Празднование Смоленской иконе совершается 28 июля по христианскому летоисчислению. Некогда в этот день в первопрестольной совершался крестный ход из Кремля, по Пречистенке и Девичьему полю в Новодевичий монастырь. К началу ХХ столетия насчитывалось более трех десятков чудотворных и особо чтимых списков Смоленской, посвященные этому образу храмы стояли во многих городах, весях и обителях русской земли, в одной только Москве было четыре Смоленских храма, в Петербурге – пять. И сегодня по всем Смоленским церквям России звучит тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Одигитрия»: Тропарь, глас 4 К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы. Кондак, глас 6 Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя. скрыть способы оплаты Комментарии Евгений 10 августа 2023, 13:33 Пресвятая Богородице,спаси нас. Галина 10 августа 2020, 16:06 Пресвятая Богородица Смоленская! Помоги пережить скорби потери сына Андрея, родителей моих! Помоги возвратить любовь и взаимопонимание с дочерью Юлией! Помоги ей вернуться к мужу венчаному с ней! Помоги внукам не свернуть с пути веры Православной! Вадим 10 августа 2019, 15:18 Пресвятая Матерь Божия моли Бога о нас грешных фотинья 9 августа 2019, 16:53 Пресвятая Богородице!Помоги, не оставь меня грешную Рабу Божию Фотинью. Помири меня с моим любимым Олегом,помоги мне вернуть его любовь ко мне! На тебя уповаю!Спаси нас! р.б. Екатерина 15 ноября 2018, 10:43 Пресвятая матушка Богородица Смоленская, Пречистая Дева,Заступница наша! Благодарим тебя за вечную помощь твою и научение, заступничество и защиту. Позволь приехать и поклониться тебе в Смоленском Успенском соборе, помози в путешествии и молитве моей о сыне и родителях, о здоровье семьи и дальнейших силах жить и работать без греха.

http://pravoslavie.ru/1909.html

В дар Спасо-Бородинской обители Патриарх передал список Юровичской иконы Божией Матери. Верующим были розданы иконки Божией Матери «Смоленская» с Патриаршим благословением. Затем состоялись крестный ход и молебен на батарее Раевского, у монумента русским воинам — героям Бородинского сражения. На соборной площади обители Патриарх совершил «Последование благодарственного и молебного пения ко Господу Богу, певаемого на Бородинском поле в воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». Под сенью на площади была установлена чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Перед этим образом войска М.И. Кутузова молились накануне Бородинского сражения. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви возглавил крестный ход из обители на батарею Раевского на Бородинском поле. Здесь, у монумента русским воинам — героям Бородинского сражения, Патриарх Кирилл прочитал молитву. После отпуста была пропета «Вечная память» «благочестивейшему государю императору Александру I и всем вождем и воинам нашим, на Бородинском поле брани и во иных сражениях убиенным». Патриарх обратился к собравшимся с  Первосвятительским словом . К монументу были возложены цветы от Предстоятеля Русской Церкви. Затем Патриарх Кирилл посетил Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник в сопровождении заместителя директора музея по научной работе А.В. Горбунова. В книге почетных гостей Патриах оставил запись: «Пусть дух Бородина, сохраняемый Спасо-Бородинским монастырем, величественными монументами и этим прекрасным музеем, воспламеняет любовь к Отечеству и ее духовным и культурным основам в сердцах молодых россиян, делая их способными хранить в уме и сердце наши национальные ценности и историческую память, и на этом мощном фундаменте возводить здание современной России». Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрия («Путеводительница»), имеет очень древнее происхождение. Когда и кем она была принесена на Русь, достоверно неизвестно. На рубеже XI-XII веков князь Владимир Мономах перенес икону в Смоленск; с тех пор она обрела современное название.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Сопровождение Надвратной иконы Одигитрии было поручено батарейной 1-го роте 3-ей артиллерийской бригады под командованием полковника В.А. Глухова. Данная рота входила в состав 3 корпуса 1-ой армии и принимала активное участие в боях под Смоленском 5 (18) августа. Для обороны города эта рота сначала была расположена в Мстиславском предместье, где приняла бой, однако с другими войсками под неприятельским огнем вынуждена была отступить для занятия следующей позиции у Молоховских ворот. Во время отступления, французское ядро попало в один из зарядных ящиков 1-ой батарейной роты. Взрыв был таким, что от ящика осталось только одно днище. Этот ящик был сохранен и затем в нем, как в колеснице, возили Надвратную икону Богоматери в течение всех трех месяцев ее пребывания в русской армии [ 12 ] .   Фельдфебель и солдаты роты полковника В.А. Глухова, приняв икону в свое ведение, соорудили для нее особый деревянный киот, который окрасили в зеленый цвет и убрали разноцветными лентами. Через три-четыре дня после выхода из Смоленска для сопровождения Надвратной иконы Одигитрии были назначены особый священник и церковнослужитель, которые совершали перед ней молебны в течение всей военной кампании. С этого момента Надвратная Смоленская икона Божией Матери постоянно находилась среди русского войска — в третьей пехотной дивизии генерал-лейтенанта Коновницына, укрепляя силы и боевой дух наших воинов [ 13 ] . На протяжении всей войны при иконе помимо полковника В.А. Глухова состояли: штабс-капитан И.Ф. Богданович, поручик А.И. Гречь, подпоручики М.К. Реан, Г.Г. Сигунов, А.А. Ольхин, прапорщики Н.Г. Сигунов и П.Д. Зеленин [ 14 ] . Протоиерей П. Левашев в своей небольшой книге “Краткое сказание о Смоленской иконе Божией МатериОдигитрии, именуемой Надворотной” так пишет о том огромном значении, какое имело пребывание Надвратной иконы Пресвятой Богородицы в рядах русской армии: “ Эта святыня, поистине, была единственным духовным прибежищем для нашей благочестивой армии. Всюду следуя с армией, оставаясь при ней  во всех случаях боевых действий, Икона Богоматери — Одигитрии являлась поистине Взбранной Воеводой для русского воинства и залогом побед над  врагами. Каждый раз, как пред началом, так и при окончании битвы, для всех участников сражения Небесная Заступница была истинным прибежищем, подавала им бодрость и крепость сил, одушевляла их, а умирающим на поле брани служила утешением в последние минуты жизни. Твердая и живая вера в небесное заступление Богоматери, как бы лично, через Свою чудотворную Икону, пребывавшей в русской армии, могла придавать необыкновенную силу и храбрость русским воинам” [ 15 ] .

