1121 Сосуд, в котором крестят, называется купелью, потому что крещение именуется просвещением, а Господь Иисус даровал прозрение слепорожденному при купели Силоамской, и что, может быть, первые из обратившихся ко Христу в день Пятидесятницы крестились в сей самой купели овчей, и при которой много раз видели чудесные силы Спасителя над людьми ( Ин.5:9, 11 ) (О таинствах преосвящ. Игнатия, Архиеп. Воронежск. и Задонск., 1863 г., стр. 96). 1122 Об освящении елея при крещении читаем в Требнике м. Петра Могилы «Елей к помазанию оглашенных не от епископа, но от иерея освящается; сего ради да тщится иерей всегда свежий имети елей к освящению, да не един и той же дважды или множественне освятит, но елижды крат крестити будет, иную да освятит» (Требн. м. Петра Могилы , 1646 г., о св. мире и елее, стр. 16). Подобное правило изложено в Служебнике касательно вина и елея, благословляемых на бдении (см. выше). Итак, если при крещении в многие дни подается один и тот же елей несколько раз, то молитва для благословения сего елея читается только при крещении в первый из сих разов. 1123 Елей называется елеем радования, потому что посредством него крещаемый как ветвь, отторгнутая от дикой маслины, прививается к доброй маслине – Иисусу Христу (Кир. иер. 2-е тайнов. поуч.). 1124 В древних изданиях Потребников (см. выписки из них в книге: Истин. древн. и истин. Прав. Хр. Церковь , ч. II, стр. 335) сказано: «помазуя маслом, творит кресту знамение на челе, на очию, на ноздрях, на устнах, на скраниях и на обе уши, на персях и на руках, на дланех, по обе стороны, и на сердцы, на главе, на тылу, и на плечию и между рам, на ногах, на коленях и на плесницах. И на коемждо помазании глаголя: помазуется раб Божий (имя рек) маслом возрадования, во имя Отца, и Сына, и Святого духа, аминь». Упрекают православных за то, что будто бы ныне Требник в нашей Православной Церкви не велит помазывать всех означенных частей тела. Неправда. Он не говорит только подробно, а между тем ясно говорит: «И егда помажет все тело» и так далее (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Это мешает науке, как поиску истины в сотворенном мире, вернуться в то лоно, где началось познание человека как правильное именование явлений мира, как внутреннее познание сущности этих явлений под непосредственным руководством Бога. Но освободившись от кандалов такого мышления и возвратившись в лоно своего подлинного зарождения, наука перестанет существовать в качестве метода познания феноменов природы, перестанет быть просто статистикой, учитывающей явления для дальнейшего их использования, а станет частью целостного мудрого познания природы, как утробы зарождения жизни во времени и созревания ее для Вечности. Иначе говоря, наука должна обновиться и в каком-то смысле должна перестать быть наукой, - в том ее качестве, в котором существовала до этого времени. Иначе она будет обречена служить разрушению мира, а не его созиданию. Примечания: Вертьянов С. Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2007. С.85-88. Вертьянов С. Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2007. С.77-83. Голубчиков Ю.Н. Катастрофы в истории земли и человека. «Белый город». М., 2009. C..101-102. Stark D. Vegleichende Anatomie der Wirbeltiere. Bd.2. Berlin-Heidelberg-New York. 1979. P.328/ Lewin R.//Sience.1981. 212:4502. June 26/ Gould S.J.//Natural History. 1977. Vol. 86. No. 5. May. Вертьянов С. Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2007. С.64-65. Дронов Михаил, протоиерей. «Наука или метафизика». ЖМП. за 2011 год. С.86-88. Вертьянов С. Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2007. С.64 См. Тайнов Э.А. Трансцендентальное. Очерк православной метафизики. Мартис-Пресс, М., 2002. Христианство и наука. Сборник докладов конференции. М., 2005. С.101. WWW.FINALBIBLE.COM. В.Д. Плыкин. " Научная модель вселенной указала на апокалипсис, механизм которого уже запущен... " Афанасий Великий, святитель. Творения./Слово 2 на ариан. М., 1994. T.II. С.325.

