Икона, именуемая Одигитрия-Афонская Она находится на Афоне, в Ксенофской обители. С незапамятных времён прежде находилась в Ватопедском монастыре: но в 1730 году при запертых дверях скрылась не только из храма, но и из монастыря. Отцы обители долго разыскивали икону и, когда услышали, что она находится в Ксенофской обители, немедленно послали туда иноков. Иноки принесли икону и поставили на прежнее место. Несмотря на это, она опять скрылась и явилась в Ксенофской обители, где и пребывает доныне. В России находится много чудотворных икон с именем Одигитрия, или Смоленская (см. под 28 июля). Икона Ватопедская, Отрада, или Утешение Такая икона находится на Афоне в Ватопедском монастыре, который устроен в царствование Константина Великого . Близ сего монастыря в 395 году, во время сильной бури упал из корабля в море царевич Аркадий, сын Феодосия Великого, и был поглощён волнами. Все были в ужасе, что царевич погиб. Корабль с большим трудом пристал к Афонской горе, к тому месту, где находится монастырь. Тут спутники Аркадия случайно подошли к одному из прибрежных кустарников и вдруг увидели здесь под одним из кустов спокойно спавшего, измокшего царевича. Проснувшись, царевич рассказал о своём чудесном избавлении от погибели заступлением Божией Матери. От этого дано монастырю название Ватопед, то есть куст отрока. Император Феодосий, в память избавления своего сына, распространил и обогатил монастырь. Алтарь соборного храма устроен на том самом месте, где найден царевич. На освящение храма приезжал сам царевич Аркадий с Константинопольским патриархом Нектарием. Чудотворная икона стоит в приделе, посвящённом её имени. Лицо Богоматери на сей иконе выражает сострадательную любовь, взор Её дышит кротостью и милосердием. Но не таково лицо Божественного Младенца: оно грозно: движение гнева заметно во всех чертах: взор полон строгости и неумолимого суда. Об этой иконе сохраняется ещё следующее сказание: в 807 году, 21 января, шайка разбойников подступила к Афонской горе с намерением на рассвете дня, как только растворятся ворота Ватопедского монастыря, ворваться внутрь, перебить иноков и разграбить монастырское имущество. Разбойники укрылись на берегу в прилежащих к монастырю кустарниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

3 марта 2005 г. – По распоряжению архиепископа Германа Гостиный двор Курской епархии был преобразован в подворье Свято-Троицкого женской обители. Гостиный двор (бывший дрожжевой завод), расположенный на улице Тускарная, представляет собой комплекс старых полуразрушенных зданий с земельным участком и огородом (0,7 га). Это тихое место на берегу на реки Тускари граничит с парковой зоной отдыха (территория бывшей Боевой дачи, усадьбы купцов Боевых). Освоение подворья началось с работ по очистке земли под посадку овощей и плодовых деревьев. Со временем разбит виноградник, высажена сортовая клубника. Была также очищена от мусора территория, сделан склад для хранения овощей, устроены птичник для разведения кур и сарай для коз. В действующей пекарне на территории подворья сестры начали выпечку просфор и хлебов для монастырских богослужений. В октябре 2005 г. проведены строительно-монтажные работы по газоснабжению зданий подворья: рабочими ООО «Курсктехногаз» проложен газопровод. Здания, находящиеся на территории подворья, пребывают в аварийном состоянии. Восстановление большинства из них требует огромных материальных затрат, и потому монастырь в настоящее время не в состоянии поднимать их из руин. Другим подворьем можно считать 15 соток земли, арендуемой монастырем на дачных участках близ поселка Искра (пригород Курска). Здесь сестры выращивают картофель. К сожалению, почва в этом месте оказалась не плодородная, и урожай с нее невелик. Святыни [ править править код ] Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрия Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи 28 июля/10 августа- Смоленской иконы Божией Матери; 20 декабря/2 января - Новодворской иконы Божией Матери; 8/21 марта, 12/25 сентября, 27 ноября/10 декабря, в 9-ю пятницу по Пасхе – Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение»; 24 июня/7 июля – Рождество прор. Иоанна Предтечи; 4/17 сентября, 10/23 декабря – свт. Иоасафа Белгородского; Серафим Саровский, преподобный - 15 января, 1 августа

http://azbyka.ru/palomnik/Курский_Троицк...

