Во 2-й пол. XI - 1-й трети XII в. Смоленск, как и Волынь, считался принадлежавшей Киеву волостью. С 1078 г., начала киевского княжения Всеволода Ярославича, Смоленск закрепился (исключая короткий перерыв в 90-х гг. XI в.) за Владимиром Мономахом, в 1125 г. достался внуку последнего св. кн. Ростиславу Мстиславичу, с княжением к-рого в 1125-1159 гг. связаны политическое обособление Смоленска от Киева, возникновение в его владениях Смоленской епархии (см. Смоленская и Калининградская епархия ) и окончательное территориальное оформление Смоленской земли, простиравшейся от верховьев Сожа и Днепра на юге до междуречья Зап. Двины и Ловати (Торопецкой волости) на севере, захватывая на востоке «вятичский клин» между верховьями Москвы-реки и Окой. Т. о., ядром Смоленской земли являлась область волоков между Ловатью, Зап. Двиной и Днепром - ключевой участок на «пути из варяг в греки». О территории и податных центрах Смоленской земли в 1-й пол. XII в. наглядное представление дает уникальный документ - Устав кн. Ростислава Смоленской епископии 1136 г. Ростислав не принимал активного участия в борьбе за Киев, развернувшейся между его старшим братом Изяславом и Юрием Долгоруким в 1149-1154 гг., но через 2 года по смерти Юрия, в 1159 г., став генеалогически старейшим среди Мономашичей, ушел в Киев, оставив в Смоленске старшего сына Романа. Др. Ростиславичи (Рюрик, Давид, Мстислав; Святослав Ростиславич в это время держал Новгород) в киевское княжение их отца получили столы в Киевской земле, к-рые удержали и после смерти Ростислава в 1167 г. Сложился устойчивый и монолитный комплекс владений князей смоленского дома к западу и северо-западу от Киева со столами в Белгороде, Вышгороде, Торческе и Овруче. Его стабильность объяснялась, очевидно, тем, что старшие Ростиславичи, а позже и их потомство, если не занимали киевский стол, то всегда были одними из главных претендентов на него. Склонность Ростиславичей к занятию столов вне Смоленской земли, столь отличавшая их от представителей др. ветвей древнерус. княжеского рода, проявилась и во временном владении во 2-й пол. XII в. пограничными со Смоленском полоцкими волостями - Друцком и Витебском. Спустя короткое время после смерти ок. 1210 г. киевского кн. Рюрика Ростиславича смоленские князья снова и надолго завладели киевским столом, на к-ром в 1214-1223 гг. сидел внук Ростислава кн. Мстислав (Борис) Романович Старый, а в 1223-1235 гг.- двоюродный брат последнего кн. Владимир (Димитрий) Рюрикович. Это был период наивысшего могущества Смоленска. Не позднее 20-х гг. XIII в. под его сюзеренитетом оказался стольный Полоцк, а в киевское княжение Мстислава Романовича еще и Новгород.

