554-555 ИНДИТИЯ одно из облачений св. престола в визант. традиции - светлая дорогая шелковая или парчовая ткань 555-591 591-622 622-623 623-624 624-632 ИНДУЛЬГЕНЦИЯ в Римско-католической Церкви освобождение от временного наказания за отпущенные в таинстве Покаяния грехи, а после смерти - от страданий в чистилище, очищающих от неискупленной вины за прощенные грехи 632-645 645-647 ИНИЦИАТИВНИКИ (прокофьевцы, отделенцы, откольники), сторонники Совета церквей евангельских христиан-баптистов 648-649 ИНИЦИАЦИЯ переход индивида из одного религ. (или социального) статуса в другой и обряд, оформляющий этот переход 649-651 651-659 659-669 ИНКОВ РЕЛИГИЯ традиц. верования индейской южноамер. этнической группы кечуа, в европ. историографии названных инками 669-674 ИНКОРПОРАЦИЯ [лат. incorporatio - включение в состав], термин канонического права Римско-католической Церкви 674-679 679-680 680-681 681-686 ИННОКЕНТИЙ (Борисов Иван Алексеевич; 1800-1857), архиеп. Херсонский и Таврический, свт. (пам. 25 мая, в Соборе Киевских святых, в Соборе Липецских святых и в Соборе Одесских святых) 686-707 ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) 707-716 ИННОКЕНТИЙ (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682 - 1731), еп. Иркутский, свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых) 716-725 ИННОКЕНТИЙ (Смирнов Иларион Дмитриевич; 1784 - 1819), свт. (пам. 10 окт.), еп. Пензенский и Саратовский 725-729 ИННОКЕНТИЙ (Охлябинин; сер. XV в.- 1491 (?)), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) 729-733 733-734 ИННОКЕНТИЙ Арсеньевич Кикин (1878-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 окт., в Соборе Сибирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/vol/xxii.html

Иларион – рясофорный монах Оптинского скита, † 5 марта 1850. В мире Иван Козьмин Козлов. Из московских купцов, был богат, имел семью, детей. В 1812 г. лишился достояния, потом овдовел. В 1836 г. прибыл в Оптину, в 1837 г. пострижен в иночество. Доставлял обители щедрые благотворения через знакомых купцов. С 1845 г. ослабевал силами и зрением, в 1848 г. лишился памяти, но устную молитву не оставлял до смерти. Скончался, имея от роду, по его словам, более 100 лет, по бумагам – 96 лет. – 70. Илиодор – архиепископ Курский и Белгородский, † 5 ноября 1860. В мире Иоанн Борисович Чистяков. Родился в селе Воскресенском Жиздринского уезда Калужской губернии в семье священника. Обучался в Калужской семинарии и Московской духовной академии. В 1820 г. определен инспектором и профессором Костромской семинарии и пострижен в монашество. В 1821 г. рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1822 г. назначен инспектором Московской семинарии, в 1823 – ректором Рязанской и определен соборным иеромонахом при Московском Донском монастыре. С 1824 г. – игумен Рязанского Богословского монастыря. В 1825 г. переведен настоятелем в Рязанский Свято-Троицкий монастырь и возведен в сан архимандрита. С 1827 г. – настоятель Новгородского Антониева монастыря. В 1832 г. хиротонисан во епископа Курского, в 1844 г. возведен в сан архиепископа. В 1845 г. управлял Белгородским Троицким монастырем. С 1847 г. член секретной комиссии по делам о раскольниках и отступниках от Православия. В 1860 г. уволен на покой в Белгородский Троицкий монастырь, где и скончался. Погребен под Троицким собором Белгорода. По отзывам современников, преосв. Илиодор отличался излишней ревностью и жесткостью в борьбе с расколом. – 130, 157. Илия – св.пророк. Память 20 июля. – 126. Иннокентий – епископ Пензенский и Саратовский. 