177 Киев. Лет. О 1154 г. стр. 89. 12.; другие сведения у Арцыбашева 1, 159. 177. Снегирева Моск. Древн. Примечание к опис. Успен. Соб. Стр. 2. 178 Новгор. Лет. 1. 2. 3. О 1170 г. Новг. 4 и Псков. В СОБР. Л. 4, 12. 277. Никон 2. 210. Радзив. Воскр. У Арпыбыш. 193. «Победи Роман с Новгородцы силою крестною и Св. Богородицею и молитвами благоверного Владыки Ильи (Иоанна), февр. В 25 д.» и пр. Новгор. 3. Прямо говорит о св. иконе и прибавляет: «И до сего дни та Св. Богородицына икона чудодействует и цельбы дарует». О всем событии в ркп. Житии Свят. Иоанна с Сборнике Сергиевой Лавры 8. У Румянцева 397. По летоп. Видно, что в 1355 г. построен был в Новгор. Храме Знамения Пресвятой Богородицы (Карамз. Т. 4. Пр. 390), т. е. прежде открытия мощей Свят. Иоанна. Чудесное событие увековечено и то, что изображалось на печати Ногор. Архиепископа. Кроме того известна икона Знамения Богородицы с планом Новгорода XII века. Русск. Достопам. Час. 2 стр. 302. Моск. 1843. 179 Кроме помянутых, знамениты еще иконы – Богоматери: а) Смоленская Одигитрии с 1046 г., Черниговская с 1060 г. Курятицкая (в Туровской области) с 1180 г., Свенская с 1208 г. (Дебольского Дни Богослужения 1840 г.), б)Зарайская икона св. Николая, именуемого ратным, (сказание о чудотв. Иконе св. Николая, именуемого ратным, Спб. 1842 г.). Из Корсунских икон доселе известны: а) Иерусал. Икона Богоматери, перенесенная в 453 г. из Иерусалима в Константинополь, а отселе в 898 г. взятая в Херсон, а из Херсона в Россию; ныне она находится в Москов. Успенском соборе (Снегирева Опис. Моск. Памят. об Успен. Соб.), б) в Нижегород. Благовещ. М-ре Корсунский образ Божией Матери, написанный, как говорит греческая надпись, в 993 г. (Востокова Опис. Румян. Муз. Стр. 230). 181 Монах Иаков в житии Благов. Ольги: «прияша св. Крещение, готово имущее св. Писание и книги переведны с греческого языка на русский». Ркп. М. Дух. Акад. 175. Иоакимова летопись: «Царь же болгарский Симеон присла иереи учены и книги довольны… Прислаша Царь и Патриарх многи иереи, диаконы домственники от Славян». Мать Бориса и Глеба по Нестору была Болгарыня Анна, по Иоакимовой Летописи Царевна Анна. Татищев (2 пр. 84) соглашает эти известия тем предположением, что Анна была дочь К. Симеона и тетки Императоров Василия и Константина, след. двоюродная сестра последних. При такой связи дворов русского, болгарского и цареградского понятно, что весьма многое могло быть получено из Болгарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Несмотря, однако, на все это, святая икона Божьей Матери вторично покинула Ватопедскую обитель и непостижимым для ограниченного человеческого разума путем снова явилась в Ксенофе. Братия Ватопеда после этого вторичного исчезновения иконы из их запертого храма и обители окончательно убедились в чудесности этого события. Они не решились более противиться промыслительной о спасении всех воле Небесной Царицы и оставили напрасный труд перенесения Ее иконы в свою обитель. Икона Одигитрия и доныне благоволит пребывать в Ксенофской обители и будет пребывать там дотоле, доколе державной воле Ее то будет угодно. Братия Ватопедского монастыря в память этого чудесного события и в знак своего благоговения к сей святой иконе положили доставлять для нее в Ксеноф свечи и елей. Это свое постановление они исполняли несколько лет, пока Ксенофская братия не отказала им в этом, потому что перестала нуждаться в посторонней помощи. Икона Одигитрия в Ксенофе находится в соборном храме, при колонне левого клироса, т. е. в том же месте, в каком она стояла и в Ватопеде. Не так давно, в дни греческого восстания, Святая Гора была занята турками. Один из них хотел надругаться над Одигитрией Ксенофской — этой христианской святыней, но тогда же был наказан Правосудием Божиим за свое безумие и дерзость. В России находится много чудотворных икон, именуемых Одигитрия, или Смоленская. Икона «Находящаяся над вратами» Эта святая икона Божией Матери находится над вратами Ватопедского монастыря с наружной их стороны. О ней рассказывают следующее. В 1882 году, в апреле месяце, когда Афонская Гора была занята турецкими войсками, один из неистовых агарян возымел дерзость выстрелить из ружья в божественный лик Пречистой Девы. Святотатственный выстрел ударил в правую руку изображенной на иконе Богоматери. Тотчас же, как только было совершено это безумие, нечестивцем овладело помрачение ума, и он повесился в саду на одном из масличных деревьев, в виду монастырских ворот. Имя этого несчастного агарянина было Хусейн.

