30 «Постави победительное знамение беру креста на противоглаголющих. Егда бо имаши о кресте Хрисове стязатеся с неверными, предпосли рукою знамение креста христова, и заустится пркословящий» Св. Кир. Иерус. оглас. поуч. 13, ст. 22. изд. Москв. 1772 г. лист. 121 и обор. Тем бо (крестом) надеемся заградити уста богомерзким еретиком, глаголющым на Бога неправду. (В слов. Косм. на богомил. Прав. Собесед. 1864 апрель, стр. 496 и 497). 31 Так мы объясняем речение благословити в смысле славословия или благословения имени Божия см. Пс. 33:1, 62:5, 95:2 . 1Петр. 1:3 . 1Кор. 14:16 . и мн. др.; в этом значении употреблял слово благословити неоднократно и препод. Иосиф волоколамский (см. сл. 3 стр. 158), а не в смысле благословения иерейского, к которому совершенно не приложимы слова «два перста имети наклонена, а не простерта». Притом, если согласиться с мнением старообрядцев, будто под словом благословити надобно разуметь иерейское благословение; в таком случае надобно признать, что самое содержание слова Феодоритова предлагается в научение вере иереям. Ужели у нас бывали такие иереи, которые не знали коренных догматических истин – хотя по символу веры , и которые без особого наставления не умели хорошо и пальцев сложить, когда им надобно благословлять своих детей духовных? (См. о раск. Щапов. прим. 1 стр. 23). Едва ли такое предположение быть может, когда мы видели, как Геннадий заботился об устранении невежества в духовенстве, как он был разборчив и строг в поставлении на священные степени. (См. примеч. 17.). Преосв. Игнатий, митр. сибирский, слово благословити толкует иначе: «Противник глаголет: писано есть блаж. Феодоритом, како креститися, тако и благословити. Но убо мы к сему вопросу отдадим ответ: яко еже речено благословити, не о том благословении глаголет, еже бы такому, яко иерею, тако священнодействовати всякому человеку, двема персты благословляти: но речено есть единственно благословити: сиречь потребе бывшей, единому христианину бывшу, а не сущу священнику, то достоит всякому человеку троичным слаганием перст, якоже самому креститеся, такожде тем же сложением триех перстов брашно и питие свое благословити. Человеков же никому, простцу сущу, таковым сложением трапез (перст) благословляти не подобает: того бо ради и речено единственно творити благословение, а не многих благословляти. И о сем довлеет в увещение, что есть благословляти, и что есть благословити» III посл. гл. I, стр. 59.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

Игнатий иконник см. Варфоломей. Иларион начальник обители Пресв. Богородицы (Успения) дорофеевской пустыни на реке Моче Юрьевца повоигского. 209. ( Филим. 5 июня. Погод. града Луха на Икче реце). Илия архим. соиовецкой обители чудотворец, † 1642. (Погод. КСоф. 1632 г.). Илия юродивый в Даниииове слободе в монастыре в лето 7100 30 Поприщь от Ярославля. 209. КСоф. (Св. 1621 февр. 6). Иннокентий пр. печерский. КСоф. Погод. Ирина , благов. княгиня, супруга князя св. Константина муромского. 209. КСоф. (Константин 21 мая, † 1205 года). Иринарх пономарь в житии пр. Сергия. 201. Иродион юродивый сольвычегодский. 209. КСоф. Исаакий безмоивник, ученик св. Сергия радонежского. 209. КСоф. и др. Исаакий пр., иже бысть за Ломем в Вологод. уезде. 209. КСоф. и др. Исаия и Никанор , иже на ручьях моря Окиана архангельские. 