«Се свет Мой сладкий, надежда и живот Мой благий, Бог Мой угасе на кресте. Помышляю, Владыко, яко ктому сладкаго Твоего не услышу гласа, ни доброты лица Твоего узрю, якоже прежде, раба Твоя, ибо зашел еси, Сыне Мой, от очию Моею. Ныне Моего чаяния, радости и веселия, Сына Моего и Господа, лишена бых, увы Мне, болезную сердцем. Мертва Тя зря, Человеколюбче, оживившаго мертвыя и содержаща вся, уязвляюся люте утробою, хотела бых с Тобою умрети, не терплю бо без дыхания мертва Тя видети. Избавляяй болезни, ныне приими Мя с Собою, Сыне Мой и Боже, не остави Мене едину, уже бо жити не терплю, не видящи Тебе, сладкаго Моего света». Богочеловек, умерший и погребенный телом, но Божеством все наполняющий, внимал воплям и стенаниям Своей Пречистой Матери и таинственно вещал Ее сердцу: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына, востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовью Тя величающия». 88 Служба велик. пятка, повеч., канон., п. 7, троп. 1; п. 3, и ныне; п. 5, троп. 1; кан. п. 9, слава. 92 Пребывание Христа телом во гробе, сошествие душою во ад, пребывание на престоле со Отцом и Духом Церковь воспоминает в Великую субботу. Проливая слезы любви и благодарности к Положившему жизнь Свою за друзей и врагов Своих, телом почившему во гробе, Церковь призывает всех и все к святейшему и драгоценнейшему гробу – чаянию всех языков, созывает к нему и небо и землю, и ангелов и человеков, окружает его святым облаком древних свидетелей, за тысячелетия его провидевших, и собором новозаветных провозвестников, здесь, пред Распятым, как бы дающих отчет в своей всемирной проповеди об искупительных Его кресте, смерти и воскресении. Все богослужение Великой субботы представляет чудное сочетание самых противоположных чувствований – скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования. На утрени совершается погребальное пение над Божественным Мертвецом. Оно состоит из пророчески предызображающей страдальческую жизнь Спасителя на земле 17-й кафизмы (сто восемнадцатый псалом), именуемой «непорочны» и разделенной на три статьи (или стояния).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ясно, что в октоихе помещён перевод, исправленный по Греческому, хотя и не выражен в точности смысл подлинника. Того же канона песнь 8-я, троп. 3-й. Паракл. 419 л. 62 об. Октоих 412. л. 185. ермьною кровью, шароваша. багрну вамъ. и бгоистъкану. юже с стии. внца носще. побдами. црю вному. предъстоите. брощени кровна. очервиша багрниц вамъ бготканню. красистес мчнци. внца носще побды. и иже вь вышнихъ цр вчном предъстасте. Список заключается послесловием, киноварью писанным: В л т . ц. мд. по прсщннаго великаго нова города влкы написана бы си книга. глема смогласникъ. ркою многогршнаго въ инц х . чернца. мца нобр. въ, и днь. на памть стаго великаго архистратига михаила... слва сьвръшитеаю и всехытрьц премдром б. . Иногда употребляются юсы; л. 215 об. распенштис. 413 (по преж. кат. 827). Октоиха вторая половина, в 4 д., пис. полууставом, 276 л., XV в. Л. 1. Служба 5 гласа. В субботу на малой вечерне богородичен и все стихиры богородичные на стиховне иные. На великой вечерне стихир Павла Аморрейского нет: две из них помещены между упомянутыми стихирами на стиховне, на малой вечерне. Канон пресв. Богородице на повечерии опущен: но канон живоначальной Троице помещён. Седальнов по стихологиях только по два, и между ними вторые отличны от помещённых в печ. издании. В канонах некоторых, весьма немногих, тропарей против печ. недостаёт. В блаженнах на литургии последние четыре иные. Состав службы в прочие дни седмицы тот же, как и в ркп. 412. В сравнении с печатным недостаёт канонов на повечерии. И к старопечатному изданию сия половина октоиха так же близка, как и первая. Л. 65. Служба шестого часа. Канон крестовоскресный тот же, что в старопечат. издании. Л. 129 об. Служба седьмого часа. Л. 194 об. Служба восьмого часа. Л. 265. Свтины въскрны и стры лва. деспот. Те же, что и в 412. л. 253. Л. 270 об. Пниа троична. ихь ж поемъ в постъ. и в прочаа посты. нсть трор . К ним присоединены и светильны дневные. Октоих 1818 г. ч. 2. л. 328 об. и 331. Но здесь помещена только первая половина, т.