См.: Андрей Безбородов, священник. Годы испытаний: (История Православной Церкви на Калужской земле с 1917 по 2000 год). Калуга, 2001. С. 18; База данных о жертвах политического террора в СССР. Компакт-диск. 3-е изд. НИПЦ " Мемориал " . М.: Звенья, 2004. 282420; Из бездны небытия: Книга памяти репрессированных калужан. Т. 1–4. Калуга, 1993–2003. Цит. по: http://www.pstbi.ru. См. также: http://karizha.ru/kaluga/a_avg.htm (в статье о священномученике епископе Августине (Беляеве). — Ред. 66 Лядвия (ц. — сл.) — мясо на чреслах, мускулы в чреслах, ляжки; внутренние поясничные мышцы около почек (см.: Лев. 3, 9; 2 Цар. 2, 23; 3, 27). — Ред. 67 Ключарев Феодор Захарович (†21 июля/3 августа 1872) — надворный советник, тульский предводитель дворянства, почетный гражданин г. Козельска, потомственный благотворитель Оптиной пустыни. В скит поступил в 1860 году. Скончался схимонахом Феодором. — Ред. 68 На момент составления жизнеописания, т. е. в начале XX века. Здесь и далее в этой главе при упоминании подобных мелких деталей в описании монастыря и скита следует иметь в виду начало XX века. — Ред. 69 Сице — так, таким образом. — Ред. 70 Формы, иначе стасидии — специальные сидения для братии в манастырских храмах с откидывающимися досками. Распространены в греческих монастырях. — Ред. 71 Темная вода — простонародное название глаукомы. — Ред. 72 Сажалка, садок — запруда, в которую сажают рыбу и разводят ее. Здесь: небольшой пруд на северо-западной стороне скита. — Ред. 73 Инфлуэнца (итал. influenza) — грипп. — Ред. 74 Преподобного Илариона, старца Оптинского. — Ред. 75 Т.е. зимой 1856 года. — Ред. 76 Память преподобного Макария Алтайского празднуется 18/31 мая. — Ред. 77 Преподобного Илариона, старца Оптинского. — Ред. 78 Т. е. на их глазах. — Ред. 79 Монах Астион (Голосов; †6/19 января 1856) подвизался в Оптиной с 1834 г. Исполнял послушания столярного мастера, пономаря, переплетчика книг, трудился в больнице. 20 декабря 1854 г. в связи с неизлечимой болезнью выбыл за штат. — Ред. 80

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

65 Были использованы в статье «Правда о событиях, происшедших в первое полугодие 1913 года в Пантелеймоновом монастыре», опубликованной в «Рус­ском иноке» за 1914 г. 3–4, за подписью «Игумен и братия Афонского Пантелеймонова монастыря». – прим. сост. 70 Зачеркнута фраза: «Такого оборота дела они не ожидали, а думали, что в них будут стрелять и колоть штыками, и готовились быть мучениками». прим. сост. 77 На документе рукой В.Зеленцова помета: «К первой главе «Замечаний п дополнений». – прим. сост. 78 Помета на документе: «Епископ Евфимий и Феодор на заседании не при­сутствовали по служебным делам. Секретарь В Трелин». – прим. сост. 79 Помета на документе: «Архимандрит Арсений не подписался за выездом из Москвы. Секретарь В. Трелин». – прим. сост. 80 Помета на документе: «Епископ Евфимий и Феодор на заседании не при­сутствовали по служебным делам. Секретарь В. Трелин». – прим сост. 81 Помета на документе: «Архимандрит Арсений не подписался за выездом из Москвы. Секретарь В. Трелин». – прим. сост. 83 На документе помета: «К исполнению пропущено 24 мая 1914 года. За протоколиста Дмитриев. Исполнено 24 мая 1914 года. Указ конторе 8625». – прим. сост 97 Помета на документе: «Пропущены из приговора синодальной конторы в этом месте слова: «и прекращением о них судебного производства» (См. донесе­ние конторы 1443). Секретарь подотдела В. Зеленцев». – прим. сост. 99 Сборник «Святое православие и имянобожническая ересь», в 3-х частях. Харьков, 1916 г. – прим. сост. 101 Имеется в виду Святогорская Успенская мужская пустынь, Изюмского уезда Харьковской губернии. – прим. сост. 103 «Афонское дело» напечатано в «Истории Афонской смуты» в предисло­вии к 1-й части ее. – прим. док. 104 «Имяборческая пропаганда» напечатано в приложении к сочинению «Оп­равдание веры в непобедимое, непостижимое, Божественное Имя Господа на­шего Иисуса Христа». И. Антоний. – прим. док. 112 См. доклад архиепископа Никона – «Церковные ведомости». 