1 Сост. по «Опыту библейского словаря собственных имен» прот. П. Солярского, т. IV, с. 701—703 и «Опыту православного догматического Богословия» епископа Сильвестра т. IV, с. 419—423. 2 Благов. на Иоан., зач. 23, 104 и на об. 3 л. 34 на об., см. также л. 297 и на об. 4 («Книга о вере», л. 50 на об. п. 51) 5 («Книга о вере», л. 248 об.; сн. Златоустн. л. 96) 6 (Собор, л. 118) 7 Прол. 1 апреля. 8 Прол. 9 ноября. 9 Слово II о иноческом житии, с. 494—495, Казань, 1857г. 10 л. 356 об. 11 Нравоучение 46 на Евангелие от Иоанна 12 «Благовест.» От Иоан. зач. 24 13 («Благов.», л. 103—104). 14 Ивановский. Сн. кн. «Руководство к обличению русского раскола» К. Плотникова, 2-е изд., с. 291—298. 15 Gelas. Cyzicen. Comment. in Acta Concil. Nic. с. XXXI, Diatyp. 5. 16 Concil. Ephes. р. II, Act. 1 (р. 121 ap. Binim). (сн. Кирилл Александрийский, Орр. Т. V, р. 11, р. 72, Lutet. 1638. 17 Concil. Nic. II, Act. VI, Lect. Epiphan. Diac. (Сн. «Православно-догматическое богословие» Макария, 1852 г., т. IV, с. 199—201). 18 Epist. Ad Smyrn. n. 7. 19 Apolog. 1, n. 61, в «Хр. Чт.», 1825, XVII, 99. 20 Adv. haer. IV, с. 34. 21 «Поуч. тайновод.», 1, п. 7, с. 440 по русскому переводу. 22 («Поуч. тайнов.», IV, п. 1, 2, 3—6, с. 434—456) 23 In Ioann. VI 24 In Marc. XIV 25 («Точное изложение православной веры», кн. IV, гл. 13, с. 250, 251, 252, 255). 26 («Точное изложение православной веры», кн. IV, гл. XIII, с. 252). 27 («Послание восточных патриархов», чл. 17). 28 на Матф. беседа LXXXN, п.4 и 5, в т. III, с. 421. 29 («Послания восточных патриархов», чл. 17). 30 Златоуст в беседе 2, на 2-е послание к Тимофею. 31 сн. соч. «Историч. догм. и таинств, изъяснение литургии» Ив. Дмитревского, изд. 1884 г., с. 238. 32 Четьи-Минеи, 12 марта. 33 («Достоп. сказ. о подв. св. и блаж. отец», с. 57, 65). 34 Четьи-Минеи, 23 декабря. 35 Пролог, 26 ноября. 36 Пролог, 25 декабря; «Поучение о пречистых тайнах». 37 («Послания восточных патриархов», чл. 17). 38 («Послания о православной вере», гл. 17). 39 («Православное исповедание», ч. 1, ответ 56, 107).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3072...

