2 12 апреля на 22-м году от рождения в Ницце скончался наследник престола цесаревич Николай Александрович. 3 4 апреля 1866 г. было совершено покушение на жизнь императора Александра II. 4 В Собрании мнений и отзывов митрополита Филарета, V.881, прямо: «Сестра Ваша». 5 Дворянка Харьковской губернии Ю.Н. Перова. Приехала в Москву в 1841 г. для лечения тяжелой болезни и скончалась 26 ноября 1853 г. 6 Митрополит Платон (Левшин). — Прим. сост . 7 16 ноября, в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры ее наместником, архимандритом Симеоном, В.М. Дроздов был пострижен в монашество. — Прим. сост . 8 Митрополит Платон (Левшин). — Прим. сост . 9 Митрополит Амвросий (Подобедов) и архиепископ Феофилакт (Русанов). 10 О если бы удалось быть хорошим человеком и менее беспокоиться о том, будет ли мне хорошо ( лат .). 11 В оригинале все имена названы полностью, но при печатании оставлены только начальные буквы. 12 Николай Николаевич Муравьев (1768—1840), генерал-майор, основатель Московского училища колонновожатых. — Прим. сост . 13 Кормчая книга — древнейший сборник церковного права, составленный на основе византийских канонов. — Прим. сост . 14 Митрополит Серафим (Глаголевский). — Прим. сост . 15 Князь П.С. Мещерский — Прим. сост . 16 Епископ Антоний (Рафальский), рукоположен 8 июля 1834 г. — Прим. сост . 17 Августин (Сахаров), епископ Оренбургский, живший на покое в Москве. — Прим. сост . 18 Поликарп (Гайтанников), архим. (†1837). — Прим. сост . 19 Свят. Мелетий (Леонтович), в 1831—1835 гг. архиепископ Иркутский. — Прим. сост . 20 Иннокентий (Александров), епископ Иркутский. — Прим. сост . 21 У А.Н. Муравьева были братья Николай (1794—1866), Михаил (1796—1866) и Сергей (1809—1847). — Прим. сост . 22 Эчмиадзин — монастырь армянской церкви, известный богатым собранием рукописей. — Прим. сост . 23 Имеется в виду Лазарев Христофор Иоакимович (1789—1871), сибирский заводчик, один из основателей и попечитель Лазаревского института восточных языков в Москве. — Прим. сост . 24 Архиепископ Владимирский. — Прим. публ .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

50 В этой подземной церкви – множество памятных досок, посвященных св. Кириллу, от разных славянских народов, в т.ч. и от русского (прим. ред.). 52 Злато-Верхо-Михайловскйй монастырь полностью разрушен в 1930-е гг., а мощи св. Варвары перенесены в киевский Владимирский собор (прим. ред.). 54 Об обстоятельствах жизни апостола Павла в этом доме сказано в описании церкви во имя Божией Матери «на Широкой дороге», см. 32. 56 Благодаря тому, что св. Павел здесь учил римлян христианской вере, это комнату издревле называли «школой св. Павла», Schola divi Paolo, – как написано над ее входом (прим. ред.). 59 Современное здание построено в 1348 г. – в честь Божией Матери, избавившей тогда Рим, как посчитали горожане, от эпидемии чумы (прим. ред.). 60 Впрочем, таковое название, «Жертвенник Небесный», настоящая церковь получила лишь со времени своей перестройки в XII в., а до того времени она называлась церковью во имя Божией Матери «Капитолийской» (Santa Maria di Capitolo). Первые известия об этой церкви относятся к VIII в. 61 Церковь , называемая также «Капитолийским собором», унаследовала античную славу Капитолия: в Средневековье она была национальной церковью римлян, где заседал Сенат и провозглашались законы Рима (до XVI в.). В ней были устроены триумфальные празднества после исторической победы Христианской Лиги над турками под Лепанто в 1571 г. (символически победа изображена на своде центрального нефа) (прим. ред.). 