е. троичны и светильны первых четырёх гласов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

«По рождестве Твоем, Богоматерь, Владычице, пришла еси в храм Господень воспитатися во святая святых, яко освящена: тогда и Гавриил послан бысть к Тебе Всенепорочной, пищу Тебе принося. Небесная вся удивишася, зряще Духа Святаго, в Тя вселишася». (служба Введения во Храм, на вел. веч. стих, на Гос. Воз., слава и ныне). 123 Первосвященником, а не священником именуют его протоевангелие Иакова (VIII), Дионисий Ареопагит (Неб. Иер., кн. IV), св. Иоанн Златоуст (на Ев. Иоанн, бес. XVI), блаж. Феодорит (толк, на Кн. Левит, гл. XVI), св. Дмитрий Рост. (Чет. Мин. 2 февр). 124 В Священном Писании два раза встречается это имя, и первый раз его носит жена первосвященника Аарона (Исх. 6. 23). 125 «Многие» в подобных соединениях означает «все». Ср. Мф. 26,28: «Сия есть кровь Моя, яже за многия (περ πολλν) изливаемая». 126 Празднование зачатия Предтечи в Восточной Церкви существует с глубокой древности. От IV века сохранилась беседа св. Иоанна Златоуста, произнесенная им в день этого празднования. 127 «Владыки бо божественный храм, начаток примирения прият Анна, егда ощути себе заченшею: царская порфира в чреве Анны исткатися начинает». (Служба в день зачатия Богородицы 9 декабря, канон 2, троп. 6 песни). 128 «Ластовице красная, славие честный, голубе предобрый, пустынно любная горлице, Господень Креститель, пустынное прозябение» (глас 1, канон, песнь 9, тр. 4). «Ангел из неплодовых ложесн произошел еси, Крестителю: от самых пелен в пустыню вселился еси» (24 сент. служба зачатию Предтечи, стих, на стих., слава). 129 Ср. домыслы на эту тему в книге св. С. Вишнякова. Св. великий пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. М., 1879, стр. 65–6. 130 Ср. этюд о Богоматери; Купина Неопалимая. 131 Лк. 3, 3–1: «и он проходил по всей окрестности иорданской, проповедуя крещение покаяния к (εις) прощению грехов, как написано в книге слов прор. Исайи». Это относится и к совершающемуся прощению, и к покаянному настроению. 132 Эти тексты имеют варианты в том отношении, что у Мф. и Лк. Говорится о крещении Духом Святым и огнем, у Мк., атакже и Ин. говорится лишьо крещении Духом, но по существу это различия не представляет. 133

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

по чину молебна, по которому канон без ирмосов. Канон на плач Пресвятой Богородицы на повечерии Великого Пятка имеет в каждой песне ирмос и 4 тропаря. Но там ирмосы поются по дважды.    При поминовении 2—3 и вообще немногих усопших соответственнее будет петь по каждой песни по дважды «Покой Господи души усопших раб Твоих». Но если к этим немногим именам будет присоединяема общая формула «и всех прежде почивших» или подобная, тогда следует петь так, как на панихиде об усопших многих.    На практике, не желая очень затруднять себя разными справками, чаще поются ирмосы 6-го гласа, те, что могут быть на панихиде в день годовщины по мipяhuhe. Иногда поют ирмосы 8-го гласа, те, что могут быть на панихиде по единоумершем. В особой брошюре «Последования поминовения усопших, еже есть панихида», СПб, 1904, без всяких оснований в качестве катавасии указаны ирмосы из параклиса Богородицы: Небесного круга... Молитву пролию... Во истину Богородицу... Они же помещены и в нотном издании «Спутник псаломщика».    