Закрыть itemscope itemtype="" > 10 августа празднование иконы Божией Матери Смоленская 09.08.2016 331 Время на чтение 4 минуты Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля (ст. стиль) было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России. Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Икона Божией Матери, именуемая " Благодатное Небо " , находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля. Это тот образ, который перевезен из Смоленска в Москву Софией Витовтовной, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича. На иконе Божия Матерь изображена в полный рост, на левой руке Ее - Богомладенец. На острове Талабск (Залита) эту икону " Благодатное Небо " почитают как Смоленскую. Об иконе Божией Матери " Благодатное Небо " рассказывает настоятель храма св. Николая на острове Талабск (Залита) иеромонах Паисий (Гидраш): " Это наша храмовая икона, она была в серебряной ризе с позолотой, но в 20-е годы ризу сняли большевики, а в 1958 году отец Николай Гурьянов, когда стал настоятелем храма, увидел икону без ризы и заказал в Свято - Духов монастырь Вильнюса игуменье Нине ризу для образа Божией Матери Смоленской. Делала ризу для иконы Богородицы золотошвейка матушка Тавифа, она была уже очень больна, но, по благословению батюшки отца Николая, начала шить. А матушке он сказал: " Когда закончишь, тогда и отпустим " . Он держал ее своей молитвой, чтобы она спаслась через эту вышитую ризу. Два года монахиня работала над ризой, хотя была почти слепа, но вышила прекрасную ризу в 60- м году, и почила в Бозе. Никольский храм построен в середине 19 века, тогда уже икона " Благодатное Небо " была написана и почитаема. Теперь она известна многими чудотворениями. Помню, когда я начинал здесь служить, батюшка послал к иконе маленького Ваню, который начал делать поклоны и приговаривать: " Матерь Божия, помоги, мне отец Николай сказал " . Как оказалось, у него была постоянная температура сорок, родители показывали ребенка московским врачам, те не смогли помочь. Приехали к отцу Николаю, отец Николай говорит: " Идите к Божий Матери, Она поможет " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

В этом монастыре хранится чудотворная икона Божией Матери, именуемая также Супрасльскою. Происхождение Супрасльской иконы в точности неизвестно. Предание говорит, что она принесена сюда из Смоленска. Иные же предполагают, что она написана по распоряжению епископа Иосифа Солтана, основателя этой обители. Около двух столетий, с первой половины XVII века до 1839 г., когда в этом крае господствовали униаты, этот монастырь со своей святыней находился в их власти. Первоначально икона помещалась в иконостасе, как местная. Но с устройством нового иконостаса в первой половине XVII столетия прежние местные иконы поставлены в особых киотах, позади первых от иконостаса колонн, поддерживающих церковный купол, а икона Богоматери Супрасльская была поставлена позади левой колонны и находится на этом месте по настоящее время. В 1557 году икона украшена серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями, устроенной при архимандрите Сергии Кимбаре. Супрасльская икона Одигитрия писана в византийском стиле, на доске высотой 3 аршина 6 вершков и шириной 1 аршин 13 вершков. Она представляет собой копию с чудотворной иконы Божией Матери Одигитрия Смоленская. Вверху, над главой Богоматери, изображен Бог-Отец в облаках, окруженный ликами ангелов. В древних записях нет известий об особом дне празднования в честь Супрасльской иконы; но с давних времен вошло в обычай совершать празднество 25 марта, а в последнее время празднуется еще и 28 июля как день, установленный для празднования по всей Руси Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия. В Супрасльский монастырь стекаются многочисленные толпы богомольцев; не только православные христиане, но и униаты и даже католики стремятся сюда для поклонения Царице Небесной перед Ее Чудотворной Супрасльской иконой. Икона Одигитрия Христофорова У преподобного Христофора, ученика и постриженника преподобного Лонгина Коряжемского (скончался 10 февраля 1540 года), была икона Божией Матери Одигитрии. В 1555 году он основал при верховье речки Малой Коряжемки в Сольвычегодском уезде Вологодской епархии обитель и выстроил храм, в котором и поместил принадлежащую ему икону Одигитрии.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

