В 1876 году был освящен правый придел Соборного храма во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца, в 1879 году - левый придел во имя святого мученика Иоанна Воина. Главный Престол в честь Преображения Господня был освящен в 1897 г. Во всех трех приделах были устроены мраморно-мозаичные иконостасы работы академика живописи В.Д. Фартусова. По преданию, близ левой стороны Собора, почивали мощи Преподобного Поликарпа Брянского. В Соборе находилась древняя икона Преподобного Поликарпа с крестом от его вериг, икона просветителя Брянского края священномученика Кукши с частицей его мощей, Евангелие и иконы XVII века. В ризнице Собора было устроено древлехранилище. Ежегодно из Собора совершалось несколько Крестных ходов: 1) в праздник Вознесения Господня - вокруг Собора; 2) 29 июня, в день памяти святых первоверховных Апостолов Петра и Павла - в Брянский Петро-Павловский монастырь; 3) 12 июля с иконой Божией Матери, именуемой «Троеручица», на молебен к городским лавкам; 4) 11 августа с иконой Божией Матери, именуемой «Свенская», накануне переносимой из монастыря в Собор - вокруг всего города: этот Крестный ход совершался в память избавления от нашествия французов на г. Брянск в 1812 году; 5) 15/28 августа в Свенский монастырь; 6) 1 октября ежегодно в Собор приносилась на один месяц икона Божией Матери «Свенская». В часовне, принадлежащей Собору, находилась чтимая икона Божией Матери «Троеручица». Ежегодный Крестный ход с этой иконой установлен в память следующего события. В сороковых годах XIX столетия 12 июля в г. Брянск была страшная гроза. Молния ударила и в то самое место, где висела святая икона Божией Матери, именуемая «Троеручица», но пожара не произошло, хотя кругом вблизи был большой пожар. При Соборе была женская Церковно-приходская школа, две школы грамоты, духовная библиотека и читальня. После образования в феврале 1920 года Брянской губернии, в декабре того же года была образована Брянская Епархия. Покровский Собор стал Брянским Кафедральным Собором. В конце 1923 года за право заключить соглашение с органами власти на пользование Собором боролись православная и обновленческая общины. В 1924 году Собор был закрыт. Утварь, имеющая художественно-историческую ценность, была передана губмузею, подризники - мехартзаводу для проведения карнавала, остальная церковная утварь была роздана общинам Смоленского, Троицкого, Воскресенского, Казанского старообрядческого и Серафимовского храмов. В Соборе долго размещался народный дом имени 25 октября (клуб с кинотеатром), антирелигиозный музей. Собор сильно пострадал в Великую Отечественную войну. В начале 1960-х годов его разрушили. Осталась древняя колокольня. Были предложения реставрировать ее и передать музею, но 20 июля 1968 года по решению местной власти колокольню взорвали.

http://sobory.ru/article/?object=41247

И вот он, такой маленький, делал поклоны перед иконой. Через несколько часов, уже на Всенощной, мама пришла вся в слезах: мальчик заснул, температуры нет. Это чудо при мне случилось, сам видел. Обычно батюшка посылал к иконам Божией Матери и великомученика и целителя Пантелеимона, если люди приезжали за каким - то облегчением, с болезнью, или от скорбей. Он это спасение от недугов себе не приписывал, понимал, что не он дает, а Бог дает через него. Здесь каждый день происходит какое - то чудо. Можно назвать нашу икону Талабской, в других местах такой иконы нет " . Икона Божией Матери Смоленская есть и в приделе, освященном в честь этого образа Божией Матери в храме свв. Апостолов Петра и Павла рядом с островом Талабенец, на острове Верхнем (Белов). 10 августа вокруг островов Талабск, Талабенец и Верхний будут совершены Крестные ходы в честь иконы Богородицы Смоленская. Смоленская икона Божией Матери, именуемая " Одигитрия " (Путеводительница), по церковному преданию, была написана святым Евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IX Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. В XIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Спасский храм имеет два уровня. Главный престол церкви, освящённый во имя Всемилостивого Спаса, размещён в верхнем храме. Нижний придел освящён в честь Смоленской иконы Божией Матери. С XIX века здесь хранится чудотворный " Смоленский " образ Пресвятой Богородицы. Божией милостью, благодаря пребыванию этой иконы, в 1871 году приход избежал эпидемии холеры, и прихожане украсили образ серебряной ризой, впоследствии заменённой на позолоченную. Одной из главных святынь Спасского храма является любимая и особенно почитаемая верующими чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, удивительным образом явленная одному из настоятелей храма - архимандриту Василию (Капалину). В 1991 году отцу Василию несколько раз во сне являлась сама Царица Небесная, которая сказала, что на колокольне в небрежении находится Её чудотворный образ. Помолившись, архимандрит Василий осмотрел колокольню, и обнаружил на её лестнице, что одна из ступенек заметно шире и длиннее остальных. Ступеньку освободили, омыли святой водой и на обратной стороне заметили чуть видимые контуры иконы Божией Матери. Обретённую икону поставили в храме, со временем тёмное изображение стало светлеть и становиться всё более чётким. По сей день Боголюбский образ Божией Матери, расположенный в нижнем храме справа от алтаря, обновляется, являя миру силу нескончаемой любви Божией ко всем верующим. Перед чудотворной иконой каждую пятницу служится молебен с акафистом. Нижний придел храма интересен также ещё двумя иконами. Образом в честь Иисуса Христа, написанным в петровское время, и иконой во имя Николая Чудотворца и святой царицы Александры. Икона небесных покровителей Царя Николая I и его супруги Александры Фёдоровны была написана 1 апреля 1903 года в честь 50-летия открытия Николаевской (Октябрьской) железной дороги на средства церковного старосты Дарьина, служащих станции Подсолнечная и добровольных жертвователей. Также в Спасском храме находятся икона св. блгв. князя Александра Невского, переданная в дар 19 февраля 1861 года от благодарных христиан, написанная в память об отмене крепостного права, частицы мощей свт. Амвросия, епископа Медиоланского, мч. Татианы.

