(Слово 57, стр. 295) Пересуды. Как вести себя при них. Когда начинает кто при тебе пересуждать брата своего, сделай печальным лицо свое. Как скоро сделаешь это, и перед Богом и перед ним окажешься охраняющимся. (Слово 89, стр. 422) Печаль о людях недужных, добрых, злых и страждущих. В тот день, в который печалишься о страждущем каким-либо недугом, о человеке добром или злом, страждущем телесно или мысленно, почитай себя мучеником и взирай на себя, как на пострадавшего за Христа и на сподобившегося стать исповедником. Ибо помни, что Христос умер за грешных, а не за праведных. Смотри, сколь велико это дело – скорбеть о людях злых и благодетельствовать грешным паче праведных! Апостол воспоминает о сем, как о деле достойном удивления ( Рим. 5, 6–8 ). (Слово 89, стр. 423) Разумный человек. ВОПРОС. Кто достойно именуется разумным? ОТВЕТ. Тот, кто действительно уразумел, что есть предел сей жизни. Он может положить предел и своим прегрешениям. Ибо какое ведение, или какое разумение, выше сего – умудриться человеку выйти из жизни сей в нерастлении, не имея ни одной части, оскверненной зловонием вожделения, и никакой скверны в душе, оставляемой сладостию вожделения. Ибо если какой человек утончает мысли свои, чтобы проникнуть ему в тайны всех естеств, и обогащается изобретениями и наблюдениями во всяком ведении, но душа его осквернена греховною скверною и не приобрел он свидетельства о надежде души своей, однако же думает, что благополучно вошел в пристань упования, то нет в мире человека неразумнее его, потому что дела его, в непрерывном стремлении его к миру, довели его только до мирской надежды. (Слово 21, стр. 82) Рай и древо жизни. Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами, – где блаженный Павел напитался преестественною пищею и, как скоро вкусил там от древа жизни, воскликнул, сказав: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» ( 1Кор. 2,9 ). От древа сего был отстранен Адам советом диавольским. Древо жизни есть любовь Божия, от которой отпал Адам; и с тех пор не встречала уже его радость, но работал и трудился он на земле терний. Лишенные любви Божией, если и по правоте ходят, едят тот хлеб пота в делах своих, какой повелено было есть первозданному по отпадении (от любви Божией) его. Пока не обретем любви, делание наше – на земле терний; и хотя сеяние наше бывает сеянием правды, однако и сеем и пожинаем мы среди терний и ежечасно уязвляемся ими и, что бы ни делали к своему оправданию (сколько бы ни совершили дел правды), живем в поте лица. А когда обретем любовь, тогда станем питаться хлебом небесным и укрепляться в силах без работы и труда. Небесный хлеб есть Христос, сшедший «с небесе и даяй живот миру» ( Иоан. 6,33 ), и это есть пища ангельская.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/az...