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/25/...

Наконец вы сподобляетесь принятия страшных Таин Христа и Бога нашего. «Со всею уверенностию, – говорит святой Кирилл Иерусалимский , – будем причащаться сего и как Тела Христова, и как Крови Христовой; потому что под образом хлеба дается тебе Тело, и под образом вина дается тебе Кровь, чтобы, причастившись Тела Христова и Крови Христовой, соделаться тебе стелесником (одним телом) и единокровным Христу. Так делаемся мы Христоносцами, потому что Тело и Кровь Христовы сообщены нашим членам. Так, по словам блаженного Петра, бываем Божественного причастницы естества ( 2Пет. 1, 4 ). Некогда Христос, беседуя с иудеями, сказал: аще не снесте Плоти Моей, ни пиете Крове Моей, живота не имате в себе ( Ин. 6, 53 ). Они же, не с духовным разумением выслушав сказанное, соблазнились и идоша вспять ( Ин. 6, 66 ), думая, что предлагает им в подлинном смысле ядение плоти (то есть тела)... Посему взирай не просто как на хлеб и как на вино: потому что, по Владычнему изречению, они – Тело и Кровь Христовы. Хотя чувство и представляет тебе хлеб и вино, но да укрепляет тебя вера. Не по вкусу суди о вещи, но верой несомненно удостоверься, что сподобился ты Тела и Крови Христовых... Дознав это и удостоверившись, что видимый хлеб есть не хлеб, хотя и ощутителен по вкусу, но Тело Христово, и что видимое вино есть не вино, хотя и подтверждает то вкус, но Кровь Христова, и что о сем древле сказал, псалмопевствуя, Давид: и хлеб сердце человека укрепит, умастите лице елеем ( Пс. 103, 15 ), – укрепляй сердце, причащаясь его как хлеба духовного, и умащай лице души своей. О если бы тебе, имея лице сие откровенным, в чистой совести славу Господню взирающе, восходить от славы в славу ( 2Кор. 3, 18 ) о Христе Иисусе, Господе нашем! Ему честь, и держава, и слава во веки веков! Аминь (4 Тайнов. Слово, § 3, 4, 6, 9). Беседы о Молитве Господней Начальные слова молитвы (призывание) Сегодня, с помощью Божией, мы начнем беседы о Молитве Господней. Название «Молитва Господня» дано той молитве, которая начинается словами Отче наш.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Потом миропомазаны уши, чтобы приобрести вам уши, способные внимать Божественным Таинам, уши, о которых сказал Исаия: и приложи ми Господь ухо, еже слышати (см.: Ис. 50, 4 ), и Господь Иисус говорил в Евангелии: имеяй уши слышати, да слышит ( Мф. 11, 15 ). Потом миропомазаны ноздри, чтобы, восприяв на себя Божественное миро, сказать вам: Христово благоухание есмы Богови в спасаемых ( 2Кор. 2, 15 ). После сего миропомазаны перси, чтобы, оболкшеся в броня правды... вам стати противу кознем диаволским ( Еф. 6, 14. 11 ). Ибо как Христос, исшедши по Крещении и наитии Святаго Духа, поборол сопротивника, так и вы, по священном Крещении и таинственном Помазании, облекшись во всеоружие Святаго Духа, противостаньте сопротивной силе и поборайте ее, говоря: вся могу о укрепляющем мя Христе ( Флп. 4, 13 ). Сподобившись сего святого Миропомазания, именуетесь вы христианами (то есть помазанными), оправдывая имя это возрождением. Ибо прежде, нежели сподобились вы этой благодати, не были в подлинном смысле достойными и этого наименования, но приближались только к тому, чтобы вам быть христианами» (3 Тайнов. Слово § 2–5). По принятии великих Таинств Крещения и Миропомазания вы соединились со Христом. Поэтому после этого мы обходим купель трижды в честь Святой Троицы с пением: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, то есть: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Тал. 3, 27), соединились с Ним. Круг – это символ вечности. Да будет же и ваше соединение со Христом на веки вечные! После этого читается Послание к римлянам, гл. 6, ст. 3–11, и Евангелие от Матфея, гл. 28, ст. 16 и до конца, а затем молитвы на омовение (смывание) мира, потому что священное миро не должно быть стерто одеждой или чем-либо. В молитвах мы просим, чтобы в миропомазанных всегда озарялись сердца светом лица Господнего, чтоб щит веры был неуязвим от врагов, чтоб одежда нетления пребыла бы чистой, печать неповрежденной и обручение было неокраденным. По омывании крещаемые постригаются во имя Отца и Сына и Святаго Духа, то есть волосы головы остаются в храме как залог посвящения Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Помогают ли душам умерших возносимые за них молитвы и раздаваемые за них милостыни (Слово Иоанна Дамаскина об усопших. Прол. Июля 26) Св. Афанасий Великий в слове об усопших, между прочим говорит: " Если кто умрет в благочестии, не отказывайся помолиться за него Христу Богу и свечу, и елей к гробу его принеси. Все это приятно Богу и облегчит участь усопшего... Бескровная жертва и к нищим благотворение много помогут ему " . Так учит отец Церкви о пользе для души почившего молитвы и милостыни. Но так ли все это есть на самом деле? Что молитва об умерших помогает последним, видно из слов св. Макария Александрийского, Кирилла Иерусалимского и Василия Великого. Макарий Александрийский говорит: " Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует она от разлучения с телом. ( " Воскр. Чт. " , 1841 г., 43, стр. 390). Кирилл Иерусалимский пишет: " Превеликая польза будет душам, о которых моление возносится в то время, как святая предлежит и страшная жертва " . (Тайнов. поуч. 5, гл. 9). Наконец, о пользе молитвы для умерших учит и св. Василии Великий. В молитвах Пятидесятницы он говорит, что Господь сподобляет принимать от нас молитвенные умилостивления о иже во аде держимых, с надеждою для них мира, ослабления и свободы. Что касается пользы для умерших милостыни, то сие видим из следующего: Кир Лука рассказывает: когда составлялось общежительное братство, то к нему пришел родной его брат. Приняв чин Ангельский, он провел, однако же, жизнь свою в крайнем небрежении и, не исправленный ни советами, ни слезами своего брата, умер. Сердобольный и попечительный старец не переставал молиться об умершем, прося Бога открыть ему его участь. Находясь же в молитве, он однажды увидал душу брата своего в руках бесовских; в ту же пору послал он некоторых из братии тщательно осмотреть келию умершего. Посланные нашли золото и дорогие вещи, которые тотчас же приказал старец отнести в. ближней город и раздать бедным и нищим. Сделавши это, старец опять стал на молитве и увидел судилище Божие и Ангелов света, спорящих с бесами за душу брата. Бесы вопияли: Ты праведен, так суди же; душа наша, ибо она творила дела наши. Ангелы говорили, что она избавлена милостынею, розданною за нее. Бесы противились и восклицали: " Не сей ли, - указывая на самого Кир Луку, - старец? " Но подвижник отвечал: " да, я сотворил милостыню, но не за себя, а за сию душу " . Бесы исчезли, и душа была освобождена от них. ( " Воскр. Чт. " , 1841 г., февр. 2, стр. 386, 43).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Моление о недугующих . Желательно было бы введение в употребление весьма редко совершаемого теперь моления о болящих на сугубой эктении. Желательно, чтобы прошения об Исцелении болящих и молитва о том священнослужителя после ектеньи возглашаемы были не по заказу, а по собственному почину пастыря, в случае болезни такого лица, о котором готова помолиться вся приходская церковь . Моление об усопших Ещё настоятельнее требует исправления в богослужении дело поминовения усопших. Когда диакон читает диптихи у престола Божия в то время, как на престоле «святая предлежит и страшная жертва» (Кирилл Иерус. «Тайнов. поуч.»), и когда диакон приглашает всех верующих вознести моление о усопших (заупокойная ектенья), это не было в древности бессмысленным чтением никому неизвестных