И вот он, такой маленький, делал поклоны перед иконой. Через несколько часов, уже на Всенощной, мама пришла вся в слезах: мальчик заснул, температуры нет. Это чудо при мне случилось, сам видел. Обычно батюшка посылал к иконам Божией Матери и великомученика и целителя Пантелеимона, если люди приезжали за каким - то облегчением, с болезнью, или от скорбей. Он это спасение от недугов себе не приписывал, понимал, что не он дает, а Бог дает через него. Здесь каждый день происходит какое - то чудо. Можно назвать нашу икону Талабской, в других местах такой иконы нет " . Икона Божией Матери Смоленская есть и в приделе, освященном в честь этого образа Божией Матери в храме свв. Апостолов Петра и Павла рядом с островом Талабенец, на острове Верхнем (Белов). 10 августа вокруг островов Талабск, Талабенец и Верхний будут совершены Крестные ходы в честь иконы Богородицы Смоленская. Смоленская икона Божией Матери, именуемая " Одигитрия " (Путеводительница), по церковному преданию, была написана святым Евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IX Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. В XIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Описание иконы Благодатное Небо (Что Тя наречем) из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Икона «Благодатное Небо» находится в московском Архангельском соборе, по левую сторону царских врат. Предание говорит, что этот образ раньше находился в городе Смоленске и привезен оттуда в Москву великой княгиней Софьей Витовтовной, дочерью Литовского князя Витовта (конца XIV и начала XV столетия), когда она сделалась супругой великого Московского князя Василия Дмитриевича (1389- 1425 гг.). На иконе «Благодатное Небо» Божия Матерь изображена в рост; на левой руке Ее — Предвечный Младенец. Некоторые этот образ Богородицы называют «Что Тя наречем», но такое наименование совершенно неправильно. Кроме 6-го марта, празднование этому образу совершается еще в неделю Всех Святых. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Благодатное Небо (Что Тя наречем) Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Благодатное Небо " Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотроковице, Пренепорочная Марие? Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе[...] Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Благодатное Небо (Что Тя наречем) Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Благодатное небо " Тропарь, глас 6 Что Тя наречем, о Благодатная? Небо? - яко возсияла еси Солнце Правды; рай? - яко прозябла еси Цвет нетления; Деву? - яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь? [...] Акафист Пресвятой Богородице В Честь Ее Иконы «Благодатное Небо» Источник: Православный сайт " Акафистник " АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ЕЕ ИКОНЫ «БЛАГОДАТНОЕ НЕБО» Не утвержден для общецерковного использования. Празднование 19 марта (н.ст.) Кондак 1 Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, Благодатным Небом нами именуемой, телу на[...] Изображения иконы Благодатное Небо (Что Тя наречем)

http://pravicon.com/icon-30

В Саратов будет доставлен чудотворный образ Божией Матери «Всецарица» Саратов, 2 июля 2009 г. С 4 по 18 июля в Саратове городе можно будет поклониться чтимой иконе Божией Матери, именуемой «Всецарица». Этот чудотворный образ прибудет из Свято-Никольского женского монастыря города Малоярославца Калужской области. Во время пребывания в Саратовской епархии он будет находиться в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» Свято-Алексиевского женского монастыря Саратова, сообщает епархиальный сайт . — Этот образ является списком с древней чудотворной иконы Божией Матери, по-гречески именуемой «Пантанасса», а по-русски «Всецарица», из Ватопедского монастыря на Святой Горе Афон, — рассказывает настоятельница монастыря игумения Феодосия (Бессонова). — Сама икона была написана в 17 веке. Впервые Свою милость Божия Матерь проявила через эту икону на человеке, одержимом бесами. Позже стали замечать, что она оказывает благотворное влияние и на больных онкологическими заболеваниями. Чудотворной силой обладают списки этой иконы, распространившиеся по всему миру. Есть они и в нашей стране. Список, который прибыл в Саратов был написан на святой Горе Афон и доставлен в Россию в 2006 году. На иконе на царском троне изображена Пречистая Дева Мария в багряном одеянии. На Ее руках благословляющий Богомладенец со свитком в левой руке. Правой рукой Богородица указывает на Своего Сына как на Спасителя всех людей. На заднем плане иконы — два Ангела Божия, осеняющие крылами Пречистую Деву Марию. В дни пребывания этого образа в Свято-Алексиевском женском монастыре ежедневно в 14 часов будет служиться молебен и читаться акафист Божией Матери перед Ее иконой «Всецарица». Также в первые два дня пребывания иконы на саратовской земле молебны с чтением акафиста будут совершены в монастырском храме по окончании Божественной литургии. 5 июля Божественную литургию в Свято-Алексиевском монастыре совершит Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. 2 июля 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/31007.html