30 мая 1784 † 10 октября 1819. В мире Иларион Дмитриевич Егоров. Родился в Павловском Посаде Московской губернии в семье церковного причетника. Окончил Перервинскую семинарию, где за особую скромность получил фамилию Смирнов, и лаврскую семинарию, где потом был определен учителем и префектом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Среди иерархов — выходцев из ученого монашества имелись выдающиеся богословы, научные интересы которых отвлекали их от административной деятельности, заставляя раньше уходить на покой  . Типичной фигурой в их ряду является митрополит Евгений Болховитинов (1767–1837): на всех многочисленных кафедрах, которые ему приходилось занимать, он интересовался более архивами, нежели текущими делами. Велики его заслуги в развитии русской церковно–исторической науки. Таков же был и Макарий Булгаков (1816–1882), который после десяти лет епископского служения признавался: «Ах, как скучна епископская служба, скорее бы на покой!» Ему был в то время всего 51 год. Самым главным делом была для него работа над «Историей Русской Церкви»  . Ученым по призванию был также архиепископ Филарет Гумилевский (1805–1866), но его способностям и основательным богословским познаниям трудно было развернуться в николаевскую эпоху. Его работа об отцах Церкви получила отрицательную оценку Святейшего Синода и вызвала неодобрение Протасова за то, что он назвал «Катехизис» Петра Могилы западной схоластикой. Этот печальный опыт послужил причиной колебаний Филарета, когда ему было предложено написать руководство по догматическому богословию. «Эти предложения, — пишет он А. В. Горскому, — льстивы для самолюбия, но нельстивы для благоразумия, внимательного к положению дел. Я и теперь еще не касаюсь сего дела». Работа над историей казалась Филарету более соответствующей сложившейся ситуации  . Неблагоприятно отразилась научная работа на карьере епископа Порфирия Успенского, заставив его уйти на покой. Его труды и по сей день опубликованы только частично. Ученым по призванию был епископ Иннокентий Смирнов (1784–1819), человек кроткий, расположенный к мистике. Известность как историк Церкви заслужил епископ Макарий Миролюбов (1817–1894). Велик ученый вклад в области церковной археологии и палеографии также епископа Амфилохия Казанцева (1818–1893). Архиепископ Афанасий Дроздов (1800–1876) имел обыкновение сжигать свои работы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В Пензе состоялась презентация Полного собрания творений святителя Иннокентия (Смирнова) 22 февраля 2021 г. 19:47 21 февраля 2021 года в Спасском кафедральном соборе города Пензы состоялась презентация Полного собрания творений святителя Иннокентия Пензенского. Святитель Иннокентий Пензенский (Иларион Дмитриевич Смирнов, 1784-1819 гг.) — выдающийся церковный историк, богослов, экзегет, проповедник, педагог начала XIX столетия, ближайший духовный друг юности святителя Филарета Московского, первый святой Пензенского края. Он отошел ко Господу совсем молодым, в 35 лет, однако оставил разнообразное и оригинальное наследие. К 200-летию со дня кончины святителя Иннокентия Пензенская епархия издала первое его Полное собрание творений, в котором собраны все исторические, богословские и экзегетические труды, проповеди, заметки, стихи, письма, административные документы, а также материалы о жизни и почитании подвижника. Все сочинения публикуются по рукописям, прижизненным либо первым изданиям и снабжены современным научным комментарием. Представляемое десятитомное издание — первое полное собрание творений святителя Иннокентия. В истории Пензы полное собрание чьих-либо сочинений также издается впервые. Первые четыре тома включают «Начертание церковной истории…» — главный научный труд святителя Иннокентия. В 5-м томе представлены его богословские труды, в 6-м — проповеди, заметки, стихотворения и письма, тома 7 и 8 содержат административные документы, в 9-й и 10-й вошли документы о святителе Иннокентии, воспоминания современников, свидетельства о его почитании и прославлении. В основу издания легли документы из архивов Санкт-Петербурга, Москвы, Великого Новгорода, Пензы и Саратова. Главный редактор Полного собрания творений — митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим , ответственный редактор — Евгений Петрович Белохвостиков. В ходе презентации, состоявшейся в канун дня тезоименитства святителя Иннокентия Пензенского, митрополит Серафим выразил признательность творческому коллективу, принимавшему участие в создании собрания творений святителя Иннокентия и всем людям, благодаря кому издание десятитомника стало возможным. Глава Пензенской митрополии рассказал об испытаниях и трудностях, с которыми пришлось столкнуться во время работы над этим проектом.

http://patriarchia.ru/db/text/5776211.ht...

