Беседовал Дмитрий Анохин Анапа — Новороссийск — Москва За содействие в подготовке материала редакция благодарит пресс-секретаря Новороссийской епархии священника Алексия Кульнева. Протоиерей Александр Карпенко родился в г. Новосибирске 21 августа 1955 г. в семье священнослужителя. В 1978 г. закончил факультет иностранных языков Томского педагогического института. С 1978 по 1980 г. служил в рядах Советской армии. Учебу в Мос­ковской духовной семинарии и академии  совмещал с работой в Отделе внешних церковных связей . ­Рукоположен в сан иерея в 1989 г. Служил на приходах Московского Пат­риархата в Швейцарии (Женева, 1989-1991 гг.) и США (1992 г. — в Нью-Йорке и с 1992 по 1996 г. — в Сан-Франциско, Калифорния). С 1997 г. состоял в штате Костромской епархии ; с 1 января 1998 г. — клирик  Екатеринодарской и Кубанской епархии , с 2013 г. — Новороссийской епархии. «Церковный вестник» /Патриархия.ru за темою «Вышеестественный и равноангельский отец отцов». К 1375-летию со дня преставления преподобного Иоанна Лествичника (†30.03.649) [Стаття] «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги [Ihmepb " ю] Евангельские группы сегодня: опыт епархий [Стаття] Молодий настоятель [Стаття] Учасники XI Загальноцерковного з " виступили за розвиток у православних У Центр Кирила на перших зборах духовенства : та звернення] з ключовими словами Журнал – життя   ihmepb " ю «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги Священник Владимир Суханов: Военным госпиталям не хватает сестер милосердия Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность» Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников Как избежать превращения церковной памяти в «память гетто»? И.о. Патриаршего экзарха Африки: Еще ряд священников желают перейти в Русскую Православную Церковь В.Р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5449254...

Входя в мир Добротолюбия, теряется осуетившийся человек. Как у вырвавшегося из душной, зловонной комнаты на чистый воздух, кружится у него голова, замирает сердце. Но опытные врачи душ — авторы Добротолюбия — ободрят его своим примером; поведут его на вершины духовные по пережитому ими верному, богоначертанному пути. Великий врач духовный Иоанн Лествичник в творении своем, названном «Лествицей», шаг за шагом будет руководить душу, ищущую Бога и спасения в Боге. А около этой спасительной лестницы сколько будет дивных охранителей, наставников, истинных друзей: Антоний и Пахомий Великие, Нил Синайский, Симеон Новый Богослов, Ефрем и Исаак Сирийцы — сонм светоносных, прекраснейших из сынов человеческих, отражение рая на земле. Великие и непостижимые для ограниченного, плоского человеческого ума догматы веры: о Святой Троице, искуплении мира Иисусом Христом, воскресении — богопросвещенными умами отцов Добротолюбия приоткроются слабому уму ищущего истины, и поразится он, как просто выразили отцы Церкви и отшельники Синая глубины веры христианской. Почувствует читатель Добротолюбия сразу, как, при этой простоте выражения слова, погружены были умы и сердца его учителей в зрение тайн Божиих. Догмат будет принят как жизнь, а не отвлеченность. И к мирской суете снизойдут великие отцы, имевшие «возгорение сердца о всем творении» (Исаак Сирин). Они укажут, что «злословие есть смерть души» (авва Ор); что «пристрастие недальновидно, а ненависть и вовсе ничего не видит» (Исидор Пелусиот); что «говорить много, хотя бы и хорошего, — это уподобляться двери в бане, часто отворяемой и выпускающей пар»; что «питающий в себе привычку — то же, что человек, дающий пищу огню» (Исаак Сирин). Настоящий труд — выборки из всех пяти томов «Добротолюбия» — возник по милости Божией трудами настоятеля Казанско-Богородицкого мужского монастыря в г. Харбине отца архимандрита Ювеналия. Отец Ювеналий совершил прекрасное и душеспасительное дело, собрав для доступного всем издания перлы Добротолюбия. Христианскому православному обществу остается апостольски продлить труд отца Ювеналия — сделать этот томик Добротолюбия постоянным спутником жизни всякой души христианской.