http://sedmitza.ru/lib/text/440275/

С южной стороны церкви сошествия Святого Духа, в 1867 году, устроен придел во имя праведного Филарета Милостивого. В сем храме погребены тела в бозе почивших настоятелей Лавры, Московских митрополитов: Филарета (+ 1867) и Иннокентия (+ 1879) 5) Церковь во имя Явления Богородицы святому Сергию, построенная в 1784 году, по повелению императрицы Анны Иоанновны, на том месте, где погребён свидетель его чудесного явления, ученик святого Сергия преподобный Михей, которого мощи почивают здесь под спудом. 6) Церковь святого Сергия Радонежского, основанная в 1692 году патриархом Адрианом, вместо прежней деревянной – каменная. При ней обширная братская трапеза. 7) Церковь Рождества Иоанна Предтечи, над святыми вратами. 8) Церковь Смоленской иконы Богоматери, именуемой Одигитрия, устроенная в 1736 году. Здесь находится и чудотворная икона Божией Матери Одигитрия. 9) Церковь Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия – в 1635 году. 10) Церковь во имя святых великомучениц Варвары и Анастасии – в 1853 году. 11) Церковь апостолов Петра и Павла, сооружённая в 1793 году митрополитом Платоном вместо прежней, бывшей во имя Казанской иконы Божией Матери. Величественная колокольня, которая украшает собою Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, почитается одной из замечательнейших в России колоколен. Начало основания её положено было в 1741 году, по повелению императрицы Анны Иоанновны и окончена в 1769 году. Она отличается необыкновенной вышиной и превосходной архитектурой; высота её имеет более 40 саженей. Всех колоколов на ней около 40; самый большой из них весит 4000 пуд 127 . В обители преподобного Сергия помещается Духовная академия с домовой церковью Покрова Божией Матери; она переведена была сюда из Московского Заиконоспасского монастыря в 1814 году. Главнейшей достопамятностью Троицкой Сергиевой Лавры почитается ризница. Здесь хранятся вещи, принадлежавшие преподобному Сергию и ученику его преподобному Никону, как-то: а) крест преподобного Сергия, присланный ему от Царьградского патриарха Филофея, украшенный золотом, серебром и разными драгоценными каменьями;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Ново-Спасский , ставропигиальный, 1 кл., в Москве, близ Крутицких казарм. Первоначально основан в XIII в. св. кн. Московским Даниилом (см. 4 мар.) на месте Данилова монастыря; отсюда в 1330 г. переведен к Спасу на Бору в Кремле, а затем в 1490 г. перенесен на нынешнее „Новое“ место с именем Спаса Нового. Соборный храм Преображения построен в 1497 г. в византийско-русском стиле вел. кн. Иоанном III. На стенах собора изображены все русские цари от Ольги до Алексея Михайловича. Колокольня мон. – изящной архитектуры, в 33 саж. вышины. В мон. находятся: а) чудотворный образ Спаса Нерукотворенного, древне-греческого письма, который в 1647 г. повелением царя Алексея Михайловича из г. Хлынова, Вятской губ., был принесен в Москву, в Успенский собор, для всенародного поклонения и прославления за совершившиеся чудеса, а впоследствии перенесен был в Новоспасский мон., в память чего Фроловские ворота в Кремле были переименованы в Спасские; б) Смоленская икона Божией МатериОдигитрии, пожертвованная сюда великой инокиней Марфой, материю царя Михаила Феодоровича; в) на столпе путевая икона ее же, именуемая Умиление, принадлежащая, по мнению некоторых, к произведениям инока Андрея Рублева (см. ниже о Спасо-Андрон. мон.); г) ее же келейная икона, находящаяся в мон. с 1608 г. и представляющая собою древний список с празднуемой 3 сент. Писийской или Писидийской – Мироточивой иконы Божией Матери, известия о чудотворениях