И так, немало поучив их по божественному Писанию и последнее целование братии о Христе подав, одарил их преподобный молитвами своими, воздел руки к небу, сотворил молитву и последнее свое слово изрек: «Господи, в руки твои предаю душу мою». В это же время пели заутреню, и был день памяти преподобного Пафнутия Боровского чудотворца. И когда начали читать Святое Евангелие, во время чтения слов: «Придите ко мне, все утружденные и обремененные, и я дам вам покой», – предал преподобный Герасим честную душу свою в руки Божии в год 7062 (1554) в первый день месяца мая в седьмом часу ночи. И тотчас келья наполнилась благоуханием сильным, и было лицо преподобного светлее, чем у живого. Погребли его с честью, с кадилами и свечами, в созданном им самим монастыре Живоначальной Троицы, называемом Болдино, у придела Сергия чудотворца с южной стороны. И разошлись братья с миром по своим монастырям, кто где жил. Прожил же преподобный Герасим в разных пустынях двадцать шесть лет, а постриг принял в тринадцать лет, у старца своего в келье прожил двадцать лет и в (своей) келье шесть лет; и когда преставился преподобный Герасим, было братьев, живущих в Болдинском монастыре, сто двадцать семь человек, жили же они по заповедям Господним и по завету преподобного отца нашего Герасима, славя Бога и преподобного Герасима чудотворца в молитвах призывая; прожил же он всего шестьдесят пять лет. Чудо преподобного отца нашего Герасима о старце Вассиане Швале После преставления преподобного Герасима случилось так, что в Вязьме в Предтеченском монастыре, построенном преподобным, сломались часы, починить же их было некому. И приехал из большого монастыря из Болдина в Вязьму в Предтеченский монастырь для починки часов ученик преподобного Герасима именем Вассиан, по прозвищу Шваль. Было же при нем два больших коня. И украли у него тех коней воры. Долго искал он лошадей и не нашел их. И в то время как пребывал он в скорби и печали... МЕСЯЦА МАЙЯ ВЪ 1 ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИЗИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ГЕРАСИМА, СМОЛЕНСКИХЪ ПРЕДЛЪ ГРАДА НАРИЦАЕМАГО ДОРОГОБУЖА БОЛДИНА МОНАСТЫРЯ 932 ЧЮДОТВОРЦА

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ибо как чрез Исаию пророка обещал Он оскверненных во грехах омыть и как волну и снег убелить, так и ныне чрез Иезекииля пророка с клятвою обещал не погубить: " живу Аз, глаголет Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратится и живу быти ему " (Иезек. 33, 11). 28. Пришел некогда ученик аввы Силуана, Захария, и нашел его в исступлении и руки его простерты к небу. И, затворив дверь, он вышел; и вошедши в шестой и девятый час, он нашел его в таком положении. Около десятого часа он постучался и вошедши нашел, что он отдыхает, и говорит ему: что было с тобою ныне, отче? Он же сказал ему: я нездоров ныне, чадо. Но он, взявши за ноги его, говорил: не отпущу тебя, если не скажешь мне, что ты видел. Говорит ему старец: я был восхищен на небо и видел славу Божию, и стоял там доселе, и теперь отпущен. 29. Сказала святая Синклитикия: будем мудры как змеи, и чисты как голуби, чтобы прозорливо устремлять мысли на сети его, ибо об этом сказано: быть мудрыми, как змея, чтобы не утаились от нас нападения диавола и козни его. Подлинно подобное подобным всего скорее распознается, и простота голубя указывает на чистоту деяния. 30. Говорил некто из отцев: сидели некогда старцы и говорили о полезном. Был между ними один прозорливый, и видел ангелов, которые обмахивали их ваиями и восхваляли их. Когда же зашла иная беседа, ангелы отошли и стала кружиться между ними свинья зловонная и марала их; когда же опять стали говорить о полезном, опять пришли ангелы и прославляли их. 31. Говорили о некотором великом старце в Ските, что, когда братия строили келью, выходил он с радостью и полагал основание и не уходил до тех пор, пока не будет она окончена. Однажды, выйдя на стройку кельи, он весьма уныл. И говорят ему братия: что ты уныл и печален, авва? Он же сказал им: будет опустошено это место, дети. Ибо я видел, что возгорелся огонь в Ските, и братия, взявши ваия, и ударяя ими, погасили его; и опять загорелся, и опять братия взявши ваия и ударяя ими, угасили его. Загорелся огонь и в третий раз и обнял весь Скит, и уже не могли угасить его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

«Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16, 26). Под душой здесь имеется в виду вечная жизнь, к которой человек призван. Ты приобрел весь мир, но что ты заберешь с собой в час смерти? Одну лишь любовь, благое произволение, только связь с Богом ты возьмешь с собой. Если эта связь сильная, твоя жизнь может превратиться в рай. А всё остальное нас покинет. Мы ничего не можем взять с собой. Да, ты приобрел весь мир, но что у тебя останется? Что даст человек взамен за душу свою? Многие думают, что если приобретут всё, о чем мечтают, то автоматически станут счастливыми. Только я еще не видел никого, кто стал счастливым оттого, что приобрел то, чего хотел, потому что в ту минуту, когда он приобрел это, ему уже захотелось еще столько же, а потом еще столько же. Человек не знает сытости. Есть очень богатые люди, которые всегда живут в тревоге и мучениях: то конкуренция растет, то какая-нибудь должность окажется лучше или чье-то богатство больше. И так мы заболеваем и губим свою душу. Итак, чтобы закрепить и запечатать всё это Своим словом, Христос добавляет: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38). Кто слушает эти слова и презирает их, считает их неважными и бессмысленными, того постыдится Господь в Судный день. Вот как четко Христос показывает нам, какой путь единственно верный: путь страдания ради других, из любви. Только в такой жизни обретается покой и открываются дары благодати. Христос показывает нам, какой путь единственно верный: путь страдания ради других, из любви Это снова напоминает мне о старце Паисии. Когда у нас были проблемы (а часто проблемы бывали большими, когда с нами поступили очень несправедливо), он советовал нам так: – Смотри, чтобы ты не поступал несправедливо, ты не богохульствовал, ты не вел себя по-скотски! Ты стой тут, и Бог скажет Свое слово! Молись, чтобы Бог сказал Свое слово!

http://pravoslavie.ru/126850.html

Илария Пиктавийского, блж. Иеронима и Руфина. Однако блж. Иероним сообщает, что евангелист Иоанн «написал также послание, начинающееся словами: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни», и почитаемое всеми людьми, близкими Церкви или наукам. Говорят, что два других, первое из которых начинается словами «Старец - избранной госпоже и детям ее», а второе «Старец - возлюбленному Гаию, которого я люблю поистине», принадлежат пресвитеру Иоанну, в память о котором в Эфесе до настоящего времени показывают склеп» ( Hieron. De vir. illustr. 9. 4-5; ср.: Ibid. 18). Блж. Августин принимает все 3 Послания. В качестве канонических книг они закрепляются решениями Африканских Соборов - Гиппонского (393) и Карфагенских (397 и 419) (Карф. 24(33)). Внутренние свидетельства об авторстве Хотя в Первом Послании ап. Иоанна автор нигде прямо не называет себя, 1 Ин 1. 1-3 и 4. 14 явно указывают на то, что он говорит о себе как об очевидце евангельских событий, лично знавшем Иисуса Христа во время Его земного служения. В критической библеистике рассматривается вопрос о том, являются ли эти места лит. приемом (в таком случае анонимный автор лишь выдает себя за очевидца) или историческими свидетельствами (тогда круг возможных авторов резко сужается и наиболее вероятным автором становится один из апостолов). Общий стиль Первого Послания ап. Иоанна и частое обращение к адресатам как к «детям» говорят о том, что автор хорошо известен адресатам и пользуется у них непререкаемым авторитетом. Поскольку вопрос об авторстве Евангелия от Иоанна в совр. библеистике остается дискуссионным (см. в наст. статье разд. «Евангелие от Иоанна», подразд. «Происхождение, авторство, датировка»), установление связи между ним и Посланиями не может помочь решению вопроса об авторстве Посланий. Гипотезы об авторстве Посланий, основанные на раннехрист. свидетельствах о существовании двух Иоаннов, также в наст. время признаются бесперспективными, так как сами сведения о пресвитере (старце) Иоанне могут быть основаны на Втором и Третьем Посланиях ап.

