях святых и их творениях), и в литературе светской (научной и беллетрической). 1145 Наивно считая эффективными средствами борьбы в таких случаях – самовнушения, внушения, активную деятельность и т.п. Как жалко и беспомощно выглядят они в сравнении с отцами-пустынниками, одним словом пресекавших всякие навязывания со стороны бесовских сил. 1164 Св. Григорий Синаит . Добротолюбие. Гл. 71. Тут же св. Григорий приводит и примерные образы, в которые бесы могут преобразовываться во время сна, сообразно страсти. На вопрос, как производят демоны подобные сновидения, пытается ответить Евагрий Понтийский (Добротолюбие. Т. 1. Наставления о деятельной жизни. Гл. 4. С. 619–620). Кому нравится его ответ, тот может им удовлетвориться. Мы же касаться сего вопроса не будем по недостаточеству своему. 1166 Сновидения от бесов посылаемые опасны еще тем, что могут привести к обольщению и погибели. Объяснение этого положения можно найти у преп. Иоанна Синайского (Лествица. 3. §§ 26–27), а наглядный пример – у преп. Кассиана Римлянина (Собесед. 2-е. Гл. 8. С. 193–194). 1190 Леонтьев. А. Н. Избранные психологическое произведения, в 2-х томах: Т. 2. М., 1983. – С. 210. 1197 Аффект (от лат. affecmus – душевное волнение, страсть) – бурная кратковременная эмоция, возникающая в ответ на сильный раздражитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Тогда домашнее причащение совершалось в глубокой тайне без всяких внешних церемоний. Тертуллиан , например, преподает такой совет жене, у которой муж язычник: »...чтобы твой муж не знал того, что ты вкушаешь тайно раньше всякой пищи» (К жене, 11, 5). В домах св. евхаристию хранили в особых сосудах, ценность которых была различна, смотря по состоянию верующих. Св. Киприан первый говорит о домашних дарохранительницах; он называет их «агса» – ковчег (О падших, 161 стр.). Этот св. отец рассказывает историю одной женщины, которая желала открыть нечистыми руками свой ковчег, где находилось тело Господне, но была удержана вышедшим из него пламенем (О падших, 161 стр.). Как долго существовал обычай брать на дом Св. Дары для причащения, мы не можем с точностью указать. Во всяком случае он имел место в VI в., ибо мы видим пустынника Зосиму, причащающим преподобную Марию Египетскую (1 521); и даже в VII в., о чем узнаем из Луга Духовного Иоанна Мосха (+622). (См. 30 и 79 гл. Луга Духовного.)  3) Св. Дары, далее, верующие нередко брали с собою в путешествия. Об этом говорит св. Амвросий (йе туз1:ег. с. 8 п 48) и Григорий Великий (Собесед. о жизни итал. отцов, кн. 3 гл. 36). При этом бывали случаи, когда путешественники имели евхаристические элементы под обоими видами. (У. Барония Dialoog. III c. 36. Annal eccl. Loc. cit. – Макария догматик. 223 стр.).  4) Св. Дарами даже обменивались верующие в знак приветствия. В этом отношении особенно был распространен обычай такого рода: епископы в праздник Пасхи посылали Св. Дары подчиненным обществам, дабы засвидетельствовать единение с ними. И хотя собор Лаодикийский (361 г.) четырнадцатым правилом запрещал подобную практику словами: «В праздник Пасхи не должно посылать Св. Тайны в иные приходы для благословения» (пр. 14), однако, из Луга Духовного Иоанна Мосха мы узнаем, что указанная практика существовала и в его время (29 гл. Луга Духовного).  5) Еще оригинальнее был обычай преподавать в некоторых местах причастие умершим. Точно неизвестно, нужно ли понимать это в том смысле, что хлеб и вино действительно давались и вливались в уста умершим, или же только священные элементы евхаристии полагались в гроб.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