которой идут с VI в. и о которой на VII Всел. Соборе было утверждено сообщение св. Германа, патр. Константинопольского (см. 12 мая), свидетельствовавшего, что „находящаяся в Писидийском Созополе (в Малой Азии) икона Всенепорочной Богородицы из длани изливала струю мира“; Богоматерь на этой св. иконе изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем и благословляющей правой рукой; глава Ее увенчана короною. В серебряном ковчеге хранится часть ризы Господней и много частиц мощей разных святых. Ризница монастырская наполнена множеством сокровищ, вкладами царей, иерархов и бояр. Под сводами соборного храма находится усыпальница бояр Романовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Славословие великое. И отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. И прочая служба Пресвятыя Богородицы. Молитва К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище грешным? Приклони, о Пречистая Владычице, уши Твои к молению моему. Мати Бога моего, не презри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя, нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое, но буди ми покров и заступление в жизни моей, и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада, и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь. Смоленская икона Божией Матери , именуемая Одигитрия была написана, по церковному преданию, святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. С тех пор этот образ стал одним из наиболее почитаемых в Православной Византии и долгое время хранился во Влахернском храме в Константинополе. В 988 году свет христианской веры воссиял и над Русской землею, которая поистине стала «домом Пресвятой Богородицы». В знак великой милости Божией Матери к новопросвещенной стране многие Ее чудотворные иконы были впоследствии обретены на Святой Руси. По внушению Божию византийский император Константин IX Мономах (1042–1054), отдавая свою любимую дочь Анну в супруги русскому князю Всеволоду Ярославичу, благословил ее в путь чудотворной иконой Одигитрией, которая сопровождала царевну Анну в ее путешествии из Константинополя в Черниговское княжество (поэтому икона получила название Одигитрии, то есть Путеводительницы). Князь Владимир Мономах , сын Всеволода Ярославича, был мудрым и дальновидным государственным деятелем. Он стал миротворцем родной земли. Не надеясь на немощные человеческие силы, князь Владимир Мономах обратился за помощью к Пресвятой Богородице, чтобы Она направила его на правый путь. С великим торжеством он перенес благословение своей матери, чудотворную икону Одигитрию из Чернигова в Смоленск, где поставил ее в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы (основан им в 1101 году). С того времени икона Одигитрия стала называться Смоленской. С помощью Божией благочестивый князь Владимир Мономах смирил непокорных удельных князей и, став великим князем Киевским, своей крепкой десницей установил на Руси мир и спокойствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1902 году в связи с подготовкой к двухсотлетней годовщине со дня кончины святителя Митрофана начался капитальный ремонт всех построек монастыря под наблюдением городского архитектора Александра Михайловича Баранова (1843-1911). В соборе были восстановлены четыре сгоревшие главы, но вместо деревянных их изготовили бетонными и установили на прочных рельсах. 