Пред 50-м псалмом и по 3-й песни канона.    Они в Октоихе в будничные дни среди седальнов по 2-й кафисме.    Когда в Минее нет икоса.    Да песнь ангельскую пою ти: аллилуиа. Октоих, глас 6, вторник утра по 2-м стихословии седален.    Плач христианина при гробе, по выражению церковных песнопений, «веселый плач». Веселое отшествие твое, поется, напр. в службе преп. Прохору Печерскому (10 февр.), веселого исполни всех плача (канон, песнь 8, троп. 4).    Эта особенность в пении перечисленных предпраздничных канонов (в которых кроме того и ирмосы поются по дважды), катавасия по каждой песни и по 8-й песни Хвалим, благословим... не указывает ли на то, что когда-нибудь в древности эти каноны пелись со стихами пророческих песней подобно тому, как и до сих пор сохраняется в Уставе указание петь со стихами пророческих песней канон Великой Субботы на так называемой пасхальной полунощницы? А употребление Благословим Отца и Сына... на панихиде не есть ли напоминание о том, что панихида, как служба по самому своему названию всенощная (название служб никогда не является случайно), первоначально включала в свой состав и «пророческие» песни: необходимую часть уставного всенощного бдения? Во всяком случае особенность в пении 8-й песни канона на панихиде выделяет заупокойные каноны из ряда других, приближает их к выдающимся канонам предпразднства трех величайших праздников: Пасхи, Рождества Христова и Богоявления.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

8 Напротив, по сравнению с этими человеческими соборами, празднование собора св. архангела Гавриила (26 марта) относится к ангельскому миру, к чинам небесным. 9 «Я был отрок даровитый и душу получил добрую; притом, будучи добрым, я вошел и в тело чистое» (Прем. Сол. 8, 19–20). 10 Разумеется, это не предсуществование душ, осужденное Церковью у Оригена , потому что здесь нет никакого пред, относящегося ко времени до рождения. Сопоставляются не разные времена, – предшествующее и последующее, но вечность, сверхвременность, с временностью. В Боге все вечно и сверхвременно, во времени же все возникает. 11 Приведем из служб Предтечи некоторые свидетельства Церкви об его святости. «Божественный храм был еси Бога жизнедавца, всех блаженне пророче и Предтече и проповедниче, живущаго имел еси в сердце» (гл. 5 ст. на Г. в.). «Ce благолепие твоего храма яко небо познавается на земли, Предтеча Христов, в оньже прихода зарями божественными освещаем» (п. 9, тр. 1). «Непорочная священная жертва Творцу принеслся еси, заклан был еси, божественный Предтече яко агнец незлобив». 12 «По рождестве твоем, Богоматерь, владычице, пришла еси в храм Господень воспитатися во святая святых, яко освящена: тогда и Гавриил послан бысть к Тебе всенепорочной, пищу Тебе принося. Небесная вся удивишася, зряще Духа Святаго в тя всельшася». (Служба Введения во храм, на вел. веч. стих. на Гос. воз. слава и ныне). 17 «Владыки бо божественный храм, начаток примирения прият Анна, егда ощути себе заченшею: царская порфира в чреве Анны исткатися начинает». (Служба в день зачатия Богородицы 9 декабря, канон 2, троп. 6 песни). 18 «Ластовице красная, славие честный, голубе предобрый, пустыннолюбная горлице, господень креститель, пустынное прозябение». (Глас 1, канон, песнь 9 тр. 4). «Ангел из неплодовых ложесн произошел еси, Крестителю: от самых пелен в пустыню вселился еси» (24 сент. служба зачатию Предтечи, стих. на стих. слава). 19 Ср. домыслы на эту тему в книге св. С. Вишнякова. Св. великий пророк, предтеча и креститель Господень Иоанн. М. 1879, стр. 65–6.