Заборье. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Это село одно из древних в Поречском крае. До образования уезда оно входило в состав Щуцкого стана Дворцовой Порецкой волости. Об этом свидетельствуют строки из работы протоиерея А. Лавровского «Исторический очерк о состоянии Смоленской епархии» (Смоленск, 1884), а также сведения из статьи «Духовный приказ в Смоленске во 2-й половине XVII века» (Смоленск, 1868) (Лавровский А., протоиерей. Исторический очерк о состоянии Смоленской епархии, составленный на основании разобранных церковных дел архива консистории от 1721 по 1738 год//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1884. - С. 712; Духовный приказ в Смоленске во 2-й половине XVII в.//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1868. - С. 253). В материалах, составленных в помощь приходским летописцам, читаем: «В селе Заборье церковь деревянная во имя Успения Пресвятой Богородицы, весьма ветхая, при ней колокольни и ограды нет; оная церковь устроена в 1617 г. смоленской шляхтою Марией Ивановой дочерью Пом ...ою» (Материалы для церковных летописей по Смоленской епархии//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1871. С. 664). В 1707 г. митрополит Сильвестр III выдал в храм антиминс (Обозрение древних антиминсов, находящихся в ризнице Смоленского архиерейского дома, с краткими археологическими сведениями об антиминсах Православной Церкви вообще//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1874. - С. 893). В 1737 г. ветхий храм был разобран и на его месте выстроена новая деревянная (дубовая) церковь, освященная, как и прежняя, в честь Успения Божьей Матери. Средства на возведение храма выделил полковник Дионисий Иванович Рачинский (Сперанский И. Указ. соч. - С. 728). В церкви было два придела: Успенский и Никольский. В 1815 г. Наталья Александровна Баранцева построила в селе второй храм, каменный. Он был освящен во славу Преображения Господня. Но главной церковью считалась Успенская. Она была теплой, т.е. в ней можно было совершать богослужения зимой (Адрес-календарь Смоленской епархии с историческим и церковно-приходским указателем. - Смоленск, 1897. - С. 46).

http://sobory.ru/article/?object=26158

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор 10 октября 2018 г. 15:21 Жизнь и молитва на Смоленской земле В этом году Смоленск отпраздновал свое 1155-летие. За почти 12 веков существования этот город неоднократно становился крепостью на пути рвущихся к Москве захватчиков и навсегда вписал себя в ле­топись воинской славы России. Но есть у него и еще одна особенность. Не случайно на Днепровских воротах, на въезде в историческую часть Смоленска, на огромном плакате с изображением Предстоятеля Русской Церкви написано: «Смоленск — земля Патриарха». Над духовным возрождением города Святейший Патриарх Кирилл трудился без малого четверть века. Как сегодня организована и развивается здесь духовная жизнь, какие проблемы стоят перед ее духовенством и как оно отвечает на вызовы времени, «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. ПДФ-весия — Ваше Высокопреосвященство, вы возглавляете Смоленскую кафедру уже пять лет. Святейший Патриарх Кирилл посвятил ей почти 25 лет своего архипастырского служения. И две его известные фразы — «милейший город Смоленск» и «через Смоленск я узнал Россию» — ёмко характеризуют отношение Его Святейшества к своему служению на Смоленской земле. А с чем у вас ассоциируется Смоленск? Связывало ли что-то вас с этим городом раньше? — У меня Смоленск ассоциируется прежде всего с той великой славной историей, с примером воинской доблести и мужества, которые стали частью истории России. С героями Великой Отечественной войны, с защитниками Родины, отдавшими за нас с вами свои жизни. Поэтому я считаю, что к памяти погибших в Вяземском котле, на Соловьёвой переправе и в других местах Смоленщины, нужно относиться со благоговением и любовью. Но история Смоленска — это и подвиг воина-мученика Меркурия, решившего исход битвы во время нашествия хана Батыя, героев, сопротивлявшихся польской интервенции в XVII веке, и воинов, павших в боях во время Отечественной войны 1812 года. Первый раз в жизни я оказался в Смоленске на следующий день после своей архиерейской хиротонии, чтобы принять дела от преосвященного епископа Пантелеимона. Сегодня я чувствую себя частью Смоленска, я такой же его житель, как и 300 с лишним тысяч смолян. И очень надеюсь, что Смоленск меня полюбит так же, как полюбил его я. У меня такое ощущение, словно я прожил здесь всю жизнь. И другого города, если благословит Его Святейшество, мне не нужно.

http://e-vestnik.ru/church/mitropolit_sm...