62 Часовня обычно заперта (по просьбе богомольцев ее открывают отцы-розминианцы, находящиеся по адресу: Via Porta Latina, 17 – прим. ред.). На расстоянии нескольких шагов перед ней, на левой стороне дороги Латинских ворот, стоит другая церковь , тоже во имя св. апостола Иоанна Богослова, именуемая «у Латинских ворот» (Basilica di San Giovanni a Porta Latina построена в конце V в., при папе Геласии; в начале XX в. в ней был открыт прекрасный цикл средневековых фресок – прим. ред.). 64 Базилика входит в комплекс женского доминиканского монастыря, и вход в нее – по особой договоренности; мощей св. Сикста в ней нет, и их местонахождение не известно (прим. ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Годы не согнули ее плечи, она шла с легкостью молодой девушки. Когда мы попрощались, то поцеловали друг другу руки. И я вспомнил другие слова, сказанные на погребении одного монаха-пустынника: " Зачем такие люди умирают!.. " Имеется в виду одноименная обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы, расположенная неподалеку от Тбилиси.- Ред. До пострига в схиму - архимандрит Георгий (Мхеидзе), бетанский старец, последний настоятель монастыря.- Ред. Старцы - это архимандрит Иоанн (Майсурадзе) и схиархимандрит Иоанн (Мхеидзе).- Ред. Отец Василий говорит здесь о тех же двух старцах.- Ред. О нем известно, что он был постриженником Глинской пустыни, по закрытии ее подвизался на Кавказе. В сан был рукоположен уже в Тбилиси владыкой Зиновием (Мажугой).- Ред. Речь идет о схиархимандрите Серафиме (Романцове).- Ред. Это говорится об архимандрите Иоанне (Майсурадзе), уже упоминавшемся выше,- настоятеле Бетании, в описываемое время уже покойном.- Ред. Рассказывают, что за этот поджог отца Гавриила уже решено было расстрелять. Однако затем местные власти, видимо, не желая создавать ему славы мученика, сочли за лучшее признать его сумасшедшим. Отца Гавриила " освидетельствовали " и поместили в больницу. По прошествии же какого-то времени он был выписан из больницы и даже… получил пенсию (за поджог портрета " вождя " !).- Ред. Монастырь Ксиропотам, находящийся на Святой Горе Афон.- Ред. Архимандрит Гавриил похоронен в Самтаврском Мцхетском женском монастыре святой равноапостольной Нины.- Ред. Уже упоминавшийся выше схиархимандрит Иоанн (Мхеидзе).- Ред. Под привязанностью здесь нужно понимать страстное отношение.- Ред. Об этом подвижнике известно, что в молодости у него исповедовался нынешний предстоятель Грузинской Церкви Католикос-Патриарх Илия II.- Ред. См.: Втор. 5, 16.- Ред. См.: Еф. 6, 4.- Ред. То есть у преподобного Иоанна Зедазенского.- Ред. Когда я думаю о прошлом Когда я думаю о прошлом, то оно представляется мне каким-то списком убытков и счетом потерь. Это отчет в прожитой жизни перед самим собой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

(прим. 787); Leib В. Deux inédits byzantins (Xlle s.) sur les Azymes. (OCh. T. Π/З). Rome, 1924; Schweinsburg К. Zum Ursprung der Lehre vom Sauerbrote//Byz. 1934. T.9. S. 595–612; Michel A. Die Anticipation des Paschamahles im Schisma des 11. Jahrhunderts//OChP. 1936. T.2. P. 155–163; Smith M.H. And Taking Bread... Cerularius and the Azyme Controversy of 1054– (Théologie historique. T.47). Paris, 1978 (автор не знает сочинения Леона Переяславского) [см. также: Tinnefeid F. Michael I. Kerullarios, Patriarch von Konstantinopel (1043–1058): Kritische Überlegungen zu einer Biographie//JOB. 1989. Bd.39. S.95–127. – Прим. изд. (К.А.)]. 792 Если только не рассматривать неоднократные выпады против “жидовствующих” (особ. гл. 20) как указание на наличие соответствующих течений в Древней Руси: см. ниже и прим. 395. 