313 Gravina, II duomo di Monreale, tav. 14, 17. A. Duca di Serradifalco. Del duomo di Monreale, tav. XVI. 319 Η. Η. Мурзакевич, Васильевские двери в гор. Александрове. Архим. Леонид, Опис. Успенск. мон. в гор. Александрове. Вестн. археол. и истории, вып. II, 1885. 329 Слово на благовещ., Migne, Patrol. с. с. s. gr., t. XCVII, col. 882–914. Русск. перев.: Христ. чт., 1829 г., ч. XXXIII, 245–276. 330 Троп. на Бог Господь 24 Марта, там же стих, на Господи воззв. 3 и 4; стихиры – 1 и 4, стих. самогл. 2, 3, 5 и др. 25 марта. 334 Δι τς κος εσλθεν τ πνεμα τ γιοι ες τν μαντον ναν τς Παρθνου. Orat. II. Migne, s. gr., t. X, col. 1164. Τατα πρεσβυων Δαβδ πρς τν ξ ατο μλλουσαν βλαστνειν βδον τ καλλκαρπον κενο νθος προφητεων λεγεν κουσον θγατερ κ. τ. λ. Ibid., col. 1133. 338 Примеры: L Allatii de libris graecor. p. 300; Sviceri Thesaur. eccles., t. II, col. 305. Hofmann, Das Leben Iesu nach den Apocryphen, S. 77–78. Cf. Chron. paschale: Minge, s. gr., t. XCII, col. 809, 450. XLII; ind. 11. Theoph. chron. Carol. de Bodr., vol. I sub 5937 ann. Ed. Lips. 1883, p. 96. 339 Migne, s. gr., t. CXXVII, col. 653; канон на благовещение: второй тропарь первой песни. Рукоп. соф. библ. 1506, л. 229 об.: «Иисус Христос слухом вниде во Св. Деву». 345 Migne, Patrol. s. gr., t. XCVII, col. 882–914. Русский перев. в Христ. чт., 1829 г., ч. XXXIII, 245–276. 346 Две из таких икон указаны Е.В. Барсовым (О воздействии апокрифов на обряд и иконопись. Журн. минист. нар. просв., 1885, CCXLII); но предлагаемое г. Барсовым объяснение их не может быть принято. Е.В Барсов полагает, что изображения эти соответствуют миросозерцанию докетов и манихеев: эон или ангел получает благословение от Бога, потом летит к Богоматери; останавливается и плачет (?): ему тяжело идти в злую материю, ему не хочется воспринять на себя грубую плоть и сделаться человеком; наконец он благовествует Богоматери, представленной с веретеном (стр. 109). Сопоставление намеченных автором признаков с довольно многочисленными однородными памятниками заставляет думать, что названные две иконы не представляют каких-либо исключительных особенностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

189.  Вы не могли не заметить, что вся сила в сердце: легко на сердце — и всему человеку легко, хорошо; тяжело на сердце — и всему худо; но это облегчение вы можете найти только в вере и, значит, особенно в Церкви, как месте веры по преимуществу; здесь Бог касается очищающею благодатью Своею сердец ваших и дает вам носить Свое благое иго. Вот великий секрет, который узнать стоит всем. При легкости на сердце человек готов бегать, скакать: оттого Давид скакаше играя пред сенным ковчегом (канон Пасх., песнь 5, троп. 3 6, 16]). 190.  Когда тебя злословят и ты оттого смущаешься и болезнуешь сердцем, то это значит, что у тебя есть гордость, ее-то и надобно уязвлять и выгонять из сердца бесчестием внешним. Итак, не раздражайся насмешками и не питай ненависти к ненавидящим и злословящим, а полюби их, как твоих врачей, которых послал тебе Бог для того, чтобы вразумить тебя и научить смирению, и помолись о них Богу. —  Благословите кленущия вы [Мф. 5, 44], — говори: они не меня злословят, а мою страсть, не меня бьют, а вот эту змейку, которая гнездится в моем сердце и сказывается больно в нем при нанесении злословия; утешаюсь мыслию, что, быть может, добрые люди выбьют ее оттуда своими колкостями, и не будет тогда болеть оно. Благодари же Бога за внешнее бесчестие: потерпевший бесчестие здесь не подвергнется ему в том веке. Прият сугубы грехи своя [Исаии 40, 2]. Твой мир даждь нам, вся бо воздал еси нам [Исаии 26, 12]. 191.  