Арноб. adv. Gent. IV, 36; Епифан. haeres. LXXV, n. 7; Григор. Богосл. слов. надгроб. Кесарию, в Тв. св. Отц. I, 258. 267; Августин. Confess. IX, 13, n. 34. 37; de civit. Dei XX, 9, n. 2.    Calvin, Inst. III, c. 10; Bingham. Orig. eccles. XV, c. 3, § 16.    Поуч. тайнов. V, п. 10, стр. 463.    In Philip. homil. III, n. 4.    ... πς οχι και δι’ μας τ αυτ τοτο ργασεται.... In Act. Apost. homil. XXI, n. 3.    … Hoc enim a patribus traditum universa observat ecclesia, ut pro eis, qui in corporis et sanguinis Christi communione defuncti sunt, cum ad ipsum Sacrificium loco suo commemorantur, oretur… (Serm. CLXXII, n. 2).    Contr. haeres. Аёг. LXX, n. 3.    Привод. y Иоан. Дамаск. в слове об усопших, Хр. Чт. 1827, XXVU, 345.    Завещан., в Хр. Чт. 1827, XXVII, 293.    Афанас. Посл. к антиох., отв. на вопр. 34, в Хр. Чт. 1842, II, 328.    Non ergo mortuis nova merita comparantur, cum pro eis bulli aliquid operantur sui, sed eorum praecedentibus consequentia ista redduntur (Serm. CLXXII, n. 2).    Слов. об усопш. в вере, Хр. Чт. 1827, XXVI, 327—328.    Такое моление свое о скончавшихся напрасною смертию Церковь производит от самих Апостолов (см. Синаксарь в неделю мясопустную).    «Изречения: яко ты воздаси комуждо по делом его, и — всяк пожнет, что посеял, и сим подобные, без сомнения, относятся к пришествию Творца, к имеющему быть тогда страшному суду, и скончанию мира сего; ибо тогда не будет места никакой помощи, и всякое моление будет недействительно. Ибо когда кончится торг, тогда уже поздно заниматься торговлею. Ибо тогда где будут бедные? Где священнослужители? Где псалмопения? Где милостыни? Где благотворения? Итак, прежде наступления оного часа будем помогать друг другу, и любящему братство, человеколюбивому и милосердующему о душах Богу приносить жертвы братолюбия» (Иоан. Дамаск. Слов. об усопш. в вере, Хр. Чт. 1827, XXV, 513).    Прав. испов. ч. I, отв. на вопр. 64—66; посл. восточн. патриарх. о прав. вере чл. 18. Так же учили Марк ефесский, Гавриил филадельфийский и другие православные учителя востока (см. apud Le-Quien, Dissert. Damascen. V, p. LXV-LXVIII). Посему нельзя согласиться ни с теми, которые говорят, будто души, по молитвам Церкви, освобождаются не из ада, а от мытарств, составляющих, таким образом, как бы особое среднее или третье место между небом и адом (см. Камень веры, кн. II, стр. 440 о благотвор. престав. ч. II, гл. 3); ни с теми, которые хотя допускают, что души освобождаются из ада, но признают ад за одно с мытарствами, как особое, среднее место между небом и геенною (Прот. Никольск. О молитве за умерших, стр. 62—94, Спб. 1847). Нельзя согласиться: потому что среднего состояния душ по смерти, третьего места между небом и адом, или геенною, православная Церковь не допускает (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 64. 67. 68).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