http://pravoslavie.ru/43110.html

— Жестокая шутка … Как-то оно не очень сочетаемо со служением? — В Церкви довольно много жесткого и даже граничащего с жестокостью юмора. Причина проста: люди постоянно видят несоответствие церковной жизни евангельским идеалам. Задача христианина — обуздать цинизм и превратить его в мягкий юмор. Например, входит архиерей в храм, а нерасторопный иподьякон наступает ему на подол мантии. Архиерей поворачивается, а иподьякон говорит: «Ой, владыка, простите, я вам на хвост наступил». А тот отвечает: «Ты еще мои рога не видел!» Это успешная попытка свести к юмору конфликтную ситуацию. Никто не пострадал в результате этого диалога: архиерей сохранил лицо, а иподьякон получил урок. В Церкви и алтаре есть самые разные люди, подчас довольно ехидные, это жизнь. — Приходилось встречать сравнение алтарного юмора с медицинским. Чем ты ближе к боли или святыне, тем мощнее бывает реакция. Почему так происходит? — Естественно, что у врачей, у которых ошибка может быть смертельной, очень развито чувство юмора. В армии тоже юмор своеобразный. Мы смеемся, чтобы не воевать, не психовать, не раздражаться, не злиться, не грешить, в конце концов. Смех выпускает пар, который мог бы стать движущей силой для какого-то серьезного греховного действия. Например, выплеска злобы, ссоры, вражды. Конфликтную ситуацию свести к смехотворной — качество очень важное. О посте со всей серьезностью — Пост — это еще одна важная составляющая жизни христианина. Поэтому, наверное, на эту тему так часто шутят? — Возможно. Кажется, преподобный Иоанн Лествичник говорил, что если бы весь смысл поста был в еде, то святыми были бы коровы, потому что они вообще никогда мяса не едят. Другой святой говорил, что за вечный пост прославлять нужно демонов. Они не едят мяса и вообще не живут интимной жизнью — полная праведность, с точки зрения людей, несколько фарисейски настроенных. — Как же нам правильно относиться к посту — с легкостью? — Конечно, сейчас я вам отвечу «да», а мне сразу же скажут — вы только посмотрите: монах, игумен говорит, что к посту надо относиться легко! Вон какие щеки наел монах-то! Легко к посту относится.

http://blog.predanie.ru/article/mozhet-l...

Иоанн Дамаскин употребляет идиайретос в рассуждениях о двух природах Христа, каждая из которых имеет свои особые (идиос), собственные энергию, волю, образ действия, выбор (айресис или хайресис). Аналогично у Иоанна Лествичника идиайретос естественно по смыслу связано со стоящим тут же аллилус ( " друг друга " ) и означает " каждый из них по своему собственному выбору, по своей собственной воле, добровольно " , что и передаёт русский перевод. Ни переводчикам на славянский, ни переводчикам на новогреческий, ни переводчикам на русский, ни многочисленным комментаторам Лествицы не приходили тут на ум «специально избранные братья». Зачем было бы преподобному Иоанну зашифровывать упоминание о них? Чтобы никто не догадался о правильном устроении монашеского общежития? Если бы существовала такая должность, преподобный Иоанн так бы и написал: были там специально назначенные братья, в обязанности которых входило... Василий Гирин видит зашифрованное упоминание о таком брате и в ст.19,переведя парон как " поспешивший специально " , поскольку пар-ейми имеет значение " прибыть сюда, явиться здесь, присутствовать здесь " . Но хорошо видна практическая трудность или даже невозможность существования такой должности. Откуда такой брат может узнать, что где-то начались " двусмысленные речи " , чтобы " поспешить туда специально " ? А если ему это, чудесным образом, становится известно, то что делать, если сразу в нескольких местах раздаются такие речи? Разорваться ему, бедному, что ли? Мысль преп. Иоанна совсем другая и многократно повторяемая: ст.15 каждый брат по собственной своей воле (идиайретос) побуждал каждого к бдительности. Например, особым мановением останавливали осуждение и празднословие. ст.16 даже повар преуспел духовно, постоянно обращая внимание на огонь как на знак-напоминание. ст.17 во время трапезы каждый тайным знаком напоминал другому о внутренней молитве ст.18 если случался проступок кого-то из братий, то остальные брали его вину на себя и добровольно несли наказание от пастыря.