http://e-vestnik.ru/church/smolenskaya_i...

От души желаю Вам, дорой Владыка Митрополит Ювеналий, всем собравшимся здесь ныне на общую церковную молитву архипастырям, пастырям и верным чадам Святой Церкви щедрой помощи Божией в дальнейшем следовании по пути спасения. Бог же мира «да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь» (Ев. 13:21). Предстательством Царицы Небесной да хранит всех вас Господь в мире, здравии и всяком благополучии. С любовью о Господе +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Собор Смоленской иконы Божией Матери, Новодевичий монастырь Икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская Е. Поселянин Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией, весьма древнего происхождения. Она была принесена в Россию из Греции, но когда и кем – об этом не сохранилось вполне ясных и достоверных сведений. Есть одно сказание, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой дочь свою, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода Ярославича. Так как эта икона сопровождала царевну Анну в ее путешествии из Царьграда в Черниговское княжество, то отсюда будто бы и сама икона получила наименование Одигитрии, т. е. «Путеводительницы». Существует также другое объяснение наименования Одигитрии. Думают, что Смоленская икона Одигитрии представляет из себя список с Одигитрии Влахернской (сведения о ней см. под 7 июня ст. ст.), так как имеет с ней большое сходство в изображении; а потому Смоленская икона, как копия, вполне естественно заимствовала и подобное же наименование. Следует отметить и еще одно весьма распространенное сказание, по которому Смоленская Одигитрия, подобно Одигитрии Влахернской, написана евангелистом Лукой, который, согласно древнему преданию, написал около семидесяти икон Божией Матери. После смерти черниговского князя Всеволода Ярославича икона Одигитрии досталась по наследству сыну его Владимиру Всеволодовичу Мономаху, от греческой царевны Анны. Владимир Мономах перенес благословение своей матери из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленской.

