379 Иногда цифра эта писалась прописью: êaKooioi еˆкоита i, иногда сокращенно: Наиболее распространенное мнение среди исследователей, что здесь дано числовое значение еврейских букв «Ор ГО («Нерон Цезарь»), составляющих в сумме 666. Имеются, однако, предположения, что вначале в тексте Откровения стояло число 256, отвечающее сумме числового значения букв Tin («римлянин») и ГО («Нерон»). См.: ЕЭ, 1908. Т. 2. Стлб. 857. Показательно сообщение Иринея Лионского , что в некоторых современных ему списках Откровения вместо цифры 666 стояла цифра 616. См. док-т 22. 383 На рубеже новой эры восточные римские провинции испытали несколько губительных нашествий парфянских царей. В частности, в 40 г. до н. э. парфяне оккупировали всю Палестину и заняли Иерусалим. Ср. 1Ен 56:5–6: «И в те дни соберутся ангелы, и их начальники направятся к востоку к Парфянам и Мидянам – приготовить [там] возмущение между царями, чтобы нашел на них дух возмущения; и они поднимутся со своих престолов, чтобы выступить в середину их стада (=евреев), как львы из своих логовищ и как голодные волки. И они поднимутся и обступят землю их избранных (=Палестину), и земля Его избранных будет пред ними гумном и тропой». 384 Этот «лжепророк», вероятно, идентичен второму «зверю, выходящему из земли» (13:11). Церковные толкователи, начиная с Иринея Лионского , считали его конкретной личностью, «оруженосцем Антихриста» (см. далее, док-ты 22, 37). Э. Ренан был склонен видеть в нём некоего чародея-заклинателя типа Симона Мага, который выступил провозвестником, alter ego Нерона (=лже-Нерона) – первого «зверя», который «был, и нет его, и явится». См. Ренан, 1907 (1991. С. 177). 391 Полагают, что на это описание «жены на звере» повлияли сирийские изображения богини Астарты, едущей на льве с чашей судьбы в руке. См.: ЕЭ, 1908. Т. 2. Стлб. 855. 393 Т. е. семь холмов, на которых лежит Рим. «Семь гор» встречаются в видениях псевдо-Еноха (1Ен 18:13; 24:2–3; 32:1), а также в Апокалипсисе Ездры (ЗЕзд 2:19), но там они имеют другой смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Стало быть, цель Игоря - Дон. Но здесь сразу же возникает ретроспективная историческая аналогия с Владимиром Мономахом: " Тогда Володимерь и Мономахъ пилъ золотом шоломомъ Донъ, и приемшю землю ихъ (половцев - А.У.) всю и загнавшю оканьныя агаряны " во главе с половецким князем Отроком за " Железные врата " . После смерти Владимира Мономаха Сырчан посылает к Отроку гудца, чтобы тот убедил Отрока вернуться в Половецкую землю. Вдохнув запах степей - траву евшан - Отрок возвращается в родные места. Именно от него родился Кончак, сват Игоря, и, естественно, недруг Мономаховичей. Вот почему он мстит переяславльскому князю Владимиру Глебовичу Мономаховичу. Но это не единственная и не основная ретроспективная параллель между Владимиром Мономахом и Игорем Святославичем. Есть куда более значимая по смыслу. Я имею ввиду поход к Дону весной 1111 г. ряда русских князей, предпринятый по инициативе Владимира Мономаха. Так же, как и в начале похода Игоря, ему предшествует небесное знамение: " В то же лето бы знаменье в Печерьскомь манастыри февраля въ 11 день. Явися столпъ огненъ от земля до небесе, а молнья освитиша всю землю. И на небеси погреме в часъ 1 нощи. Весь миръ виде... " (Стлб.260-261). Интересно отметить, что и солнечное затмение во время похода Игоря Святославича произошло так же в 1 час ночи (Следует отметить, что 1 час ночи соответствует 17 часам, а знаменье в Печерском монастыре произошло в 16 ч. 35 мин.; солнечное затмение - в 16 ч. 48 мин.). Но солнечное затмение в роду Святославичей предвещало гибель князя. По наблюдению А.Н.Робинсона, " двенадцать солнечных затмений в течение одного века ... (С 1076 по 1176 гг. - А.У.) оказались совмещающимися со смертью (естественной или насильственной) 13-ти представителей изучаемой ветви княжеского рода Рюриковичей " . Именно поэтому столь удручающе подействовало затмение солнца на бояр, сопровождавших Игоря: " Они же узревше и видиша вси и поникоша главами, и рекоша мужи: " Княже! Се есть не на добро знамение се " (Стлб. 638).