209. КСоф. (Филим. начальники пустыни на мори Окиане на устье реки, глаголемой Ручьи, 30 мая. Никанор корелский у Филар, в Указателе 17 апр.). Исихий пр. печерский 11 дек. Погод. один (может быть Никон Сухий, ибо он убит 11 дек.). Иаков игумен Живоначальные Троицы на Стромыни 21 апр. Св. 493. 516. (Был монастырь Успенский или Дубенский на Стромыни, основанный пр. Сергием в 1378 г. в 30 верстах от Лавры подле нынешнего села Стромыни или Коровицына. Чтен. в Общ. Истории 1860 г. I стр. 45. см. пр. Савва Стромынский). Иаков игумен болгарский, а мощи принесены быша во град Владимир 24 апр. 201. (не смешение ли с Авраамием болгарским 1 апр.). Иаков галичский новый чудотворец, иже на Посаде на Сторожии, поножен под церковию Бориса и Глеба под алтарем. Подобием, аки Зосима соловецкий, схима на плечах, а на гробе изображен образ. КСоф. Погод. ( Филим. 4 апр.) Иаков , ученик пр. Сергия радонежского. 209 и др. Иаков блаженный трудник в новодевичьем москов. монастыре под церковию. Погод. один. Иисус анзерский, настоятель скита, † мар. 1720 г. Житие в рукопис. казан. акад. Прав. Собесед. 1859 г. ч.1. стр. 218. см. Русские подвижники графам. Толстого. 1868 г. Соловецкий Патерик.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Наконец, после 17 лет тяжкой борьбы и чрезвычайных подвигов покаяния, настал вожделенный покой: в душе ее водворился благодатный мир, прежняя греховная жизнь была искуплена, и в течение 30 лет в уединении и безмолвии, в постоянных . молитвах, посте и богомыслии совершается ее восхождение на высоту добродетели, ведется ангелоподобная жизнь. За год до ее преставления, с нею, по воле Божией, встретился в пустыне подвижник старец Зосима. По просьбе ее чрез год он снова пришел в пустыню, чтобы напутствовать святую в жизнь загробную причащением св. тайн. Из жизни и примера препод. Марии египетской убедимся в крайнем милосердии Божием к грешнику кающемуся, а также и в неосновательности и ложности всех наших рассуждений о закоренелости и непобедимости страстей и привычек, постоянно приводимых нами в оправдание своих грехов! Нет! «Не уклони, Господи, сердца наши в словеса лукавствия не пщевати вины о гресех» на лукавые слова приискивать извинения грехам своим! Без борьбы, без труда, без лишений, конечно, не одержать победы... Напротив, при них и пламенной молитве к Богу о помощи и милости, всякий закоренелый грех, всякая дурная привычка могут быть искоренены, всякая сильная и бурная страсть может быть побеждена. Только каждый постоянно и тщательно наблюдай за собою, во время останавливай себя от всего худого и порочного, всегда мужественно борись со страстями и искушениями и усердно молись, и пойдешь по пути добродетели и благочестия, чего, молитвами преподобной Марии египтяныни, да сподобит всех нас Милосердый Господь и Спаситель наш Иисус Христос! (Из «Христ. бес.», прилож. к «Пастыр. собесед.»). Неделя ваий или цветоносная (6-я великого поста) Еванг. от Ин. зач. 41-е, гл. XII, 1 – 18 ст. 1. Евангельское повествование о торжественном входе Господа в Иерусалим, с изъяснением значения ваий и свеч при богослужении в этот день Прежде шести дней Пасхи, говорит евангелист, прииде Иисус в Вифанию. Вифания – селение, отстоявшее от Иерусалима на полчаса пути. Там жило благочестивое семейство Марфы, Марии и брата их Лазаря, которого Иисус незадолго пред тем воскресил из мертвых, уже четыре дня лежавшего во гробе. Поэтому евангелист и присовокупляет: идеже бе Лазарь умерый, его же воскреси от мертвых. Там приготовили Ему ужин. И Марфа служаше. Лазарь же един бе от возлежащих. Он был теперь предметом общего внимания, как гость этой жизни, недавно всесильным словом Господа Иисуса возвращенный из области мертвых. По этому вниманию к Лазарю и евангелист о нем упоминает, как о возлежавшем с Иисусом, не упомянув ни о ком другом из возлежащих (Евсевий еписк. могилевский).