Митрополит Иоанн (Снычев) В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Митрополит Иоанн (Снычев)» . Составитель Ольга Рожнева . Митрополит Иоанн (Снычев)/Сост. О. Л. Рож- нева. — М. : Изд-во Сретенского монас тыря, 2016. — 144 с. : ил. (На страже веры).      Митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн (Снычев; 1927–1995) — одна из ярчайших личностей в истории Русской Православной Церкви XX века. Богослов, историк, публицист, молитвенник, мудрый духовник и пастырь, он громко говорил о необходимости возрождения идеалов Святой Руси, о том, что государственное устройство должно основанием своим иметь православную веру. Голос владыки Иоанна звучал в трудные девяностые годы ХХ века, как набатный колокол, пробуждая совесть, и вел к храму, к молитве, к Богу. Митрополит Иоанн говорил: «Смысл нашей жизни — спасение души. Жизнь не ограничена рамками рождения и смерти, душа человека бессмертна, а земное наше бытие — лишь экзамен, и от того, как мы сдадим его, сложится и наша судьба в вечности». «Любое нравственное совершенствование возможно только через скорбь. Человек оплачивает свое духовное возрастание теми тяготами, которые встречаются на его пути, тем терпением, тем умением пережить боль, которые свойственны лишь опытным и мудрым». «Здравие телесное зависит только от воли Божией. Правда, мы тоже вносим свою лепту в немощи наши, не зря же говорится: “От многих моих грехов немощствует тело”. Поэтому загляни в свое сердце, в душу, нет ли там каких-либо страстей, которые отражаются на твоем телесном организме, расслабляют его». Будущий владыка родился 9 октября 1927 года в селе Ново-Маячке Каховского района Николаевской области УССР, в обычной крестьянской семье. В конце декабря 1944 года Иван был призван в армию, но через несколько месяцев по болезни был освобожден от несения воинской повинности. Юноша хотел быть в Церкви и стал пономарем храма святых апостолов Петра и Павла в городе Бузулуке Оренбургской области. Епископ Мануил (Лемешевский), назначенный на Оренбургскую кафедру, искал себе в то время келейника и послушника. Он обратил внимание на молодого пономаря и в августе 1945 года взял его к себе в качестве иподиакона. Так началась духовная жизнь Ивана под руководством старца-святителя.

http://pravoslavie.ru/100229.html

13 8 июля 1920 года митрополит Иосиф был арестован за срыв кампании по вскрытию мощей; приговорен к одному году заключения условно. 14 В мае 1922 года митрополит Иосиф вновь был арестован; в январе 1923 года освобожден по предписанию ВЦИК. 15 Архиепископ Ростовский Иосиф, временно управлявший Новгородской епархией, был возведен в сан митрополита и назначен на Ленинградскую кафедру 26 августа 1926 года. О назначении ему сообщил приехавший в Новгород архиепископ Алексий (Симанский). 16 Данная служба (всенощная и литургия) была отслужена митрополитом Иосифом 29–30 августа (11–12 сентября) в день памяти святого благоверного князя Александра Невского при огромном стечении верующих. 17 В церковно-исторической литературе нередко встречается несколько иное изложение мотивов отъезда митрополита Иосифа из Ленинграда. Так, митрополит Елевферий (Богоявленский) в своей книге «Неделя в Патриархии» писал об этом эпизоде: «...Он [митрополит Иосиф] вздумал вскоре после праздника поехать в Ростов проститься со своею паствою. Обратно власти не пустили его из Ростова» (Митрополит Елевферий (Богоявленский). Неделя в Патриархии//Из истории Христианской Церкви на Родине и за рубежом в XX столетии. M., 1995. С. 270). Версию о том, что митрополит Иосиф по своей собственной инициативе поехал в Ростов, позднее повторил в своей диссертации архимандрит Иоанн (Снычев) (см.: Митрополит Иоанн (Снычев). Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия – григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. Самара, 1997. С. 195), а в наше время – историк M. В. Шкаровский (см.: Цит. соч. С. 11). 