http://isihazm.ru/1/?id=454

Но самым большим наказанием и епитимией для них стала духовная смерть, то есть оставаться в аду и мучиться в течение 5508 лет, то есть до Пришествия Искупителя и Воскресения из мертвых Нового Адама, Христа . Вот, брат Иоанн, сколь сурово было наказание Божие роду человеческому за грех гордыни. Через ошибку праотцов наших Адама и Евы весь род человеческий оставался под епитимией до Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, Который смирением Своим безмерным и послушанием Своим до смерти Крестной исцелил их гордость и непослушание и снял осуждение на смерть со всего рода человеческого. Это да будет сказано лишь о наказании за грех гордыни прародителей наших Адама и Евы, а если хочешь узнать о наказании за этот грех и других людей, то почитай Священное Писание. Там ты увидишь, как наказал Бог сынов Израиля (см.: Втор. 1: 43–44), как наказал Он гордость начавших строить Вавилонскую башню (см.: Быт. 11: 4–8), как наказал Он гордость Навуходоносора, царя Вавилонского (см.: Дан. 4: 22; 5: 20–23), а также узнаешь о наказании царя Манассии (см.: 2 Пар. 33: 11). И из многих других мест Священного Писания Ветхого и Нового ты узнаешь, как сильно ненавидит Бог гордых людей. Перевела с румынского Зинаида Пейкова См.: Прп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. Слово 23. § 4, 7. С. 150. На рум. яз.: Св. Максим Исповедник. Слово 65. Рейтинг: 8.9 Голосов: 360 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Мирлана 28 февраля 2024, 10:46 Достоинство. Честь. Самообладание. Скромность. Вот с чем можно перепутать это ёмкое слово " гордость " . Это живя при монастыре или храме, об этих чертах характера мало люди задумываются. А в мирской жизни тяжко выживать, если наплевательски относиться к своему моральному облику и поступкам согласно его содержанию Марина 26 января 2019, 17:22 Гордыня как первоисточник вседозволенности. Своей исключительностью (по простому считаем себя много важнее мира в котором живём, благодаря которому созданы, без которого не возможны) руководствуется человек, пренебрегая гармонией и добродетелью внешнего и внутреннего, ставя свою потребность превыше, теряя здравый смысл, развращая - разрушая грехом себя и других, пока не наступит время последствий в жизни этой или той! Господи спаси, вразуми нас- детей твоих. Ведь законы бития просты. И не важно вероисповедание - все мы частицы одного мира!

http://pravoslavie.ru/43493.html

Разрозненное, нередко кочевое, временное население северного края не могло стоять за обрядность. Обрядность прививается к сплошному оседлому населению, в среде которого существует лествица взаимных отношений лиц между собой. Семейные и родовые узы, имеющие прямое отношение к охранению обрядности, в среде северно-русского населения не могли иметь такого значения, как на юге. На это влияли разрозненность его и отчасти временной характер. На новгородском севере раскол должен был явиться преимущественно в форме беспоповщины. Последователи раскола в средней России хотели духовной власти над собой. Они употребляют все средства, чтобы добыть себе священников. Установившиеся предания имели для них силу и обаяние. В Стародубе не было сначала церкви – этого довольно, чтобы там, не смотря на большое число прихожан – старообрядцев, совсем не служили литургии, а довольствовались прочими службами. На Ветке строят церковь только тогда, когда добыли ветхий антиминс из церкви же. Нет причастия у старообрядцев – теми или другими путями оно является; крохи старого причастия, или выдаваемого за такое, смешиваются с тестом, и вновь испеченные хлебы служат для причастия: довольно, что тут есть частица старого; это-то «старое» и имеет цену. Причастие носят при себе; иногда оно пересылается в ореховых свищах – сильна вера в таинство, и если нет поблизости священника, то, по крайней мере, должно быть наготове причастие на случай нужды. Сильно убеждение, что нужна исповедь – исповедуются даже у простого мирянина, записывающего грехи на бумаге и отсылающего их к отсутствующему попу на разрешение. Попов мало, а между тем потребность в священнодействии велика. Следствием этого является заочное отпевание умерших, венчание нескольких пар одним священником одновременно, исповедь вслух пятидесяти человек и более, крещение младенцев в 46 купелях в одной церкви 126 . Все эти особенности, которые обличители раскола выставляли как доказательство нелепости раскольничьих обычаев, имеют только один исторический смысл: люди, которых отрывали от чтимой ими старины, судорожно схватывались за эту старину, хотя в руках их были только остатки её.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