20 за НИЗ г., стр. 866. – прим. док. 125 Опубликованы под общим заглавием «Общая картина отношений Выс­шей церковной власти к имябожникам в связи с вероучением последних об имени Божием» в сборнике «Богословские труды, вып. 33. – прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

417 ПСРЛ. Т.1. Стб. 155 и сл. [Идейно-философское наследие Илариона Киевского . Ч. 1 (Текст)/Публ. Т.А. Сумниковой. Μ., 1986. С.41, 171 (факсимиле). – Прим. изд. (А.Н.]; Des Metropoliten Ilarion Lobrede (прим. 55). S. 143 (54, 11–18); см. также: Абрамович Д.И. (прим. 156). С. 102 и сл.; проложное Сказание о построении церкви св. Георгия: Каргер Μ.К. (прим. 102). Т.2. С.234 [НПЛ. С. 163 (упоминание Ефрема). – Прим. изд. (А.Н.)]. 419 Des Metropoliten Ilarion Lobrede (прим. 55). S.1–11; Müller L. Die Werke des Metropoliten Ilarion. (For.Slav. Bd.37). München, 1971. S.7–10, 80–86 (o похвале императору в гимнографической форме – Landes Gallicanae); в принципе согласен с Мюллером А.В.Соловьев: Soloviev A.V. Zur Lobrede des Metropoliten Ilarion//Das heidnische und christliche Slaventum (прим. 318). Bd. 2. S. 58–63. К истокам и современному состоянию советской точки зрения см.: Приселков М.Д. Митрополит Иларион, в схиме Никон, как борец за независимую русскую церковь //Сб. статей, посвященный С.Ф. Платонову. СПб., 1911. С. 188–201; Соколов Б. По поводу “Слова о законе и благодати” Илариона//ИОРЯС. 1917. Т.22. С.314–319; Розов Н.Н. К вопросу об участии Илариона в начальном летописании//ЛХ, 1973 г. (Сб. памяти А.Н. Насонова). Μ., 1974. С.31–36; с некоторыми оговорками с этой точкой зрения солидаризуется В.Филипп: Philipp W. Ansätze zum geschichtlichen und politischen Denken in Rußland. (JbbGO. Beiheft 3). Breslau, 1940. S.6–24 [перепеч.: Darmstadt, 1967 (Libelli. 168)] [ср. в последнее время: Брюсова В.Г. Когда и где был поставлен митрополит Иларион?//ГДР Л. 1989. Сб.1. С.40–51. – Прим. изд. (А.Н.)]. 420 Т.е. Никео-Цареградский Символ веры и другое Исповедание, сформулированное на основе традиции, но своими словами; Символ, хотя и отличается от ныне принятого церковнославянского текста, в издания не включается. 421 См.: Des Metropoliten Ilarion Lobrede (прим. 55). S. 12–15 (см. здесь же пространный список литературы: S. 210–224); Müller L. Die Werke (прим. 419). S. 10–18; Soloviev A.V. (прим. 419); Fennell J., Stokes A. Early Russian Literature. London, 1974. P.40–60; Лихачев Д.С. Великое наследие. Μ., 1975. С. 10–21; Молдован А.Μ. “Слова о законе и благодати” (за Синодальним списком)//Мовознавство. 1980. С.69–76; Avenarius А. К poátkom transformacii byzantského vplyvu v Kyjevskej Rusi//Slavica Slovaca. 1986. T.21. S. 187–195 [см. также: Розов Η.H. Иларион//СлККДР. Вып.1. С. 198–204 (литер.). – Прим. изд. (А.Н.) (Лабунка Μ. Митрополит його писання – Metropolita Ilarion ejusque opera. Roma, 1990; Ужанков А.Н. Когда и где было прочитано Иларионом “Слово о законе и благодати”//ГДРЛ. 1994. Сб.7. С.75–106.)]. [Ср. новую интерпретацию “Слова” как проповеди, произнесенной при освящении Св. Софии 11 мая 1046 г.: Акентьев К.К. (прим. 104). – Прим. изд. (К.А.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