«Господи, Ты близ нас, Ты с нами» Наставления святителя Иннокентия Пензенского Святитель Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский Святитель Иннокентий (Смирнов; 1784–1819), епископ Пензенский и Саратовский, прожил совсем недолгую жизнь – 35 лет. Богослов, проповедник, церковный историк, преподаватель… Друг и сподвижник святителя Филарета (Дроздова) , наставник архимандрита Фотия (Спасского), он отличался такою же ревностию о благочестии. При огромном объеме церковных послушаний, несмотря на высокие звания, посты и награды, святитель Иннокентий всегда сохранял глубокое смирение и мягкость своего характера. Многочисленные речи и поучения святителя издавались как при его жизни, так и после смерти. Особую ценность представляют письма. Выдержки из них мы предлагаем нашим читателям в день памяти святителя – 10/23 октября. О милосердии и милостыне Свидетельствуйте любовь к Невидимому посредством любви к убогим, к рабам, к уничижаемым. Делайте что-нибудь для любви насильно, рассуждая, что вы делаете это для невидимо стоящего и приемлющего Бога Иисуса Христа. Заметьте, что, не имея любви, мы ничего не имеем; не принося плодов любви, мы ничего и никому не приносим. Как в бездну, поглощаем все в себя, все вовлекаем в себя, к своему отягощению! В то же время для Иисуса Христа, если ничего нельзя, подайте со стола половину куска своего; только повторяю: ради Иисуса Христа, Коего хотите причаститься. Подайте нищему – найдите его, поищите, как брата или как сестру, – подайте, как Господу. Если же сам придет, поблагодарите его, что пришел, и особенно – Господа, что привел. Когда вы подадите кусок хлеба Господу, Он подаст вам исцеление. По мере вашей любви и веры будет мера и силы лекарства. О празднословии Господи! Время ли празднословия, когда все минуты недостаточны то для покаяния, то для благодарности, то для благотворения, то для молитвы, то для исправления житейских нужд! Время ли празднословить душе, которая стоит на краю бездны и одной ногой уже там, в неописанной глубине, другой же еще держится здесь для того, чтобы вместо бездны выйти к свету, на небо!

http://pravoslavie.ru/116714.html

Упразднена в 1935 г. Именовалась: Орехово-Зуевская; Ореховская. 06(19)11.1929 02(15)09.1930 06.1931 10(23)03.1932 10(23)03.1932 13(26)09.1932 25.09(07.10)1932 26.11(08.12)1932 05(18)12.1932 Тихон Попов 05.1934 Николай II Смирнов 02(15)08.1934 08.1934 09.1935 Софония Яскевич, паки Ореховская, обн. (см. Орехово-Зуевская, обн.) Орджоникидзевская (см. Владикавказская) Орловская Основана 13.01 (по др. 29.05) 1764. Московское викариатство; полусамостоятельная. Самостоятельная с 06.05.1788. Местопребывание – в г. Севск, с 1819 г. – в г. Орел. Именовалась: Севская и Брянская; с 09.1783 – Севская и Орловская; с 06.05.1788 – Орловская и Севская; Орловская и Брянская; с 13(26)02.1994 – Орловская и Ливненская. Викарные кафедры: Елецкая, Брянская, Болховская, Ливненская. 08.08.1764 17.12.1767 Тихон Якубовский 13.01.1768 26.04.1778 05.07.1778 28.04.1782 Амвросий Подобедов 05.07.1782 22.09.1783 Дамаскин Семенов-Руднев 07.01.1784 09.02.1787 Феоктист Мочульский (Могульский) 05.06.1788 26.10.1798 Аполлос Байбаков 26.10.1798 04.06.1817 22.07.1817 21.07.1821 Иона Павинский 18.09.1821 22.05.1828 Гавриил Розанов 15.07.1828 30.12.1839 28.01.1840 25.04.1840 Иннокентий Коровин-Сельнокринов 27.06.1840 12.11.1844 Евлампий Пятницкий 12.11.1844 05.06.1858 Смарагд Крыжановский 12.07.1858 29.08.1867 29.08.1867 25.12.1876 Макарий Миролюбов 25.12.1876 31.12.1882 13.02.1883 03.06.1889 Симеон Линьков 03.06.1889 10.08.1896 Мисаил Крылов 10.08.1896 02.01.1899 Митрофан Невский 02.01.1899 28.03.1902 Никанор Каменский 28.03.1902 10.04.1904 23.04.1904 03.02.1906 Кирион Садзегели 03.02.1906 16.09.1908 31.10.1908 31.12.1910 Александр Головин 31.12.1910 28.01.1917 05.06.1913 07.06.1914 30.08.1914 28.01.1917 26.05.1917 27.05.1917 19.08.1917 19.08.1917 01(14)11.1927 1924 (?) 03(16)09.1927 04.1931 16(29)04.1931 18(31)12.1931 Иоанникий Сперанский 08.1931 12.1931 Даниил Троицкий 29.07(11.08)1931 14(27)07.1932 18(31)12.1931 14(27)07.1932 14(27)07.1932 17(30)09.1935 17(30)09.1935 06(19)10.1935 06(19)10.1935 19.11(02.12)1935