Троицкая часовня на Смоленском кладбище (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троицкая часовня на Смоленском кладбище построена в 2001 году по проекту архитектора Сергея Самусенко на месте, где начиналась история Смоленского храма. Содержание История [ править править код ] Путь к главной святыне Смоленского кладбища —  часовне святой блаженной Ксении Петербургской — проходит по Троицкой дорожке рядом с часовней с мозаичной иконой Святой Живоначальной Троицы и крестом над позолоченным куполом. Троицкая часовня построена в 2001 году по проекту архитектора Сергея Самусенко и освящена 10 августа 2002 года в день Смоленской иконы Божией Матери, престольного праздника Смоленского храма. Часовню освятил во время крестного хода викарий Санкт-Петербургской епархии, ректор Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии преосвященнейший Константин, епископ Тихвинский (с 2015 года митрополит Петрозаводский и Карельский). Удивительной красоты и полноты цвета мозаичная икона св. Троицы создана в мастерской известного российского художника-монументалиста, заслуженного художника РФ Сергея Репина (среди его работ — мозаики для восстановления храма Христа Спасителя в Москве). Икона для Троицкой часовни Смоленского кладбища собиралась три года по детальным репродукциям иконы преподобного Андрея Рублева. Троицкая часовня установлена на святой земле — на месте трех храмов, трех престолов. Именно здесь начиналась история Смоленского храма: на этом месте стояла первая, еще деревянная церковь Смоленской иконы Божией Матери. Затем деревянный храм Архистратига Божия Михаила. После сильного наводнения 1824 года церковь сильно пострадала, и по воле императора Александра I здесь возвели каменную церковь в честь Святой Живоначальной Троицы. В Троицком храме на Смоленке имелось три придела: главный — Троицкий, на хорах — Архистратига Божия Михаила и в крипте — в честь святых мучеников Сергия и Вакха. Главной реликвией Троицкого храма был иконостас в Михайловском приделе выдающегося русского художника, мастера портрета Владимира Боровиковского (1757-1825).

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкая_часов...

СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, о Представительстве Патриарха Московского и всея Руси в Нью-Йорке, США. ПОСТАНОВИЛИ: Протоиерея Сергия Киприяновича, сотрудника Отдела внешних церковных сношений, назначить вторым священником Свято-Николаевского собора при Представительстве Патриарха Московского и всея Руси в Нью-Йорке, США. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, о Представительстве Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей в Женеве, Швейцария. ПОСТАНОВИЛИ: В связи с истечением срока командировки освободить архимандрита Нестора (Жиляева) от обязанностей Представителя Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей в Женеве и направить в распоряжение Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. СЛУШАЛИ: Сообщение Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, о кончине 11 февраля 1997 года Предстоятеля Польской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Варашавского и всей Польши Василия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознести моление ко Господу о упокоении в селениях праведных Предстоятеля Польской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Василия, много потрудившегося на благо Святой Христовой Церкви. 2. Выразить братскую поддержку клиру и мирянам Польской Православной Церкви в связи с постигшей утратой и свидетельствовать о нерушимых узах братства и любви, связывающих Русскую и Польскую Православные Церкви. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, о Конференции «Духовно-историческая и православная тема в современной художественной литературе», проведенной 5-6 февраля в Московском Свято-Даниловом монастыре по инициативе Всемирного русского народного собора. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4971742...