– Обычай, по которому совершающий крещение священник представляет священнику, воспринимающему младенца, помазание последнего св. миром, – не имеет основания ни в канонах, ни в практике церковной (Ц.Вед. 1895, 41). – См. выше, 24 примеч. 31) Пред омовением младенца возносится молитва о невидимом освящении и сохранении на новокрещённом «нерушимой духовной печати», ибо при миропомазании, по слову св. Кирилла Иерусалимского , «при помазании видимым миром тела (невидимо) Святым и Животворящим Духом освящается душа» (Тайнов. поуч. 3); в виду этого нечего смущаться тем, что по миропомазании, когда младенцы, лёжа на руках восприемников, ворочаются, часть св. мира остаётся на покровах (Ц.В. 1893, 25). 32) Симеон Солунский описывает этот обряд следующим образом: «Крестившийся соделался сыном света и всецело нескверным и чистым; если он возрастный, то сам держал свещу во славу и знамение Божественнейшего света; а если младенец, то свещу, вместо его, держит восприемник. Между тем клир поет: «Елицы во Христа крестистеся»; Архиерей же радостно берет крещаемого за руку и, составив лик, как бы сликоствуя и веселяся вместе с Ангелами, трижды обходит купель» (см. Нов. Скриж.). 33) В последовании миропомазания, совершаемом вместе с крещением и отдельно от него, каждения не полагается (Ц.В. 1892, 35). 34) Чтение евангелия с положением его на главу крещаемого едва ли возможно, чтение же его лицом к крещаемому – обычно (Ц.В. 1895, 24); но и на этот последний способ чтения указания в Требнике не имеется. 35) Так как после миропомазания сряду совершается и омовение, то молитвословий, предшествующих отпусту, и самого отпуста не бывает, почему они в нашей таблице и поставлены в скобках. 36) В восьмой день после крещения возрастные приходили сами, а младенцы приносимы были другими в церковь для омовения их. Ибо все новопросвещённые до 8-го дня не стирали, а тщательно хранили на себе освящённый елей и св. миро; поэтому же в продолжение 7 дней они не слагали с себя белых одежд, надетых после крещения, и отнюдь не были омываемы, но омывались в 8-й день в церкви руками священников (Нов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

530 Журналы и Протоколы заседаний Предсоборного Присутствия. СПб., 1908. Т. 3. С. 17: «У нас [то есть в Грузии] при каждой церкви существовала монашка-диаконисса, обязанность которой состояла содержать в чистоте и опрятности облачения, утварь и церковь вообще. Ввиду той скромности и застенчивости, каковой с древнейших времен отличались грузинки, институт диаконисс имел у нас громадное значение. Они помогали подносить детей к Причащению, наставляли девиц и женщин, как принимать Св. Причастие, и, вообще, приучали женскую половину прихода к церковности и благочестию. Значение их в приходской жизни было громадное, но и этот институт постепенно упразднили». 532 Лев Философ в своей новелле предписывает крестить здоровых детей на сороковой день, а желающим не запрещает и на восьмой (Zachariae К. Е. von Lingenthal. Ius Graeco-Romanum... T. 3. P. 91); Петр Хартофилакс в своих канонических ответах, написанных в 1092 г., говорит: «Если больно (дитя), то нет срока (для крещения); если же здорово, то спустя 40 дней (после рождения)» ( Σ. V, 369). Между тем, в памятнике IV века в путешествии Сильвии Аквитанской обычным порядком является лишь крещение взрослых (Православный Палестинский сборник. Вып. VII, 2. СПб., 1889. С. 168). 