В чем же состоит эта духовно-религиозная сторона мессианских чаяний позднейшего иудейства? Прежде всего, в надежде на восстановление завета Бога с народом, нарушенного и ослабленного греховностью Израиля, в надежде на скорое исполнение пророчества Иеремии: «вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их; но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» ( Иер. 31:31–33 ). «Истинно религиозный мессианизм Израиля заключался в идеале царства Божия, осуществляющагося на земле через избранный народ и предзаложенного в союзе живого Бога с этим народом; ибо вне Израиля нет организованного общения с Богом, и дело Божие на земле есть дело Израиля» 421 . Этот идеал, хотя значительно поблекший и стушевавшийся под влиянием земных надежд, сохранился отчасти и в позднейшем иудействе. Чаяние нового завета с Богом вместе с тем соединялось с надеждой религиозно-нравственного возрождения Израиля. Иудейские апокалипсисы дают довольно ясные намеки на то, что ко временам Иисуса Христа в иудеях все сильнее начинает пробуждаться сознание своей греховности и виновности перед Богом; при всей уверенности в спасительной силе закона, они все же начинают чувствовать, что грех лежит в самой природе человеческой, что он есть явление всеобщее в мире и что для уничтожения его не достаточно тех средств, какие указываются в законе. «С сердцем лукавым, говорит автор 3 кн. Ездры, первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие; осталась немощь и закон в сердце народа с корнем зла 422 , и отступило доброе и осталось злое» ( 3Ездр. 3:21–22 ). Вот почему с мыслью о Мессии непременно связывается представление о покаянии и праведности, которые считаются необходимым условием наступления мессианского царства и составляют по выражению Sanhedrin (р. 32) два параклета человека, необходимых для открытия царства Божия 423 . Но в апокалиптике решительно нигде не говорится о том, каким путем человек освободится в мессианское время от тяготы греховного бремени; там принимается просто как факт, что с открытием мессианского царства люди будут обладать мудростью и пойдут по пути праведности, что руководителем в этой правде будет Помазанник Божий, на которого мудрость и правда излились как вода. Точно также в апокалипсисах почти совсем не делается намека на всемирное призвание Израиля быть в мессианское время духовным светочем всех народов земли; очевидно пророчество Исаии об Израиле: И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию. ( Ис. 60:3 ), было понято позднейшим иудейством в смысле внешнего блеска Израиля и его политического преобладания над всеми народами 424 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

И когда Писание говорит: «Я Господь Бог, Святой Израиля, который показал Израиля Царем вашим» 419 , то не следует ли вам по истине разуметь Христа вечного Царя? Ибо вы знаете, что Иаков, сын Исаака, никогда не был царем; поэтому Писание, изъясняя нам, кого оно разумеет под Иаковом и Израилем Царем, говорит так: «Иаков раб Мой, Я поддержу Его; и Израиль избранный Мой, душа Моя обнимет Его. Я положил дух Мой на Него, и Он произнесет суд народам. Он не будет кричать и не услышится голос Его вне. Трости разбитой Он не переломит и льна дымящегося не погасит, пока Он не взнесет победу, воспримет суди не сокрушится, пока не установит на земле суд; и на имя Его будут уповать народы» 420 . Ужели на патриарха Иакова, а не на Христа уповают язычники, да и вы сами? Как, поэтому, Писание называет Христа Израилем и Иаковом, так и мы, из утробы Христа как бы отсеченные, составляем истинный израильский род. Но послушаем лучше самые слова Писания: «и изведу, – говорит оно, – семя от Иакова и от Иуды, и оно наследует святую гору Мою, и Мои избранные и Мои рабы наследуют ее, и будут там жить; и будут в лесу ограды для стад, и долина Ахоркая (будет) местом отдыха для скота людям, которые взыскали Меня. Но вы, которые оставляете Меня и забываете святую гору Мою