http://pravenc.ru/text/469832.html

Имейте, любезные братья, послушание к вашему о Господе предстоятелю. Исполняйте его слово до конца и никогда не относитесь небрежно к тому, что он говорит. И тогда будет с вами Тот, Кто сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18. 20). Любезные братья! Даже если наши игумены несправедливы к нам — чего да не будет! — станем служить им с доброй совестью, как Самому Господу, а не как людям, и будем помнить, что от Господа мы и получим награду. 3. Из патерика Был один старец. Он жил за пределами Александрии, в тех келиях, что называют пустынническими. А старец был человеком гневливым и малодушным. Один молодой брат услышал о нем и дал завет Богу: «Господи, за все, что я творил в миру, пойду и буду жить у этого старца, буду работать и заботиться о нем». Каждый день старец обходился с ним, как с собакой. Но Бог увидел смирение и терпение брата. Через шесть лет послушания у старца юноше явился во сне некто держащий в руке длинный свиток. Половина свитка была затерта, а половина еще оставалась исписанной. Он показал свиток брату и говорит: — Половину долга отпустил тебе Владыка Господь. Позаботься и о прочем. А рядом с ним жил другой старец, человек духовный, и он знал всю историю брата. Он часто слышал, как старец выходит из себя и без причины оскорбляет брата, как брат кладет ему поклоны, а старец не смягчается. Всякий раз, встречая брата, этот духовный старец спрашивал его: — Ну что, чадо, как прошел день? Что мы сегодня заработали? Много ли стерли из свитка? Когда же, изредка, бывал день, что старец не ругал ученика, не оскорблял его и не гнал прочь, вечером брат приходил к соседу и с плачем говорил: — Беда, авва, сегодня у меня плохой день. Ничего я сегодня не заработал и весь день провел в праздности… Прошло еще шесть лет, и брат почил. А духовному старцу, его соседу, было видение. Он увидел, что брат находится посреди мучеников и с великим дерзновением молит Бога о своем старце: «Господи, как ради него Ты помиловал меня, так и его помилуй ради многих Твоих щедрот и ради меня, раба Твоего». И через сорок дней Господь взял к Себе в место упокоения и самого старца. Вот какое дерзновение обретают пред Богом те, кто терпит скорби.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Истина сия осуществилась на старце о. Вонифатии. Мы уже видели, каков был о. Вонифатий; теперь посмотрим на благочестивую жизнь учеников его, как следствие благочестивой жизни их руководителя и старческих его наставлений. 1) Девятидесяти трехлетний схимонах Иринарх. Сей старец, узнав горьким опытом, что язык не большой член, но много делает; посмотри, говорит апостол Иаков, не большой огонь, как много вещества зажигает. И язык огнь прикраса неправды, он оскверняет все тело и воспаляет весь круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Язык неудержимо зло, исполнь яда смертоносна. Им благословляем Бога и Отца, и им же проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Не должно братия моя возлюбленная, сему так бывать. Течет ли из одного отверстия источника и сладкая и горькая вода? ( Иак.3:5–10 ), –все сие узнав, старец Иринарх, связал язык свой на двадцать лет, – во еже не согрешати им ( Пс.38:2 ). «Преподобный Памва, говорил сей старец, девятнадцать лет изучал стих: во еже не согрешати языком, и едва изучился по оному поступать; а я и в двадцать лет еще хорошо не изучил его. Апостол Иаков сказал: аще кто в славе не согрешает, сей совершен муж силен обуздати и все тело ( Иак.4:2 )». Труды его были безпрерывны, повиновение безропотно; в непрестанной пребывая молитве, тело изнурял постом; соблюдал сердце незлобивое и уста до такой степени молчаливые, что и о нужном весьма редко говорил, а тем более страшился произносить что-либо праздное, со страхом припоминая слова Спасителя: яко всяко слово, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный ( Мф.12:36 ). И молился с Сирахом: кто даст во уста моя хранилище и на устне мои печать разумну? да не паду я от них и язык мой да не погубит мя ( Сир.22:31 ). Находясь во храме Божием, решительно ни с кем не говорил, о необходимом даже никого не спрашивал, так что многие легкомысленные, за