Когда молишься о прощении грехов своих, укрепляйся всегда верою и упованием на милосердие Божие, готовое всегда прощать наши грехи по искренней молитве, и всячески бойся, как бы не запало в сердце отчаяние, выражающееся тяжелым унынием сердца и принужденными слезами. Что твои грехи против милосердия Божия, каковы бы они ни были, лишь бы только искренно ты каялся в них! А бывает часто, что человек молится и внутренне сердцем не надеется, что грехи его будут прощены, считая их как бы выше Божия милосердия. За то, действительно, и не получает прощения, хотя и источники невольных слез прольет, и с скорбным, стесненным сердцем отходит от щедрого Бога, — того он и достоин: веруйте, яко приемлете, говорит Господь, и будет вам [Мрк. 11, 24]. Неуверенность в получении просимого у Бога — хула на Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Темже убо от плод их познаете их [Мф. 7, 20]. Не возмущайся же и не косни в смущении и недоумении, когда убийственные мысли будут толпиться в твоей голове и теснить твое сердце, твою душу: они ложны, они от диавола - человекоубийцы. Гони их и не спрашивай, откуда они пришли, эти незваные гости: мгновенно по плодам узнаешь их. Не вступай с ними в состязание, - заведут в такой лабиринт, что и не выйдешь, запутаешься и измучишься. Записи 1145-1154 Люблю я взирать на образ воскресшего Жизнодавца с знаменем в руке, с этим символом победы над смертью и имущим державу смерти - диаволом. Где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа Кор. 15, 55]? Какой славный Победитель! Какого лютого, всезлобного врага победил! - врага, который величался своими победами несколько тысяч лет! Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне [троп. в Неделю Ваий]! Величаем Тя, Жизнодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго [велич. на утр. в Фом. воскр.]. Совоскресил еси, Христе, всероднаго Адама, воскрес от гроба [канон Пасх., песнь 6]. Запись 1146 За всякое слово праздное, еже рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный [Мф. 12, 36]. Видишь, что тебя ожидает ответ и наказание за всякое слово праздное, не только соблазнительное. Потому что у Господа нашего, Всетворца-Слова, нет и не может быть праздных слов: глагол Господень не возвратится к Нему тощ [Исаии 55, 11]; не изнеможет у Бога всяк глагол [Лк. 1, 37]; а мы сотворены по образу Божию, потому и наши слова также не должны быть произносимы впусте, напрасно, праздно, а каждое слово наше должно иметь духовную, поучительно-назидательную силу: слово ваше да будет всегда во благодати [Кол. 4, 6]... Потому в молитве и в разговорах крайне наблюдай, чтобы тебе не говорить слова праздно, на ветер. Запись 1147 Как достойно, с верою и любовью, примешь ты Тело Христово, когда ты презираешь члены Его или не милосердуешь о них? Христиане - члены Христовы, особенно бедные. Люби Его члены, окажи им милость, и Владыка окажет Свою богатую милость и тебе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Правда, мы не встречаем уже таких заявлений, как напр. «мысль есть продукт мозга» или: «мысль отделяется мозгом так, как желчь печенью» или: «мышление не возможно без фосфора». Наш многоуважаемый Физиолог делает чрезвычайно важную уступку, которой не делали материалисты ни прошлого века, ни сороковых годов нынешнего, именно – он допускает, что сущность сознания остается не уясненной, что сознание не может быть в настоящее время выведено из известной формы, или величины материального движения и неизвестно, будет ли когда объяснено таким образом (стр. 35–36). Но несмотря на эту уступку, которая в существе дела идёт наперекор материализму, автор всё-таки признал себя вправе утверждать, что процессы психологической жизни материальны и что само сознание есть свойство нервных процессов. Эти положения, которые защищает и развивает Н.О. Ковалевский, всегда были коренными догматами материализма. Материалисты всегда утверждали, что психическая жизнь есть результат тех же самых сил, которыми производятся и другие явления органической жизни. Вот тезис, который отстаивает Н.О. Ковалевский и опровержение которого составляет цель автора этой критической заметки». «Нам кажется, что в речи Н.