Ты знаешь, что зло привзошло к нам от преступления заповедей. Итак, ясно, что здравие возвращается снова их хранением. А без делания заповедей, пока прежде всего не пойдем оным путем, ведущим к душевной чистоте, не должно нам и желать и ожидать очищения души. (Слово 55, стр. 242— 243). Злоба демонов. Если вы, чада, действительно подвижники, стремящиеся к добродетели, и есть в вас душевное рачение, то возжелайте ум ваш представить Христу чистым, и делать дела Ему благоугодные. Ибо непременно должно вам выдержать за сие всякую брань, воздвигаемую естественными страстями, влечением мира сего, постоянною и непрекращающеюся злобою демонов, с какою обыкновенно нападают на вас, и со всеми их злоухищрениями. Не бойтесь, что жестокость брани непрерывна и продолжительна; не приходите в колебание от долговременное™ борьбы; не ослабевайте и не трепещите от вражеских ополчений; не впадайте в бездну безнадежности, если, может быть, и приключится вам на время поползнуться и согрешить. Но если и потерпите что–нибудь в сей великой брани, будете поражены в лице и уязвлены, сие нимало да не воспрепятствует вам стремиться к доброй вашей цели. Паче же пребывайте в избранном вами делании, и достигайте сего вожделенного и похвального качества, т. е. чтоб оказаться в брани твердыми, непобежденными, обагренными кровию язв своих, и никоим образом не прекращайте борьбы со своими сопротивниками». (Слово 7, стр. 33—36). Зависть. С тем, кто высокоумен и страждет завистию, говори осторожно. Ибо, как скоро скажешь что, дает он словам твоим в сердце своем какое ему угодно толкование и в том, что есть в тебе доброго, находит средство сделать преткновение и другим; и слова твои в уме его извращаются сообразно с его недугом. (Слово 89, стр. 422). Изменения. Изменение ежедневное бывает у всех, даже у совершенных. Об истинном ведении, об искушениях и о необходимости точно знать, что не только люди невысокие, немощные и необучившиеся, но и сподобившиеся на продолжительное время бесстрастия, достигшие совершенства в образе мыслей, приблизившиеся отчасти к чистоте, сопряженной с омертвением (ставшие выше страстей, пока они в мире сем, по Божию попущению от сопряжения жизни их со страстною плотию, пребывают в борении, и по причине плоти терпят беспокойство от страстей, потому что)  по милости бывает попущение на них за падение их в гордыню.

http://predanie.ru/book/67902-tvoreniya/

(Слово 61, стр. 335–336) Привычка. Бойся привычек больше, нежели врагов. Питающий в себе привычку (худую) – то же, что человек, который дает пищу огню, потому что мера силы того и другого (т.е. привычки и огня) зависит от количества вещества. Если привычка потребует чего однажды и требование ее не будет исполнено, то в другой раз найдешь ее слабою; а если однажды исполнишь ее волю, то во второй раз найдешь, что нападает она на тебя с гораздо большею силою. (Слово 89, стр. 421–422). Признак истинного зрения Божиих вещей. Во что ни намеревался бы ты вникнуть, признаком вшествия внутрь пусть будет для тебя следующее. Когда благодать начнет отверзать очи твои к ощущению зрения предметов в их действительности (т.е. истинного вида предметов, как сказано в сирийском тексте), тогда очи твои тотчас начнут изливать ручьями слезы, так что не раз множеством их омоются ланиты твои. И тогда брань чувств утихает и скрывается внутри тебя. Если кто будет учить тебя противно сему, не верь ему. Кроме слез, не ищи другого более явного признака в теле. Когда же ум возвысится над тварями, тогда и для тела прекращаются слезы и всякое возбуждение и ощущение. (Слово 56, стр. 283–284). Признаки охлаждения духовной жизни. Когда нерадение начнет как тать вкрадываться в душу твою, и в омрачении возвращается она вспять, и дом (душевного твоего устроения) близок к тому, чтобы наполниться омрачением, тогда являются следующие признаки: почувствуешь в себе тайно, что изнемогаешь в вере своей, преимуществуешь в видимом (изобилуешь видимыми вещами), упование твое (на промысл Божий) умаляется, терпишь утраты в близком тебе, а вся душа твоя исполняется укоризны в устах и в сердце на всякого человека, и на всякую вещь, и на все, с чем ни встречаешься помыслами и чувствами, и на Самого Всевышнего, и боишься вреда телесного, по причине чего малодушие овладевает тобою каждый час, и по временам душа твоя возбуждается таким страхом, что пугаешься и бегаешь тени своей; потому что неверием затмил ты веру (под верою же разумеем не основание общего всех исповедания, но оную мысленную силу, которая светом ума подкрепляет сердце и свидетельством совести возбуждает в душе великое упование на Бога, чтобы не заботилась она о себе самой, но попечение свое во всем беззаботно возвергла на Бога).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/az...