http://sobory.ru/article/?object=07927

Вся жизнь святого патриарха Тихона соприкасалась со святым царем-мучеником. Удрученный тем, что на Аляске, как и в больших городах Америки, под церкви приспособлены простые жилые дома, владыка Тихон, в бытности его служения там, обращается за помощью в Россию и к местным православным жителям. Император Николай II первым отзывается на эту просьбу, и на средства, пожертвованные им, в Нью-Йорке и Чикаго вскоре строятся православные храмы. В год празднования 300-летия династии Романовых, когда Владыка был на Ярославской кафедре, Государь, Императрица, Наследник и Царевны посетили Ярославль. Он обратился к всероссийскому Императору со словом приветствия и благословения. Во время войны с Германией Владыка бывал на фронте и даже под обстрелом. В 1916 году за труды во славу Отечества, Николай II наградил его бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Когда Император томился в Тобольске, патриарх Тихон смог через тобольского епископа Гермогена передать ему просфору и благословение. Узнав о зверском убийстве Царя, Патриарх в тот же день собрал совещание Соборного Совета, на котором было решено безотлагательно совершать панихиды по убиенному Царю. В протоколе совещания Святейший написал: «Благословляю архипастырей и пастырей молиться о сем на местах». А через два дня, в праздник явления Казанской Божией Матери, он произнес проповедь, ставшую исторической, — с обличением безбожных убийц Императора. Это было началом прославления Царственных мучеников. Так идут они к встрече друг с другом в вечности у Креста Христова. К той встрече, которая запечатлена на иконе, написанной по откровению свыше. Невозможно не видеть исключительное участие Божией Матери в судьбе патриарха Тихона. И это так понятно для нас, знающих о всегдашнем Покрове Божией Матери над Россией — этим «Домом Пресвятой Богородицы», — особенно в решающие ее судьбу исторические периоды. Все наши святые отмечены Ее благодатным заступничеством, тем более, оно должно распространяться благословением стоящего рядом с Ней у Креста Патриарха на весь гонимый православный народ. Все главные события в жизни Первосвятителя связаны с Богородичными торжествами. Так Поместный Собор, на котором был избран патриарх, открылся в день Успения Божией Матери. После Божественной литургии в храме Христа Спасителя перед Владимирской иконой Божией Матери — той самой величайшей нашей святыней, перед которой издревле совершалось помазание на царство и на патриаршее служение, — старец Зосимовой и Смоленской пустыни иеросхимонах Алексий вынул жребий с именем новоизбранного патриарха. Перед этой же иконой была коронация нашего последнего святого Царя. Интронизация Патриарха Тихона была совершена в Успенском Соборе Московского Кремля в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. И святая кончина его была в день Благовещения.