и приготовляете для демонов трапезу и наполняете растворение демону, – Я предам вас мечу, вы все падете от убийства, потому что Я звал вас, и вы не послушали, Я говорил и вы не внимали, и сделали злое предо Мною и избрали, чего Я не хотел» 421 . Таковы слова Писания; и вы конечно сами понимаете, что есть какое-то другое семя от Иакова, о котором теперь сказано, и никто не подумает, чтобы здесь говорилось о вашем народе. Ибо невозможно, чтобы потомки Иакова оставили начало для семени Иакова, и чтобы Тот, кто укорял народ, как недостойный наследия, с другой стороны обещал его тому же народу, как будто одобрял его. Но как там пророк говорит: «и ныне ты, дом Иакова, придите, пойдем во свете Господа; ибо Он оставил народ Свой, дом Иакова, потому что наполнилась земля их, как с начала, гаданий и предсказаний» 422 , так и здесь нам должно разуметь два семени Иуды и два рода, как два дома Иакова, – один рожденный от крови и плоти, другой – от веры и Духа. Глава 136

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

К существующему порядку текста книги Иеремии удобоприложимо только разделение ее на три части, из которых в  первой  излагается призывание пророка к общественному служению ( Иер 1:1–19 ); во  второй  части содержатся пророческие речи и символические действия, обращенные к Иудеям, и описываются некоторые обстоятельства осады и разрушения Иерусалима и бедствия самого Иеремии ( Иер 2:1–45:5 ); а третью часть составят пророчества о судьбе сопредельных языческих царств и народов, как-то: Египтян, Филистимлян, Моавитян, Аммонитян, Сириян, Кидарян и Вавилонян ( Иер 45:1–51:64 ). Последняя или пятьдесят вторая глава, заимствованная из последней книги Царств ( 4Цар 24:18–25:30 ), составляет заключение книги, показывающее точность исполнения предсказаний пророка Иеремии о судьбе иудеев. Часть первая Она содержится в первой главе и изображает призывание Иеремии к пророческому служению. Указав свое происхождение от Хелкии, священника Анафофского (1:1), и обозначив время своего служения в Иудее с тринадцатого года Иосии до разрушения Иерусалима (1:2–3), Иеремия показывает, что по определению Бога вечного и всеведущего он еще прежде рождения освящен и поставлен пророком (1:4–5 421 ), подобно тому как и апостол Павел о своем призвании говорит: благоволил Бог , избравший меня от чрева матери моей и призвавший благодатию Своею ( Гал 1:15 422 ). Призываемый со смирением отвечал: о, Господи Боже, я не умею говорить, ибо я еще молод (1:6). Но Господь указал, что от пророка требуется преимущественно послушание, а не искусство в слове; коснулся рукою уст Иеремии и сказал: вот Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать (1:7–10). К этому присовокупил Господь два видения. Первое видение жезла орехового или миндального (по еврейски scheked бодрствующий, неусыпный) показало, что Господь не замедлит исполнить Свои угрозы в определенное время [Миндальное или амигдальное дерево ранее прочих пробуждается от зимнего сна: в Январе цветет, а в Марте дает плоды. Жезлы начальников обыкновенно делались из этого дерева в знак бдительности. Чис 17:6–8 .]. Второе видение котла, поджигаемого от севера, показывало, что от севера, т. е. из северной части Ассирийского или Вавилонского царства, откроется бедствие на всех обитателей сей земли (1:11–14 423 ). Потом в пояснение вышесказанного второго видения возвещается, что Господь соберет все царства земные от севера (omnes familias regnorum Aquilonis) для исполнения праведного наказания над Иерусалимом и городами Иудиными (1:15–16 424 ); пророку заповедуется мужество и неустрашимость и обещается особенное покровительство: они ратовать будут на тебя, но не превозмогут тебя, говорит Господь Иеремии, ибо Я с тобою, чтобы избавить тебя (1:17–19). Вторая часть

