161 «Церковный Вестник Западно-Европейской епархии» – журнал, издавался в 1927 – 1940 гг. митрополитом Евлогием Георгиевским. 162 «Возрождение, орган русской национальной мысли» – журнал, издавался в 1925–1940 гг. в Париже. 163 Две последние подписи под актом о вскрытии завещания Святейшего Патриарха Тихона и вступлении в отправление обязанностей Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского], именно: подпись «Григорий [Яцковский], архиепископ Екатеринбургский», и следующая: «Тихон [Шарапов], епископ Гомельский» (59-я и 60-я по порядку) – поставлены этими святителями значительно позже составления и подписания акта присутствовавшими на погребении Святейшего архиереями. Эти иерархи участия в погребении не принимали. Причина отсутствия архиепископа Григория не выяснена; епископ же Гомельский Тихон не был на погребении потому, что, поехав вскоре после своей хиротонии (предпоследней из совершенных Патриархом Тихоном 9(22) марта 1925 г. в храме 40 мучеников у Новоспасского монастыря в Москве) во вверенную ему епархию, тогда же был арестован и находился в заключении в г. Гомеле. Спустя несколько месяцев, появившись в Москве (с подпиской о невыезде из неё), он, при одном из посещений Патриаршего Местоблюстителя, подписал означенный акт. С другой стороны, следует отметить отсутствие подписей под актом некоторых иерархов, находившихся в то время в Москве и, безусловно, присутствовавших на погребении Святейшего Патриарха. Например: 1) митрополита Серафима [Чичагова], бывшего Варшавского иˆ2) епископа Венедикта [Плотникова] Кронштадтского. Объяснить этот факт пока что нам не представляется возможным. 164 См.: Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов 20 столетия – григорианским, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. 2-е изд., доп. Сортавала, 1993. В дальнейшем ссылки на это издание даются в сокращении: Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы. 165 Это послание Патриаршего Местоблюстителя от 15(28) июля 1925 г., представляет собою документ чрезвычайной важности для своего (и ближайшего затем) времени, а кроме того (в широком смысле), явилось, по-видимому, главным основанием к последовавшему в конце того же года аресту его и вечному исчезновению с внешнего церковного горизонта.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

После принятия в дек. 1925 г. монашества и возведения во архимандрита 12 янв. 1926 г. был хиротонисан во епископа Гдовского, назначен викарием Ленинградской епархии. Хиротонию, совершенную в Н. Новгороде, возглавил Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). 5 апр. того же года Д. и Шлиссельбургский еп. сщмч. Григорий (Лебедев) подписали послание митр. Сергию о поддержке мер, принятых против организаторов григорианского раскола . После того как назначенный на Ленинградскую кафедру митр. Иосиф (Петровых) из-за запрета властей не смог в сент. 1926 г. вернуться в Ленинград, он осуществлял управление епархией из Ростова и позднее из Моденского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря через своих викариев, в т. ч. и через Д. Д. негативно встретил «Декларацию» 1927 г. митр. Сергия. В сер. авг. 1927 г. он и ряд единомышленных ему клириков направили послание митр. Иосифу, в к-ром выразили несогласие с политикой, проводившейся митр. Сергием после издания «Декларации». В нач. окт. того же года Д. посетил митр. Иосифа, к-рый сообщил ему о своем отказе подчиниться указу митр. Сергия и Временного Свящ. Синода от 13 сент. о переводе на Одесскую кафедру. Вернувшись в Ленинград, Д. известил ряд лиц о несогласии митр. Иосифа с распоряжением Синода, что сказалось на росте недовольства митр. Сергием среди духовенства и мирян епархии ( Иоанн (Снычев). С. 150-151). 25 окт. 1927 г. митр. Сергий и Временный Свящ. Синод подтвердили постановление о перемещении митр. Иосифа на Одесскую кафедру. Временно управляющему Ленинградской епархией викарному Петергофскому еп. Николаю (Ярушевичу) было предложено прекратить в храмах епархии возношение имени митр. Иосифа как правящего архиерея. Д. и викарному Колпинскому еп. Серафиму (Протопопову) предписывалось находиться в должных отношениях с еп. Николаем и не выезжать без его ведома и благословения за пределы епархии. Однако это не внесло успокоения в церковную жизнь Ленинграда, где значительная часть духовенства и мирян не только выступала за возвращение митр. Иосифа на Ленинградскую кафедру, но и отвергала политику, проводимую митр. Сергием после издания им «Декларации». Одним из руководителей этого движения, получившего название «иосифлянское», стал Д.

