митрополит Иоанн (Снычёв) ОСКВЕРНЕНИЯ В каких случаях при совершающихся в нас осквернениях находимся в состоянии падшего естества Адамова и в каких случаях – в состоянии естества Иисусова? Если совершаются в тебе осквернения, а ты услаждаешься тем и содействуешь тому, от чего рождается осквернение, не печалясь и не болезнуя сердцем, то состояние твое в падшем естестве Адамове. Тогда ты будешь действовать соответственно естеству Иисуса и привлечешь к себе помощь Его, когда сердце твое отречется от греха, когда оно отречется от начал, рождающих грех, когда будешь памятовать непрестанно о муках адских, когда ощутишь, что Помощник твой неотступно присутствует при тебе, когда ни в чем не будешь оскорблять Его, когда будешь постоянно плакать пред Ним, говоря: Господи! избавление меня от греха принадлежит единственно Тебе. Самому мне, без помощи Твоей, не избегнуть из рук врага. Стр. 141 (38). Если сердце твое увлекается от молитвы и поучения в разные помыслы и подвергается против воли твоей рассеянности, так что ты не можешь остановить этого увлечения, то делание твое еще находится в естестве Адама. Напротив того, оно в естестве Иисуса, если сердце искренно возненавидело грех и с решительностью устранило себя от начал, рождающих его, если вечная мука предстоит непрестанно пред душевными очами твоими, и ты соделался чуждым всего, что влечет в нее, если ты молишь Творца твоего сосредоточенною молитвою, чтоб Он пребывал с тобою и никаким прослушанием не прогневляешь Его, если ты плачешь пред Ним, говоря: «Господи! спасение мое от врагов моих принадлежит Тебе: самому мне, без помощи Твоей, невозможно избежать рук их». При этом наблюдай за сердцем твоим, чтоб не огорчать ни в чем наставляющих тебя о Господе. ( Авва Исаия ). Стр. 196 (343). Если человек не стяжет послушания, смирения и терпения, то он не может выйти из противоестественного состояния, хотя бы и сохранил все прочие заповеди. ( Авва Исаия ). Стр. 196 (344). Обратись всем сердцем в повиновение Богу, искренно умоляя Его и говоря: «Господи! весь я пред Тобою. Удостой меня быть в воле Твоей, потому что я не знаю, что полезно мне. Ты сотвори брань с врагами моими, потому что я не способен ведать всей злобы их и всех ухищрений». Если будешь молиться таким образом от всей души и направишь деятельность твою соответственно естеству Иисуса, то Он не попустит тебе подвергнуться обольщению и обману в чем-либо. ( Авва Исаия ). Стр. 196 (345). Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) УПОТРЕБЛЕНИЕ ВИНА Можно ли иноку пить вино? Сказали авве Пимену о некотором монахе, что он не пьет вина. На это авва сказал: монаху отнюдь не должно пить вина. Стр. 337 (64). В какой мере и когда дозволяется иноку употреблять вино? Брат спросил авву Ксоя: если я выпью три чаши вина, – не много ли этого? Авва отвечал: если нет диавола, то не много; если же он тут, то много. Вино – враг монахов, живущих по Богу. Стр. 308 (1). Виноградное вино в жарких климатах имеет совсем иное значение, нежели в климате умеренном. В жарком климате употребление вина часто бывает необходимостью. Диавол понуждает употреблять вино для наслаждения и по прихоти. По этому признаку познается его присутствие и действие. От такого употребления вина проистекает многообразный вред, особливо возбуждаются страсти, блудная и гневная. Монаху дозволяется употребление вина только в случаях нужды. При представившейся нужде должно обдумать, точно ли это – нужда? не прикрывается ли личиною нужды пожелание? По требованию истинной нужды монаху разрешается употребление вина умеренное, чтоб вино подействовало только на желудок, а никак не на голову. Какое действие производит в душе человека неумеренное употребление вина? Умоляю каждого человека, желающего принести Богу покаяние, отказаться от употребления вина в большом количестве. Вино возрождает погашенные страсти в душе и изгоняет из нее страх Божий. ( Авва Исаия ). Стр. 205 (434). Пример о том, как древние старцы старались воздерживать себя от употребления вина. Однажды в Скиту сделано было для братии угощение. Одному из присутствовавших старцев подали чашу вина. Он отказался выпить ее, сказав подавшему: унеси от меня эту смерть. Прочие, участвовавшие в трапезе, увидев это, также не стали пить вина. Стр. 482 (84). В другой раз принесен был в Скит сосудец с вином от начатков с тем, чтоб братиям было подано каждому по одной чаше. Один из братии, входя в трапезу и заметя, что подают вино, возвратился и побежал крытым ходом. Ход провалился. Прочие братия, услышав стук, побежали, чтоб увидеть случившееся: они нашли брата лежавшим, едва дышащим, и начали укорять его, говоря: поделом тебе! за твое тщеславие! Но авва, утешая его, сказал: оставьте сына моего: он сделал доброе дело. Жив Господь! во времена мои не будет возобновлен ход, пусть все знают, что в Скиту из-за чаши вина провалился крытый ход. Стр. 482 (85). Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) ОБЛИЧЕНИЕ Надо ли обличать человека в недостатке его? Никого, ни по какой причине, не обличай в недостатке его. ( Антоний Великий ). Стр. 22 (51). ОБОЛЬЩЕНИЕ ДЕМОНСКОЕ Пример о том, как демоны под видом благочестия пытаются обольстить делателей Божиих, являясь им в виде ангелов, показывая свет и побуждая их к доброделанию. Брат безмолвствовал в келлии своей. Демоны, приняв вид Ангелов, хотели обольстить его; они приходили к нему, будили его, показывали ему свет и приглашали к Божественной службе. Брат пошел к некоторому старцу и сказал: авва! ангелы приходят ко мне и приглашают к Божественной службе. Старец сказал: не слушай их, сын: это – демоны и, когда они придут будить тебя, скажи им: я, когда мне захочется, встану. Получив такое наставление, брат возвратился в келлию. На следующую ночь демоны, по принятому ими обычаю, опять пришли будить его. Но он отвечал так, как было заповедано ему, говоря: я, когда захочу, встану, а вас не слушаю. Они возразили: этот злой старик, лицемер, сбил тебя с толку! К нему приходил брат, прося денег взаймы, деньги у старца были, но он обманул брата, говоря, что у него нет денег, и не дал брату; из этого пойми, что он лицемер. Брат встал рано утром, пошел к старцу и пересказал ему слышанное от бесов. Старец сказал на это: что у меня были деньги – правда, а что я не дал брату, просившему в заем, то поступил так, зная, что причиню вред душе его, если дам. Я признал за лучшее нарушить одну заповедь, чтоб исполнением ее не впасть в нарушение десяти; из этого нарушения могло бы произойти значительное смущение, причиною которого были бы деньги, если бы я дал их. А ты не слушай демонов, которые хотят обольстить тебя. Утвержденный словами старца, брат ушел в свою келлию. Стр. 500 (110). Никак не должно увлекаться добродетелями, которые предлагаются демонами, как бы эти добродетели не были возвышены и блестящи. Все, предлагаемое демонами, должно отвергать, без всяких исключений. Произвольное повиновение демонам, хотя бы оно совершилось по их приглашению и настоянию, подчиняет человека демонам, лишает человека духовной свободы, соделывает его орудием их. Великое бедствие – поработиться демонам и сделаться орудием их! Бедствие, объемлющее мир и не понимаемое миром. Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Закрыть Нужен ли нам социализм? Социализм мог раскрыть подлинные возможности в нашей стране при условии христианизации русского народа и других народов, связанных исторически с христианством 01.10.2022 651 Время на чтение 13 минут Фото: Из интернет-источников Выйти из нынешнего идейного кризиса без добросовестного разговора о том, каким должно быть истинное христианское общество, думается, невозможно. В частности, нужен разговор на тему «христианство и социализм», который не получается пока по многим причинам. Некоторые из них, на мой взгляд, в следующем. Во-первых, слово «социализм» стало для большинства христиан, похоже, синонимом марксизма и марксистской практики переустройства жизни. Поэтому они не в состоянии понять, как это можно тратить время на выяснение и без того понятного предмета. Огромный вклад в формирование этой слепящей «ясности» внес И.Р. Шафаревич своей книгой о социализме как стремлении к смерти. Немалую роль сыграли в этом деле и популярные в православно-патриотических кругах митрополит Иоанн (Снычев) с И.А. Ильиным. Отмечу также и то немаловажное обстоятельство, что могучие силы современного мира, связанные с капитализмом, несомненно, заинтересованы в том, чтобы закрепить в русских головах исключительно негативное представление о социализме. Ведь марксизм как раз и был создан этими силами для того, чтобы дезориентировать людей в социальном вопросе (об этом чуть подробнее в моей статье, см. журнал «Молодая гвардия» 1996, 4). Дезориентировать посредством соединения антикапиталистической идеи с самыми разрушительными идеями – отрицанием христианства, отрицанием государства, отрицанием нации и семьи. В такой связке идея социальной справедливости и разумного устроения общества должна была приобрести монструозный характер и породить на практике бесчисленные преступления. Т.е. дискредитировать в глазах близоруких людей идею разумной альтернативы капитализму. Который получал в ходе этой операции время для маскировки своих подлинных черт посредством социальной косметики и приобретал как бы человеческие черты. Становился «капитализмом с человеческим лицом». Но об этой стороне дела ни Ильин, ни Шафаревич, ни митрополит Иоанн не написали.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/01/nu...