О. Ковалевского его взгляд на задачу Физиологии в отношении к психической жизни сливается с некоторыми предположениями материализма, который наука и философия должны считать отжившей уже доктриной. Впрочем, может быть, мы ошибаемся; может быть наша точка зрения и точка зрения Н.О. Ковалевского в существе дела ближе одна к другой, чем как это можно заключить из его речи и из нашей критической её оценки». 266 Указываемый здесь Преосвященный сам служил в известное время в Киевской дух. Семинарии – на должности Наставника. 269 Канон великий св. Андрея Критского , песнь IX. троп. 3-й, в понедельник первой седмицы. N B . Выражение «Евангелие празднует» в Славянском тексте представляется отчасти не понятным и даже, как бы, странным... В Греческом подлинном тексте глагол празднует стоит ργε – который означает...

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Наука, искусство, торговля все более и более развиваются, совершенствуются. Внешнее наше благосостояние таково, что нам остается только благодарить Господа Бога и творить в мире молитвы «за царя и за вся, иже во власти суть». Но таково ли наше внутреннее состояние? Развиваются ли и совершенствуются ли силы нашего духа в деле нашего спасения? Не говорит ли каждому из нас совесть словом Писания: «несть мира в костех моих от лица грех моих» ( Псал. 37, 4 )? Да, вот кто возмущает внутренний мир наш, – это грехи наши! Вот опаснейшие враги наши, которые отнимают у нас не внешния приобретения, а внутреннее сокровище, потребное для вечной жизни, похищая в душе нашей веру ( Лук. 8, 12 ) и оскверняя сердце наше смрадом гнусных мыслей и дел (Мат. 15, 19–20). а) Как же и чем нам вооружиться против столь опасных врагов? Где искать защиты и победы над ними веруюшей душе? В том же спасительном знамении, под сению которого одержана победа, нами ныне воспоминаемая, именно в кресте Господем. «Кресте честный, – взывает верующий ратоборец, хранитель души и телу буди ми, образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраждняя и благословение даруя ми, и жизнь и силу, содействием Св. Духа и честными Пречистыя мольбами» (посл. троп. в 9-й песни канон. Григория Синаита ). б) Но указывая на крест Господень, как на победное оружие, мы разумеем не одно внешнее ограждение себя крестным знамением. Наша мысль – показать необходимость в деле спасения внутреннего крестоношения. Один внешний знак креста изображаемого нами на себе без деятельного последования распятому Господу, не принесет нам должного плода. Надлежит, по выражению апостола, «распинать плоть свою со страстьми и похотьми». Вот спасительный крест, под сению которого можно благоуспешно идти против всех врагов, или грехов, запинающих нам достижение вечных благ. Правда, сей путь для нашей немощи не легок; Сам Господь назвал его – «узким», но назвал, конечно, не с тем, чтобы устрашить нас, а с тем, чтобы с одной стороны предохранить нас от беспечности в борьбе со врагами спасения и от самонадеяния, а с другой – чтобы указать нам на сей путь креста, как на самый прямой, верный и спасительный, и притом для всех, желающих спасения необходимый: «кто не берет креста своего, и следует за Мною, тот недостоин Меня» ( Матф. 10, 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Не бойся лишений телесных, бойся лишений душевных. Не бойся, не малодушествуй, не раздражайся, когда тебя лишают денег, пищи, питья, сладостей, одежды, жилища, даже самого тела; бойся, когда враг лишает душу твою веры, упования, любви к Богу и ближнему, когда он всевает в твое сердце ненависть, вражду, пристрастие к земным вещам, гордость и прочие грехи. Не убойся от убивающих тело, души же не могущих убити людей [Мф. 10, 28]. Запись 535 Ты же Тойжде еси [Пс. 101, 28], говорится о неизменяемости Божией. О, если бы и ты, человек, был всегда тот же сегодня, завтра и послезавтра и так далее и не изменялся бы в тысячи видов, как калейдоскоп! О, если бы и ты всегда был одинаково мирен, добр, прост, любезен, терпелив, трудолюбив, доброжелателен, щедр! А можешь быть таким, если сердечною верою и любовью соединяешься с Неизменяемым. Аз есмь Господь Бог ваш: и не изменяюся [Малах. 