312 Во времена св. апостолов эта мысль занимала христиан коринфских и тогда же обличена была св. учителем языков ( 1Кор. 1:11 и след.); а занятых ею в четвертом и пятом веке обличали: св. Григорий богослов и бл. Августин. Св. Григор. богосл. Слов. на св. крещение: твор. ч. 3, стр. 298 и след. Москва, 1844 г. Бл. Августин. Бесед. на текст из еванг. от Луки гл. 8, чл. 8: твор. т. 5, ч. 1, стр. 366. Антверпен, 1700 г. 315 Дионис. александр. Послан. к еписк. римск. Ксисту: Евсев. Церк. ист. кн. 7, гл. 9, стр. 407. Спб. 1848 г. Св. Киприан. Слов. о падших: христ. чтен. 1847 г. ч. 2, стр. 181. 188. Св. Амврос. медиол. О таинств, гл. 5: твор. ч. 1, л. 236 на обор., изд. 1516 г. Св. Иоан, златоуст. Бесед. 3 на посл. к ефесеян, стр. 47. Спб. 1858 г. Св. Кирилл. иерусал. Тайнов. слов. 5: твор. стр. 379. Москва, 1855 г. 318 Так, по свящ Писанию известно, что к Соломону приходила царица савская испытать мудрость его притчами ( 3Цар. 10:1 ); а савеи – народ из потомков Авраама от Хеттуры, народ обрезанный, обрезывавшийся в осьмый день и живший вместе с иудеями. Царица сия принесла из Иерусалима закон в Абиссинию. На горах Самена было особое царство жидовское до пятнадцатого века. Династия мнимых потомков Соломона свергнута в Абиссинии в десятом веке, но в тринадцатом веке она была восстановлена, и Абиссиния тщеславилась ею в осьмнадцатом уже веке. Филосторг: Церк. истор. Евагр. стр. 332. Спб. 1853 г. Людольф. Истор. ефиопов, кн. 2, гл. 4. 5. 6. Брюс. Путеш. по берег. Нила, т. 3, стр. 240. 263. 319 Отсюда объясняются все обычаи еврейские, соблюдаемые абиссинцами. Так, пляска абиссинского духовенства ведет свое начало, очевидно, от скакания пр. Давида пред ковчегом; исключение воскресных дней из числа дней постных и замена их днями недели в конце постов произошло, вероятно, вследствие влияния ветхозаветного понятия о торжестве субботнего дня, и проч. 320 Они известны там под именем фаллаша. Волуев. Истор. и стат. сборн. ч. 1, стр. 297. Москва, 1846 г. 321 У них есть своего рода крещение, употребляется исповедь, есть монахи, и проч. Волуев. Истор. и стат. сборн. ч. 1, стр. 297. Москва, 1846 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

92. 107 Св. Афанас. велик. О явлен, во плот. Бога Слова: твор. ч. 3, стр. 292. Москва, 1853 г. Сн. прот. Аполлинар. кн. 1: – там же стр. 301, 373, 374. 110 Св. Кирилл. александр. Письм. к монах. египет.: твор. т. 5, ч. 2, стр. 3. снес. 19. Париж, 1638 г. 113 Св. Кирилл. александр. Прот. богохульств Нестор. кн. 1: твор. т. 6, стр. 12, 13. Париж, 1638 г. 116 Св. Кирилл. александр. Письм. к Калосир. прот. антропоморф.: твор. т. 6, стр. 365. Париж, 1638 г. 117 Св. Игнат богонос. Посл. к смирнян. стр. 174–175. Казань, 1855. Св. Иустин.. муч. Аполог. 1, чл. 61: христ. чт. 1825 г. ч. 17, стр. 99. Св. Ирин. Прот. ерес. кн. 4, гл. 18, чл. 4 и 5, и кн. 5, гл. 2, чл. 2 и 3: твор. стр. 251, 293, 294. Париж, 1710 г. Св. Кирилл. иерусал. Тайнов. слов. 4, чл. 1–6: твор. стр. 367–369. Москва, 1855 г. и другие. 