Митрополит И. Снычев: «Где же ты, некогда могучий и державный, русский православный народ? – взывает к нам из хаоса Смуты 1918 года святейший патриарх Тихон. – Неужели ты совсем изжил свою силу? И вот, ныне ты лежишь, поверженный в прах, попираемый своими врагами, сгорая в пламени греха, страстей и братоубийственной злобы. Пора понять – именно сейчас решается вопрос: удастся ли разрушителям России и дальше обманывать русский народ, завлекая его хитростью и ложью на путь безвозвратного самоуничтожения, к мрачной пропасти окончательной гибели, или ценой многих жертв и страданий мы все же прозреем, очнёмся, одумаемся. Ведь только тогда сможем мы обрести надежду на спасения, волю к жизни и утерянную было духовную мощь. Мир, по которому отторгаются от нас целые области, населённые православным народом… десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна… мир, по которому даже искони православная Украина отделяется от братской России и стольный град Киев, “мать городов русских”, колыбель нашего крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской, мир, отдающий наш народ и Русскую землю в тяжкую кабалу, – такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения. Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а Отечеству неисчислимые потери». Мы все понимаем, что духовно -нравственный потенциал детей и молодежи – это основа жизни и безопасности России, основа сохранения жизни на земле. Основная цель образования детей и молодёжи: создание условий для воспитания и обучения гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно -нравственных ценностей, исторических и национальных культурных традиций. На территории муниципального образования «Калязинский район» целенаправленно и успешно реализуются мероприятия Стратегии духовно- нравственного воспитания детей Тверской области на 2018 – 2027 годы, в настоящее время разработаны и выполняются межведомственные региональные и муниципальные планы. С 2018 года осуществляет свою деятельность Координационный совет по духовно- нравственному воспитанию граждан Калязинского района, который определяет приоритетные направления в работе по духовно -нравственному воспитанию. В рамках заседаний Совета проводятся «круглые столы», научно -практические семинары, встречи с писателями, учёными. В феврале 2022 года состоялась очередная моя встреча с родительской общественностью по вопросам духовно -нравственного воспитания детей и молодёжи.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/02/es...

