Заключение Итак, мучение любви… Из-за чего же она мучается? Почему не дается ей место в наших сердцах? Мне видится, потому что любовь не сочетается у нас с церковной мудростью, с евангельским разумом. За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь Бог твой, в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя ( Втор. 28:47-48 )… Видимо, это с нами и происходит. Не научены мы, не взыскуем мы служить Богу в “веселии и радости”; не видим, не замечаем “изобилия всего”, что дает нам Господь в Церкви – дает совершенно независимо от “последних времен”, от “апостасии”, от “оскудения”… От того и мучается наша любовь. Она “зашорена” идеологией и неадекватна. Что же нам делать? Не унывать, не “ностальгировать”, смириться, хранить себя от идолов (см. 1 Ин. 5:21 )… Мы – не Бахи, не Моцарты, не Макарии Великие и не Серафимы Саровские . Если мы будем адекватно относиться к самим себе, к времени, в которое поставил нас Господь, если мы будем стараться познавать, что есть христианство, и осуществлять его в своей жизни, а не сооружать себе идеологии и схемы – то у нас будет много поводов для радости. Бог – с нами, и мы – с Ним: вот главное в нашей жизни, которое никто и ничто не отнимет у нас (см. Ин. 16:22 ; Рим. 8:35-39 ). игумен Петр Мещеринов Источник: Фома.ru Использованная литература и примечания Это и нижеследующие высказывания автора позволяют размышлять о том, что смирение не может и не должно быть внешним приемом. С одной стороны, не следует допускать поругания образа Божия в человеке, равно как и “смиренно” подчиняться, например, запрету на исповедание веры в Бога. С другой – чисто внешние “упражнения в смирении”, как правило, приводят к завышенной самооценке собственной праведности. – Ред. Вернуться Пример несовпадения святых Отцов и святоотеческой идеологии: преподобный Макарий Великий пишет, что христианину на всех следует взирать чистым оком и никого не порицать – ни злодея, ни явную блудницу… а архимандрит Лазарь постоянно пишет: “все мы полумертвы” (С. 76), “мы думаем спастись как-нибудь”, “вся наша церковная жизнь нами воспринимается, как…” (С. 73), “сегодня мы все очень плохие христиане!”(С. 123). По святым Отцам все же корректнее говорить “я” , “моя церковная жизнь” , а не “мы” .

http://azbyka.ru/fiction/otzyv-o-knige-m...

И покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь — Сын не только исцеляет болезни людей (ст. 1–9), Он также обладает Божественной властью и силой возвращать мёртвых к жизни. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет — воскрешение из мёртвых рассматривалась как прерогатива Самого Бога, см. риторический вопрос Иорама, царя Израильского: Разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять? (4 Цар 5:7). В позднейшей раввинистической литературе (Таанит, 2а, мнение равви Иоханана) говорится, что Бог удерживает при Себе три “ключа”, которые не вручаются никакому “представителю” или “посланнику” ключ от дождя (Втор 28:12), ключ от чрева женщины (Быт 30:22) и ключ воскресения мёртвых (Иез 37:13). Иногда считалось, что Илия здесь — единственное исключение, но ни в каких иудейских источниках (кроме поздних) не говорится, что Мессия может воскрешать мёртвых. Более того, в нынешнем веке Сам Бог не воскрешает мертвых (кроме нескольких особых случаев), воскресение относится к будущему веку. Сын оживляет, кого хочет — Сыну дана власть и свобода, немыслимая для человека; ср. выбор одного из огромного множества больных (5:6). В этих словах тройной смысл: 1) человечество воскреснет в Иисусе Христе в последний день, ср. ст. 28–29 и 1 Фес 4:16; 2) Иисус избавляет людей от греха, то есть духовной смерти, ср. ст. 25 и Рим 6:4; 3) речь также идёт о воскресении Лазаря, о котором рассказано в этом Евангелии (11:43–44) как о прообразе общего воскресения. Истинно, истинно говорю вам — слова здесь, как обычно, предваряют особо важное речение, подводящее итог сказанному прежде на взаимосвязанные эсхатологические темы Воскресения и Суда. Слушающий слово Мое — вера имеет источником слышание, ср. Рим 10:17; о слышании, вере и сохранении слов Иисуса см. 2:22; 5:24; 7:40; 8:43,51–52,55; 14:23–24; 15:20; 17:6, причём особое значение имеет 12:48 (Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день) и 8:47 (Кто от Бога, тот слушает слова Божии).