http://pravenc.ru/text/180439.html

На 12 септември 1971 г. е издигнат в сан архимандрит. От 1971 до 1974 г. е представител на Московската Патриаршия в Световния съвет на Църквите в Женева. От 26 декември 1974 г. до 26 декември 1984 г. е ректор на Ленинградската духовна академия и семинария. На 14 март 1976 г. е ръкоположен за епископ Виборгски. На 2 септември 1977 г. е издигнат в архиепископски сан. От 26 декември 1984 г. е архиепископ Смоленски и Вяземски. От 1986 г. е управляващ енории в Калининградска област. От 1988 г. е архиепископ Смоленски и Калининградски. От 13 ноември 1989 г. до 2009 г. е председател на Отдела за външни църковни връзки, постоянен член на Светия Синод. На 25 февруари 1991 г. е издигнат в сан митрополит. От 6 декември 2008 г. е местоблюстител на Патриаршеския престол. На 27 януари 2009 г. е избран от Поместния събор на Руската Православна Църква за Патриарх Московски и на цяла Русия. На 1 февруари 2009 г. се извършва интронизацията на Светейшия Патриарх Кирил. Образование. Трудове под ръководството на митрополит Никодим (Ротов) След като завършва 8-ми клас средно училище, Владимир Гундяев постъпва в Ленинградската комплексна геоложка експедиция на Северозападното геоложко управление, където работи от 1962 г. до 1965 г. като картограф-техник, съчетавайки работата с образованието в средното училище. След като завършва училище през 1965 г., Владимир възнамерява да постъпи във физическия факултет на Ленинградския университет и вече като получи висше светско образование, да се посвети на духовното служение. Въпреки това по-големият му брат Николай, който по това време учи в Ленинградската духовна семинария, му урежда среща с Ленинградския митрополит Никодим (Ротов). Тази среща става решаваща в съдбата на бъдещия Патриарх: митрополит Никодим го съветва да постъпи направо в семинарията. В началото на 1966 г. митрополит Никодим назначава Владимир за свой личен секретар. След като си е създал мнение за изключителните способности на студента Гундяев, митрополитът поставя условие – ускорено овладяване на знанията: Владимир трябва за една година да усвои материала и да издържи изпити за 2 курса. От това време започва църковното служение на Владимир Гундяев, наситено с непрестанен труд и непрекъснато нарастващ списък на отговорностите. Пример за него е 36-годишният митрополит Никодим, който заедно с ръководството на една от най-големите руски епархии едновременно оглавява Отдела за външни църковни връзки на Руската Църква – ОВЦС, който по същество играе ролята на център за вземане на решения относно вътрешната и външната политика на Църквата през онези години.  

http://mospat.ru/bg/patriarch/

Семинария 5 мая 1995 года в жизни Смоленской епархии произошло знаменательное событие: решением Священного Синода Русской Православной Церкви Смоленское межъепархиальное духовное училище было преобразовано в духовную семинарию. Главной задачей Смоленской духовной семинарии по-прежнему была подготовка всесторонне образованных пастырей. Семинария успешно справлялась со своей миссией. К середине 1990-х годов уже половину клириков Смоленско-Калининградской епархии составляли либо выпускники, либо студенты Смоленской семинарии. В 1996 году выпускники семинарии заполнили практически все священнические вакансии в епархии. В 1996 году выпуск Смоленской духовной семинарии проходил уже в обновленном актовом зале отремонтированного после пожара учебного корпуса. 29 декабря 1998 года Священный Синод Русской Православной Церкви выделил регентское отделение из состава Смоленской духовной семинарии. На его основе в последующие два года было создано Смоленское межъепархиальное духовное училище. Помимо регентского в нем были открыты иконописное и катехизаторское отделения, а также отделение медицинских сестер милосердия. Это первое в Русской Православной Церкви среднеспециальное учебное заведение, получившее не только государственную лицензию на образовательную деятельность, но и государственную аккредитацию по основным профессиональным образовательным программам. В 2009 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла духовная семинария получила лицензию на реализацию государственного стандарта «Теология», а два года спустя — государственную аккредитацию по направлению «Теология». 24 июня 2012 года впервые в истории российского духовного образования выпускникам семинарии, и именно Смоленской, были выданы дипломы государственного образца с присвоением квалификации «Бакалавр теологии». Всю свою новейшую историю Смоленская духовная семинария находилась под непосредственным руководством управляющего епархией митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Он всегда ставил перед семинарией важную задачу — готовить образованных пастырей. Для этого владыка не только направлял лучших выпускников за дополнительным образованием в европейские богословские вузы, но и часто приглашал лучших библеистов, патрологов и историков. Он организовывал в самой семинарии международные конференции и семинары даже по узким темам, благословлял преподавателей и студентов участвовать в научных богословских форумах не только в России, но и за рубежом. Недаром до сих пор Смоленская семинария считается ведущим богословским учебным заведением Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/4682248.ht...