Входя в мир Добротолюбия, теряется осуетившийся человек. Как у вырвавшегося из душной, зловонной комнаты на чистый воздух, кружится у него голова, замирает сердце. Но опытные врачи душ авторы Добротолюбия ободрят его своим примером; поведут его на вершины духовные по пережитому ими, верному, богоначертанному пути. Великий врач духовный, Иоанн Лествичник, в творении своем, названном " Лествицей " , шаг за шагом будет руководить душу, ищущую Бога и спасения в Боге. А около этой спасительной лестницы сколько будет дивных охранителей, наставников, истинных друзей: Антоний и Пахомий Великие, Нил Синайский, Симеон Новый Богослов, Ефрем и Исаак Сирийцы сонм светоносных, прекраснейших из сынов человеческих, отражение рая на земле. Великие и непостижимые для ограниченного, плоского человеческаго ума догматы веры: о Св. Троице, искуплении мира Иисусом Христом, воскресении богопросвещенными умами отцов Добротолюбия приоткроются слабому уму ищущего истины, и поразится он, как просто выразили отцы Церкви и отшельники Синая глубины веры христианской. Почувствует читатель Добротолюбия сразу как, при этой простоте выражения слова погружены были умы и сердца его учителей в зрение тайн Божиих. Догмат будет принят как жизнь, а не отвлеченность. И к мирской суете снизойдут великие отцы, имевшие " возгорение сердца о всем творении " (Исаак Сирин). Они укажут, что " злословие есть смерть души " (авва Ор); что " пристрастие недальновидно, а ненависть и вовсе ничего не видит " (Исидор Пелусиот); что " говорить много, хотя бы и хорошего, это уподобляться двери в бане, часто отворяемой и выпускающей пар " ; что " питающий в себе привычку то же, что человек, дающий пищу огню " (Исаак Сирин). Настоящий труд выборки из всех пяти томов Добротолюбия возник по милости Божией трудами настоятеля Казанско-Богородицкого мужского монастыря в г. Харбине, отца архимандрита Ювеналия. Отец Ювеналий совершил прекрасное и душеспасительное дело, собрав для всех доступного издания перлы Добротолюбия. Христианскому православному обществу остается апостольски продлить труд о. Ювеналия сделать этот томик Добротолюбия постоянным спутником жизни всякой души христианской. ВЕРА В БОГА

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1885...

Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] За Церкви в про людей з ментальними порушеннями Одинцовський Красногорський Фома у Красногорська постраждалих теракту в «Крокус та звершив панахиду на волонтери в Донецьку вдома " нужденних. зведення про допомогу 19 березня 2024 року) [Стаття] «Вышеестественный и равноангельский отец отцов». К 1375-летию со дня преставления преподобного Иоанна Лествичника (†30.03.649) [Стаття] «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги [Ihmepb " ю] Евангельские группы сегодня: опыт епархий [Стаття] Молодий настоятель [Стаття] з ключовими словами Церква медицина – Журнал   ihmepb " ю Священник Владимир Суханов: Военным госпиталям не хватает сестер милосердия Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность» Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников Как избежать превращения церковной памяти в «память гетто»? И.о. Патриаршего экзарха Африки: Еще ряд священников желают перейти в Русскую Православную Церковь В.Р. Легойда: Виживання " глобальне Достучаться до сердец и приобщить воинов к святым таинствам Церкви   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5766063...