в. Греческого письма икона Богоматери Одигитрии Смоленской, вклад матери Царя Михаила Феодоровича. На аналое, в серебряном ковчеге хранятся 96 частиц мощей от разных Святых и часть Ризы Господней. Почти все местные иконы блистают благолепными окладами, какие сделаны на них, по большей части, усердием Архимандрита Аполлоса. Перед ними висят четыре серебряных паникадила, пожертвованные в собор Графом Н. П. Шереметьевым, и два серебряных подсвечника, один перед иконою Нерукотворного изображения Спасова, а другой перед образом Успения Божией Матери. На обоих столпах в иконостасах поставлены разные вкладные иконы, из которых на левом: путевая икона, шестилистовая, матери Царя Михаила Феодоровича, именуемая Умиление, по мнению знатоков, Рублева письма; она в басменном серебряном окладе и венце с городами и с гривною. Величественный и пространный алтарь собора, по чиноположению Греко-Российской церкви, разделён на три части: главная его часть освещается с востока тремя окнами с рассветами внутрь; от горнего места с шестью ступенями простираются по стенам каменные седалища, обитые, как и самое это место, красным сукном. По обеим сторонам степенного места, на которое некогда восходили Патриархи и Блюстители Патриаршего престола, стоят на тумбах две старинные запрестольные иконы Богоматери Греческого стиля, из которых одна Писийская с благословляющею рукою, а другая Владимирская; обе в басменных серебряных окладах. Под бархатною сенью престол и жертвенник каменные. За первым стоит подсвечник с семью светильниками и плащаница, искусно вышитая по бархату золотом и серебром. На стенах и сводах алтаря изображены в подновлённых фресках: Великий выход в пятиглавом храме, Тайная вечеря под двумя видами, к коей приступают вместе с Апостолами Российские Иерархи; между ними св. Стефан Пермский и Государи: Великий Князь Владимир с Черниговским Князем Михаилом и пр. По обе стороны горнего места на стенах написаны Отцы и Учители Церкви, а на обоих простенках у Царских врат присоединены к собору вселенских Святителей замечательные в исторически-археологическом отношении поясные портреты десяти Московских Патриархов, от первого Иова до последнего Адриана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Богоматерь Смоленская. Россия. XVI в. Кастел де Вийенборг (Нидерланды) Смоленская икона Божией Матери Икона Одигитрии, именуемая Смоленская (празднование ее 28 июля) была, по преданию, привезена на Русь греческой царевной Анной, супругой святого князя Владимира. Согласно другой версии ее привезла византийская царевна того же имени, вышедшая в 1046 г. за черниговского князя Всеволода. Эту икону в 1101 г. Владимир Мономах поместил в соборе города Смоленска. Ни одно из ее воспроизведений, среди которых многие особо почитаются как чудотворные, не восходит дальше XIV в., считает Н. П. Кондаков 165 . Русская икона Смоленской Божией Матери особенно близка к византийскому типу Одигитрии. Здесь – та же величавость в позе Богоматери и Младенца Эммануила, те же торжественные жесты, которые мы пытались описать выше. Воспроизведенная здесь икона – прекрасная работа XVI в. (108x82 см). Утонченная голова Богоматери покоится на длинной грациозной шее; она покрыта мафорием, украшенным тремя звездочками: надо лбом и на каждом плече. Этот символ приснодевства (ειπαρθενεα) – т. е. девства до рождества, во время и после него – обязателен на всех иконах Пресвятой Богородицы. Это декоративное изменение трех первоначальных крестиков, обычно украшавших мафорий Богородицы на древнейших иконах. Гиматий Эммануила, покрывающий все Его тело, разделан золотом. Богоматерь изображена в полфигуры, но, очевидно, мыслится стоящей, так как Сын Ее не сидит у Нее на коленях: Она держит Его высоко и прямо на левой руке в церемониальной позе, как на византийских иконах Одигитрии. Филигранные нимбы и богато разделанная серебряная риза XVII в. закрывают фон, на котором выделялись фигуры. Обрамление, сделанное, вероятно, тогда же, содержит одиннадцать иконок кованого серебра: наверху – ангел- хранитель и свт. Николай; на левой стороне – три сирийских мученика: Гурий, Самон и Авив – покровители брака; на правой – три отца Церкви: свтт. Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст . Внизу – три святых митрополита Московских: Петр, Алексий и Иона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 10 августа 2024 года 28. Суббота. Апп. от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов. Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница). Свт. Питирима, еп. Тамбовского. Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление» или «Радость всех радостей» (службу зри 19 июля) . Тамбовской иконы Божией Матери. Гребневской иконы Божией Матери. Приводим порядок совершения полиелейной службы в честь Смоленской иконы Божией Матери в соединении со службой святых апостолов (без праздничного знака) (А) , а также порядок совершения полиелейной службы в честь Смоленской иконы Божией Матери в соединении со службой свт. Питирима, еп. Тамбовского (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Богородицы, глас 2й, глас 8й и глас 7й – 5, и апостолов, глас 1й – 3. «Слава» – Богородицы, глас 6й: «Еже радость…», «И ныне» – догматик, глас 5й: «В Чермнем мори…». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. На стиховне стихиры Богородицы, глас 2й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8й: «Радуйся, вселенныя похвало…». По Трисвятом – тропарь Богородицы, глас 4й: «К Богородице прилежно…». «Слава» – тропарь апостолов, глас 3й, «И ныне» – праздничный Богородичен Минеи, глас 4й: «Не умолчим никогда…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 4й: «К Богородице прилежно…» (дважды). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3й, «И ныне» – праздничный Богородичен Минеи, глас 4й: «Не умолчим никогда…». Кафизмы 16я и 17я . Малые ектении. Седальны Богородицы. Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 1й: «Правоверно чтущия Тя…». «Слава, и ныне» – ин седален Богородицы, глас тот же: «Пречистая Твоя икона…». Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое». Евангелие Богородицы. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 6й: «Не ввери мя…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Икона Божией Матери Иерусалимская      По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо. При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий. В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница». Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера. Композиционные особенности иконы таковы. Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская — эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях. В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята в московский Успенский собор и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.