http://moral.ru/святой-патриарх/

В 1938 г. храм был закрыт. В 40-х г.г. в нем было устроено зернохранилище с сушилкой зерна, с ежегодной закладкой более 300 тонн семенного зерна, что продолжалось вплоть до открытия храма в 1989 г. В начале восстановления храма обнаружилось, что церковная утварь полностью утрачена. Со значительными утратами, требующими реставрации, сохранились: основания престолов, частично: деревянный пол, боковые и входные двери, купола с крестами, иконостас, большие киоты, часть икон. Стеновая живопись из-за плохой кровли сильно пострадала. 19 июля 2015 г. Чин Великого освящения церкви и Божественную литургию совершил епископ Серпуховской Роман. При храме с 1991 г. организована детская Воскресная школа, а с 1996 г. начались занятия для взрослых. В храме особо почитаются следующие святыни: 1). Иерусалимская икона Божией Матери, у правого столпа в четверике. До 1917 г. её носили Крестным Ходом по селениям Прихода. Традиция Крестного Хода по селениям Прихода восстановлена в 2002 г. Начиная с Недели Всех Русских святых в течении 4-х дней, при большом стечении молящихся совершается Крестный Ход с храмовой обновлённой иконой Божией Матери «Иерусалимская» по селениям Прихода (с. Ашитково, д. Губино, д. Щельпино) с несколькими водосвятными молебнами в каждом селении. 2). Смоленская икона Божией Матери в иконостасе между Главным и Никольским Пределами. На день её памяти (28 июля/10 августа) ежегодно до 1930 г. между с. Ашитково и д. Щельпино устраивали сельскую ярмарку с каруселями. 3). Икона св. мучч. Кирика и Иулитты с северной стороны левого столпа в четверике. Особенно почиталась жителями д. Губино, где летом в период пожаров с иконой выходили на Крестный Ход. http://www.vosvera.ru О существовании деревни Ашитково было известно ещё в нач. XVII века, а вот первое упоминание о церкви в ней датируется второй половиной XIX века. Сохранился документ-разрешение на строительство каменного храма в Ашиткове Бронницкого уезда. Владельцем деревни тогда был граф Александр Николаевич Ламздорф, выстроивший усадьбу на другом краю деревни. Строительство церкви велось по проекту губернского епархиального архитектора Владислава Осиповича Грудзина при финансировании строительства купцом 1-й гильдии Платоном Ивановичем Балашовым, который в течение долгих лет оставался церковным старостой, а после смертельного случая, произошедшего 13 октября 1915 года, он был похоронен возле стен сооружённого храма. Говорят, что Балашов истратил на стройку всё своё состояние, а на крышу и колокола прихожане собирали уже " всем миром " .

http://sobory.ru/article/?object=00405

В нач. 1663 г. Л. снова был вызван в Москву, где стал 1-м архиереем на Соборе по делу о самовольном оставлении кафедры при Архангельском соборе Московского Кремля бывшим Суздальским архиеп. Стефаном. В февр. 1665 г. участвовал в заседаниях по делу о смещении Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) с поста местоблюстителя Патриаршего престола. В февр.-сент. 1666 г. Л. принимал участие в заседаниях Собора рус. архиереев о церковной реформе и судьбе опального патриарха. 2 нояб. 1666 г. по царскому поручению Л. встречал Восточных патриархов в Москве на Лобном месте и произнес приветственную речь, после чего сопровождал их в Новоспасский мон-рь. Подписи Л. стоят под основными решениями Большого Московского Собора 1666-1667 гг.: 12 дек. 1666 г.- о низложении патриарха Никона, об утверждении церковной реформы и др. В нач. июня 1668 г. царь отпустил из Москвы патриарха Александрийского Макария. Л. было предписано встретить его в Казани и проводить до Симбирска. Несмотря на длительные периоды пребывания в Москве, Л. немало сделал и для своей епархии. В 50-60-х гг. XVII в. происходило активное заселение и освоение территорий Казанского края, что было связано с завершением строительства Симбирской (1654) и Закамской (1656) засечных черт. Мон-ри способствовали распространению христианства в крае. Л. активно участвовал в обустройстве в 30 км от Казани основанной в 1-й пол. XVII в., но запустевшей Раифской Богородицкой пуст. (см. Раифский в честь Грузинской иконы Божией Матери мужской монастырь ). В 1662 г. Л. дал разрешение преобразовать пустынь в мон-рь, лично посетил ее, назначил строителя иером. Савватия, пожертвовал средства на строительство 3 церквей. Главной святыней мон-ря стала чудотворная Грузинская икона Божией Матери , происхождение которой также связано с Л. В 1661 г. по распоряжению владыки была снята копия с прославленного в 50-х гг. XVII в. по инициативе патриарха Никона чудотворного образа, хранившегося в Красногорском Богородицком мон-ре под Архангельском. В 1662 г. копия была принесена в Раифский мон-рь, от нее стали происходить чудеса. В память об этих событиях Л. установил ежегодный крестный ход (31 июля) с иконой из мон-ря в Свияжск. Еще один ежегодный крестный ход (26 июня), установленный Л., совершали с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрия» из Седмиезерной Богородицкой пустыни в Казань. В течение месяца икона пребывала в городских храмах. По распоряжению Л. началось составление описания истории Седмиезерной пуст. и чудес от иконы, прославление к-рой состоялось в нач. 50-х гг. XVII в. и было связано с избавлением города от морового поветрия.

