Прибыв в С.–Петербург на Валаамское подворье, встретился здесь с казначеем отцом Арсением, приехавшим в столицу для принятия царского пожертвования – собора священных риз. Из Петербурга с казначеем отцом Арсением поехали на Валаам на почтовых лошадях; приехав на Валаам, они были встречены с трезвоном, ради почтения к царским подаркам. Игумен Дамаскин. С гравюры на стали работы бывшего ректора Импер. Академии Художеств Э. Иордана Поселившись окончательно в Валаамской обители, по увольнительному свидетельству в 1819 году, он положил твердое основание своей подвижнической жизни, внимательно и разумно проходя возлагаемые на него от настоятеля послушания. Во-первых, определен был в конюха, потом в хлебную – печь хлебы; здесь, просевая муку в мукосейной, тут же и поклоны клал, и утомившись от трудов и молитвенного подвига, повергал себя на голом полу и засыпал. Впоследствии, будучи уже настоятелем, говаривал своим ученикам: «не помню, свидетель Бог, чтобы я когда-либо, находясь на послушании в хлебной, без благословения старшего съел хотя корочку хлеба, – так остерегался страсти тайноядения». Впоследствии был поставлен в рабочие нарядчики – управлять рабочими людьми по всем хозяйственным делам. Настоятель на него вполне расположился, видя его ревность и усердие в деле послушания. Здесь, при трудности послушания, не оставлял и правила церковного, и руководимый опытным старцем, отцом Евфимием, прилагал труды к трудам. Не ленился и старец содействовать подвигам – по ночам в 12 часов будит на полунощную молитву, имея в руке своей выдвижную палку, которой он стучал в раму второго этажа, где жил его ревностный ученик, и не отходил до тех пор, пока не получит ответа стуком в раму. Так каждую ночь еще до церковной службы он исправлял молитвенное правило не зажигая огня. В кельи у него было совершенное нестяжание: образ, книга, четки, стол и стул и более ничего, так что не имел обычая, да и не для чего было оную запирать. Был у него чулан, где смазывали сбрую; там он исправлял правило, клал поклоны, читал акафист перед иконой Смоленской Божией Матери, от которой было ему чудное явление. 1823 года, на Рождество Христово, пострижен был в рясофор; с этого времени положил начало испытывать свою совесть, на всякий день, часто приходил к старцу отцу Евфимию для духовного совета и откровения совести своей. «О! как нам было легко тогда, говаривал он, – будучи готовы хоть умереть на всякий день».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Живем мы с подружием моим, женой моей Богоданной, что называется душа в душу, в полном смысле Евангельского слова так, что мы не двое, а одна плоть. Великая эта милость Божия, нам дарованная свыше, по глубокой и убежденной нашей вере в таинство брака, к которому мы оба в свое время приступали со страхом и трепетом. И вот в июне 1910 г. жена моя заболела какой-то странной болезнью, которой ни фельдшер оптинский, ни приглашенный врач определить не могли: утром почти здорова, а как вечер— так и до 40 температуры. И так и неделя, и другая, и третья! Вижу, тает на моих глазах моя радость, тает, как восковая свечечка и вот-вот вспыхнет в последний раз и погаснет. И великой, безмерно великой тоскою и скорбью исполнилось тогда мое сиротеющее сердце, и пал я ниц пред иконой Божией Матери Одигитрии Смоленской, что стояла в углу моего кабинета, и плакал я перед Ней, и ужасался и тосковал и говорил Ей, как живой: «Матушка Царица моя Преблагословенная Богородица! Ты, верую, дала жену ангела моего, Ты же и сохрани мне ее, а я Тебе за то обет даю не курить больше никогда. Обет даю, но знаю, что своими силами исполнить его не могу, а не исполнить — грех великий, так Ты Сама мне помоги!» — Так было это часов около десяти вечера. Помолившись и несколько успокоившись, подошел к постели жены. Спит, дыхание тихое, ровное. Дотронулся до лба: лоб влажный, но не горячий — крепко спит моя голубушка нежная. Слава Богу, слава Пречистой! На утро температура 36,5°, вечером 36,4° и через день встала, как и не болела. А я забыл, что курил, как не курил никогда, а курил я ровно тридцать лет и три года, и весь организм мой был так пропитан проклятым табачищем, что я без него жить не мог не только дня, но и минуты. Это ли не чудо Одигитрии? Между тем счастливая жизнь в Оптиной Пустыни подходила к концу. Грех молодости Сергея Александровича всплыл снова на поверхность и был причиной его изгнания из Оптиной Пустыни. Произошло это так: гжа Володимирова вскоре после свадьбы Нилусов овдовела и раздала всё свое богатство своим детям, с тем, что они будут выдавать ей пенсию. Но ее зятья с быстротой молнии пропустили до нитки всё ими полученное, и старуха стала нищей. Она попробовала поселиться у своей сестры, но та ее так пилила за легкомыслие и ошибки, что терпеть было невозможно. Она обратилась к Нилусу, умоляя взять ее к себе. Елена Александровна пошла к старцу, о. Варсонофию, спросить, что делать? Старец предупредил, что если она примет Наталию Афанасьевну, то с этим будут связаны скорби, но не запретил принять ее к себе. Жалость и мысль, что она причинила ей горе, взяли верх, и Елена Александровна приняла к себе гжу Володимирову. Последняя в это время достигла уже глубокой старости и ходила, переваливаясь, нетвердыми шагами. Сначала она питала вражду к Елене Александровне, затем это сменилось совершенно обратным отношением: Елена Александровна победила ее предубеждения своей ангельской добротой и вниманием к ней.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