7 августа 1903 года собор в очередной, последний, раз освятили. Внутри храма внимание молящихся прежде всего привлекала драгоценная рака святителя. Мощи его покоились в кипарисовом гробу. Он был вложен в серебряную раку, утвержденную на шести бронзовых вызлащенных ножках в виде орлов. В изголовье раки помещалась чудотворная Смоленская икона Божией Матери в драгоценном окладе, сплошь покрытом бриллиантами и жемчугом. По преданию, этой иконой благословил Митрофана при возведении в сан епископа патриарх Иоаким, и она находилась в святительской келье. У одного из столбов взоры привлекал чтимый «превеликий образ» - копия другой Смоленской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрией. Икона старинного греческого письма находилась в Азове в Предтеченском монастыре, а в 1737 году была торжественно перенесена в Благовещенский собор. Против нее на аналоях покоились футляры с частицами мощей 84 святых. В жертвеннике находилась еще одна ценная икона, изображающая Митрофана в схиме с крестом и духовным завещанием в руках. Этот образ написан в 1832 году «по наитию» местным художником Иваном Шевцовым, увидевшим во сне облик святителя. Под полом Благовещенского собора была устроена усыпальница для погребения архипастырей... В предреволюционные годы монастырский ансамбль неизменно привлекал внимание искусствоведов. О нем писал историк архитектуры Г.К. Лукомский, побывавший в Воронеже в 1914 году и опубликовавший после этого книгу о местных памятниках старины; страницы об этих постройках есть в труде Ю.И. Успенского (1922). Облик собора, певческого корпуса и дома епископа были представлены читателю раньше, но в монастыре имелись и другие здания, интересные в архитектурном отношении.

http://sobory.ru/article/?object=49675

Не легче и тот период жизни, когда человек приходит в возраст и достигает совершеннолетия: сколько здесь трудов, скорбей, болезней, опасностей, которые подавляют душу и тело и своей тяжестью готовы были бы сокрушить слабое создание человеческое, если бы не покров Богоматери и Ее помощь! Проходят годы. И вот, при благоговейном размышлении о вечности, душа, обремененная грехами, приходит в раскаяние, и чувство страха и трепета настолько овладевает ею, что она горит в огне, не находя себе успокоения. И только слезы, проливаемые ею с чувством живой веры перед образом Заступницы Усердной, смогут развеять окутавший ее мрак и возвратить ей благодатное настроение, мир и радость о Духе Святе. Православные христиане, в силу величайших щедрот Богоматери, именовали Ее разными именами: называли Ее " Скоропослушницей " , " Всех Скорбящих Радостью " , " Взысканием погибших " , " Нечаянной Радостью " ; именовали Ее и " Путеводительницей " . Праздник в честь иконы, носящей это имя, мы сегодня и совершаем. Икона Божией Матери, именуемая " Путеводительницей " (по-гречески " Одигитрией " ), по преданию, была написана святым Евангелистом Лукой и до торжества христианства в греко-римском государстве находилась в Иерусалиме. Когда же христианская вера восторжествовала, то из Иерусалима " Путеводительницу " перенесли в Царьград, где греческие императоры очень часто брали ее с собой в походы против своих неприятелей и с нею одерживали победы. Списком с нее благословил в XI веке (в 1046 г.) греческий император Константин Мономах свою дочь Анну, выдавая ее за Черниговского князя Всеволода. В XII веке сын Всеволода Владимир Мономах перенес эту икону из Чернигова в Смоленск, отчего икона и получила наименование Смоленской. Там она была поставлена в соборном храме в честь Успения Богоматери и там же впоследствии, когда полчища ордынского хана Батыя подступили к Смоленску и намеревались внезапно овладеть городом и разорить его, явила свою чудесную благодатную силу. Оказавшись на краю гибели, жители Смоленска собрались в Собор и перед иконой " Одигитрии " со слезами молились Божией Матери о помощи и заступлении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1461...

