177 Киев. Лет. О 1154 г. стр. 89. 12.; другие сведения у Арцыбашева 1, 159. 177. Снегирева Моск. Древн. Примечание к опис. Успен. Соб. Стр. 2. 178 Новгор. Лет. 1. 2. 3. О 1170 г. Новг. 4 и Псков. В СОБР. Л. 4, 12. 277. Никон 2. 210. Радзив. Воскр. У Арпыбыш. 193. «Победи Роман с Новгородцы силою крестною и Св. Богородицею и молитвами благоверного Владыки Ильи (Иоанна), февр. В 25 д.» и пр. Новгор. 3. Прямо говорит о св. иконе и прибавляет: «И до сего дни та Св. Богородицына икона чудодействует и цельбы дарует». О всем событии в ркп. Житии Свят. Иоанна с Сборнике Сергиевой Лавры 8. У Румянцева 397. По летоп. Видно, что в 1355 г. построен был в Новгор. Храме Знамения Пресвятой Богородицы (Карамз. Т. 4. Пр. 390), т. е. прежде открытия мощей Свят. Иоанна. Чудесное событие увековечено и то, что изображалось на печати Ногор. Архиепископа. Кроме того известна икона Знамения Богородицы с планом Новгорода XII века. Русск. Достопам. Час. 2 стр. 302. Моск. 1843. 179 Кроме помянутых, знамениты еще иконы – Богоматери: а) Смоленская Одигитрии с 1046 г., Черниговская с 1060 г. Курятицкая (в Туровской области) с 1180 г., Свенская с 1208 г. (Дебольского Дни Богослужения 1840 г.), б)Зарайская икона св. Николая, именуемого ратным, (сказание о чудотв. Иконе св. Николая, именуемого ратным, Спб. 1842 г.). Из Корсунских икон доселе известны: а) Иерусал. Икона Богоматери, перенесенная в 453 г. из Иерусалима в Константинополь, а отселе в 898 г. взятая в Херсон, а из Херсона в Россию; ныне она находится в Москов. Успенском соборе (Снегирева Опис. Моск. Памят. об Успен. Соб.), б) в Нижегород. Благовещ. М-ре Корсунский образ Божией Матери, написанный, как говорит греческая надпись, в 993 г. (Востокова Опис. Румян. Муз. Стр. 230). 181 Монах Иаков в житии Благов. Ольги: «прияша св. Крещение, готово имущее св. Писание и книги переведны с греческого языка на русский». Ркп. М. Дух. Акад. 175. Иоакимова летопись: «Царь же болгарский Симеон присла иереи учены и книги довольны… Прислаша Царь и Патриарх многи иереи, диаконы домственники от Славян». Мать Бориса и Глеба по Нестору была Болгарыня Анна, по Иоакимовой Летописи Царевна Анна. Татищев (2 пр. 84) соглашает эти известия тем предположением, что Анна была дочь К. Симеона и тетки Императоров Василия и Константина, след. двоюродная сестра последних. При такой связи дворов русского, болгарского и цареградского понятно, что весьма многое могло быть получено из Болгарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Одигитрия Смоленская Святогорская (из Пушкинских гор) Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: «Умиление»-Святогорская. РГБ. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон. Под редакцией [и с предисловием] Е.Поселянина. С.-Петербург: книгоиздательство П.П.Сойкина, Кн.3. С.471. Российская государственная библиотека Файл 31373.jpg:   Размер: 591x743, 0.44 MPix, 160 Kb. Дата: 2018-03-24, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (87) , (2) . Описание: Явленная и чудотворная икона Святогорская, Одигитрии Божией Матери «пядичная», с Предвечным Младенцем на левой руке, писана на кипарисной доске, вышиною 5 1/2 верш., а шириною 4 1/4 верш., вставлена она в кипарисную доску вышиною 1 арш., а шириною 13 вер., на которой никаких изображений не имеется. Вся доска с иконою Богоматери украшена серебряною позлащенною ризою, чеканной работы, весом 8 фунтов, 8 золотников, 84 пробы; на ней чеканью изображены: вверху иконы в облаках Бог Отец со Св. Духом и [...] Файл 31550.jpg:   Размер: 900x1117, 1.01 MPix, 326 Kb. Дата: 2018-03-28, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (143) , (4) . Описание: Изображение чудот. ик. Богоматери именуемой Святогорскою. Изображение явленных и чудотворных святых икон Пресвятой Богородицы, прославленных различными чудесами и чтимыми всеми православными христианами. 1885 г. Российский государственный архив древних актов. Библ. Илл. Хромолитография А.В.Васильева. Москва. 57. Святогорская. До революции в Святогорском мужском монастыре под Псковом находились две почитаемые иконы Святогорской Божьей Матери. Одна из них (по иконографии " Одигитрия " ) явил[...] Файл 31552.jpg:   Размер: 403x550, 0.22 MPix, 75 Kb. Дата: 2018-03-28, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (105) , (3) . Описание: Святогорская-Псковская, 17 июля. Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятыя Богородицы в православной церкви прославляемых. Москва: Манухин, 1866. С.33.