P. 189–255 (в деталях работа ненадежна); Widera В. Jaroslaws des Weisen Kampf um die kirchliche Unabhängigkeit von Byzanz//Aus der byzantinischen Arbeit der DDR. Berlin, 1957. Bd.l. S. 158–175; Obolensky D. Byzantium, Kiev and Moscow: A Study in Ecclesiastical Relations//Idem. Byzantium (прим. 65) Rose K. Byzanz und die Autonomiebestrebungen der russischen Kirche in der Zeit vom 10. bis 15. Jh.//Byzantinische Beiträge. Berlin, 1964. S. 291–322; Onasch К. (прим. 23). M3–M8; Poppe A. Uwagi о najstarszych dziejach košciola na Rusi//PrzHist. 1964. R. 55. Zesz.3. P. 369–391; Zesz.4. P. 557–572; 1965. R. 56. Zesz.4. S. 557–569; Поппэ А. Заснування в 1969. С.91–105; он же. Русско-византийские церковно-политические отношения в середине XI в.//ИСССР. 1970. С. 108–124; Vlasto А.Р. (прим. 62). Р. 268–281 (и А. Поппэ, и А.П. Власто полностью принимают основные положения Л. Мюллера; в нашем обзоре мы следуем этим авторам); Loya J.A. The Status of the Church of Kiev: 989–1039//Diakonia. 1983. T.18. P. 43–53; Щапов Я.Н. Формирование и развитие церковной организации на Руси в конце X–XII вв.//ДГ, 1985 год. 1986. С.58–62 [он же. Государство и церковь (прим. 184). С.23–33. – Прим, изд. (А.Н.)]. [См. также: Malich В. Der Kampf Jaroslavs des Weisen um die Unabhängigkeit der russischen Kirche//Tausend Jahre Taufe Rußlands (прим. 62). S. 83–106; Chrysos E. Was Old Russia a Vassal State of Byzantium?//The Legacy (прим. 49). P. 233–246. – Прим. изд. (К.А.)]. 114 Poppe A. The Original Status of the Old-Russian Church//APH. 1979. T. 39. P.5–45 [перепеч.: Poppe A. The Rise (прим. 83) (III). – Прим. изд. (A.Η.)]. 115 Сюда же примыкает и выдвинутая Н. Зерновым (см. прим. 113) гипотеза о русской церкви, равно не зависимой ни от Востока, ни от Запада, во главе с епископом Анастасом Корсунянином (см. Повесть временных лет под 988/989 г.). 117 См. подробнее: Obolensky D. (прим. 113). Р.23–32; Поппэ А. Русско-византийские отношения (прим. 113). С. 108; Poppe А. (прим. 114); по поводу излагаемого ниже см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прим. изд. (А.Н.)]. 688 По разъяснению автора (письмо от 27.01.1992 г.), кавычки объясняются тем, что нет твердых данных о гибели Михаила и Феодора именно по религиозным мотивам и убийство, очевидно, имело политическую подоплеку. (А.Н.) 689 ПСРЛ. Т.1. Стб.471 (под 1246 г.) [НПЛ. С.298–303. – Прим. изд. (А.Н.)]; см.: Ammann А.Μ. Kirchenpolitische Wandlungen im Ostbaltikum bis zum Tode Aleksander Newskijs. (OChA. 105). Rom, 1936. S.239–243. 690 (Аноним). Св. князь Михаил Черниговский//Черниговские епархиальные известия. Прибавл., 1864 (1 авг.). С.433–445 (С.435–445: изд. новооткрытого Мученичества, которое написано духовником князя Иоанном и лишь в самом начале дополнено Андреем); Ключевский В.О. (прим. 272). С. 128, 146; Барсуков Н. (прим. 474). С.372–379; Димитрий (Самбикин) (прим. 474). Вып. 1. С.34–36; Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.5. С. 143– 147; Памятники (прим. 16). Т.2. С. 172–175; Серебрянский Н. (прим. 533). С. 108–141; Dimnik Μ. Mikhail, Prince of Chernigov and Grand Prince of Kiev 1224–1246. Toronto, 1981 [см. также: Дмитриев Л.А. Сказание о убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора//СлККДР. Вып. 1. С.412–416 (дополнит, литер.). – Прим. изд. (А.Н.)]. 692 См. также Софийскую первую (ПСРЛ. Т.5. С. 182–186) и Воскресенскую (ПСРЛ. Т.7. С. 152–156) летописи. 696 Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.2. С. 185–191; Безобразова Μ.В. Послание митр. Никифора//ИОРЯС. 1898. Т.З. С. 1080–1085; Вальденберг В. (прим. 184). С. 113–118 [Чичуров И.С. (прим. 184). С. 140–146. – Прим. изд. (А.Н.)]. 698 Plat. Polit. IV, 434с7–444а9; VIII, 550b (нем. перев.: Platon. Der Staat. Zürich, München, 1974. S.406) [русск. перев. А.Н. Егунова: Платон. Сочинения в трех томах. Μ., 1971. Т.1. 4.1. С.226–239, 363. – Прим. изд. (А.