имен. Не должно быть допускаемо это и ныне; пусть возглашаются имена государей, архипастырей местной церкви и тех, о которых Церковью (Святейшим Синодом) заповедано моление по всем храмам Церкви русской (о Филарете и Иннокентии – митрополитах Московских), вообще – имена тех, о которых сознательно может молится вся приходская церковь (например, о новопреставленных прихода). Поимённое же поминовение родственников и знакомых (чтение поминаний) должно быть предоставлено самим верующим, которые могут знать, кто воспоминается под тем или другим именем; для этого верующим должен быть предоставлен доступ в предложение, т. е. к жертвеннику, чтобы верующие – мужи и жены, подавая свои приношения (просфоры), сами могли поимённо поминать, кого пожелают, живых и умерших; тогда только поимённое поминовение будет иметь свой смысл и действительное значение. Для того желательно восстановление древнего устройства храмов, когда «предложение» было частью храма, отделённой от алтаря, т. е. той части, где стоит св. престол и куда соборными правилами воспрещен доступ не только жёнам (Лаод. 44-е), но и вообще непосвящённым, т. е. мирянам (Лаод. 19-е), за исключением царя (VI Всел. Соб. 69-е). До восстановления же древнего устройства храмов, пока жертвенник находится в самом алтаре, он мог бы быть отделяем от престола завесой. Моление о царе

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   II. Св. отцы учат об евхаристии так:    а) Св. Игнатий Богоносец говорит: „они (докеты) удаляются от евхаристии и молитвы, не исповедуя, что евхаристия есть плоть нашего Спасителя И. Христа, пострадавшая за грехи наши, которую Отец воскресил по благости» (Epism. ad Smyrn. n. 7).    б) Св. Иустин Мученик: „мы приемлем сие (евхаристию) не как простой хлеб, и не как простое питие, но, каким образом И. Христос – Спаситель наш, воплотившись Словом Божиим, имел для спасения нашего и плоть и кровь, таким же образом, (научены мы), и пища сия, над которою произнесено благодарение молитвою Слова Его, по преложении питающая нашу кровь и плоть, есть плоть и кровь того же воплотившегося И. Христа» (Apolog. 1, п. 61, в „Хр. Чт.“, 1825, XVII, 99).    в) Св. Ириней: „как земной хлеб, чрез призывание на него Бога, уже не есть обыкновенный хлеб, но евхаристия, состоящая из земного и небесного: так и тела наши, приобщаясь евхаристии, уже не суть тленны, но имеют надежду воскресения» (Adv. наег. IV, с. 34).    г) Св. Кирилл Иерусалимский: „хлеб и вино евхаристии, прежде святого призывания покланяемые Троицы, были простым хлебом и вином; по совершении же призывания хлеб соделывается телом Христовым, а вино бывает кровию Христовою» („Поуч. тайновод.“, 1, п. 7, стр. 440 по рус. перев.). Он же в другом месте говорит: „когда Сам Христос объявил и сказал о хлебе: сие есть тело Мое, После сего кто уже осмелится не веровать? И когда сам уверил и сказал о чаше: сия есть кровь Моя, кто тогда усумнится и скажет, что сие не кровь Его? Он в Кане Галйлейской некогда воду претворил в вино (Иоан. II:1, 10), сходное с кровию: и не достоин ли веры, когда вино в кровь претворяет? Если, зван быв иа брак телесный, совершил Он сие преславное чудо: не паче ли, даровав сынам брачным (Матф. IX:45) Свое тело и кровь Свою в наслаждение, требует исповедания нашего? Почему со всякою уверенностию приимем сие, как тело и кровь Христову. Ибо во образе хлеба дается тебе тело, а во образе вина дается тебе кровь, дабы, приобщився тела и крови Христа, соделался ты Ему стелесным и скровным, ибо таким образом бываем и христоносцами, когда тело и кровь Его сообщится нашим членам. Такь, по словам блаженного Петра, бываем Божественного естества причастницы (2 Петр. I:4)... Итак, хлеб и вино (в евхаристии) не разумей простыми: ибо оные тело суть и кровь Христова, по изречению Владыки. Ибо, хотя чувство тебе и представляет сие, но вера да утверждает тебя. Не по вкусу рассуждай о вещи, но от веры будь известен без сомнения, что ты сподобился тела и крови Христовы» („Поуч. тайнов.