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1047 Слова Аввы Иоанна, игумена монастыря на горе Елеонской. Pratum Spirituale, c. CLXXXVII, col. 217CD. 1058 Ср. проф. П. П. Пономарев. Догматические основы христианского аскетизма, стр. 79. Проф. А. И. Гренков. Первоначальное происхождение науки о христ. нравоуч. Прав. Собесед. 1875. Апрель, стр. 365. 1059 Она обозначается в аскетической письменности термином ψυχαγωγι’α. Нил C. Epist. Lib. III, 33. T. LXXIX, col. 389A. 1061 Евагрий П. De octo vitiosis cogitationibus, c. III, col. 1272B. c. VII, coL 1273. c IX, col. 1276A. Cp. Марк П. De baptism. T. LXV, cob Ю16Я. Нил Синайский. Epist. III, 143, col. 149. Василий B. Const. Monast. c. XVII, I, col. 1380; Historia Lausiaca, c. XXIX. T. XXXIV, col. 1084B. Макарий E. H. Vi, c.III, col. Ефрем С. Т. III, p. 37A. 1070 Замечание о неудобстве заменить этот именно термин другим. каким-либо русским словом, с ним синонимическим, см. у В. С. Соловьева «Оправдание добра». 2-е, изд. Москва. 1899, стр. 110 (примеч). Этот термин нередко употребляется и преосв. Феофаном. См., напр., Начерт., стр. 54, 269, 280; Толков. Ефес. ( Еф.3:17 ), стр. 214 и др. 1071 Куртц весьма удачно характеризует грех с его внутренней стороны, как «стремление человека сделаться богом без Бога» (ohne Gott sein zu wollen, wie Gott). Geschichte des Alten Bundes von Joh. Heinr. Kurz. 1 Band. Berlin. 1848. S. 38. 1072 Cp. Исаак C. Λ. LXXII, σ. 416. Григорий H. Contra Eunomium. L. II. T. XLV, col. 545B. Ср. Д. И. Введенский. Учение Ветхого Завета о грехе, стр. 34. 1073 Учение о религиозной автономии, как исходном пункте и основе греха, согласно раскрывается как восточными, так и западными свв. отцами церкви. По словам, напр., препод. Макария Е., «в грехопадении человек умер для Бога, живет же собственным своим естеством» ( τ δει’α φυ’σει) Hom. XII, c. 2.Т. XXXIV col. 557B. Cp. H. V, c. IX, col. 504CD. По учению Бл. Аегустина, в основе падения первых людей лежала «злая воля» (mala voluntas), поставившая «началом» своей деятелыюсти «стремление к превратному возвышению» (perversae celsitudinis appetitus). А это последнее состоит в том, что «душа, оставив начало, к которому должна прилепляться, некоторым образом делается и бывает таким началом сама для себя (deserto eo cui debet animus inhaerere principio, sibi quodammodo fieri atque esse principium), это уклонение от Бога – добровольное (spontaneus). De civ. Dei lib. XIV, c. XII, n L. T. XLI, col. 420; cp. ibid., col. 421. Между тем, «человек живет по истине» (secundum veritatem) только тогда, когда «он живет не сам по себе, а по Богу» (secundum Deum). Он и правым сотворен под тем условием чтобы жил не по себе самому, а по Тому, Кем сотворен, т. е. исполнял более Его волю, чем свою собственную (homo ita factus est rectus, ut non secundum se ipsum, sed secundum eum, a quo factus est viveret; id est, illius potius, quam suam faceret voluntatem), ibid., c. IV, n. I, col. 407.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