8-й ирмос Воздвижения). 21 См. нашу книгу «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности». 22 Суровым схоластикам Средних веков не по сердцу был человек любви, а индетерминистический индивидуализм Канта лишил нравственного значения всякое чувство, кроме чувства холодного уважения, усвоив всем прочим чувствованиям характер плотский, свойственный низшим натурам. Ср. [положения статьи] Снегирева «О любви» в журнале «Вера и разум» за 1892 г. 25 С этой точки зрения он с особенной силой старается развить учение о благодати в противовес древнему закону. 26 См. нашу статью «Об отношении личного спасения к общественному благу», где разъясняется практическое бессилие современной независимой морали. 27 По первоначальном напечатании нашей речи [см. «Богословский вестник» – 1892 г., (ноябрь), с. 149–172, – где указанная статья заканчивается следующим образом: «Нам остается показать, что в нашем истолковании учения о Святой Троице нет ни одного нового понятия сравнительно с тем, что говорили о нем говорили святые отцы церкви – Афанасий, Василий, два Григория, два Иоанна, два Кирилла и Августин, прославившие Триединого»], мы предприняли проверку ее положений по многим святоотеческим творениям, но работа осталась, и, может быть, останется недоконченной (она затерялась в виде карандашных отметок на латинских и греческих фолиантах Московской академии). Если бы кто пожелал заняться такой работой, мы бы посоветовали ему читать трактаты о Святой Троице свт. Кирилла Александрийского и его же толкование на Евангелие от Иоанна; затем «О Троице» блж. Августина и его же «Исповедь» (особ. IV, 8) и свт. Илария Поатьерского (Пиктавийского); также прп. Иоанна Кассиана (Собесед. X. Гл. 7. В чем состоит цель и совершенство наших молитв. – Творения. М., 1892. С. 354–355) и свт. Василия Великого (Подвижнические уставы. Гл. 18. К соблюдающим подвижническое правило в общежитии. – Творения. В 7 т. Т. 5. М., 2009. С. 351–354), особенно же свт. Григория Нисского , который многократно утверждает единство не только Божеского естества, но и человеческого

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

С Воронежской кафедры, на которой святитель Тихон апостольски проповедовал слово истины, один из нынешних проповедников, над мощами св. Митрофана, перваго епископа Воронежскаго, так выразился о нравственном неведении. «Не смотря на то, что настоящий век отличается стремлением к просвещению, какое жалкое неведение относительно предметов веры примечается почти повсюду! Многие со всею основательностию изучили законы и постановления различных государств; но не знают законов и постановлений Самаго Господа и Его Апостолов. Как много между нами подобных новопросвещенным Ефессеям, которые на вопрос св. апостола Павла: прияли ли они Духа Святаго веровавше? отвечали: «мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый»! ( Деян. 19:2 ). Как много у нас таких, о которых, вместе с праведным Давидом, должно сказать: не познали самонужнейших предметов, не уразумели, во тьме ходят ( Пс. 81:5 ); таких, которые не знали бы, что сказать, если бы сам Спаситель спросил их: за кого вы Меня почитаете, Сына человеческаго? Кого Мя глаголете быти ( Мф. 16:13 ) (Правосл. собесед. Кн. 4, 1855)? Вопр. Как бл. Тихон беседует о нравственном неведении? Отв. Вот что говорит он о слепоте человеческой (ч. V, гл. 3), или о нравственном неведении: «что свет чувственный – глазам нашим, то душе нашей есть благодать... Что тьма глазам телесным, то – грех душе человеческой. Страшныя слепоты образ представляет нам Писание на ветхом Израиле. Великия чудеса сотворил Господь пред ними в земли Египетской (см. Исх. Пс. 104:28–36  и пр.). Но Пророк святый исповедуется Господеви: отцы наши не разумели чудес Твоих, Господи ( Пс. 105:7 )! Подобная слепота и в христианах многих видится, которые устами Бога исповедуют ведети, делы же отмещутся ( Тит. 1:16 ). Позваны к вечному животу и Небесному царствию, как к земле обетованной, кипящей медом и млеком; но хотят и стараются в мире сем богатеть, прославиться и царствовать, и, если бы возможно, во веки пребывать: явствует сие от ненасытного желания их богатства, чести, славы и излишних строений... У таковых людей тьма и мгла лежит на душевном оке и ослепляет оное. Хотя они и богаты, но не видят нищеты своей; хотя они и сильны, не видят низости своей; хотя они и мудры, не видят неразумия и слепоты своей; хотя они и блаженными себя почитают, но не усматривают своего окаянства.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