http://pravoslavie.ru/28725.html

   В оригинале — «Григория», но необходимость поправки очевидна: речь идет о трактатах Филофея против Григоры, см. 109, с. 405.    Андроник IV умер в июне 1385 гола, после второго вооруженного конфликта со своим дедом Иоанном V. В краткой редакции «Энкомиона» нет ссылки на смерть императора, говорится только, что «он разорил империю», — возможное указание на события 1376—1379 гг. (см. 233, с. 215).    Два соборных определения, 1380 и 1389 гг., представляют две противоположные точки зрения Константинополя на русские церковные дела и в черновой форме сохранились в патриаршем реестре, опубликованном в 102, (ср. 27, с. 253—254, 373, 380). Мы даем отрывки, наиболее существенные для понимания двух пространных постановлений.    102, II, с. 12—18; 236, прил., стлб. 165—183.    Начало документа утрачено, и перевод передает только общий смысл отрывка.    Лакуна в тексте. Можно предположить, что в документ было включено подлинное завещание Алексия, упомянутое в письме Киприана к Сергию.    Павлов предложил в 236, стлб. 183, вариант оаттер вместо , который стоит в тексте.    Лакуна в тексте.    Лакуна в тексте. Библиография 1. Abraham W., Powstanie organizacyi kosciola lacinskiego na Rusi, I. Lwow,1904. 2. Ammann A. M., Abriss der Ostslavischen Kirchengeschichte. Wien, 1950. 3. Ammann A. M., Kirchenpolitische Wandlungen im Ostbaltikum bis zum Tode Alexander Newskis. Orientalia Christiana Analecta 105, Rome, 1936. 4. Angold M., A Byzantine Government in Exile; Government and Society under the Lascaria of Nicaea (1204—1261). Oxford, 1905. 5. Aristarches, S., ? ? ?, II. Constantinople, 1900. 6. Balard M., A propos de la bataille du Bosphore. L " expedition genoise de Paganino Doria. In: Travaux et Memoires, 4, Paris, 1970. 7. Barker J. W., Manuel II Paleologus (1391—1425). In: A Study in Late Byzantine Statesmanship, New Brunswick, N. J., 1969. 8. Baumgarten N. de, Saint Vladimir et la conversion de la Russie. In: Orientalia Christiana, 27, 1; n72, 1932. 9. Beck H.-G., Von der Fragwurdigkeit der Ikone.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3288...