Всего же в течение года СПДС проводит до двадцати разных научных мероприятий для студентов и преподавателей. Кроме конференций, это круглые столы, коллоквиумы, семинары, в которых с удовольствием участвуют и гости из Смоленского государственного университета, Смоленского областного института развития образования и других вузов. Государственная аккредитация В 2000 году в соответствии с положениями реформы духовного образования Смоленская православная духовная семинария была преобразована в высшее богословское учебное заведение с пятилетним сроком обучения. Следующим этапом развития стало получение семинарией в 2009 году лицензии на реализацию государственного стандарта «Теология», а спустя два года — государственной аккредитации по этому направлению. Трудился над этой задачей, поставленной Святейшим Патриархом Кириллом, новый ректор СПДС, тоже выпускник Смоленской семинарии, протоиерей Георгий Урбанович (ныне клирик Калининградской епархии и преподаватель СПДС). «Для государственной аккредитации нужно было изменить учебный план и сам ход учебного процесса, — вспоминает отец Георгий. — И мы воспользовались опытом  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , который тоже прошел реорганизацию, когда в соответствии с новыми стандартами высшей школы там была создана четырехгодичная программа бакалавриата с возможностью продолжения обучения в двухгодичной магистратуре». Но для чего церковному учебному заведению государственная аккредитация, если основной выбор выпускников — священнослужение? «Мы это делали на перспективу, ведь современный мир предъявляет к священнику все новые и новые требования, — продолжает отец Георгий. — В частности, наши выпускники смогли получить дополнительное — педагогическое образование». Важный аспект аккредитации — это новые образовательные возможности для семинаристов, поскольку теперь выпускник бакалавриата может продолжить обучение в магистратуре практически по любому выбранному гуманитарному направлению. Для этого семинария заключила договор со Смоленским госуниверситетом.

http://patriarchia.ru/db/text/5864778.ht...

Мы должны стремиться к тому, чтобы каждый приход стал духовно-просветительным центром. Таких примеров становится все больше. При приходах устраиваются воскресные школы, курсы катехизации, библиотеки, братства, сестричества. Духовенство и миряне ведут миссионерскую деятельность, посещают воинские части, места заключения. Примером прихода, совмещающего активную образовательную деятельность во многих сферах с социальным служением, является община храма святителя Митрофана Воронежского в Москве. Приходом создана гимназия " Свет " , в которой обучается 82 ребенка. Кроме вероучительных и общеобразовательных дисциплин дети активно занимаются декоративно-прикладным искусством. Имеются керамическая и столярная мастерские, иконописная и хоровая студии, мастерские по пошиву ряс и облачений, по реставрации икон, вышивке и ткачеству. При храме существует воскресная школа со 160 учащимися. Не забыты и государственные общеобразовательные школы - прихожане организовали четыре факультатива, где в 75 классах с полутора тысячами детей работают 12 преподавателей. Проводится воспитательная работа в трех детских садах. Настоятель храма ведет факультатив по основам православной веры в одной из военных академий. На примере этого прихода видно, как много зависит от активности духовенства, от осознания им важности религиозного образования и духовного просвещения. Сто лет назад у диакона, который не занимался преподаванием Закона Божия, на треть уменьшался оклад. Я не призываю возвращаться к этой практике, но все же необходимо поощрение тех, кто трудится не покладая рук на ниве просвещения, и вразумление забывающих об одной из своих важнейших обязанностей. Важно начинать православное воспитание детей как можно раньше, когда детская душа только формируется и ребенок более восприимчив к духовной реальности. Этой цели служат православные детские сады и православные группы в государственных детсадах. В настоящее время 93 таких детских сада и группы действуют в 20 епархиях, в том числе в Москве - 2 православных детских сада и 15 православных групп в государственных детсадах, в Калининградской области - 14 детских садов с православной ориентацией, во Владимирской епархии - 11, в Смоленской епархии - 2 детских садика, созданных и финансируемых епархией.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

