979 В Лавс. 23 Макарий (не Егип. и не Алекс., а ученик прп. Антония) представляется не игуменом или аввою монастыря, а простым послушником прп. Антония. Иначе Лобачевский. Св. Ант. В., 118. 1008 При таком образе жизни неудивительна полная нестяжательность в монастыре. «Одни знатный человек из какой-то страны принес с собою много золота и просил пресвитера Скитского раздать его братии. Пресвитер сказал: «братия не имеют нужды». Но так как он сильно убеждал пресвитера, то сей положил корзину при дверях церковных и сказал: «кто имеет нужду пусть берет». Но никто не подошел к ней, а другие вовсе не обратили внимания. Тогда пресвитер говорит: «Бог принял твою милостыню: иди и раздай ее нищим». Др. пат. VI, 23 (19). 1009 Об агапе в Скиту в Изр. св. ст. Исаия (V в.) 4: «Когда на вечери любви братия ели в церкви и разговаривали между собою, пресвитер из Пелусии, упрекая их, сказал: молчите, братия! видел я брата, который есть с вами и пьет с вами те же чаши, и молитва его как огонь восходит на небо». 1010 Брат спросил авву Сисоя (начавшего свое подвижничество в Скиту): «что мне делать? Когда прихожу я в церковь , так часто бывает вечеря любви, и меня удерживают на ней». Старец говорит ему: «дело трудное!» Говорил также ему Авраам, ученик его: «если случится быть вечери любви в субботу или в воскресенье и брат выпьет три чаши ( ποτρια, т.е. вина), на много ли будет?» Старец отвечал: «если бы не было сатаны, то немного». Др. пат. IV, 45 (37). 1011 Кассиана и Германа так угощал (390–400 г.) в Скиту авва Серен после воскресного богослужения. Вместо рассола (muria, должно быть, вода с солью, от mare – море), который с подливкою капли масла ежедневно предлагался, они приготовил немного похлебки (liquaminis), влив в нее немного более, чем обычно, масла, ибо эту малость масла каждый ежедневно вливает (ослабление прежнего режима?) не для того, чтобы этим доставить какую-либо сладость гортани, потому, что вливают ее так мало, что едва достаточно бывает не говорю смазать, но и пройти в глотку, но чтобы этим употреблением подавить тщеславие сердца. Потом он предложил по 3 маслины, приправленные солью. Затем принес корзинку с приправленными бобами (cicer fricmum), что они зовут десертом (trogalia), из которых мы взяли только по 6 зерен (grana), по две сливы (mixaria), по одной смокве (caricas); больше этого чиста взять считается в той пустыни предосудительным». Кассиан, Собесед. VIII, 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Государь, царь и великий князь Иван Васильевич (IV) выдал племянницу свою за арцоха Магнуса, князя шлезвитского (герцога шлез- викского и голштинского Магнуса). Царь Борис Феодорович велел призвать к Москве князя Ягана арцуха шлезвитского и голстенского (Густава герцога голштинского и шлезвикского, сына шведского короля Ериха XIV), чтобы ему законно брак приняти с дщерью Ксению Борисовною, а договору не было ничего о вере и о крещении». – Русские, с своей стороны, говорили и писали пастору: «отнюдь не все равно в крещении – погрузить, облить или окропить; крещением, по апостолу, мы спогребаемся Христу в смерть ( Рим.6:3:4 ), а это спогребение возможно только чрез погружение в воде, а не чрез обливание ею или окропление... Потому то правила св. апостолов, св. соборов и св. отцев единогласно повелевают крестить в три погружения... Св. Иоанн Предтеча крестил народ и самого Христа не водою, а в воде, как свидетельствует все евангелисты ( Мф.3:11 ; Мк.1:8 ; Лк.3:16 ; Ин.1:26 ), следовательно, чрез погружение, а не чрез обливание, или окропление... Крещение действительно неповторяемо, но только крещение истинное, т. е. чрез троекратное погружение. А обливательное крещение, совершаемое у лютеран, не есть истинное, но еретическое, и потому даже вовсе „несть крещение, но паче осквернение“, и крещенных таким крещением правила апостольские (прав. 47 и 50) и соборные (1 вселенск. соб. прав. 8 и 19) крестить снова не только не запрещают, но повелевают» (Макарий. Т. XI. С. 109111; Материалы для истории русско-церковной полемики против лютеранства, в первой половине XVII столетия. Правосл. собесед. 