Авва Иаков, будучи прост и стеснен тем, что говорили ему с той и другой стороны, рассудил в себе обратиться с молитвою к Богу и заключился в безмолвной келлии вне лавры, надев погребальные одежды, как бы перед смертию, ибо египетские отцы имели обычай левитон и кукулий, в коих принимали святую схиму, сохранять до смерти и в них погребаться, надевая их только по воскресеньям ко Святому Причащению и тотчас опять прибирая. Итак, авва Иаков, удалясь в ту келлию, молился Богу и, исполнившись постом, пал на пол и лежал, много пострадав в те дни, как после говорил, от демонов, особенно в уме. По прошествии же сорока дней видит он – входит к нему радостно Отрок и говорит ему: авва Иаков! Что ты делаешь здесь? И он, тотчас просветившись и получив силу от видения Его, сказал: Владыко! Ты знаешь, что со мною, ибо одни говорят мне не оставлять церкви, а другие говорят, что дифизиты прельщают тебя. И я, недоумевая и не зная, како тещи, решился на дело сие. Господь ответствовал ему: где ты находишься, там хорошо. И со словом сим очутился он при дверях святой православной и соборной церкви. 35. Говорили об одном старце, что шел он некогда по пустыне, и вместе с ним шли Ангелы, один по правую, а другой по левую руку. Увидели они мертвого, лежавшего на пути, и старец зажал нос от зловония. То же сделали и Ангелы. Когда прошли немного вперед, старец спросил их: и вы обоняете это? Они ответили: нет, но ради тебя зажали и мы. Нечистоты мира сего мы не обоняем, и они не приближаются к нам, но души, живущие во грехах, мы обоняем. 36. Некто рассказывал, что в Ските, когда клирики совершали Приношение, нисходил как бы орел на Приношение, но никто не видел его, кроме клириков. Однажды некто попросил что-то у диакона, и тот сказал ему: мне теперь недосуг. Когда пришел он с пресвитером совершать Приношение, не сошло подобие орла, как обычно бывало. Пресвитер спросил диакона: что значит то, что не сошел орел по обычаю? Или во мне, или в тебе есть какое-нибудь прегрешение. Итак, отступи от меня, и если он сойдет, то будет явно, что он не сходил из-за тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Бог есть любовь [ 10 ]. И то, что Он есть любовь, может быть познано только тем, у кого уже есть опыт любви. Кто говорит: " я люблю Бога " , а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4 , 20). Важнейшее же пожелание любви — пожелание вечного события, вечного не-расставания, то есть пожелание спасения. Христианство — миссионерская религия. Ни один христианин не имеет права считать себя последним христианином на земле. Никто не может полагать, что Евангелие прошло сквозь века и сотни поколений лишь для того, чтобы достигнуть его ушей — и на этом замереть. Не надо захлопывать дверь в Церковь за своей спиной. Истина, поведанная нам, обжигает руки и требует, чтобы ее передали дальше. Не Ангелы разносят Евангелие по земле. В " Луге духовном " рассказывается о святом старце, который совершал литургию с употреблением еретического Символа веры, но в сослужении Ангелов. Встретив возражение со стороны православного, старец спросил Ангелов — почему они сами не предупредили его об опасности. " Бог так устроил, чтобы люди были исправляемы людьми же " , — был ему ответ [ 11 ]. И поистине — как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? (Рим. 10 , 14). Проповедовать же надо словами и аргументами. А для этого и то и другое необходимо носить с собою. Причем и слова, и аргументы должны быть понятны не только однокурсникам по Духовной Академии, но и тем еще внецерковным людям, ради которых и ведется христианская проповедь. — А не опасно ли делать христианство понятным? Разве оно может быть понятным, ведь оно несет тайну Божия спасения… — Да, христианство в глубине своей непостижимо. Да, христианство по сути своей таково, что оно не может стать религией, приятной во всех отношениях. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! (Лк. 6 , 26). Но как бы не спутать здесь: где есть нечто, непостижимое само по себе, а где есть нечто, просто непонятное мне самому. Некоторая грань церковной жизни и веры сама по себе вполне может быть обоснована и объяснена, и эти ее изъяснения есть в традиции церковной мысли. Но просто я поленился найти нужные книги — и потому из своего собственного невежества сделал " апофатическую тайну " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1037...