Церковь готова участвовать в процессе выработки корпуса базисных духовно-нравственных ценностей для современного российского общества 16 февраля, 2008. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) В рамках общественного обсуждения концептуальных инициатив Х Всемирного Русского Народного Собора председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл был приглашен профессором С.П.Капицей принять участие в телепередаче «Очевидное-невероятное», показанной Первым каналом 8 апреля 2006 года. Источник: Официальный сайт Русской Православной Церкви Митрополит Кирилл: «Церковь готова участвовать в процессе выработки корпуса базисных духовно-нравственных ценностей для современного российского общества» В рамках общественного обсуждения концептуальных инициатив Х Всемирного Русского Народного Собора председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл был приглашен профессором С.П.Капицей принять участие в телепередаче «Очевидное-невероятное», показанной Первым каналом 8 апреля 2006 года. Ниже приводится текстовая версия их диалога, состоявшегося в телестудии. С.П.Капица: Добрый день. Наша сегодняшняя передача посвящена проблеме прав и достоинства человека. Наш гость — митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В современной науке и медицине разрыв между тем, что я назвал бы моральным сознанием человека и его физическими возможностями оказался столь велик, что мы стоим перед необходимостью научиться преодолеть этот разрыв. Как вы, Владыко, смотрите на эти проблемы? В чем усматриваете причину и происхождение этого разрыва, образовавшегося, схематично говоря, между общественными сознанием и общественными возможностями? Митрополит Кирилл: Благодарю вас, Сергей Петрович, за то, что именно в рамках этой передачи пойдет разговор по обозначенной проблематике… С.П.Капица: Это и есть очевидное невероятное… Митрополит Кирилл: Совершенно верно. К слову, я об этом подумал, когда ехал к вам на передачу: сегодня подобные встречи и диалоги на телевидении — вещь вполне очевидная, но если вспомнить о нашем недалеком прошлом, то фактор невероятности здесь окажется доминирующим.

http://pravmir.ru/cerkov-gotova-uchastvo...

митрополит Исидор (Тупикин) Жизнь и служение епископа Смоленского Иоанна (Соколова) в стенах Санкт-Петербургских духовных школ Источник Статья посвящена анализу жизни и трудов епископа Смоленского и Дорогобужского Иоанна (Соколова) в период его служения в Санкт-Петербургских духовных школах. Именно этот этап жизни преосвященного отмечен многими научными трудами, которые впоследствии принесли ему славу неординарного богослова и одного из лучших знатоков канонов Православной Церкви. В статье предпринята попытка охватить служение преосвященного Иоанна в качестве преподавателя, инспектора, а затем ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Источниками для исследования послужили труды самого преосвященного Иоанна и архивные документы Российского государственного исторического архива. В качестве дополнительной литературы были использованы статьи из журналов и воспоминания лиц, знавших преосвященного лично. Данный метод позволяет приблизиться к наиболее объективному взгляду на личность и служение исследуемого лица. На основе имеющихся материалов автор статьи показывает вклад епископа Иоанна в церковную науку, а также значимость для Русской Церкви Санкт-Петербургских духовных школ в качестве научного центра и кузницы исследовательских и административных кадров для епархий и высших учебных заведений нашей Церкви в середине XIX в. Имя преосвященного Иоанна (Соколова) – епископа Смоленского и Дорогобужского, канониста, богослова, проповедника – небезызвестно для тех, кто изучает каноническое право, а также для интересующихся проповедническим и публицистическим наследием выдающихся представителей русской богословской науки. Информация о нем содержится во многих энциклопедиях и в ряде статей. Однако все имеющиеся на данный момент биографические опыты не отражают объективный взгляд на личность и труды преосвященного Иоанна. Так, в трудах Котовича и Аристова епископ Иоанн представлен в качестве незначительной фигуры, недостойной особого рассмотрения. Или, напротив, в трудах Романского и Барсова изучаемая нами личность предстает в качестве одной из выдающихся в истории Русской Церкви. Во всяком случае, полноценная научная биография епископа Иоанна (Соколова) на данный момент не написана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Милейший город Смоленск РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_110414.html 18 ноября 2016 иеромонах Рафаил (Ивочкин) Милейший город Смоленск Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/4682248.html Официальный сайт Московского Патриархата Возрождение церковной жизни на Смоленщине тесно связано с именем митрополита Кирилла (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси), 20 ноября отмечающего свое 70-летие. 26 декабря 1984 года ректор Ленинградских духовных семинарии и академии архиепископ Кирилл был назначен на Смоленскую кафедру. В 1985 году к Смоленской епархии была присоединена территория Калининградской области. С этого времени до 2009 года титул епархиального архиерея был " Смоленский и Калининградский " . Материал, подготовленный иеромонахом Рафаилом (Ивочкиным), опубликован в ноябрьском номере " Журнала Московской Патриархии " . Спасти руины Приехав в Смоленск, владыка Кирилл нашел епархию в крайне тяжелом состоянии. К 1 января 1985 года по всей Смоленской области действовало всего 35 храмов, во многих из них не было священников. Антирелигиозная политика Советского государства и Великая Отечественная война не пощадили смоленских святынь. Большинство церквей находилось в удручающем состоянии: они представляли собой руины или, в лучшем случае, полуразрушенные и оскверненные коробки. В особенно плачевном состоянии находились сельские приходы: бедность, ужасное состояние храмов, большинство из которых нуждалось в капитальном ремонте. Трудность заключалась в том, что Смоленская епархия на тот момент была одной из беднейших епархий Русской Православной Церкви. У приходов не хватало средств на необходимый ремонт, и их нужно было каким-то образом изыскивать. Все эти проблемы новоназначенному владыке пришлось решать буквально с первых дней пребывания на Смоленской кафедре. По тогдашнему закону, регулировавшему деятельность религиозных организаций, приходы не могли материально помогать друг другу, невозможно было официально перечислить средства из епархии на какой-либо бедствующий приход или перечислять средства с более богатого прихода на менее благополучный.