http://sedmitza.ru/text/415646.html

И вот он, такой маленький, делал поклоны перед иконой. Через несколько часов, уже на Всенощной, мама пришла вся в слезах: мальчик заснул, температуры нет. Это чудо при мне случилось, сам видел. Обычно батюшка посылал к иконам Божией Матери и великомученика и целителя Пантелеимона, если люди приезжали за каким - то облегчением, с болезнью, или от скорбей. Он это спасение от недугов себе не приписывал, понимал, что не он дает, а Бог дает через него. Здесь каждый день происходит какое - то чудо. Можно назвать нашу икону Талабской, в других местах такой иконы нет " . Икона Божией Матери Смоленская есть и в приделе, освященном в честь этого образа Божией Матери в храме свв. Апостолов Петра и Павла рядом с островом Талабенец, на острове Верхнем (Белов). 10 августа вокруг островов Талабск, Талабенец и Верхний будут совершены Крестные ходы в честь иконы Богородицы Смоленская. Смоленская икона Божией Матери, именуемая " Одигитрия " (Путеводительница), по церковному преданию, была написана святым Евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IX Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. В XIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Богородичные иконы христоцентричны, так как через рождение Христа Мария становится Богоматерью. Богородичная догматика основана на тайне Боговоплощения, через образ Богородицы раскрывается глубина богочеловеческих отношений. Мария, давшая жизнь Богу в Его человеческой природе, становится Матерью Бога: тварь вмещает Творца. Это материнство надприродно, в нем таинственным образом сохраняется Девство Марии. Тайна Богоматери состоит в том, что через Девство и Материнство Она является новой тварью, с этим связано почитание Марии. Святой Григорий Палама пишет: " Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога... Она предмет прорицания пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, основание учителей. Она слава земных, веселие небесных, украшение всякой твари. Она начало, источник, корень нашего упования на небе, достичь которого да будет нам дано Ее молитвами о нас... " Первые иконы Божией Матери церковное Предание приписывает святому евангелисту Луке, который после Пятидесятницы, будучи освященным Духом Святым, написал их три: на одной изображается взаимное ласкание Богоматери и Младенца (список с нее впоследствии стал известен на Руси как " Владимирская икона Божией Матери " ), тип иконы " Умиление " . Здесь отражено естественное человеческое чувство - материнская любовь и нежность. В образе Матери видна глубокая скорбь о предстоящих страданиях Сына и покорная готовность смиренно подчиниться их неизбежности. Правой рукой прижимая к Себе Младенца, тесно прижавшись щекой к Его щеке, Мария простирает левую руку в жесте моления, неся к Нему материнскую скорбь за Него и вечное заступничество за людей. В лике Младенца слились детская мягкость и неизреченная мудрость. Полный младенческой любви и нежности к Матери, Сын одновременно преисполнен силы и мудрости вочеловечившегося от Нее Владыки мира. Другой образ относится к типу, именуемому " Одигитрия " - " Путеводительница " (известный список с нее - " Одигитрия Смоленская " ). Здесь Божия Матерь и Младенец обращены прямо к зрителю. Отрок Христос сидит, как на кресле, на руке Богоматери, которая изображена в строго фронтальной, торжественной позе. Правая рука Ее невысоко и спокойно поднята в жесте моления, обращенном к Сыну, в младенческом облике которого необычайно ярко выступают черты небесного Владыки: загадочен Его лик с невиданно высоким куполом лба, величава фигура, четко выделен свиток с учением, сжатый Его левой рукой, правая же рука поднята в благословляющем жесте Творца и Владыки, который он обращает к миру, отвечая на материнскую мольбу.