Блаженного Диадоха, епископа Фотики, что в Эпире Иллирийском, слово аскетическое СТО ГЛАВ Указатель сокращений а. Московская греческая рукопись 145 (184 79 ). b. Codex Vindobon. XCIII (Olim CLVIII). c. Codex Vindobon. CIV (Olim CCXL). d. Mockobckaя греческая рукопись 307 (419). е. Московская греческая рукопись 273 (422). f. Codex Vindobon. CCLXXIV (CCXXXVII). g. Φιλοκαλα τν ερν νηπτικν κτλ. νετησιν. 1782. оп. – опущено. ΤΟΥ ΜΑΚΑΡΙΟΥ ΔΙΑΔΟΧΟΥ πισκπου Φωτικς τς περου το λλυρικο 80 Λγος σκητικς 81 БЛАЖЕННОГО ДИАДОХА епископа Фотики, что в Эпире Иллирийском Слово аскетическое Сто глав Определения 1. Первое определение, – веры: бесстрастная мысль о Боге. 2. Второе определение, – надежды: исшествие ума в любви к уповаемому. 3. Третье определение, – терпения: непрестанно быть твёрдым, мысленными очами видя Невидимого, как бы видимого 89 . 4. Четвёртое определение, – несребролюбия: так желать не иметь, как кто-либо желает иметь. 6. Шестое определение, – смиренномудрия: старательное забвение подвигов. 7. Седьмое определение, – негневливости: сильное желание не гневаться. 8. Восьмое определение, – чистоты: чувство, всегда прилепленное к Богу. ϑ´. νατος ρος, – τς γπης· αξησις φιλας πρς τος βρζοντας. 9. Девятое определение, – любви: умножение дружбы к оскорбляющим. 10. Десятое определение, – совершенного изменения: в наслаждении Богом ужас смерти считать радостью. Каким знанием надлежит нам, по путеводительству Господа, достигнуть предъявленного совершенства, чтобы каждый из нас плодоносил семя слова по образу обозначенных в евангельской притче 104 . Исследования К сноске Λογος σκητικς древние церковные писатели называли сочинения, трактующие о подвижнической жизни, например, Василий Великий : Λγος σκητικς κα παρενεσς περ ποταγς βου κτλ. (Migne, ser. gr. Т. XXXI. p. 623); Λγος περ σκσεως κτλ. (ibid. p. 648); Нил Синайский : Λγος σκητικς Migne T. LXXIX, p. 720). К сноске Слово ροι употреблено бл. Диадохом в смысле «определений», а не в значении «пределов или верха совершенства главнейших добродетелей» (Добротолюбие Т. III, стр. 11), или просто «приделие» (славянский перевод аскетического слова бл. Диадоха в рук. К. Церковно-Археологического Общества, или «преграждение» (Славяно-русская рукопись 459 л. 125 в Московской Синодальной Библиотеке. Но в гл. 54 аскетического слова епископа Диадоха слово ροι имеет уже значение высших пределов или границ в деле преуспеяния в бесстрастии: ο μακρν οσα ( ψυχ) τν τς παϑεας ρων γνωρζεται.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

1168 Подробно см. в соч. В.Малинина, Старец Филофей и его послания (стр. 265–321). О Мис. Мунехине также Гамель, 172, 175 1172 Слово xix, 435–446, 455. По указ. опис. рукоп. Царского, сл. xvii написано в 1523 г. и сл. xvi – в 1524. Звездочетства касается М.Грек и в посл. к кн. Петру Ив. Шуйскому (II, слово xxxvii) 1173 Сочин., I, слово xx, 446–455. Быть может Артемий (Библиограф 1893, 1, 85), по характеристике игумена (447), но игуменом он стал уже в конце жизни М.Грека 1178 Ibid., слово vii. О гаданиях, Сочин. М.Грека II, 155. О сонниках сербских, польских и русских (Ист. Вестн. 