118 Св. Кирилл. александр. Письм. к Калосир. прот. Антропоморф.: твор. т. 6, стр. 365. Париж, 1638 г. 120 Лаодик. собор, прав. 49: книг. правил, стр. 188. Спб. 1839 г. Выражение приносить хлеб (ρτον προσφρειν) значит здесь именно освящение Даров в Евхаристии. Это ясно видно из употребления настоящего выражения тем же собором. Так в 19 правиле его (-стр. 182–183) изображается порядок молитв, бывающих на Литургии по беседах епископских (то есть, за чтением евангелия), до освящения Даров, а после молитв предписывается подавати ему мир и тако (по лобзании мира) совершати святое приношение (προσφορν πιτελεσϑαι). В 58 правиле (-стр. 190) того же собора запрещается епископам и священникам совершати приношение (προσφορν γνεϑαι) в домах. 121 Время лаодикийского собора с точностью неизвестно. Шестой вселенский собор, исчисляя соборы, помещает его между антиохийским (341 г.) и вторым вселенским собором (381 г.). Следоват. Лаодикийский собор был около 365 года. 122 Евсев. Слов. о Пасхе: Анж. Мая Нов. собран. древн. писател. том. 1, стр. 250. Св. Васил. велик. Бесед. о посте: твор. ч. 4, стр. 9 и след. Москва, 1846 г. Гангрск. собор, прав. 19: книг. правил, стр. 165. Спб. 1839 г. Лаодик.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

par. II. p. 348, 373. – Gregor. Nyssen. tom. III. or. I. in Resurr. Hom. p. 383. 222 Ambros. tom. I. de Cain. et Abel. Lib. I. cap. II. p. 217. Avgust. tom. VIII. Serm. 352. de poenitent. p. 1367. 225 Avgustin. ор. tom. VIII. Serm. 352. de poenitent. p. 1366 – tom. X. contr. Faustum. Lib. XVI cap. XIX. p. 353. – tom. III. Quaest. in Numer. lib. IV. quaest. LIII. p. 725 – Снес. Златоуст, беседа на Еван. Мат. II. Час. I. стр. 27. Кирил. Иерусал. Оглас. и тайновод. поуч. X. стр. 174. 228 Кир. Иерусал. огл. и тайнов. поуч. X. ст. 174. – Chrysost. tom. VI. in illud: vid. Domin. Hom. I. p. 103. – Origen. tom. II. in libr. Ies. Nav. Нот. IV. p. 405. 231 Origen. tom. II. p. 412. – Avgust. contr. Faust. tom. X. Lib. XII. p. 291. – Caten. Patr. ab Niceph. Theotoc. tom. II. in Ies. Nav. p. 35, 40. 232 Iustin. Martyr. dialog. cum Triphon. par. II. p. 375. Кирил. Иерусал. огл. и тайн. поуч. X. стр. 174. – Златоус. бесед. на Ев. Мат. часть I. бесед. 3. отд. IV. стр. 46. – Origen. tom. II. Нот. IV. in Lib. Ies. Nav. p. 404. 236 Iustin Martyr. dialog. cum Triph. Iud. par. II. p.377 – Chrysostom. tom. VI. in ill. vid. Dom. Нот. I. p. 103. – Беседа на Mф. II . стр. 27. Част. I. – Кир. Иер. огл. и тайн. поуч. X. стр. 174 – Avgust. tom. VIII. Scr. 352. de Poenit. p. 1366. 263 Ephraem. Syr. in Sam. p. 376 – Athanas. tom. I. de Sernent. p. 1067– Ambros. tom. 1. ApoIog. David. cap. III. p. 823. 274 Avgust. tom. IX. de Civit. Dei. Lib. XVII. cap. VIII. p. 612. – Conf. Iustin. Martyr. dialog. cum Triph. Iud. p. 204. – Ephr. Syr. tom. I. in 2. Samuel. cap. VII p. 404. 300 Ephraem. Syr. in 4 Reg. cap. II. tom. I. p. 521. – Isidor. Pelusiot. in Caten. Patr. tom. II. p. 826. 305 Eph. Syr. tom. I. in 4 Reg. p. 529. – Ambros. tom. III. Epist. LXXXI. cleric. p. 1203. num. 5. – Avgust. tom. VII. Serm. XXVI. de verb. Ps. XCIV . et Apost. cap. X. p. 140. 141. – Serm. CXXXVI. de verb. Evang. Ioh. IX. p. 663. 311 Avgust. tom. VIII. serm. de Symbol. ad Catechumen. p. 1644. – tom. II. Epist. XL. resp. ad quaest.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   In Matth. XXVI, 26 (ap. Possin. Caten.).    Точн. изл. прав. веры IV, гл. 13, стр. 252.    In Iohan. VI.    In Магс. XIV.    In Matth. XXVI, 28. Cfr. Panopl. P. 11, Titl. 20.    