Взирая на пресветлое лицо дражайшего Сына Своего и Господа, явившегося во славе приять душу Матери Своей, Пресвятая Дева Богородица безо всякого телесного страдания, как бы засыпая, предала в руце Его пречистую Свою душу. Лицо Богоматери, освященное «добротою Божества», сияло славою божественного девства (служба 14 авг., канон п. 8, троп. 2), от тела разливалось дивное благоухание. В день погребения, вечером св. апостолы были удивлены явлением им Царицы небесной, Которую узрели стоящею на воздухе, окруженною ангельскими силами и сияющею неизреченною славою. Она сказала им: «Радуйтесь: Я с вами есмь во вся дни!» Это явление так обрадовало св. апостолов и бывших с ними, что они все воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» После этого не оставалось никакого сомнения, что гроб Пресвятой Девы сделался лествицею к небеси (служба 15 августа, веч., стих «на Господи воззвах») («Четьи-Минеи», 15 августа). 2 . Преподобный Марк, подвижник IV века и первых лет в V, говорит о двух откровениях одному святому, которые, без сомнения, предызображали вечную участь праведников. В первый раз святой видел, что к нему были принесены во время его молитвы три хлеба; «чем более он вкушал (эти хлебы), тем более они увеличивались». (Не предзнаменование ли это неистощимых наслаждений на том свете, которых удостоятся праведники?) В другой раз святой увидел самого себя в светлом одеянии по примеру одежд Иисуса Христа на Фаворе, – и ужаснулся от радости (в «Слове девятом о трезвении»). 3 . Вот еще изображение райского жилища, находимое в жизнеописании преподобных отцов, Варлаама и Иоасафа. Один из подвижников, удостоенных видения жилища, уготованного святым, изображает его так. Он видел поле великое, украшенное прекрасными и благоуханными цветами. «Идеже виде сады всяческия многоразличныя и красныя, имущия многие плоды странные и дивные, ихже бе видение сладко, и еже вкусити вожделенно, листвие же древес тех весело шумяше от ветра некоего тонка, и тихо движущись, не сытное испущаше благоухание. Под таковыми древесы стояху престоли от злата чиста и камней честных, и маргаритов многоценных, устроени светло, и лучи велия из себя испущающия, одры же златые многоразличными некими покровы постланы; ихже доброта и светлость всяко сказание превосходит; воды же течаху посреде чисты и благозрачны зело, и самое веселящеся видение. Чрез чудное убо то и великое поле страшнии онии мужие проведше того, введоша его во град неизреченною светлостию сияющь, стены имущ от злата чиста и от каменей многоценных, ихже никтоже виде николиже: столпы и врата от единого бисера, и кто изречет доброту и светлость града онаго? Свет бо свыше чистыми лучами сияющ вся стогны его исполните, и крилатии воины неции, светли суще во граде том прохождахуся, песни поюще пресладкия, ихже николиже слыша человеческое ухо, и слыша глас глаголющ: се покой праведных, се веселие угодивших в животе своем Господу» («Четьи-Минеи», 19 ноября, житие препод. отец Варлаама и Иоасафа).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава шестая. Загробная участь праведников 1.  Особенные откровения Божии о вечном блаженстве праведников Святые Божии любили размышлять о блаженстве праведников, а некоторые из них и удостоились особенных откровений о райской жизни. И так мы, для подкрепления духа шествующих путём скорбным и узким в рай, извлечём из житий их Божии откровения о царстве небесном. 