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Он не может также умно видеть Божественные Тайны как Того Самого Христа и Бога, но лишь то, что предлежит и зримо чувственно 418 . И [это] справедливо, поскольку не причастные божеству ни видеть его, ни даже уразуметь не могут. А не приобретшие опыта или не почувствовавшие этого и родными для Бога не являются, ибо кáк ум наш, приведенный [в бытие] тем 419 , что превыше ума и разума, может уразуметь это, если не будет просвещен оным, не соединится с ним и не удостоится так же, как получил бытие от него, познать Его, узреть в ведомом неведении и улучить в невидимом видении? А не ставшие таковыми ни Духа Святого не имеют, ни – пусть не обольщаются! – Христовыми не являются. То знамение непреложное будет им, когда получат Духа Святого и станут Христовыми, которое установил всем нам божественный апостол, говоря так: «Где Дух Господень, там свобода» 420 , – подразумевая под свободой полное освобождение от всех страстей и мирских и телесных вожделений. Поэтому он прибавляет, говоря: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» 421 , и еще: «А если Христос в нас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» 422 . Следовательно, отче, если кто-то знает, что все это, сказанное прежде, не происходит в нем явно, пусть сядет уединенно 423 и оплакивает себя, что не стал еще рабом Христовым, не стал еще причастным Его славе и божеству, но что [положение] его еще неявно, и пусть таковой заботится больше о своем [состоянии] и прекратит испытывать [деяния] других, потому что никакой страстный [человек] никогда не сможет бесстрастно рассудить поступки братьев, как и слепой не может увидеть чувственные вещи, даже если держит их в руках. Я прошу Твое преподобие молиться о мне, несчастном, хотя бы ради Сказавшего: «Возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего как самого себя» 424 , молись за меня, грешного, ненавидимого ради Христа 425 , преследуемого за то, что «желаю благочестиво жить во Христе» 426 ; осуждаемого всеми за то, что один из всех я нахожусь почитающим моего духовного отца и учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Бедственная участь израильтян казалась неизбежною. Они между тем, снявшись станом, медленно подвигались к Красному морю, желая достигнуть его к вечеру. Слышен уже был прибой волн на морском берегу, когда вдруг позади на небосклоне показались облака пыли, давшие знать о преследовании. Ужас объял всех и опять начался отчаянный ропот малодушных на своего вождя. В виду неизбежной гибели ропот превратился в обвинения, в которых звучала горькая усмешка отчаяния. «Разве нет гробов в Египте, что ты нас привел умирать в пустыне? 422 роптал народ. Что это ты сделал с нами, выведши нас из Египта? Не говорили ли мы тебе в Египте, оставь нас, пусть мы работаем египтянам? Ибо лучше нам быть в рабстве у египтян, чем умереть в пустыне» ( Исх. 14:11–12 ). В этом ропоте слышалось злобное малодушие рабов, для которых цепи рабства милее, чем свобода, достигаемая отвагой и мужеством. Можно представить, как тяжело было положение Моисея. Но великий вождь, спокойный даже в присутствии страшной опасности, сумел вовремя успокоить тревогу, пока она еще не перешла в гибельную панику. «Не бойтесь, стойте!» громовым голосом сказал он. «Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» ( Исх. 14:13 и 14). Слова эти успокоительно подействовали на массу, и она стала ожидать своей участи, которая несомненно должна была скоро решиться. Море бурно волновалось впереди, а сзади уже показывались передовые ряды преследователей. Опасность была страшная, но Иегова услышал вопль Моисея и повелел народу идти вперед, несмотря на бушующие волны, обещая, что море расступится пред ними и представит широкий путь для прохода ( Исх 14:16 ). И первым знамением этого покровительства было то, что Ангел Господень и столп облачный, двигавшийся впереди стана, теперь стали позади его, чтобы укрыть их от египтян. Настала ночь, темная и бурная. По указанно Божию, Моисей простер, руку свою на море, и сильный северо-восточный ветер пенил море и так яростно