http://pravenc.ru/text/178163.html

Вашего Высокопреосвященства Глубокочтимого Архипастыря во Христе брат, сердечно преданный Виктор, епископ Ижевский и Вотский. 16 декабря 1927 г. Польский M., протопресвитер. Новые мученики российские. Джорданвилль, 1957. Т. 2 17(30).12.1927. 208. Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] и Временного Патриаршего Священного Синода о запрещении в священнослужении ленинградских иосифлян в связи с их актом отхода от Заместителя от 13(26) декабря 1927 г. Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы Заявление серпуховского духовенства Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию [Страгородскому] об отложении от него и его Временного Патриаршего Священного Синода 191 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Не находя для себя более возможным оставаться на том скользком и двусмысленном пути, на который Вы своими декларацией и распоряжениями поставили всю Православную Церковь , и повинуясь голосу совести и долгу пред Богом и верующими, мы, нижеподписавшиеся, порываем каноническое и молитвенное общение с Вами и так называемым «Патриаршим Синодом» и отказываемся признавать Вас Заместителем Местоблюстителя Патриаршего Престола на следующих основаниях. 1 . Декларация Ваша от 16 июля [ст. ст.], указ от 20 октября 192 и все, что известно о Вашем управлении Церковью, с очевидностью говорит о том, что Вы поставили Церковь в зависимость от гражданской власти и лишили её внутренней свободы и самостоятельности, нарушая тем и церковные каноны и идя вопреки декретам гражданской власти. 2 . Таким образом, Вы являетесь не чем иным, как продолжателем так называемого «обновленческого» движения, только в более утончённом и весьма опасном виде, ибо, заявляя о незыблемости Православия и сохранении каноничности, Вы затуманиваете умы верующих и сознательно закрываете от их глаз ту пропасть, к которой неудержимо влекут Церковь все Ваши распоряжения. 3 . Результат Вашей политики у нас налицо. Верующие г. Серпухова, взволнованные Вашими распоряжениями, охвачены сильнейшей тревогой и недоумением за судьбы св.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Простите нашу худость, отцы и братия, сестры и чада о Господе, и помолитесь о моих грехах. Милость Господня да радует всех нас непрестанно, возлюбленные. Господь Бог говорит каждому имеющему уши, чтобы слышать: «Будь верен мне до смерти и дам тебе венец жизни. Боязливых же и неверных Мне участь в озере, горящем огнём и серою» ( Откр.2:10; 21:8 ) 182 . Худостный Епископ Василий Прилукский. 1927 г. Остров Соловки. Польский M., протопресвитер. Новые мученики Российские. Джорданвилль. 1957. Т. 2 08(21).10.1927. 549. Указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] о поминовении за богослужением предержащей власти и об отмене поминовения всех епархиальных архиереев, находящихся в ссылках Иоанн [Снычев]. митрополит. Церковные расколы 1195. Послание Патриарха Иерусалимского Дамиана [Касатоса] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] и Временному при нем Патриаршему Священному Синоду Высокопреосвященнейший митрополит Нижегородский Сергий, Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, и Временный Патриарший Священный Синод, во Христе Боге возлюбленные братья и сослужители Нашей Мерности, благодать и мир от Живоносного Гроба Господня да пребудет со всеми Вами и духовными чадами Вашими. Нами получено Ваше послание от 24 сентября (7 октября) 1927 г., за 479. Матерь Церквей Иерусалимская Церковь , от Которой, как от солнца лучи, свет спасения разлился по всей земле, озарив собою и Русскую землю, с древних времён пребывала и ныне пребывает в духовном единении с Православной Российской Церковью, шлёт своё искреннее сочувствие и пожелание твёрдо и неуклонно стоять на незыблемой почве догматов, правил Св. Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и святоотеческих преданий, только при хранении каковых возможно достигнуть тихое небесное пристанище, главную цель нашей жизни на земле. Мы непрестанно молимся у Живоносного Гроба и Божественной Голгофы об умиротворении все ещё не утихшего церковного волнения в России и ниспослании взаимной любви, единения и сочувствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Все они (отъезжающие) ограничились тогда статьей одного церковника (имя неизвестно) под заглавием «Различие между обновленчеством и православием », удовлетворявшей их как материал, дающий возможность при спорах ссылаться на приводимые им тексты и справки посланий против обновленцев 124 . С горечью в сердце Епископ МАНУИЛ 13 декабря 1926 года вторично обратился с письмом к архипастырям и высказал все наболевшее. Так полностью и не смог осуществить свои планы, полезные для Церкви, святитель. Впрочем и то, что он сделал, имело немаловажное значение для дальнейшей борьбы с обновленчеством. В 1927 году, когда возникло иосифлянство, он вместе с другими иерархами выступил против раскола и высказал свою солидарность с политикой Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. СЕРГИЯ. Много полезного сделал святитель и для православного духовенства, находившегося вместе с ним в Соловках. Он узнавал, кто из священнослужителей нуждался в материальной помощи, и через письменные обращения к своей пастве находил добрых людей, которые присылали таковым все необходимое для их горькой жизни. Словом, чем мог и как мог, Епископ МАНУИЛ облегчал печальную участь соловчан из духовенства. Свою духовную жизнь он поддерживал постоянно напоминанием себе о том, выполнил ли он то, что заповедал ему СПАСИТЕЛЬ мира, и постоянной готовностью ко всему худшему. В свободные от дел часы и когда ему никто не препятствовал, святитель посещал монастырское кладбище и там совершал отпевание безродных и бездомных. В октябре 1927 года он был утешен явлением ему матери из загробного мира. В ноябре 1927 года еп. МАНУИЛ был уже назначен к отправке на материк, как получивший помилование, но какие-то непредвиденные обстоятельства задержали его, и он вторично оказался на Соловках, где просидел целый месяц, а в декабре отправлен на Кемский остров. Перед отъездом на Кемский остров Епископ МАНУИЛ передал на хранение схиархимандриту Феофану, последнему настоятелю Соловецкого монастыря, рукописи, написанные им, под названием «новый Соловецкий Патерик». Архимандрит, страха ради иудейского, рукописи эти сжег, причинив тем самым неисцелимую скорбь святителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Важным переломным рубежом в истории Русской Православной Церкви стали события второй половины 1927 г. 29 июля освобожденный из заключения митрополит Сергий (Страгородский) совместно с членами созданного им Временного Синода выпустил «Послание к пастырям и пастве» (Декларацию 1927 г.) о лояльности советской власти, одновременно был допущен контроль ОГПУ над кадровой политикой Московской Патриархии. Такие компромиссы были негативно восприняты многими священнослужителями и мирянами. И ярче всего это недовольство и возмущение проявилось в Ленинграде. В середине августа духовник Владыки прот. Александр Советов, еп. Гдовский Димитрий, схимонахиня Анастасия (Куликова) и другие клирики северной столицы отправили митрополиту Иосифу послание с выражением своего несогласия с политикой Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. А 13 сентября 1927 г., вероятно по настоянию ОГПУ, на заседании Временного Синода под председательством митр. Сергия, «по соображениям большей пользы церковной», решено было перевести Владыку Иосифа на Одесскую кафедру. Этот указ вызвал среди верующих Ленинграда такую бурю возмущения, что даже не сочувствоваший митр. Иосифу церковный историк митр. Иоанн (Снычев), в своей книге отметил: «Когда стало известно, что их любимец и страдалец за веру православную не согласен с решением Синода и открыто выражает