1 . Кто же между святыми, живя на земле, ближе всех находился к вечному блаженству, как не Божия Матерь? И – вот, когда Она, умирая, прощалась с каждым из св. апостолов, которые чудесным образом собрались на погребение Её, когда, значит, имела уже лицом к лицу блаженную вечность, уготованную праведникам, – в самых трогательных словах выразила апостолам, что желает им вечного блаженства, а о Себе Самой произнесла: «помяни Мя, Господи, в бесконечном царстве Твоём!». Взирая на пресветлое лицо дражайшего Сына Своего и Господа, явившегося во славе приять душу Матери Своей, пресвятая Дева Богородица, без всякого телесного страдания, как бы засыпая, предала в руце Его пречистую Свою душу. Лицо Богоматери, освящённое «добротой Божества», сияло славой Божественного девства (Служба 14 августа, канон п. 8, троп. 2), а от тела разливалось дивное благоухание. В день погребения, вечером, св. апостолы были удивлены явлением им Царицы небесной, Которую узрели стоящей на воздухе, окружённой ангельскими силами и сияющей неизреченной славой. Она сказала им: «радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни!». Это явление так обрадовало св. апостолов и бывших с ними, что они все воскликнули: «пресвятая Богородица, помогай нам!». После этого не оставалось никакого сомнения, что гроб пресвятой Девы сделался лествицей к небеси (Служба 15 августа, веч. стих «на Господи воззвах»). («Четьи-Минеи» под 15 августа). 2 . Преподобный Марк, подвижник IV в. – начала V в., говорит о двух откровениях одному святому, которые, без сомнения, предызображали вечную участь праведников. В первый раз святой видел, что к нему были принесены во время его молитвы три хлеба; «чем более он вкушал (эти хлебы), тем более они увеличивались». (Не предзнаменование ли это неистощимых наслаждений на том свете, которых удостоятся праведники?) В другой раз святой увидел самого себя в светлом одеянии по примеру одежд Иисуса Христа на Фаворе, и – ужаснулся от радости. (В «слове девятом о трезвении» по русскому переводу).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 6 Загробная участь праведников 1. Особенные откровения Божий о вечном блаженстве праведников. Святые Божии любили размышлять о блаженстве праведников, а некоторые из них и удостоились особенных откровений о райской жизни. Итак, мы для подкрепления духа шествующих путем скорбным и узким в рай извлечем из житий их Божий откровения о Царстве Небесном. 1. Кто же между святыми, живя на земле, ближе всех находился к вечному блаженству, как не Божия Матерь? И вот, когда она, умирая, прощалась с каждым из св. апостолов, которые чудесным образом собрались на погребение Ее, когда имела уже лицом к лицу блаженную вечность, уготованную праведникам, в самых теплых словах выразила апостолам, что желает им вечного блаженства, а о себе самой произнесла: «Помяни мя, Господи, в бесконечном царстве Твоем!» Взирая на пресветлое лицо дражайшего Сына Своего и Господа, явившегося во славе принять душу Матери Своей, Пресвятая Дева Богородица, без всякого телесного страдания, как бы засыпая, предала в руце его пречистую Свою душу. Лицо Богоматери, освященное «добротою Божества», сияло славою Божественного девства (Служба 14 авг., канон п. 8, троп. 2), а от тела разливалось дивное благоухание. В день погребения, вечером, св. апостолы были удивлены явлением им Царицы Небесной, которую узрели стоящею на воздухе, окруженную ангельскими силами и сияющею неизреченною славою. Она сказал им: «Радуйтесь! Я с вами есьм во вся дни!» Это явление так обрадовало св. апостолов и бывших с ними, что они все воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» После этого не оставалось никакого сомнения, что гроб Пресвятой Девы сделался лествицею к небеси (служб. 15 авг., веч. стих «на Господи воззвах» («Чет. – Мин.» под 15 августа). 2. Преподобный Марк, подвижник IV и начала V в., говорит о двух откровениях одному святому, которые, без сомнения, предызображали вечную участь праведников. В первый раз святой видел, что к нему были принесены во время его молитвы три хлеба; «чем более он вкушал (эти хлебы), тем более они увеличивались». (Не предзнаменование ли это неистощимых наслаждений на том свете, которых удостоятся праведники?) В другой раз святой увидел самого себя в светлом одеянии по примеру одежд Иисуса Христа на Фаворе, и – ужаснулся от радости. (В «слове девятом о трезвении» по р. п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