793 Неточность. Имеется один-единственный список Стязания с латиною митрополита Георгия. (А.Н.) 794 ПСРЛ. Т.1. Стб.160 (под 1051 г.); см. также Житие Феодосия: Успенский сборник (прим. 161). С.89 (л. 376, в). 796 Попов А. (прим. 28). С.81–91 (о греческих источниках Стязания); Павлов А.С. (прим. 28). С.48–58; он же. О сочинениях, приписываемых русскому митрополиту Георгию (открытое письмо проф. Голубинскому)//ПрОб. 1881. Январь. С.344–353 (против авторства Георгия); Дельцов Μ. (прим. 787). Passim; Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.2. С. 10, 169–173; Суворов Н.С. Следы (прим. 369). С.91–129, 160–174 (о Заповеди); Павлов А.С. Мнимые следы (прим. 369). С. 108–114 (о Заповеди); Яковлев В.А. (прим. 363). С. 146–156 (Заповедь); Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С.436, 854; T.I/2. С.530 (Георгий – автор Заповеди, не исключена позднейшая интерполяция); Goetz L.K. (прим. 27). S. 185 f., 233 f., 269, 284, 304 f.; Никольский Н.К. (прим. 37). С. 197–202 (библиография о приписываемых Георгию сочинениях); Бегунов Ю.К. З з (Козма Грек)//Слов’янське 1968. Т.4. С.47–57; он же (прим. 11). С.28–33 (присоединяется к мнению Голубинского, не выдвигая новых аргументов против Павлова и Смирнова); Thomson F.J.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  В рукописных дневниках отца Иоанна, разбросанных по сохранившимся после него тетрадкам, можно встретить много еще мелких заметок о погоде, поездках, разных лицах и случайных обстоятельствах. Имея в своих руках почти все указанные тетради, мы, к сожалению, далеко не все то переписали, что не вошло в печать, но и приведенного здесь довольно для полной характеристики великого пастыря. Дух его весьма запечатлелся в оставленных им письменных памятниках. Если ты начнешь читать их, то по примеру славного светильника Церкви и сам возымеешь веру ко Господу, полюбишь нравственную чистоту, почувствуешь свежесть, бодрость сил душевных, — словом, станешь переживать то высокое, святое, божественное, чего искал всю жизнь свою приснопамятный батюшка. Больше того, если поедешь в Петербург в Иоанновский монастырь к его гробнице, где он продолжает призывать к тому, чем жил, — к молитве, покаянию и причащению Святых Животворящих Тайн Христовых, то и сам воодушевишься всем этим, ставши как бы реально лицом к лицу с никогда не умирающим духом отца Иоанна. Вечная память тебе да будет, Великий Российский наш пастырь!         notes Примечания 1 Община сестер милосердия " Утоли моя печали " , основанная в 1868 году княгиней Н.Б. Шаховской, находилась в Лефортове напротив храма святых апостолов Петра и Павла. — Прим. ред. 2 Иверская община была учреждена в 1894 году, находилась на Большой Полянке. — Прим. ред. 3 Боевская богадельня, построенная в 18V4 году на пожертвования московского купца Н.И.Боева, находилась на Стромынке. — Прим. ред. 4 Здесь: прибывшая из Ярославля охрана от иоаннитов. — Прим. ред. 5 людей, человеческого рода, всей твари. — Прим, ред. 6 описание книг в очерке Владыки Арсения уточнено и дополнено. — Прим. ред. 7 кроме перечисленного, в течение жизни отца Иоанна много печаталось о его деятельности в газетах и журналах. — Прим. авт. 8 Пример самоукорения. — Прим, авт. 9 воспоминание навеяно событием, описанным в 3-м томе Сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова). Ямщику Федору Казакину, выжигавшему уголья в лесу, троекратно являлись бесы, сидящие на деревьях, играющие на разных музыкальных инструментах, торжествовавшие и бесчинно припевавшие: " Наши годы! Наша воля! " (СПб., 1905, с.252). — Прим. ред. 10

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=884...