18 16 декабря 1926 года, вскоре после вступления митрополита Иосифа в исполнение обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, он был вызван ОГПУ в Москву, где ему указали выехать в Моденский Никольский монастырь (примерно в 35 километрах от города Устюжны). 29 декабря 1926 года митрополит Иосиф был доставлен к месту ссылки. В сентябре 1927 года митрополиту Иосифу было разрешено вернуться в Ростов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) (1927–1995) Пять лет, которые прослужил митрополит Иоанн в Петербурге, Православная Русь внимала словам владыки, словам правды и напутствия, гнева и боли, обличения и взыскующих вопросов, слово надежды и горячей уверенности в том, что если заблудившиеся люди вернутся к Богу, Россия возродится, и народ русский не погибнет. Часто митрополита Иоанна пытались привязать к какой-либо политической партии, различным общественным движениям, придать его словам политический смысл. Сам же владыка в одной из бесед говорил: «Надо строго отличать политику от нашего пастырского дела. Уж если мы видим, что пасомые наши подвергнуты этой опасности от порнографии, что все брошено на пьянство и прочие средства растления, наша обязанность архипастырская, во что бы то ни стало, защищать своих пасомых и молитвенно вести их к выздоровлению. Но поскольку это идет с ведома, но уж если и не с ведома, то хотя бы по попустительству правительства, то естественно и самим архипастырям и пастырям необходимо обращаться к ним – тем, от кого зависит это распространение или пресечение. Потому что это дело не политическое, это чисто нравственное, архипастырское. Тем более нам, архипастырям и пастырям, была поставлена задача: учить церковь к вразумлению Русского общества. А если мы учим его этому, то мы должны понимать состояние духовно-нравственное общества всего... Все действия наши должны быть сосредоточены на это возвращение духовно-нравственных устоев нашего общества». Годы, прошедшие со времени кончины митрополита Иоанна, все более высвечивают его величину, значение его слов и наставлений. – Владыко, что Вас побуждает столь откровенно высказывать свои мысли? – Я чувствую необходимость предупредить людей об опасности, грозящей нам со стороны тех лиц, сил и учений, которые разрушают единство народа, Церкви и государства. Как же мы не можем понять, что все эти безчисленные партии и политические группировки придуманы для того, чтобы запутать людей, сбить их с толку и обмануть! Народ, объединенный общим пониманием смысла своего существования, общими понятиями о добре и зле, общими религиозно-нравственными воззрениями, – непобедим и страшен для врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

535 16  Епископ Никольский Иерофей (Афоник), викарий Великоустюжской епархии. С 1927 г. находился в оппозиции митрополиту Сергию, сторонник ми­трополита Иосифа (Петровых) . 10 февраля 1928 г. запрещен митрополитом Сер­гием и Временным Патриаршим Синодом уволен на покой с запрещением в свя­щеннослужении за «раздорническую деятельность». При аресте 17 мая 1928 г. был смертельно ранен сотрудником ОГПУ, доставлен в больницу г. Великого Ус­тюга, где и скончался. 537 Это письмо приводится с рукописного подлинника, написанного рукой самого митрополита Кирилла. Со слов «я никого не сужу и не осуждаю, но и при­звать к участию в чужих грехах никого не могу» этот текст цитируется (с отдель­ными незначительными искажениями) митрополитом Иоанном (Снычевым) в его магистерской диссертации как «письмо митрополита Кирилла частному лицу».– см. Иоанн (Снычев), митр. Стояние в вере. Очерки церковной смуты. СПб.: Царское Дело, 1995. С. 201; см. также: Акты Святейшего Патриарха Тихона С. 636. 