4. Особенные откровения Божии о вечном блаженстве праведников Святые Божии любили размышлять о блаженстве праведников, а некоторые из них и удостоились особенных откровений о райской жизни. Итак, мы, для подкрепления духа шествующих путем скорбным и узким в рай, извлечем из житий их Божии откровения о Царстве Небесном. I. Кто же между святыми, живя на земле, ближе всех находился к вечному блаженству, как не Божия Матерь? И – вот, когда Она, умирая, прощалась с каждым из св. апостолов, которые чудесным образом собрались на погребение Ее, когда, значит, имела уже лицом к лицу блаженную вечность, уготованную праведникам, – в самых трогательных словах выразила апостолам, что желает им вечного блаженства, а о Себе Самой произнесла: «Помяни Мя, Господи, в бесконечном Царстве Твоем!» Взирая на пресветлое лице дрожайшего Сына Своего и Господа, явившегося во славе приять душу Матери Своей, Пресвятая Дева Богородица, без всякого телесного страдания, как бы засыпая, предала в руце Его пречистую Свою душу. Лицо Богоматери, освященное «добротою Божества», сияло славою Божественного девства (служба 14 авг., канон п. 8, троп. 2), а от тела разливалось дивное благоухание. В день погребения, вечером, св. апостолы были удивлены явлением им Царицы Небесной, Которую узрели стоящею на воздухе, окруженною ангельскими силами и сияющею неизреченною славою. Она сказала им: «Радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни!» Это явление так обрадовало св. апостолов и бывших с ними, что они все воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» После этого не оставалось никакого сомнения, что гроб Пресвятой Девы сделался лествицею к небеси (Служб. 15 авг. веч. стих на «Господи воззвах»). – («Чет.-Мин.» под 15 августа). II. Преподобный Марк, подвижник IV века и первых лет в V, говорит о двух откровениях одному святому, которыя без сомнения предъизображали вечную участь праведников. В первый раз святой видел, что к нему были принесены во время его молитвы три хлеба: «Чем более он вкушал (эти хлебы), тем более они увеличивались» (Не предзнаменование ли это неистощимых наслаждений на том свете, которых удостоятся праведники?). В другой раз святой увидел самого себя в светлом одеянии по примеру одежд Иисуса Христа на Фаворе, и – ужаснулся от радости («В слове девятом о трезвении» по р. п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

748 De fide orth. I. II, с. 30. Μ. Ρ. t. 94, col. 977 CD. Русск. перев. стр. 118; ibid. I. III,, с. 18, col 1072 С. Русск. перев. стр. 179. 749 Канон в неделю Фомину; 3-й троп. 7-й песни; ср. канон Богородич. 8–го гласа: 3-й тропарь 4-й песни. О принадлежности Дамаскину первого из этих канонов, надписываемого именем Иоанна монаха, см. у Архиеп. Филарета: Историч. обзор песнопевцев... стр. 249. 752 Канон Богородич. 5 гласа: 1-й троп. 8-й песни; канон Богородич. 7 гласа: 2-й троп. 3-й песни. 753 Канон Богородич. 1 гласа: 3-й троп. 6-й песни: канон воскреси. 5 гласа: 1-й троп. 6 песни; канон Богородич. 8 го гласа: 1-й троп. 5-й песни. 762 Канон крестовоскр. 2 гласа; 4-й троп. 7-й песни: канон воскресн. 8 гласа: 3-й троп. 3-й песни. 773 По свидетельству святителя Филарета, Дамаскину принадлежит не только канон пасхальный, но и часы пасхальные и утреня и служба на всю светлую седмицу – весь вообще чин службы пасхальной. Истории, обзор песнопевцев... стр. 257. 776 Канон на Пятидесяти 1-й троп. 5-й песни; ср. канон крестовоскр. 6 гласа: 1-й троп. 7-й песни. Пресветло омывшись, естество человеческое, по словам Дамаскина, «прегрешений прежних убеже». Канон на Богоявл.: 3-й троп. 8-й песни. 777 Канон на Богоявл.: 4-й троп. 7-й песни. В том же каноне находим такое выражение, что Христос омыл человека от темного и оскверненного яда врага, т. е. от греха. 