1861. Ч. 2. С. 241 и след.). 215 В то самое время, как в Москве происходили такие жаркие прения с датским принцем Вольдемаром о значении лютеранского крещения, этим же вопросом занимались и в Константинополе. Отец принца, датский король, писал к польскому королю, польский к молдавскому воеводе Василию, а последний к новому цареградскому патриарху Парфению II и просил его, чтобы рассудили: признавать ли крещение лютеранское и кальвинское, или нет.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Ст. 2–5, содержащие в себе пророчество о возвышении горы Господней, врезываются клином в пророчество о бедствиях, ожидающих Иудею (гл. 1 ст. 28 и 2, ст. 6 и сл.) и потому Condamin помещает эти стихи после ст. 22-го, так что у него получается обычное построение пророческой речи: картина преступлений народа иудейского, угроза наказанием, описания дня суда Божия и, наконец, мессианские обетования. Так как слова пророчества гл. 2 ст. 2–4 повторяются в кн. пророка Михея ( Мих.4:1–5 ) почти до тождесловия, то некоторые толкователи признают здесь факт заимствования пророчества одним пророком у другого. При этом одни признают настоящим автором пророчества – Михея, другие же – Исаию, иные же считают того и другого пророка заимствователями у кого-то неизвестного. Наконец некоторые предполагают, что и в книгу Исаии, и в книгу Михея это пророчество вставлено кем-то после плена вавилонского, потому что идея обращения народов к истинной вере – позднейшего происхождения. Из наших толкователей, Григорьев (в сочинении: Мессия и Его Царство по изображению книги Исаии – Правосл. Собесед. 1902. Приложение с. 10) высказывает мнение, будто бы оба пророка были в настоящем случае совершенно самостоятельны, получивши одно и то же откровение. Это мнение заставляет сделать странное предположение, будто бы Дух Святый в одних и тех же словах и выражениях говорил пророкам, которые являются в таком случае какими-то записывающими орудиями – не более... Из всех же вышеупомянутых мнений, наиболее вероятным представляется предположение, что оба пророка повторяли в своих речах предсказание какого-либо из предшествующих им пророка, пользовавшегося особым уважением в народе иудейском. Строфы поэмы 2-й гл. размещены таким образом у Condamin " a. Гл. 1 ст.28–31 – 3, 2 Гл. 2 ст.6–8 – 2, 3 Гл. 2 ст.10–19 – 2, 2, 1, 1, 1, 1, 1, 2, 2 Гл. 2 ст.2–3а – 3, 2 Гл. 2 ст.3, 6–5 – 2, 3 1–3 стихи 2-й главы читаются как паремия на праздник Вознесения Господня, конечно, потому, что сказанное здесь о славе горы Господней имеет применение и к прославлению той горы, с которой Господь вознесся на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Будем стараться о том, чтобы и минуты не быть без воспоминания о Боге, потому что это воспоминание есть величайшее благо (кн. 3, пис. 297). За кого надо прежде всего молиться Кто хочет, чтобы Бог скоро услышал его молитву, тот, когда станет перед Богом и прострет руки свои к Нему, прежде всего, даже прежде молитвы о душе своей, должен от всего сердца молиться о врагах своих. За это доброе дело Бог услышит его, о чем бы он ни молился (Филар., архиеп. Черниг. – «Жития святых», 19 июня, стр. 201–202). Христианин, не ослабевай в своей молитве Придет ли к тебе радость – молись и благодари Бога; постигнут ли тебя какие беды и напасти (а их немало в нашей печальной жизни) – опять обращайся к Богу с молитвой. Может быть, Господь и не избавит тебя от напасти и не сделает