30 «Постави победительное знамение беру креста на противоглаголющих. Егда бо имаши о кресте Хрисове стязатеся с неверными, предпосли рукою знамение креста христова, и заустится пркословящий» Св. Кир. Иерус. оглас. поуч. 13, ст. 22. изд. Москв. 1772 г. лист. 121 и обор. Тем бо (крестом) надеемся заградити уста богомерзким еретиком, глаголющым на Бога неправду. (В слов. Косм. на богомил. Прав. Собесед. 1864 апрель, стр. 496 и 497). 31 Так мы объясняем речение благословити в смысле славословия или благословения имени Божия см. Пс. 33:1, 62:5, 95:2 . 1Петр. 1:3 . 1Кор. 14:16 . и мн. др.; в этом значении употреблял слово благословити неоднократно и препод. Иосиф волоколамский (см. сл. 3 стр. 158), а не в смысле благословения иерейского, к которому совершенно не приложимы слова «два перста имети наклонена, а не простерта». Притом, если согласиться с мнением старообрядцев, будто под словом благословити надобно разуметь иерейское благословение; в таком случае надобно признать, что самое содержание слова Феодоритова предлагается в научение вере иереям. Ужели у нас бывали такие иереи, которые не знали коренных догматических истин – хотя по символу веры , и которые без особого наставления не умели хорошо и пальцев сложить, когда им надобно благословлять своих детей духовных? (См. о раск. Щапов. прим. 1 стр. 23). Едва ли такое предположение быть может, когда мы видели, как Геннадий заботился об устранении невежества в духовенстве, как он был разборчив и строг в поставлении на священные степени. (См. примеч. 17.). Преосв. Игнатий, митр. сибирский, слово благословити толкует иначе: «Противник глаголет: писано есть блаж. Феодоритом, како креститися, тако и благословити. Но убо мы к сему вопросу отдадим ответ: яко еже речено благословити, не о том благословении глаголет, еже бы такому, яко иерею, тако священнодействовати всякому человеку, двема персты благословляти: но речено есть единственно благословити: сиречь потребе бывшей, единому христианину бывшу, а не сущу священнику, то достоит всякому человеку троичным слаганием перст, якоже самому креститеся, такожде тем же сложением триех перстов брашно и питие свое благословити. Человеков же никому, простцу сущу, таковым сложением трапез (перст) благословляти не подобает: того бо ради и речено единственно творити благословение, а не многих благословляти. И о сем довлеет в увещение, что есть благословляти, и что есть благословити» III посл. гл. I, стр. 59.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

Если мы сами можем исполнить заповеди Божии и сделаться добродетельными; то зачем молимся: укрепи Боже сие, еже соделал еси в нас ( Пс. 67:29 ), и дела рук наших исправи на нас и дело рук наших исправи ( Пс. 89:17 )? Валаам был нанят, чтобы проклинать Израиля, но ему не дозволено проклясть его, хотя и хотел. Авимелеху сказано, чтобы он не касался Ревекки, дабы не согрешить Богу. Братья по зависти продали Иосифа; но это попущено для того, чтобы детям израилевым переселиться в Египет, и чтобы проданный пропитал их во время глада, как объяснил это он сам, когда открылся братьям: ныне убо не скорбите, говорит он, ниже жестоко вам да явится, яко продасте мя семо. Посла мя бог пред вами оставити вам останок на земли и препитати ваш останок велий. Ныне убо не вы посласте мя семо, но Бог: и сотвори мя яко отца Фараону и господина всему дому его ( Быт. 45:5,7,8 ). Когда, после смери отца, братья боялись мщения его, то он говорил им: не бойтеся: Божий бо есмь аз. Вы совещасте на мя злая: Бог же совеща о мне во благая, дабы было якоже днесь и препиталися бы людие мнози ( Быт. 50:19,20 ). Об этом премудром распоряжении Божием говорит Давид в 104 псалме: и призва глад на землю; всяко утверждение