3, 6]. Я непреклонными к худшему сохраняю слуг Моих: ибо Я источник благости, благотворящий достойно Мне служащим [канон Арханг., песнь 5, троп. 3]. Запись 536 Мир есть целость, здравие души; потеря мира - потеря здравия душевного. Запись 537 Благоговей всеми силами души пред всеми таинствами и говори в себе о каждом таинстве пред совершением или причащением его: это - тайна Божия. Я только недостойный приставник ее или участник ее. - А то гордый разум наш и тайну Божию хочет исследовать, а если не может ее исследовать, то отвергает, как не подходящую под ничтожную мерку его разума. Запись 538 Если одно царское слово бывает причиною великих дел в его царстве: скажет, и начнется дело, и совершится; то слово Царя всякой твари вещественной и духовной, видимой и невидимой, - Царя всемогущего и премудрого, не совершит ли всего, что только Он восхощет? Речет, и не сотворит ли? Речет, и не пребудет ли? О, всемогущая Держава, в едино мгновение могущая все совершити, не оставляй нас за грехи наши, паче же за маловерие и отчаяние наше, собственным нашим немощам мучить нас, да не сокрушимся мы, яко сосуды скудельные. Даруй нам всем сердцем веровать во всемогущую державу Твою! да не усомнимся в исполнении каждого благого прошения нашего. Запись 539

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1006...

Вы не могли не заметить, что вся сила в сердце: легко на сердце - и всему человеку легко, хорошо; тяжело на сердце - и всему худо; но это облегчение вы можете найти только в вере и, значит, особенно в Церкви, как месте веры по преимуществу; здесь Бог касается очищающею благодатью Своею сердец ваших и дает вам носить Свое благое иго. Вот великий секрет, который узнать стоит всем. При легкости на сердце человек готов бегать, скакать: оттого Давид скакаше играя пред сенным ковчегом (канон Пасх., песнь 5, троп. 3 Цар. 6, 16]). Запись 190 Когда тебя злословят и ты оттого смущаешься и болезнуешь сердцем, то это значит, что у тебя есть гордость, ее-то и надобно уязвлять и выгонять из сердца бесчестием внешним. Итак, не раздражайся насмешками и не питай ненависти к ненавидящим и злословящим, а полюби их, как твоих врачей, которых послал тебе Бог для того, чтобы вразумить тебя и научить смирению, и помолись о них Богу. - Благословите кленущия вы [Мф. 5, 44], - говори: они не меня злословят, а мою страсть, не меня бьют, а вот эту змейку, которая гнездится в моем сердце и сказывается больно в нем при нанесении злословия; утешаюсь мыслию, что, быть может, добрые люди выбьют ее оттуда своими колкостями, и не будет тогда болеть оно. Благодари же Бога за внешнее бесчестие: потерпевший бесчестие здесь не подвергнется ему в том веке. Прият сугубы грехи своя [Исаии 40, 2]. Твой мир даждь нам, вся бо воздал еси нам [Исаии 26, 12]. Записи 191-200 Когда молишься о прощении грехов своих, укрепляйся всегда верою и упованием на милосердие Божие, готовое всегда прощать наши грехи по искренней молитве, и всячески бойся, как бы не запало в сердце отчаяние, выражающееся тяжелым унынием сердца и принужденными слезами. Что твои грехи против милосердия Божия, каковы бы они ни были, лишь бы только искренно ты каялся в них! А бывает часто, что человек молится и внутренне сердцем не надеется, что грехи его будут прощены, считая их как бы выше Божия милосердия. За то, действительно, и не получает прощения, хотя и источники невольных слез прольет, и с скорбным, стесненным сердцем отходит от щедрого Бога, - того он и достоин: веруйте, яко приемлете, говорит Господь, и будет вам [Мрк. 11, 24]. Неуверенность в получении просимого у Бога - хула на Бога. Запись 192

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1006...