http://pravoslavie.ru/1942.html

Архив Икона Божией Матери Иерусалимская Празднование 12/25 октября Икона Божией Матери Иерусалимская, празднование 12/25 октября. Едва ли где можно встретить тех торжественных встреч и проводов чудотворных икон, как это наблюдается при чудотворной иконе Иерусалимской Божией Матери. Какая бы ни была погода — или самая жаркая, в летнее время, или холодная, осенью, — народ тысячами идет встречать Бронницкую Иерусалимскую Божию Матерь. Множество хоругвей, тысячи богомольцев, звон колоколов, а во главе крестного хода, как бы в воздухе, идет на плечах богомольцев величественная икона Богоматери. Свидетельство очевидца По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо. При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий. В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница». Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера. Композиционные особенности иконы таковы. Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская — эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях.

http://pravoslavie.ru/put/051024144602.h...

Закрыть itemscope itemtype="" > 10 августа празднование иконы Божией Матери Смоленская 09.08.2016 331 Время на чтение 4 минуты Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля (ст. стиль) было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России. Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Икона Божией Матери, именуемая " Благодатное Небо " , находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля. Это тот образ, который перевезен из Смоленска в Москву Софией Витовтовной, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича. На иконе Божия Матерь изображена в полный рост, на левой руке Ее - Богомладенец. На острове Талабск (Залита) эту икону " Благодатное Небо " почитают как Смоленскую. Об иконе Божией Матери " Благодатное Небо " рассказывает настоятель храма св. Николая на острове Талабск (Залита) иеромонах Паисий (Гидраш): " Это наша храмовая икона, она была в серебряной ризе с позолотой, но в 20-е годы ризу сняли большевики, а в 1958 году отец Николай Гурьянов, когда стал настоятелем храма, увидел икону без ризы и заказал в Свято - Духов монастырь Вильнюса игуменье Нине ризу для образа Божией Матери Смоленской. Делала ризу для иконы Богородицы золотошвейка матушка Тавифа, она была уже очень больна, но, по благословению батюшки отца Николая, начала шить. А матушке он сказал: " Когда закончишь, тогда и отпустим " . Он держал ее своей молитвой, чтобы она спаслась через эту вышитую ризу. Два года монахиня работала над ризой, хотя была почти слепа, но вышила прекрасную ризу в 60- м году, и почила в Бозе. Никольский храм построен в середине 19 века, тогда уже икона " Благодатное Небо " была написана и почитаема. Теперь она известна многими чудотворениями. Помню, когда я начинал здесь служить, батюшка послал к иконе маленького Ваню, который начал делать поклоны и приговаривать: " Матерь Божия, помоги, мне отец Николай сказал " . Как оказалось, у него была постоянная температура сорок, родители показывали ребенка московским врачам, те не смогли помочь. Приехали к отцу Николаю, отец Николай говорит: " Идите к Божий Матери, Она поможет " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Одигитрия Смоленская Святогорская (из Пушкинских гор) Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: «Умиление»-Святогорская. РГБ. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон. Под редакцией [и с предисловием] Е.Поселянина. С.-Петербург: книгоиздательство П.П.