Напряженный график митрополита Кирилла на протяжении почти двадцати лет был таким. С понедельника по пятницу — работа в Москве, в Отделе внешних церковных сношений. В субботу — отъезд в Смоленск на автомобиле, без малого 400 километров на «Волге». Решение текущих вопросов епархиальной жизни, прием людей, посещение приходов. В воскресный день — служение Божественной литургии. Позже Святейший Патриарх Кирилл рассказывал смоленским студентам : «Когда я, будучи митрополитом Смоленским, подъезжал к Смоленску, то всякий раз, когда машина сворачивала с Минского шоссе и из-за поворота открывался вид на город с Успенским кафедральным собором, я произносил одну и ту же фразу. И все водители мои, и сопровождающие знали — я говорил: " Милейший город Смоленск " . И духовная, и культурная составляющие жизни города, и даже эта неторопливость, отсутствие надрывной модернизации, которая часто напрягает нервы, создает новые противоречия… Действительно, край поэтов-воинов, как кто-то сказал, мир особый, — вся Смоленщина, начиная от пейзажей, таких скромных, лирических, мягких, до деревень, районных центров, каждый из которых я хорошо знаю. Просто назовите город, и я сразу представляю себе все, что там находится, его церковную жизнь. Всегда с радостью я посещал эти районные центры, приезжал в деревни, встречался с народом деревенским, ходил по этим избушкам, служил в деревенских храмах, а потом, после служб, устраивалась самодеятельность... Весь партхозактив присутствовал — в лице местного главы, заведующей клубом, заведующей почтой, а если есть школа, то и заведующей школой. Все это близко моему сердцу, и опыт моей жизни в Смоленске очень помогает мне сегодня решать те задачи, которые стоят передо мной как Патриархом». Как правило, ежемесячно три воскресенья митрополит Кирилл служил в Смоленске, одно — в Калининграде, каждый раз транзитом приезжая туда через Белоруссию (о чем вспоминал Президент А.Г. Лукашенко, тепло приветствуя нынешнего Предстоятеля в Минске 15 октября 2018 г.). Затем — отъезд в Москву. Работать с документами приходилось в автомобиле. И новый день, новые проблемы и новые заботы. Кроме того, регулярные командировки по линии ОВЦС, деятельное участие в событиях общецерковной значимости, подготовка докладов и выступлений по ключевым вопросам церковной, международной и общественной жизни.

http://patriarch.patriarchia.ru/sluzheni...

Поэтому, крайне важно, что в договоре о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской и Калининградской епархией, который был заключен еще в 2002 году, была предусмотрена организация подготовки и повышения квалификации кадров педагогов по православной культуре на базе Смоленского областного института усовершенствования учителей и Смоленского педагогического колледжа, при котором была открыта специализация «Учитель православной культуры». Эта работа все прошедшие годы успешно проводилась при участии священнослужителей епархии, преподавателей духовного училища и духовной семинарии. Теперь необходимо, чтобы сложившаяся в предшествующие годы городская система подготовки педагогов по православной культуре была сохранена и усовершенствована с учетом новых требований и условий. Другой немаловажный момент, это создание городского методического объединения педагогов по православной культуре. К созданию методических объединений преподавателей православной культуры на региональном, муниципальном и районном уровнях призывает нас и Его Святейшество, Святейший Владыка Кирилл. И здесь может пригодиться плодотворный опыт преподавания православной культуры, накопленный педагогами в православных гимназиях и лицеях. В этих учебных заведениях Основы православной культуры обычно преподают педагоги, имеющие богословское образование. Опыт преподавания, имеющийся в православных гимназиях достоин того, чтобы его передать общеобразовательным школам. Об этом можно судить по тому, что учащиеся православных гимназий всегда занимают призовые места на общероссийской олимпиаде по православной культуре. В прошедшей в этом учебном году олимпиаде участвовало 45 тысяч учащихся из 1500 школ России, среди которых было и 80 православных школ. Именно в этих учебных заведениях преподавание Основ православной культуры зиждется на целостном православном мировоззрении учителя, на формирование которого порою уходят долгие годы постепенного воцерковления, работы над своим внутренним миром и систематизации жизненного опыта и приобретенных знаний. Это крайне важно, поскольку педагог с атеистическим мировоззрением, даже имея прекрасные учебные пособия, может создать такую атмосферу в классе, что серьезный разговор о Боге станет невозможен. Учитель должен понять, что ему предстоит говорить о высоком, о горнем, о том, пред чем должно быть высочайшее благоговение. Однако должно быть уважительное и предельно корректное отношение и к другим религиозным культурам, входящим в общий курс. Об этом подробнейшим образом говорится в Методических материалах для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации, подготовленных Министерством образования и науки РФ , в отработке которых принял участие Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации.