513  См.: Срезневский И.И. «Материалы для словаря древнерусского языка». М., 1893, т. 1. Стлб. 990. Стр. 315. 519  Pollucis Onomasticon... lib. VI – X continens, Lipsiae in aedibus Teubneri, 1931. – Стр. 317. 520  «Тавтогорически» – слово, образованное Флоренским в качестве антонима к «аллегорически» (иносказательно); соответственно его значение будет «тожде-сказательно». Стр. 317. 521  Clem. Alex. «Str». VIII, 8:23, I ( . Bd 3. S. 94, 5–7 Stahlin). В переводе Η. Корсунского: «Первее всего слова служат представлениями понятий, а потом предметов» ( Климент Александрийский , «Строматы». Ярославль, 1892. Стлб. 931), Стр. 317. 522  См. следующее место из парафраза Пахимера (PG. Т. 3. Col. 608 В): τ δ νομα τυμολογα τς στιν κ τν προσоντων τ νομαξομνω πργματι. – 317. 527  Пример взят из «Тезауруса» Стефана. См,: Thesaurus Graecae linguae, ab Henrico Stefano constructus. Ed. C. B. Hase, G. Dindorfius. Parisiis, 1842–1846. T. 5, col. 2028, стр. 318. 529   Порфирий Успенский . «Восток христианский. Афон. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты». Часть 1, отд. 2. Киев, 1877, стр. 229–230. Схолиаста о. Павел цитирует в переводе Порфирия Успенского (стр. 233). В новейшем издании Феокрита ( Theocr . Syrinx, 5 – Boucoliques grecs, t, I, Theocrite. Texte etabli et traduit pat. Ph.-E. Legrand, Paris, 1972, p. 220) эта фраза понимается несколько иначе: appele Tout, l’etre double, a в примечании указано: λον=πν. Стр. 319. 533  Атрибутировать цитату не удалось. Вероятно, упоминаемый исследователь – это один из вышеназванных гебраистов, Редслаб или Бёмер. Стр. 320. 546  В тексте тезисов, напечатанных в изд. «Контекст-90» (М., 1990), есть разночтения с данной публикацией, то есть черновая рукопись правилась ещё раз. 547  «Путь Православия», г, стр. 96; П.А. Флоренский, т. 2. М. 1990, стр. 336. С комментарием протоиерея Константина Б., апрель, 2001 г. 549  Не требуется никаких доказательств того, что о. Павел Флоренский – убеждённый сторонник имяславия, яркий критик имяборчества. Это видно из всех его работ, посвящённых этому вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

O саккосе Фотия, ныне хранящемся в Оружейной палате в Москве, см. 196, с. 287. Д. Оболенский убедительно доказывает, что саккос сделан между 1414 и 1417 годами. Иоанн VIII был официально «коронован» со-императором в 1421 году, но византийские источники также показывают, что уже в 1401-1408 гг. на него был возложен пилос (венец) и он был провозглашен императором. Some Notes concerning a Byzantine portrait of John VIII Paleologus, Eastern Churches Review, IV, 2 (1972), pp. 141-146. Ср. гл. 8. 217, c. 191. 217, c. 192. 217 и 201, с. 340. О посольстве см. 128, с. 123-132. См. обсуждение этого вопроса (о деятельности Киприана) в главе 6. См., в частности, 226, с. 128-140; М. Д. Приселков также опубликовал реконструированный текст Киприановой компиляции, известной как «Троицкая летопись», которая погибла в пожаре 1812 года. (М. Д. Приселков, «Троицкая летопись. Реконструкция текста», М.-Л., 1950). Работы Приселкова служат основой многочисленных современных работ по изучению летописей, в частности работ Д. С. Лихачева и некоторых его коллег и учеников. Ср. критическое издание Синодикона в 58. В 1395 году Киприан специально подчеркивал в послании к псковскому духовенству: «А синодикъ есмь послал к вамъ правый Царегородскый, по чему и мы здесь поминаемъ, или еретиковъ проклинаемъ: и вы по тому дейте». (236, стлб. 241). Ср. 134, с. 773. Ср. подробное описание в 252, с. 189; А. И. Кдибанов, ук соч., с. 326; 197, с. 224. 236, стлб. 263-265. Ср. посвящение епископов Илариона Коломенского и Митрофана Суздальского в Голенишеве. 217, с. 194. 201, с. 335. 248. с. 132-168. 16, с. 4. «Русское государство с Москвой во главе было создано не при поддержке татар, а в процессе тяжелой борьбы русского народа против золотоордынского ига». Б. Д. Греков и А. Ю. Якубовский, «Золотая Орда и ее падение», М.-Л.. 1950, с. 256. 17, с. 65-79. «Представление многих тюркских и монгольских племен о том, что русский царь - это преемник монгольских ханов, создало благоприятную психологическую атмосферу для распространения царского правления на эти земли». 186, с. 388-389. Вернадский также подчеркивает историческую связь централизации русского государства и принципов монгольской администрации.

