В Руск. Москов. Синод. библ. есть сборник нач. XVI в. 560, в котором (нач. с лист. 130) помещены: а) Стоглав Геннадия, за ним б) слово Феодоритово под заглавием о крестящихся слово, и в) слово о неумеющих креститься (мнози неразумнии…) 22 Да бил есми челом Государю В. Князю чтобы велел училища учинети…. А се приведут ко мне мужника, и аз велю ему апостол дати чести, и он не умеет ни ступити, и аз ему велю псалтирю дати, и он и по тому одва бредет…и извет творять: «земля, господине, такова, не можем добыти кто бы горазд грамоте».… И аз прикажу учити их октении, и он и к слову, и он и к слову не может пристати, ты говоришь ему то, а он иное говорит, и аз велю им учити азбуку, и они поучився мало азбуки, да просятся прочь, а и не хотят ее учити.… А се мужики невежи учат робять, да речь ему испортить, да первое изучить ему вечерю, ино то мастеру принести каша да гривна денег…Послан. Новгор. архиеп. Геннад. митр. Симону. Акт. Истор. Том. I. 104. стр. 146–148. 25 Год смерти Досифея неизвестен. Соловецкий летописец (на стр. 12) кратко замечает: «по Зосиме преподобном (1478) бысть игумен ученик его, брат Арсений, по Арсении игумен Феодосий, по Феодосии игумен Досифей, по Досифеи иегумен Исайя. В лето 6992 (1484) игуменом Исаиею послан авва Герман монастырския ради потребы в Великий Новгород, и в путешествии своем преставися на Волхове на взвозе». Спиридон, митрополит Киевский и всея Руси говорит, что он в лето 7011, будучи еще иноком Феррапонтова монастыря, описывал житие основателей Соловецкой обители, «понужден от некоего мниха тоя обители соловецкия именем Досифея, тамо игуменов бывша» (Обзор. Дух. Лит. 113). Редакция Православ. Собесед. положительно говорит, что Досифей скончался в 6992 (1484) году, хотя не указывает, откуда заимствовано такое сведение (Православ. Собесед. 1856 г. стр.158). 26 Почему самые писанные книги в древности назывались изборниками, а не сборниками. См. Бесед. К глаголем. стар. стр. 170. 27 Обозр. Дух. Лит. 5, слич. кат. книг. Сол. обит. у Игнатия архиеп. воронежск. стр. 255 856. 29 Подобное о богомилах говорится: «церкви распутия мнят суща. Чины святыя хулят, литургию мню и прочия молитвы. Еретицы насекают кресты, и своя орудия творят ими. О кресте Господни сице блазнящеся, глаголют: какося ему есть кланятися, ненавидети его своя си учат, а не кланятися. Не кланяются иконам, но кумиры наречут я. Вся преданныя законы св. Божия церкве похуляют, не творят креста на лици своем».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

213 Ibid. Стр. 53. Подробнее – в статье В. Майнова: „Странная секта“ в Сборнике ,,Недели“ за 1812 г. 231 Северный Вестник 1891 г. 6. Стр. 50. Враждебно относятся они, также, и ко всем другим иноверцам. «Прыгуны призывают гнев Божий на иудействующих за их жадность, бессердечность, за безбожную жатву». Ibid. стр. 58. 232 «Странная секта», в Сборнике «Недели»: «Русские общественные вопросы»; Северный Вестник 1891 г. 6, стр. 53. 234 Литература: 1. Варадинова. История министерства внутренних дел. Кн. VIII СПб, 1863; 2. Ливанова Ф. В. Раскольники и острожники. Т. 1. СПб. 1868; 3. Юницкого А. прот. Сектантские гнезда на Кавказе. (Христ. Чт. 1895. Ч. I. Стр. 142–164); 4. Раскольники за Кавказом (Правосл. Собесед. 1859 г. ч. I. Стр. 432–444 и след.); 5. Отечественные Записки 1867 г., Июль. 1; 6. Миссионерское Обозрение 1897 г. Декабрь кн. I и 1898 г. Кн. 1, Стр. 794–796; 7. Прыгуны (Церк. Вед. 1897. 51, 52); 8. Секта прыгунов (Церк. Вест. 1888 . 4); 9. Юдницкого А. свящ. Чинарские прыгуны или Чинарская церковь . (Церк. Вест. 1889. 30). 242 Срав. Варадинова. История мин. вн. дел, т. VIII, стр. 152 и след. Ливанова, «Раскольники и острожники», т. 1. СПб. 1863, стр. 111–122. 252 Секта «общих» (Церков. Вестн. 1888. 34); 2. Раскольники за Кавказом. Общие (Прав. Собесед. 