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1805 году Владыка отправлен был опять в Китай, но на этот раз в свите посланника, графа Головкина. Во- время двукратного пребыватния в Китае, он составил богатое собрание китайских и манджурских сочинений и написал грамматику и лексикон манджурского языка. Тот и другой труд остались ненапечатанными. Грамматика хранится в Императорской публичной библиотеке. Сверх того, перевел с манджурского языка напечатанную в 1648 году в Пекине книгу, содержащую в себе древнюю мунгальскую историю. Рукопись эта поступила в академию наук. Владыкин скончался в Петербурге в 1811 году. Гавриил (Василий) Розанов, костромской епархии, окологородской десятины, села Рождествена, священников сын. Прислан в Троицкую семинарии из костромской в октябре 1799 года. По окончании курса в 1803 году поступил в учителя костромской семинарии. Пострижен в монашество в октябре 1811 года в невской лавре и тогда же назначене настоятелем вологодского Спасо-каменного монастыря и префектом тамошней семинарии: в 1814 году ректор вологодской семинарии, а в 1821 году архимандрит ярославского Толгского монастыря, в 1821 г. епископ орловский, в 1828 году – екатеринославский, в 1837 г. архиепископ херсонский, с 1848 года – тверский. В 1857 году по прошению уволен от управления епархией и скончался 8 сентября сего года. Из сочинений его напечатаны: 1) Поучительные слова (М. 1848 г.). 2) Переселение греков из Крыма в азовскую губернию; Остатки христианских древностей в Крыму; Церкви новоросийского края (Записк. одесск. общ. истор. 1844 г.). 3) Письмо о тайнике в городе Мценске (Отеч. Зап. 1825. ч. XXII). 4) Автобиография (Херсон, епарх. ведом. 1861 г. ч. IV). Григорий (Георгий) Постников. Московской губернии, никитского уезда, села Михайловского дьякона Петра Федорова сын. Родился 1 ноября 1784 года, учился сперва в перервинской семинарии и оттуда перешел в философский класс Троицкой· семинарии. В 1808 г. отправлен в петербургскую академию, в которой, по окончании курса со степенью мигистра, в 1814 г. определен бакалавром богословских наук; пострижен в монашество 25 августа 1814 г., в 1816 году назначен на должность инспектора академик, в 1817 получил степень доктора богословия и произведен в архимандрита; в 1819 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Имейте ко мне терпение: а я имею к Вам истинное почтение и любовь. 15 июля 1844 года 4 На письме имеется надпись, сделанная рукой получателя: Да будет воля Божия и благоволение начальствуемого (?). Принял сие известие от архипастыря, как от руки Господа Самого! 6 Перервинский Николаевский монастырь упоминается в XV в. Патриарх Адриан (1637 часто бывал в этом монастыре и подолгу в нем жил. В монастыре находилась семинария, учрежденная митрополитом Платоном. Интересно свидетельство о митрополите Филарете преподобного Пимена Угрешского (П. Мясникова, 1810–1880, память 17/30 августа), настоятеля Николо-Угрешского монастыря: «Он (митрополит Филарет.) был слишком бережлив на монастырские деньги, хотя сам лично не был нисколько стяжателен и совершенно бескорыстен, ибо свои деньги он щедро раздавал просившим у него помощи, а иногда и не просившим». Архимандрит Пимен. Биографический очерк. Свято-Никольский Угрешский монастырь. 1999. С. 237. 7 На письме имеется надпись, сделанная рукой получателя: Все, что изречено архипастырем в мое вразумление, приял яко от уст Христовых. 15 Для привлечения внимания раскольников. Преподобный Пимен Угрешский вспоминал о епископе Евлампии, который «совершал литургию с необычною медленностью, так что, начиная служение в обыкновенное время – часов в десять, он оканчивал оное весьма различно- в первом часу, во втором и в третьем, на что сослужащие с ним сильно роптали». Архимандрит Пимен. Биографический очерк. Свято-Никольский Угрешский монастырь. 1999. С. 59. 16 На письме имеется надпись, сделанная рукой получателя: Утешил, как Ангел Божий, снабдил заботливым наставлением, как отец. 18 Святитель Иннокентий (И. Д. Смирнов , 1784–1819, память 10/23 октября), святитель Пензенский и Саратовский. Имеется в виду его труд в 2-х томах: «Начертание Церковной истории от библейских времен до XVIII в. в пользу духовного юношества», изданный в 1817 г. в С.-Петербурге. 19 «Степенная книга» – памятник русской исторической литературы. Составлена в 1560–1563 гг. будущим митрополитом Московским Афанасием и охватывает период русской истории от равноапостольного князя Владимира до Ивана IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