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Тексты 2271. Иоанн Дамаскин , прп. Ямбический канон на Рождество Христово (VII–VIII в.)/Пер.: С. С. Аверинцев//МБ. 2000. Вып. 7. С. 101–103. 2272. Никодим (Руснак), митр. Харьковский и Богодуховский. Служба-проект исповеднику святого православия, доктору богословия протопресвитеру Гавриилу Костельнику, положившему душу свою за веру отцов своих, на искони православной Галицкой земле//BiP. 2000. 1. С. 277–284. Служба написана митр. Харьковским и Богодуховским Никодимом в янв. 2000 г. 2273. Роман Сладкопевец , прп. Кондак на брак в Кане/Пер., введение и коммент.; М. В. Асмус//БСб. 1999. 3. С. 163–180. 2274. Стихиры Святейшему патриарху Тихону//БСб. 1997. 1. С. 298–300. 2275. Тихон (Белавин) , патр. Московский и всея Руси, свт. Молитва святого патриарха Тихона//БСб. 2000. 6. С. 330–331. 2276. Туотилон Санкт-Галленский. Троп на Рождество (X в.)/Пер.: С. С. Аверинцев//МБ. 2000. Вып. 7. С. 103. История литургической науки в Росси 2277. Бовкало А. А. Литургика в Петрограде после 1918 г.//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 393–400. 2278. Ващенко М. И. Степан Васильевич Смоленский, его жизнь и деятельность//ВестнЛДА. 1990. 1. С. 73–80. 2279. Георгиевский А. И. Выступление по докладу еп. Питирима (Нечаева) : [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. Загорск, 21–25 окт. 1963 г.]//БТ. 1970. Сб. 5. С. 227–229. Обзор важнейших рус. литургических исследований кон. XIX – нач. XX в. 2280. Никодим (Ротов), митр. Ленинградский и Новгородский. Благословенный юбилей//БТ. 1975. Сб. 13. С. 5–7. Посвящ. 75-летию Н. Д. Успенского . 2281. Сове Б. И. Русский Гоар и его школа/Предисл.: Н. Д. Успенский //БТ. 1968. Сб. 4. С. 37–84. Об А. А. Дмитриевском . 2282. Сове Б. И. История литургической науки в России/Вступ. ст., подгот. текста: А. Г. Кравецкий//УЗ РПУ. 1996. 2. С. 21–98. 2283. Стойков В., прот. Актовая речь, посвященная памяти заслуженного профессора СПбДА Н. Д. Успенского (к 100-летию со дня рождения)//ХЧ. 2θ0θ. 19. С. 21–38.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

л. 16 об. Второй отдел устава : « Служба црквнаа, пниже и соборь вьсего годнща, начинаема септбр мца до авгста, мцъ сентеври. дни има а. днь има ча и нощъ Начатокъ индикта сир нову лту и памть прпобнаго оца нашего смеона стлъпника и пръвы ограды»… Л. 100. « Слоужба стго н велнклго поста не. въ нже чтетс сщенное о мытарн н фарнсеи». Кончается пасхою. Лист 136. « Подобаетъ вдти ко не до въс стхъ прьвое чте, въ стх аплъ творим». Кон. л. 145 об. « Кпоне по памти вс стхь начинае по»… Нет конца и этой статьи. На л. 91 об. внизу на поле есть приписка: « Въ л мца дни прставис попина мат хба. помни ги хуб». 14. Тетрадь в 4 д. на бумаге, полуустав XVIII или начала XIX в. Содержит в себе повесть «О пришествии из Иерусалима в Рим к Тиверию Кесарю Марфы и Марии сестёр Лазаревых, и Марии Магдалины со многими дарами и о возвещении ему о распятии Гдни». Нач. «По вознесении убо Гда нашего Хрта Тиверию Кесарю единоначальствующего на земле и обладающего восточными и западными странами, приидоша убо сестры Лазаревы». Тетрадь содержала в себе сначала еще что-то другое в начале и в конце, но все это вырвано. Повесть кончается посланиями Пилата Тиверию и Тиверия–Пилату. На лист приклееном к передней переплетной доске, нарисована рамка с 4-мя кругами внутри большими и 8-ю меньшими, расположенными ввиде креста. Наверху написано: „ Аще кто сию книгу как разложит в туж минуту крть на себе да положит глши Во имя отца и сна и с. дха аминь»... В кругах разные надписи. В средине: « книга зеркало девам и женам». 