533 Иоанн Златоуст , свт. Беседа 6 на Послание к Колоссянам//Творения... СПб., 1905. Т. 11. Кн. 1. С. 408–409. Ср.: Кирилл Иерус., свт. 2 Тайнов. слово. 3: «Потом, по совлечении хитона, помазаны вы были закл и нательным елеем от верхних власов на голове до ног» (Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. Сергиев Посад, 1893. С. 286; PG. XXXIII). 535 Так он пишет патриарху Александрийскому Марку: «В древности чин диаконисс признавался канонами и они имели место в алтаре, но нечистота месячных очищений ( τν μμνων κκωσις) изгнала это служение из божественного и святого алтаря» ( Σ. IV, 477). То же повторяет и Властарь: «А запрещено (диакониссам) последующими отцами и входить в него (алтарь) и проходить относящееся до сего служение по причине непроизвольного месячного очищения» (Властарь. Синтагма, буква γ, 11; Σ. VI, 172).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Жития святых Сщмч Николай Казанский, пресвитер (1942) 19.10.2021 23:01 Революция застала отца Николая, когда он был клириком Александро-Невского кафедрального собора в городе Симферополе. В 1922 году отец Николай был арестован вместе с архиепископом Никодимом (Кротковым) и другими священниками за протест против изъятия богослужебной утвари. По групповому " Делу крымского духовенства " его приговорили к 3 годам тюремного заключения. С 1922 по 1925 год священномученик находился в городской тюрьме в Нижнем Новгороде. Выйдя на свободу, священник вновь стал служить в Симферополе. Он открыто проповедовал против обновленчества, и вскоре последовал новый арест. Несколько лет отец Николай провел в заключении. В начале 30-х годов он вернулся в Симферополь и служил во Всехсвятской церкви. Он вел переписку с бывшим Таврическим архиереем Димитрием (Абашидзе) и получал от него ценные духовные советы и наставления. Отец Николай объединил вокруг себя наиболее твердых и верных священнослужителей и мирян и руководил их духовной жизнью. С 1932 года он стал ближайшим помощником епископа Порфирия (Гулевича), их объединяло совпадение взглядов на духовную и общественную жизнь. В это время в храм, где служил отец Николай, устроился на работу староста Николай Тайнов, секретный сотрудник НКВД, который доносил властям на священнослужителей и прихожан. Вскоре отца Николая арестовали в третий раз. Его продержали в тюрьме 3 месяца. Вернувшись в церковь, отец Николай рассказывал прихожанам о гонениях на Церковь, о творящихся беззакониях, о том, что обновленцам помогает НКВД. За каждым богослужением он призывал молиться о всех владыках, священнослужителях и мирянах, томящихся в лагерях и тюрьмах. Об этих беседах и проповедях церковный староста сообщал в НКВД. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2021/10/19/23-0...