http://religare.ru/2_110414_1_21.html

Плаи. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1887 и 1890. Год утраты:Не установлен. Архитектор:Ф.М. Мейшер Адрес: Смоленская область,Демидовский р-н, д. Плаи Координаты: 55.4971, 31.6765 Проезд:При следовании по а/д Демидов-Заборье-Бакланово-Пржевальское, свернуть направо по узкой асфальтированной дороге сразу за Ахтырской церковью д. Бакланово. Примерно через 1 км свернуть еще раз направо на грунтовку под " кирпич " . Церковное место на сельском кладбище, за д. Плаи. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Плаи входило в состав 3-го благочиннического округа. Это одно из старинных поселений на Поречской земле. Уже в конце XVII в. здесь существовала деревянная церковь во имя святителя Николая. В 1673 г. преосвященный Варсонофий выдал в храм антиминс. Тогда Плаи по административному делению принадлежало Смоленскому уезду (Обозрение древних антиминсов, находящихся в ризнице Смоленского архиерейского дома, с краткими археологическими сведениями об антиминсах Православной Церкви вообще//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1874. - С. 889). В 1713 г. на средства поручика Петра Петровича Огонь-Догоновского в селе была построена деревянная церковь и при ней колокольня. Храм освятили в честь святителя Николая. Вокруг церкви ктитор соорудил деревянную ограду (Материалы для церковных летописей по Смоленской епархии//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1871. - С. 665). В 1717 г. митрополит Дорофей выдал церкви антиминс, освященный его предшественником митрополитом Сильвестром III (Обозрение древних антиминсов, находящихся в ризнице Смоленского архиерейского дома, с краткими археологическими сведениями об антиминсах Православной Церкви вообще//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1874. - С. 895). В 1782 г. в селе возвели новый деревянный храм, освященный уже во славу Успения Пресвятой Богородицы, но с приделом во имя святителя Николая. Средства на строительство выделил надворный советник О.П. Огонь-Догоновский (Материалы для церковных летописей по Смоленской епархии//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1871. - С. 666). С этого времени село стало именоваться Плай-Успенское.