того, чего ты желаешь, но все же молитва успокоит твое смущенное сердце и даст тебе силы к терпеливому перенесению бед и скорбей («Воскр. собесед.», вып. 3, стр. 56). О молитве перед иконами По той мере, как ты начинаешь молиться духом и истиной перед святой иконой, например, Спасителя, по той мере к иконе привлекается дух Того, Кто изображен на иконе, так что если вера твоя в присутствии лица, написанного на иконе, дошла до того, что ты видишь живым то лицо, то оно действительно благодатью своей бывает тут. Пример: чудотворные иконы, говорившие, источавшие слезы, кровь. Все они смотрят необыкновенно живо и выразительно, ибо что невозможно для Бога, Который может оживотворить камень и образовать из него человека? Также чудесно Он может сделать это с живописным образом. Вся возможно верующему, и к верующему чудесно сходит Вышний (из днев. прот. И. Сергиева). О призывании святых в молитвах Молитеся о нас ( Евр. 13, 18 ), – писал святой апостол Павел к христианам того времени. Тем большую нужду в молитвах за нас имеем мы, слабые в борьбе с искушениями, а потому ежечасно согрешающие. Много может у Господа и наша слабая молитва друг за друга, но еще более молитвы святых угодников Божиих, которые непрестанно ходатайствуют за нас перед Престолом Всевышнего и подкрепляют нашу немощь в подвигах веры и благочестия. К ним, этим споспешникам нашим в деле спасения, и будем, братия, возможно чаще прибегать с прошениями о молитве за нас.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

76 Правосл. собесед. 1863 г. I, 338–348. Тут издано послание старца. В Ростовской епархии, по Строеву, после Тихона Малышкина (1489–1503) три года не было архиепископа, а после его преемника Вассиана (1506–1515) епархия вдовствовала 5 лет (332 стр.), то же бывало и в других епархиях. Алексий вологодский ушел на покой в 1545 г., а его преемник Киприан назначен 1547 г. (730 стр.). Особенно много и долго епархии вдовствовали в смутное время междуцарствия и польско-литовских разорений. 83 На востоке тогда было 4 патриарха, 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов (Макарий. Истор. русск. Ц. X, 44). 84 Собрание госуд. грам. и догов. II, 59. Срв. Доп. Акт. Ист. V, 102, стр. 491. Подлинные грамоты об учреждении патриаршества хранятся в Москв. Арх. Мин. Иностр. Дел. При избрании патриарха, 23 январ. 1589 г., были: м. Иов (избранный), два других кандидата на патриаршество – Александр, архиепископ новгородский и псковский, Варлаам, архиеписк. ростовский и ярославский, избиравшие – Тихон, архиеписк. казанский и свияжский, епископы Иов суздальский и тарусский, Сильвестр смоленский и брянский, Митрофан рязанский и муромский, Захария тверской и кашинский, Иосиф коломенский и каширский, Геласий сарский и подонский и греческий архиеписк. Арсений елассонский, (там же 58). Вологодская кафедра, очевидно, была вакантна, хотя Строев ее замещает после мая 1589 г. Ионой (Списки... 731). После учреждения патриаршества личный состав епархиального управления с переменой титулов был следующий: Иов – патриарх московский и великорусский, Александр, м. новгородский, великолуцкий и всего поморья, Гермоген, м. казанский и астраханский, (Тихон скончался, а Гермоген хиротон. 13 мая 1589 г. Строева – Списки стр. 287–288) Варлаам, м. ростовский и ярославский, Геласий, м. сарский, подонский и козельский, Иона, архиеписк. вологодский и велико-пермский, Иов, архиеписк. суздальский и тарусский, Сильвестр, архиеписк. смоленский и дорогобужский, Митрофан, архиеписк. рязанский и муромский, Захария архиеписк. тверской и старицкий, Иосиф епископ коломенский и каширский и вновь назначенный в Псков епископ Мисаил (Собр. Госуд. Гр. и Договор. II, 59)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