1-й троп. 5-й песни. 779 2–я стихира 2 гласа на, Господи, воззвах и на стиховне; ср. канон крестовоскресный 7 гласа: 2-й троп. 8-й песни. Образный язык церковного поэта рисует нам смерть как бы лежащею без дыхания. Канон воскр. 6 гл.: 3-й троп. 3-й песни. 780 Тропарь: «Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий»... О принадлежности его Дамаскину см. Архиеп. Филарета: Историч. обзор песнопевцев... стр. 253. 781 4–я стихира 4 гласа на стиховне: 2 я стихира 5 гласа на, Господи, воззвах; 2–я стихира 3 гласа на стиховне: канон воскресн. 8 гласа: 2-й тр. 1-й песни. 785 Канон воскресн. 8 гласа: 2-й троп. 6 песни: того же гласа канон крестовоскр.: 3-й троп. 8 песни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

121 De fide orth. I, II, c. 30. M. P. t. 94, col. 977 CD. Русск. перев. стр. 118; ibid. I. III, с.18, col. 1072 C. Русск. перев. стр. 179. 122 Канон в неделю Фомину: 3-й троп. 7-й песни; ср. канон Богородич. 8-го гласа: 3-й тропарь 4-й песни. О принадлежности Дамаскину первого из этих канонов, надписываемого именем Иоанна монаха, см. у Архиеп. Филарета: Историч. обзор песнопевцев… стр. 249. 125 Канон Богородич. 5 гласа: 1-й троп. 8-й песни; канон Богородич. 7 гласа: 2-й троп. 3-й песни. 126 Канон Богородич. 1 гласа: 3-й троп. 6-й песни: канон воскресн. 5 гласа: 1– й троп. 6 песни; канон Богородич. 8-го гласа: 1-й троп. 5-й песни. 135 Канон крестовоскр. 2 гласа: 4-й троп. 7-й песни: канон воскресн. 8 гласа: 3-й троп.: 3-й песни. 146 По свидетельству святителя Филарета, Дамаскину принадлежит не только канон пасхальный, но и часы пасхальные и утреня и служба на всю светлую седмицу – весь вообще чин службы пасхальной. Историч. обзор песнопевцев … стр. 257. 149 Канон на Пятидесят.: 1-й троп. 5-й песни; ср. канон крестовоскр. 6 гласа: 1-й троп. 7-й песни. Пресветло омывшись, естество человеческое, по словам Дамаскина, «прегрешений прежних рубеже». Канон на Богоявл.: 3-й троп. 8-й песни. 150 Канон на Богоявл.: 4-й троп. 7-й песни. В том же каноне находим такое выражение, что Христос омыл человека от темного и оскверненного яда врага, т.е. от греха. 1-й троп. 5-й песни. 152 2-я стихира 2 гласа на, Господи, воззвах и на стиховие; ср. канон крестовоскресный 7 гласа: 2-й троп. 8-й песни. Образный язык церковного поэта рисует нам смерть как бы лежащею без дыхания. Канон воскр. 6 гл.: 3-й троп. 3-й песни. 153 Тропарь: «Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий " … О принадлежности его Дамаскину см. Архиеп. Филарета: историч. Обзор песнопевцев… стр. 253. 154 4-й стихира 4 гласа на стиховне: 2-я стихира 5 гласа на, Господи, воззвах; 2-я стихира 3 гласа на стиховне: канон воскресн. 8 гласа; 2-й тр. 1-й песни. 158 Канон воскресн. 8 гласа: 2-й троп. 6 песни: того же гласа канон крестовоскр.: 3-й троп. 8 песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Us...

Л. 342. Месяцеслов с тропарями и кондаками. Ему предшествуют замечания о знаках, показывающих великие, средние и малые праздники, также правило о поклонах и о пощении. В месяцеслове на полях против каждого числа означается одна из семи букв вруцелетия. Из числа Русских и позднейших Греческих и Славянских святых, кроме упомянутых в описании 406, здесь находятся: Сент. 19. князей Феодора и детей его Давида и Константина (с троп. и конд.), 20. князя Михаила Черниговского и Феодора боярина его (с троп. и конд.); Октября 16. успение преп. Андрея юродивого (после приписано), 19. преп. Иоанна Рыльского (троп. и конд.), 21. Илариона Мелетинскаго (с троп. и конд.), 24. св. Афанасия патр. Царяграда (с Троп.), 29. преп. Авраамия архимандрита, Ростовского чудотворца (с троп. и конд.); Ноября 6. преп. Варлаама Хутынского (с троп. и конд.), 14. Григория архиеп. Солунского (с троп. и конд.), 17. преп. Никона Радонежского (после приписано), 20. преп. Варлаама и Иоасафа Индийских (после