http://pravenc.ru/text/2462459.html

Каменная колокольня церкви была выполнена в виде башни со шпилем. Нижняя часть церкви была расписана образами Божьей Матери, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Церковный притвор украшало изображение Страждущего Спасителя в терновом венце, помещенное в футляр под стеклом. Вскоре в храме появилась примечательная икона свт. Димитрия Ростовского Чудотворца, надписью на которой гласила: «сию святую икону поставил в село Данилово во храм Божьей Матери тайный советник Сергей Иванович Ларионов в память тетки своей, вдовствующей Екатерины Ивановной Полуектовой, скончавшейся 8 марта 1806 г. в 85 лет жития ее, 52 г. владения ее тем селом». В 1854 г. церковь несколько перестраивается. Арки, отделявшие приделы от храма, заложены кирпичом, железная кровля обновлена. Вход, ведший из церкви на колокольню, упразднен и сооружен новый — с улицы через специальную деревянную пристройку. Кроме старых колоколов, на колокольне появился новый, самый большой, с надписью: «Вылит сей колокол в царствующем граде Москве на заводе майорши Анны Петровны Зенкович, весу 60 пудов 39 фунтов 1854 г., января 30 дня, вотчины гг. Полуектовых Московской губернии Подольского уезда с. Данилово церкви Смоленской иконы Божией Матери с приделами усердием помещиков Владимира и Феодора Борисовичей Полуектовых». В следующем году церковь обнесена каменной оградой с кованой железной решеткой. Внутрь ограды ввели двухстворчатые, решетчатые металлические ворота с надвратной ажурной аркой, увенчанный Смоленской иконой Божией Матери и крестом. По обе стороны ворот располагались решетчатые входные двери. Этими работами и завершено строительство церкви. В последующие годы за счет церковных средств выполнялся лишь мелкий ремонт отдельных частей церкви. Священниками с 80-х годов XIX в. были Иоанн Лебедев и сменивший его Николай Виноградов, прослуживший в Динилово до самого закрытия церкви. Им помогали псаломщики Григорий Введенский, Василий Эвергетидов, Павел Рождественский. Возглавлял приход священник Николай Виноградов, пользовавшийся в народе большим уважением и любовью. После ареста в 1932 году он был сослан в Архангельскую область, откуда пришло его последнее письмо. В нем отец Николай сообщал, что серьезно болен. Больше писем от него не было.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Предтеч...

В 1709 году накануне Полтавской битвы Петр молился со своим войском перед Казанской иконой, и им была одержана победа. В 1812 году этот же образ осенял русских воинов, отражавших нашествие французов. И именно 22 октября русские войска нанесли противнику первое крупное поражение. Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю Великую Отечественную войну) русские войска неизменно брали с собой иконы Божией Матери Казанской, Смоленской, Донской. И всегда страна наша ощущала помощь Заступницы Усердной рода христианского. Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избавление Ее помощью нашего Отечества от врага. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа. А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный образ Псково-Печерский " Умиление " , находящийся в нашей святой обители, оградил Псков и Псковскую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков и обитель нашу от различных врагов, искони желающих завладеть русской землей. Смоленская икона Божией Матери (она же " Одигитрия " или " Путеводительница " ) была привезена в XII веке в город Смоленск. Тогда совершилось возвращение Российской державе города, 110 лет пребывавшего под властью литовских князей. В XIII веке Феодоровская икона спасла город Кострому от нашествия татар. Князь Василий велел нести сей образ во главе своего войска. Яркие лучи, исходящие от святой иконы, ослепляли врагов, и нашествие было разгромлено. Прославилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявшихся в народе. И особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери " Державная " . Это произошло в год отречения от престола последнего русского Императора. Явилась икона 2 марта одной крестьянке в селе Коломенском под Москвой. На иконе в руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И сказала Она, что отныне Сама будет охранять Россию. И теперь в России царство не от мира сего. Теперь вместо Царя руководит страной Матерь Божия. И мы с вами ощущаем на себе Ее Державный Покров и заботу о русском народе. Матерь Божия всегда защищала и миловала Русь, наказывала и вновь возвращала свою любовь людям, прошедшим ради грехов своих сквозь страдания, покаянием и страданием очистившим свои сердца.