http://patriarchia.ru/db/text/1147289.ht...

Открылся Центр дистанционного обучения православной молодежи Бейрут, 29 ноября 2006 г . Центр дистанционного обучения православной молодежи создан при Отделе по делам молодежи Русской Православной Церкви Всероссийским православным молодежным движением при поддержке благотворительного фонда святителя Алексия, митрополита Московского в ноябре 2006 года, сообщает сайт Тверской епархии . Основная задача Центра – дать молодым людям, активно желающим помогать Церкви в миссионерских и просветительских программах, необходимые богословские и практические навыки. Пройти обучение в Центре, бесплатно и не выезжая на сессии в Москву, могут все желающие в возрасте от 18 до 35 лет, имеющие церковное благословение на ведение просветительской и миссионерской работы. Для этого необходимо до 15 декабря выслать письмо с заявкой по электронному адресу: creoy@rambler.ru , заполнить анкету (будет выслана отдельно, на электронный адрес заявителя), а также выслать необходимые документы по адресу: 109044, Москва, ул. Крутицкая, д. 11 с пометкой «в Центр дистанционного обучения православной молодежи». С января 2007 г . запланировано открытие и презентация сайта Центра cdopm.ru, на котором будет осуществляться обучение. Обучение происходит по предметам: – богословие (ведущий – заместитель председателя Учебного Комитета Русской Православной Церкви, кандидат богословия, протоиерей Максим Козлов); – журналистика (ведущий – сотрудник журнала «Фома», преподаватель факультета журналистики МГИМО Алла Сергеевна Митрофанова); – миссионерская и молодежная работа (ведущий – руководитель Отдела по делам молодежи Смоленской и Калининградской епархии священник Святослав Худовеков). В ходе обучения студенты из регионов России и СНГ смогут не только приобрести необходимые теоретические знания, но и получить квалифицированную методическую помощь в ведении миссионерской работы в своих епархиях. Срок обучения: 2 года. Срок приема заявок: до 15 декабря 2006 года. Документы (высылаются по почте): 1. церковное благословение, подписанное священнослужителем или руководителем епархиального отдела по делам молодежи; 2. копия паспорта (с включением страницы с местом прописки) Куратор Центра – Александр Анатольевич Ракитин Секретарь Центра – Татьяна Ведищева Всю необходимую информацию можно получить по телефонам Отдела по делам молодежи Русской православной Церкви: тел. 676 21 54, факс 674 46 53 29 ноября 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/19654.html