http://pravicon.com/icon-451-photo

В день праздника Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря 10 августа 2005 г. 12:48 10 августа, в день празднования в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Прибывшего на богослужение Предстоятеля Русской Православной Церкви У Преображенских врат обители встречали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Серафима (Исаева), первый заместитель председателя правительства Московской области Игорь Олегович Пархоменко. За Божественной литургией Его Святейшеству сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископы Можайский Григорий, Истринский Арсений, епископ Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси, епископы Илиан и Видновский Тихон. По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен и крестный ход. По окончании молебна и крестного хода на площади перед Смоленским собором Святейшего Патриарха приветствовал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Владыка Ювеналий преподнес Его Святейшеству древний список Смоленской иконы Божией Матери. Затем Святейший Патриарх Алексий обратился к архиереям, священнослужителям и верующим с Первосвятительским словом. Смоленский собор Новодевичьего монастыря Смоленский собор — древнейшая каменная постройка Новодевичьего монастыря. Собор был заложен 13 мая 1524 года и освящен 28 июля 1525 года. День освящения собора считается датой основания обители. Главной святыней Смоленского собора стала Смоленская икона Божией Матери. Почитание этой иконы было связано с присоединением Смоленска, где хранился древний чудотворный образ Богородицы, по преданию принесенный на Русь из Константинополя в 1046 году. Плененная литовцами, Смоленская икона в 1430 году попала в Москву и оказалась в Кремлевском Благовещенском соборе. В 1456 году древняя икона была возвращена смолянам, а для Благовещенского собора Кремля изготовлен список с чудотворного образа, который в 1525 году был перенесен в Новодевичий монастырь. Ныне этот список хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Фоторепортаж Седмица.ru /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/32383.html

Описание иконы Елецкая из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В книге «Изображение икон Пресвятой Богородицы» указываются две иконы Богоматери, известные под одним и тем же названием «Елецкой». Под 11-м числом января там помещены следующие сведения: «Сия святая икона («Елецкая») находится в Орловской губернии, в городе Ельце, в соборной церкви во имя Смоленской Пресвятой Богородицы, где и празднество в честь ее совершается. Она явилась в 1060 году». Под 5-м же февраля об Елецкой Черниговской иконе Богоматери сказано: «Она явилась близ Чернигова, на горе Болдиной, на ели, в 1060 году и прославилась многими чудотворениями». В этих двух известиях сомнительным может казаться то, что икона одного и того же имени явилась в один и тот же год в различных местах. Недоразумение это разрешается таким образом, что одна из этих двух икон, именно, Черниговская Елецкая икона (празднование которой совершается 5 февраля) признается подлинником, а другая — Елецкая, находящаяся в городе Ельце Орловской губернии, в соборной церкви во имя Смоленской иконы Божией Мате[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Елецкая Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Елецкая " (Владимирская) Тропарь, глас 4 Днесь светло красуется древний град Елец, поминающе славное чудо Пресвятыя Богородицы: егда бо на стогнах Первопрестольныя Москвы икону Ея чудную людие[...] Описание: Елецкая икона Божией Матери. Фрагмент иконы «Распятие и Страсти Господни, с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII - нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) Файл 12497.jpg:   Размер: 275x400, 0.11 MPix, 46 Kb. Дата: 2011-05-08, анонимно. Рейтинг изображения: 9 (398) , 1 (19) . Описание: Елецкая Пресвятая Бoropoдuцa.Feamured Russian and Greek icons. 2017. Lot 0017. Mother of God Eletskaya Russian icon, around 1900, with gilded silver oklad (507 g), Moscow 1896-1908 Master: Sergei Zharov (1899-1908). 26,7 x 22,5 cm. On the bottom the title was replaced by two red stones. Provenance: North-German collection