49 Василий Иванович Киреевский (1835– после 1911) – старший сын Киреевских, учившийся в Санкт-Петербурге, в Императорском Александровском лицее. Наталия Петровна Киреевская (урожд. Арбенева) (1809–1900) – супруга Ивана Васильевича Киреевского . 50 Святитель Василий Великий , архиепископ Кесарийский († 379), – Вселенский учитель, отец Церкви, составитель литургии, толкователь Священного Писания. В аскетических творениях свт. Василия Великого содержится богословское и пастырское обоснование монашеского общежития, его обличительные сочинения направлены против арианской ереси. 51 Святитель Иоанн Златоуст архиепископ Константинопольский († 407), – Вселенский учитель, отец Церкви, составитель литургии. Многочисленные сочинения его посвящены толкованию Священного Писания, утверждению христианской нравственности и догматов Церкви, апологии монашества. 52 Святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, Задонский чудотворец († 1783), – прославился строгим монашеским житием, состраданием к бедным, ревностью в искоренении языческих предрассудков и в обращении раскольников, многочисленными духовными писаниями. Среди них наставления монахам и священникам, проповеди и письма, сочинения «Плоть и дух» (1-е изд.: 1784), «Об истинном христианстве» (1-е изд.: 1785), «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1777–1779). 53 Святитель Иннокентий (Смирнов) , епископ Пензенский († 1819), – церковный историк, проф. Императорской Санкт-Петербургской духовной академии, автор двухтомника «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII века...» (1817). 54 Клод Флери (1640–1723) – фр. католический церковный историк, автор двадцатитомной «Церковной истории» (1691–1720), доведенной до 1414 года. 56 Август Фридрих Гфрёрер (1803–1861)-нем. католический церковный историк, автор «Всеобщей истории Церкви» (1841–1846). 57 Николай Алексеевич Полевой (1796–1846) – журналист, писатель и историк. И. В. Киреевский познакомился с Полевым в 1820-е гг., когда тот сблизился с кружком любомудров и был посетителем салона А. П. Елагиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Собрания «корабля» Татариновой состояли из чтения Писания, пения хлыстовских песен, а также «кружений», «радений» и «пророчеств». Еретики действовали открыто вплоть до 1822 г., когда был издан указ о закрытии тайных обществ. После этого сектанты действовали осторожно. При Николае I в 1825–1837 гг. существовала даже сектантская колония, которая была закрыта и разогнана, а сама Татаринова отправлена на жительство в монастырь. 327 Голицын Александр Николаевич (1773–1844), обер-прокурор Св. Синода 1803–1817 гг. Рано остался сиротой, рос вместе с императором Александром I, милостями которого неизменно пользовался. С 1793 г. служил при дворе. По учреждении 17 октября 1817 г. министерства духовных дел и народного просвещения стал его министром. В этой должности покровительствовал развитию религиозного мистицизма. До смерти состоял членом Человеколюбивого общества, президентом Библейского общества. 328 Михаил (Десницкий Матфей) (1761–1824) – митрополит Петербургский с 1818 г. Воспитывался в Троицкой семинарии и в филологической семинарии при «Дружеском ученом обществе» Новикова и Шварца, которые имели на него большое влияние. С 1785 г. – священник в Москве. Был близок к Голицыну, выдержав все его увлечения, но за несколько недель до смерти написал императору Александру I письмо с изображением опасностей, угрожаюших Церкви. Оставил большое количество проповедей и бесед, напечатанных в сборниках. 329 Иннокентий (Смирнов Иларион) (1784–1819) – духовный писатель, епископ Пензенский, окончил курс Троице-Сергиевой семинарии. Из его трудов замечателен: «Начертание библейской истории от древнейших времен до XVIIIb.» 333 Святейший Правительствующий Синод – высший орган управления Православной Церковью в России, учрежденный на основе «Духовного регламента» в 1721 г. после ликвидации патриаршества Петром I. Во главе его стоял правительственный чиновник – обер-прокурор Св. Синода, который назначался из светских лиц царём. Обер-прокурор осуществлял государственный надзор над деятельностью Св. Синода, был посредником между Синодом и императором, приравнивался к рангу министра, был членом кабинета министров и Государственного Совета. Члены Св. Синода и весь епископат назначались императором по представлению обер-прокурора. 337 Победоносцев Константин Петрович (1827–1907) – российский государственный и политический деятель, юрист. С 1872 г. – член Государственного Совета. В 1880–1905 гг. – обер-прокурор Святейшего Синода. Активный сторонник консервативной политики императора Александра III. Автор историко-юридических, литературных произведений, публицист.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010