461). Подробнее см. у архиеп. Никанора в сочинении «Беседа о перстослож. для крест. знам. и благослов.», стр. 5–11. Спб., 1890 г. 272 М. Григ. Ист. др. Хр. Ц. 2, 85–8: Кашмен. Крат. рук. к собесед. со старообрядцами. Вятка. 1882, стр. 16–17. 276 Яковиты – это монофизиты, названные так по имени Иакова Барадея, ревностнейшего проповедника и защитника монофизитской ереси в VI в. 277 Мельхиты – от слова «мелек» – царь – это православные; на языке восточных сирийских несторианских писателей так назывались все народы, последовавшие не только Ефесскому, но и Халкидонскому соборам, утвержденных царем, и в начале средних веков составлявшие греко-римскую империю. 279 Григорий Абулфарадж или Bar-hebraens рассказывает, что в 1029 г. на соборе против яковитов константинопол. патриарх и греческие епископы долго убеждали последних принять православие и когда те, не смотря на все их усилия оставались непреклонными, то «от них потребовали единственно того, чтобы не примешивали елея к евхаристии и крестились бы не одним перстом, а двумя». Свидетельство это впервые было указало проф. Каптеревым в 1887 г. в статье «Патр. Никон, как церковный реформатор» (напеч. в «Правосл. Обозр.»), при чем объяснено в том смысле, что «в начале XI в. как сам константинопольский патриарх, так и другие греческие иерархи, в крестном знамении употребляли двоеперстие, которое они и считали истинно православным перстосложением, вопреки тогдашнему монофизитскому одноперстию». Но такое объяснение сразу же вызвало серьезные возражения со стороны преосвящ. Никанора Херсонского, проф. Н. И. Субботина и И. Т. Никифоровского. Во 1-х, откуда Bar-hebraens, говорили они, живший в XIII в., заимствовал свои сведения о соборе 1029 г.? 2) Велась ли там действительно речь о перстосложении и греки настаивали на двуперстии? Не приписал ли Bar-hebraens собору такого требования, которое ему приходилось слышать от своих соседей – греков Армении и Сирии? 3) Главным обвинителем и действующим лицом на соборе был Никифор, митр. мелитинский (в Малой Армении); поэтому поставленное им яковитам требование едва ли может служить выражением взглядов константинопольской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

529 Иллюстрацией этого (кроме выше показанных учительских свидетельств), между прочим, может служить недавно открытая в Риме на Палатинском холме среди развалин дворца Цезарей, и, относимая археологами к концу 2-го и началу 3-го столетия, языческая карикатура обезображенного на кресте Спасителя с, подле изображенной, фигурой христианина Алексамена, и надписью: «Алексамен покланяется своему Богу» (Фрикен. Римск. катакомб, ч. II. стр. 162–164. Москв. 1877 г.). 530 Quenscht Theolog. did polem. t. II. p. 1465. Leipz. 1715 an.; Svicer. Thesaurus ecclesiastic, t I. p 1014–1018, Amsterd. 1728 an. 545 Нужно, впрочем, заметить, что в последнее время, с увеличением открытий в катакомбах памятников древне-церковной иконописи, и протестантские археологи стали, мало-помалу, разубеждаться в истинности сего положения, как, напр., Даженкур, Рауль-Рошетт и друг. (Прав. Собесед. 1879 г. ч. I. стр. 65–67). 548 Epist. 