“, IV, п. 1, 2, 3 – 6, стр. 434 – 456).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Всякое оставшееся от покойника вещественное наследие не дает сердцу вкушать живого общения с ним, это дает единственно молитва: всякое другое слово памяти, посвящаемое почившему, не достигнет той страны, где он пребывает; а молитвенное поминовение достигнет и оросит душу умершего, как роса – жаждущую землю. Итак, вот где начало и основание молитвы за почивших: в прирожденном стремлении душ человеческих к взаимному общению и в том, что самое действительное средство этого общения есть взаимная молитва. И св. Церковь , освящающая и возвышающая всё доброе человеческое, повелела нам поминать покойников, обратив таким образом естественную потребность сердца человеческого в положительную заповедь. Истинно по-матерински св. Церковь поступила с нами и в этом, как поступает она и во всём. В наши дни, когда заботятся более о временной и земной памяти, а не о памяти небесной и вечной, многие христиане обходятся без церковных поминовений: считают лишним даже в нарочитые дни памяти своих отшедших отец и братий творить о них моление. Такие непамятолюбивые христиане не имеют не только веры, но и любви к своим присным… Но послушаем, что говорят богоносные отцы об этом высоком предмете. «Знаю, учит св. Кирилл Иерусалимский , многие рассуждают так: какая польза может быть душе, если она поминается в молитве? Ответствую на сие примером. Что, если бы какой царь послал досадивших ему в изгнание, а потом принимающие в них участие, сплетши венец, принесли бы оный царю за подвергшихся изгнанию, то не облегчил ли бы царь участи изгнанников? Таким же образом и мы, принося Богу моления за усопших, не простой венец сплетаем, но Христа за грехи наши закланного приносим, умилостивляя Человеколюбца Бога за живых и усопших» (Тайнов. поучен. 5). «Не напрасно, говорит вселенский святитель Златоустый, узаконено апостолами творить пред страшными тайнами поминовение об усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние. Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: всё это установил Дух Святый, желая, чтобы мы получили пользу друг чрез друга» (Бес.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

25) Иоанн Златоуст т. 2, стр. 417: «Предстоит Христос и теперь. Кто учредил ту трапезу, Тот же теперь устрояет и эту. Не человек претворяет предложенное в тело и кровь Христову, но Сам распятый за нас Христос. Представляя Его образ, стоит священник, произносящий те слова; а действует сила и благодать Божия. Сие есть тело Мое, сказал Он. Эти слова претворяют предложенное, и как то изречение: раститеся и множитеся и наполните землю ( Быт.1:28 ), хотя произнесено однажды, но в действительности во все время дает нашей природе силу к деторождению; так и это изречение, произнесенное однажды, с того времени до ныне и до Его пришествия делает жертву совершенною на каждой трапезе в церквах». 26) Симеон Солунский т. 3. стр. 6–7: «Третий и величайший из всех даров Его (Христа) – дар дает Он нам, делая нас причастниками Его Самого, что ясно выразил при установлении таин: потому что, взяв хлеб и священнодействовав его, а также и чашу, ο первом сказал: сие есть тело Мое, а о другой: сия есть кровь Моя. И не только священнодействовал, но и призвал к причастию: приимите, ядите, говорил, и пиите от нея вси. И не на этот только раз совершил Он это Сам, но предал совершать чрез Своих служителей навсегда: сие творите, сказал Он, в Мое воспоминание». В. Причащение должно быть под видом хлеба и вина, его ничем заменить нельзя (к вопросу о так называемой «духовной жертве») 1) Кирилл Иерусалимский 