1199 Поуч. тайнов. IV, п. 2, стр. 454. 1200 Поуч. тайнов. 1, п. 7, стр. 440. 1201 Catech. cap. XXXVII. 1202 De fide IV, 10, n. 124. 1203 De myst. IV, n. 50; cfr. n. 54. 1204 In Matth. XXVI, 26 (ap. Possin. Caten.). 1205 Точн. изл. прав. веры IV, гл. 13, стр. 252. 1206 In Iohan. VI. 1207 In Магс. XIV. 1208 In Matth. XXVI, 28. Cfr. Panopl. P. 11, Titl. 20. 1209 Златоуст. de coen. et cruc. n. 3; Амвр. de sacram. IV, n. 16. 17. 1210 Амвр. de Sacram. IV, 4, n. 15; Дамаскин. Точн. изл. пр. веры IV, 13. 1211 Амвр. de Myst. IX, n. 53; Дамаск. — тем же. 1212 Кирил. иерус. поуч. тайнов. IV, п. 2; Амвр. de myst. IX, n. 50. 1213 Иоанн. Дамаск. Точн. изл. пр. веры IV, 13, стр. 252. 1214 «Причащайся пречистого владычного тела с полною верою, несомненно зная, что ты всецело вкушаешь самого Агнца» (св. Ефрем. Сирин. Opp. Graec. Т. III, р. 424, ed. Assemani Rom. 1746). 1215 «Тело Господа новым способом соединяется с нашими телами, и чистейшая кровь Его вливается в наши жилы: весь он вселяется во всех нас, по благости своей» (св. Ефрем. Сир. loc. cit.). 1216 Иоанн Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 13, стр. 255. 1217 Собор. Трулл. прав. 52; Лаодикийск. прав. 49. 1218 Const. Apost. VIII, 13; Евсев. Церк. истор. VII, гл. 44; Златоуст. Epist. ad Innocent. n. 3; Собор. Никейск. 1, прав. 13. 1219 Иустин. Apolog. 1, n. 67; Евсев. церков. ист. V, 44. 1220 Киприап. Epist. ad Cornelium LIV. 1221 Златоуст. о священстве VI, 4. 1222 Тертулл. de orat. c. 14; ad uxor. 11, 5; Киприан. de laps. 381; Амврос. orat, funebr. in Statyrum; Августин. contr. Julian. op. imperf. III, 154. 1223 Bac. велик. письм. 93 в Кесарии. 1224 Ha 1 Коринф. бесед. XXV, 5. 1225 De Spir. Sancto XII, 11, n. 78. 79. 1226 In Ps. XCVIII. 1227 Точн. Излож. прав. веры III, гл. 8, стр. 159; снес. IV, гл. 3, стр. 225. 1228 εραρχος … ιερουργε τα θειτατα . О церк. иерарх. гл. III, л. 3, § 10. 1229 υχαριστσαντος δ του προεσττος … Apolog. 1, 65. 1230 Nec de aliorum manu, quam de praesidentium sumimus. De coron. milit. c. 3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

1268 Perrone, Ibid. n. 215. 1269 Perrone, Praelect. Theolog. Tract. de Euchar. P. 1, c. III, prop. IV, n. 192. 1270 Ibid. n. 189. 191. 1271 Иустин. Apolog. 1, n. 85 (см. выше примеч. 1258). Cfr. Baronii Annal. eccles. T. V, ad an. CCCCIV. 1272 Бароний пишет: habes id quoque probatum auctoritate S. Gregorii, Rom. pontificis, quum ait (Dialog. III, c. 36), in navi portasse navigantes Christi corpus et sanguinem (Annal. eccl. loc. cit.). Кардинал Бона то же самое подтверждает касательно пустынников (Rer. liturg. II, c. 18, n. 11), где, в частности, указывает на пример препод. Марии египетской, удостаившейся приобщиться в пустыне и тела и крови Господней из рук препод. Зосимы (см. Чет. Мин.). 1273 Perrone, loc. cit. n. 190. 1274 Кир. иерус. поуч. тайнов. IV, n. 3; Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 13; Максим. исповед. Mystag. c. XXI. 1275 Златоуст. на Матф. бесед. IV, п. 9; Дамаск. Точн. изл. прав. веры, кн. IV, 13. 1276 Иустин. Apolog. 1, 65; Златоуст. in Johann. homil. XLVI, n. 3; Кирил. алекс. in Genes. Glaphir. lib. 11. 1277 Киприан. Epist. LIV ad Cornel.; Златоуст. in Johan. homil. XLVI, n. 3; Амврос. in Luc. lib. VIII, n. 51. 1278 Амврос. in Ps. XLIII Enarr. n. 36; Kup. алекс. in Johan. IV, 36. 1279 Собор. Трулл. прав. 28; Амврос. de Sacram. IV, 6. n. 28; V, 3, n. 17. 1280 Киприан. Epist. LXIII ad Caecil.; Кирил. Иерус. поуч. тайнов. IV, n. 6; Собор. Трулл. прав. 23. 