В соответствии с двумя главными опорами, главными направлениями соборного единения - религиозным и светским, церковным и земским, общегражданским - сформировались и разрушительные технологии богоборцев, стремящихся уничтожить такое единство. Святые отцы не зря говорили, что «дьявол - это обезьяна Бога». Не будучи в силах создать ничего самостоятельного, сатана лишь «передразнивает» божественный порядок вещей, паразитируя на благодатных энергиях, извращая их, пытаясь создать свой, «параллельный» мир, подчиненный законам тьмы и злобы. В таком мире есть и свой «аналог» соборности - дьявольский суррогат, пролагающий путь грядущему антихристу, готовящий объединение обезверившегося мира не под покровом Закона Божия, не в лоне спасительной Истины Христовой, но - под игом «человека греха, сына погибели» (2 Сол. 2: 3), которого «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Сол. 2: 8). В области религиозной это злое начинание прикрывается лжеучением о необходимости объединения всех вероисповеданий (вне зависимости от истинности или ошибочности любого из них) - экуменизмом. В области государственной - лжеучением о неизбежности грядущего объединения человечества в единое сверхгосударство с общим Мировым Правительством во главе (мондиализмом). Оба эти лжеучения расцвели в XX веке пышным цветом. Оба они губительны для мира и для души человеческой. На пути обоих сегодня едва ли не последним препятствием осталась Россия - ослабленная, обескровленная, но все же не сдавшаяся, не покорившаяся... Прикрываясь «благородной» целью «устранения межрелигиозной розни» и «воссоединения верующих в единой братской семье», теоретики экуменизма забывают упомянуть о главном: о том, что в таком «воссоединении» будет утеряна величайшая драгоценность - истина Закона Божия, погребенная под грузом человеческого лжемудрствования. Как и всякая ересь, экуменизм лжет, предлагая «братски соединить» Истину с ложью, лукаво делая вид, что не понимает противоестественность такого соединения, надеясь, что люди, завороженные благородством лозунгов, не заметят страшной подмены.