360 ad Julian. Apostat. in Opp. t. III, p. 463. ed Maur. Следует заметить, что св. Василий Великий , чтя иконы всех святых, конечно, чествовал и иконы Божией Матери. По свидетельству его ученика и преемника (Елладия), он «однажды стоял пред иконою Владычицы нашей, на которой начертан был и лик славного мученика Меркурия, – стоял он, молясь о погибели отступника и безбожного мучителя Юлиана, и от сей иконы получил о сем откровение» (См. Дамаск. Orat. 3 de imagin. Орр. t. I. p. 365. Paris. 1712 an.) 549 Бесед. 17 на день муч. Варлаама. Твор. Васил.Вел. ч. 1V. стр. 278 и 279. Москв. 1858 г. Сн. Бесед. 19 на 40 муч. стр. 296, там же. 554 Похвал. слов. Мелетию. Тв. Ин. Злат. Слов. и бесед. на разн. случ. т. 1. стр. 50. Петерб. 1864 г. 557 Epist. lib. IV. epist. 61 et 62. Кроме того, Нил, рассказывая о, совершенном муч. Платоном, чуде над некоторым отроком, чудесно избавленным им от его похитителей, замечает при сем, что отрок в, явившемся ему избавителе, узнал именно того, чью икону, прежде, он часто видел (Тв. препод. Нила. ч. III. стр. 436–438. Моск. 1859 г.). 560 Посл. к Акакию, еписк. Скифопольск. См. Деян. Всел. Собор. т. VII. стр. 237 и 238. Казан. 1873 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

л. 167. Мес. тогоже в 11 день, житие и бытие препод. отца нашего Феодосиа архимарита всея пустыня, яже под Святым Христа Бога нашего градом. Списано от препод. Феодора епископа Петрьска, бывшу того ученику. Нач. Тресобное и неразлучное Отца и Сына и Св. Духа. Тут же (л. 194 об.): Послание еже к царю Анастасию, писано от Феодосия архимандрита и прочих пустынных Отец. л. 196 об. Послание вписано от Анастасия царя к блаженному отцу Феодосию архимандриту. л. 219. Мес. того же в 11 день, прихожение препод. Михаила уродиваго Христа ради ко святей Живоначалней Троицы, иже есть монастырь зовомый Клопско, повесть от житиа его, и како пророчествова в лета бывшая. Нач. Многим сущим преподобным и достойным Богови, хвалящим честно пречистаго Владыку. Напеч. г. Некрасовым во 2-м приложении к «Зарождению национ. лит. в Север. Руси», ч. 1. л. 248. Мес. тогоже в 17 день и августа в 3 день, житие и подвизи препод. и богон. отца нашего Антония римлянина, игумена бывшаго в Великом Новеграде, и создавшаго монастырь и храм во имя честнаго и славнаго Рожества пресв. Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария. Списано тояже обители учеником его священноиноком Андреем, иже бысть отец его духовный, и по нем тояже обители игуменом. Нач. Понеже всяк без мысли начиная вещь, якоже во тме шествует. С л. 268 Слово похвалное на пречестную память препод. и богон. отца нашего Антония римлянина. Напечатано в Правосл. Собесед. 1858 г., но без предисловия и похв. Слова. л. 278 об. Мес. тогоже в 18 день, иже во святых отца нашего блаженнаго Афанасия, архиеп. александрийскаго, прение со Арием. Нач. Призрением Бога, с драземи братии моей пошед, путь к рабом Божиим, мне возлюбленным, имех. л. 315. Житие и подвизи препод. отца нашего аввы Генадия костромскаго и любимоградскаго, еже бе на Сурьском езере. Списано бысть житие Святаго и отчасти чюдес его, учеником его, игуменом Алексеем тояже обители. Нач. В Троицы единосущней Отца и Сына и Св. Духа истиньствую и исповедую. Впереди: Сказание игумена Алексея к пастырю дому боголепнаго Преображениа Господа нашего Ис. Христа и препод. аввы Генадия костромскаго и любимоградскаго чюдотворца. В конце 13 чудес; составлено при царе Феодоре Иоанновиче и митр. Дионисии (1584–1587 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