то, что он не отвечал на их праздное любопытство, с посмеянием называли его немым. Но смиренный тем не смущался, а с почтительным страхом вперял ум и сердце в слушание Слова Божия. Смерть и живот в руце языка, удерживающий же его, следят плоды его (Притч. Солом.). Иже хранит свои уста и язык, соблюдает от печали душу свою (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Итак, только Господь Бог может брать к рассмотрению все обстоятельства содеянного преступления, только Ему одному ведомы все истинные намерения и побуждения согрешившего – следовательно, только Его суд может быть безошибочным и непогрешимым, где ни на йоту, ни на черту Господь не отступит от принципов Небесного Правосудия. Чем независимее христианские истолкователи Писания от сильных мира сего, тем их позиция более евангельски внятна и выверена. Смысл 1-го стиха 7-й главы может быть и такой: не суди, потому что ты и сам будешь осужден. Как это перекликается со словами молитвы Господней, где сказано от лица молящегося: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф. 6:12 ). Все мы, имеющие стать в будущем на Суд Божий, должны проявлять снисхождение к согрешающим братьям нашим. Сказано: «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» ( 2Тим. 2:25–26 ). Обязанность Церкви призывать людей к безгрешному образу жизни, но если они и впадут в некий грех, то они имеют Ходатаем за себя Самого Господа. Ап. любви Иоанн Богослов писал: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин. 2:1–2 ). Преподобный авва Дорофей вспоминает об одном великом старце, который, узнав о грехе брата, сказал: «О, худо он сделал!» Тогда Ангел принес душу согрешившего и сказал старцу: «Посмотри, тот, кого ты осудил, умер; куда же повелишь ты поместить его: в царство или в муку?» Подобным же образом преп. Иоанн Савваит только произнес о согрешившем брате: «Горе ему!», как увидел себя стоящего пред Голгофой. Видит Иисуса Христа между двумя разбойниками; преподобный устремился было поклониться Ходатаю мира, но едва успел приблизиться, как Господь повелел предстоящим ангелам: «Изриньте его вон! Это антихрист, ибо осудил своего брата прежде Моего суда».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Как изображу я последовавшие затем твои подвиги, удивительный? Как восхвалю высокую и прославленную твою веру? Всякую веру превосходит твоя вера, твое святое послушание Богу превышает всякий слух. В самом деле, кто когда–нибудь поверит, что отец собственного сына без всякого колебания принес в жертву Богу? Может быть, только мы, не бывшие отцами, не испытавшие на деле природной любви к детям! Но пусть само божественное Писание подтвердит сказанное нами: ведь оно подобно вестнику громко провозглашает о боголюбивом расположении духа блаженного. И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама (Быт. 22:1). Искушал не для того, чтобы на опыте познать то, чего не знал, и не для того, чтобы праведник своими делами подтвердил свою преданность Богу. Нет, конечно, ничего неизвестного Богу и Его собственное созерцание служит для Него единственным и совершенно достаточным источником познания о всех вещах. У него была та цель, чтобы люди на опыте узнали того, которого Он уже прежде знал, и могли иметь в его лице прекрасный образец для подражания. Посмотрим же, в чем состояло искушение. Авраам!  — говорит Бог. Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе (ст. 2). Какое испытание для веры праотца заключали в себе эти слова Божии! Достаточно, ведь, было сказать: возьми Исаака и принеси его во всесожжение, не называя его сыном и напоминанием о любви не уязвляя родительского сердца. Но так как при добром течении дел внезапный удар зла причиняет более тяжкую скорбь, то Господь и говорит: возьми сына твоего , и прибавляет: единственного твоего , и опять: которого ты любишь , чтобы, этими ласковыми названиями возбудив в детолюбивом старце надежду на добрые обетования и тотчас потребовав умерщвления возлюбленного, этим неожиданным требованием тем сильнее поразить родительское сердце, не из ненависти к праведнику, но из желания в полном блеске обнаружить пред миром его веру.

http://predanie.ru/book/219416-tom-6-kni...

