28. Суббота. Апп. от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов. Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница). Свт. Питирима, еп. Тамбовского. Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление» или «Радость всех радостей» (службу зри 19 июля) . Тамбовской иконы Божией Матери. Гребневской иконы Божией Матери. Приводим порядок совершения полиелейной службы в честь Смоленской иконы Божией Матери в соединении со службой святых апостолов (без праздничного знака) (А) , а также порядок совершения полиелейной службы в честь Смоленской иконы Божией Матери в соединении со службой свт. Питирима, еп. Тамбовского (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Богородицы, глас 2-й, глас 8-й и глас 7-й – 5, и апостолов, глас 1-й – 3. «Слава» – Богородицы, глас 6-й: «Еже радость...», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори...». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. На стиховне стихиры Богородицы, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Радуйся, вселенныя похвало...». По Трисвятом – тропарь Богородицы, глас 4-й: «К Богородице прилежно...». «Слава» – тропарь апостолов, глас 3-й, «И ныне» – праздничный Богородичен Минеи, глас 4-й: «Не умолчим никогда...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 4-й: «К Богородице прилежно...» (дважды). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3-й, «И ныне» – праздничный Богородичен Минеи, глас 4-й: «Не умолчим никогда...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Богородицы. Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 1-й: «Правоверно чтущия Тя...». «Слава, и ныне» – ин седален Богородицы, глас тот же: «Пречистая Твоя икона...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы...». Стихира Богородицы, глас 6-й: «Не ввери мя...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-10/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Одигитрия Супрасльская " Описания иконы Икона Одигитрия Супрасльская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Эта икона «ОДИГИТРИЯ» прославилась в Супрасльском монастыре Благовещения Пресвятой Богородицы в Гродненской губернии (ныне территория Польши). В 1503 году архиепископ Иосиф Солтан пожертвовал монастырю список Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. Супрасльская икона была написана в византийском стиле на доске размером 2,4 на 1,3 метра. Первоначально икона находилась в иконостасе церкви Благовещения. В XVII веке был выполнен новый иконостас, и икона была перенесена на левый столп храма. В скором времени икона прославилась исцелениями молящихся перед ней больных. В 1915 году монахи, спасаясь бегством в Россию от наступающих немецких войск, забрали также и чудотворную икону. В Супрасль образ уже не вернулся, и его дальнейшая судьба неизвестна. В настоящее время в церкви Иоанна Богослова находится копия иконы, выполненная в XIX веке в связи с четырёхсотлетием монастыря. Сегодня перед Супрасльской иконой молятся люди разных конфессий, известны случаи исцелений. Супрасльский монастырь [...] Описание иконы Одигитрия Супрасльская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В Гродненской епархии, в 16 верстах от города Белостока, находится древнейший памятник православия в Западно-русском крае — Супрасльский Благовещенский монастырь, основанный на берегу реки Супрасли в 1500 году епископом Смоленским Иосифом Солтаном. В этом монастыре хранится чудотворная икона Божией Матери, именуемая также Супрасльскою. Происхождение Супрасльской иконы в точности неизвестно. Предание говорит, что она принесена сюда из Смоленска. Иные же предполагают, что она написана по распоряжению епископа Иосифа Солтана, основателя этой обители. Около двух столетий, с первой половины XVII века до 1839 г., когда в этом крае господствовали униаты, этот монастырь со своей святыней находился в их власти. Первоначально икона помещалась в иконостасе, как местная. Но с устройством нового иконостаса в первой половине XVII столетия прежние местные иконы поставлены в особых киотах, позади первых от иконостаса колонн, поддерживающих церковный купол, а икона Богоматери Супрасльская была по[...]