Златоуст. de coen. et cruc. n. 3; Амвр. de sacram. IV, n. 16. 17.    Амвр. de Sacram. IV, 4, n. 15; Дамаскин. Точн. изл. пр. веры IV, 13.    Амвр. de Myst. IX, n. 53; Дамаск. — тем же.    Кирил. иерус. поуч. тайнов. IV, п. 2; Амвр. de myst. IX, n. 50.    Иоанн. Дамаск. Точн. изл. пр. веры IV, 13, стр. 252.    «Причащайся пречистого владычного тела с полною верою, несомненно зная, что ты всецело вкушаешь самого Агнца» (св. Ефрем. Сирин. Opp. Graec. Т. III, р. 424, ed. Assemani Rom. 1746).    «Тело Господа новым способом соединяется с нашими телами, и чистейшая кровь Его вливается в наши жилы: весь он вселяется во всех нас, по благости своей» (св. Ефрем. Сир. loc. cit.).    Иоанн Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 13, стр. 255.    Собор. Трулл. прав. 52; Лаодикийск. прав. 49.    Const. Apost. VIII, 13; Евсев. Церк. истор. VII, гл. 44; Златоуст. Epist. ad Innocent. n. 3; Собор. Никейск. 1, прав. 13.    Иустин. Apolog. 1, n. 67; Евсев. церков. ист. V, 44.    Киприап. Epist. ad Cornelium LIV.    Златоуст. о священстве VI, 4.    Тертулл. de orat. c. 14; ad uxor. 11, 5; Киприан. de laps. 381; Амврос. orat, funebr. in Statyrum; Августин. contr. Julian. op. imperf. III, 154.    Bac. велик. письм. 93 в Кесарии.    Ha 1 Коринф. бесед. XXV, 5.    De Spir. Sancto XII, 11, n. 78. 79.    In Ps. XCVIII.    Точн. Излож. прав. веры III, гл. 8, стр. 159; снес. IV, гл. 3, стр. 225.    εραρχος… ιερουργε τα θειτατα. О церк. иерарх. гл. III, л. 3, § 10.     υχαριστσαντος δ του προεσττος… Apolog. 1, 65.    Nec de aliorum manu, quam de praesidentium sumimus. De coron. milit. c. 3.    Вас. вел. письм. 93; Иоан. Злат. о священстве III, 4. 5; VI, 4; Илар. in Matth. comm, c. XIV, n. 10; Епиф. Haeres. LXXIX; Иероп. Epist. ad Evangelum; Сириций, Epist. X ad Episc. Gall. c. 11, n. 5; Кирилл. Алекс. in Abac. n. 47; in Soph. n. 11.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   Вопреки ложному мнению о ней латинян (Perrone, Prael. Theolog. tract. de Euchar. P. 11, c. 3), которые сами, как известно, всю силу освящать св. дары приписывают только словам Спасителя: приимите, ядите… и проч.    См. чин присяги архиерейской, и снес. Прав. Испов. ч. 1, отв. за вопр. 107; Посл. восточ. патриарх. о прав. вере чл. 17.    См. эту Литургию in Biblioth. Part. Gr. Latin. T. II, p. 12.    Lib. VIII, c. 12, p. 407, in Coteler. Patr. Apost. vol. 1, Amst. 1724.    См. молитв. священн. пред освящ. св. даров, во время пения песни: Тебе поем...    Adv. haer. IV, c. 34.    ... Σμα γενομνους δια τν ευχν αγιον τι κα αγιαζον... (Contr. Cels. lib. p. 399). В другом месте он говорит: sanctificatur per verbum Dei perque obsecrationem (in Matth. XV, T. II, p. 17, Paris. 1604).    Поуч. тайновод. 1, n. 7, стр. 440 в русск. перев.    Поуч. тайнов. III, п. 3, стр. 451.    Поуч. тайновод. V, п. 7, стр. 462.    О св. Духе к Амфилохию гл. 27, в Книге правил стр. 328.    De Trinit. III, 4, n. 10, in Patrol. curs. compl. T. XLII, p. 874.    Epist. CXLIX ad Paulinum cap. 2, n. 16, in cit. Patrol. T. XXXIII, p. 636.    О предании божеств. Литургии, в Хр. Чт. 1839, т. VI, стр. 37, 38.    Точн. Излож. прав. веры, кн. IV, гл. 13, стр. 252.     αρτος αγιαζεται δια λγου Θεο και ντεξεως. Cathech. c. 37.    Ad quorum (presbyter.) preces Christi,corpus sanguisque conficitur (Epist. LXXXV ad Evagrium).    