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Мученичество христиан Источники Игнатий: Epistolae. Martyrium Polycarpi. Тертуллиан : Ad Martyres. Ориген : Exhortatio ad martyrium (προτρεπτικς λγος εις μαρτριον). Киприан: Ер. 11 ad mart. Пруденций: Περ " ι στεφνων hymni XIV. См. список литературы к § 12. Труды Sagittarius: De mart, cruciatibus, 1696. H. Dodwell: De paucitate martyrum – Dissertationes Cyprianicae. Lond. 1684. Ruinart (католик): Praefatio generalis in Acta Martyrum. F. W. Gass: Das christl. Märtyrerthum in den ersten Jahrhunderten, in Niedner " s «Zeitschrift f. hist. Theol.» 1859- " 60. Ε. de Pressense: The Martyrs and Apologists. Перевод с французского. London and Ν. Y. 1871. (Ch. II p. 67 sqq.). Chateaubriand: Les martyrs ou le triomphe de la rel. chrét. 2 vols. Paris 1809 и многие другие издания (лучший перевод на английский О. W. Wight, N. York 1859.) Не имеет критической и исторической ценности, только поэтическую. См. также Jameson: Sacred and Legendary Art. Lond. 1848. 2 vols. На эти длительные и жестокие гонения церковь ответила не революционным насилием, не плотским сопротивлением, но моральным героизмом страданий и смерти за истину. Однако этот героизм был самым светлым ее украшением и самым эффективным оружием. Этим своим героизмом церковь доказала, что достойна своего божественного Основателя, Который принял смерть на кресте ради спасения мира и даже молился о прощении Своих убийц. Патриотические добродетели Древней Греции и Рима проявились здесь в самой возвышенной форме, в самоотречении ради небесной страны, ради венца, который никогда не увядает. Даже дети становились героями и со священным энтузиазмом устремлялись к смерти. В эти тяжелые времена люди руководствовались словами Господа: «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» 75 ; «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» 76 . И ежедневно сбывались обещания: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» 77 ; «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» 78 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Премудрость обращается к людям (Притч 1:20–33) и открывает им тайны Божии (Притч 8:22–36), однако большинство людей не принимает ее. В ВЗ и в еврейской традиции мудрые принимают, а простецы и невежды отвергают дар Премудрости. Иисус переворачивает эту схему: Божия весть утаена он мудрых, но принимается простыми и неискушенными людьми, которые названы младенцами. Подобная мысль, впрочем, не совсем чужда письменности мудрых Израиля: Много высоких и славных, но тайны открываются смиренным (Сир 3:19), Премудрость отверзла уста немых и сделала внятными языки младенцев (Прем 10:21) и встречается в кумранской литературе. Та же мысль подробно раскрывается у апостола Павла (1 Кор 1:18–31), и формальная близость слов eЩdok…a ‘благоволе­ние’ в 10:21 и eЩdTkhsen ‘благоугодно было’ в 1 Кор 1:21, может быть, означает, что Апостолу было известно это речение. Отче ( арам. ’abb„) — слово, с которым в эпоху ВЗ почти никто не обращался к Богу (см., однако, молитву Елеазара в 3 Мак 6:2: Призри, Отец, на семя Авраама) и которое открывает Богосыновство Самого Иисуса. Господи неба и земли — распространенное молитвенное обращение, сохраненное в еврейской традиции и опирающееся на Быт 14:19 (благословение Мелхиседека), 22 (клятва Авраама), см. еще Тов 7:17. Может быть, Иисус прямо благодарит Отца за то, что знание утаено от мудрых и разумных, и таким образом посрамляется их гордыня. Однако грамматическая конструкция допускает и другое понимание, при котором благодарение относится лишь к откровению Божественного знания младенцам: ‘благодарю за то, что Ты, скрыв от мудрых и разумных, открыл сие младенцам’. Тайный Божий замысел, обозначенный местоимением сие ( таата), в предустановленный срок открывается избранным людям как Благая Весть о спасении. Всё предано Мне Отцем Моим, и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть — речение, восходящее к общему источнику Луки и Матфея; по конструкции и стилю оно напоминает речи Иисуса в Евангелии от Иоанна.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Разделы портала «Азбука веры» Боговедение — 1) ведение Бога , основанное на естественном откровении, Священном Писании и Священном Предании ; 2) ведение Бога на основании личного опыта богообщения . Обязательно ли для христианина знание истин о Боге? Согласно Откровению, богопознание стоит в тесной связи со спасением : «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа » ( Ин.17:3 ). А по строгому счёту можно сказать, что упорное нежелание ведать Владыку противоречит даже и самому званию « христианин ». Человек — образ Божий . Способность познавать Господа заложена в самое наше естество. Следовательно, отвращаться от богопознания — не только грешно , но и противоестественно. Человек, нарочито отвращающийся от боговедения, уподобляется ветхозаветным нечестивцам, говорившим Создателю: «отойди от нас; не хотим мы знать путей Твоих!» ( Иов.21:14 ). Символ веры начинается со слова «верую». А подлинная вера подразумевает не абстрактное отношение к Истине, но твердое и стройное мировоззрение и миросозерцание. Только такая вера и может служить жизненной опорой, средством единения христианина с Богом и с ближним (см.: Можно ли быть христианином без знания догматов? ). Незнание Господа нередко приводит к формированию в воображении ложного представления о Творце, фактически — мысленного идола, в то время как боговедение (а не неведение) укрепляет доверие к Вседержителю, служит основой богообщения и правильного богопочитания: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смерен сердцем» ( Мф.11:29 ). В чем состоит принципиальное отличие богопознания, осуществляемого силами формального мышления, от боговедения проистекающего из опыта личных встреч с Вседержителем? Теоретическое богопознание способствует богообщению, тогда как опытное проистекает из него (см.: Боговидение ). Собственно, богообщение и является целью христианского делания: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» ( Деян.17:26-27 ). Теоретическое богопознание указывает человеку путь к вечной жизни и вечному блаженству, а в богообщении он уже становится причастным Источнику жизни и радости: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» ( Пс.33:9 ) Цитаты о боговедении «Ведение Бога приобретает с чистым сердцем упражняющийся в чтении Божественных Писаний». прп. Ефрем Сирин Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/bogovedenie