540 В цитации, приводимой митрополитом Иоанном (Снычевым): «им не нуж­ны были бы свидетельства от Арсения, ни от Евгения Благовещенского», имеют­ся в виду митрополит Арсений (Стадницкий) и архиепископ Евгений (Зернов).//Иоанн (Снычев),митр. Указ. соч. С. 201. 542 Цит. по: «Это есть скорбь для Церкви, но не смерть ее...»: Из материалов следственного дела священномученика митрополита Кирилла Казанского (1930)/Публ. Н. Кривошеевой, А. Мазырина//Богословский сборник. Вып. VIII. М. 2001 С. 341–342. 543 Вопросы таковы: 1) Можно ли ходить, можно ли молиться, можно ли при­общаться Св. Даров в той церкви, где поминают митрополита Сергия? 2) Можно ли поминать рядом в молитве церковной митрополита Кирилла и митрополита Сергия? 3) Какова должна быть формула церковной молитвы о предержащих властях, чтобы ею не искажался смысл церковной молитвы и христианского от­ношения к власти, какова бы она ни была? 4) Как быть ищущему священства при современном церковном положении, чтобы иметь возможность приносить Бо­жие Богу без туги сердечной, смущений и соблазнов? 5) Допустимо ли обраще­ние за церковным окормлением к одному из иноепархиальных архиереев, не подчиняющемуся распоряжениям митрополита Сергия с так называемым Вре­менным Патриаршим Синодом?//Акты Святейшего Патриарха Тихона... С. 637.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материалы книги могут быть использованы и при изучении современного состояния РПЦ, перспектив ее воздействия на общественную ситуацию в стране. Проблема государственно-церковных отношений в целом, на наш взгляд, нуждается в комплексном изучении представителями различных гуманитарных дисциплин как в теоретических, так и в конкретно-исторических аспектах, относительно отдельных периодов и всей истории СССР. Но необходимость сделать один из первых шагов на этом пути, попытаться наметить методологические подходы к проблеме, показать, как развивались эти отношения в 1939–1964 гг., определила выбор темы настоящего исследования. 1 Укажем для интересующихся несколько сборников архивных документов, вышедших в нашей стране за последние годы. См. «Русская Православная Церковь в советское время» (составитель Г. Штриккер), М., 1995, т. 1, 2; М. И. Одинцов «Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны», М., 1995, «Политбюро и Церковь 1922–1925» (составители Н. Покровский и С. Петров), Москва–Новосибирск, т. 1 – 1997 г., т. 2 – 1998 г. 2 См. об этом также в книге «Православие и экуменизм. Документы и материалы 1902–1997». Издание Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата и Круглого стола по религиозному образованию и диаконии. М., 1998 г. 3 Этот недостаток работы отчасти позволят восполнить книги: Иоанн (Снычев), митрополит. Церковные расколы в Русской Церкви 20–30-х гт. XX столетия, Сортавала, 1993 г., Стратонов И. А., профессор. Русская церковная смута 1921–1931//Из истории Христианской Церкви на родине и за рубежом в XX столетии, М., 1995. Позиция М. В. Шкаровского до определенной степени совпадает с отстаиваемой в новейшей литературе «теорией ветвей», будто бы существовавших внутри Русской Православной Церкви в XX столетии. 4 См. его книги Русская Церковь и советское государство в 1943–1964 гг., СПб., 1995; Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 1917–1945, СПб., 1995; Свято-Иоанновский женский ставропигиальный монастырь. 1900–1998, СПб., 1998; Справочник по истории православных монастырей и соборов г. Санкт-Петербурга. 1917– 1945 (в соавторстве с Н. Ю. Черепениной), СПб., 1996, а также статьи «Иосифлянское движение в 1927–1940 гг.»//История Православия в России: люди, факты, источники, СПб., 1995. С. 124–152; Русская Православная Церковь и государство в 1940–1950 гг.//Церковь и государство в русской православной и западной латинской традициях, СПб., 1996. С. 111–126; Монастыри северо-запада России в 1920–1930 гг.