В это время войска продолжали отступат по направлению к Москве. В войсках не понимали важности завлечения Наполеона вглубь. Возник ропот против благороднейшего главнокомандующего графа М. Б. Барклай-де-Толли. Когда же император, учитывая эти настроения, заменил его князем М. И. Голенищевым-Кутузовым, то последний продолжал отступление. Удачны были действия корпуса Витгенштейна. Им выиграно было сражение при Клястицах и разбиты были под Полоцком войска маршалов Макдональда и Удино. В 108-ми верстах от Москвы, у села Бородино, Кутузов решил дать сражение. 25 августа во всех полках служили молебны. После полудня вдоль всей линии войск торжественно двинулось духовенство с чудотворной иконой Смоленской Божией Матери, вывезенной из дымящихся развалин города, не раз за свою многовековую историю попадавшего во вражеские руки. В горячей молитве пал перед святыней Кутузов. Очевидец писал: «Сами иноверцы, не только христиане, но даже магометане и язычники, не остались равнодушными. Все почувствовали себя перед лицом ожидающей их смерти, все невольно обращались к Богу». Шумно было в разноплеменном неприятельском лагере. Рано утром 26 августа Наполеон выразил удовольствие, что русские остановились на позициях. Он произнес: «Сегодня немного холодно, но ясно: это – солнце Аустерлица». Войскам был затем прочитан приказ Наполеона: «Воины! Вот сражение, которого мы так долго ожидали. Победа зависит от вас. Она необходима для вас; она доставит вам все нужное, удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как действовали вы при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвою». Сражение велось с большим упорством обеими сторонами. Потери были огромны. Длилось сражение 12 часов. Ни одна из сторон не могла считать себя победительницей. Наполеон на острове св. Елены говорил: «Из всех моих сражений, самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Описание иконы Одигитрия Смоленская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией, весьма древнего происхождения. Она была принесена в Россию из Греции, но когда и кем — об этом не сохранилось вполне ясных и достоверных сведений. Есть одно сказание, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой дочь свою, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода Ярославича. Так как эта икона сопровождала царевну Анну в ее путешествии из Царьграда в Черниговское княжество, то отсюда будто бы и сама икона получила наименование Одигитрии, т. е. «Путеводительницы». Существует также другое объяснение наименования Одигитрии. Думают, что Смоленская икона Одигитрии представляет из себя список с Одигитрии Влахернской (сведения о ней см. под 7 июня), так как имеет с ней большое сходство в изображении; а потому Смоленская икона, как копия, вполне естественно заимствовала и подобное же наименование. Следует отметить и еще одно весьма распространенное сказание,[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Одигитрия Смоленская Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Смоленская " Молитва первая О Пречудная н Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей [...] Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Одигитрия Смоленская Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Одигитрия " Тропарь, глас 4 К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от [...] Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Одигитрия Смоленская Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Смоленская " Кондак 1 Избранней от всех родов, Небеси и земли Царице, Пресвятей Богородице Одигитрии, яко избавльтеся от вечныя смерти благодатию от Тебе рождшагося Христа Бога нашего и Твоим Мат[...]