1859 г, ч. 1. Стр. 332–444); 3. Юницкого А., прот. Сектантские гнезда на Кавказе (Хр. Чт. 1895. ч. 1, стр. 142–164); 4. Общие (Чтения в Имп. Общ. ист. и древн. Росс. 1864. Кн. 4, Октябрь – Декабрь). 254 Отец его, Акинфий Попов, выходец из Тамбовской губернии, в качестве молоканского наставника, вместе с Фроловым, распространял молоканское лжеучение еще в 1799 году по всей нынешней Саратовской губернии. Срав. Правосл. Собеседник 1858, Июнь. Стр. 72. 256 Срав. Отечеств. Записки, 1867, июль. Стр. 102–103; Максимова «3а Кавказом»; Кутепов, стр. 31–32; Маргаритов, стр. 50–51. 258 Литература предмета: 1. Рождественский Л. свящ. Южнорусский штундизм. СПб. 1889; 2. Ушинский А. Вероучение малорусских штундистов, разобранное на основании Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

С. Р Лет I. 188: , всех умудряя телесными и «духовными беседами; часто 6о чтяше книги с прилежанием и творяше все по писанному " 20 Он хвалился Поликарпу, что «может сказать ему полезное от всех книг» (Памятн. XII века, CXXVIII) 28 Правосл. Собесед. 1858, 7, с 253 Монах Кирилл, мон. Гурий Тушин переписал два обширных сборника житий «Нилова потружения» (Изв. Ак. Наук по П отд. 1897, I, 78–80) 33 Татищев, Ист. Рос. II, 105, 138, 144, 181, 280; III, 220, 238–239, 416 и 446, пр. 601–602 Показания Татищева принимают. Бутков (Обор. лет. Нест, 165); Соловьев (Ист. Рос, Ш, 88–89, IV, 272); Н. А. Лавровский (О древн. рус. училищах, Харьк. 1854, с. 19–50); М.И. Сухомлинов, О языкозн. в древн. Рос. (Уч. Зап. Ак II. по II отд, 1, 216–229). См. наше замечание (Оп. рус. историогр., II, 1433–1434) 34 Правосл. Собесед 1858, 4, с. 503 и др. Подробнее см наш Оп. рус. историогр., I, 731–749; II, 1120–1126 (здесь и дальнейшая их судьба). 35 Правосл. Собес. 1859, 1 (Соловец. библ, 31). Подробное описание рукописей, поступивших в Казан. дух. акад., составл. Порфирьевым, 3 вып. Каз 1881–1898. 38 Житие Феодосия в Уч. Зап. Ак. Н., II отд., вып. II, 148 (также в Чтен. Общ. истории и древн. и в изд. В.Яковлева) 40 Сказ Рус. нар. Сахарова II, 53, 54. Некоторые считают это известие позднейшим (Соболевский, Юж. слав, влияние, 11). Другие вполне принимают (Срезневский, Макарий, Филарет). В защиту писал Муретов (Богосл. Вести 1898 г. 1, 2) 41 Опис. рукоп. Синод. библ. I, 221–227; Срезневский, Древн. памятн., 52, 212, 250, 379, Опис. рукоп. Рум. музея, 516–517; Строев, Библ. Словарь, 11, 13, 400, 415; Акты историч. I, 8; Макарий, IV, 270–271, Соболевский, Перевод литер. 6–10, 24–31, список книг, писан русскими в Константинополе (см.приложение 2-е) 42 Прибавл. к Твор. св. отц., год VI, кн. 1. О сношениях рус. мон. с Афон. обит., 130, Чтен. Моск. Общ. ист. г. I, 4, О Пантелеймон. мон., 12; Г.А.Ильинский, Знач. Афона в истории славян. письмен. (Ж. М. Н. Пр. 1908, 11, 41) 43 Прав. Собес. 1859 г., 12, 378 Христ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

В Вифлеемском монастыре Иоанн Кассиан получил первые наставления в монашестве и принял постриг. Прожив два года в Палестине, потом в сирийской киновии, друзья «возжелали большего совершенства» и отправились на родину монашества, в Египет (Собесед. XI, I) 587 . Они посещали обители и уединенные места, получали духовные наставления от многих великих подвижников. Значительную роль в духовном преуспеянии молодых иноков сыграл известный авва Пафнутий 588 , ученик прп. Макария. В руководимом им монастыре Скитской пустыни, по отзыву прп. Иоанна Кассиана , жили испытаннейшие из монахов и пребывало всякое совершенство (Собесед. I, 1) 589 . Среди скитских и нитрийских подвижников Иоанн Кассиан и Герман прожили в общей сложности около 10 лет. В конце IV века, во время гонения на монахов 590 при патриархе Феофиле, прп. Иоанн Кассиан с Германом вместе с «длинными братьями» нашли приют в Константинополе у свт. Иоанна Златоуста (400 г.). Личность великого святителя произвела неизгладимое впечатление на друзей, и