1898 г. 6, с 1068–69) 1180 В начале этого послания говорится: «Сей бо воистинну верен и искреннейший друг, кто радуется от всей души о делах и благоденствии друга своего, как о своих собственных; скорбит, когда увидит его заблуждающегося в благочестии апостольских догматов и отеческих преданий, или видит впавшим в некоторые житейские беды, который, соболезнуя за друга своего, старается всяким образом пособить ему и в первое познание привести его, вот почему и я, связанный любовию к твоему преподобству, возлюбленный брат мой, окажусь неправым в законе святой любви, если умолчу, видя тебя идущего в след еллинского, халдейского и латянского угодного бесам учительства» (Сочин., I, стр. 447) 1196 Прав. Собес. 1863, 3, сс. 88, 89, 96. Учение об управлении небесных светил ангелами известно было еще древнерусскому летописцу на основании слова Епифания Кипрского (рукоп. XI в.). См. Щапов, Ист. очерк миросозерцания 1198 Вестн. Евр., 1894 4, с. 643 (переписка Гете с Шиллером). В залах Ватикана, где находятся Рафаэлевы станцы, на одном из потолков нарисованы Философия в виде женщины.... и два гения с таблицами, на коих написано: «Познание причин – звездочетство». (Порфирий, Книга бытия моего, VI, 190) 1206 Сочин., I, 403, 414, 420, 422, 433, 435, 437, 447, 448, 458, 460, 473; 361, 365, 378, 380, 388, 395; II, 74, 76 1210 Под колесом счастья разумеется «Круг счастья», немецкого происхождения (Сочин. М.Грека, I, 385–386), известный в русских, польских и друг. изданиях (М.Сперанский, Отречен. книги, I, 54)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

27 . Зиновия мниха, ученика преподобного Максима Грека , старописьменная, библиотеки А.И. Хлудова под 89, Казань, Православный Собеседник 1863–1864 гг., отдельно, г. б. Выписки на стр. 361–362. 28 . Златоструй , старописьменная, Московской Синодальной библиотеки, под 991. Указ. на стр. 125. 29 . Златоуст называемая, Почаев. 7303 (1795) г., в лист, ц. б. Выписки на стр. 196, 438. Указ. на стр. 93. 30 . Зонарь с Богом, печатан когда и где неизвестно, в четвертку, ц. б. Выписки на стр. 65, 221–224, 248, 278–279, 376–377. Указ. на стр. 93. 31 . Иринея Блаженного свидетельства из Православно-Догматического Богословия. Выписки на стр. 15–16, 205, 236. 32 . Игнатия Богоносца послания, Москва. Апрель 7280 (1772) г., в четвертку, ц. б. Выписки на стр. 67–68, 95–106, 261–262. 33 . Иеронима Блаженного свидетельства из Православно-Догматического Богословия. Выписки на стр. 9, 66, 237. 34 . Ипполита св . слово об антихристе, пергаменный список 12 века библиотеки Московской Чудова монастыря, изданное К.И. Невоструевым в 1868 г. и Братством св. Петра митрополита в 1882 г. ц. б. Выписки на стр. 379–381, 403, 412–414, 420, 421–422. 35 . Иова , патриарха Московского, послание в «Христианском Чтении» за 1869 г. Выписки на стр. 196–197. 36 . Казанье св. Кирилла, патриарха Иерусалимского об антихристе, Вильна. 7104 (1596) г., в 12 д. л. на славянском и польском языках. Указ. на стр. 77, 197, 231, 411. 37 . Катихизис Великий , Москва. 7135 (1627) г. при патриархе Филарете, в лист, ц. б. и переводной, Гродно 671 7296 (1788) г., в лист, ц. б. Текст выписок в настоящем издании сделан по переводному экземпляру Катехизиса. Выписки на стр. 5–6, 45, 116, 165–168, 199–200, 362, 445–449. Указ на стр. 172. 38 . Катихизис малый, или собрания краткие науки об артикулах веры, Москва. 20 января 7157 (1649) г., при патриархе Иосифе, в ½ д. л. ц. б. Выписки на стр. 7, 26, 154, 26–27. 39 . Климента Римского свидетельство из Православно-Догматического Богословия. Выписки на стр. 10. 40 . Климента Александрийского свидетельство из Православно-Догматического Богословия. Выписки на стр. 11, 74.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vypiski-...