– Брат, ты понял что-нибудь из того, что сказал этот батюшка? – Нет, отче. – Так и я ничего не понял. С ним невозможно говорить, он же вообще не дает тебе и рта раскрыть. Действительно, батюшка никогда не повторял дважды одно и то же, и если кто противился ему, то он замолкал, оставляя его при своем мнении. 12. Однажды, когда мы закончили читать акафист святому Георгию, батюшка, сняв с себя епитрахиль, сказал: – Да, сегодня столько народу было у нас на акафисте! А в келье были всего-то батюшка да мы, двое читавших. Мы замолчали и ни о чем его не спросили, потому что он все равно не сказал бы ничего. 13. Один брат очень хотел стать схимником. Как-то он сидел в келье отца Селафиила и между делом шил для себя схиму. Стояла полная тишина, и только брат носился умом в вихре мечтаний, воображая себе, как ему будет идти эта схима. Так продолжалось около часа: юноша воображал себя схимником, а отец Селафиил тихо лежал под одеялом. Вдруг старец нарушил тишину: – Святый отче такой-то! (Он назвал юношу по имени.) Юноша ничего не ответил, потому что подумал, что батюшка молится какому-нибудь святому. Старец снова повторил: – Святый отче… Поняв, что он зовет его, юноша ответил: – Да, батюшка. – Что ты делаешь? – Сижу. Юноша постеснялся сказать, что шьет себе схиму. – Отче, – продолжил старец, – а ну-ка подойди ко мне поближе. Юноша подошел и сел на стул возле батюшкиной кровати. – Что ты говоришь, отче? – начал старец. – Вот посмотри, я лежу здесь под одеяльцем и тяну эти четочки. Протяну сотни две Спасителю, затем тяну сотни две Матери Божией, а затем и святому ангелу. Потом поминаю отца настоятеля, потом всех иеромонахов и всех братий. Что ты скажешь, хорошо ли я делаю? – Хорошо делаешь, батюшка, – сказал пристыженный юноша, поняв, что старец прозрел его мысли и указал ему, что должен делать желающий стать схимником вместо того, чтобы грезить. Ново-Нямецкий монастырь 14. В другой раз, когда этот же брат стал настаивать на том, чтобы батюшка постриг его в схиму, старец рассказал ему, что сказал ему в молодости его духовник.

http://pravoslavie.ru/62236.html

В виду того, что место, где жил святой, было безводным, а потребность в воде была большая вследствие большого количества людей, приходящих к святому, святой ископал небольшой колодезь, в который собиралась дождевая вода. Один раз к святому пришли несколько человек и попросили дать им воды, которою бы они утолили свою жажду. Святой велел одному из своих учеников (у него было уже шесть учеников) почерпнуть воды из колодезя. Но ученик сказал ему, что вода уже вся истощилась в колодезе, так что не осталось её там ни одной капли. Преподобный же сказал ему: — Я надеюсь на дивную силу Божию. Иди, и ты найдешь воду, которою и утолится жажда пришедших. Ученик отправился и, к удивлению своему, нашел колодезь, наполненным водою до верха. Прославив Бога, он почерпнул воды в колодезе и, принеся ее к своему учителю, рассказал ему о совершенном силою Божиею чуде. Воды этой хватило на много дней. Всё сие случилось в семнадцатый год подвижнической жизни святого. Когда же вода вся вышла, а дождя всё еще не было, святой не восхотел снова просить у Бога чуда, но, смирившись, начал сам ночью носить воду из Евфрата. Всю ночь до самого утра святой трудился, постоянно прославляя Бога и памятуя слова Господа, сказанные Им в Своем Евангелии святом: «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Матф.10:42). Случилось однажды, что к преподобному пришли некоторые братия из соседнего монастыря, сильно жаждавшие от долгого пути; между тем в колодезе воды не было совершенно. Тогда преподобный тайно взял водоносы и сам отправился на реку за водой. Вскоре он уже возвращался обратно. Заметив, что преподобный возвращается слишком скоро, братия подумали, что святой сильно устал и, не дойдя до реки, возвратился обратно. Братия пошли навстречу ему, намереваясь сами отправиться за водою. Но когда братия начали снимать с плеч святого водоносы, они заметили, что водоносы наполнены были до верху водою. Братия весьма удивились всему происшедшему, потому что Ангел Господень наполнил сосуды водою, как и ранее это было при Маиуме старце. Тогда братия воскликнули:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