Таинство Евхаристии тоже есть таинство смерти и жизни Христовой и вместе с тем возвещение Его спасительного дела и ожидание Его Второго пришествия: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11:26 ). Причастие Святых Тайн Христовых является источником и залогом нашего воскресения, как об этом свидетельствует Сам Господь: «Если не будете есть Плоть Сына Человеческого я пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу Его в последний день… Ядущий хлеб сей жить будет вовек» ( Ин. 6:53–54, 58 ). Вот почему святой Игнатий Антиохийский называет Тело и Кровь Христовы лекарством бессмертия, противоядием, чтобы не умереть (см. к Еф. 20:2 ). В духовной святоотеческой литературе мы находим много свидетельств тому, что уже сегодня сила Христова Воскресения действует в душах и телах святых, предвосхищая всеобщее воскресение. Так, преподобный Иоанн Лествичник , говоря о достигаемом подвижниками бесстрастии, называет его воскресением души прежде всеобщего воскресения. Преподобный Макарий Египетский учит, что царство света и небесный образ, Иисус Христос , таинственно теперь освящает душу и царствует в душах святых и что Христос видим только очами души воистину до дня Воскресения, когда и само тело прославится светом Господним, уже сегодня находящимся в душе человека, чтобы и само тело совоцарилось вместе с душей, и ныне приемлющей Царство Христово (см. Духовные Беседы 2, 5, 81–91, изд. Доррис-Клостерман-Крогер). А преподобный Симеон Новый Богослов в своем Слове на Пасху говорит, что «тайна Воскресения Христа Бога нашего непрестанно таинственно совершается в нас при нашем желании», и объясняет «как Христос погребается в нас, как во гробе, и как, соединяясь с нашими душами, воскресает, совоскрешая и нас с Собою» (Слово огласительное, 13, 36–40). «Когда Он в нас бывает Духом, Он воскрешает нас из мертвых и оживотворяет, и дает нам видеть Себя всецело в нас, бессмертного и неразрушимого» (там же, 13, 120–122). В этих высказываниях духоносных отцов раскрывается действие Христова Воскресения на души отдельных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