http://pravicon.com/icon-235

В Казанской епархии состоялись празднования в честь Седмиезерной иконы Пресвятой Богородицы 10 августа 2006 г. 11:38 10 августа Православной Церковью чествуется Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией. Одним из списков чудотворного образа является Седмиезерная икона Божией Матери, почитаемая в Казанской епархии . Накануне вечером и в самый день праздника архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий возглавил праздничные богослужения в Петропавловском кафедральном соборе г. Казани, где хранится чудотворная Седмиезерная икона Пресвятой Богородицы. Седмиезерная икона Божией Матери принесена 13 октября 1615 года из Устюга под Казань основателем Седмиезерной Богородицкой пустыни монахом Евфимием. Он благословил этой иконой место будущей обители. Праздники Седмиезерной иконе установлены в память ее перенесения из Устюга, в память спасения Казани от морового поветрия в 1654 и 1655 годах и от чумы в 1771 году (празднования 26 июня и 28 июля). Седмиезерная икона Божией Матери прославилась великими чудесами в пределах города Казани в XVII веке. Эта святая икона находилась в Богородицкой Седмиезерной пустыни близ города Казани. Основатель пустыни инок Евфимий поставил в храме новопостроенной обители чудотворный образ Божией Матери, принесенный им из города Великого Устюга. В половине XVII века по всей России свирепствовала моровая язва и достигла Казани. В короткое время там умерло 48 000 человек, почти все население города. И вот, одной благочестивой монахине было во сне видение: ей предстал светлый муж и повелел, чтоб жители города установили семидневный пост и вышли встречать идущую им на избавление из Седмиезерной пустыни икону Богоматери. Монахиня рассказала градоначальникам о видении. Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться. Целый год святая икона была в Казани и, когда моровая язва совсем прекратилась, была возвращена в Седмиезерную пустынь. Вторично Пресвятая Богородица избавила от той же эпидемии Казань в 1771 году. Все православное население Казани и ее окрестностей глубоко почитают эту святую икону и получают от Богоматери исцеления в болезнях и помощь в бедах. Патриархия.ru/ Казанская епархия Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/131770.htm...

Некоторые из тогдашних икон, особенно явленные и чудотворные, сохранились до настоящего времени. Таковы: 1) икона Божией Матери Елецкая, явившаяся в 1060 г. на одной ели близ Чернигова, где тогда же основан был монастырь; ныне, впрочем, эта икона существует в Елецком монастыре только в копии . 2) Икона Божией Матери Киево-Печерская принесена из Царяграда каменоздателями, прибывшими в Киев около 1073 г. для сооружения Великой печерской церкви, и в этой церкви доныне сохраняется в подлинном виде . 3) Икона Божией Матери Смоленская, известная под именем «Одигитрии»; по древнему преданию, она считается первонаписанною святым евангелистом Лукою, прислана из Константинополя Всеволоду Ярославичу, когда он был князем черниговским (следовательно, 1077–1078), потом сыном его Владимиром Мономахом перенесена в сооруженный им (1111) смоленский Успенский собор, где остается доселе, впрочем уже в поновленном виде . 4) Икона Божией Матери, писанная в XI в. преподобным Алипием, ныне местная в ростовском Успенском соборе, та самая, которая была прислана в Ростов Владимиром Мономахом . 5) Икона Божией Матери Владимирская, писанная также, по преданию, святым евангелистом Лукою, принесена из Царяграда в Киев около 1131 г., потому что привезена, говорит летопись, в одном корабле с другою иконою Богоматери, называвшеюся Пирогощей, во имя которой великий князь Мстислав еще в 1131 г. заложил каменный храм в Киеве . Потом несколько времени находилась в женском Вышгородском монастыре. В 1155 г. перенесена князем Андреем Боголюбским во Владимир на Клязьме, отчего и стала называться Владимирскою. В 1395 г. перенесена в Москву; была поновлена здесь в 1514 г. по благословению митрополита Варлаама и находится в московском Успенском соборе . 6) Икона Божией Матери, достопамятная тем, что пред нею молился пред своею мученическою кончиною (1146) святой князь Игорь Ольгович в киевском Федоровском монастыре, ныне находится в Киево-Печерской лавре в приделе святого Стефана в алтаре над жертвенником . 7) Икона святителя Николая, именуемого Мокрого, она в первый раз сделалась известною по одному чуду, случившемуся во дни великого князя Всеволода I (1078–1093).