62 Повесть о пречестном и божественном храме Пресвятой Богородицы, именуемой Одигон//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 476. 67 «Святая икона Святой Богородицы, называемая Одигитрией, что переводится «Путеводительница», потому что некогда было две слепых, которым явилась Святая Мария, отвела их в церковь Свою и просветила их глаза, и они увидели свет…» Описание святынь Константинополя в латинские рукописи XII века//Чудотворные иконы Византии и Древней Руси. С. 443. 75 Гонение на иконы (Первое иконоборчество) началось при императоре Льве Исавре (716–741) было прекращено при св. императрице Ирине (775–802), созвавшей VII Вселенский собор (787) и установившей иконопочитание. Второй иконоборческий период начался при императоре Льве Армянине (813–820). Окончательно иконоборческая ересь была побеждена в Церкви при св. императрице Феодоре (843). Победа над иконоборчеством празднуется Церковью как Торжество Православия в 1-ю неделю (Воскресенье) Великого Поста. 77 В XVII веке для России было выполнено на Афоне несколько списков с Иверской иконы Божией Матери. См. исследование Л.М. Евсеева, М.М. Шведова. Афонские списки «Богоматери Портаитиссы»//Чудотворные иконы Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 336–351. 78 Бусева-Давыдова И.Л. Богоматерь Седмиезерная. К вопросу о сложении иконографического типа//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. С. 363–384. 80 Дионисию принадлежит первый на Руси цикл росписей на тему акафиста в том же соборе, где находилась эта икона. 81 Симеон (Холомогоров), архимандрит. Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пустыни. СПб., 1996. С. 67. 82 Бусева-Давыдова И.Л. Икона Седмиезерная. К вопросу о сложении иконографического типа//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. С. 363. 83 По классификации М. Татич-Джурич, именно поза Богомладенца даёт возможность говорить о существовании двух разных типов Одигитрии. 87 Е. Поселянин пишет, что эта икона была единственной древней святыней, оставшейся в Константинополе после взятия его турками в 1453 году. С 1455 года постоянно находится в храме резиденции Константинопольского патриарха. См.: Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду человеческому. М., 1993. С. 555–557.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Святая икона Божией Матери Одигитрии — одна из главных святынь Русской Церкви 10 августа. ПРАВМИР. Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IX Мономах (1042–1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября). В XIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398–1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая — «мера в меру» — в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 — каменная.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-den-...