http://pravicon.com/icon-103

Вся сущи в вышних, но и нижних не отступая, благоизволила еси, Богомати, якоже древле Антонию даровася благословение горы Афонския на утверждение обители Печерския, даровати и новой обители в стране Российстей Свою благодать, еюже благословила еси Афон, в подобии честнаго образа Твоего. Иверская икона Бгородицы в Иверской часовне на Красной площади Образ Иверской иконы Божией Матери издавна считается одним из самых почитаемых в России. А появился он на Руси во времена царствования Алексея Михайловича, когда, наслышанный о чудотворной Иверской иконе, именуемой Вратарница, архимандрит Московского Новоспасского монастыря и будущий патриарх Никон обратился в Иверон с просьбой даровать святыню Московскому царству. И 13/26 октября 1648 года список был доставлен в Москву. Сначала икона пребывала на подворье Иверского монастыря, потом в Успенском соборе Кремля и в домовой церкви царицы Марии Милославской. Затем сопровождала царя Алексея Михайловича в военном походе на Смоленск, положившем конец столетнему владычеству над городом Литвы и Речи Посполитой. А вот дальнейшая судьба списка точно не известна. Согласно одной версии, икона была передана в Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Согласно другой, икону поместили на Воскресенских вратах Китай-города, которые позднее получили название Иверских. Сначала в нише под навесом, а затем – в специально возведенной часовне. Впрочем, возможно, это был уже третий список (второй был доставлен на Валдай), сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря. Иверская часовня Иверская часовня Очень скоро икона стала почитаемой. На молебны в часовне собирались десятки тысяч москвичей. Редкий купец, начиная дело, не приходил сперва поклониться Иверской иконе Божией Матери. А российские императоры, начиная с Павла I, считали своим долгом входить в Кремль именно через Воскресенские ворота. Специально для часовни было сделано еще несколько списков чудотворной иконы. Был заместительный список, который выставлялся, когда постоянно пребывающий образ брался для совершения крестных ходов или выставлялся в других храмах и монастырях для торжественных поклонений и молитв. Не исключено, что были и выносные копии.

http://pravoslavie.ru/116787.html

Ново-Спасский ставропигиальный монастырь, 1 класса, в Москве, близ Крутицких казарм. Первоначально основан в XIII веке святым князем Московским Даниилом (см. 4 марта) на месте Данилова монастыря; отсюда в 1330 году переведен к Спасу на Бору в Кремле, а затем в 1490 году перенесен на нынешнее «Новое» место с именем Спаса Нового. Соборный храм Преображения построен в 1497 году в византийско-русском стиле великим князем Иоанном III. На стенах собора изображены все русские цари от Ольги до Алексея Михайловича. Колокольня монастыря — изящной архитектуры, в 33 сажени вышины. В монастыре находятся: а) чудотворный образ Спаса Нерукотворенного, древне-греческого письма, который в 1647 году повелением царя Алексея Михаиловича из Хлынова, Вятской губернии, был перенесен в Москву, в Успенский собор, для всенародного поклонения и прославления за свершившиеся чудеса, а впоследствии перенесен был в Новоспасский монастырь, в память чего Фроловские ворота в Кремле были переименованы в Спасские; б) Смоленская икона Божией Матери — Одигитрии, пожертвованная сюда великой инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича; в) на столе путевая икона ее же, именуемая Умиление, принадлежащая, по мнению некоторых, к произведениям инока Андрея Рублева (см. ниже о Спасо-Андрон. монастыре); г) ее же келейная икона, находящаяся в монастыре с 1608года и представляющая собою древний список с празднуемой 3 сентября Писийской или Писидийской — Мироточивой иконы Божией Матери, известия о чудотворениях которой идут с VI века и о которой на VII Вселенском Соборе было утверждено сообщение святого Германа, патриарха Константинопольского (см. 12 мая), свидетельствовавшего, что «находящаяся в Писидийском Созополе ( в Малой Азии) икона Всенепорочной Богородицы из длани изливала струю мира»; Богоматерь на этой святой иконе изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем и благословляющей правой рукой; глава Ее увенчана короною. В серебряном ковчеге хранится часть ризы Господней и много частиц мощей разных святых. Ризница монастырская наполнена множеством сокровищ, вкладами царей, иерархов и бояр. Под сводами соборного храма находится усыпальница бояр Романовых.