http://sedmitza.ru/lib/text/435816/

   Некоторые из тогдашних икон, особенно явленные и чудотворные, сохранились до настоящего времени. Таковы: 1. икона Божией Матери Елецкая, явившаяся в 1060 г. на одной ели близ Чернигова, где тогда же основан был монастырь; ныне, впрочем, эта икона существует в Елецком монастыре только в копии. 2. Икона Божией Матери Киево-Печерская принесена из Царяграда каменоздателями, прибывшими в Киев около 1073 г. для сооружения Великой печерской церкви, и в этой церкви доныне сохраняется в подлинном виде. 3. Икона Божией Матери Смоленская, известная под именем “Одигитрии”; по древнему преданию, она считается первонаписанною святым евангелистом Лукою, прислана из Константинополя Всеволоду Ярославичу, когда он был князем черниговским (следовательно, 1077 – 1078), потом сыном его Владимиром Мономахом перенесена в сооруженный им (1111) смоленский Успенский собор, где остается доселе, впрочем уже в поновленном виде. 4. Икона Божией Матери, писанная в XI в. преподобным Алипием, ныне местная в ростовском Успенском соборе, та самая, которая была прислана в Ростов Владимиром Мономахом. 5. Икона Божией Матери Владимирская, писанная также, по преданию, святым евангелистом Лукою, принесена из Царя-града в Киев около 1131 г., потому что привезена, говорит летопись, в одном корабле с другою иконою Богоматери, называвшеюся Пирогощей, во имя которой великий князь Мстислав еще в 1131 г. заложил каменный храм в Киеве. Потом несколько времени находилась в женском Вышгородском монастыре. В 1155 г. перенесена князем Андреем Боголюбским во Владимир на Клязьме, отчего и стала называться Владимирскою. В 1395 г. перенесена в Москву; была поновлена здесь в 1514 г. по благословению митрополита Варлаама и находится в московском Успенском соборе. 6. Икона Божией Матери, достопамятная тем, что пред нею молился пред своею мученическою кончиною (1146) святой князь Игорь Ольгович в киевском Федоровском монастыре, ныне находится в Киево-Печерской лавре в приделе святого Стефана в алтаре над жертвенником. 7. Икона святителя Николая, именуемого Мокрого, она в первый раз сделалась известною по одному чуду, случившемуся во дни великого князя Всеволода I (1078 – 1093).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Одигитрия Смоленская из книги Е. Поселянина Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией, весьма древнего происхождения. Она была принесена в Россию из Греции, но когда и кем — об этом не сохранилось вполне ясных и достоверных сведений. Есть одно сказание, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой дочь свою, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода Ярославича. Так как эта икона сопровождала царевну Анну в ее путешествии из Царьграда в Черниговское княжество, то отсюда будто бы и сама икона получила наименование Одигитрии, т. е. «Путеводительницы». Существует также другое объяснение наименования Одигитрии. Думают, что Смоленская икона Одигитрии представляет из себя список с Одигитрии Влахернской (сведения о ней см. под 7 июня), так как имеет с ней большое сходство в изображении; а потому Смоленская икона, как копия, вполне естественно заимствовала и подобное же наименование. Следует отметить и еще одно весьма распространенное сказание, по которому Смоленская Одигитрия, подобно Одигитрии Влахернской, написана евангелистом Лукой, который, согласно древнему преданию, написал около семидесяти икон Божией Матери. После смерти черниговского князя Всеволода Ярославича икона Одигитрии досталась по наследству сыну его Владимиру Всеволодовичу Мономаху, от греческой царевны Анны. Владимир Мономах перенес благословение своей матери из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленской. Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особенно замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году, во время грозного нашествия на русскую землю диких полчищ Батыя, один из татарских отрядов зашел в Смоленскую область, и Смоленск подвергался опасности быть разграбленным. Жители, чувствуя себя не в силах отразить грозного врага, обратились с горячей мольбой к Божией Матери. Богоматерь услышала их моления и даровала городу спасение ради св. иконы Своей Одигитрии. Татары остановились в Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска, с намерением произвести внезапное нападение на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин, по имени Меркурий, человек весьма благочестивый. Его именно Богоматерь и избрала Своим орудием для спасения города. В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление объявить Меркурию:

http://pravicon.com/info-1345

194 Максимовская св. икона находится в г. Владимире, в соборном кафедральном храме. Она написана в 1299 г. в память явления Божией Матери митр. Максиму, удостоившемуся, по прибытии из Киева во Владимир, этого явления в чудесном сонном видении, во время которого Богоматерь (в знамение соизволения Своего на перенесение митрополии из Киева во Владимир) вручила ему, с повелением пасти словесное стадо, омофор (который по пробуждении святителя оказался в его руках и как святыня хранился во Владимирском соборе 112 лет; но в 1412 г. во время нашествия татар был скрыт и доселе не найден). На этой св. иконе изображены Богоматерь во весь рост, с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, и митр. Максим, стоящий на коленах и принимающий из правой руки Богоматери омофор. Эта св. икона прославилась многими чудесами. 195 Мателикийская , или Метелинская, св. икона явилась вт. 991 г. Изображенная на этой иконе Богоматерь пальцами Своей левой руки прикасается к средине опущенной вниз левой руки Богомладенца, Который сидит на Ее правой согнутой руке, обратясь к молящимся и правой рукой благословляя их. 196 На св. иконе, именуемой Мати Дево , Богоматерь изображена стоящею со скипетром в опущенной вниз правой руке и держащею на левой руке Богомладенца, благословляющего правою рукою; главы Их увенчаны коронами. 197 Мглинская св. икона (Одигитрия Смоленская) обретена 2 мая 1662 г. в г. Мглине, Черниговской губ.; ей празднуется вторично 28 июля. 198 Межецкая , или Межитская, св. икона явилась в 1492 г. близ Киева. Богоматерь на ней изображена увенчанною короной и с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем. 199 Межиричская св. икона, находящаяся в м. Межириче, близ г. Острога, Волынской губ., представляет собою изображение Богоматери с Богомладенцем, держащим в левой руке свернутый свиток: празднование ей, кроме 8 сент., совершается еще 15 авг. 200 На св. иконе, именуемой Мелетинская , Богоматерь изображена держащею на левой руке Богомладенца, руки Которого, приподнятые вверх к Его персям, сложены одна с другою ладонями. По предположению некоторых, эта св. икона явилась в г. Мелетине, в Армении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  4.8 из  5) Глава 42. Икона Божией Матери «Одигитрия Смоленская» (Путеводительница) (10 августа, 7 декабря) Одигитрия. Михаил Кузмин Водительница Одигитрия! Ты в море движешь корабли, Звездой сияешь нам вдали, Далеко от родной земли! Ведешь Ты средь камней и скал, Где волны воют, как шакал, Где рок смертельный нас искал, – Ты же из бури, пучины, погибели, рева, Выведешь к пристани нас, Одигитрия Дева! Водительница Одигитрия! Ты воинство ведешь на бой, И ратные – сильны Тобой, На смерть готов из них любой. Стучат блаженные мечи! И воздух жарок, как в печи, А в небе светлые лучи! Ты не допустишь детей до последнего срама. Ты распростерла над ними Свою орифламму! Водительница Одигитрия! Ты целым возвратишь царя, Ты миру – красная заря! Ты не сгораешь, век горя! Победа дастся в свой черед: Как знамя, с нами Мать идет, – И вражий клонится народ. Ты нам – охрана, победа, защита и сила, Оком Своим Ты враждебные рати скосила! Водительница Одигитрия! Помазан не был я царем, Мне дан лишь жизни злой ярем: Не сами мы судьбу берем. Но я, как странник, страха полн, Грозит разбиться утлый челн, И как спастись от ярых волн? Ты приведешь меня в тихую, сладкую воду, Где я узнаю покорности ясной свободу. Объяснение праздника Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IX Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху , который перенес ее в начале XII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название «Одигитрия Смоленская». «Путеводительница». Евгений Поселянин