http://pravicon.com/text-15

В память об этом торжественном богослужении и в благодарность я хотел бы преподнести сей святой обители редкий образ Божией Матери, Царицы Небесной, чтобы он напоминал и сестрам обители, и всем паломникам о замечательном богослужении, которое мы совершили в день 200-летия Бородинской битвы. Мы принесли сегодня Смоленскую икону — ту самую, пред которой молились Кутузов и наши воины. Мы и сегодня молились пред нею. Пусть Царица Небесная защищает страну нашу, воинство наше, народ наш и сию святую обитель, укрепляя всех нас на путях спасения. Храни вас Господь». В дар Спасо-Бородинской обители Святейший Владыка передал список Юровичской иконы Божией Матери. Верующим были розданы иконки Божией Матери «Смоленская» с Патриаршим благословением. Затем состоялись крестный ход и молебен на батарее Раевского, у монумента русским воинам — героям Бородинского сражения. Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрия («Путеводительница»), имеет очень древнее происхождение. Когда и кем она была принесена на Русь, достоверно неизвестно. На рубеже XI-XII веков князь Владимир Мономах перенес икону в Смоленск; с тех пор она обрела современное название. В 1812 году, перед началом Бородинского сражения, чудотворный образ был доставлен из Смоленска в Москву. В день битвы икону обносили крестным ходом вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Затем образ был перемещен в Лефортовский дворец, где находились раненые воины. Перед взятием Москвы французами святыня была отправлена в Ярославль, где оставалась до окончания Отечественной войны 1812 года. Из Ярославля икона была возвращена в Смоленск и пребывала в Успенском кафедральном соборе до начала Великой Отечественной войны. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. Сейчас на его месте в кафедральном соборе находится чудотворный список Смоленского образа, датируемый 1602 годом. В 1812 году при оставлении Смоленска он был взят 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии икона неотлучно находилась в 3-й гренадерской дивизии. 25 августа 1812 года, накануне Бородинской битвы, по распоряжению главнокомандующего М.И. Кутузова святыня была обнесена по всем рядам войск, и в присутствии главнокомандующего и всей армии перед ней был отслужен молебен с коленопреклонением.

http://patriarchia.ru/db/text/2455715.ht...

Храм воздвигнут вместо деревянной кладбищенской Богородской церкви. Церковь была деревянная, одноэтажная и стояла южнее существующего собора. Место, где она находилась, было обозначено в соборной ограде каменным столбом с чугунным крестом наверху (не сохранился). Одигитриевский собор был заложен в 1741 г. Строительство затянулось более чем на 40 лет, и только в 1785 г. состоялось освящение храма иконы Божией Матери Одигитрии на втором этаже здания. «Теплая» церковь во имя Богоявления Господня на нижнем этаже была освящена ранее, в 1770 г. Собор является первым каменным сооружением Верхнеудинска. Сооружение собора было обусловлено заметным увеличением населения города благодаря развитию торгового обмена. В то же время после многолетнего перерыва, вызванного в каменном строительстве Сибири отправкой всех мастеровых на форсированную застройку Санкт-Петербурга, в середине XVIII в. от Тобольска до Восточной Сибири начинается подъем каменного зодчества, в первую очередь церковного. Собор был закрыт постановлением Президиума ЦИК Бурят-Монгольской АССР от 6 сентября 1929 г. После ликвидации прихода в соборе находились курсы стройкадров, затем с 1934 г. – антирелигиозный музей, еще позже – Краеведческий музей, который начал приспосабливать его для своих нужд. Здание было взято под охрану государства. В 1959–1961 гг. здесь производились реставрационные работы. До 1999 г. в помещении Одигитриевского собора располагались фонды Музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова. 31 марта 1992 г. при соборе был зарегистрирован православный приход и начаты работы по благоустройству прилегающей территории. 1 августа 1995 г. вышел указ Президента Республики Бурятия Л.В. Потапова о поэтапной передаче собора под управление Русской Православной Церкви. 23 мая 1996 г. во время празднования Вознесения Господня на колокольне собора были установлены 6 колоколов. С 1997 г. в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» («Путеводительница»), проводится крестный ход от Свято-Троицкого храма к Одигитиевскому собору с последующим богослужением. 30 октября 1999 г. замироточила икона Божией Матери «Одигитрия». 20 декабря 1999 г. приходу официально был передан нижний придел во имя Богоявления Господня. Здесь 26 марта 2000 г., впервые за 70 лет после закрытия, была совершена Божественная литургия. В сентябре 2004 г. митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил верхний придел главного собора Бурятии.