193 Кормчая, изд. 1787 г., л. 15. Автор статьи заставляет патриарха повторять слова Псковского старца Филофея, находящиеся в его послании к великому князю Василию Ивановичу. См. Правосл. Собесед. 1863, кн. Ι, стр. 337 и след. 195 Макарий, История руссской церкви, т. XII, стр. 413–416. Приведённый здесь текст Никонова возражения мы проверили по новейшей копии, снятой с подлинника всех возражений, находящегося в библиотеке Воскресенского монастыря, для профессора И.Д. Беляева . Теперь эта копия принадлежит Москов. Пуб. Музею (по каталогу рукописей 1551). В изложении преосвящ. Макария мы заметили одну неточность. Он говорит, что Никон «привёл по частям всю грамоту Константина Великого » (стр. 416). На самом же деле у него вполне приведена одна вторая часть грамоты (donatio), а из первой он выписал только самый конец (начиная со слов: « В первой же день, по еже прияти ми крещение»…). 196 Разумеем известные «ответы четырёх восточных патриархов о царской и патриаршеской власти», изданные в Собр. госуд. грам. и договоров, т. IV, 27, стр. 84 и след. 198 Ответ патриарха Адриана издан Калачовыми в приложениях к исследованию «о значении Кормчей в системе древнего русского права». Москва. 1850. Выписи из Константиновой грамоты см. в прилож. стр. 17–19. 200 См. его «Доношение» св. Синоду с протестами против секуляризации церковных имуществ в Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс. 1862, кн. 2, смесь, стр. 25–39. 202 Причины, почему повесть о белом клобуке пользуется особенным уважением у наших раскольников, достаточно объяснены в статье: «Как издаются у нас книжки о расколе», напечатанной в Русск. Вестнике за 1862 г., май, стр. 368–370. Кто из Новгородских владык начал первый носить белый клобук, и на каком основании, – эти вопросы не имеют прямого отношения к нашей задаче. Но если грамота Константина Великого уже навела нас на речь об этом предмете, то позволяем себе заметить, что показание повести об архиепископе Василии, как первом носителе белого клобука, заслуживает некоторого вероятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Др. пат. VII, 23 (19). Изр. св. ст. Арс. 16. 997 Изр. св. ст. Иоан. Колов 6. 998 Лавс. 18. 999 Кассиан , Собеседование (Collatio) II, 18—21. 1000 Там же, гл. 25—26. 1001 Изр. св. ст. Ахил. 3. 1002 Луг духовный, гл. 112. 1003 Изр. св. ст. Вен. 1. 1004 Там же, 2. 1005 Др. пат. IV, 64 (54). 1006 При таком образе жизни неудивительна полная нестяжательность в монастыре. «Одни знатный человек из какой-то страны принес с собою много золота и просил пресвитера Скитского раздать его братии. Пресвитер сказал: «братия не имеют нужды». Но так как он сильно убеждал пресвитера, то сей положил корзину при дверях церковных и сказал: «кто имеет нужду пусть берет». Но никто не подошел к ней, а другие вовсе не обратили внимания. Тогда пресвитер говорит: «Бог принял твою милостыню: иди и раздай ее нищим». Др. пат. VI, 23 (19). 1007 Об агапе в Скиту в Изр. св. ст. Исаия (V в.) 4: «Когда на вечери любви братия ели в церкви и разговаривали между собою, пресвитер из Пелусии, упрекая их, сказал: молчите, братия! видел я брата, который есть с вами и пьет с вами те же чаши, и молитва его как огонь восходит на небо». 1008 Брат спросил авву Сисоя (начавшего свое подвижничество в Скиту): «что мне делать? Когда прихожу я в церковь, так часто бывает вечеря любви, и меня удерживают на ней». Старец говорит ему: «дело трудное!» Говорил также ему Авраам, ученик его: «если случится быть вечери любви в субботу или в воскресенье и брат выпьет три чаши ( ποτρια , т.е. вина), на много ли будет?» Старец отвечал: «если бы не было сатаны, то немного». Др. пат. IV, 45 (37). 1009 Кассиана и Германа так угощал (390—400 г.) в Скиту авва Серен после воскресного богослужения. Вместо рассола (muria, д.