Покровский монастырь в Воронеже. Воронежский Покровский женский монастырь возник около 1628 г. Он был устроен первоначально в городском остроге, т. е. в той части города, которая была обнесена стеной, на полугоре, ниже Вознесенской церкви и выше Успенского переулка. Здесь он просуществовал 80 лить (1628–1702 г. г.), а затем был пронесен в восточную часть города, между Пустоваловской и Малой Смоленской улицами, где находится и в настоящее время. Храмов в обители четыре: в честь Преображения Господня, во имя печорских угодников, в честь Успения Св. прав. Анны и больничные во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В монастыре особо чтится Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия»; пожертвована она патриархом Филаретом Никитичем на благословение обители старинно греческой живописи. Длина образа – один аршин десять вершков, ширина – один аршин шесть вершков. Риза на иконе сребропозлащенная, с эмалевыми украшениями, 84-й пробы, лучшей чеканной работы, весом в тридцать пять фунтов семьдесят пять золотников. Ряза богато украшена драгоценными камнями, пожертвованными в разное время многими благодетелями. Другую святыню обители составляет небольшая гробничка кипарисного дерева, обложенная серебром 84-й пробы, чеканной работы, мерой – в длину – девять с четвертью вершков, в ширину – четыре с половиною вершка, въ высоту, с крышкой – тря и три четверти вершка; весу в серебряном ее окладе – семь фунтов девять золотников; устроена в 1870 году. В гробничку вделана кипарисная доска, в коей вложены: золотой крест с частью Честного Древа Креста Господня и частицы свв. мощей следующих угодников Божиих: 1) Св. Федора Тирона; 2) Свв. бесср. Косьмы и Дамиана; 8) Св. Апостола Луки; 4) Свв. правв. Иоакима и Анны; 5) Прп. мчц. Анастасии; 6) Св. вмчц. Варвары; 7) Св. вмч. Евстафия Плакиды; 8) Прп. Никиты Столпника; 9) Прп. Симеона Столпника; 10) Св. апостола Петра; 11) Прп. Антония Великого ; 12) Прп. Евфросинии игуменьи; 13) Св. вмчц. Екатерины; 14) Св. мчц. Параскевы; 15) Св. бл. Матроны Московской; 16) Мч. Мины; 17) Св. вмч. Георгия Победоносца; 18) Св. Николая Чудотворца; 19) Прп. Александра Свирского ; 20) Смч. Макария Киевского; 21) Св. Василия, епископа Амасийского; 22) Прп. Иоанна Дамаскина ; 23) Смчц. Марина; 24) Прпмч. Евстратия; 25) Св. мч. Андрей Стратилата; 26) Св. архидиакона Стефана; 27) Св. Иоанна Златоуста 28) Св. Григория Богослова ; 29) Свт. Митрофана Воронежского 30) Св. Тихона Задонского ; 31) Смч. Харлампия; 32) Сввт. Гурия и Варсонофия Казанских; 33) Прпмч. Кирика; 34) Прп. Федора Сикеота; 35) Св. прп. кн. Федора Острожского; 36) Св. прп. Игнатия Печерского; 37) Св. равноап. вел. кн. Владимира; 38) Свв. блгвв. к Бориса и Глеба; 39) Св. Федора Стратилата; 40) Свт. Тихона Амафунтского; 41) Св. прав. Артемия Веркольского; 42) Свв. 40 мучеников; 43) Прп. Игнатия; 44) Прпмч. Евфимия Великого; 45) Прпмч. Акакия Синайского; 46) Влмч. Иакова Персиянина и 47) девять частиц неизвестных святых; всех – 55 частиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

По окончании школы святой выучился врачебному искусству у знаменитого врача Евфросина и стал известен императору Максимиану. Наученный христианской вере священником, а впоследствии и мучеником Ермолаем, Пантелеимон после смерти отца посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он бесплатно лечил всех приходящих к нему, исцеляя их именем Христовым, а не только врачебным искусством. Вскоре молва о нем распространилась по городу, и жители стали обращаться к нему, оставив других врачей. Те из зависти донесли императору, что Пантелеимон лечит христианских узников. Исповедав себя перед императором христианином, святой претерпел многие лютые мучения: его рвали железными когтями, обжигали свечами, растягивали на вале, бросали в кипящее олово, но