16. « Акафист препобному и бгоносному отцу Нилу Столобенскому. Канон умилительный в скорбх и печалх сущаго ми краегрансе препбному Нилу акафистову хвалу приношу. Пснь а ирмосъ. Горькя работы избавлься иль непроходимое пройде». 1-й троп.: « Горкя грховныя работы избавлься преподобие отче». Рукопись писана полууставом XIX века и скорописью в 4 д., 34 л. Полууставом писан акафист и – л. 25 – «Акафистово предисловие стихами изложенное». Нач. «Кто мне ныне споспешитъ или кто вспоможетъ кто мне соблаговолит призвати тя Боже». Предислове это занимает 8 л. Кроме того в рукописи скорописью написаны: – л. 32 об. – Молитва о сохранении дома – «Господи владыко царю Христе дом сей раба твоего Иоанна твердо сохрани» л. 33 об. – «Молитва, найденная во гробе Исуса Христа, действие ее суть такая. Кто будет ее носить на себе и читать не умрет нечадной смерти женщина, благополучно будет разрешатца от бремени. Кто будет читать 10 дней, тот перед смертью своею увидит пресвятую Богородицу. «Исусе Христе Сыне Бога истинного помози мне Спаситель мира»... Далее другая молитва, нач. «Боже праведный сокровенных свидетель испытуяй сердца». Конец этой молитвы перенесен на об. 1-го листа, где за нею следует: «Молитва запрещения диаволу» – «Запрещает ти вселукавый душе диаволе Господь пришедый» и «Еще молитва тому же»: «Иди за мною сатано. Господу Богу моему поклонюся и тому единому послужу».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

39 Октоих гл. 7, Пяток веч. на стиховне мертвен; по непорочных тропари мертвенны, тр. 3. 40 Октоих гл. 6, субб. утр. на мертвен. Ср. Рим. 5:12. 41 Погреб. снят. стих. гл. 8, «Тленни како быхом». 42 Октоих гл. 1, пяток веч. на стих, мертвен. 43 Погреб. мipck. чел. При прощ. стих. 5. 44 Погреб. снящ. троп, пред 2 апостолом. 45 Канон на исход души, песнь 5, тр. 2. 46 Погреб. мipck. чел. При прощении Слава. 47 Погреб. свящ. икос 4. 48 Как Святая Церковь тщательно охраняет праздники с их радостным настроением от всего горестного, печального, от всяких скорбных воспоминаний, видно м. пр. из того, что Она даже в тексте Священного Писания, употребляемом в богослужении, делает сокращения. Так например, назначая на понедельник Пасхи чтение из Деяний свв. Апостолов об избрании ап. Матфия на место Иуды, Она из речи ап. Петра опускает его рассказ о смерти предателя (Деян.1:18—20), считая воспоминание об этих печальных и ужасных подробностях несоответствующим пасхальной радости. И в Неделю Самарянки из праздничного чтения в Деяниях опускается предсказание пророка Агава о голоде, грядущем на всю вселенную (Деян. 2:27—28). Даже из сравнительно будничного евангельского чтения — понедельника 4 седм, по Пасхе — опускается Господне предсказание о судьбе предателя (Ин. 6:70—72), как не соответствующее продолжающейся пасхальной радости. Или, избрав из Священного Писания ряд гимнов для утрени, один из них, грозную обличительную песнь пророка Моисея, положенную в основание второй песни канонов, она употребляет исключительно только во дни особливо покаянные, в Великом посте, а во все прочее время года, даже в будни, даже в малые посты, когда поется служба со аллилуйей — почти великопостная, эта песнь опускается совсем, и богослужебные каноны в подавляющем большинстве имеют несколько необычный, а для неосведомленных даже странный счет песней: первая, третья, при почти всегдашнем отсутствии второй. Или еще: по нашему церковному Уставу на утрени в течение всего года, за исключением только седмиц страстной и пасхальной, неопустительно вместе с канонами октоиха, минеи и триодей, должны стихословиться и библейские пророческие песни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2550...