Свидетельства их см. далее в статье: образ и следствия присутствия И. Христа в Евхаристии.    Например, у Симеона солунского (в его тракт. о таинств.), патриарха Иеремии (в его посл. в Виртемб. богослов., Хр. Чт. 1845, 1, 346), Митрофана Критопула (в его испов. восточ. Церкви, тракт. об Евхар.). У нас об этом предмете нарочито писали против папистов братья Лихуды, св. Димитрий Ростовский и Стефаи Яворский (см. об них в словаре м. Евгения), и рассуждал целый собор пастырей, созванный патриархом Иоакимом в 1690 г. (см. тем же в статье: Иоанникий Лихуд).    Каковы были: докеты (Игнат. Богон. Epist. ad Smirn. n. 7), кафары (Moneta, adv. Cath. et Wald. IV, 3, § 1), павликиане и богомилы (Фотий, contr. Manich. 1, 7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Мф. 4:10 )? И здесь говорит оно: покланяйтеся подножию ногу Его, а объясняя мне, что такое подножие ногу Его, говорит: земля же подножие ног моих. Я в недоумении: боюсь покланяться земле, чтобы не осудил меня Создавший небо и землю; а с другой стороны боюсь и не покланяться подножию ног Господа моего, потому что псалом говорит мне: покланяйтеся подножию ногу Его. Я спрашиваю, что такое подножие ног Его, а Писание говорит: земля подножие ног моих. В таком недоумении обращаюсь я ко Христу, потому что Его ищу здесь, и нахожу, как должно покланяться земле, как покланяться подножию ногу Его, не впадая в нечестие. Он восприял от земли землю; ибо плоть от земли, а Он от плоти Марии восприял плоть. А поскольку Он ходил здесь в самой плоти и дал нам вкушать для спасения самую плоть, между тем никто не вкушает сей плоти, если прежде не поклонится ей; то и найдено и то, как покланяться подножию ног Господа, и то, что мы не только не грешим, когда покланяемся ему, но грешим, когда не покланяемся». Бл. Авг. Изъясн. пс. 98: тв. т. 4 с. 799. Антв. 1700. 546 Св. Злат. Бес. на 1 п. к кор. 24: ч. 2 с. 39. Спб. 1858. О свящ. слов. 6: хр. чт. ч. 47 с. 325. 326. Бес. на Матф. 82 : ч. 3 с. 422. М. 1846. Св. Кирил. иер. Тайнов. слов. 5 с. 379. М. 1855. Бл. Авг. Пис. 140 гл. 27: тв. т. 2 с. 339. Антв. 1700. 548 Св. Афанасий: «Покланяемся мы не твари; да не будет сего! Такое заблуждение свойственно язычникам и арианам. Напротив того покланяемся мы Господу твари, воплотившемуся Божию Слову. Если плоть сама по себе и есть часть тварей, но она соделалась Божиим телом. И покланяемся мы таковому телу, не как собственно телу, не отделяя его от Слова, и желая покланяться Слову, не представляем Его далеким от плоти; но, по сказанному выше, зная, что Слово плоть бысть, сие и во плоти явившееся Слово признаем Богом. Посему, кто же будет столько несмыслен, чтобы сказать Господу: «отступи от тела, и поклонюсь Тебе»? Или кто будет столько злочестив, чтобы, по причине тела, сказать Ему с несмысленными иудеями: почему Ты, человек сый, твориши себе Бога ( Ин. 10:33 )? Не таков прокаженный; он поклонился Богу сущему в теле, познал, что это Бог, глаголя: Господи, аще хощеши, можеши мя очистити ( Мф. 8:2 ); не уничижил плоти, в которую облечено было Слово, потому что Оно есть Создатель всея твари, но как в созданном храме поклонился Творцу всяческих, и очистился...

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004    005   006