Многие святые до обращения ко Христу тоже были плевелами, о чем пишет Блаженный Феофилакт, а потом стали «пшеницей Христовой». Блаженный Феофилакт пишет: «Так, мы сказали, что здесь идет речь о ересях, которым попускается быть до скончания века. Иначе, если мы станем убивать и истреблять еретиков, возникнут возмущения и войны, а при возмущениях может быть и то, что многие и из верных погибнут. Но и Павел, и разбойник, прежде нежели уверовали, были плевелами, и однако же ради того, что после они имели сделаться чистою пшеницею Христу, не были истреблены в то время и впоследствии принесли Богу плод, а плевелы (то есть свои собственные заблуждения – О.С.) пожгли огнем Святого Духа. Поэтому не должно убивать еретиков, а должно удаляться от них и не вступать с ними в разговор, кроме тех случаев, когда это нужно для того, чтобы обратить их и опять сделать пшеницею» . И о самом евангелисте Матфее, Евангелие которого мы изучаем, Блаженный Феофилакт записал: «Если бы Матфей исторгнут был из сей жизни, когда был в числе плевел, сорняков (то есть до своего обращения ко Христу – О.С .), то вместе с ним погибла бы имевшая впоследствии прозябнуть от него и пшеница слова его» , – то есть это Евангелие, которое мы сейчас изучаем, Евангелие от Матфея. Иными словами, и пшеница может обратиться в плевелы, и плевелы могут стать пшеницей. Изменение в каждом из нас возможно как в лучшую, так и в худшую сторону, почему мы и не должны гордиться нашим теперешним состоянием, если оно доброе, но бояться, как бы и этого не потерять, ибо многие хорошо начинали, да плохо кончали. Сказано: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» ( Откр.2:4–5 ). В Синайском Патерике сказано: «Когда мы шли в Вифаиду, один святой отец рассказал нам о старце Антипе Великом, который, сделав маленькую келию, жил в ней за городом шестьдесят лет. Было у него тогда десять учеников, а один из них очень ленивый. Много раз старец выговаривал ему, и поучал его, и умолял: «Брат, позаботься о своей душе. Ведь умрешь, и на мучения идти!» Брат же всегда ослушивался старца, не принимая сказанного им. Случилось же в каком-то году умереть брату. Много печалился о нем старец, зная, что в великой беспечности и лености ушел тот из мира сего. И начал старец молиться и просить: ″Господи, Иисусе Христе, Истинный Боже наш! Дай мне увидеть душу брата!″ И вот, взглянув в воображении, как будто в забытьи будучи, и увидел реку огненную, и много в ней пламени, а посередине – брат, погруженный по шею. Тогда сказал ему старец: ″Не этой ли муки ради молил я тебя позаботиться о душе своей, чадо? ″ Отвечал брат, сказав старцу: ″Слава Богу, отче, что, по крайней мере, голова моя в покое находится. Так, по молитвам твоим, на голове епископа стою″».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На этот сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк. И разошлись все по домам» (ст. 50–53). «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (ст. 12). Еще один указанный в Евангелии признак благодати — свет. Благодать действует в человеке как огонь, как источник воды и как свет. Эти три обычно несовместимые или трудно совместимые вещи во внутреннем восприятии молящегося человека совершенно естественно совмещаются. Он все это ощущает: видит внутри себя свет, орошается Божественной прохладой и согревается благодатным огнем. И мы убеждаемся, что все в Православной Церкви со времен апостольских и по сей день осталось таким же. Каждый из нас, может быть самый немощный и грешный человек, имеет в себе, как это ни странно звучит, ту же благодать, которую получили святые апостолы в день Пятидесятницы. Только беда наша в том, что мы до чрезвычайной степени нерадивы и маловерны. Мы не хотим приложить все усилия к тому, чтобы дарование, полученное нами в Таинствах Крещения и Миропомазания, ожило в нас и стало действовать. В этом наше отличие от апостолов. Когда мы читаем о подвижниках благочестия, достигших высочайшего духовного преуспеяния: Серафиме Саровском, старце Силуане Афонском, Симеоне Новом Богослове , Арсении Великом , — то мы должны знать, что ничего нового они не приобрели сверх того, что им даровано было в Таинствах. Мы не должны думать, что нам дано мало, а апостолы и святые откуда-то получили еще нечто дополнительное, новое, чего у обыкновенных людей нет. Это не так. Все мы получаем благодать, а ничтожными и пустыми становимся из-за нашего собственного нерадения. Само монашество возникло и распространилось, по мнению некоторых подвижников благочестия, по той причине, что при общем нерадении в христианской среде находились люди, которые желали жить ревностно и иметь такую благодать, какая была у древних христиан.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010