//Церковь в истории России. Сб. 1, М., 1997. С. 187–190 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Получив объяснения митр. Сергия, Патриарший Местоблюститель в письме от 22 апр. 1926 г. аннулировал свою резолюцию и подтвердил его полномочия, а в послании от 1 янв. 1927 г. осудил деятельность Г. и возглавляемого им ВВЦС как раскольническую. В примечании к посланию он описал встречу с Г., посетившим его в том же месяце в свердловской тюрьме. При встрече митр. Петр сообщил Г., что тот находится вне молитвенно-канонического общения с ним, и призвал подчиниться наложенным запретам. В июне 1927 г. Г. предложил пользовавшемуся авторитетом Верейскому архиеп. Илариону (Троицкому) , специально доставленному в Москву из СЛОН, возглавить ВВЦС, обещая сан митрополита, но получил решительный отказ. 18 нояб. на григорианском «предсоборном съезде» Г. был возведен в «митрополиты Свердловские и Уральские». В григорианском расколе Г. играл руководящую роль до 1928 г., когда по состоянию здоровья передал пост председателя ВВЦС архиеп. Виссариону (Зорнину) и удалился в Свердловскую епархию (григорианскую), к-рую возглавлял до кончины. На правах епархиального архиерея служил в кафедральном (григорианском) Александро-Невском соборе Свердловска, а после его закрытия - в кладбищенской Иоанно-Предтеченской ц., где и был впосл. похоронен. Скончался вне общения с правосл. Церковью. Ист.: Григорий (Яцковский), архиеп. Док-ты, относящиеся к образованию Высшего Временного Церковного Совета в Москве. М., 1926. С. 16; Борис (Рукин), еп. О современном положении Русской Православной патриаршей Церкви. М., 1927. С. 27; Акты свт. Тихона. С. 907, 970; Сосуд избранный. 1994. С. 348-355. Арх.: ГА адм. органов Свердловской обл. Ф. 1. Оп. 2. Д. 46693; ГА Свердловской обл. Ф. Р-575. Оп. 1. Д. 12, 374; Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 123, 377; ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 6. Д. 430; ГА Рязанской обл. Ф. 627. Оп. 234. Д. 694. Св. 51. С. 1-5. Лит.: Рязанские ЕВ. 1908. 19. С. 708-715; 1909. 3. С. 116-122; Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 15-16; он же. Стояние в вере: Очерки церк. смуты. СПб., 1995. С. 23-24; Эндеберя В. Архиепископ Григорий//Доверие. 1994. 17/18, 19/20; Стручкова Н. В. Екатеринбургские страницы истории РПЦ в 1920-е гг.: (По мат-лам архивно-следственного дела архиеп. Григория)//Архивы Урала. 1996. 2(4). С. 78-93; Цыпин. История РЦ. С. 106, 135, 139-142, 144, 145, 157, 204; он же. Русская Православная Церковь, 1925-1938. М., 1999. С. 32-56; Лавринов В. , прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2000. С. 137-138.

http://pravenc.ru/text/166691.html

Ист.: Акты свт. Тихона; Док-ты, относящиеся к образованию Временного Высш. Церк. Совета в Москве/Сост.: архиеп. Григорий (Яцковский). М., 1926; Борис (Рукин), еп. О современном положении Рус. Правосл. патриаршей Церкви. М., 1927; Послание епископов-староцерковников, признающих Временный Высш. Церк. Совет, собравшихся в Донском мон-ре г. Москвы 11-13 мая 1927 г., ко всем верным чадам Святой Правосл. Церкви. М., 1927; Правда о Высш. Церк. Временном Совете и о Нижегородском митр. Сергии. Новочеркасск, 1927; Правосл. церк. календарь на 1927 г./Под ред. архиеп. Григория (Яцковского). Свердловск, 1927; Сосуд избранный. Т. 1. С. 340-342. Лит.: Долотов А. С. Церковь и сектантство в Сибири. Новосиб., 1930; Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола РПЦ. Каз., 1970; Польский. Ч. 1; Иоанн (Снычев). Церк. расколы; он же. Стояние в вере: Очерки церк. смуты. СПб., 1995; Стратонов И. А. Рус. церк. смута//Из истории Христианской Церкви на родине и за рубежом в ХХ ст. М., 1995. С. 29-172; Боже В. С. Очерк церк.-религ. жизни Челябинска нач. ХХ в.//Челябинск неизвестный: Краевед. сб. Челябинск, 1996. Вып. 1. С. 23-64; он же. Мат-лы к истории церк.-религ. жизни Челябинска (1917-1937 гг.)