Н.)]; ср.: Климента Александрийского Strömet. V, 80, 9 (GCS. Bd.2. Р.379.25), Евагрия Понтика Сар. practica 58 (PG. Т.40. Col. 1233D–1236A), Григория Нисского Ер. canon. (PG. Т.45. Со1.224А–С), Леонтия Византийского Contra Nestor, et Eutych. 1 (PG.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ред. 19 Ср.: Суд. 13, 3, 6, 8–9, 15–16. В доступных нам славянских редакциях Библии предложение “Я есмь хлеб жизни”, на которое затем ссылается прп. Иосиф, отсутствует. — Ред. 20 Иуд. 1, 9. В своем послании ап. Иуда ссылается на широко распространенное в иудейском устном и письменном предании повествование о споре архангела Михаила с диаволом, который пытался доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина. — Ред. 21 См. Исх. 20, 4. Дальнейшая аргументация базируется на славянском тексте Библии, которому следует и переводчик. — Ред. 22 Исх. 25, 40. В редакции славянской Библии, цитируемой прп. Иосифом, — “по подобию”; в Елизаветинской Библии — “по образу”. — Ред. 23 См. Вар. 1, 5–7, 10–12. Ошибочна отсылка к книге прор. Иеремии; цитата при этом точна (отличия от Синодального перевода отражают особенности редакции). — Ред. 24 См. 2 Мак. 2, 4–7. Ссылка на прор. Ездру ошибочна. — Ред. 25 Ср. Ис. 19, 19. Цитата однозначно указывает на данный стих, но цитируемая редакция значительно отличается от известных нам славянских редакций Библии. Прп. Иосиф связывает здесь пророчество Исаии с преданием о Нерукотворенном образе Спасителя: Господь Иисус Христос, чудесно отпечатлев Свой лик на полотне, послал это первое изображение Свое Эдесскому царю Авгарю. Эдесса располагалась на юге Месопотамии, а не в Египте. — Ред. 26 Прем. 5, 15. Ссылка на прор. Исаию, видимо, ошибочна. — Ред. 27 См. Догмат Седьмого Вселенского Собора о иконопочитании, а также молитву Чина благословения и освящения иконы Пресвятыя Живоначальныя Троицы. — Ред. 28 Пс. 4, 7. Приводим славянский текст псалма без перевода; Синодальный перевод расходится с ним. — Ред. 29 См. Мф. 26, 26–28; Мк. 14, 22–24; Лк. 22, 19–20. Слова Господа, произнесенные на Тайной Вечере, прп. Иосиф приводит в соответствии с Установительной молитвой Литургии, обобщающей текст Евангелий. — Ред. 30 в Ветхом Завете — Ред. 31 Ср.: Исх. 30, 26–29. Приводимый прп. Иосифом текст — скорее достаточно вольный пересказ отдельных мест глав 29, 30 книги Исход и других свидетельств Пятикнижия Моисеева, чем прямая цитата. — Ред.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Память исповедника Навкратия Студита совершается в Неделю сыропустную. 1165 Каваллин (Καβαλλνος) второе прозвище Константина V, яростного гонителя иконопочитателей; слово переводится как «кобылятник». Первое прозвище Константина V Копроним, что значит «навозный». Ред. 1166 Обстоятельства убийства Льва V Армянина, о котором идет речь в данном письме, описаны в: Продолжатель Феофана 40–41, 7. Ред. 1168 Написано в 821 г., когда еще не было известно, что император Михаил II Травл примет сторону иконоборцев. В начале этого года Михаил II издал указ об освобождении гонимых за иконопочитание (см.: Доброклонский. Ч. 2. С. 424). Ред. 1171 Греч. δι» λογογραφας следует понимать как «через написанные речи или проповеди»; λογγραφος в классическом словоупотреблении означает «составитель судебных речей». Ред. 1173 Данное и следующее за ним письмо датируется временем, непосредственно следующим за написанием письма императору Михаилу, началом 821 г. (см.: Доброклонский. Ч. 2. С. 424–425). Ред. 1174 Греч. φιλοσοφαν буквально переводится как «философию». В святоотеческих творениях этот термин употреблялся в отношении как твердого православного исповедания, так и благочестивой христианской жизни (см.: Lampe. P. 14821483). Ред. 1177 Лев Армянин был убит на Рождество 820 г. в