В качестве комментария к речи о старце см. Притч.4:7–9 ст. В переносном же смысле здесь надо, очевидно, видеть указание на «полноту дней каждого из нас» в меру возраста «исполнения Христова» ( Еф.4:13–14 ), независящую от нашего физического возраста, а единственно определяемую степенью «духовно-нравственной зрелости». Ис.65:21 . И буду стро­ить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Ис.65:22 . Не будут стро­ить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избран­ные Мои долго будут по­льзо­ваться изделием рук сво­их. Ис.65:23 . Не будут трудиться напрасно и рождать детей на гóре; ибо будут семенем, благо­словен­ным от Го­с­по­да, и по­томки их с ними. Специально говорится о радикальном перевороте всех общественно-социальных и экономических отношений. В этой области у современных пророку евреев царили, как известно, самый грубый произвол и беспощадная эксплуатация, при которых никто не мог спокойно наслаждаться плодами рук своих ( Ис.58:6–7 ; Ис.59:2–8, 14–15 ). В обновленном Мессианском царстве наступит полная противоположность всему этому. Нельзя также в словах данного пророчественного благословения не видеть и отмены прежнего проклятия ( Втор.28:30 ). Ис.65:24 . И будет, пре­жде нежели они воз­зовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услы­шу. Слова этого стиха представляют прямой ответ на сетования иудеев, искавших Господа, что Он будто бы покинул их, скрыл лицо Свое от них и не простирает на них Свою благодеющую десницу ( Ис.58:2 ; Ис.59:1 ). Лучший комментарий их дан Самим Иисусом Христом ( Мф.6:8, 32 ). Ис.65:25 . Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут при­чинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Го­с­по­дь. Дается выразительный образ полного уничтожения на земле всякого зла, когда будут возможны такие непримиримые крайности, как мирно пасущиеся вместе волк и ягненок, и когда даже все звери укротят свои хищные инстинкты, перейдя на растительную пищу (ср. Ис.11:6–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В подобном случае мысль о Страшном Суде и о вечных муках являлась для них самою надежною опорою и лучшим способом борьбы. В Прологе есть рассказ о некоем старце, который в искушении блудной похоти сжег в одну ночь все свои пальцы на свече, чтобы таким образом напомнить себе об огне вечного мучения. " Второе пришествие Господа на землю для суда над нею, — продолжает св. Иоанн Златоуст, — будет внезапное и неожиданное. День тот  как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному (Лк. XXI, 35). Но страшно будет это пришествие! Целый ряд необычайных грозных знамений предшествует ему.  Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются (Мк. XIII, 24-25); а евангелист Лука добавляет:  будет на земле уныние, народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную (Лк. XXI, 25-26). Будут  знамения на небе и на земле, - предсказывает пророк Иоиль, —  кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный (Иоил. II, 30-31).  Вот, приходит день Господа лютый, — читаем у пророка Исайи, —  с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим (Исх. XIII, 9-10)». «Когда исполнятся все соблазны всей земли, — говорит св. Ефрем Сирин, — приидет, наконец, по сказанному, Господь, подобно молнии блещущей с неба, приидет святый, пречистый, страшный и славный Бог наш с несравненною славою, в предшествии Его славе чинов ангельских; и архангельских, все же они — пламень огненный, и река в страшном клокотании полная огня, Херувимы, с поникшими долу очами и Серафимы летающие и закрывающие лица и ноги крылами огненными и с трепетом взывающие: «возстаньте почившие, се пришел Жених!» По словам святителя Иоанна Златоуста, последним, самым решительным знамением перед приходом Спасителя будет огненный звездный крест на небе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Вера Человек, духовно мыслящий, подобен дереву, слушатели. Дерево все от корня зависит. Каков корень, таково и дерево. А что в дереве корень, то в человеке, духовно мыслящем, вера: какова вера внутри, таков и человек. У дерева чем более корень распространяется и углубляется, тем более дерево растет и возвышается, тем более распространяются ветви его и умножаются плоды. Так, чем более вера в человеке углубляется и умножается, тем более человек духовно растет, возносится и тем более многочисленные плоды духовные произрастают. Такого духовного человека называем все великим человеком, хотя бы он по естественному возрасту своему и мал был, или был бы самого низшего чина, или всеми униженный и оплеванный был. Такого человека описал богодухновенный псаломник: и будет он, как дерево, посаженное при истоках вод, которое плод свой будет давать в свое время, и лист его не отпадет. И все, что он ни делает, будет благоуспешно ( Пс. 1, 3 ). И еще: праведник, как финик, процветет и, как кедр на Ливане, размножится ( Пс. 91, 13 ). Такого человека украшают плоды Духа Святого: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал. 5, 22–23 )… Как огню свойственно согревать, воде орошать, свету просвещать, так и вере живой свойственно добрые дела показывать. Хочешь ли знать, что она есть и какие ее плоды? Посмотри в книгу Бытия, главы 