он оставался невредим. После всех истязаний святому отсекли голову, и из раны истекло молоко. Не только знания, но и опыт и вера. Не только опыт, но и познания во врачебном деле — вот что привлекало людей к святому. Мы страдаем от алкоголизма. Нам нужен опыт выздоровления и знания о болезни. АА — настоящий университет в области химической зависимости. А также опыт живой веры в Бога и исцеления. Если эти три составляющие у меня есть, тогда моя помощь другим алкоголикам и даже их родственникам будет успешной. Если мое собственное выздоровление оставляет желать лучшего, то, возможно, мне надо какое-то время больше слушать, чем говорить. Как я могу делиться тем, чего не имею? «Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» ( Мф.12:37 ). Господи, молитвами твоего угодника Пантелеимона, помоги мне быть честным и скромным перед другими алкоголиками. 10 августа. Праздник Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» ( Мф.14:14-22 ) Это древняя икона, согласно церковному преданию, была создана еще в апостольские времена. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора Аркадия.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Одигитрия – в Вознесенском монастыре В Москве, в Вознесенском монастыре, находилась икона Одигитрии греческого письма, в меру Одигитрии Влахернской. В 1482 году оклад иконы и самое изображение сгорели во время большого пожара, но доска уцелела, и на ней иконописец Дионисий снова написал образ. В древних записях эта икона именуется чудотворною, и поднимали её только наравне с Владимирскою в большие крестные ходы. Теперь она находится в числе местных икон. В 1814 году на эту икону устроена сребропозлащённая риза, но венец с городами и убрус, богато украшенные жемчугом и драгоценными камнями, сохранились с древних времён. На затворах сего образа, обложенных серебром, изображены деяния в стиле XVII века. 28.07. Одигитрия Сумельская Одигитрия Сумельская Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Сумельской, находится в монастыре Мела, или Сумела, близ Трапезунда в Малой Азии. Икона сия написана св. евангелистом Лукою и прославилась чудотворениями. 28.07. Смоленская – в сл. Никитовке В слободе Никитовке, Валуйского уезда Воронежской епархии, в Преображенской церкви, находится чудотворная икона Смоленской Божией Матери. Об этой иконе существует следующее предание. В 1803 г. во время и доныне существующей ярмарки один местный маляр вынес для продажи икону Божией Матери Смоленской. Долго не находилось на неё покупателей, и живописец решился идти домой, как вдруг поднялась страшная буря и сильный порывистый ветер мгновенно вырвал из рук живописца икону, которая, поднявшись вверх, опустилась в кружок крестьян, толковавших о выкупе земли, предложенном им помещиком. Неожиданное явление иконы крестьяне приняли за особое чудо и доброе предзнаменование, заплатили за икону живописцу деньги и отнесли её в церковь , и с тех пор она прославилась чудесами, а никитовцы вскоре после сего освободились от крепостной зависимости. 28.07. Смоленская – в Свеаборге Смоленская – в Свеаборге Близ Гельсингфорса, в церкви св. Александра Невского в Свеаборгской крепости, находится чудотворная икона Смоленской Божией Матери в серебряной позлащённой ризе. На иконе надпись: «Высочайше повелено, в память бомбардирования Свеаборга в 1855 году, совершать 28 июля торжество с пушечною пальбой». На обороте иконы другая надпись: «Усердное приношение коменданта крепости Свеаборга, Генерал-лейтенанта Алексея Сорокина, бывшего начальника артиллерии войск, в 1855 году, в Финляндии расположенных, Генерал-адъютанта Александра Баранова, командира линейного 5 батальона, ныне 3, полковника Алексея Бряколева и чинов всего батальона». 28.07. Смоленская-Белгородская

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010