http://pravicon.com/icon-234

Когда Божия Матерь еще жила на земле, то один из учеников Иисуса Христа, евангелист Лука, написал с Нее три иконы. Когда эти иконы показали Божией Матери, то Она, взглянув на них, сказала: " Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сими иконами да будет " . И действительно, дети, с тех пор с иконами Божией Матери стали происходить чудеса. Случится, например, какая-то неотвратимая беда с христианами, и никто не в силах помочь им; убитые горем, они начинают молиться о помощи перед образом Божией Матери, и беда, грозившая сделать их несчастными, вдруг минует. Многие из христиан стали получать исцеления от неизлечимых болезней. Когда на нашу землю нападали враги, гораздо сильнее русских, и все видели, что нам не избавиться от неприятеля, тогда наши предки начинали молиться перед образом Божией Матери, брали его с собой на войну и побеждали, казалось бы, непобедимого противника. Случалось, что в каком-нибудь месте: в лесу, на озере, в пустом здании, даже на воздухе, - явится вдруг образ Божией Матери, сияющий необыкновенным светом. Словом, от икон Божией Матери бывало бесчисленное множество чудес. В память о них иконы Божией Матери и стали называться разными именами. Произошло чудо в городе Владимире от иконы Божией Матери, и стали ее называть Владимирской иконой Божией Матери, в Смоленске, - Смоленской, в Казани - Казанской, в Тихвине - Тихвинской; люди в разных болезнях, скорбях и напастях многократно получали облегчение после молитвы перед иконой Божией Матери, вот и назвали ее " Всех скорбящих Радостью " . Все названия икон Божией Матери относятся к Пресвятой Деве Марии, поэтому во все праздники в честь этих икон христиане одинаково молятся перед ними, поют и говорят: Пресвятая Богородице, спаси нас - Спаси от бед рабы Твоя, Богородице! Мы с вами, дети, так же, как и все православные христиане, должны глубоко почитать чудотворные иконы Божией Матери. Какие вы знаете иконы Божией Матери? Откуда и как появились различные названия икон Божией Матери? Кем были написаны первые иконы Божией Матери? Какие происходили чудеса от Ее икон? Какую краткую молитву Божией Матери мы слышим в церкви? Как православные христиане должны почитать чудотворные иконы Божией Матери? 23.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2034...

Страстная икона Божией Матери 16 июля, 2015 26 августа по новому стилю Церковь чтит Страстную икону Божией Матери. Страстная икона Божией Матери: история Эта икона необычная — она известна тем, что рядом с ликом Богородицы два Ангела держат орудия Страстей Господних. Известен случай чудесного исцеления по молитвам перед иконой. Одна богобоязненная женщина Екатерина после замужества стала подвергаться припадкам беснования, она даже покушалась на самоубийства. В минуты, когда она могла контролировать себя, Екатерина молилась Богородице об исцелении. Молитва Екатерины была услышана, но она не сразу исполнила свое обещание, а, вспомнив о нем, слегла от страха, что не выполнила обет, данный Богу. Тогда во сне ей явилась сама Божия Матерь и велела идти в Нижний Новгород и купить у иконописца Григория Ее икону для молитвы. После молитвы перед Страстной иконой Божией Матери, Екатерина окончательно исцелилась, а по молитвам перед образом стали твориться чудеса. Праздник совершается в день перенесения иконы из села Палицы в Москву в 1641 году. У Тверской заставы, где встречали икону, был построен храм, а позже, в 1645 году и Страстной монастырь. Вторично празднество ради иконы совершается в 6-е воскресение по Пасхе, в Неделю о слепом, в память чудес, бывших в этот день. Иконография Страстная икона Божией Матери относится к типу икон «Одигитрия». Богородица склонила свой лик к Богомладенцу. Богомладенец держит Богородицу за руки. Лик Иисуса обращен к Божией Матери и отвернут от предстоящих мук на кресте. В руках у ангелов на иконе орудия крестных страданий — губка, копие и крест. В чем помогает Страстная икона Божией матери Страстная икона Божией Матери известна многочисленными исцелениями по молитвам перед ней. Поэтому перед иконой часто молятся об Читайте также — Одигитрия — Смоленская икона Божией Матери Молитва Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Страстной глас 4 Днесь возсия неизреченно царствующему граду нашему Москве/икона Богоматере,/и, яко светозарным солнцем, пришествием тоя озарися весь мир,/Небесныя силы и души праведных мысленно торжествуют, радующеся,/мы же, на ню взирающе, к Богородице со слезами вопием:/о Всемилостивая Госпоже, Владычице Богородице,/молися из Тебе воплощенному Христу, Богу нашему,/да подаст мир и здравие всем Христианом/по велицей и неизреченней Своей милости.

http://pravmir.ru/strastnaya-ikona-bozhi...