2486. Ср.: Мих. 5. 10. Образ квадриги (колесницы, запряженной четырьмя лошадьми, благими или дурными) часто встречается у свт. Амвросия (см.: Isaac 8. 65). — Примеч. ред. 2487. См.: Мих. 5. 11. 2488. Ср.: Пс. 44. 8. 2489. Ср.: Мих. 6. 14–15. 2490. Ср.: Мих. 7. 1–6, а также: Мф. 10. 36. 2491. Ср.: Ис. 40. 2. 2492. Ср.: Мих. 7. 17. 2493. Ср.: Мих. 7. 19. 2494. Ср.: Исх. 15. 10. 2495. См.: Еф. 6. 12. 2496. См.: Л к. 1. 78. 2497. Ср.: Мих. 7. 20. 2498. Дочерью Церкви свт. Амвросий называет душу, верную Богу. О движении верной души подробно святитель говорит в трактате «Об Исааке или душе». 2499. См. выше: epist. 18. 2500. Ср.: Деян. 17. 28. 2501. См.: Мф. 2. 14, 22. 2502. См.: Мф. 4. 1. 2503. См.: Мф. 4. 13–14. 2504. См.: Мф. 21. 1. 2505. См.: Мф. 11. 54. 2506. См.: Мф. 21. 17 и др. 2507. Ср.: Ин. 18. 1; 11. 12. 2508. См.: Мф. 27. 33; Мк. 15. 22; Ин. 19. 17. 2509. Эта же мысль повторяется в Isaac 8. 69, где слово castellum обозначает «селение, сельскую местность, поле», опосредованно — труд на земле (см.: Быт. 3. 17). — Примеч. ред. 2510. См.: Ин. 13. 1. 2511. См.: Мф. 14. 13–21; Ин. 6. 1–13. 2512. Ср.: Ис. 60. 9. 2513. Ср.: Мк. 4. 38–39. 2514. Ср.: Ин. 11. 1. 2515. Ср.: Ин. 11. 50, 53. 2516. Ср.: Ин. 12. 1. 2517. Ср.: 1Кор. 3. 16, 17. 2518. Ср.: Мф. 21. 15. 2519. См.: Рим. 10. 9. 2520. Ср.: 2Тим. 2. 3. 2521. Ср.: 1Кор. 15. 22. Также см.: Рим. 5. 12. 21. 2522. См.: Гал. 3. 18, 29; Еф. 1. 14, 18. 2523. См.: Гал. 4. 28, 23. 2524. См.: Гал. 4. 26. 2525. См.: Гал. 4. 27. 2526. Ср.: Быт. 17. 27. 2527. Ср.: Гал. 3. 18. 2528. Ср.: cxpl. ps. 1, 7. 2529. Ср.: 1Кор. 13. 13. 2530. См.: Еф. 6. 6; 2Кор. 9. 7. 2531. Ср.: Гал. 5. 1. 2532. Ср.: Гал. 3. 26; 4. 28. 2533. Ср.: Гал. 4. 31. 2534. См.: Еф. 1. 13. Уточнение свт. Амвросия, что знамение начертано in fronte, вероятно, указывает на литургическую практику spiritale signaculum (см.: sacr. 3. 2. 8, а также: Banterle. Р. 205, not. 2). 2535. Ср.: Быт. 27. 9–11. 2536. Ср.: 2Кор. 3. 6. 2537. См.: Гал. 3. 10. 2538. Ср.: Гал. 3. 14. 2539. Ср.: Исх. 32.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Исихазм (греч. ησυχα – покой, отрешенность), или священное безмолвие – монашеская практика «умного делания», то есть чтения Иисусовой молитвы, сведения о которой мы имеем с первых веков существования монашества. Законченное учение сформулировано в творениях святого Григория Синаита , святителя Григория Паламы и их современников (прим. ред.). 290 Даниил (Димитриадис), старец афонского скита Катунаки (1846–1920), автор аскетических сочинений, иконописец (прим. ред.). 291 Каллиник (1853–1930), старец, подвизавшийся на Катунаках и 45 лет не выходивший из затвора (прим. ред.). 294 Софроний (Сахаров) , архимандрит (1896–1993) – ученик святого Силуана Афонского, автор его жизнеописания, основатель православаного монастыря в Эссексе (Англия), где похоронен и почитается как старец (прим. ред.). 295 Иаков (Цаликис), старец с осторова Эвбея (1920–1991), подвизался в монастыре святого Давида (прим. ред.). 296 Коливады – движение за литургическое возрождение на Афоне во второй половине XVIII века. Свое название получило оттого, что его приверженцы отказывались совершать заупокойную службу над коливом в воскресные дни. Лидеры движения коливадов – Макарий Коринфский, Никодим Святогорец , Афанасий Паросский – причислены Элладской Православной Церковью к лику святых (прим. ред.). 297 ω. Χρυσοστμου, Συγκρσεις μονχου και βασιλως, PG 47:389; Σεραπωνος Θμοεως, Επιστολ προς μονζοντας II, PG 40. 936D-937A. 298 Π. Παναγιωτκου, Σνταγμα το Εκκλησιαστικο Δικαου, т. Δ». Τ Δκαιον των Μοναχν, θναι 1957, с. 16. 