В войну 1812 года, когда русские войска оставляли Смоленск, икона снова была принесена в Москву и поставлена в Успенском соборе Кремля. 26 августа, в день Бородинской битвы, который совпал с празднованием в честь Владимирской иконы Божией Матери, Смоленскую, а также Иверскую и Владимирскую иконы с крестным ходом обносили вокруг Белого города, Китай-города и Кремля. Перед оставлением Москвы Смоленская икона была взята в Ярославль и после победы над неприятелем возвращена в Смоленск. Смоленская икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Одигитрия” – одна из наиболее почитаемых святынь Русской Церкви и русского народа. Святитель Дмитрий Ростовский так писал об этой иконе: “Пресвятая Владычица, именуемая Одигитрия, что значит радостная наставница, путеводительница и крепкая помощница. Пречистая Богородица есть для нас радостная наставница, потому что руководит нас на путь спасения, приводящий к вечной радости. Она – крепкая помощница для нас, немощных, потому что помогает в наших нуждах... Одигитрия – радостная, потому что печаль нашу обращает в радость, плачущих утешает, скорбящим ниспосылает веселие”. Празднование Божией Матери в честь Ее Смоленской иконы совершается10 августа (28 июля). Споручница грешных. На этой иконе Божественный Младенец сидит на левой руке Пресвятой Богородицы и обеими ручками держит Ее правую руку. В четырех углах иконы написаны слова: “Аз Споручница грешных к Моему Сыну; Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну (то есть обещал, “дал руки”, непрестанно, во всякое время, внимать Ее мольбам), да тии иже радость выну Мне приносят, радоватися вечно чрез Меня испросят”. Происхождение иконы неизвестно. Предполагают, что она написана на основании слов одного из акафистов Божией Матери: “Радуйся, руце Твои в поручение о нас Богу приносящая”. Впервые прославилась она в Орловской епархии в Николаевском Одрине монастыре. Произошло это при следующих обстоятельствах. Долгое время икона пребывала в забвении и находилась в часовне среди других старых икон. От времени и от насевшей за годы пыли она почернела так, что лики были еле видны, а надпись совсем невозможно было разобрать. Летом 1844 года в Одрин монастырь приехала купеческая жена с двухлетним сыном. Мальчик был тяжело болен: его мучили сильные припадки, и врачи не могли ничем помочь. Женщина просила отслужить молебен перед иконой “ Споручница грешных ”. Ее просьба была выполнена, и во время молебна произошло чудо – мальчик получил мгновенное исцеление. Следом за этим совершились и другие чудеса, и святой образ стал почитаться чудотворным. Икону омыли, причем обнаружилась надпись, а затем торжественно перенесли из часовни в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Поучение 2-е. Празднование Смоленской иконе Божией Матери (Великие совершенства Божией Матери) I. Cмoлehckaя икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Одигитрия», написана, по преданию, св. евангелистом Лукой. Называется она Одигитрией, т. е. Путеводительницей, потому, что Пресвятая Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им идти в Свой храм, и когда они были приведены туда, даровала им исцеление, и еще потому, что икона сопутствовала императорам в их походах на врагов. Из Иерусалима она была перенесена в Константинополь. B XI столетии сын Всеволода и Анны, Владимир Мономах, перенес эту икону в Смоленск. С того времени икона стала называться Смоленской. В 1213 году, когда Батый подступил к Смоленску, и граждане прибегли с пламенной молитвой к Пресвятой Богородице, то ночью в кафедральном соборе, где стояла икона, церковный пономарь получил от нее повеление сказать Меркурию, жителю Смоленска, чтобы он в воинской броне шел в храм. В храме Меркурий услышал от иконы голос: «угодник Мой Меркурий! Властитель ордынский хочет в нынешнюю ночь напасть на город Мой со всей своею ратью и с исполином; но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, чтобы не предал его в рабство вражие. Выйди тайно ото всех навстречу врагу, и силой Христа ты победишь исполина. Я Сама буду с тобою. Но вместе с победой ожидает тебя венец мученический». Меркурий так и сделал – поразил исполина и поразил рать Батыя, при помощи сошедших свыше молниеносных мужей и в присутствии Светлой Жены, лик Которой объял ужасом врагов, а сам упал убитым. В XIV столетии икона была перенесена в Москву, в XV же столетии жители Смоленска упросили великого князя Василия Темного отпустить икону обратно в Смоленск. Св. икону сопровождали с крестным ходом за две версты за город, и здесь, на месте прощания жителей Москвы с иконою, в 1524 году построен Новодевичий монастырь, в память возвращения Смоленска под власть русских государей. В монастыре поставлен был список с Смоленской иконы и установлен праздник с крестным ходом в монастырь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Икона, находящаяся в Софийском соборе прославилась многочисленными чудесами по молитве перед ней. Существуют и другие чудотворные списки:     В чем помогает икона «Нерушимая стена» Читайте также — Одигитрия — Смоленская икона Божией Матери Молитвы образу «Нерушимая стена» Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Нерушимая стена» Кондак 1 Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, пред пречистым Ея образом, Нерушимая Стено именуемым, благодарственное хвалебное пение приносим Тебе, Благодатная. Ты же, яко имущая силу непостижимую и любовь несказанную, от всех нас бед и скорбей сохрани, да зовем Ти: Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение. Икос 1 Икона Божией Матери «Нерушимая Стена» в храме апостолов Петра и Павла в Лефортово Источник: http://hram-troicy.prihod.ru Ангел предстатель послан быстъ от Бога к Тебе, Пречистая, благовестити Тебе радость всемирную, яко зачнеши от Духа Свята во утробе Твоей Бога Слова, Спасителя мира. Мы же, ведуще исполнение сего благовещения, веруем, яко Господь Тебе, Преблагословенная, яви Стеною Нерушимою и ограждение нас от всякого греха, бед и напастей. Сего ради ублажаем Тя, Богородице, и радостно вопием: Радуйся, яко Господь с Тобою и Тобою с нами; радуйся, яко в Кане Галилейстей Предстательницею к Сыну Твоему о людех явилася еси. Радуйся, яко омофором Твоим ширше облака покрываеши верных; радуйся, яко лентием Твоим слезы страждущих отираеши. Радуйся, яко воздеваеши руце Твои во ограждение нас от всякия скверны; радуйся, яко по глаголу Твоему ныне и присно ублажаешися. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение. Кондак 2 Провидяще пророцы умными очесы своими благодатное явление Твое, Рождество во плоти от Тебе Сына Божия провозвестиша, да вси сбытие пророческих вещаний познавше, благоговейно взывают к Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разум благопросвещен имеюще, Иаков, Моисей, Давид и других множество в словесех, видениях, сониих чудное Рождество Твое и тайну Приснодевства Твоего изобразиша. Мы же, всю силу пророческих вещаний разумети не могуще, из глубины верующих сердец наших с любовию воспеваем Тебе: Радуйся, Лествице высокая, землю с Небом совокупльшая; радуйся, Бога, на земле явльшагося, во чреве Твоем понесшая и яко Неопалимая Купина нетленною пребывающая. Радуйся, светоносный Облаче, из Него же всех Владыка, яко дождь на руно, на землю сниде; радуйся, яко Живоносный Источник, алчбу и жажду вечныя правды в людех возгревающая. Радуйся, Христа, манну жизни, во чрево Свое вместившая и души наша хлебом безсмертия насыщающая; радуйся, чудный Жезле, цветами добродетелей верных украшающая. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

http://pravmir.ru/ikona-nerushimaja-sten...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010