гнал воду к юго-западу, что дно моря совершенно обнажилось. «И расступились воды; и пошли сыны израилевы среди моря по суше; воды же им были стеною по правую и по левую сторону», защищая боковые подступы к переходу. Буря настолько задержала в таком положении воду, что израильтяне, естественно торопясь под влиянием страха надвигавшейся и, быть может, только ночью остановившейся погони, успели перебраться на ту сторону со всеми своими стадами. Несомненно, это была страшная ночь, как можно судить по описанию священного псалмопевца, воспевавшего этот достопамятный момент в истории своего народа столетия спустя:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

420 . Спаситель же, как мы выше сказали, есть Иисус. 10. Но и в другом месте тот же самый пророк предсказал следующее: «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». 421 11. И для того был послан Он Богом Отцом, чтобы всем народам, которые только есть под небом, открыть священную тайну единого и истинного Бога, отнятую у вероломного народа, который неоднократно в отношении Бога совершал проступки скверные. 12. Даниил подобным же образом высказался: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». 422 13 . Каким же образом иудеи славят и ожидают Христа Божьего, если отвергли Его, на том основании, что [Он] рожден от человека? 14. Ибо установлено Богом так, что Тот самый Христос придет на землю дважды: первый раз, чтобы возвестить народам о единственном Боге, второй же раз – чтобы царствовать: каким же образом они верят во второе пришествие, не поверив в первое? 15. Пророк ведь в немногих словах описал и тот и другой приходы: «Вот, – говорит, – с облаками небесными шел как бы Сын человеческий». Не сказал, что «Сын Божий», но сказал, что «Сын человеческий», чтобы тем самым показать, что на земле Он будет облачен плотью, что, приняв образ человека и творения смертного, Он препод аст людям справедливость и, выполняя предписание Божие, откроет истину народам, расплатится же смертью, чтобы попрать преисподнюю и отверзнуть ее; и, воскреснув после этого, отправится к Отцу, уносимый облаком. 16. Прибавил же пророк, говоря: «Дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему». «Ветхого днями» [пророк] назвал Всевышнего Бога, ни возраст Которого, ни начало нельзя постичь, поскольку лишь Он один был от века и будет во все века. 17 . Что Христос после страстей и воскрешения вознесется к Богу Отцу, в 109–м псалме свидетельствовал Давид следующими словами: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/boz...

Когда Адам и Ева поддались искушению, они совершили личный грех , а этот грех затронул человеческую природу, которую они всему человечеству передают в падшем состоянии. Это грех, который передается каждому человеку при рождении. Поэтому первородный грех – это грех «полученный», а не «совершенный», это состояние, а не деяние. Хотя первородный грех присущ каждому, он не носит характера личной вины потомков Адама. Через грех наши прародители оказались под властью диавола. Из этого греховного состояния нас вызволил Христос, наш Спаситель (пп. 402–421). В представлении о первородном и личном грехе римско-католическая антропология стоит на позиции православного богословия. В этом нас убеждает то, что здесь проводится явное различие между первородным и личным грехом. Жаль, однако, что этот факт не находит применения в учении о Лице Девы Марии. Антропология, понимаемая и изъясняемая таким образом, не допускает учения о непорочном зачатии Девы Марии, которое 8 декабря 1854 года объявил вероучительной истиной папа Пий IX. Глава 4. Христология В учении о Лице Иисуса Христа римско-католическое богословие исходит из текстов Священного Писания , которые возвещают нам о том, что Бог, когда пришла полнота времени, послал в мир Своего Единородного Сына, родившегося от жены ( Гал. 4:4–5 ), с той целью чтобы и мы могли стать Божиими сынами. Иисус Христос из Назарета, рожденный в