припис.), 26. освящение церкви св. муч. Георгия, иже в Киеве у златых врат (после припис.), 28. Феодора еп. Ростовского (с троп. и конд.); Янв. 10. преп. Павла Обнорспкого (с троп. и конд.); Февраля 11 пр. Димитрия Прилуцкого (с троп. и конд.), 12. св. Алексия митрополита Московского (с троп. и конд.); Апреля 14. новоявленных муч. Антония, Иоанна и Евстафия (с своим конд.), 26. св. Стефана еписк. Пермского (с троп. и конд.); Мая 2. перенесение мощей св. Бориса и Глеба (с троп. и конд.), 7. пр. Антония Печерского (с троп. и конд.), 14. Исидора юродивого Ростовского (с троп. и конд.), 15. Исаии еп. Ростовского (с троп. и конд.), 20. обретение мощей св. Алексия митрополита (с своим конд.), 24. пр. Никиты столпника Переяславского (с своим конд.), 28. преставление Игнатия еп. Ростовского (с троп. и конд.); Июня 1. пр. Дионисия Глушищкого, 9. пр. Кирилла Белоезерского (с троп. и конд.); Августа 24. пренесение мощей св. Петра митрополита (с троп. и конд.), 26. сретение иконы пресв. Богородицы, Владимирская (с троп.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

23 .   Предпразднество рождения св. Иоанна Предтечи (προερτια τν γενεθλων το Προδρμου). В Афонском Прологе 769 на самый праздник, т.е. 24 указывается κανν ωσ· χο δ. Ирмос: Τρισττα κραταιο. Св. Песнописцем, как известно, писано в честь св. прор. Иоанна Предтечи восемь канонов, которые и вошли в его Октоих. Но ни один из этих канонов не надписан на ирмос: Τρισττα κραταιο. Следовательно, в указываемом нами по Афонскому Прологу 769 каноне надо видеть особый от канонов Октоиха. В греческой рукописной Минее 857 Иверского Афонского монастыря под 23 июня в день предпразднества рождения Иоанна Предтечи мы нашли канон с такой надписью: κανν το Προδρμου το Στουδτου χρι τ δ, т. е. до IV песни канон Студита; в IX акростиховано: ωσ· χο δ. Но ирмос: ρματηλτην. Вероятно, ρματα Φαρα. Начало: Σμερον ων. В Греческой Печатной Минее Венецианского издания 1862 г. под 25 числом мая есть канон третьего обретения главы св. Иоанна Предтечи; канон надписан – ποημα Ταρασου глас 8-й. Ирмос: ρματηλτην. В нашей Славянской Печатной Минее тот же канон без надписания. При ближайшем знакомстве с каноном по рукописной Минее 857 Иверского Афонского монастыря оказалось, что он сборный; некоторые тропари взяты целиком из помещаемых в Славянской Печатной Минее – один из канона св. Иоанна Мосха , а другие из канона прп. Андрея Критского . Так: III, 1 троп.=I, 1 троп. из канона Андрея Критского . III, 2 троп.=III, 1 троп. III, 3 троп.=III, 3 троп. III, 4 троп.=III, 4 троп. IX, 1 троп.=IX, 1 троп. из канона Иоанна Дамаскина . IX, 2 троп.=напоминает IX, 2 того же канона Иоанна. Рукопись очень безграмотна; возможно, что переписчик перепутал каноны и вписал вместо одних тропарей другие. Но, вероятно, прп. Иосиф писал особый канон на этот день, почему он и отмечается Афонским Прологом 769. 26 .   Прп. Давида Солунского два канона: а) с акростихом: μν μκαρ σου τν βον θεοι λγοι, ωσ· χο πλ. α. Ирмос: ππον κα ναβτην. Начало: μνοι τν ωτορον κα θεαν μνμην σου. Евергетидский Типик 535 и Афонский Пролог 769 знают этот канон χο πλ. α. ππον κα ναβτην· ωσ. Его же указывает и A. Rocchi. 536

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

157 ) Служба церковная на день Успения имеет авторитет глубокой древности молитвословий, входящих в состав ее. В числе авторов отдельных молитвословий в надписаниях над ними встречаются имена: Анатолия (V в.), Иоанна Дамаскина (VIII в.), Германа (VIII в.), Феофана Никейского (IX в.) (см. напр., на Литии стихиры Самогласы). Два канона на этот праздник принадлежит церковным песнописцам VIII века – Иоанну Дамаскину и Косьме Маюмскому. Во всей службе на день Успения раскрываются лишь основные черты этого события, а именно: торжественное и чудесное собрание у одра Божией Матери Апостолов и их участие в событии Успения (4-ая