http://sobory.ru/article/?object=48855

Мониторинг СМИ Патриарх избран Им стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл 28.01.2009 11:29 Вчера в Москве открылся Поместный Собор, который должен был избрать Патриарха Московского и всея Руси. В Храме Христа Спасителя собрались 702 делегата из 64 стран мира - архиепископы, епископы, священники, монахи, миряне - и выбрали шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси. Им стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Предшествующий Поместному Архиерейский Собор, прошедший в минувшее воскресенье, выдвинул на Патриарший Престол трех кандидатов. Это митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, митрополит Калужский и Боровский Климент и митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Вопреки прогнозам журналистов, ожидающим, что Поместный Собор выдвинет своих кандидатов, кроме тех, что предложил Архиерейский Собор, этого не произошло. Инициатором отказа от дополнительного выдвижения кандидатов в Патриархи на Поместном Соборе выступил митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, он предложил соборянам отказаться от дополнительного выдвижения кандидатов и был поддержан. Другой принципиальной новостью второй половины дня стал самоотвод на Поместном Соборе митрополита Минского и Слуцкого Филарета, третьего кандидата, выдвинутого Архиерейским Собором. Взявший самоотвод митрополит объяснил свой поступок заботой об укреплении единомыслия среди соборян. - Мы должны быть единодушны, поэтому я и снял свою кандидатуру. Это не знак какого-то негатива, протеста, - подчеркнул он, добавив, что знает владыку Кирилла 20 лет, и указал на «его целеустремленность к интересам Церкви». - Собор исполнен единодушия и устремлен в будущее с любовью и с дерзновением. Мы верим, что Господь укажет самого достойного, самого нужного для Церкви в этот момент человека... Общее настроение на Соборе хорошее, духовное, трезвое. Все немного озабочены, немного нервничают, и это понятно. Я не первый раз принимаю участие в Соборе и то волнуюсь, - признался архиерей. Таким образом выяснилось, что Поместный Собор будет выбирать из двух кандидатов - митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и митрополита Калужского и Боровского Климента.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: строительство монастыря в Германии - историческое событие Берлин, 2 июня 2008 г. Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл считает историческим событием строительство Свято-Георгиевского мужского монастыря в местечке Гетшендорф (земля Бранденбург) примерно в 80-ти километрах от германской столицы, передает РИА Новости . " В Мюнхене уже есть православный монастырь Иова Многострадального, принадлежащий Русской Зарубежной Церкви. Важность Свято-Георгиевского монастыря - первого в Германии, основанного Московским Патриархатом, состоит в том, что он будет расположен в Восточной Германии. Это событие историческое " , - сказал иерарх. Прихожане Русской Церкви в Германии приветствовали на приеме гостей церковными песнопениями.По его словам, обитель задумана как место духовного и культурного общения немцев и русских. " Мы очень нуждаемся в таком месте для духовного и культурного обмена и надеемся, что монастырь будет привлекательным как для православных, так и для неправославных верующих, и не только верующих. Через посещение монастыря они познакомятся и с церковной жизнью России, и с Россией " , - отметил митрополит Кирилл.  Владыка отметил, что в Германии уже есть молодые люди, пожелавшие посвятить жизнь этому монастырю. По его словам, в храм будут направляться послушники и из России. Что касается возможности основания в Германии женского православного монастыря, то, по словам митрополита, " таких задумок пока нет " . " В Европе есть православные обители, в том числе женские " , - сказал иерарх. Глава Берлинской и Германской епархии РПЦЗ архиепископ Марк выразил в беседе с корреспондентом РИА Новости " полное удовлетворение строительством уже второго православного монастыря в Германии " . " С 1945 года в Мюнхене существует мужской Иово-Почаевский монастырь. Теперь обитель появится в Глава Берлинской и Германской епархии РПЦЗ архиеписком Марк выразил в беседе с корреспондентом РИА Новости «полное удовлетворение строительством уже второго православного монастыря в Германии». Восточной Германии и, мы надеемся, станет там средоточием духовной жизни " , - отметил архиепископ, который также является настоятелем мюнхенского монастыря.

http://pravoslavie.ru/26772.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010