http://sobory.ru/article/?object=02851

Дубна. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Смоленской иконы Божией Матери Год постройки:1997. Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, г. Дубна, ул. Макаренко, д. 42 Координаты: 56.754726, 37.151827 Проезд:из Москвы с Савеловского вокзала (метро " Савеловская " ) автобусом, электричкой или экспрессом до станции " Большая Волга " , далее автобусами, следующими в левобережную часть города - 1, 3, 6, 11 или маршрутными такси до остановки " Детская поликлиника " . Ориентиры: Смоленская деревянная церковь у старого кладбища в сосновом бору. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Поводом к построению церкви послужило чудесное избавление в 1891 году с. Подберезье от эпидемии холеры, куда была принесена чудотворная икона Божией Матери, именуемая Смоленская, из Преображенского храма г. Корчевы (ныне город затоплен водами Иваньковского водохранилища). По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Алексия (Опоцкого) закладку храма совершил в 5 августа 1907 года настоятель Преображенского храма г. Корчевы священник Иоанн Лебедев. Церковь была «построена тщанием и усердием гражданами дер. Подберезья с гражданином Е.А. Зерновым во главе... постройкой закончена в 1915 году». Первым настоятелем был прот. Александр Чекалов. В 1930 г. в ней служил свящ. Григорий Сперанский, который был репрессирован в 1937 г. и умер в лагере в 1938 г. В 1937 году церковь окончательно закрывают и разоряют, сбрасывают колокола. В 1947 году здание храма было разобрано на кирпич. Информация предоставлена настоятелем храма Архангела Михаила в г.Талдоме Московской области священником И. Шугаевым Здание бывшей Смоленской церкви было построено в 1914 году и полностью разрушено в 1948 году. Летом 1993 года группа православных христиан принимает решение о регистрации прихода в левобережной части города Дубны. После долгих поисков было найдено и арендовано временное помещение для совершения богослужения – картонажный цех Лечебно-производственных мастерских Московской областной психиатрической больницы 14, расположенный по улице Хлебозаводской.

http://sobory.ru/article/?object=03614

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СОЛОВЕЦКИЙ САВВАТИЕВСКИЙ СКИТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Савватиевский скит был устроен на том месте, где несколько лет прожили преподобные Савватий и Герман . Они прибыли на Большой Соловецкий остров в 1429 году и поселились недалеко от Сосновой губы у озера, воздвигли крест и келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках. На этом месте селились иноки, искавшие пустынножительства. Вероятно, в XVI веке в память о пребывании здесь соловецких первоначальников была построена часовня (не сохранилась). В середине XVIII столетия часовня была перестроена, сооружены кельи, пристань, конюшня. Основные строения скита возводились в XIX веке. В 1860 году по проекту архангельского архитектора Шахларева построена церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии , которая, по преданию, была принесена на Соловецкий остров преподобным Савватием. Икона была поставлена в новом храме. Его простой архитектурный облик напоминал древнерусские храмы. Четырехскатная кровля была увенчана шлемовидной главой. С западной стороны к церкви примыкала невысокая шатровая колокольня. Неподалеку располагался келейный корпус, построенный в 1863 году (не сохранился). Развивалась хозяйственная деятельность скита. Иноки и трудники работали на сенокосе, осушали болота, устраивали огороды. К концу XIX века Савватиевский скит был полностью благоустроен. Рядом с храмом в 1886 - 1890 годах возведен большой двухэтажный корпус для проживания 15 человек монастырской братии, многочисленных трудников и паломников. В храме совершались ежедневные богослужения. В 20-30-е годы XX века в Савватиево располагалось II отделение СЛОНа, где содержались политзаключенные. С 1939 по 1942 год вблизи скита размещались землянки и учебные классы Учебного отряда Северного флота - Школы юнг. После возрождения Соловецкого монастыря в Савватиевском скиту было налажено огородное хозяйство. Обезглавленный храм и примыкающий к нему корпус нуждаются в реставрации. В память о пребывании здесь преподобных Савватия и Германа установлен Поклонный крест. Престольный праздник Савватиевского скита - 28 июля (10 августа н.ст.), Смоленской иконы Божией Матери, именуемой " Одигитрия " . В честь Смоленской иконы Божией Матери освящен храм Савватиевского скита. Богослужения в храме совершаются периодически. Использованные материалы Редакция текста от: 16.12.2007 09:44:26 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/1458.html