стих. на Господи воззвах: слава и ныне, 1-я, 4-я и 5-я стихиры на Литии; 4-я стихира на стиховне; светилен; в канн. Косьмы Маюмского 1-м троп. 1-й песни, 1-ом троп. 5-ой песни и 2-ом троп. 9-ой песни), – присутствие при Ее Успении и прославление его в песнопениях Ангельскими Силами (4-я стихира на Господи воззвах; 3, 4 и 5 стихиры на Литии; 4-я стихира на стиховне: в кан. Косьмы Маюм. 1-м троп. 1-й песни и 1-й троп. 9-й песни; в каноне Иоанна Дам., во 2-м троп. 3-й песни и в 3-м троп. 4-ой песни), предание Божией Матерью Своего духа в руки Сына, Господа Иисуса Христа 2, 4 и 6 стихиры на Литии; 1-й троп. 4-ой песни и 1-й троп. 9-й песни канона Косьмы Маюмского), нетление по смерти Ее (Кан. Косьмы Маюмского 1-м троп. 6 песни). Все остальные легендарные подробности об Успении, заключающиеся в апокрифах и между прочим в «Слове Ап. Иоанна», не нашли себе места в торжественных песнопениях Церкви в честь Успения Божией Матери. Единственное исключение составляет 2-ой тропарь 3-й песни в каноне Косьмы Маюмского, где упоминается, впрочем, вскользь об отсечении рук дерзновенного Иудея (взято из «Слова Иоаннова» глл. 46, 47). Во всем остальном событие Успения Божией Матери передается таким образом в тех умеренных и кратких чертах, в каких поведал IV Вселенскому Собору «древнейшее и вернейшее» предание Церкви о нем патриарх Ювеналий. Церковь , таким образом, верно оценила сомнительное достоинство всех легендарных сказаний апокрифов, коими преследовалась цель возвеличения Божией Матери и Успения Ее, а достигались скорее обратные результаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

1292 A. Mai, Patrum nova bibl., II, 555. Другие места из соч. Кирилла Алекс., Киприана Карф., И. Златоуста, Феодорита и Феодора Керамея приведены у Гарруччи: Storia, vol. I, Teorica, p. 369–370. Niceph. Callisti Hist. eccl. 1., I, с. XVIII. Migne, s. gr., t. CXLV, col. 688. Ср. рукоп. Вахрамеева 51, л. 69: «едино точию таинство подобает ми совершити, еже во Иордан снити, еже от твоея десницы крещение прияти». 1293 Ср. 3 Янв., 5-я песнь: «раба рукой крестится»; троп. на богоявл. часах и на водоосв.: «како возложит руку раб на владыку…». 5 Янв. 6-й песни троп. 2; 4 Янв. седален по 1-й стихологии и 1-й троп. 5-й песни; 6 Янв. седален на утрене глас 4: «приидите увидим вернии… дланию рабскою рукополагаема…». Троп. водоосв.: «яко человек на реку пришел еси… и рабское крещение прияти тщишися блаже от Предтечеву руку» и др. 1294 De Rossi, R. S., t. II, tav. XIV, XVI. Garrucci, V, 3; VII, 2. Martigny, p. 83. Kraus. R. E., II, 837. Roller, I, pl. XXIV. V. Schultze, Archäol. Stud., S. 26, Fig 3; S. 38, Fig. 14. Strzygowski, I, 2–3. 1295 Пис. отцов и учит. церкви относ. к истолков. богослужения, т. I, стр. 36. О руковозложении после крещения: Tertull. De bapt., с. VIII. Migne, s. l., t. I, col. 1207. 1298 Седальны 3 Янв. на утрени по 1-й и 2-й стихологии, 1-й тропарь 4-й песни; 2-й троп. 7-й песни; 3-й троп. 9-й песни; 4 Янв. на утр. 3-й троп. 6-й песни; 5 Янв. 2-й троп. 6-й песни; на богоявл. часах троп. 9-го ч. гл. 7; 6 Янв. стихира на Госп. воззв. и на литии глас 8-й; седал. на утр. гл. 4-й; 7 Янв. 2-я стихира празд.; 10 Янв. 1-й троп. 7-й песни 1-го канона; 11 Янв. стих, на стиховне и ныне гл. 8 и др. 1299 Piper, Mythol., II, 507 (Речь о покрове на руках Иордана в мозаиках арианского ваптистерия в Равенне). 1308 Постановл. апост., кн. III, гл. 16. О восприемниках: Augusti, Denkwürdigkeiten aus der christl. Arcnäol, Bd. 7, S. 322 ff. Corblet, Hist. de baptême, II, 497 sq. Алмазов, История чинопослед. крещ. и миропомаз., стр. 605–641, Казань, 1884. 1309 В композиции крещения народа от Иоанна мы встретили в одном памятнике (Ев. нац. библ. 64, л. 63 об.) изображение женщины, стоящей на берегу со светильником: ясный след влияния литургической практики.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010