хлебное сотры. Посла пред ними человека, в раба продан бысть Иосиф ( Пс. 104:16,17 ). Итак хотя благодать Божия и произвол человеческий по-видимому друг другу противны, но и та и сей согласно действуют и в деле спасения нашего равно необходимы, если не хотим отступить от правил истинной Веры. Когда мы готовы к добру, то Бог направляет и укрепляет нашу готовность, ибо Он тотчас ответствует на вопль наш: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя ( Пс. 49:15 ); но если мы не хотим добра, или охладели к нему, то дает нам спасительные советы, чрез кои доброе расположение образуется или возобновляется». Пр. Иоан. касс. Собесед. с авв. Херемоном: христ. чт. 1844 г. ч. 3, стр. 312–315. Образ. соглас. ч. 1, гл. 2 и ч. 2, гл. 2. Не думаем, чтобы лютеране не сознавали, что такое учение о способе оправдания человека во Иисусе Христе не совсем согласно с их же учением о следствиях падения Адама в отношении к его потомкам, которое представляют они проникшим все существо человека (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

А некоторые изречения, если не будут уточнены аллегорическим изъяснением и умягчены испытанием духовного огня, то без причинения расстройства никак не послужат спасительною пищею для внутреннего человека, и от принятия их последует больше вред, нежели какая-либо польза, каково следующее: да будут чресла ваши препоясаны, и светильники горящи. У кого нет меча, продай одежду свою, и купи меч ( Лк. 12, 35; 22, 36 ). Кто не берет креста своего, и следует за Мною, тот недостоин Меня ( Мф. 10, 38 ). Некоторые весьма строгие монахи, имеющие ревность Божию, но не по разуму, понимая это просто, сделали себе деревянные кресты и, нося их постоянно на плечах, всем видящим доставили не назидание, но смех. А некоторые изречения удобно и необходимо прилагаются к тому и другому пониманию, то есть как буквальному, так и иносказательному, так что то и другое изъяснение доставляет жизненные соки душе, каково следующее: если кто ударит тебя в правую щеку твою, то обрати к нему и другую ( Мф. 5, 39 ), когда будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ( Мф. 10, 23; 11, 21 ). Произращает оно и сено скотам, каковою пищею наполнены все поля Св. Писания, именно содержит простое и чистое повествование истории, от которого все более простые и менее способные к совершенному и чистому разумению, по состоянию и мере своей, делаются здоровее и сильнее только к работе и труду деятельной жизни (Собесед. VIII, гл. 3). О двояком смысле Св. Писания Посему о том, что ясными словами выражено, мы можем твердо определить и смело произнести свое мнение. А те предметы, которые, предоставляя нашему размышлению и упражнению, Дух Божий поместил в Св. Писании, желая, чтобы о них заключали по некоторым знакам и предположениям, не спешно и осторожно должны быть обсуждаемы, так что удостоверение или утверждение их зависит от произвола рассуждающего или принимающего. Ибо иногда, когда об одном предмете произносится различное мнение, то и то, и другое может считаться разумным и без ущерба для веры может быть принято или положительно, или в среднем смысле, то есть так, чтобы не принимать их с полною уверенностью и не отвергать совершенно. Не должно отвергать ни того, ни другого мнения, когда оба они не оказываются противными вере, как например, что Илия пришел в лице Иоанна ( Мф. 11, 14 ) и опять придет пред пришествием Христовым; или мнение о мерзости запустения, которая стояла на месте святом ( Дан. 9, 27 ), под которою разумеют изображение Юпитера, которое было поставлено в храме Иерусалимском, и еще будет стоять она с пришествием антихриста; так же следует понимать и все то, что изображается в Евангелии ( Мф. 24 ), – что оно исполнилось и пред пленением Иерусалима и в конце мира исполнится. Из этих мнений ни одно не опровергает другого, и первое разумение не упраздняет последующего (Там же, гл. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010