Богородицы читаем: кондак 3: «(Фома) иже преставльшуюся приник видети, уразуме вознесенную на небеси с телом, и веровав о сем возопи: Аллилуиа». Икос 7: «Радуйся, Фому по погребении Твоем силою Божиею предпоставившая изряднее; радуйся, чрез него уверившая Твое на небо с плотию преселение…» Икосъ 8: Радуйся, Ея же пресвятая душа в вышнем всесветлом Сионе вселяется; радуйся, вшедшая в престольный град Самого Вседержителя, радуйся, вознесшаяся в прекрасный рай Самого Насадителя. Радуйся, принесенная во град, основанный от каменей всесветящих, радуйся, введенная во ограду об–стоимую вони сил превышних. Радуйся, превыше небес в благовоние Божие взятая, радуйся, паче всех невещественных умов почтенная…» Кондак 10: «… (Господь) взыде, отнюдуже сниде, к небеси от земли, и Тебе с Собою возведе ко пребыванию во славе вечной и соцарствованиюс Собою, конца не имущему…» Икос 10: «… небесе и земли Творец от Тебе плотию прошед, Пречистая, духом и телом в небесныя Тя пресели, ко ближайшему предстательству о всех…» 31 И сама Богоматерь, при смирении Своем, однако рекла о Себе: «…яко сотвори Мне величие Сильный» (Лк. 2,49). Как Мать Царя царствующих, Она и Сама уже становится причастна царственности. 32 Молитва ко Преев. Богородице (Иерейский молитвослов, 259). 33 Служба Успению Богоматери, канон, п. 4, троп. 1. 34 Ср. мой очерк «О почитании св. мощей в православии» (рукописный). 35 «Егда сотворены быша звезды, восхвалиша их гласом велиим вси ангели Мои» (Иов. 38,3). 36 Об этом косвенно свидетельствует третья из трех ветхозаветных паремий, всегда чтомых в богородичные праздники (первая берется из Бытия 28,10–17 — о видении Иаковом лествицы; вторая из пророчества Иезекииля о вратах затворенных 43,47 — 49, 2–14; третья из Притчей Солом. 9,1–21). Текст гл. 9, 2: «Премудрость созда себе дом, и утверди столпов седьм» — применяется, таким образом, Церковию к Богоматери, Которая и есть таковой дом или вместилище Премудрости, иначе говоря, Сама есть воплощение Премудрости, она же — Церковь, утвержденная на седьми столпах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Отселе начинаются службы по месяцеслову разным святым, в таком же кратком виде, как и предыдущие: состоять из стихир на Господи воззвах, обыкновенно трёх, без слава и ныне, иногда и из стихир на стиховне 1–4. и канона, иногда же и стихир на хвалите. Ни малой вечерни, ни паремий, ни стихир литийных, ни седальнов по стихологии кафизм нет. Л. 100 об. Мца юн. въ. кд. ржтво прта крт. Стихиры на Гос. воззвах, числом три, см. в печ. на вел. вечерни; на стиховне три же стихиры, из них в печ. только одна последняя. В каноне только 1. 5 и 9 песни и первые две стихиры хвалитные тождественны с печ. вторым каноном Андрея, а прочее всё отлично; притом по ркп. в каждой песни содержится только три тропаря, тогда как в печ. 5 и 6. Из отличающихся напр. ирмос 3 Нач. Да не хвалитс хвалис. но о семь же разумвати. Л. 102 об. Мца юн въ. к. стою петра и павл. Стихиры на Гос. воззвах только три, они – первые по печ. изданию, за тем одна на стиховне – первая же в печ. Канон тот же самый, что и в печ. первый – ап. Петру, но в каждой песни пишутся только по три тропаря, седален по 3-й п. (в печ. 2-й по 1-м стихологии кафизм), 9 песнь, при ней богородичен и светилен – иные. Стихир на хвалитех только три, из коих две первые по печ. 3-я и 4-я, а третья – своя. Л. 104 об. Мца ию. въ. кд. стою му. бори и гл б . Служба состоит из 3 стихир на Гос. воззвах, в печ. минее «ины стихиры», и из канона – по печ. второй канон. В печатном, впрочем, язык подновлён, исправлены и некоторые выражения. Напр. в 1-й стихире на Гос. воззвах (св. Бориса и Глеба) все питател (в печ. наслаждение, слич. древний перевод Греч. τρυφ пища, а не наслаждение). В каноне по 1-й п. богородичен: ба слова въплотившюю (печ. плотию родшую); седал. по 3 п. жизнь нестаростну възлюбивша (печ. жизнь безстрастную стяжавше)... ицлта болща (исцеляете вас поющая), в 4-й п. 3 троп. би. дша поитающа (возлюбивше, прозряще жизнь грядущую приб.), в 5 п. 1. троп. ко агн блготва (яко отца благочестива чада), в 7. п. 1. троп. прослави... блгть. самобратьною ваю. ко притъю... братолюби (вас прехвальнии, яко союз), 3 тр. пострлдати пае изволиста. ли бжати зл безумны (последние слова в печ. опущены), в 8 п. 2 тр. купно ловще перв в дбрав питающес (человецы, иже тогда в горах лова ищуще).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010