Праздник в честь Смоленской иконы Божией Матери отмечают в селе Кондаково Москва, 10 августа 2004 г. Русская Православная Церковь отмечает 10 августа праздник в честь одной из главных своих святынь - Смоленской иконы Божией Матери, именуемой также " Одигитрией " ( " Путеводительница " ). В селе Кондаково Борисоглебского района Ярославской области стоит большой храм, один из приделов которого освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери. Многие годы храм был в запустении. С 1998 года была возобновлена традиция идти многодневным Крестным ходом из Борисо-Глебского монастыря в село Кондаково, на источник преподобного Иринарха затворника. Село Кондаково - родина преподобного, мощи же его находятся под спудом в Борисо-Глебском монастыре. В этом году Крестный ход состоялся 22-25 июля. В последний день, 25 июля в храме села Кондаково состоялась первая после закрытия храма литургия. А сегодня - первая праздничная литургия в честь Смоленской иконы Божией Матери. Возглавил богослужение игумен Борисо-Глебской обители Иоанн (Титов). Наша справка. Христорождественский храм села Кондаково был построен в 1804 году. В зимней холодной церкви два престола. На левой стороне - во имя святителя Николая Чудотворца. На правой стороне прихожане пожелали устроить престол во имя преподобного Иринарха., но архиепископ Ярославский и Ростовский Евгений им в этом отказал. Посему здесь устроен престол во имя Смоленской иконы Божией Матери, освящен 1851 года 9 мая. В праздник Смоленской иконы было принято хождение во все дома с крестом и святой водой . О Смоленской иконе Божией Матери. По преданию, этот образ был написан апостолом и евангелистом Лукой во время земной жизни Богородицы по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда - во Влахернский храм Константинополя. Греческий император Константин IX Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну замуж за князя Всеволода Ярославича (сына Ярослава Мудрого), благословил ее в путь этой иконой. Так святыня впервые попала на Русь.

http://pravoslavie.ru/10705.html

С сим вместе следуют учиненные образу вклады и приношения — 1809 руб. ассигнациями, 5 червонных золотом, и серебра в лому, отбитого у неприятеля, один пуд” [ 19 ] . Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что в период Отечественной войны 1812 года перед Надвратной Смоленской иконой Божией Матери Одигитрии вместе с русской армией молилась вся Россия. Ведь за спинами солдат и офицеров, молившихся Богоматери, свою молитву совершали их родители, жены и дети, родные и близкие. И эта молитва, несомненно, давала твердую надежду на ратный успех. Своим присутствием икона Одигитрии вливала мужество в сердца самоотверженно сражавшихся русских воинов, являясь для них залогом победы. Справка об авторе: иеромонах Серафим (Амельченков), кандидат исторических наук, кандидат богословия, секретарь Смоленской епархии [ 1 ] Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Санкт-Петербург, 1864.С. 246-247; Описание Смоленской чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии, находящейся в Смоленском Успенском соборе. Смоленск, 1894. С. 8; Грачев В.И. К истории 1812 года. Смоленск, 1911. С. 4-5/Памятная книжка Смоленской губернии на 1912 год. Смоленск, 1912. [ 2 ] Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. IV. История России с древнейших времен. Т. 7-8/Отв. Ред.: И.Д. Ковальченко, С.С. Дмитриев. – М.: Мысль, 1989. – 752 с. С. 301-302; Орловский И. Смоленская стена 1602-1902. Исторический очерк Смоленской крепости в связи с историей Смоленска. Смоленск, 1902. С. 14; Орловский И.И. Достопамятности Смоленска. Смоленск, 1905. С. 22; Грачев В.И. К истории 1812 года. Смоленск, 1911. С. 4-5/Памятная книжка Смоленской губернии на 1912 год. Смоленск, 1912. [ 3 ] Орловский И.И. Смоленск и его стены. Краткая история Смоленска и его крепости. (К 300-летнему юбилею городской стены). Смоленск, 1902. С. 13-16. [ 5 ] Орловский И. Священник Никифор Адрианович Мурзакевич (1769-1834 г.)/ Мурзакевич Н.А., священник. История города Смоленска. Смоленск, 1903. С. 16; Орловский И. Смоленская стена 1602-1902. Исторический очерк Смоленской крепости в связи с историей Смоленска. Смоленск, 1902. С. 14-15, примеч. 1).