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

Файл 29365.jpg:   Размер: 867x1029, 0.89 MPix, 524 Kb. Дата: 2017-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 13 (224) , (7) . Описание: Елецкая Пресвятая Богородица. Featured Russian and Greek icons. 2017. Lot 0017. Mother of God Eletskaya Russian icon, around 1900, with gilded silver oklad (507 g), Moscow 1896-1908 Master: Sergei Zharov (1899-1908). 26,7 x 22,5 cm. On the bottom the title was replaced by two red stones. Provenance: North-German collection Файл 29366.jpg:   Размер: 867x1037, 0.9 MPix, 287 Kb. Дата: 2017-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 16 (266) , (7) . Описание: Икона Божией Матери «Елецкая». Храм Пророка Божия Илии в Обыденском переулке, Москва. «Уникальным иконографическим образцом является Елецкая икона Божией Матери второй половины XVIII столетия, выполненная на холсте и закрытая бисерным окладом. Извод, известный по небольшим иконописным и гравированным воспроизведениям на изображениях сводов Богородичных образов, относится к типу Умиление. Он дополнен сюжетом увенчания Богородицы Ангелами. В Ельце, вероятно, в Знаменском женском монастыре, процвет[...] Файл 30497.jpg:   Размер: 642x900, 0.58 MPix, 331 Kb. Дата: 2017-11-29, анонимно. Рейтинг изображения: 13 (186) , (4) . Описание: Елецкая. Снессорева София. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ея икон. С изображениями в тексте праздников и икон Божией матери. СПб, 1891, стр. 132: 11.01. Елецкая. Елецкая икона находится в городе Ельце Орловской губернии, в соборной церкви во имя Смоленской Богоматери. Икона явилась в 1060 году и была обретена преподобным Антонием Печерским стоящею на ели, почему чудотворная икона и обитель, в которой она поставлена, названы Елецкими. Список с чудотворной иконы на[...] Файл 30498.jpg:   Размер: 527x697, 0.37 MPix, 196 Kb. Дата: 2017-11-29, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (108) , (3) . Описание: Изображение чудотв. иконы, именуемой Елецкою. 1. Елецкая. Икона происходит из города Ельца Орловской губернии. Согласно летописям, икона явилась в 1060 г., но этот год совпадает с годом явления иконы Богоматери Елецкой-Черниговской. Поэтому исследователи считают икону Богоматери Елецкой более поздним списком с иконы Богоматери Елецкой-Черниговской. Наиболее часто встречающийся вид – поясной, тем не менее, известны и ростовые иконы данной иконографии. Согласно легенде, Тамерлан, перед походом в [...]

http://pravicon.com/icon-103

Список с этой иконы принёс в Смоленск епископ, а Смоленский епископ Мисаил, брат князя Михаила Пеструцкого, предка князей Сапег, пожертвовал её в Белоцерковский Троицкий храм, где икона прославилась чудотворениями. Знаменитый польский канцлер Лев Сапега воздвигнул здесь каменный храм. Иорданская – в Гефсиманском скиту В Успенском храме в Гефсиманском скиту Сергиевой Лавры находится замечательная икона Божией Матери, называемая Иорданской и, по преданию, принадлежавшая Иоанну Дамаскину . Репицкая В Чернигове, в Борисоглебской церкви, над царскими вратами находится Репицкая икона Божией Матери. Название Репицкой икона получила потому, что чудесно явилась в селе Репках. Перенесена в Борисоглебскую церковь архиепископом Иларионом (Рогалевским). Ратьковская В селе Рудне, во владениях Леонтия Полуботка, прославилась чудесами в 1687 году Ратьковская икона Божией Матери. В древних памятниках замечено, что Ратьковская икона «уранена в лице бичом от еретиков» Ржавская Чудотворная икона, именуемая Ржавскою, находится в Ржавце (Иржавце) Полтавской губернии; принесена сюда запорожцами. Рожецкая Сия икона находится в Подольской губернии. Икона богоматери – в с. Гидле В Польше крестьянин Иоанн из села Гидла пахал на волах землю. Вдруг он увидел, что волы его остановились и пали на колени. Крестьянин поспешил посмотреть, что случилось, и увидел пред волами образ Божией Матери, вырезанный на камне. Волы встали, крестьянин взял образ и отнёс его домой; но от образа исходил такой необыкновенный свет, наполнявший его жилище, что он решился открыть о найденном образе жителям селения. По общему согласию найденный образ был поставлен в церкви за престолом, но вскоре неведомою силою был перенесён на то же поле, где нашёл его крестьянин Иоанн. Тогда жители поставили на этом месте деревянный столп и на нём поместили чудесно найденную икону Божией Матери. С того времени стали от иконы изливаться многие чудотворения. Ахренские Шахматицы Свято чтимая икона Ахренская явилась в 1491 году 17 октября в 15 верстах от г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010