300 J. Noret, Vitae duae antiquae sancti Athanasii Athonitae, CCSG, t. 9, Turnhout-Leuven, 1982, Βος το οσου Αθανασου το ν θφ Α, 123, с. 58, стих. 15– 23. 301 Имеется в виду традиция знаменитого общежительного Студийского мо­настыря в Константинополе, доминировавшая в устроении монашеского общежития и регламентировавшая богослужение в обителях Византийской империи в вв. Уже в X в. студийская традиция была принесена на Афон (прим. ред ). 305 Исихастские споры – богословская и церковно-каноническая полемика XIV столетия, порожденная выступлениями против древней монашеской практики умной молитвы воспитанников западного схоластического богословия Варлаама Калабрийского, Акиндина и их единомышленников. На Соборе 1341 года учение исихастов было объявлено несомненно отражающим церковное понимание молитвенного делания и библейского богословия (прим. ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Подобает убо изъграфом, рекше иконописцам, чистителным быти, житием духовным жити и благими нравы, смирением же и кротостию украшатися и о всем благое гонити (делать, совершать. – Прим. ред.), а не сквернословцем, ни кощунником, ни блудником, ни пияницам, ни клеветником, ни иным таковым, иже последующее обычаем скверным. Понеже на сицевое святое дело таковым не прощено есть. Якоже и древле рече Господь к Моисею, еже Веселеила наполних Духа Божия ( Исх 3:1–3 . – Прим. ред.). Сей же Веселеил делатель бысть скинии свидения (свидетельства. – Прим. ред.) закона Ветхаго. Колми же паче (насколько же больше. – Прим. ред.) подобает нынешния благодати писавшим образ Спаса Христа Бога нашего, и Пречистыя Его Богоматере, и святых Его тщатися к восприятию духа Божия. И был бы иконописец хитр (искусен. – Прим. ред.) о подобии древних переводов и первых мастеров, богомудрых мужей, имже от начала предано бысть по объявлению когождо где бывшаго, чюдеси или явления, а собою бы ново не прибавливал ни единыя оты (йоты. – Прим. ред.), аще убо и зело кто мнится смыслити, а кроме святых отец предания не дерзити. Аще же кто и зело имать быти хитр святых икон воображению (изображению. – Прим. ред.), а живый не благолепотне (живет неблагочестиво. – Прим. ред.), таковым писати не повелети. …Паки, аще кто и духовное житие имать быти, а благолепно вообразити святыя иконы не может, таковым писати святых икон не повелевати же. Но да питается иным рукоделием, имже хощет. ПРЕПОДОБНЫЙ МАКСИМ ГРЕК , в миру Михаил Триволис (ок. 1470–1556) – греческий ученый монах, переводчик, богослов. Протопоп Аввакум. Об иконном писании… 119 Беседа 4 …По попущению Божию умножися в нашей руской земли иконнаго письма неподобнаго изуграфы. Пишут от чина меньшаго, а велиции власти соблаговоляют им, и вси грядут в пропасть погибели, друг за друга уцепившеся, по писанному: слепый слепца водяй, оба в яму впадутся, понеже в нощи неведения шатаются; а ходяй во дне не поткнется, понеже свет мира сего видит, еже есть: просвещенный светом разума опасно зрит коби и кознования еретическая и потонку разумевает вся нововводная, не увязает в советех, яже умышляют грешнии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

проф. И.И.Ганеля (Hanel). Ред. 63 Победителю варварских народов и между князьями мира благоразумнейшему, Леонарду Фосколо, князю . . . Св. Марка господину высшему начальнику провинции, Иллирии и Эпира, граждане-патриции возвеличенные его благодеяниями . . . это свидетельство, как памятник победы на вечные времена посвятили в лето от Рождества (Христова) от Девы 1650. – перевод автора – прим. эл. ред. 65 Лиовзию Поланскому (из Полы), претору, оказавшему величайшие услуги, на вечную память. – перевод автора – прим. эл. ред. 69 В рукописи: «следующая надпись», но самой надписи нет: для нее оставлено