http://e-vestnik.ru/analytics/smolenskay...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Одигитрия Смоленская " В настоящее время изображения в разделах " Одигитрия " (http://pravicon.com/icon-222) и " Одигитрия Смоленская " (http://pravicon.com/icon-234) спутаны, то есть фактически эти два раздела следует воспринимать как один раздел. В действительности же, все списки со Смоленской иконы являются Одигитриями, но не все Одигитрии являются списками со Смоленской иконы. Описания иконы Описание иконы Одигитрия Смоленская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IX Мономах (1042–1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православны[...] Икона Одигитрия Смоленская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников По преданию, икона написана святым евангелистом Лукой. Существуют две версии появления этой чудотворной иконы в России. По одной из них византийский император Константин Порфирородный благословил этой иконой свою дочь – царевну Анну, выдавая её замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Святой образ сопровождал царевну в нелёгком пути из Царьграда в далёкую Русь, отсюда и название иконы – «ОДИГИТРИЯ», то есть «Путеводительница». По другой версии, икона «Одигитрия» была благословением на путь в Россию царевны Анны – будущей супруги святого равноапостольного князя Владимира. Помимо вышеприведенного объяснения происхождения наименования иконы, существует и иное. Предполагается, что Смоленская икона является списком с ВЛАХЕРНСКОЙ иконы, получившей своё название «Одигитрия» («Путеводительница») после того, как Богоматерь привела двух слепцов к Своему образу во Влахернском храме, где они исцелились. Так или иначе, но Пресвятая Богородица является для всех православных Путеводит[...]

http://pravicon.com/icon-234

Старец говорил твердым голосом. Его сосредоточенное, одухотворенное лицо, внутренняя сила его слов производили неотразимое впечатление на присутствующих. Почти у всех на глазах были слезы. Окончив свое слово, старец еще раз поклонился народу до земли и потом стал прощаться с каждым в отдельности, начиная со служивших молебен священнослужителей. Чтобы было удобнее, батюшка вышел на амвон, и все начали подходить к нему по очереди. Каждый кланялся старцу до земли и брал у него благословение. Батюшка всех благодарил за любовь и доверие, многим говорил на прощание что-нибудь утешительное и полезное. Некоторые подавали батюшке купленные в монастырской лавке иконочки и образки, чтобы он ими благословил их в последний раз или чтоб благословил ими их близких. Батюшка крестился, целовал эти иконочки, потом благословлял ими того, кто его просил, а что касается отсутствующего, то благословлял ту сторону, где он жил. Наконец все простились. Старец пошел к своим ширмочкам снять с себя епитрахиль, но это ему долго не удавалось. Толпа обступила его тесным кольцом; просили последнего благословения, последних слов и советов. Но вот батюшка дошел до своих ширм, вошел в алтарь левого придела. Немного погодя он появился в храме северными вратами и стал прощаться со святынями собора: с иконой святого архангела Рафаила, с Казанской иконой Божией Матери, с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери, с иконой Преподобного Сергия с частицей его мантии, с иконой преподобного Зосимы Соловецкого, а также с гробницами блаженного старца Зосимы и архимандрита Павла. Потом, окруженный монахами, отец Алексий пошел из собора в «затвор». Медленно шел он среди монахов и приехавших проститься. Грустная и торжественная была картина. Когда батюшка подошел к калитке палисадника, прилегающего к его келии, большинство народа осталось вне ограды и провожало батюшку глазами издали, но некоторые вели старца до дверей его келии. В последний момент он оглянулся на своих духовных детей и, услышав возгласы: «Батюшка, благословите нас!» – поднял высоко руку и благословил всех. После этого он, помедлил минуту, по-видимому, молясь, и быстро удалился.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010