101: «ядущий и пиющий Христа непрестанно преобразуется к вечной жизни, и душу и тело освящая приобщением Божественной благодати». 1281 Киприан. Epist. LIV; Златоуст. in 1 Corinth. homil. XXIV. 1282 Игнат. Богонос. посл. к Ефес. п. 20, в Хр. Чт. 1821, 1, 42. 1283 Ирин. adv. haer. IV, 18, n. 4. 5; снес. Иустин. Apolog. 1, 66; Клим. Алекс. Paedag. 11, 2; Григор. нисск. Catech. с. 37. 1284 Амвр. in Luc. lib. X, n. 49. 1285 Luther. Captiv. Babyl. t. II, fol. 283; Calvin. Inst. IV, 18, n. 1 squ.; Zwingl. de canon, missae epichr. vol. III, p. 100, ed. Schul. et Schutt. 1286 Ириней adv. haer. IV, 17, n. 5; Иустин. Dialog. cum Tryph. d. XLI; Ипполит. de charism. c. XXVI; Евсев. Demonstr. Evang. 1, 10; Златоуст. adv. Jud. orat. V, n. 12; Феодорит. in Mulach. 1, 11.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

209 Так совершилось оглашение Бургундцев (Сократ II. Е. 7, 30). По описанию мученичества Св. Лонгина, Виктора и Александра стражи темничные в одну и ту же ночь были и оглашены и крещены (Ruinarti Acta Mart. sincera). То же сокращение у Епифания для одного Еврея 28). 213 Кирилл Иер. «После того, как снял ты ветхие одежды и облекся в духовные белые ( τ πνευματικα λευκ) ты должен быть одет в белое… должен иметь в себе то, что истинно бело, светло и духовно». Тайнов. 4 оглаш. § 8. То же у Сократа (Н. Е. 5, 8), Созомена (H. Е. 7, 8), Григория Наз. (Orat. 39), Иеронима (Ep. 128, Ep. 57). См. Павлин, in 12. Epist. Ad Severum. Unde parens sacro ducit de fonte sacerdos infants niveos. Corpora, corde, habitu. 214 Homilia ad haptizandos; о том же у Григория Наз. Orat. 23. De Herone. В древнем готоском служебнике (у Ассевина Cod. Liturg. 2. p. 36): baptizati et in Chrismo coronati. 215 Памятники стр. 181. То же Савва, который прибавляет о правой руке: «едину руку правую долонь в знаку», т. е., как кажется, положенную навзничь, стр. 198. У Кирилла Иерус. (Тайнов. Оглаш. 3. § 4) говорится о помазании чела, ушей, ноздрей и груди. В позднем греч. Служебнике прибавляется помазание рук (а не руки) и ног. 219 «Если кто, бы крещен в латинскую веру, захочет присоединиться к нам: пусть ходит в церковь 7 дней; а ты сперва нареки ему имя, потом совершай 4 молитвы на день, которые должны повториться до 10 раз; мяса не давай ему, равно и молока, как оглашаемому. В осьмой день пусть вымоется и прийдет к тебе, и сотвори ему молитвы по обычаю; пусть оденется он в чистые одежды, и наденет на него христианские ризы и венец, и таким образом помажет его миром, и дай ему свечу. – А на Литургии дашь ему Причастие и так будешь держать его, как и новокрещенного, если можно, до 8 дней». Памятн. Стр. 175. 223 «Всегда же служи треми проскурами: едину великую прежде доры выйти, идеже мертвый не вменяется, а он две за упокой» стр. 173. 224 В служебнике Софийской Б. XIII также нет счета просфор, а из Чина видны следующие пять: Ангец, Богородичны, Святых, за здравие, за упокой. См. Христ. Чт. 1836 г. ч. 4 стр. 93, 94.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