http://sedmitza.ru/lib/text/438261/

66. 67), а его связь с прежним (р. 68. 72) объясняется тем, что душа постепенно вырабатывает себе соответственную оболочку, которая и обнаруживается по разрушении земной храмины (р. 68 – 69; ср. в книге 1 – й на стрн. 498 сл.) в своей астральной эфирности (Rev. David Smith, Recent New Testament Criticism VI: «Nunquam sic Locutus est Homo» в «The Expositor» 1901, XI, p. 393; cp. выше стрн. 307). При этом категорически выражается, будто для св. Павла душевность была немыслима без телесности (Rev. Robert J. Drummond, The Relation of the Apostolic Teaching to the Teaching of Christ, Edinburgh 1900, p. 126), как это яко бы (но ср. у доцента А. А. Глаголева статью «Ангел» в «Православной Богословной Энциклопедии» проф. А. П. Лопухина I, Спб. 1900, стлб. 703) «преждевременно и незаконно» отрицать (и вообще) «при настоящем состоянии науки» (о. прф. П. Я. Светлов: статья «Сошествие в ад» ibid. I, стлб. 325, и Курс апологетического богословия, Киев 1900, стрн. 352; ср. еще А. М. Кремлевский, Небожители в журнале «Странник» 1901 г. XI, стрн. 821 сл.). Но если дуалистические предпосылки ложны и навязываются Апостолу напрасно, тогда для него оказывается возможным и воскресение грешников (Rev. Prof. George G. Findlay, Art. «Paul the Apostle» в A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings III, p. 429) одновременно со святыми, – при необходимости посмертного промежутка и уместности молитв за умерших (см. Henry R. Percival, The Invocation of Saints treated theologically and historically, London 1896, в частности р. 253 sq; ср. кн. I, стрн. 518), хотя и второй пункт отвергается тенденциозными толкованиями (напр. еще у G. S. Barrett, The Intermediate State, p. 97 – 119 и ср. 65). Отсюда понятно, что ради этого события оживления безусловно обязательна «парусия», которая была важным доктринальным пунктом первохристианства (см. кн. I, стрн. 558 и у Pastor Decker, Wie kann die neutestamentliche, eschatologische Hoffnung fur das relidios – sittliche Leben unserer Zeit die rechte praktische Bedeutung gewonnen? в «Vortrage der theologischen Conferenz zu Kiel», Heft 1 [Kel 1899], S.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

5 . «Отписка» новгородского митрополита Никона царю с обоснованием причин медленного ведения сыска князем И.Н. Хованским (11 мая) РГАДА, ф. 96. оп. 1, стлб. 3, ч. 2, л. 532. Писцовая скоропись. Почерк и бумага те же, что и в предыдущем документе 4). Документ изд.: Коваленко и др. 2001, 267–268 114); датирован 11 мая «условно по другой отписке», привезённой тем же гонцом П. Свечиным – РГАДА, ф. 96, оп. 1, стлб. 3, л. 530–531 (Коваленко и др. 2001, 402). 1469 Государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Русии! Богомолец твой, государевъ, новгородцкой Никон митрополит Бога молю и челом бью. В нынешнем, государь, во 158 (1650)-м году майя въ 1470 день вдомо мн, твоему, государеву, богомольцу, учинилось, что прислана твоя, государева царева и великого князя Алекся Михайловича всеа Русии 1471 , грамота в Великий Новгород к твоему, государеву, боярину ко князю Ивану Никитичю Хованскому с стоварыщи 1472 . А в ней написано, что твой, государевъ, боярин князь Иванъ Никитич Хованской твоимъ, государевымъ, длом промышляеть мотчаливо. И твой, государевъ, бояринъ твоимъ, государевым, длом радеть и промышляет Да и я, твой, государевъ богомолец, твоему, государеву, боярину князю Ивану Никитичю Хованскому говорилъ, чтоб тмъ твоим, государевым, длом промышлять не вскоре, з болшим 1473 разсмотрением 1474 чтоб то твое, государево, дло