организованные паломничества; православные детские, юношеские и семейные лагеря. По всем этим направлениям имеются интересные методические находки, накапливается индивидуальный и соборный опыт. Общее руководство народным религиозным образованием и катехизацией Священноначалием Русской Православной Церкви возложено на Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата (Решение Синода Русской Православной Церкви от 29.01.1991 г.). В одной статье невозможно осветить, хотя бы кратко, состояние всех указанных направлений. Поэтому остановимся лишь на некоторых из них. Воскресные школы являются наиболее распространенной формой катехизации. О них уже много говорилось и писалось, в том числе и на страницах Журнала Московской Патриархии . Они имеются практически во всех епархиях, но пока в большинстве из них в явно недостаточных количествах. В 1991 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия состоялся общецерковный семинар по воскресным школам и другим формам православной катехизации. В Московской городской епархии было четыре семинара, посвященных воскресным школам. Подобные семинары состоялись и в некоторых других епархиях, в частности, в Смоленской, информация о котором опубликована митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Очень живо прошел в 1994 году семинар в Ярославле под руководством Ярославского и Ростовского епископа Михея. После него в епархии неделю продолжались различные частные мероприятия, связанные с тематикой семинара: выезды в благочиния, лекции в разных организациях, беседы с духовенством. Обычно воскресные школы организуются при храмах, приходах и православных братствах, курируются настоятелями приходов, епархиальным священноначалием и соответствующим отделом Патриархии хотя бы номинально. Кроме того, имеются попытки создать " воскресные школы " при клубах, загсах, общеобразовательных светских школах. Такие школы обычно не связаны со структурами Русской Православной Церкви. Они часто называют себя православными, но по содержанию преподавания нередко оказываются весьма далекими от Православия. Так, в одной из таких " православных " школ, устроенной при общеобразовательной школе под вывеской " Православная " , детям стали преподавать оккультные науки — ясновидение и прочее, всегда отрицавшиеся Церковью. Православной может считаться только та воскресная школа, которая имеет духовным руководителем священника и связана со структурами Православной Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

За Синодального з козацтвом пройшла «Духовна основа подвигу захисту 15 березня 2018 р. 12:28 13 февраля 2018 года в Москве в главном здании МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) состоялась видеоконференция «Духовная основа подвига защиты Отечества», организованная МГУТУ и Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством . В присутствии первого проректора МГУТУ А.Ю. Шатина и атамана хутора «Университет Разумовского» ВКО «Центральное казачье войско» В.В. Малыгина ее провел духовник вуза, ответственный секретарь Синодального комитета священник Тимофей Чайкин. Участие в форуме приняли руководители, преподаватели, студенты и духовники МГУТУ 10 региональных институтов, а также руководители образовательных организаций, осуществляющих образовательный процесс с использованием культурно-исторических традиций казачества, представители казачьих обществ, ответственные за организацию казачьего образования и работу с казачьей молодежью. Приветствуя собравшихся в Москве, Краснодарском крае, Ростовской и Пензенской, Ульяновской и Омской, Калининградской и Смоленской областях, священник Тимофей Чайкин, в частности, отметил: «На этих встречах мы пытаемся для общей пользы скорректировать решение рабочих вопросов, рассказать о новых возможностях тем атаманам, преподавателям и пастырям, которые ищут новый положительный опыт духовно-нравственного воспитания и готовы у себя его применить». В рамках видеовстречи выступили: духовник Сибирского казачьего института технологий и управления иерей Олег Гонженко; войсковой священник ВКО «Всевеликое войско Донское», духовник Донского казачьего государственного института пищевых технологий и бизнеса протоиерей Сергий Маштанов; духовник Кубанского института МГУТУ протоиерей Виталий Калмык; первый заместитель отдела по взаимодействию с правоохранительными органами, МЧС и казачеством Мелекесской епархии , духовник регионального института МГУТУ протоиерей Андрей Орехов; духовник Калининградского казачьего института технологий и дизайна, руководитель отдела по взаимодействию с казачеством Калининградской епархии протоиерей Алексий Евграфов. Руководитель учебно-методического отдела Синодального комитета И.А. Котина рассказала о проведенном анкетировании студентов и кадет образовательных организаций с казачьим компонентом. Результаты опроса станут основой для формирования системной духовно-нравственной работы духовников с представителями казачьей молодежи. Состоялись и другие выступления. В ходе видеоконференции иерей Тимофей Чайкин ответил на вопросы студентов. Казачьему духовенству были переданы рекомендации для подготовки документации по единым требованиям. Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5162850...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010