537 Св. Иппол. муч. Толк. на кн. Притчей: Ламин. Полн. курс. патр. т. 10 с. 627. Пар. 1857. Св. Злат. Бес. на 1 п. к кор. 24: ч. 2 с. 39. Спб. 1858. Бсс. на п. к ефес. 3 с. 49. 50. Спб. 1858. Бес. на ев. Матф. 50 : ч. 2 с. 358. М. 1846. Бес. на п. к рим. 8 с. 183. М. 1855. Слов. прот. оставл. церк. собран.: хр. чт. 1841 г. ч. 1 с. 55. Бес. О пок. 6: слов. т. 2 с. 376. Спб. 1850 г. Св. Григ. двоесл. Собесед. кн. 4 гл. 58 с. 372–373. Каз. 1858. Бес. на еванг. 22: ч. 2 с. 21. Спб. 1860 538 Евсев. О жизн. бл. ц. Конст. кн. 4 гл. 45 с. 263. Спб. 1850. Св. Вас. вел. Литург. с. 141. К. 1856. Св. Кирил. иер. Тайнов. слов. 5 с. 374. М. 1855. Св. Злат. Литург. с. 135. К. 1859. Бл. Авг. Пис. к Бониф. чл. 9: тв. т. 2 с. 202. Антв. 1700. Св. Григ. двоесл. Бес. на еванг. 37: ч. 2 с. 358. Спб. 1860. Собесед. кн. 4 гл. 58 с. 372. Каз. 1858. VI всел. собор. прав. 28: кн. прав. с. 78. Спб. 1843. 539 Св. Кирил. иер. Тайнов. слов. 5 с. 374–375. М. 1855. Св. Злат. Бес. на деян. ап. 21: ч. 1 с. 390. Спб. 1856. Бл. Авг. Бес. на слова ап. 32: воскр. чт. XI, 466. Сн. Богосл. облич. т. 2 § 217. Каз. 1859. 543 Кроме сего, они принесли Ему дары: злато, как царю, ливан, как человеку, смирну, как Богу. Пр. Иерон. Толк. на ев. Матф.: тв. т. 4 ч. 1 с. 9. Пар. 1706. 544 По евангелию не видно, чтобы апостолы поклонились евхаристии на тайной вечери? Справедливо. Но поклонение не есть повержение на землю, которое составляет одно из проявлений его во вне: оно бывает, как справедливо говорят и лютеране, в духе; а что на тайной вечери апостолы поклонились евхаристии в духе, в этом мы не дерзаем сомневаться: ибо им подал Спаситель свое тело и кровь, а они исповедывали, что Он есть Христос, Сын Бога живого ( Мф. 16:16 ). 545 Св. Амвр. мед. О Св. Дух. кн. 3 гл. 11: тв. т. 2 ч. 1 с. 794–795. Пар. 1845. «Смотрите, братия, чему повелевает нам псалмопевец покланяться (adorare). В другом месте Писаний говорится: небо престол мой, земля же подножие ног моих ( Ис. 66:1 ). Значит, он повелевает нам покланяться земле, потому что в другом месте сказано, что такое – подножие ног Божиих? Но как поклонимся мы земле, когда Писание ясно говорит: Господу Богу твоему поклонишися (adorabis: Втор. 6:13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   Perrone, loc. cit. n. 190.    Кир. иерус. поуч. тайнов. IV, n. 3; Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 13; Максим. исповед. Mystag. c. XXI.    Златоуст. на Матф. бесед. IV, п. 9; Дамаск. Точн. изл. прав. веры, кн. IV, 13.    Иустин. Apolog. 1, 65; Златоуст. in Johann. homil. XLVI, n. 3; Кирил. алекс. in Genes. Glaphir. lib. 11.    Киприан. Epist. LIV ad Cornel.; Златоуст. in Johan. homil. XLVI, n. 3; Амврос. in Luc. lib. VIII, n. 51.    Амврос. in Ps. XLIII Enarr. n. 36; Kup. алекс. in Johan. IV, 36.    Собор. Трулл. прав. 28; Амврос. de Sacram. IV, 6. n. 28; V, 3, n. 17.    Киприан. Epist. LXIII ad Caecil.; Кирил. Иерус. поуч. тайнов. IV, n. 6; Собор. Трулл. прав. 23. 101: «ядущий и пиющий Христа непрестанно преобразуется к вечной жизни, и душу и тело освящая приобщением Божественной благодати».    Киприан. Epist. LIV; Златоуст. in 1 Corinth. homil. XXIV.    Игнат. Богонос. посл. к Ефес. п. 20, в Хр. Чт. 1821, 1, 42.    Ирин. adv. haer. IV, 18, n. 4. 5; снес. Иустин. Apolog. 1, 66; Клим. Алекс. Paedag. 11, 2; Григор. нисск. Catech. с. 37.    