место; только в самом низу белого места отмечено: MDCXXXXIII. Эти цифры означают, по всей вероятности, год. Ред. 72 Михаилу Празатто, заслуженному гражданину, по определению сената, 1637. – перевод автора – прим. эл. ред. 75 Для отвращения небесного гнева при величайшем землетрясении Сенат Рагузский дал обет воздвигнуть сей святый храм в лето от Рождества Христова 520-е сверх тысячи, в 16 день до июньских календ .. озаботились закладкой и .. – перевод автора – прим. эл. ред. 76 1435 г. в третий день до февральских календ, Альберту избранному императором. – перевод автора – прим. эл. ред. 79 Здесь, по всей вероятности, разумеется книга: «Возсаединение униата с православном црквом у Русской Империи. Переведено с русскога. У Москви. У типографии С. Селивановскога. 1841», которую Новакович (Српска библиографийа за новийу книжевност. 1741–1867. У Биограду. 1860 стр. 235, 1184) считает произведением Д. П. Тирола. Нужно думать, что эта книга напечатана была в Москве, а издана в Одессе, где она была процензурирована. Ред. 83 Я не знал, что значат эти выстрелы; но после кормчий мне сказал, что в ближайшей деревне праздновали свадьбу и, по обычаю, выстрелами выражали свое веселье и, разумеется, похмелье. 84 κβη, ст. 68–71. На поле листа, против этих стихов, отмечено архим. Порфирием: «1842 года. Июля 9 дня. Баден». Ред. 85 о, темная ночь! Почему в ночное время я так просыпаюсь от страшных видений? 0, владычица земля, мать темнокрылых снов . . . ! – перевод автора – прим. эл. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

и сокровенные знания на Руси. М., 1995. С. 48-131 [Пахомиевская Проложная ред. Жития Стефана Пермского]; Антонова Е. В. Службы св. Борису и Глебу в книжности Др. Руси: Дис. М., 1997. С. 169-192 [Пахомиевская ред. Службы Борису и Глебу]; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 343-375 [Первая Пахомиевская ред. Жития Сергия Радонежского], 377-439 [Третья Пахомиевская ред. Жития Сергия Радонежского]; То же. 2001. Т. 2. С. 53-55 [краткая летописная ред. Жития митр. Алексия], 107-114 [Вторая Пахомиевская ред. Повести о Темир-Аксаке]; БЛДР. 1999. Т. 6. С. 230-241, 550-552 [Вторая Пахомиевская ред. Повести о Темир-Аксаке]; Там же. С. 450-459, 569-570 [Житие Иоанна Новгородского (Слово 2-е)]; Там же. 1999. Т. 7. С. 132-217, 506-512 [Первая ред. Жития Кирилла Белозерского]; Там же. С. 232-253, 516-519 [Житие Ионы Новгородского]; Житие Кирилла Белозерского: Текст и словоуказ./Ред.: А. С. Герд. СПб., 2000 [Первая ред.]; БЛДР. 2003. Т. 12. С. 45-51, 542-543 [Слово о убиении Батыя]; Там же. С. 54-60, 543-547 [Слово на Покров]; Там же. С. 60-79, 547-549 [Пространная ред. Жития Саввы Вишерского]; Там же. С. 80-105, 549-550 [Пространная ред. Жития Никона Радонежского]; Шибаев М. А. Авторский вариант Жития Сергия Радонежского//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 290-319 [Четвертая Пахомиевская ред. Жития Сергия Радонежского]; Гордиенко Э. А. Варлаам Хутынский и архиеп. Антоний в житии и мистериях, XII-XVI вв. М.; СПб., 2010. С. 227-390 [Вторая Пахомиевская ред. Жития Варлаама Хутынского], 390-412 [Похвальное слово Варлааму Хутынскому], 552-557 [Похвальное слово Знамению Богородицы в Новгороде], 559-637 [Служба Варлааму Хутынскому], 600-637 [Служба Знамению Богородицы в Новгороде]; Преподобный Кирилл Белозерский/Сост.: Г. М. Прохоров. СПб., 2011. С. 70-174 [Первая ред. Жития Кирилла Белозерского], 223-239 [Пахомиевская Служба Кириллу Белозерскому (частично)]; Карбасова Т. Б. Цикл текстов, посвящ. Варлааму Хутынскому, в Минее Софийского собр. 191//ОФР. 2016. Вып. 19. С. 3-57 [Первая Пахомиевская ред.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010