дворцовой церкви сообщниками будущего императора Михаила, осужденного накануне на смерть (см.: Продолжатель Феофана, 40–41, 7). Ред. 1181 Действительно, чин магистра был одним из высших в табели о рангах, однако во время написания письма не был связан с определенными государственными обязанностями. Ред. 1184 Имеется в виду «духовное отцовство» императора Константина V. Прозвища буквально значат: «намазанный мочой» и «кобылятник». Ред. 1190 Эти слова св. Василия не находят подтверждения в его произведениях, а данная Фатуросом ссылка на письмо 238 св. Василия неверна. Ред. 1192 Об обстоятельствах возвращения преп. Феодора из смирнской ссылки и его маршруте см.: Доброклонский. Ч. 1. С. 845 и след. Ред. 1193 Логофет геникона (λογοθτης γενικς) чиновник, возглавлявший податное ведомство и ответственный за сбор налогов. Ред. 1198 Письмо датируется между 815 и 826 г. В P и S добавлено: «Догматическое, весьма полезное, о всесвятой иконе Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Ред. 1199 Письмо датируется 821 г., временем до состоявшейся в том же году аудиенции у императора (см.: Доброклонский. Ч. 1. С. 853; Ч. 2. С. 430). Ред. Читать далее Источник: Творения: В 3 т./Преподобный Феодор Студит. - Москва: Сибирская благозвонница, 2010. - (Полное собрание творений святых отцов церкви и церковных писателей в русском переводе. Т. 7)./Т. 3: Письма. Творения гимнографические. Эпиграммы. Слова. - 2012. - 1070 с., л. цв. ил./Преподобного отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского, письма к разным лицам. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

7 Протат – высшее духовное учреждение на св. горе Афон, состоящее из 20 членов по единому от каждого монастыря. Протат подчинен Вселенскому Патриарху. (Прим.сост.) 8 Учащего, что благодатные действия и свет Фаворский не суть действия тварные, но Божественные, истекающие от Самого существа Божьего.(Прим. гост.) 9 Один из экземпляров этого фанатического изуверства и хранится на память в обители Вознесения Господня. (Пр. сост). 10 Арх. О. Давид, инок Андреевского скита, произведенный в архимандриты во время настоятельства его в скитском С.-Петербургском подворье и затем проживавший в ските на покое. (Прим. сост.) 11 После сего споры еще долго продолжались, но, не содержа в себе ничего существенного, в данном труде не приводятся. (Прим. Сост.) 12 Андреевский скит расположен на земле Ватопедского монастыря и по существующим положениям состоит в зависимости от него. (Прим. ред.) 13 Один из них, уже раскаявшийся, м. Фортунат. Зри его «правдивое слово» в приложении сей книги. 14 Ант. Булатович, как показывает сотня очевидцев, все это и дело задумал с целью изгнать с игуменства о. Иеронима и самому стать игуменом. (Прим. ред. и очевид.) 15 Этот дены навсегда останется в памяти очевидцев, оставшихся верными св. церкви и законному начальству, а для Булатовича составит нравственную муку за содеянное. (Прим. ред.) 17 Из бесхитростных записок о. Иеронима мы не видим, но чувствуем, какая глубокая драма разыгрывалась тогда и что должен был испытывать игумен, изгоняемый бунтовщиками. (Пер. ред.) 19 Называем так, чтобы отделить от «имябожцев», которые в свою очередь называли православных еретиками. (Пр. ред.) 21 От. Булатович об этом не беспокоился – живя в имении своей матери он и теперь готов ко всякого рода возбуждениям. (Пр.ред.) 22 Да и трудно было что-либо подозревать в обители, где один настоятель имеет свыше тысячи человек братии, только в одном м-ре, не считая отделений и подворий. (Пр.ред.) 23 Напечатано в газете «Русская Речь». от 25 Сентября 1913 г. за 2326. за подписью Арх. Мисаила. (Прим. автора)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ist...