они стали его почитателями и верными сподвижниками. Святитель Иоанн Златоуст рукоположил Германа, как старшего, в пресвитера, а прп. Иоанна Кассиана – в диакона. Когда враги свт. Иоанна Златоуста подняли на него гонение, прп. Иоанн Кассиан и Герман отправились в Рим к папе Иннокентию с ходатайством о защите опального святителя. Миссия эта не увенчалась успехом – свт. Иоанн Златоуст был отправлен в ссылку, начались гонения и на друзей великого святителя (404 г.). Поэтому прп. Иоанн Кассиан , пробыв в Риме около 10 лет и будучи рукоположен в пресвитера, перебрался в Марсель. Здесь он основал два монастыря, мужской и женский, по правилам египетских и палестинских киновий. Всю оставшуюся жизнь он провел в Галлии, словом и делом проповедуя высокие идеалы восточного монашества. Распорядок жизни в основанных им монастырях стал образцом для прочих западных обителей, а сам Кассиан был удостоен звания аббата, прилагаемого лишь к самым достойным мужам. Жизнь прп. Иоанна Кассиана была преисполнена подвига, и творения его («Собеседования египетских подвижников» и «О постановлениях киновитян») имеют по преимуществу аскетический характер. Учение прп. Кассиана охватывает самые разнообразные стороны монашеского подвига и представляет западному читателю полнейший опыт восточной аскетики. Он описывает внешний уклад жизни подвижника; приводит классификацию главных страстей, подробно анализирует их проявления и методы борьбы с ними; разъясняет законы брани с нечистыми духами и основы правильного молитвенного подвига; раскрывает смысл таких важных понятий, как рассудительность, духовное знание, действие благодати в деле спасения человека 591 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

315 См. Стоглав, изд. Правосл. Собесед. 1862 г Казань, стр. 176 и 177. „По всем святым церквам в митрополии и в архиепископьях и в епископьях избирают прихожане священников и дьяконов и дьяков искусных и грамоте гораздных и житием непорочных, и денег у них от церкви и себе мзды не емлют ничего и приводят их и приходят с ними ко святителю“. Об избрании дворецкими, намесгниками и дьяками (в Пскове) попов к ружным церквам см стр. 178. 317 Об обязанности собирать церковные доходы „лучшим людям“ прихода („которые к той церкви прихожи“) и о снабжении церквей святыми иконами и книгами на эти доходы, см. Стоглав. изд. Правосл. Собесед. 1862 г., Казань, стр. 329: „о пустых церквах, что стоят без пения“. 318 См. И. С. Л., IV, стр. 195. Посадники Роман и Арист поставили новый крест (прежний сломан бурей) на церкви св. Троицы, 202 и др. О существовании церковных старост в Сибири в XVII веке см. цар. грам. Енисейскому воеводе Уварову; Доп. к Ак. Ист. III, 8. 319 Церковная казна, по старинной терминологии, носила характерные названия; так например: Спаса Нерукотворенного образа казна: „Хлеба Спасовы“, и т. п.; подобно тому и церковные земли назывались „местом церковным Ивана Предтечи“, „местом церковным великого чудотворца Николы“, „пророка Ильи“ и т. п. (Белевская вивлиофика, изд. Елагина, т. I. стр. 209, 452, 503, Писцов. и перепис. кн. XVII века по Ннж. Новгороду, изд. Арх. Ком., 1896 столб. 87). 320 Типичным примером самодеятельности мирян в древней Руси в делах общецерковных может служить, например, следующий факт, в XVII веке жители гор. Вологды, видя чудеса от гроба Галактионова, умершего в 1612 году (сына казнённого кн. Ивана Бельского) сошлись в большое собрание и обратились к архиепископу с просьбой о построении храма; архиерей, расспросив благоговейных людей, истинных и правоверных, о житии отшельника, и „совещав с народы“, велел им построить храм на могиле Галактиона и братию собрать, а одному из этой новой братии – составить житие подвижника. Иногда окрестное население побуждало монахов к составлению правильного жития основателя местного монастыря; см. Ключевского, Древнерус. жития святых, стр. 324, 390 и 396.