121 Литература по вопросу о духоборческой секте: 1. Ореста Новицкого . „Духоборцы, их история и вероучение. Изд. 2-е. Киев. 1882; – 2. Исповедание учения духоборцев Екатеринославских. (Чтения в Общ. ист. и древн. росс. 1871. Апрель–июнь. Кн. 2. стр. 26–79); 3. Сумарокова Павла. Досуги крымского судьи, или второе путешествие в Тавриду. Спб. 1803. ч. 1.; 4. Статистический журнал, изд. Карлом Германом. Спб. 1606. т. 1. ч. 1.; 5. Записка о разговоре в 1802 году архимандрита и префекта Александро-Невской Академии, а потом киевского митрополита Евгения с двумя тамбовскими духоборцами, присланными в Александро-Невскую Лавру для увещания. (Чтения в Имп. Общ. и древн. росс. 1874. Октябрь–ноябрь, V. стр. 173–175); 6. Ливанова Ф. В. Раскольники и острожники, т. 11. Спб. 1870, стр. 71–73; 7. Духоборческий катехизис (у Ливанова, Раскольники и острожники, т. II. стр. 163–175); 8. Тихонравова Н. Летописи русской литературы и древностей, т. IV. Москва. 1861 г, стр. 3–16: „Некоторые черты учения о обществе духоборцев“; 9. Донесение сенатора Лопухина о харьковских духоборцах (Чт. в Имп. Общ. ист. и древн. росс. 1864. кн. 4. Смесь. Стр. 46–48); 10. А. Ф-ва О раскольниках, поселенных Таврической губернии в Мелитопольском уезде (Отеч. Записки Свиньина. 1823. 93. Стр. 44–58); 11. Раскольники за Кавказом: Духоборцы (Правосл. Собесед. 1859. ч. 1. стр. 298–328); 12. Варадинова История министерства внутренних дел. Кн. 8. Спб. 1868; 13. Арсения, митрополита Киевского Записка о духоборцах и молоканах в тамбовской епархии (Труд. Киев. Д. Акад. 1875. 2. Стр. 149–166); 14. Кожинские духоборцы (Иркут. Епарх. Вед. 1874. 28); 15. Записки квакера о пребывании в России (Русс. Стар. 1874. т. 9. 1. Стр. 1–36); 16. Андреева В. Раскол и его значение в народной русской истории. Исторический очерк. Спб. 1879; 17. Раскол в Таврической губернии (Правосл. обозр. 1867. 3. Стр. 323–341); 18. Записка о духоборцах, обитающих в Мелитопольском уезде Таврической губернии (Труд. Киев. Д. Акад. 1876. 8. Стр. 390–420); 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

204 Акт. Зап. Рос. т. I 26. Вести. Зап. Росс. 1868 г. кн. 8-я. Архив Юго-Зап. России т. I ч. 4 стр. 46. Похилевич, ibid. стр. 254. 208 В «Записи» читаем об этих селах следующее: «Истобьчане и Нежиловьцы 2 колоде меду, у Нежиловичох постольищина»; у «Мигальчдчах ведро меду дают»; «у в Унине Павел дает корайман меду, Захарья дает корайман меду, Ходыка ведро меду дает, Агафоник дает ведро меду»; «у Вельи шесть корайманов меду, а седьмой корайман, это коли берет». 209 Арх. Ю.-З. Рос. т. 4 ч. 1 стр. 248. 642. Пр. Лебединцев, 17–24. Похилевич, 178. 204. 206. 208. 209. 233. 235. 210 А. 3. Р. I. 26. Арх. Ю.-З. Рос. т. 4 ч. 1 стр. 335. т. I ч. 4 стр. 47. Похилевич, 220. 191. 212 А. 3. Р. т. I, 26. Пр. Лебединцев, 17–24 «Из прежних ревизий явствует, что г. г. Тыши на собственной митрополита земле основали следующия имения: прежде всего местечко Ходорков и село Кривое, а княжна Рожинская на этом же месте оселила Соколец». 213 «Дедкович дает 4 ведра меду»; «у Нородичох с Хотиновьской земли ведро меду дают»; «у Ноздриши с Полочаньской земли полтора ведра меду и поданье»; «у Сорокошичох 4 ведра меду дают»; «с Няневщины люди дают четырьнядное лукно, и тивуньщина и поданьа»; «у Булгаковичох 2 лукне чотырьпядных, а третее пятипядное»; «у Селци з Межирецькой земли 2 ведре меду и поданье»; «у Кодне Петр Дияков 2 кораймоны меду дает»; «у Чюднови з Дедковьщины 3 ведра меду». 