Месяцеслов вс. св. Мес. В. Преп. Мины, монаха горы Синайской. Подвизался в иночестве 50 лет, во второй половине 6 века. Во время отпевания, из ног его истекло благовонное миро. Пролог. ( Иоанн Лествичник в З4 статье 4 степени). 7 Собор пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. На другой день великих праздников церковь , большей частью, воспоминает те лица, которые ближайшим образом послужили таинству, прославляемому в предшествующий день. Мес. В. Зачатие Предтечи 23 сент. Рождество 24 июня. Усекновение 29 авг. 1 и 2 Обретение главы 24 февр. 3 Обретение 25 мая. Пренесение десной его руки из Мальты в Гатчино 12 окт. В службе канон Феофана. 8 Препп. Георгия Хозевита и Емилиана исповедника. След. Псалтирь относит обоих ко временам Никифора Геника (802–811 г.) – В рукописи X века, находящейся в Пар. Имп. Библиотеке (Cod. Coisl. 303.) есть пространное житие преп. Георгия, писанное, как кажется, учеником его Антонием. В нем сказано, что преподобный был родом из Кипра, по смерти родителей удалился сперва в обитель, где игуменствовал его дядя, потом в лавру Каламона, близ Иордана, к брату своему Ираклиду; сей перевел его, еще безбрадого, в обитель Пресв. Богородицы, именуемой Хозевитскою, в которой он и скончался, незадолго до нашествия Персов. – Обитель Хозевитская находилась между Иорданом и Иерусалимом, и основана преп. Иоанном. (3 окт.). Св. матери Домники. Родилась в царствование Феодосия Великого, в Карфагене. Приняв крещение от патриарха Нектария в Константинополе, подвизалась диакониссою в монастыре Захарии пророка до времен Зинона (474–491). Чет. Минея по Прол. и службе. (Act. SS. iann. 1in notia ad Kal. gr. Мес. В. 10 янв.). В службе канон Иосифа. Свв. мучч. Иулиана и Василиссы, и прочих с ними. Пострадали при Диоклетиане и Максимиане, по одним в Антиное египетском, по другим, в Антиохии сирийской. К дружине их принадлежат: Келсий, сын Маркиана игемона, производившего суд, Марионилла, мать Келсия, пресвитер Антоний, Анастасий, воскрешенный Иулианом, 20 воинов и 7 отроков братий, родственников импер. Карина (уб. 285 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

(государева усыпальница) по проекту Алевиза Нового, Благовещенский собор 1489 г. (домовый храм великих князей и царей) и церковь Ризоположения 1485 г. (домовый храм первосвятителей) – построены псковскими мастерами, церковь преподобного Иоанна Лествичиника под колокольней “Иван Великий”, которую строил Бон Фрязин (на полную высоту завершена только к 1600 г.), и Грановитая палата (парадная дворцовая трапезная) по проекту Марко Руфо и Пьетро Антонио Соляри. Итальянские инженеры возвели вновь, вместо белокаменных, кирпичные стены Кремля (только шатры над башнями появились позднее – в XVII в.). Идеальным образцом для московского Успенского собора стал Успенский собор во Владимире как символ преемственности, но формы нового храма, даже его пятиглавие, отличны от образца. В почти зального характера шестистолпном пятиапсидном храме (боковым нефам соответствуют по две апсиды, все пять в плане несколько уплощены) купола сдвинуты к востоку так, что центральный из них находится над амвоном. При этом пространство до иконостаса собрано вокруг двух западных пар круглых столпов и тем самым, в отличие от венчающей части как бы сдвинуто к западу. Появляется особая динамика объёма. Пространственные ячейки – равновеликие по плану и высотам, те из них, что не завершёны куполами, имеют крестовые своды. Собор кирпичный с облицовкой, возвращающей нас с образам белокаменной архитектуры с аркатурно-колончатым поясом, перспективным порталом (с фреской над ним). В интерьере изначально четырёхрядный иконостас в виде кирпичной стенки, с частично выполненными прямо по ней росписями. Этот храм не только в принципиальных аспектах, но в схеме своего объёмно-пространственного решения стал образцом для пятиглавых соборов следующего столетия. Архангельский собор сходен с Успенским по схеме (с некоторыми дополнениями), но отличен по декору: здесь есть элементы ордерной системы, круглые оконные проемы и раковинообразные закомары. Отголоском раннемосковского зодчества в эту эпоху стала Духовская церковь Троице-Сергиевой лавры, построенная в содружестве со псковскими мастерами как первый известный “храм под колоколы” – со звонницей в барабане под куполом (1476 г.).

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010