447 Вавилон – этим иносказанием в раннехристианской литературе часто обозначали столицу Римской империи. 451 Эта обличительная речь дает представление о «полемических приемах», использовавшихся христианами в спорах с иудеями. Большинство эпитетов, которыми «награждает» их Ханания, заимствованы из ветхозаветных текстов. «Властители содомские, народ гоморрский» – ср. Ис. 1:10 : «Слушайте слово Господне, князья содомские; внимай закону Бога нашего, народ гоморрский!» «лоза содомская, Гоморры побег» – ср.: Второзаконие 32:32: «Ибо виноград их от виноградной лозы содомской и с полей гоморрских». «чада глупые...добра не познавшие» – ср.: Иер. 4:22 : «неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют». «серебро отверженное» – ср. Иер. 6:30 : «Отверженным серебром назовут их, ибо Господь отверг их». «просо рассыпанное» – ср. Амос 9:9 : «Я повелю и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете». «телица упрямая» – ср.: Осия 4:16: «Ибо как упрямая телица упорен стал Израиль, посему будет ли теперь Господь пасти их, как агнцев на пространном пастбище?» «водоем разбитый» – ср.: Иер. 2:13 : «Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды». «псы безгласые» – ср.: Ис. 56:10 : «все они немые псы, не могущие лаять». Среди метафор, в Библии отсутствующих, представляет интерес упоминание о сухой шерсти, отразившее одну из особенностей быта древних обитателей маловодного Ханаана: стремясь восполнить недостаток воды, они расстилали на ночь под открытым небом сухую шерсть и, выжав ее утром, собирали росную влагу. (См.: Книга Судей, 6:36–38). Таммуз – в Библии (Иезек. 8:14) – Фаммуз. Одно из древнейших божеств плодородия народов Передней Азии. В сиро-палестинском регионе его культ существовал с III тысячелетия до н. э. по V в. н. э. и, согласно пророку Иезекиилю, соседствовал у иудеев с почитанием Яхве. Ваал – древнесемитское божество, главный соперник единобожия Яхве, рецидивы его почитания имели место у евреев вплоть до их вавилонского пленения. Пророк Иеремия упоминает о детских жертвоприношениях Ваалу ( Иер. 19:5 ). Царь Израиля Ахав и его жена царица Иезавель, покровительствуя культу Ваала, воздвигали ему храмы и алтари, одновременно разрушая алтари Яхве и преследуя Его пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

454 Авраам – см. коммент. к апокрифам о Давиде. В Библии сказано, что Авраам просил Бога пощадить Содом и Гоморру, если в них найдется хоть десять праведников ( Быт. 18, 20–33; 19, 15–38 ). Суд Авраама над Лотом – апокриф. 455 ...дрво оста при рц Мерстй. – Мерра, в переводе «горечь». В Библии Меррой названа не река, а местность: «Пришли в Мерру и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя Мерра» ( Исх. 15:23 ), «И расположились станом в Мерре» ( Чис. 33, 8–9 ). По-видимому, это место в пустыне Сур на восточном берегу Красного моря. Есть предположение, что речь идет о минеральном источнике Товаре, находящемся на пути от Айют-Муза к Синаю. 456 ...Да егда изведе Моиси израильтны... – Моисей – пророк. Его биография изложена в библейских книгах – Исход, Числа. По библейской традиции он считается автором Пятикнижия. Моисей вывел еврейский народ из Египта, где тот находился в рабстве, 40 лет водил его по пустыне, прежде чем достиг Палестины. 457 ...не имшя что пити ... и усладися вода от дрва. – Сюжет о ослаждении (опреснении) воды есть в Библии: «Моисей возопил к Господу, и господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою» ( Исх. 15:25 ). Использован он и в «Речи философа» в Повести временных лет. 460 Соломонь – царь, младший сын Давида от Вирсавии (около 950–933 гг. до н. э.). Убив своего старшего брата, захватил власть. Объединил царства Израиля и Иудеи. Предпринимал обширные строительные работы; при нем построены храм бога Ягве и царский дворец. Развиваются торговые отношения с Египтом и Финикией; владения государства расширяются на юг. Библия называет его самым мудрым царем Палестины. Он считается автором книги Песни песней, Притчей и некоторых Псалмов, вошедших в состав Ветхого Завета. 461 ...дом Божий святый Сионь... – Сион – гора, на которой Давид построил основное укрепление Иерусалима. У пророков Сион означает царство Божие, место жительства Бога на небесах; земной Сион – церковь Божия (Солярский П. Опыт библейского словаря собственных имен. СПб., 1884. Т. 4. С. 15–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