Учебные заведения в городе: Техническое железнодорожное училище, мужское приходское училище, женское приходское училище, две церковно-приходские школы. В городе существует Благотворительное Общество и учрежденный им приют для детей женского пола. Христорождественский собор Когда и кем сей собор сооружен, – неизвестно; зданием каменный, с таковою же колокольнею и оградою. Престолов в соборе три: главный – в честь Рождества Христова, придельные – в честь Смоленской иконы Божией Матери (южный) и во имя Преподобного Макария, игумена Калязенского (северный). Из св. икон, находящихся в соборе, особенным почитанием граждан пользуется местная икона Смоленской Божией Матери; эта икона украшена сребропозлащенной ризой, жемчужным убрусом и драгоценными камнями. Христорождественскому собору принадлежат здания: каменная ризница и сторожка, деревянный амбар, 6 каменных невходных часовен и одна входная – деревянная. Копии метрических книг и исповедных росписей имеются и хранятся в ризнице. Опись церковного имущества составлена в 1896 году. Причт при соборе состоит из 4-х священников, 2-х диаконов и 4-х псаломщиков. – На содержание свое члены причта ежегодного дохода получают до 5,200 рублей. – Домов церковно-общественных для членов причта не имеется. В приходе Христорождественского собора числится 497 дворов, душ мужеского пола 1,662 и женского пола 1,706 душ; сверх того, временно-проживающих в городе: мужеского пола 216 душ и женского пола 412 душ. К Христорождественскому собору приписан теплый каменный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1884 году. При соборе – каменная колокольня. Престолов в сем соборе три: главный – в честь Преображения Господня, придельные: южный – во имя Святителя и Чудотворца Николая, северный – во имя иконы Божией Матери, именуемой «Всех Скорбящих Радость». Утварью, ризницею и св. иконами церковь снабжена достаточно. В иконе Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня утвержден небольшой сребропозлащенный крест с частицами мощей св. великомучениц Варвары и Анастасии-узорешительницы, муч. Наталии, великомучеников Феодора Тирона и Иоанна Белградского и преподобного Авраамия Галичского; сей крест приложен в собор в 1884 году дворянами Култашовыми.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В скиту находилась чудотворная трехчастная икона Божией Матери, именуемая «Утешение всех скорбящих», которая первоначально принадлежала патриарху Афанасию III Пантеларю, а в 1849 г. перешла к первому дикеосу 963 скита Виссариону. В Ватопедской обители хранятся многочисленные списки этой иконы, что свидетельствует о почитании, которым она пользовалась в XIX в. По русским иконам, находящимся в Ватопедском монастыре, мы можем проследить (без какого-либо перерыва) развитие иконописи России, увидеть общность иконографических типов и наиболее распространенных сюжетов. Иконография Пресвятой Богородицы, особенно почитаемой как в России, так и на Святой Горе, дает характерный пример. Списки Ее чудотворных русских икон, а также святогорских образов составляют значительную часть ватопедского собрания. Заслуживает упоминания то, что наименования большинства чудотворных икон Божией Матери в России происходят от топонимов, под которыми надо понимать либо место явления чудотворных икон, либо ту местность, с которой связано чудотворение, совершавшееся через них. Владимирская икона Божией Матери – это Константинопольский образ XII в., перенесенный в Россию в 1136 г. и с тех пор неразрывно связанный с историческими судьбами русского народа. Она представлена в Ватопедском монастыре, по крайней мере, десятью русскими списками, датируемыми концом XV в. Это показывает, насколько обширное распространение имело почитание этого чудотворного образа. Смоленская икона Пресвятой Богородицы, написанная в соответствии с византийским типом Одигитрии, была перенесена на Русь в 1046 г. византийской принцессой Анной, дочерью императора Константина Мономаха. Став святыней русского народа, она ограждала его от множества врагов. Несколько измененным видом Одигитрии является и икона Божией Матери Тихвинская, которая с XVI в. была одним из самых любимых типов богородичных икон. Современные исследования доказывают, что речь идет об иконе русской иконописной школы XIV в.; в Ватопедской обители хранится около десяти списков с нее. С Тихвинским образом связывается тип иконы Божией Матери «Беседная». Богородица изображается вместе со свт. Николаем в ризнице Тихвинской церкви и указывает ему, что не надо менять деревянный крест купола на металлический, потому что именно на деревянном кресте было распято Ее Чадо. Это изображение связывается с тем, что замена деревянных крыш древних храмов Северной Руси на металлические не нравилась народу, что и было запечатлено в иконописном сюжете.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010