Вифлееме при царе Ироде Великом и императоре Цезаре Августе, умерший распятым в Иерусалиме при Понтийском Пилате в царствование императора Тиберия, есть предвечный Сын Божий, Который стал человеком. Так исполнились слова Евангелия от Иоанна: «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца... И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» ( Ин. 1:14,16 ). Далее в Катехизисе говорится, что все мы, движимые благодатью Духа Святого, исповедуем об Иисусе: «Ты Христос, Сын Бога Живого» ( Мф. 16:16 ). На этой вере, исповеданной апостолом Петром, Христос воздвиг Свою Церковь . Дух Святой вводит нас в общение с Иисусом Христом, а через Него мы участвуем в жизни Святой Троицы (пп. 422–426).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

ИСЦЕЛЕНИЕ ДВУХ СЛЕПЫХ ( Мф.9:27–34 ) Это событие случилось также, как и два предшествовавшие, вскоре по возвращении Иисуса из Гадары в Капернаум. Дело было таким образом. Когда Иисус вышел из жилища Иаира, где Он воскресил дочь его девицу, за Ним следовали двое слепых и кричали: „помилуй нас, Иисус, сын Давидов!“ Когда же Он пришел в дом и слепые приступили к Нему, Он спросил их: „веруете ли вы, что Я могу это сделать?“ В ответ на это они сказали: „ей, Господи!“ Тогда Он коснулся глаз их и сказал им: „по вере вашей да будет вам“. Тотчас после этих слов глаза слепых открылись, и они начали видеть. Между прочим Иисус строго сказал им: „смотрите, чтобы никто не узнал об этом“; но они вышедши разгласили о Нем по всей земле той. Возражений против этого евангельского повествования почти не встречается; только один Бруно Бауэр думает, что рассказ этот есть не что иное, как повторение рассказа об Иерихонском слепце с удвоенным, конечно, числом исцеленных 421 . Но насколько это возражение основательно, видно уже из того, что настоящий рассказ и рассказ об исцелении иерихонского слепца ровно не имеют между собой ничего общего, кроме только того, что как иерихонский слепец, так и эти два слепца были слепы. На каком же, спрашивается, основании Бруно Бауэр отождествляет два совершенно различные евангельские события? Неужели же он серьезно думает, что кроме иерихонского слепца не могло быть более в Палестине уже ни одного слепого? Если же слепцов могло быть в Палестине, как и во всякой другой стране, довольно значительное количество, то неужели же Христос не мог исцелить более, как только одного иерихонского слепца? Что касается самого факта исцеления этих слепцов, то до Штрауса рационалистические теологи объясняли его вообще действием животного магнетизма. Основание для такого объяснения обыкновенно находили в том, что перед исцелением этих слепых Иисус сначала прикоснулся к их глазам. Это прикосновение необходимо было будто-бы для того, чтобы опосредствовать влияние животного магнетизма, которым в самой высокой степени обладал Иисус, с поврежденными глазными нервами слепых. Вообще нужно заметит, что в 18 веке слово „магнетизм“ имело какое-то действительно магическое действие; на магнетизм смотрели все как на причину всех причин, как на последнее основание всего существующего, так что достаточно было указать на него, чтобы отнять у противника всякую возможность дальнейших возражений. В этом отношении Штраус действительно оказал немаловажную услугу для богословской науки, когда превосходно и с очевидность доказал, что исцелений слепых нельзя объяснить посредством магнетизма, что ни наука, ни опыт не дают ни малейшего повода для объяснений такого рода 422 , а в этом случае Штраусу, этому корифею евангельской критики, говорящему против самой же критики, можно, конечно, поверить вполне.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