LI, p. 123. Скорее это слово напоминает проповедническую манеру Григория Цамвлака. 20 Слич. в Сербской рукописи XVI в., по «Описанию рукописей Церковно-Археологич. Музея» . 151, л. 587 и сл. Здесь указан и греческий подлинник. Эти Синаксари обыкновенно помещаются в триодях. 21 В рукописи преп. Иова только конец. На греческом это слово не издано. На славянском, в списке XVI в., см. «Описание рукописей Троицко-Сергиевой Лавры», архим. Леонида, 178, л. 73. 23 В других греческих списках приписывается Леонтию Неопольскому. Издано у Монфокона, по перепечатке издания Монфокона в Cursus Completus patrolgiae аббата Миня, т. X, стр. 715 и след. 25 Изложение содержания этого слова – в Истории Русской Церкви, Макария, т. V, стр. 422–425. В рукописи преп. Иова только заглавие. 26 Составлено по подражанию нижеследующим словам: Златоустого о предании Господни, и о Пасхе, и о причащении, и Григория Цамвлака во святой великий четверток, и особенно беседе 1. Златоустого на неделю ваий. Последнюю см. у Монфокона, по перепечатке Миня, т. XII, стр. 817. 29 He принадлежит Златоустому. На греческом у Монфокона, по перепечатке Миня, т. VIII, стр. 527. 33 Не принадлежит Златоустому. На греческом не издано. 3аглавие его см. в Cursus Completus patrologiae, Миня, t. LXIV, p. 1745. 34 В русском переводе издано в Истории Русской Церкви, Макария, т. V, стр. 214–225. В рукописи преп. Иова одно только заглавие и начальный текст слова. 36 На греческом не издано. На славянском см. в Описаниях рукописей: Хлудова, 64, л. 75, и Троицко-Сергиевой Лавры, 178, л. 75 на обороте. 37 В рукописи – одно заглавие. Извлечение см. в Истории Русской Церкви, Макария, т. V, стр. 426–431. В полном виде издано в «Маргарите», 1764 г., л. 411 и сл. 38 Из бесед 1. Златоустого на евангелие от Матфея, беседа 89, у Монфокона т. VII, в русском переводе – при христианском чтении. 40 В рукописи преп. Иова только конец. На греческом у Монфокона, т. II, стр. 821. Не принадлежит Златоустому. 41 В рукописи преп. Иова только начало, без заглавия. На греческом неизвестно. На славянском см. в Описании рукописей Хлудова, 107, л. 10 на об., – и в Описании рукописей Виленской публичной Библиотеки, Ф. Добрянского, Вильно, 1882 г., 256, л. 225.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

54 Несториане не могут отвергать сего: ибо они признают своими учителями и Диодора тарсийского, и Феодора мопсуестского, и Нестория константинопольского. Бержье Богосл. словар. т. 5, стр. 514. Тулуза, 1823 г. 55 «Ипостасное соединение означает то, что сам Бог Слово, соединившись с естеством человеческим истинно, без всякого изменения и слияния, исповедуется, как единый Христос, Бог и человек». Св. Кирилл. алексан. Защищ. анафем. твор. т. 6, стр. 209. Париж, 1638 г. 57 Св. Игнат. богонос. Послан, к ефесян. чл. 7, стр. 47–48. Казань, 1855 г. Св. Иустин.. муч. Аполог. 