свой протест против него, смущение народное достигло крайних пределов...»; «Сергий и его Синод власти предались и угрожают ей безмерно. А того не разумеют, что Церковь Православную губят». Сам Владыка Иосиф «воспринял указ – по свидетельству современника – как величайшую несправедливость, как следствие интриги», а с амвонов в Ленинграде открыто говорили, «что митрополит Иосиф переведен неправильно по докладу епископа Николая (Ярушевича) , который, очевидно, наклеветал на него». Митр. Иосиф в письме к митр. Сергию от 28 сентября тоже видел в перемещении «злую интригу кучки людей, не желавшей, чтобы он пребывал в Ленинграде». Митрополит Иосиф пытался лично повлиять на решение, для чего он – по рассказу архиепископа Алексия (Симанского) – в середине сентября передал в Москве через митрополита Сергия письмо Е. Тучкову, в котором якобы «без должного достоинства...благодарил того за оказанную милость – разрешить выехать из Моденского монастыря, но просил продлить эту милость и дальше – разрешить ему управлять Ленинградской епархией, с которой он сроднился». Однако уже через две недели, преодолев минутную слабость, митр. Иосиф отправил митр. Сергию письмо, где упрекает его и высшую церковную власть «в плачевно-рабском послушании, совершенно чуждом церковному началу». 14

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Митр. Сергия и членов Временного Патриаршего Синода, издавших в 1927 г. «Д.», поддерживало значительное большинство российского епископата, в т. ч. такие церковные деятели, как митрополиты Михаил (Ермаков) , Никандр (Феноменов) , священномученики Серафим (Чичагов) и Евгений (Зёрнов) . Местоблюститель Патриаршего Престола митр. сщмч. Петр (Полянский) в 2 письмах, адресованных своему Заместителю, хотя и с оговорками, согласился с неизбежностью его церковной политики и, что особенно важно, подтвердил полномочия Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Верейский архиеп. сщмч. Иларион (Троицкий) , авторитет которого в церковной среде был особенно высок, написал из Соловецкого лагеря письмо с осуждением отделившихся от митр. Сергия. Касаясь в этом письме, составленном из-за лагерной цензуры иносказательно, вынужденных переводов и увольнений архиереев, он заметил: «Что и других переводят, так что ж делать, поневоле делают, как им жить дома нельзя. Прежде по каким пустякам должность меняли - и еще рады были, а теперь заскандалили» (цит. по: Иоанн (Снычев). Церковные расколы. С. 207-208). В наст. время «Д.» является лишь одним из документов церковной истории, отражающим события 20-х гг. ХХ в. Характерная для той эпохи стилистика, умолчание о гонениях, воздвигнутых гос. властями на Церковь, не должны набрасывать тень на исповедническое служение митр. Сергия и др. авторов обращения 29 июля 1927 г. До известной степени «Д.» сохраняла актуальность и в последующие времена существования советского режима с его офиц. атеизмом и дискриминацией Церкви и всех вообще религ. общин. В советский период священноначалие Русской Церкви, архипастыри и пастыри в офиц. выступлениях ссылались на «Д.» как на акт, положения к-рого оставались основополагающими принципами отношений РПЦ к Советскому гос-ву. После падения коммунистической системы «Д.» утратила актуальность, о чем с церковной стороны на самом высоком уровне не раз было заявлено уже в 1991 и 1992 гг. В наст. время Русская Церковь в отношениях с гос-вом руководствуется «Основами социальной концепции РПЦ» , положения которых, подчеркивающие независимость Церкви, во многом принципиально отличаются от идей «Д.», составленной в условиях гонений, когда вопрос стоял о выживании легальной церковной структуры, ради сохранения к-рой и был издан этот акт. Однако сама форма «Д.» - документа, лишенного регламентирующего характера, являющегося не определением или постановлением, а именно декларацией, делает излишним постановку вопроса о его отмене или дезавуировании.