853 Имеется в виду магистерская диссертация А. И. Введенского «Вера в Бога, ее происхождение и основания: положительное решение вопроса в связи с историко-критическим изучением его в текущем столетии» (М., 1891). – Ред. 854 Василий Беллавин, будущий патриарх Тихон, которого епископ Михаил знал еще студентом СПбДА в 1884–1888 гг., принял иноческое пострижение в 1891 г. – Ред. 856 Имеется в виду митрополит Московский и Коломенский Иоанникий (Руднев), переведенный на Киевскую кафедру 17 ноября 1891 г. (о нем см. прим. 4, с. 531). – Ред. 857 Угречич-Требинский Михаил Сергеевич – помещик Полтавской губернии, подарил СПбДА свою дачу в с. Чутовка Лубянского уезда Полтавской губернии. Скончался в сане иеромонаха. – Ред 858 Имеется в виду Герман II (Каллигас; 1889–1896), митрополит Афинский, председатель Святейшего Синода Элладской Церкви. – Ред. 859 В октябре 1892 г. праздновалось 500-летие со дня преставления прп. Сергия Радонежского. – Ред. 863 Иеромонах Иоанн (Алексеев) – о нем см. прим. 12, с. 577 – был назначен смотрителем Александровского Осетинского ДУ в ауле Ардон (Терская обл., ныне Северная Осетия) с самого его открытия 11 октября 1887 г. (Церковный вестник. 1887. С. 735). – Ред. 864 Российским посланником в Афинах в 1889–1901 гг. был Михаил Константинович Ону (см. прим. 1, с. 558). – Ред. 865 Тихон (Оболенский Иван Иванович; 1856–1926), митрополит Уральский. Окончил СПбДА, хиротонисан в 1901 г. во епископа Николаевского, викария Самарской епархии. С 1908 г. – епископ Уральский, викарий той же епархии. С 1918 г. архиепископ, в 1919 г. временно управлял Самарской епархией. В 1923 г. входил в состав Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне. В 1924 г. – митрополит Уральский. – Ред. 866 Серебренников В. С. Учение Локка о прирожденных началах знания и деятельности. Опыт установки Локкова учения на основании историко-критического исследования и критического рассмотрения его в связи с христианским учением об образе Божием. СПб., 1892. – Ред. 867 См.: Антоний (Храповицкий), архим. Знамения времен//Богословский вестник. 1892. Февраль. С. 415–419. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

59. См. у Сырку: Описание бумаг еп. Порфирия, стр. 2–3. Ред. 98 Кроме вышеупомянутых: преосвященный Гавриил, архиепископ рязанский; преосвященный Иосиф архиепископ виленский; преосвященный Венедикт архиепископ олонецкий; преосвященный Афанасий, епископ винницкий. 101 Данное 7 Января 1843 г. К. С. Сербиновичем архимандриту Порфирию для прочтения. Страницы указываются по рукописи. Ред. 108 См. Записки Иосифа, митрополита литовского, изд. Импер. Акад. Наук по завещанию автора. Т. I. Спб. 1883, стр. 117; ср. 134. Ред. 122 Там же после этого отмечено: «d) Русский уроженец, афонский постриженец», рассказ о котором помещен ниже, на стр. 186–188. Ред. 135 На нижнем поле листа рукописи записано: «2 часа езды. Wady el Karn. Κο λας κρατος». Ρед. 136 За этим в рукописи следует написанное чернилами: «Смотри ниже», и действительно через листик находится изложение разговоров, которые я здесь помещаю. Ред. 137 За этим в рукописи следует: « ΝΒ. По рассказу митрополита Вениамина, бейрутский паша»; но затем эти слова зачеркнуты. Ред. 145 Я имею грех: Ты веси. Ты имеешь милосердие: вем. Спаси мя, Спасе, яко же веси. – перевод автора – прим. эл. ред. 149 В рукописи, за этим словом, оставлено место на целую строку; видно, о. Порфирий не имел сведений о второй церкви, когда писал свой дневник и, по всей вероятности, имел в виду пополнить недостающее впоследствии. Ред. 162 После этого в рукописи отмечено: «Опиши следующую гору», что имел в виду сделать, по всей вероятности, преосвящ. Порфирий впоследствии. Ред. 165 После этого в рукописи отмечено: " (Смотри вид её на конце книжки сей)», но здесь находится не икона, а план её (См. ниже, на стр. 260). Под этим планом о. Порфирием сделаны следующие заметки: «Подпись. ν ρχ ποησεν κ. τ. λ. (В начале сотвори и проч. – перевод автора – прим. эл. ред.) Из красной земли возникают животные разные: носорог и пресмыкающиеся». При словах: слоны и львы написано: ζα (животныя – перевод автора – прим. эл. ред.) но потом это слово зачеркнуто. В маленьком кружке с сиянием ДС означают: Дух Святый, а в овале под ним АЕ – Адам, Ева.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010