б. вода с солью, от mare — море), который с подливкою капли масла ежедневно предлагался, они приготовил немного похлебки (liquaminis), влив в нее немного более, чем обычно, масла, ибо эту малость масла каждый ежедневно вливает (ослабление прежнего режима?) не для того, чтобы этим доставить какую-либо сладость гортани, п. ч. вливают ее так мало, что едва достаточно бывает не говорю смазать, но и пройти в глотку, но чтобы этим употреблением подавить тщеславие сердца. Потом он предложил по 3 маслины, приправленные солью. Затем принес корзинку с приправленными бобами (cicer fricmum), что они зовут десертом (trogalia), из которых мы взяли только по 6 зерен (grana), по две сливы (mixaria), по одной смокве (caricas); больше этого чиста взять считается в той пустыни предосудительным». Кассиан , Собесед. VIII, 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

56 Словарь стр. 129 полагает даже, что он жил в конце 16 и в начале 17 в., что непримиримо с писцовою книгою. – По описи 1662 г. за Опоцким ильинским монастырем 12 дворов. 58 Ркп. сказание у Толстого 2. 368. и 53. у Царского 124. 134. Этим сказанием немногое дополняется в известии Паисия Ярославова о Каменском мон. изд. в правос. собесед. 1861 г. 1, 210–213. Чудеса взяты с записки неизвестного. Сочинитель, как говорит сам, написал и службу святому. 59 Родослов. кн. стр. 55. 57. 58. 149. Паисий прямо называет кн. Андрея внуком кн. Василия ярославского, а не внуком вел. кн. Василия московского, – как называют иные. 61 Собр. грам. 1. 63. 64, Родословная: «кн. Димитрий Шемяка женился у князя Димитрия заозерского». 62 Пишут: «он (Андрей) остался единственным наследником удела». (Сентябрь стр. 156). Это – неправда. Равно несправедливо сказано Савваитовым, будто, кн. Андрей «женился у кн. Ивана у Дея и взял в приданное Кубену, а у него взял Кубену князь великий». (Извест. археол. общ. т. 2. стр. 10). По родословной книге это откосится к брату кн. Андрея к кн. Семену; другой брат его кн. Феодор, по родослов. кн., бездетен, как и Андрей, т. е. инок. Родосл. кн. стр. 58. 149. 232. 234. 63 По ркп. сказанию, Андрей при вступлении в обитель был 12 лет; по топографическому описанию Вологды (словарь святых 1836 г., стр. 26) он постригся 20 лет. Первое без сомнения не справедливо. Если Андрей родился и в том же 1429 г. как убит отец его (см. о пр. Александре кушт. 9 июня), то скончался он (в 1453 г.) – 24 лет и вступил в обитель на 19 году. 64 Паисий «и даст его старцу духовному наказати его иноческому житию». Писатель жития кн. Иоасафа называет старца Григорием и выдает его за того самого Григория, который был ростовским архиепископом. Но Григорий был ростовским архиепископом с 1395 г., т. е. далеко прежде поступления к. Андрея в монастырь. 67 Ркп. «слово о житии преп. отца нашего Афанасия высоцкого и ученике его игум. Афанасии», писанное в 1698 г. у Ундольского 288. в синод. ркп. 18 в. 85 вместе с житиями св. Серапиона новгор. и Дионисия радонежского. Слово, как слово, написано красноречиво и назидательно, но скудно историческими известьями и с ошибками против истории. По слогу и по времена оно принадлежит Кариону Истомину.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Если мы сами можем исполнить заповеди Божии и сделаться добродетельными; то зачем молимся: укрепи Боже сие, еже соделал еси в нас ( Пс. 67:29 ), и дела рук наших исправи на нас и дело рук наших исправи ( Пс. 89:17 )? Валаам был нанят, чтобы проклинать Израиля, но ему не дозволено проклясть его, хотя и хотел. Авимелеху сказано, чтобы он не касался Ревекки, дабы не согрешить Богу. Братья по зависти продали Иосифа; но это попущено для того, чтобы детям израилевым переселиться в Египет, и чтобы проданный пропитал их во время глада, как объяснил это он сам, когда открылся братьям: ныне убо не скорбите, говорит он, ниже жестоко вам да явится, яко продасте мя семо. Посла мя бог пред вами оставити вам останок на земли и препитати ваш останок велий. Ныне убо не вы посласте мя семо, но Бог: и сотвори мя яко отца Фараону и господина всему дому его ( Быт. 45:5,7,8 ). Когда, после смери отца, братья боялись мщения его, то он говорил им: не бойтеся: Божий бо есмь аз. Вы совещасте на мя злая: Бог же совеща о мне во благая, дабы было якоже днесь и препиталися бы людие мнози ( Быт. 50:19,20 ). Об этом премудром распоряжении Божием говорит Давид в 104 псалме: и призва глад на землю; всяко утверждение хлебное сотры. Посла пред ними человека, в раба продан бысть Иосиф ( Пс. 104:16,17 ). Итак хотя благодать Божия и произвол человеческий по-видимому друг другу противны, но и та и сей согласно действуют и в деле спасения нашего равно необходимы, если не хотим отступить от правил истинной Веры. Когда мы готовы к добру, то Бог направляет и укрепляет нашу готовность, ибо Он тотчас ответствует на вопль наш: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя ( Пс. 49:15 ); но если мы не хотим добра, или охладели к нему, то дает нам спасительные советы, чрез кои доброе расположение образуется или возобновляется». Пр. Иоан. касс. Собесед. с авв. Херемоном: христ. чт. 1844 г. ч. 3, стр. 312–315. Образ. соглас. ч. 1, гл. 2 и ч. 2, гл. 2. Не думаем, чтобы лютеране не сознавали, что такое учение о способе оправдания человека во Иисусе Христе не совсем согласно с их же учением о следствиях падения Адама в отношении к его потомкам, которое представляют они проникшим все существо человека (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Вразумленная словами Ангела, Ставрофила, желая еще более быть наставленною, сказала: «вот, я решился говорить» к Ангелу Господа моего, «я, прах и пепел» ( Быт.18, 27 ). Скажи мне, умоляю тебя, служитель Божий, что означают слова: «да возьмет крест свой»? Всякий ли из нас должен носить древо крестное, или распинаться на древе подобно Господу Иисусу Христу? АНГЕЛ. «Ты говоришь как одна из безумных» ( Иов. 2, 10 ), не разумея Писания. Ибо крест христианина не есть только видимое знамение креста, но решимость проводить жизнь добродетельную. Вся жизнь человека христианина, если она сообразна с учением Евангельским, есть крест и страдание. Были подобно тебе, Ставрофила, некоторые усердные, но не вполне искусные монахи, имевшие ревность Божию не по разуму. Принявши просто и буквально слова Господни: «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Мф.10, 38 ), они поделали себе деревянные кресты, и всегда нося их на плечах своих, не назиданием послужили для людей, а возбудили этим общий смех. Их справедливо обличал Авва Серен, как людей, следовавших не духу животворящему, а убивающей букве писания (пр. Кассиан Римлянин Собесед. 8, гл. 3.). Крест, который Бог повелевает носить, состоит не только в том, чтобы быть пригвожденным к древу, но и в том, чтобы чрез все течение жизни поучаться и упражняться во всех добродетелях. Ибо все ли ученики, ходившие во след Христа Господа, были распяты? Все ли девы, которые, по слову Апокалипсиса, «последуют Агнцу» ( Откр.14, 4 ), распинались на крестах? Разве распят был Апостол Павел, сказавший: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Галат.6, 14 ) (Блажен. Августина, беседа 32 о святости)? Принятие креста ничто другое означает, как умерщвление плотских похотей, отвержение навыков злых, отчуждение от мирской суеты, и удаление от всякого греха. СТАВРОФИЛА. Светом истины ты просвещаешь тьму неведения моего. Но и еще осмеливаюсь вопросить тебя: неужели не получили никакой душевной пользы те которые в простоте сердца носили деревянные кресты?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010