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таковы они и есть. В них нет описания храмов, церковной утвари, ризницы, книг и т. п., а также полного перечня угодий и вотчин. Все эти сведения имеются в описях казанских монастырей 1763–1764 гг., составленных пред самой секуляризацией церковных имуществ. Переписи казанских монастырей и вотчин сделаны подпоручиком Ростовского пехот. полка Малышевым. Одна из полных ведомостей о Кизическом монастыре помещена в XI т. I вып. Известий Общества Археологии, Истории и Этнографии при Казанском Университете в статье Е. Н. «Вотчины и угодья Кизического Казанского монастыря». 150 В приложении к названной статье помещено несколько грамот, главн. образ. экономического содержания. Грамоты извлечены из столбцов Архива Мин. Юстиции по Коллегии Экономии. Там сохранились грамоты, весьма важные для истории экономического быта и других казанских монастырей до 1764 года. Их легко найти по описи грамот по уездам Казанской губернии. Описи и ведомости о казанских монастырях, оставшихся в штате и за штатом после 1764 года, имеются среди рукописей Библиотека Казанской Дух. Академии. 2 Троицкий Сергиевский монастырь принадлежит к числу первых казанских монастырей. При явлении чудотворной иконы Пресв. Богородицы в Казани в 1579 г. инок этого монастыря Иосиф чудесно исцелился от глазной болезни пред иконой Богородицы (Правосл. Собесед. 1867 г. стр. 456). Тут издано «Сказание о явления чудотворныя иконы Пресв. Богородицы во граде Казани». 6 Правосл. Собеседник 1869 г. III, сто. 213. Ст. проф. П. В. Знаменского «Описание Седмиозерной Богородицкой пустыни» и «Сказание о Седмиозерной Богородицкой пустыни Казанской епархии и о чудотворной иконе Пресв. Богородицы, называемыя Смоленския» изд. 5, Казань 1893 г. Временем основания монастыря, приблизительно, считают 1628 год. Монастырь возник после двенадцатилетнего пребывания Евфимия в пустыни. Евфимию не суждено довести до конца устройства обители. Первый её деревянный храм во имя Вознесения Господня устроен на доброхотные даяния, собранные двумя братьями обители Гурием и Ионой. Впрочем, Евфимий не был безучастен в устройстве храма. Он, будучи взят в архиерейский дом, исходатайствовал у м. Матфия дозволение устроить в пустыни храм и завести иноческую обитель. 8 Известия по Казан. Епархии 1886 г. 13, стр. 332–341. Ст. «Начало основания Раифской пустыни». 9 Подробнее о Мироносицкой пустыни – брошюра прот. Е. А. Малова: Мироносицкая пустынь Казанской Епархии... Казань 1896 г. 11 Извест. Общ. Археол., Ист. и Этногр. при Казан. Ун. XIII; вып. I, стр. 9. Статья К. С. Рябинского «Малоюнгинский монастырь». 15 Правосл. Собесед. 1864 г. I, стр. 202. Строев. Списки иерархов стр. 298. Троицкий Чебоксарский монастырь относится к числу первых казанских монастырей, будучи основан в XVI в. (1574 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

– Архаическое направление в церковном праве. Казань. 1896. – Брак со стороны формы его заключения. Казань. 1896. – Введение в православное церковное право М. Остроумова (Рецензия). – Вторая заметка к вопросу о раскольническом браке. Казань. 1896. – Государственное положение религии в Римско-Византийской империи. Т.1. Государственное положение в Римской империи (до Константина В). Казань. 1881. – Заметка о раскольническом браке. Казань. 1895. – Комментарий г. Папкова и К» на суждения Предсоборного Присутствия по вопросу о реформе православного прихода. Правосл. Собесед. 1907. I.II. – Краткий курс церковного права православной греко-российской церкви. Казань. 1888. Дополнение к курсу церковного права. Казань. 1889. – Краткий курс церковного права православной церкви. Вып. II. Казань. 1913. – К вопросу о поводах к брачному разводу. СПБ. 1909. – К вопросу о реформе епархиального управления и суда. Казань. 