всякое сыскалось 1475 впрямь. И того ради то твое, государево, дло промотчалось, а не боярскимъ нераднием, А вскоре было такова великаго дла сыскати нельз. А здся, государь, ныне твоимъ, государевым, счастьем приходит дло в совершенье работою твоего, государева, боярина князя Ивана Никитича Хованского, и работалъ теб, государю, тихим обычаем для того не вдруг, чтоб в чем не ожесточилися. А что промотчалося – и в том твоему, государеву, длу порухи нт. А худые всяких чинов люди в сыску. А мешкалось, государь, твое, государево, дло и для Пскова. А твой, государевъ, боярин князь Иванъ Никитич Хованской готовитца из Великого Новагорода хать во Псковъ со всяким спхом, не мешкав.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

И нын я, богомолецъ твой, прихавъ с Москвы в Великий Новъгород, и в томъ дле Ивашко Жоглов да Фетка 1388 Негодяев отданы были за пристава. И миром их из-за пристава выбили и посадили в ызбу 1389 и доспли их себе началниками 1390 . И оне нын 1391 , будучи в таком воровств, тм и хвалятца перед многими людьми: что, де, у митрополита и у околничего 1392 ни длаетца, и мы, де, то все вдаем, хотя, де, и самъ друг митрополит с околничим 1393 сдят, и мы, де, и 1394 про то вдаем. И нам видитца то же, что оне всх людей приворотили своимъ коварствомъ, и теб б, государю, про то было вдомо. Рис. 3 Фрагмент «отписки» новгородского митрополита Никона царской семье (после 19 марта до 13 апреля 1630 г.). РГАДА, ф. 96, оп. 1, стлб. 3, ч. 1, л. 125. Примечания ...да и на иных софйских дтей боярских на Макарка да на Фетьку Негодяевых... – Боярские дети Макарка и Федька Негодяевы – ключевые фигуры народных волнений в Новгороде; Федька Негодяев – товарищ одного из вождей восстания Ивана Жеглова. Жеглов и Негодяев, испытывая личную неприязнь к Никону, принимали меры, чтобы всячески опорочить митрополита в глазах московских властей и поссорить его с князем И.Н. Хованским, особенно после того, как оба изменили восставшим и перешли на сторону московского правительства. 8 апреля Федька Негодяев покинул Новгород и перебежал в полк к Хованскому. В Москве он получил полное прощение – Тихомиров 1940, 110. ...боярину и дворецкому князю Алексю Михайловичю Лвову. – Боярин, дворецкий А.М. Львов († 1656 г.) во время новгородских событий стоял во главе приказа Большого Дворца. В разное время возглавлял Поместный приказ и приказ Сыскных дел – Богоявленский 1946, 271. В московских боярских книгах его имя упоминается с 1629г. – Указатель 1853, 243. 3 . «Отписка» новгородского митрополита Никона царю о миссии дворянина Якова Соловцова и опасности восстания в Москве (4 апреля) РГАДА, ф. 96, оп. 1, стлб. 3, ч. 1, л. 287–290. Столбец из четырех сставов; писцовая скоропись. Бумага с филигранью «Перевязь на гербовом щите» (по обрезу видна верхняя часть знака) типа: Дианова, Костюхина 1980, 1044 (1645).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

стр. выписано буквально (§ 134, т. III, стр. 78–79), а потом приводятся общие с Макарием святоотеческие изречения, только в ином несколько объёме. Никаких цитат на «литературу» во всём параграфе нет. § 78. Безгрешность Иисуса Христа (стр. 93–109). Прим. 1 на 94 стр. составлено из цитат Макария (§ 136, т. III, стр. 97–98). Половина 96 стр. и прим. 2 на этой же стр. буквально взяты из ст. проф. Лепорского – Воплощение (Правосл. Богосл. Энциклопедия, т. 2, стлб. 830–831). Цитаты никакой нет. На стр. 96 несколько фраз взято у проф. Светлова – Христианское вероучение, т. 2, стр. 681 и 682, а конец этой страницы списан с книги свящ. А. Светлакова – Нравственный образ Иисуса Христа. Н.