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/01/...

В декабре 1923 года архиепископ Иларион был приговорен к трем годам заключения. Этапом он был доставлен в Кемский лагерь, а затем на Соловки. Когда архиепископ увидел весь ужас барачной обстановки и лагерную пищу, то сказал: “Отсюда живыми мы не выйдем”. Архиепископ Иларион вступил на крестный путь, завершившийся блаженной его кончиной. Крестный путь архиепископа Илариона представляет для нас очень большой интерес, ибо в нем проявилось все величие духа мученика за Христа, и поэтому позволим себе более подробно остановиться на этом моменте его жизни. Находясь на Соловках, архиепископ Иларион сохранил в себе все те добрые качества души, которые он приобрел посредством подвигов и до монашества, и в монашестве, и в священстве. Те, кто в это время находились вместе с ним, являлись свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Он просто отдавал все, что имел, что у него просили. Своими вещами он не интересовался. Поэтому кто-то из милосердия должен был все-таки следить за его чемоданом. И такой послушник был у него и на Соловках. Архиепископа Илариона можно было оскорбить, но он на это никогда не отвечал и даже мог не заметить сделанной попытки. Он всегда был весел, и если даже озабочен и обеспокоен, то быстро старался прикрыть это все той же веселостью. Он на все смотрел духовными очами, и все служило ему на пользу духа. “На Филимоновой рыболовной тоне,– рассказывал очевидец,– в семи верстах от Соловецкого кремля и главного лагеря, на берегу заливчика Белого моря,мы с архиепископом Иларионом и еще двумя епископами и несколькими священниками (все заключенные) были сетевязальщиками и рыбаками. Об этой нашей работе архиепископ Иларион любил говорить переложением слов стихиры на Троицын день: “Вся подает Дух Святый: прежде рыбари богословцы показа, а теперь наоборот – богословцы рыбари показа”. Так смирялся его дух с новым положением. Благодушие его простиралось на самую советскую власть, и на нее он мог смотреть незлобивыми очами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

а) «Все подано крайне упрощенно и не научно. Владыка Иоанн (Снычев) отмечал, что иерархическое сослужение сословий в общем деле и взаимном равенстве перед Богом и царем в XVI веке могло рухнуть по причине боярского представления о своем господстве над всеми сословиями в российском обществе. Уже в XVII веке разгром боярами и дворянами земства привел к ликвидации народной опоры самодержавия, а затем и потере личной свободы. Крепостничество действительно разлагало дворянство. Именно дворянство за двести лет своего правления и подготовило условия для социалистической революции в России, при этом дворяне нарушили все десять ветхозаветных заповедей. Не взирая на библейские заповеди, они и убивали крестьян, сокращая им жизнь тяжелой работой, каторгой, жесточайшими издевательствами и даже убийствами. Прелюбодействуя, насильно принуждали к этому крестьянских жен и дочерей, а продавая крестьян, забирали и землю, и скот себе. И создали себе кумира в виде буржуазного Запада. На аграрную реформу правительство пошло потому то, что община стала разрушаться. Но, Прудникова путает понятия «рабство» и «крепостничество». Закон давал уникальные права помещикам в отношении крестьян, но все таки это был не рабовладельческий строй, а крепостничество с элементами «рабовладения». 19 февраля 1961 года крестьяне юридически получили свободу и имели полное право переезда в любое другое место жительства, а это уже не крепостничество, как утверждает Прудникова. Другое дело, что среди крестьянства распространялись уголовщина, поножовщина, пьянство, богохульство, что и показал в своей книге «Наше преступление (не бред, а быль) И.А.Родионов в 1909 г. Но, это не только последствия крепостничества, но и последствия религиозного раскола, усугубляемого социальным расслоением общества. Утверждение о неудачной столыпинской реформе - это либеральная критика и не более того. А, что оставалось делать правительству в условиях распадающейся крестьянской общины? Ряд современных исследователей считает, что переселение крестьян из центральных областей в Сибирь как одно из направлений столыпинской аграрной реформы сыграло положительную роль уже в советское время, когда сибирский хлеб кормил бойцов на фронте, а сибирские полки спасли Советский Союз в самый напряженный момент боев с фашистской Германией под Москво й в декабре 1941 года».

http://ruskline.ru/analitika/2018/08/201...