1906. – К вопросу о церковной дисциплине. Прав. Собесед. 1902. III. – Новое государство в его отношении к религии. Казань. 1904. – Новые опыты курса православного церковного права. – Несколько слов по поводу рецензии на исследование проф. А.С. Павлова о 50-ой главе Кормчей книги. Казань. 1891. Бердников И. О восприемничестве при крещении и о духовном родстве, как препятствии браку. Казань. 1898. – О Номоканоне при Требнике (изд. Павлова). Казань 1889. – О православном и протестантском приходе в Финляндии. СПБ. 1908. – О 50-ой главе Кормчей. (изд. Павлова). Казань 1891. – О реформе церковного суда. – Основные начала церковного права православной церкви. Казань. 1902. – Ответ проф. Заозерскому по поводу XIII правила Лаодикийского собора. Казань 1909. – Ответ проф. Павлову на его продолжающиеся недоумения по вопросу о восприемничестве. Казань. 1903. – Открытия в области церковного права, сделанные современным, так называемым обновленческим движением. Bыn.I. Смысл 13 правила Лаодикийского собора. Казань. 1908. – По поводу нового издания проф. Павловым Номоканона при Требнике. М. 1897. (Критико-библиогр. заметки).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

179 Дан. гл. 7, ст. 10: Матф. гл. 26, ст. 53; Лук. гл. 2, ст. 13; Иуд. ст. 14; Евр. гл. 12, ст. 22; Апол. гл. 5, ст. 11 в др. места. 182 Рисаля-и-Газизя, стр. 69. Сравни толкование Байзави на 69, 17, откуда видно, что в обыкновенное время престол Божий носят, только четыре ангела. 189 В объяснение названий ангельских: стоящие и преклонённые – нужно сказать, что мохаммедане во время своих молитв находятся сначала в прямом положении, стоя на ногах, потом наклоняют спину под прямым углом к вертикальной линии тела и, наконец, становясь на колена, преклоняются до земли, касаясь её лбом. 192 Ангел Гавриил считается самым могущественным ангелом потому, что он приносил откровения Божии Мохаммеду. 200 Так, например, в «Истории Иосифа Древоделя» гл. 6 и 13. В гл. 22–23 Гавриил и Михаил упоминаются вместе, как и в Коране (2, 92). См. также в кн. пр. Даниила, гл. 10. 201 См. «Правосл. Собесед.» 1871, август. «Мохаммеданское учение о загробной жизни человека» и проч. Об Азраиле рассказывается: «Когда Бог Всевышний восхотел сотворить человека (Адама), то повелел Гавриилу, говоря: поди, принеси с лица земли одну горсть праха. Когда Гавриил пошел, чтобы взять прах, земля воспретила ему, говоря: не бери праха моего. Гавриил, уважая это запрещение, не взял праха. Тогда Бог послал Исрафаила. Земля воспретила и ему и он, уважая запрещение это, не взял также праха. Бог послал Михаила. Ему также земля воспретила, и он не взял праха. Бог послал, наконец, Азраила. Когда земля воспрещала ему, он сказал: определение Божие выше твоего запрещения и взял с лица земли одну горсть праха, отчего земля сократилась на 40 аршин от востока к западу. Тогда явился голос от Бога: Азраил! ты жестокосердый и Я постановил такое определение: ты будешь брать души из всех имеющих душу; Я приказываю тебе брать». Касасу-ль-анбияи, стр. 11. 205 Т. е. на правом плече и на левом плече. Этим ангелам мусульмане во время молитвы говорят «мир» и для этого поворачивают твою голову к правому плечу, потом – к левому. Находящимся позади молящихся мусульман иноверцам такие повороты головы кажутся неестественными, на что обратили внимание послы князя Владимира, когда они были у волжских болгар (Рус. Летопись).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