L. Koehler et W. Baumgartner, Lexicon in Veteris Testamenti libros, Leiden, 1985, p. 444–445). Именно из такого понимания исходят наиболее авторитетные современные переводы; а если иметь в виду особую важность именно Книги Захарии для непосредственно предшествующего эпизода въезда в Иерусалим (см. выше к 11:9–10), понимание это представляется оправданным и в экзегетическом отношении. Ср. также: J. J. Petuchowski, Feiertage des Herrn. Die Welt der jьdischen Feste und Вгдцсне, Freiburg-Basel-Wien, 1984, S. 63. 11:17 Дом молитвы [...] притон разбойничий. Возможна арамейская игра созвучий: [цлута] «молитва», [листим] (от греч. ) «разбойники». 11:27. Первосвященники, книжники и старейшины. Встречающиеся в современной «гиперкритической» (около) научной литературе сомнения относительно возможности для первосвященника действовать совместно с (фарисейскими) книжниками и старейшинами (ср. Н. Macoby, The Myth-Maker: Paul and the Invention of Christianity, San Francisco, 1986, p. 8) исчерпывающе опровергаются свидетельствами источников, прежде всего Иосифа Флавия (Bell. II, 17, 3; Vita 5. 38–39 и др.). Ср. S. Mason, Flavius Josephus und das Neue Testament, Tьbingen-Basel, 2000, S. 199–200). 12:1–9 Виноградник – символ Израиля как Народа Божия. Этот образ развивается в ряде ветхозаветных текстов, например, в Пс. 79 /80: 9–16: «Из Египта перенес Ты виноградную лозу, изгнал народы, и укоренил ее, расчистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю; горы покрылись тенью ее, и ветви ее, как кедры Божьи. [...] Боже сил! Обратись же, призри с небес, и воззри, и посети виноград сей, охрани то, что насадила десница Твоя..». Но особенно важна для понимания нижеследующих слов Христа грозная притча о винограднике Ис 5:1–5 , имеющая своей темой недостоинство Народа Божия и возможность для него утратить свое избранничество: «У Возлюбленного моего был виноградник, на вершине утучненного холма. И Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные лозы виноградные, и построил башню посреди него, и выкопал в нем давильню, и ожидал, что принесет он гроздья добрые, – а тот принес дикие ягоды! И ныне, жители Иерусалима и мужи иудейские, рассудите Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

В руках ее букет белых роз…— Белые розы — символ чистоты и невинности. В виде белой розы предстают перед Данте в „Рае“ ступени амфитеатра, заполненного светлыми душами тех, кто удостоен райского блаженства: Так белой розой, чей венец раскрылся, Являлась мне святая рать высот, С которой агнец кровью обручился. („Рай“, песнь 31. Пер. М.Лозинского) 272 Он простирает перст свой и велит стражам взять его. — Одним из возможных источников изображенной здесь ситуации могло быть рассуждение Ф.-М. Клингера (1752–1831), немецкого писателя, жившего в России, представителя литературного движения „Буря и натиск“, наименование которого восходит к его же драме: „Если бы он (Христос. — Ред.) теперь пришел и стал бы в Риме проповедовать свою религию, в том чистом духе и смысле, как он проповедовал ее когда-то, инквизиция быстро схватила бы его как еретика и заключила бы в Энгельсбург, если б только она не сделала чего-нибудь похуже, чтобы как можно скорее предупредить ужасное нечестие“ (Klinger F.-M. Betrachtungen und Gedanken. Berlin, 1958. S. 384). 273 C. 281… настает темная, горячая и „бездыханная“ севильская ночь. Воздух „лавром и лимоном пахнет“. — Измененная цитата из трагедии А.С.Пушкина „Каменный гость“ (1826–1830; сц. 2): Приди — открой балкон. Как небо тихо; Недвижим теплый воздух — ночь лимоном И лавром пахнет… 274 Не ты ли так часто тогда говорил: „Хочу сделать вас свободными“. — В Евангелии Христос говорит уверовавшим в него иудеям: „…если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и позн аете истину, и истина сделает вас свободными“ и т. д. (Евангелие от Иоанна, гл.8, ст. 31–36; ср.: от Луки, гл.4, ст. 18). 275 …уходя, ты передал дело нам. Ты обещал, ты утвердил своим словом, ты дал нам право связывать и развязывать…— Великий инквизитор напоминает слова Христа, сказанные одному из апостолов: „…Я говорю тебе: ты — Петр и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах“ (Евангелие от Матфея, гл. 16, ст. 18–19; см. там же: гл. 18, ст. 18; от Иоанна, гл. 20, ст. 21–23). 276

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010