http://zavet.ru/kalendar/bm/pokr-001.htm

В 1989 году храм возвратили церкви, тогда же здесь было совершено первое богослужение. В настоящее время в церкви действуют главный престол в честь Святой Троицы и придел во имя иконы Божией Матери «Страстная». К храму приписаны молельные комнаты, расположенные в больнице и СИЗО города Козьмодемьянска. Свято-Троицкий храм был отстроен и освящён в 1733 году на средства прихожан с использованием старых фундаментов Христорождественского собора 1658 года постройки. Церковь в честь Живоначальной Троицы была освящёна как однопрестольная, холодная. В 1825 году к основному объёму церкви пристроили тёплую трапезную с Благовещенским приделом с южной стороны, так как в том же году была разобрана рядом стоящая одноимённая церковь. В 1827 году возвели трёхъярусную колокольню, храм обнесли каменной оградой с железной решёткой. 28 ноября 1893 года с северной стороны в трапезе освятили придел в честь иконы Божией Матери Одигитрии. Троицкий храм считался городским собором до того, как в 1872 году был построен Смоленский собор. На колокольне Троицкой церкви до революции имелось 7 колоколов: Большой весом 108 пудов, Полиелейный в 50 пудов, Часовой в 10 пудов, Будничный и два Зазвонных - в 3 пуда и 1 пуд соответственно. Большой колокол имел надпись: " Божиею милостью вылит сей колокол в городе Казани в слободе Подлужной на заводе Луки Степанова Рукавишникова " . Средний отлит в 1869 году на заводе потомственных почётных граждан саратовских 1-й гильдии купцов, братьев Гудковых и имеет надпись: " Благовествуй, земле радость велию, хвалите небеса Божию Славу " . Один из приделов, который освятили уже в наши дни, посвящён иконе Божией Матери " Страстная " (первоначальный - иконе Божией Матери Одигитрии). В Троицкой церкви с незапамятных времён хранился чудотворный список с этого образа. Ежегодно с 4 по 18 июля козьмодемьянцы и чебоксарцы совершали крестный ход в село Палец Нижегородской губернии с этой иконой по обещанию, данному предками в память избавления от чумы в царствование Алексея Михайловича. В храме также хранилась икона Божией Матери " Троеручицы " , списанная с чудотворного образа, хранившейся на святой горе Афон в Хиландарском монастыре, греческим иконописцем и принесена в дар патриарху Никону в 1664 году, а затем перенесена в Козьмодемьянск.

http://sobory.ru/article/?object=05914

В России остался чтимый список Валаамской иконы Пресвятой Богородицы, созданный местными мастерами в 1900 г. Первоначально образ находился в часовне Валаамского монастыря на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, затем был перенесен в церковь на Смоленском кладбище. 9 июля 1992 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II с клириками Санкт-Петербургской епархии и братией монастыря Валаамская икона Божией Матери была торжественно перенесена из Смоленского храма на Валаамское подворье в Санкт-Петербурге. А в 1996 г., накануне дня празднования памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, состоялось перенесение образа из Петербурга в Валаамскую обитель. 10 июля 2002 г. Патриарх Алексий II освятил первую в России церковь в честь Валаамской иконы Божией Матери. Она расположена в некогда упраздненном Никольском храме, на том месте, где в 1897 г. была обретена чудотворная икона Божией Матери, получившая позднее название «Валаамская». Сегодня чтимый список Валаамской иконы Божией Матери является одной из главных святынь Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Перед иконой служат молебны, происходят исцеления, засвидетельствованные в летописи обители. Вот, например, случай, рассказанный послушником Валаамского монастыря Е.: «Вечером 20 мая 2003 г. я находился на послушании в церковной лавке. В храме в это время шла вечерня на день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В лавке ко мне обратилась женщина, чем-то сильно взволнованная. По ее виду – она была в брюках и накрашенная – я заметил, что она – человек невоцерковленный. Женщина рассказала, что сейчас с ней произошло чудо. Много лет она страдала неизлечимой болезнью ног, даже не могла подниматься по лестнице. В этот день она приехала на Валаам вместе с туристической группой. Зайдя в храм, помолилась у иконы Божией Матери (название ее она не знала) и пошла погулять по монастырю. Спустилась вниз по каменной лестнице на причал, потом снова поднялась наверх и только тут поняла, что получила исцеление».

http://pravoslavie.ru/124029.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010