227 Несомненно известно, что в начале XVI в. Слоним принадлежал к митрополичьей епархии. А. З. Р. И. 77. 228 При поставлении Романа в митрополиты для Литвы Новогрудок был сделан его кафедральным городом (Acta Patriarch. Constant. I, 426). А м. Киприан в письме к преп. Сергию выражается о Новогрудке уже так: «Новый городок Литовский давно отпал»… (Прав. Собесед. 1860 г. II, стр. 97). 229 «Одное зимы митрополит Иона Глезнь в Менску бях» и дальше. Вилен. Арх. Сбор. т. VI, 4, стр. 10. 230 Последнее известие о Галицком епископе встречается под 1414 г. (А. З. Р. т. I, 12). Около этого же времени в Львове утвердилась резиденция латинского епископа Яна Решовского (Зубрицкий, 238). Поэтому, закрытие Галицкой кафедры относится ко времени около 1414 г. Так как праздным местом заведовала обыкновенно высшая власть и так как Галицкая епископия называлась митрополией, то по упразднении она и составила участок епархии митрополичьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

2481 Правосл. Собесед. 1883, ч. 2, с. 279. Ср. варианты к этому роспевцу в Мисс. Обозр. 1899, т. 1, с. 550–551; Таврич. Е.В. 1892, 16, с. 757–759, и Дело Орлов. окр. с. о Супонев. хлыстах, т. 2, л. 67 об. 2483 Свящ. Сергеев, Изъяснение раскола, имянуемого христовщина или хлыстовщина, по изданию архим. Леонида (Чтения общ. истории и древ. росс., 1874, т. 3, с. 71; ср. Максимов, За Кавказом, Отечеств. Записки, 1867, июнь, 1 кн., с. 510). Ср. там же: «при кружении они (хлысты) всячески дурачатся и бесятся: иные из них трясутся, кривляются, ломаются, как бесноватые " … 2484 Преображенцев, Доп. свед. о секте людей Б. (Тул. Е.В. 1869, 24 с. 360). Ср. его же, Исповедь обративш. раск. из секты людей Б. (Тул. Е.В. 1867, 6, с. 207): «фанатическая сила подействовала на них – кто бил себя в грудь, кто стал икать, кто дрожал и кривлялся всем телом». 2486 Чистович, Дело о богопротивных сборищах и действиях, М. 1887, с. 36 (Из «Чтений общ. ист. и древ. росс. », 1887, ч. 2). 2487 Воронеж. Е.В. 1871, 17 (Новохоперские сектанты. Хлысты в слоб. Красной и Алферовке). Ср. свящ. Щевалеевский, Курское сектантство, 72: последовательницы «брата Василия» «вздрагивают», трясутся,… когда подходят ко кресту или иконам». 2489 Юрий Толстой, О духовном союзе Е.Ф. Татариновой (Бартенев, Девятнадцатый век, история, сборник, кн. 1, с. 229). Ср. Дубровин, Наши мистики-сектанты (Русская Старина, 1895, т. 81, ноябрь, с. 10): «Пророчества Татариновой., потрясали слушателя от головы до ног; при этом ощущался благоговейный трепет от присутствия Божия». 2490 З. Верховский, Житие Василиска, 70, 76. Ср. Richer, Etud. cl. sur la gr. hyst. p. 897: во время одного «возрождения» (le revival de Ballymène), религиозная экзальтация выражалась иногда тем, что «все тело» молящихся «колебалось, как осиновый лист». 2492 Сумароков, Историческое и научное исследование древнего волхвования, животного магнетизма и спиритизма, СПБ. 1873, с. 29. 2494 Там же, с. 17; ср. показание Крашенинникова: «согласные их (хлыстов) во время сборищев трясутся и вертятся кругом и говорят, что подымает их к тому Дух св.» (с. 22).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010