А что, действительно, так называемый гнев (ργ) Божий и так называемая ярость (θυμς) Его являются воспитательными средствами (παιδεει) – о каких именно говорит Писание – все это явствует из слов шестого Псалма, где говорится: «Господи! Не в ярости Твоей обличай меня, и не во гневе Твоем наказывай меня» ( Пс. 6:2 ; ср. 37:2). А также и из слов, приводимых у Иеремии: «Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем, чтобы не умалить меня» ( Иер. 10:24 ). И если кто прочтет Вторую Книгу Царств, то и там найдет, что гнев Божий побудил Давида исчислить народ ( 2Цар. 24:1 ); а в Первой Книге Паралипоменон такое же действие приписывает дьяволу ( 1Пар. 21:1 ). По сличении только этих двух мест между собой и то всякому будет ясно, в каком именно смысле нужно понимать слово «гнев». Апостол Павел говорит, что все люди были сынами гнева (Божия), выражаясь буквально так: «и были по природе чадами гнева, как и прочие» ( Еф. 2:3 ). Гнев в Боге отнюдь не страстное чувство: его каждый человек навлекает на себя своими же грехами. Такое понимание вытекает из слов того же Павла, который говорит: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» ( Римл. 2:4–5 ). Каким же образом каждый может навлекать на себя гнев «в день гнева», если под «гневом» нужно разуметь страсть? Как может страсть гнева служить воспитательным средством? И Писание, дающее нам наставление – никогда не гневаться 422 и представляющее в Псалме тридцать шестом такое повеление: «Перестань гневаться, и оставь ярость» ( Пс. 36:8 ), и говорящее устами Павла: «вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие» ( Кол. 3:8 ), – конечно, самому Богу не приписывало той страсти, от которой желает освободить нас. Слова Писания о гневе Божием несомненно нужно понимать в переносном смысле (τροπολογεσθαι). Это ясно из тех слов Писания, где Богу приписывается сон, от которого, желая как бы возбудить Бога, пророк выражается: «Восстань, что спишь, Господи,» ( Пс. 43:24 ) и дальше: «как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином» ( Пс. 77:65 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

«Камень, который отвергли строители, соделался главою угла. Это от Господа и есть дивно в очах наших» (Ст. 22–23, Mamф. XXI, 42 и парал.). Наконец ст. 26-й: «Благословен грядущий во имя Господне!» 422 , – то восклицание, которым приветствовал народ царя кроткого, входящего в Иерусалим. Самое это приветствие доказывает во-первых, что оно считалось Мессианским приветствием, и во-вторых, что в эту минуту народ признавал Господа нашего Иисуса Христа Мессией и царем. Этим псалмом мы и заключаем перечень псалмов, особенно носящих характер пророчеств Мессианских. Но и в других псалмах есть беспрерывные проблески пророческих видений о Мессии и царстве Божием и намеки на Евангельские события. В виде примера мы укажем на следующие псалмы и выражения в них: В псалмах 4-м конечно надо считать Мессианским пророчеством ст. 4-й: «Знайте, что Господь определил для Себя святого Своего». В псалме 5-м, ст. 10–11 слова: «нет в устах их истины, сердце их пагуба, гортань их открытый гроб, языком своим льстят» – конечно могут быть применены к книжникам и фарисеям во время Евангельских событий. В псалме VII 9 «Господь судить народы» и IX, 9–11 «Господь будет судить вселенную»... «Господь будет прибежищем угнетенному» – есть вера в грядущее царствие Божие, как в указанном нами выше псалме 71-м. Приведем еще выражения псалмов: 12-го, ст. 4: «Просвети очи мои, Боже, да не усну я сном смертным»; 16-го, ст. 15: «А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись буду насыщаться образом Твоим» 423 ; или 17-го, ст. 5–7: «Объяли меня муки смертные... сети смерти опутали меня... и к Богу моему воззвал. И Он услышал от святого чертога Своего голос мой и вопль мой дошел до слуха Его»... Или 18-го, ст. 5: «По всей земле проходить звук их и до пределов вселенной слова их». Можно еще указать на псалом 37-й, в котором страдания Давида грешника (ст 19) прообразуют однако страдания невинного Агнца Божия, приносимого в жертву за грех мира. В псалме 40-м, ст. 10 находится пророчество о предателе: «который ел хлеб мой, поднял на меня пяту».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010