2: христ. чтен. 1840 г. ч. 3, стр. 13. Спб. Св. Афанас. велик. Слов. 2 и 3 на ариан: твор. ч. 2, стр. 345, 405, 408. Москва, 1852 г. О явлен. во плоти Бога Слова: твор. ч. 3, стр. 293. Москва, 1853 г. Св. Амврос. медиол. О Вере, кн. 1, гл. 9: твор. ч. 3, лист. 103 на обор, и 104. изд. 1516 г. Св. Васил. велик. На Евномия: кн. 5, твор. ч. 3, стр. 211. Москва, 1846 г. 58 Св. Игнат. богонос. Послан. к ефесян. чл. 7. 20, стр. 47–48, 68. Казань, 1855 г. Св. Иустин.. муч. Аполог. 1: христ. чтен. 1825 г. ч. 17, стр. 18, 44. Разговор, с Трифон. иудеан. стр. 89, 91, 92. Москва, 1843 г. Тертуллиан. Прот. Праксея, гл. 2 и 4: твор. ч. 4, стр. 130. Спб. 1850 г. Св. Ипполит, муч. Слов. на Богоявление: христ. чтен. 1833 г. ч. 1, стр. 17–18. Св. Афанас. велик. Прот. Аполлинария: твор. ч. 3, стр. 359. Москва, 1853 г. Св. Васил. велик. Бесед. о Вере: твор. ч. 4, стр. 260–261. Москва, 1846 г. 59 Илар. пиктав. О Троице, кн. 3: твор. стр. 13. Кельн, 1617 г. Св. Афанас. велик. Слов. 1 на ариан: твор. ч. 2, стр. 215. Москва, 1852 г. Св. Васил. велик. На Евномия кн. 4: твор. ч. 3, стр. 174–175, Москва, 1846 г. Письм. к кесар. монах: твор. ч. 6, стр. 28. Москва, 1847 г. Св. Григор. богосл. Слов. 4 о богословии: твор. ч. 3, стр. 98–100. Москва, 1844 г. 60 Св. Игнат. богонос. Послан. к ефесян. чл. 18, стр. 65. Казань, 1855 г. Тертуллиан. Прот. Праксея кн. 13: твор. ч. 4, стр. 152. Спб. 1850 г. Илар. пиктав. О Троице, кн. 3 и 6: твор. стр. 13–14, 33–34. Кельн, 1617 г. Св. Афанас. велик. Слов. 3 на ариан: твор. ч. 2, стр. 405, 408, 409, 421, 422, 424, 432–433. Москва, 1852 г. Св. Иоан. златоуст. Бесед. о единосущ. Сына Божия с Богом Отцем: христ. чтен. 1845 г. ч. 1, стр. 316–317.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

63 ibid. Ss. 18—35. 64 F. Fuchs, op. cit. Ss. 36—48. 65 ibid Ss. 73—74. 66 MPGr. t. 161, col. 41. 67 Г. Ф. Герцберг. «История Византии». Москва, 1897. стр. 184. 68 F. Fuchs, op. cit. Ss, 2—6. 69 Krumbacher, GBL, Ss. 16—18. 70 A. Vasiliev, HEB, II, pp. 422 sqq. Там-же. приведены и цитаты из Картинга, Кирвевского, Успенского и др. 71 Mich. Acomin. I, 124, édit. Lampros. 72 Vasiliev, HEB, II, 233—234.. 73 Krumbacher, GBL, Ss. 854 sqq. 74 «Figures byzantines», II, 337. 75 HEB, II, 239—243. 76 «Очерки по истории византийской образованности». СПБ. 1892, стр. 395†Ш. 77 «Очерки по истории виз. образов…». стр. 160, 263. 78 Alexiad. V, 8. 79 op. cit. p. 174; 177. 80 ibid. p. 183. 81 ibid. p. 201—203. 82 ibid. p. 222—223. 83 Prantl. «Geschichte der Logik», II, 1885, Sc. 301—302. Ф. Успенский, op. cit. ctp. 163—169; 261—262. 84 Rauschen-Altaner, Patrologie, Freib Вг. 1931, S. 412. 85 Свящ. Г. Флоровский, «Визант. отцы V-VIII вв.». Париж, 1933, стр. 122 Прот. С. Булгаков, «Агнец Божий», Париж 1933, стр. 82. 86 Rügamer, «Leont. v. Byzan.», Würzburg, 1894, S. 72. 87 Grummel, «Léonce de Byzance» in DTC. tome IX, col. 425. 88 «Истор. очерки…» M. 1902, стр. 382. 89 Ф. Успенский, op. cit., p. 364. 90 ibid. p. 311. 