Сойкина, Кн.3. С.471. Российская государственная библиотека Файл 31373.jpg:   Размер: 591x743, 0.44 MPix, 160 Kb. Дата: 2018-03-24, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (87) , (2) . Описание: Явленная и чудотворная икона Святогорская, Одигитрии Божией Матери «пядичная», с Предвечным Младенцем на левой руке, писана на кипарисной доске, вышиною 5 1/2 верш., а шириною 4 1/4 верш., вставлена она в кипарисную доску вышиною 1 арш., а шириною 13 вер., на которой никаких изображений не имеется. Вся доска с иконою Богоматери украшена серебряною позлащенною ризою, чеканной работы, весом 8 фунтов, 8 золотников, 84 пробы; на ней чеканью изображены: вверху иконы в облаках Бог Отец со Св. Духом и [...] Файл 31550.jpg:   Размер: 900x1117, 1.01 MPix, 326 Kb. Дата: 2018-03-28, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (143) , (4) . Описание: Изображение чудот. ик. Богоматери именуемой Святогорскою. Изображение явленных и чудотворных святых икон Пресвятой Богородицы, прославленных различными чудесами и чтимыми всеми православными христианами. 1885 г. Российский государственный архив древних актов. Библ. Илл. Хромолитография А.В.Васильева. Москва. 57. Святогорская. До революции в Святогорском мужском монастыре под Псковом находились две почитаемые иконы Святогорской Божьей Матери. Одна из них (по иконографии " Одигитрия " ) явил[...] Файл 31552.jpg:   Размер: 403x550, 0.22 MPix, 75 Kb. Дата: 2018-03-28, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (105) , (3) . Описание: Святогорская-Псковская, 17 июля. Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятыя Богородицы в православной церкви прославляемых. Москва: Манухин, 1866. С.33.

http://pravicon.com/icon-451-photo

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Одигитрия Смоленская Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Чудотворная Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», – древняя почитаемая святыня Троицкой обители, в честь которой был освящен престол нижнего храма. После закрытия и разорения монастыря икона была сохранена верующими и в годы советской власти находилась в курском Никольском храме. Наконец, 11 марта 2007 г. святыня была торжественно, с крестным ходом, возвращена в возрожденную обитель. Курский Свято-Троицкий женский монастырь. Файл 13157.jpg:   Размер: 400x527, 0.21 MPix, 41 Kb. Дата: 2011-08-02, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (182) , (5) . Описание: икона Божией Матери Размер 41х32х3,5 см. Первая половина XIX века. Масло, академическое письмо. Открытый медный (латунный) оклад. Файл 13449.jpg:   Размер: 716x835, 0.6 MPix, 302 Kb. Дата: 2011-09-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (159) , (3) . Описание: Смоленская. Москва.Тихон Филатьев.Мастерские Оружейной палаты.1703 год.Дерево, левкас, темпера.Размер - 153 х 91 см. Из Михайловского собора города Бронницы. Файл 13943.jpg:   Размер: 550x928, 0.51 MPix, 188 Kb. Дата: 2011-10-12, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (209) , (6) . Описание: Чудотворная икона Божией Матери Смоленская Одигитрия Дисненская. По легенде, в Дисну по Западной Двине приплыла в ладье и чудотворная икона XV века Божией Матери «Одигитрия» Одигитрия, которая чудным образов явилась по водам Западной Двины в г. Дисну, спасла город от третьего пожара и в связи с этим является хранительницей и заступницей Дисненской земли. Витебская обл., Миорский район, г.Дисна Файл 18357.jpg:   Размер: 300x400, 0.12 MPix, 41 Kb. Дата: 2012-06-21, участник [ qwerty ]. Рейтинг изображения: 2 (145) , (6) . Описание: Чудотворная икона Божией Матери Смоленская Одигитрия Дисненская. По легенде, в Дисну по Западной Двине приплыла в ладье и чудотворная икона XV века Божией Матери «Одигитрия» Одигитрия, которая чудным образов явилась по водам Западной Двины в г. Дисну, спасла город от третьего пожара и в связи с этим является хранительницей и заступницей Дисненской земли. Витебская обл., Миорский район, г.Дисна

http://pravicon.com/icon-234-photo

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010