4 тайнов. поуч. § 3 и 6. стр. 455–456 (а по 2 изд. 368–369): «Посему со всею уверенностью будем причащаться сего и как тела Христова и как крови Христовой; потому что под образом хлеба дается тебе тело, и под образом вина дается тебе кровь, чтобы, причастившись тела Христова и крови Христовой, соделаться тебе стелесником и единокровным Христу. Так делаемся мы христоносцами; потому что тело и кровь Христовы сообщены нашим членам... Посему взирай не просто, как на хлеб и как на вино; потому что по Владычнему изречению они тело и кровь Христовы. Хотя чувство и предоставляет тебе хлеб и вино, но да укрепляет тебя вера. Не по вкусу суди о вещи, но верою несомненно удостоверься, что сподобился ты тела и крови Христовых».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Но, по мнению Engberding’a 388 , слова эти не должны быть понимаемы по-монофизитски; они современны Халкидонскому Собору, ибо выражения: φυρμς [смешение], αναλλοωτος [неизменяющийся], μαν εναι [быть единой] можно найти и у св. Кирилла Александрийского 389 . Киноник Выше было указано, что после возгласа »Святая святым« певцы поют »Един Свят, Един Господь...« и затем, так называемый причастный стих, или «киноник». Обычай этот весьма древний. Иерусалимская Церковь , по словам св. Кирилла Иерусалимского (Тайнов. 23:20) и блаж. Иеронима (Толк. на Исайю, гл. 20), предписывала петь «вкусите и видите, яко благ Господь», т.е. стих из 33-го псалма. Литургия VIII книги Апост. постановлений также предписывает пение 33-го псалма 390 . Литургия ап. Иакова предписывает тоже петь «вкусите и видите...« 391 . При императоре Иустине I, по словам Кедрина, начали петь »Вечери Твоея тайныя днесь...» В Александрии пели стих не 33-го, а 44-го псалма: «Имже образом желает елень». У несториан стих 149 псалма: «Хваление Ему в церкви преподобных», и потом: »Братие, приимите Тело Сына, взывает Церковь , и пийте Чашу Его с верою в дому Царствия». На Коптской литургии поют, по свидетельству преосв. Порфирия (Успенского) , 50-й псалом 392 . И на Западе установилась практика петь псалмические стихи по особому расписанию. Это называется «communio». На Мозарабской литургии этот стих носит название «ad accendendum» [по возвышении (лат.)] и, обычно, состоит из выбранных стихов всё того же 33-го псалма 393 . Выше указывалось, что пение в это время разных концертов не может быть похвальным. Гораздо важнее петь приличные случаю песнопения назидательного характера, преимущественно, строгим, обиходным напевом (знаменным, греческим), или читать молитвы перед причащением, или же читать какое-нибудь поучение из святоотеческой литературы. Чтобы закончить о причащении, следует сделать еще несколько замечаний, касающихся как священнослужителей, так и мipяh, удостоившихся причастия в этот день. К причащению Св. Таин многие готовятся усердным говением, молитвой, воздержанием, исповедью, но после причастия очень быстро возвращаются к повседневной действительности. По окончании Литургии, часто замечается, что причастники, приняв поздравление от своих близких, непосредственно погружаются снова в те же мipckue разговоры и суету, от которых старались во время говения освободиться. Часто тут же в храме начинаются разговоры, причастники торопятся покинуть то святое место, где они только что были «общниками божественного естества» ( 2Пет. 1:4 ). Примером могли бы нам служить те западные наши братья, которые стараются после причастия остаться еще некоторое время в церкви, опустевшей от народа, для сосредоточенного размышления о том, что они сегодня были и остаются участниками Тайной Вечери Христа. Обычай безмолвного сосредоточения в храме после причастия очень похвален. Следует сделать еще следующие напоминания:

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

   001    002    003   004     005    006