//Там же. Вып. 2. С. 142-152; Цыпин. История РЦ; Лавринов В. , прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001; Митрофанов Г. , прот. История РПЦ, 1900-1927. СПб., 2002; Ореханов Г. , свящ. На пути к собору: Церк. реформы и первая рус. революция. М., 2002; Каплин П. В. Григорианский раскол на Урале в 1926-1938 гг.//Документ. Архив. История. Современность: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 2004. Вып. 4. С. 22-32. П. В. Каплин, прот. Валерий Лавринов Рубрики: Ключевые слова: ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе ГРИГОРИЙ (Яцковский Гавриил Иулианович (Ульянович); 1866 - 1932), архиеп. бывш. Свердловский, один из инициаторов и первый руководитель григорианского раскола в РПЦ

http://pravenc.ru/text/166503.html

Введенский А. И. Революция и церковь . Пг., 1922. Введенский А. И. Церковь и государство: Очерк взаимоотношений Церкви и государства в России 1918–1922 гг. М., 1923. Восторгов И. И. Государственная дума и православно-русская церковь . К вопросу о положении церкви в православном государстве (по поводу законопроектов Думы о свободе совести и отобрании церковных земель). М., 1906. Гордиенко Н. С., Комаров П. М., Курочкин П. К. Политиканы от религии: Правда о Русской церкви. М., 1973. Горчаков М. Итоги политики митрополитов Сергия и Евлогия. Париж, 1929–1930. Вып. 1, 2. Даниленко С. Амвоны черной лжи//Атеистические чтения. М., 1979. Вып. 10. Емелях Л. И. Крестьяне и церковь накануне Октября. Л., 1976. Затекин Т., игумен, Дегтева О. В. Святители Земли Нижегородской. Нижний Новгород, 2003. Иоанн (Снычев), митрополит. Церковные расколы в Русской церкви 20-х и 30-х годов XX столетия – григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. 2-е изд. Сортавала, 1993. Историческая переписка о судьбах Православной церкви. М., 1912. Кашеваров А. Н. Государство и церковь : Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской православной церкви. 1917–1945 гг. СПб., 1995. Корнилов А. А. Преображение России: О религиозном возрождении на оккупированных территориях СССР. 1941–1944. Нижний Новгород, 2000. Левитин-Краснов В., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996. Казем-бек А. Л. Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий. Загорск, 1973. Машинопись. Мазырин А., иерей. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской православной церкви в 1920–1930-х годах. М., 2006. Макаров Ю. Н. Органы ВЧК – ГПУ – ОГПУ и Российская православная церковь . 1919–1927 гг. Сочи, 2007. Мельгунов С. П. Церковь и государство в России: К вопросу о свободе совести. М., 1907. Вып. 1. Мельгунов С. П. Церковь и государство в России в переходное время. 1905–1908: Сборник статей. М., 1909. Вып. 2. Митрофанов Г., священник. История Русской православной церкви: 1917–1927. СПб., 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Лит.: Правосл. церк. вестн. Каз., 1925. 2. С. 21; 3. С. 13-14; 4. С. 14-15, 17-18; 5. С. 18-19; 1926. 1. С. 11-12; 2. С. 1-3, 13-14, 16-17; 4. С. 13-14; 5/6. С. 23-24; 7/8. С. 28; 9-10. С. 12; 1927. 3/4. С. 22, 23; Уральские церк. вед. 1927. 8. С. 10-11; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 55-56; Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 56, 73; он же. Стояние в вере: Очерки церк. смуты. СПб., 1995. С. 31, 61; Акты свт. Тихона. С. 299, 319, 350, 426, 436, 865-866, 915, 922, 924, 925, 930, 931, 932, 933, 939, 954, 977; Новые мученики и исповедники Самарского края/Сост.: А. Жоголев. Самара, 1996. С. 302. Регельсон Л. Л. Трагедия Рус. Церкви. М., 1996. С. 532, 556; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 527; Лавринов В. В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001. С. 38-39, 113, 123, 143; он же. Очерки истории обновленческого раскола на Урале: (1922-1945). М., 2007. С. 26; Сухих А. А., прот. Вспомним поименно. Киров, 2004. Кн. 2. С. 29-31; Зимина Н. П. Преосв. Серафим (Афанасьев) и борьба с обновленчеством в Уфимской епархии в 1922-1928 гг.