http://sobory.ru/article/?object=14351

Особым почитанием в Смоленске пользуется святой воин-мученик Меркурий, живший в первой половине XIII века, в годы нашествий на русские земли татаро-монголов. Когда орды кочевников приближались к Смоленску, будущему святому было явлено откровение, гласившее, что он должен защитить город, вступив в бой, но при этом сам неминуемо погибнет. Исполняя Высшую волю, святой Меркурий проник в лагерь татар и убил огромного богатыря, на которого те надеялись больше, чем на весь остальной отряд. Вступив после этого в бой, Меркурий принял мученическую смерть, но войска Батыя отошли от города. В конце XVI века Меркурий был причислен к лику святых. Главной святыней города считается икона Смоленской Божией Матери, именуемая Одигитрией (в переводе с греческого: «Путеводительница»). Известно, что она имеет древнее происхождение и была принесена на Русь из Византии, но когда и кем именно – доподлинно неизвестно. Икона совершила в городе множество чудес. Именно ее смоляне благодарят за поистине чудесное избавление от татар в 1239 году. В день Бородинского сражения, с крестным ходом Смоленскую икону обносили вокруг Белого города, Китай-города, Кремлевских стен. К сожалению, в 1941 году икона была утрачена при невыясненных по сию пору обстоятельствах. В XX веке к войнам, постоянно кипевшим на смоленской земле, прибавилась и другая беда – геноцид. На территории области в годы фашистской оккупации действовало около сотни лагерей, еврейских гетто и пересылочных пунктов. Неподалеку от Смоленска расположено и печально известное село Катынь, рядом с которым в урочище «Козьми горы» в годы сталинских репрессий было казнено около 10 тысяч советских граждан и 4 тысячи польских военнослужащих. Одним из выдающихся святых смоленской земли был преподобный Андрей Смоленский. Будучи потомком княжеского рода, он раздал свое имение и, никому ни о чем не говоря, тайно покинул город, облачившись в одежды бедняка. Пропутешествовав по многим городам, он остановился в Переяславле-Залесском, где стал служить пономарем в надвратной церкви Николая Чудотворца. В течение тридцати лет никто не знал, что скромный служитель храма имеет благородное происхождение. Лишь после его смерти в руке святого нашли хартию, удостоверявшую его княжеские права. Чуть позже были найдены золотая цепь и княжеская гривна, также подтверждающие права на княжение.

http://foma.ru/smolenskaya-oblast-tolko-...

Файл 31550.jpg:   Размер: 900x1117, 1.01 MPix, 326 Kb. Дата: 2018-03-28, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (143) , (4) . Описание: Изображение чудот. ик. Богоматери именуемой Святогорскою. Изображение явленных и чудотворных святых икон Пресвятой Богородицы, прославленных различными чудесами и чтимыми всеми православными христианами. 1885 г. Российский государственный архив древних актов. Библ. Илл. Хромолитография А.В.Васильева. Москва. 57. Святогорская. До революции в Святогорском мужском монастыре под Псковом находились две почитаемые иконы Святогорской Божьей Матери. Одна из них (по иконографии " Одигитрия " ) явил[...] Файл 31552.jpg:   Размер: 403x550, 0.22 MPix, 75 Kb. Дата: 2018-03-28, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (105) , (3) . Описание: Святогорская-Псковская, 17 июля. Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятыя Богородицы в православной церкви прославляемых. Москва: Манухин, 1866. С.33. Файл 31554.jpg:   Размер: 577x751, 0.43 MPix, 180 Kb. Дата: 2018-03-28, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (91) , (2) . Описание: Святогорская Пресвятая Богородица. Клеймо иконы «Образ явленных и чудотворных икон Богоматери». XIX в., Россия. Государственный музей истории религии. Файл 31617.jpg:   Размер: 441x541, 0.24 MPix, 69 Kb. Дата: 2018-04-11, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (90) , (2) . Описание: Святогорская (17 июля). Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых Ее икон, чтимых православною церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображениями в тексте праздников и икон Божией Матери/Составила София Снессорева. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Терирем, 2010. С.332-333. (С.4: В настоящем, третьем издании книги Софии Снессоревой представлен оригинальный иллюстративный материал. Обновляя иконный ряд, сопровождавший описание чудотворных Богородичных икон, изда[...] Файл 31618.jpg:   Размер: 424x590, 0.25 MPix, 139 Kb. Дата: 2018-04-11, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (91) , (2) . Описание: Чудотворный образ Божией Матери Одигитрии в Святогорском монастыре. Источник: рис. 45. Софийский, Леонид Иванович. Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем. (1414-1914 гг.)/Л.И. Софийский. - Псков : Опочец. гор. дума, 1912. - VI, II, 209 с., 54 л. ил., карт.; 27.

http://pravicon.com/icon-451

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010