II. Рук. св. Варсонофия, сол. 1128, анзер. 85 и изд. Филар. III. Соловецкая рукопись 1116 Декабря 8 Прпбнаго оца нашего namaniя, aллuлyiя Прпбна оца нашег namaniя, aллyia. на ympehi чтемъ жите ег 2щ (рук. св. Варсонофия) Прпдбнаго оца ншего nomania, aллyia. На ympehiu чтемъ жumie 2щ. код. глас 3. црковь твою сте дховную, врачебницу людie обртше пририщуть къ ней съ mщahieмъ цлбу недугомъ npiamu просще. и paзpшehie всх сущихъ в жumiu, ты бо всмъ, иже въ нужах заступникъ явися nomanie препбне IV. Издание патр. Гермогена Преподобнаго оца ншего nomaniя. aллia, вечеръ обыч. ка. на ги возвах стрых гла 1. под npexbaлhiu. ины стрых. бцы под тои. слав ih бог. iлu кртобо. на утрени въ мс. бг гь aллiя на глас ох i троп. троич. ioбыч ка. i сд во ох i чтемъ жumie его 1ж(?). оба канон во ох и прпбному, на 4. гла 2 по 3-й пе, сд. гла 8. слава ил бог iлu кртобог. по 6 пс код гла 3 под. двая днсь. црковь твою сте дшевную врачебницу людie обртше прирыщутъ кней со mщahieм, цлбу недухомъ просяще npiяmu. и paзpшehie сущим bжumiu, ты бо всм, иже въ нужахъ явися заступник nomanie прцбне. по 9 пс. свт. во ох троич на стих во ох слав. или бо или кртобо. Все показанные разности между уставами произошли, очевидно, от разных лиц, иерархов, настоятелей, также и от переписчиков и издателей этих книг. Все они, по своим личным соображениям, вносили в состав Типиков разные посторонние статьи, которые принадлежат другим церковным книгам, а иное, как не необходимо относящееся к уставу, опускали; излагали в Типиках разные части богослужения вполне или сокращённо, и, наконец, так или иначе располагали весь состав каждой книги. Но позволили ли бы себе православные и благочестивые предки наши делать такие изменения в богослужебных книгах, если бы они, подобно мнимым старообрядцам, всякое изменение в этих книгах считали ересью, искажением спасительной Веры? Конечно, нет. Мы показали такие несходства между уставами, которые открываются только во внешнем составе их, но нимало не касаются самого, изображаемого в этих книгах, богослужения. Но обозреваемые нами уставы не менее отличны друг от друга и во внутренних частях содержания. Так,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

23 .   Предпразднество рождения св. Иоанна Предтечи (προερτια τν γενεθλων το Προδρμου). В Афонском Прологе 769 на самый праздник, т.е. 24 указывается κανν ωσ· χο δ. Ирмос: Τρισττα κραταιο. Св. Песнописцем, как известно, писано в честь св. прор. Иоанна Предтечи восемь канонов, которые и вошли в его Октоих. Но ни один из этих канонов не надписан на ирмос: Τρισττα κραταιο. Следовательно, в указываемом нами по Афонскому Прологу 769 каноне надо видеть особый от канонов Октоиха. В греческой рукописной Минее 857 Иверского Афонского монастыря под 23 июня в день предпразднества рождения Иоанна Предтечи мы нашли канон с такой надписью: κανν το Προδρμου το Στουδτου χρι τ δ, т. е. до IV песни канон Студита; в IX акростиховано: ωσ· χο δ. Но ирмос: ρματηλτην. Вероятно, ρματα Φαρα. Начало: Σμερον ων. В Греческой Печатной Минее Венецианского издания 1862 г. под 25 числом мая есть канон третьего обретения главы св. Иоанна Предтечи; канон надписан – ποημα Ταρασου глас 8-й. Ирмос: ρματηλτην. В нашей Славянской Печатной Минее тот же канон без надписания. При ближайшем знакомстве с каноном по рукописной Минее 857 Иверского Афонского монастыря оказалось, что он сборный; некоторые тропари взяты целиком из помещаемых в Славянской Печатной Минее – один из канона св. Иоанна Мосха , а другие из канона прп. Андрея Критского . Так: III, 1 троп.