школы, 334 вуза, 427 музеев, 43 тыс. библиотек. Ни одна страна в мире, кроме нашей, не понесла таких колоссальных потерь. Только прямой материальный ущерб России в этой войне составил около 700 млрд. руб., что, в сопоставимых ценах, равно почти 30 трлн. долл. США. А общие издержки нашей страны в годы войны составили 1890 млрд. руб, что, опять же в сопоставимых ценах, равно примерно 100 трлн. долл. США по нынешнему их курсу. Это превышает суммарно бюджеты США за последние двадцать лет. Но вот ведь парадокс: народное хозяйство СССР было восстановлено и вышло на довоенный уровень уже через пять лет после окончания войны. Не то, что сейчас: после распада СССР мы никак не можем выйти по объему ВВП на уровень 1991г. А прошло-то уже семнадцать лет! В чем тут дело? Не оказались ли рецепты оздоровления нашей экономики, предложенные западными экспертами, изначально порочными? Нас часто спасал здравый смысл и героизм народа, его самоотверженность и патриотизм. Какая другая страна знала такие экономические подвиги, как эвакуация в годы войны 1523 предприятий в восточные регионы страны? И ведь такая крупномасштабная акция была осуществлена всего лишь за первое полугодие войны! Таких стран, где можно увидеть в истории экономики нечто подобное, на земле не было, нет и не будет. А вот факторов, подобных этим, в истории нашей страны было не два и не три, а десятки и десятки. И их роль необходимо учитывать при оценках эффективности нашей экономики. Не случайно в народе говорят: " Что для русского здорово, то для немца смерть " . Никакие немецкие грюндеры или американские фермеры в таких природно-климатических и геополитических условиях просто не выжили бы. Перемерзли бы поголовно и напрочь! Третий фактор, обрекавший нашу страну на догоняющий сценарий социально-экономического развития, связан с западничеством. Совершенно правильно определил суть западничества митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), который сказал: " В основании западничества как религиозного и культурного явления, как болезни русского национального самосознания, лежат причины прежде всего духовного, мистического характера.

http://ruskline.ru/analitika/2009/10/07/...

Однако эта несуразность обрекала советское общество на гибель. Коммунистическая идеология, превратившаяся в «христианство без Христа», должна была в итоге либо признать Христа и торжественно умереть, либо продолжать деградировать, разлагаясь от цинизма своей элиты. Первый вариант исхода умер вместе со смертью Сталина, намеревавшегося отстранить партию от власти (ходили даже слухи, что в конце жизни вождя шла подготовка к его коронации), и страна пошла по второму пути медленного умирания. При Брежневе и Суслове идеологию «подморозили», дав партхозноменклатуре и народу сначала отдохнуть от чрезмерно напряжения сталинского времени и бесконечных хрущевских экспериментов, а потом побоялись что-то менять. И Советский Союз на радость внешним врагам закономерно умер. 10. Коммунисты сохранили в народе способность верить. Эту парадоксальную мысль любил в последние годы жизни замечательный православный мыслитель Виктор Николаевич Тростников, с которым мне довелось много беседовать. На мой взгляд, мысль глубокая и основательная. Суть её кратко заключается в том, что настоящая революция произошла не в 1917 году, а во второй половине XIX века, когда наука «твёрдо доказала, что Бога нет». «Бог умер», - констатировал Ницше. Но так приучалось думать всё образованное общество, постепенно развращавшее простой народ. Прекрасно это показано в замечательном фильме-эпитафии белому движению Никиты Михалкова «Солнечный удар». Коммунисты, предложившие вместо веры в Бога веру в коммунизм, спасли в народе способность верить. Вера в коммунизм в эпоху тотального культа науки, провозглашавшей «Подвергай всё сомнению», спасла саму способность верить. Поэтому и стал возможен религиозный ренессанс 80-90-х годов в России. Поэтому глубоко символично, а для многих совершенно неожиданно, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), один из тех, кто «плохо сотрудничал» с советскими органами, в начале 90-х начал публиковаться в газетах «Завтра» и «Советская Россия». Для многих православных это было шоком, ведь в то время антисоветизм и антикоммунизм среди православных считался чем-то само собой разумеющимся. Но Владыка смотрел глубже, видел совсем иные смыслы в коммунизме, особенно в коммунизме, переставшем быть системой.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/04/ko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010