91 См. эту рецензию в «Византийском Временнике», т. III, стр. 135—136, 92 ibid. pp. 137—138. 93 J. M. Hussey, M A. «Church and learning in the byzantine Empire» (867—1185). Oxford, 1937, p. 94. 94 «Миросозерцание Влад. Соловьева», т. I, стр. 483. 95 «История Афона», т. 1II I, Киев, 1877, стр. 133, примеч. 96 «Apomnemon. Socrat.», I, 6, 10. 97 «Stromata», VI, 9. 98 MPGr. t. 150, col. 1233 B. 99 «Наставл. о жизни во Христе», § 33. «Добротол,, том I, стр. 30. 100 ibid. § 16, стр. 22. 101 ibid. § 20, стр. 25. 102 «Наставл. о христ. жизни», 8, 284. Добротол. I, 276. 103 Слово XV, 5. «Добротол. I. 355. 104 Palamae, «De hesych.». — MPGr. t. 150, col. 1108 C. 105 MPGr. t. 150, col. 1120 A. 106 in «Seminarium Kondakovianum», Praha, 1931, VIII, pp. 99—116. 107 «Умозрит. главы. «Сотница третья, 44. Доброт. V, 152—153.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3500...

1245 Разбор и перевод этих слов не представляет никаких затруднений. Относительно в смысле «покровительствовать кому-л. in malam partem» мы уже говорили в толк. 1:8 (§ 36, стр. 217). Форма (прич. каль мн. ч.) является сказуемым. Не хватает здесь подлежащего , но оно легко подразумевается, в виду суфф. 2 л. мн. ч. м. р. при . Дополнение значит «в законе» и указывает сферу проявления священнического лицеприятия. Все древние переводы передают буквально. Наш славянский перевод (и лиц обинустеся [или обинуетеся] в законе) вполне следует греческому. Глагол «обиновати», по Востокову, значит «принимать»: в псалтири 14 века, Пс.81:2 – лица грешник обинуете (==πρσωπα μαρτωλν λαμβνετε). 1250 Кодексы сохранили оба порядка: в ватик. и алекс. читается, как мы привели: в син. – согласно с еврейским. Римский текст (Сикстинск. изд.) – тоже согласно с еврейским. 1251 Феодорит, стр. 193. Rosenmuller, 753. – Reinke, S. 391–393. – Kohler, S. 89. – Hitzig, S. 422. – Keil. S. 698. – Pusey, p. 607. – Грецов, стр. 137. – Farrar, p. 227. – Смирнов, стр. 13. – Stade, S. 136. Anm. 1. – Wellhausen, 199. – Orelli, 217. – Nowack, 402. – Smith, 363. – Прочие цитаты см. у Sanger " а, S. 11 и Reinke, S. 393. Ср. также Kohler, Stade, Hitzig, Keil, и др. в привед. местах. 1257 Новак (а. а. О.) по поводу возражения, – что один и тот же Бог создал как евреев, так и язычников, говорит, что пророк мог не иметь в виду этого неожиданного следствия, подрывающего его партикуляристический тезис. Подобное, – надо прямо сказать, – не совсем подходящее к пророческому достоинству Малахии объяснение, по нашему мнению, необходимо однако принять, если не отказывать стиху 10а в основоположительном значении для последующего. Или надо будет слово «сотворил ()» понимать в каком-либо не буквальном значении (Vgl. Keil, а. а. О. и у нас § 85 fin.). 1268 В виду уже приведенных примеров, мы отнюдь не можем согласиться с утверждением Кейля, что Иаков нигде не представляется родоначальником народа Израильского (Keil, 699).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010