//ЦИВ. 2004. 11. С. 160-183; она же. Викарии Уфимской епархии 1920-х гг.: сщмч. Вениамин (Фролов), еп. Байкинский//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2005. 1. С. 137-154; она же. Жизнеописание викария Уфимской епархии 1920-х гг., еп. Байкинского Вениамина (Фролова)//Церковь в истории России. М., 2005. Сб. 6. С. 244-266; она же. Новые мат-лы к жизнеописанию сщмч. Трофима (Якобчука), еп. Бирского, викария Уфимской епархии: (1869-1937)//ЕжБК. 2005. Т. 1. С. 312-318; она же. Стояние в вере: Временная автокефалия Уфимской правосл. епархии в период заключения Свят. Патриарха Тихона: (нояб. 1922 г.- авг. 1923 г.)//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2. 2007. 3(24). С. 79-117; Док-ты Патриаршей канцелярии 1925-1926 гг.//ВЦИ. 2006. 1. С. 67, 72; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 338-339; Скала А., прот. Церковь в узах: История Симбирской-Ульяновской епархии в советский период: (1917-1991 гг.). Ульяновск, 2007. С. 553, 763-776; Современники о Патриархе Тихоне/Сост., коммент. М. Е. Губонин. М., 2007. Т. 1. С. 49, 666; Т. 2. С. 523, 659; Мухин В., прот. История закрытия храмов и мон-рей г. Казани в 20-30-е гг. ХХ ст.//ПС. 2008. 1(16). С. 6, 101; Саранча Е., свящ., Миролюбов И., свящ., Зимина Н. П. Краткий очерк истории Единоверия//Краткий очерк истории Единоверия. 320-летие единоверческого храма Архангела Михаила с. Михайловская Слобода. М., 2009. С. 42-44; Косых И. Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832-1989 гг.//http://www.pravoslavie.ru/sm/31328.htm [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/674033.html

19 . Зубова Н.Л. Река времен. Кн. 2. Гражданское общество и частная жизнь. М., 1995. 20 . Иоанн (Снычев), митр. Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. 21 . Козьмина-Бороздина Т.Н. Посмертные работы академика Б.А. Тураева //Жизнь. М., 1922. 3. С. 101–112. 22 . Коковцев П.К. Б.А. Тураев . Известия Академии наук. IV серия, т. 14. Петроград, 1920. 23 . Константин (Зайцев), архим. Пастырское Богословие//Курс лекций, читанный в Свято-Троицкой духовной семинарии (в Джорданвилле). Джор-данвилль: Изд-во Свет Православия. 1960–1961. 24 . Копейкин К., прот. Университет и его храм//Вестник С.-Петербургского университета. 30 сентября 2007 г. 13 (3761). 25 . Копейкин К., прот. Храм Святых Апостолов Петра и Павла при Санкт-Петербургском государственном университете. СПб., 2006. 26 . Коростовцев М.А. Академик Борис Александрович Тураев (о стиле работы ученого)//Вестник Древней Истории. 1974. 2. С. 111–114. 27 . Кравецкий А.Г. Проблема богослужебного языка на Соборе 1917–1918 годов и в последующие десятилетия//Журнал Московской Патриархии. 1994. 2. С. 68–86. 28 . Кравецкий А.Г. Проблемы типикона на Поместном Соборе//Ученые записки. Вып. 1. М., 1995. С. 58–90. 29 . Крачковский И.Ю. Б.А. Тураев и христианский Восток. СПб., 1921. 30 . Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 42//Полное собрание сочинений В.И. Ленина. URL: http://vilenin.eu/t42/p324 (Дата обращения: 12.01.2013). 31 . Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока. Учебное пособие. Томск: Изд-во Томского университета, 2003. 32 . Милибанд С.Д. Труды академика Бориса Александровича Тураева (Хронологический перечень 210 книг, статей, переводов, рецензий и редакторских работ за 1893–1936 гг. и 31 статья о нем за 1904–1964 гг.)//Древний Восток. Сб. 2. Памяти академика Тураева Б.А. М., 1980. С. 42–55. 33 . Митрофанов Г., прот. История Русской Православной Церкви 1900–1927. СПб.: Сатис, 2002. 34 . Романовский С.И. Российская академия наук в годы Гражданской войны//Новый Часовой – Русский военно-исторический журнал. СПб., 1991. 5. С. 113–121.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010