193 Кормчая, изд. 1787 г., л. 15. Автор статьи заставляет патриарха повторять слова Псковского старца Филофея, находящиеся в его послании к великому князю Василию Ивановичу. См. Правосл. Собесед. 1863, кн. Ι, стр. 337 и след. 195 Макарий, История руссской церкви, т. XII, стр. 413–416. Приведённый здесь текст Никонова возражения мы проверили по новейшей копии, снятой с подлинника всех возражений, находящегося в библиотеке Воскресенского монастыря, для профессора И.Д. Беляева . Теперь эта копия принадлежит Москов. Пуб. Музею (по каталогу рукописей 1551). В изложении преосвящ. Макария мы заметили одну неточность. Он говорит, что Никон «привёл по частям всю грамоту Константина Великого » (стр. 416). На самом же деле у него вполне приведена одна вторая часть грамоты (donatio), а из первой он выписал только самый конец (начиная со слов: « В первой же день, по еже прияти ми крещение»…). 196 Разумеем известные «ответы четырёх восточных патриархов о царской и патриаршеской власти», изданные в Собр. госуд. грам. и договоров, т. IV, 27, стр. 84 и след. 198 Ответ патриарха Адриана издан Калачовыми в приложениях к исследованию «о значении Кормчей в системе древнего русского права». Москва. 1850. Выписи из Константиновой грамоты см. в прилож. стр. 17–19. 200 См. его «Доношение» св. Синоду с протестами против секуляризации церковных имуществ в Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс. 1862, кн. 2, смесь, стр. 25–39. 202 Причины, почему повесть о белом клобуке пользуется особенным уважением у наших раскольников, достаточно объяснены в статье: «Как издаются у нас книжки о расколе», напечатанной в Русск. Вестнике за 1862 г., май, стр. 368–370. Кто из Новгородских владык начал первый носить белый клобук, и на каком основании, – эти вопросы не имеют прямого отношения к нашей задаче. Но если грамота Константина Великого уже навела нас на речь об этом предмете, то позволяем себе заметить, что показание повести об архиепископе Василии, как первом носителе белого клобука, заслуживает некоторого вероятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

217 «Не лихо глаголите» и пр. – чтение Остромир. Евангелия (Срезневский, Матер., т. II, стр. 27); теперешнее чтение: «Моляще же не лишшее глаголите»... 218 Златая Чеп. Тр.-Сер. л. XIV в., – часть этого поучения находится и в Святославовом Изборнике 1076 года, изд. Шимановского, 1894 года, стр. 105 (в примечаниях мы отмечаем особенности его языка и текста по Изборнику). 226 Пленима есть от сотоны. На этом текст настоящего поучения в Святосл. Избор. 1076 г. прекращается, а далее о молитве же Нила черноризца. 2 На это особенно указывается подбором правил и постановлений церковно-канонического характера – апостольских, отеческих и соборных. В числе последних находится, между прочим, такое относительно крестного знамения: «аще кто не крестится тремя персты – да будет проклят»... (стр. 47). 227 Из Соловецкого Измарагда, конца XV в. – Правосл. Собесед. 1858 г. ч. II, стр. 602. Это и следующее за тем поучение печатаем в том виде, в каком они сообщены в «Прав. Собеседнике». 236 Измарагд, Тр.-Серг. лавр. 202, гл. 69, л. 103. Кир. Бел. 1115, гл. 70, л. 77 об. Ср. Святославов. Сборник 1076 г., по изд. Шимановского, стр. 17. 244 Измарагд, Троиц.-Серг. лав., 202, гл. 18, л.23, – Кирил., 1115, гл. 18, л. 19 об.; Кирилловский список этого поучения короче Троиц.– Сергиевского. 247 В Синодал. списке, 230 л. 12 об... «в злобном богатстве», – в Кирил.: «в изобильне и богатстве» (л. 10 об.). 249 Пыпин издал это Слово по рук. XV в. (Памятники древ.-рус. литер. Кушелева-Безбородко, IV, 213) – нам известен более древний список – конца XIII–XIV в., в пергаменном Прологе Спасо-Прилуцкого монастыря и мы издадим этот список в следующем вып. «Памятников» (во 2-й ч. Пролога). Теперь издаем это Слово по Измарагду – Тр. Серг. л. 202, гл. 135, л. 227 об., – Кир., 1115, г. 136. 254 В Паисьев. Сборн. (стр. 125 об.–127) такое надписание: «Слово о властелех», – начало: «Царь ли еси ты» и пр., до слов: «Сице глаголет Господь» – здесь нет. Некоторые отличия этого списка, сравнительно с издаваемым нами, – отмечаем в скобах. Издаем по Измарагду Тр.– Серг. лавры, 202, гл. 28 и Кирил., 1115, гл. 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010