-Новгород 1880, стр. 63. Стр. 99 и 100 представляют лишь тексты Св. Писания, но и приводя тексты, о. Малиновский держал пред глазами книгу Светлова и книгу Светлакова, почему у него порядок текстов и соединительные между ними слова или —627— буквально, или довольно близко совпадают с книгами указанных авторов. См. Светлова, II, стр. 680 и 679 и Светлакова, стр. 64–65, 67–68, 69. В конце прим. на стр. 101 читаем: «Сн. Янышева И. Л. Прав.-христ. уч. о нравственности § 50». На самом деле примечание представляет буквальную выписку из Ягышева (по изд. СПб. 1906, стр. 311), причём одна выписка или опечатка о. Малиновского искажает текст (вм. «быть» – «был»). Большое примечание на стр. 102 начинается выпиской из статьи проф. Ленорского (Правосл. Богосл. Энциклопедия, т. 2. стлб. 828); затем следует выписка из Янышева, на этот раз снабженная цитатой; только совершенно напрасно цитата поставлена преждевременно: ведь и следующие за этой цитатой слова Григория Нисского заимствованы из 2 прим. к стр. 313 стр. книги Янышева. О. Малиновский цитует русский перевод творений св. отца, но ведь греческого слова в этом переводе нет; а между тем это слово воспроизведено с той же опечаткой, какая есть и у Янышева: напечатано – μαρτικν, т.е. поставлено тонкое придыхание. Стр. 103 более чем на половину состоит из буквальных заимствований у прот. Светлова – Христ. вероучение т. 2, стр. 665–666, 675–676.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В фототипическом же воспроизведении рукописи трудно отличить рукописные исправления от правки Вриенния из-за утери разности цвета. Окончательная коллация по оригиналу была произведена В. Рордорфом и А. Тюилье только при втором издании Дидахэ в серии SC, но уточнить пришлось лишь три места (см. SC 248 bis, 263). La Doctrine des douze apötres (Didachè)/Intr., texte, trad., notes, append, et index par W. Rordorf et A. Tuilier. Paris, 19781, 19982 (SC 248, с Приложением в 50 с., где учтена новейшая лит-ра за 20 лет). Ср. также резюме: Rordorf W. Une nouvelle édition de la Didachè (Problèmes exégétiques, historiques et theologiques). – Studia Patristica 15/1 (TU 128). Berlin, 1984, 26–30; Tuilier A. Une nouvelle édition de la Didachè (Problèmes de méthode et de critique textuelle). – Ibid., 31–36; Rordorf W. La Didachè en 1999. – Studia Patristica 37, 2001, 293–299. Ср.: Hazelden Walker J. Reflections on a new edition of the Didache. – VChr 35, 1981, 35–42. Конкорданс Concordantia in Didachen (Doctrina duodecim apostolorum). (Alpha-Omega 146). 1993. 215. Русские переводы 1. [Анонимный]: Учение 12 Апостолов. – «Руководство для сельских пастырей», 1884, 33 (т. 2), 472–479. 2. [Анонимный]: «Странник», 1884, дек., 687–693 (о памятнике 685–687, 693–694, 705–709)=«Русский Паломник», 1885, 1, 6–8. 3. К.Д. Попова : Учение Двенадцати Апостолов. Новооткрытый памятник древней церковной литературы в переводе с греческого с введением и примечаниями. – ТКДА, 1884, т. 3, ноябрь, 344–384 (греч. текст с параллельным переводом и примечаниями на 369–384). Отд. оттиск: Киев, 1884, 40 с.; Киев, 1885 (исправленное). Вновь переработанное изд.: Учение Двенадцати Апостолов. Недавно открытое сочинение времен апостолов. Пер. с греч. К.Д. Попова . М.: Посредник, 1898, 23 с.; М.: Посредник, LXX, 1906 2 . 4. Л.Н. Толстого (тенденциозный): «Детская Помощь», 1885, 8, стлб. 426–431 (анонимно, о памятнике стлб. 431–435). Отд. издания, несколько отличающиеся от первого варианта: Учение 12 Апостолов. Графа Л.Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010