=I, 1 троп. из канона Андрея Критского . III, 2 троп.=III, 1 троп. III, 3 троп.=III, 3 троп. III, 4 троп.=III, 4 троп. IX, 1 троп.=IX, 1 троп. из канона Иоанна Дамаскина . IX, 2 троп.=напоминает IX, 2 того же канона Иоанна. Рукопись очень безграмотна; возможно, что переписчик перепутал каноны и вписал вместо одних тропарей другие. Но, вероятно, прп. Иосиф писал особый канон на этот день, почему он и отмечается Афонским Прологом 769. 26 .   Прп. Давида Солунского два канона: а) с акростихом: μν μκαρ σου τν βον θεοι λγοι, ωσ· χο πλ. α. Ирмос: ππον κα ναβτην. Начало: μνοι τν ωτορον κα θεαν μνμην σου. Евергетидский Типик 535 и Афонский Пролог 769 знают этот канон χο πλ. α. ππον κα ναβτην· ωσ. Его же указывает и A. Rocchi. 536

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Достаточно, думаем, показано, как церковная древность учила о воплощении Сына Божия. В этом именно воплощении усматривала она сущность дела Христова и существо нашего спасения. Современное религиозное сознание не придает, как сказано, никакого значения воплощению; но это сказано о религиозном сознании нецерковном. Пусть даже и школьное богословие принижает значение Божественного воплощения - Церковь и доселе учит о воплощении так же, как славные древние богословы. Через свое богослужение Церковь связана с веками расцвета богословия христианского. Все богослужение нашей Церкви насыщено теми же самыми идеями о воплощении Сына Божия, которые видели мы у великих святых отцов. Церковь и доселе неизменно поет о преобразовании человеческого естества, о его обожении причастием Божественному естеству в воплощении Сына Божия. В этом нельзя не убедиться, если прочитать догматические места из одной службы Рождества Христова, где воистину " православнаго богатство богословие " (На хвалитех - Слава). Вот эти места: Днесь Бог на землю прииде, и человек на Небеса взыде (на литии стихира 2-я). Да ликовствует убо вся тварь и да играет, обновити бо ю прииде Христос и спасти души наша (на стиховне - Слава). Истлевша преступлением, по Божию образу бывшаго, всего тления суща, лучшия отпадша Божественныя жизни, паки обновляет Мудрый Содетель (канон Косьмы1, песнь 1, троп. 1). Видев Зиждитель гиблема человека, руками егоже созда, приклонив Небеса сходит; сего же от Девы Божественныя Чистыя всего осуществует, воистинну воплощься (канон Косьмы, песнь 1, троп. 2). Вочеловечься обновил есть нас (канон Космы, песнь 1, троп. 3). Сообразен бренному умалению растворением, Христе, быв, и причастием плоти горшия, подав Божественнаго естества (канон Косьмы, песнь 3, троп. 2). Рода человеча обновление... людей, обновление (ирмос 4 песни канона Иоанна 2). Весь же по нам обнищав и перстнаго от самаго единения и общения богосоделал еси (канон Космы, песнь 5, троп. 1). Иже бе исперва к Богу, Бог Слово, ныне утверждает немощное древле... еже по нам существо, имже Себе вторым общением абие проявляя страстей свободное (канон Иоанна, песнь 6, троп. 1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/220/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010