http://pravenc.ru/text/171618.html

Сергии (Дружинин), еп. Нарвский, вик. Ленинградской еп. Епископ Сергий выходец из простецов. Образование получил домашнее. Воспитывался в Сергиевской пустыни Петербургской епархии. Там же, вероятно, был пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. До революции он был настоятелем той же пустыни в сане архимандрита, а затем исполнял пастырские обязанности при станции в двух верстах от монастыря. О его возведении в епископский сан хлопотали его почитатели. Специальная депутация отправилась с ходатайством об архимандрите Сергии к преосвященному Венедикту, епископу Кронштадтскому, управляющему Ленинградской епархией. Последний ходатайство это отклонил, сославшись на то, что нужды в епископе не имеет и что кандидат не соответствует своему назначению. Депутация, однако, настойчиво требовала от епископа Венедикта исполнения их просьбы и даже высказала, что она добьется своего желания и без его участия – поедет в Москву к Патриарху. Преосвященный пригласил к себе архимандрита Сергия и упрашивал его не домогаться епископства. Но дело кончилось тем, что архимандрит Сергий был вызван в Москву и там в конце сент.– октября 1924 года был хиротонисан Патриархом Тихоном во епископа Нарвского, вик. Ленинградской епархии. (Записки протоиерея А.Л. о русской церковной жизни первой половины XX века, стр.26–27. Рукопись). В конце 1927 года вместе с епископом Димитрием (Любимовым) отошел от канонического подчинения митрополиту Сергию (Страгородскому) и образовал т.н. иосифлянский раскол. 17/30 декабря 1927 года Заместитель Патриаршего Местоблюстителя наложил на него запрещение в священнослужении, а 25 января 1928 года лишил его титула Копорского и предал каноническому суду православных епископов за то, что он нарушил данное им обещание отмежеваться от раскольников и продолжал служить в состоянии запрещения. Епископ Сергий так и остался в иосифлянском расколе. В 1930 году он был лишен физической возможности управлять отошедшими в раскол. Год смерти неизвестен. Литература: ФПС I, стр.8. ФАМ I, 235, стр.19. «Урал. Церк. Вед.» (обновл.) 1928, 5–6, стр.7. «Списки архиереев 1897–1944 гг. Патр. Алексия”, стр.22. Архим. Иоанн (Снычев). «Церковные расколы», стр.262–263, 265, 267, 273, 306, 351. 1930 wurde er verhaftet. Regel’son 448 , 464, 478 , 542 . M. Andreyev, Russia’s Catacomb Saints 96, 496f, 505. Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II, 179, 197–202. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ВВЦС, орган григорианского объединения, легализируется гражданской властью в начале 1926 г. с сохранением за собою именования «староцерковнического». От одного канонического преступления – созыва незаконного Собора вопреки ... Григорий, запрещённый архиепископ, перешёл к другим. Он позволил себе не считаться с запрещением, на него возложенным двумя первенствующими митрополитами, а кроме того, сам с группою своих сотоварищей позволил иным лицам не считаться с запрещениями, возложенными другими епископами и духовниками и в неподведомых ему областях, чем пренебрёг заповедь Спасителя: «что свяжете на земле, будет связано и на небесах» 177 – и заповедь церковную: что один духовник суд другого духовника решити не может. К нему примкнули те, кто недоволен был прещениями церковными. Велика опасность усугубить раскол свой тем лицам, которые не видят раскола в общении своём с Андреем [Ухтомским], бывшим Уфимским епископом. Раскол этот состоит в противлении порядку законного иерархического преемства. Следствие его: дробление Тела Церкви, отмирание целых частей сего Тела. Слышите и разумейте. Подлинный подписал: епископ Иоанн, управляющий Уфимской епархией. С подлинным верно: Член Уфимского епархиального совета (подпись). 10 августа [н. ст.] 1927 г. Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы Отклик неизвестного на Декларацию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] и Временного при нём Патриаршего Священного Синода от 16(29) июля 1927 г. ...Делая то, что он делает, митрополит Сергий, во всяком случае, обязан был выполнить то, чего он сам требовал от митрополита Агафангела [Преображенского], от бывшего архиепископа Екатеринбургского Григория [Яцковского] и прочих претендентов на создание новых ориентаций, испросить благословения своего иерархического начальства. Ведь митрополит Сергий только и. д. Местоблюстителя, т. е. лицо не самостоятельное, долженствующее действовать во всяком случае не вопреки указаниям того, чьё имя он сам возносит на Божественной Литургии, как имя своего «Господина». Поэтому он должен был запросить митрополита Петра [Полянского] о его отношении к предпринимаемому им весьма важному и ответственному шагу и только с благословения того действовать. Между тем ни в протоколах синодских заседаний, ни в самом воззвании [Декларации. – Сост.] нет и следов указаний на то, что так было сделано и что благословение получено. Наоборот, обоснование на покойном Патриархе Тихоне даёт всякое основание заключить, что санкция от митрополита Петра не получена. А если так, то это уже крупное самочиние. Насколько важно было для митрополита Сергия получить благословение митрополита Петра, показывает то соображение, что в случае несогласия его с деятельностью своего Заместителя (митрополита Сергия), этот последний сразу становится таким же «похитителем» власти, как и те лица, о которых он упоминает в своём воззвании...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

е. с участием всех православных епископов или до открытого и полного покаяния пред Святою Церковью самого Митрополита Сергия сохраняем молитвенное общение лишь с теми, кто блюдёт «да не преступаются правила отец»... и да не утратим помалу неприметно тоя свободы, которую даровал нам кровию Своею Господь наш Иисус Христос, Освободитель всех человеков (из 8-го правила 3 Вселенского Собора.) Аминь. Подписи: епископ Сергий [Дружинин]. епископ Димитрий [Любимов]. Декабря 13(26) дня 1927 г. Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы Второе письмо к митрополиту Сергию [Страгородскому] епископа Ижевского и Воткинского Виктора [Островидова] с протестом против новой. «сергианской» политики, основанной на Декларации от 16(29) июля 1927 г. 189 Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь, Глубокочтимый и дорогой Владыко. В октябре месяце я с сыновней любовью возымел дерзновение высказать Вашему Высокопреосвященству свою скорбь по поводу начавшегося губительного разрушения Православной Церкви «в порядке управления». Таковое разрушение Церкви Божией есть вполне естественное и неизбежное следствие того пути, на который поставило Вас Ваше «воззвание 16 июля” [ст. ст.] и которое для нас, смиренных и боящихся Бога и для всех христолюбивых людей является совершенно неприемлемым. От начала до конца оно исполнено тяжёлой неправды и есть возмущающее душу верующего глумление над Святою Православною Церковью и над нашим исповедничеством за истину Божию. А через предательство Церкви Христовой на поругание «внешним» оно есть прискорбное отречение от своего спасения или отречение от Самого Господа Спасителя. Сей же грех, как свидетельствует Слово Божие, не меньший всякой ереси и раскола, а несравненно больший, ибо повергает человека непосредственно в бездну погибели, по Неложному Слову: «иже отречется Мене пред человеки» 190 и проч. Насколько было в наших силах, мы себя самих и нашу паству оберегали, чтобы не быть нам причастниками греха сего, и по этой причине самое воззвание возвратили обратно.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010