Амвр. in Luc. lib. X, n. 49.    Luther. Captiv. Babyl. t. II, fol. 283; Calvin. Inst. IV, 18, n. 1 squ.; Zwingl. de canon, missae epichr. vol. III, p. 100, ed. Schul. et Schutt.    Ириней adv. haer. IV, 17, n. 5; Иустин. Dialog. cum Tryph. d. XLI; Ипполит. de charism. c. XXVI; Евсев. Demonstr. Evang. 1, 10; Златоуст. adv. Jud. orat. V, n. 12; Феодорит. in Mulach. 1, 11.    См. литургии св. Василия великого и св. Иоанна Златоустого, также — Renaudot. Liturg. Orient. T. I, II; Asseman. Cod. Liturg. eccles. univ. T. V.    См. выше примеч. 1194 и снес. прав. 18 этого Собора.    См. выше примеч 1195.    Прав. 28. Снес. прав. 3 и 32.    См. выше примеч. 1196.    Epist. ad Philadelph. c. IV; cfr. ad Magnes, c. VIII; ad Epbes. c. V.    Dialog. cum Tryph. n. CXVII; cfr. n. XLI.    Adv. haer. IV, 17, n. 5; cfr. 18, n. 4.    De charism. c. XXVI, in Galland. T. II, p. 512.    Epist. LXIII ad Caecil.    In Chr. resurr. orat. 1, Opp. T. III, p. 389, ed. Morel.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   Васил. велик. письм. к Кесарии 93 (в Тв. св. Отц. X, 219); Епиф. Ancorat. n. 57; Исид. пел. lib. III, Epist. 364; Иерон. in Malach. 1, 7, in Ezech. XLI; Август. de trinit. III, 10; contr. Faust. XII, 10.    Феодор. in Cantic. III, II; in Epist. V, 29; Kup. Алекс. in Joann. XX, 27; adv. Nestor. IV, 5. 6; Лев вел. Epist. LIX ad Cler. et popul. Constantinop. c. 11.    «Сказав: сие есть тело мое, показывает, что освящаемый в таинстве хлеб есть самое тело Господа, а не образ (ουχ ανττυπον). Ибо не сказал: сие есть образ, но — сие есть тело мое; таинственным действием претворяется, хотя нам и кажется хлебом» (на Матф. XXVI).    Дидим. Алекс. in Ps. XXXIX, 7; Феодор. геракл. in Ps. XXII, 5; Феофил. Алекс. Lit. Paschal. an. 401, n. XI; Петр. Хрисолог. Serm. XXXIV; Леонт. Иерус. adv. Nestor. VII, 3 (in Mai. T. IX) и др.    Gelas, Cyzicen. Comment. in Acta Concil. Nic. c. XXXI, Diatyp. 5.    Concul. Ephes. P. II, Act. 1 (р. 121 ар. Binium). Cfr. Кир. Алекс. Орр. T. V, Р. 11, р. 72, Lutet. 1638.    Concil. Nic. II, Act. VI, Lect. Epiphan Diac.    Bona, Rer. liturg. 1, c. 8 et squ.; Renaudot. liturg. oriental. collectio, Paris. 1685; Asseman. cod. liturg. eccl. universae, Rom. 1749; Murator. liturgia Romana vetus, Wenet. 1748: Diss. de orig. liturg. c. 1.    Слово: пресуществление, μετουσωσις, transsubstantiatio, выражающее совершенно ту же самую мысль, начало входить в употребление на западе с половины XI века, а на востоке с XV, когда встречается оно у Геннадия, константинопольского патриарха (Досифея, патриарха иерусал. Κατα καλβνων, стр. 74. 75). С того времени слово это, как правильно и весьма сильно выражающее мысль догмата, стало постоянно употребляться православною Церковию наравне со словом: преложение (см. Прав. исп. веры ч. 1, отв. на вопр. 56; Посл. восточ. патр. о прав. вере чл. 17; чин архиер. присяги, и др.).    Поуч. тайнов. IV, п. 2, стр. 454.    Поуч. тайнов. 1, п. 7, стр. 440.    Catech. cap. XXXVII.    De fide IV, 10, n. 124.    De myst. IV, n. 50; cfr. n. 54.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   001    002    003    004   005     006