15 и 22, как там Авраам, отец всех верных, в старости уже глубокой по повелению Божию возносит Исаака, сына своего, на жертву. Видишь, как вера действует в святом старце? Единственного сына, наследника, по обетованию Божию данного, того, о котором сказано Богом: в Исааке наречется тебе семя ( Быт. 21, 12 ), – закалывает. Ибо веровал Авраам Богу, что силен Он его из мертвых воскресить ( Евр. 11, 19 ), потому и наследника своего не усомнился произволением заколоть. А потому и Писание о нем свидетельствует: поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность ( Рим. 4, 3 ). Прочитай еще и книгу Исход и увидишь, как Моисей великий отказался называться сыном дочери фараона, царя египетского, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища. А почему? Ибо взирал на воздаяние ( Евр. 11, 24–26 ). Вера была причиной того, что Моисей изволил скорее с людьми Божиими в пустыне страдать, нежели в египетской славе быть. Уверен он крепко, верой укреплен, что после таких трудов и принятия страданий следует вечное и великое от Христа мздовоздаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Встал старец и последовал за ним. Когда же (волк) приблизился к одному городу, он убежал и оставил его близ одного монастыря. Был там один человек, о котором шла слава, что это великий отшельник. Он же был болен, ожидая своего часа. Брат посмотрел и увидел множество светильников и лампад, которые были приготовлены (для него), и весь город плакал, говоря: „Боже, он дает нам хлеб и воду, весь наш город спасается благодаря ему. Если с ним что-либо случится, мы умрем тоже!“ Час же смерти приблизился, и брат увидел посланца адского (букв., «жителя Тартара преисподней») с огненным трезубцем в руке и услышал глас, говорящий: „Как эта душа не дала покоя Мне (ни) на один час, не дай ей никакого покоя, извлекая ее из тела“. Он опустил трезубец огненный в его сердце, около часа терзая его, и вынул душу. После этого брат вошел в город и нашел одного странника, лежащего больным, причем никто из людей не смотрел за ним. Брат сидел при нем один день. Во время, когда тот умирал, брат увидел Михаила и Гавриила, пришедших, чтобы взять его душу. Один сел справа от него, а другой – слева. Они уговаривали душу, чтобы она вышла из тела, она же не хотела выйти. Сказал Михаил Гавриилу: „Возьми эту душу и пойдем. Сказал Гавриил ему: „Бог сказал: «Не мучьте ее, чтобы взять насильно». Я не могу взять ее силой». Воззвал Михаил, говоря: „Боже, что Ты желаешь сделать этой душе, ибо она не. хочет выходить? « Глас же был к нему: „Вот я пошлю Давида с кифарой и всех певцов Иерусалима, чтобы она услышала их сладкое пение и вышла». И тотчас сошли они все, окружили ее и запели душе. Она вышла, села на руку Михаила и была вознесена в радости». 240 . Говорили об одном старце, что он вошел в город, чтобы продать корзины. Он сел случайно в преддверии дома одного богача, который умирал. Сидя (там), старец взглянул и увидел черных коней и тех, которые сидели на них, причем они были черны и устрашающи, и огненные жезлы были в руке каждого. Они достигли преддверия дома, оставили коней возле дома и вошли спешно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Глава XIX. О чудотворцах 1. Не живи с горделивым, да не возмется от души твоей действо Духа Святого, и не соделаешься ты чрез то жилищем всякой злой страсти. Если соблюдешь, человек, такие предосторожности и, упразднясь от всего, будешь всегда помнить о Боге во истине, то вскоре душа твоя узрит в себе свет Христов, и ты вовеки не помрачишься. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. 2. Сказывали о старце, который жил в Фиваиде и был родом из нижних пределов Египта, что он брал в руки керастов (рогатых змей), ядовитых гадов, скорпионов и прочих змей и разрывал их надвое. Братия, положив ему метание, просили его: скажи нам, за какое делание получил ты такую благодать? Он сказал: простите мне, отцы, но если кто стяжет чистоту, то все будет покоряться ему, как Адаму, когда он был в раю прежде преступления заповеди. 3. Авраам, ученик аввы Сисоя, был однажды искушен демоном. Старец, узнав о его падении, встал и, простерши руки свои к небу, сказал: Боже! Аще хощеши, аще не хощеши, но не отступлю от Тебя, пока Ты не уврачуешь его. И он тотчас был уврачеван. 4. Шел некогда мирянин с сыном своим к авве Сисою на гору аввы Антония, но по пути сын его умер. Отец не смутился, с верою принес его к старцу и пал пред ним с сыном, как бы кланяясь ему для принятия благословения от старца. Однако, вставши, отец оставил сына своего у ног старца и вышел вон. Старец, думая, что тот лежит ради поклонения, ибо не знал о его смерти, говорит ему: встань и пойди вон. Тот встал и вышел. Отец увидев его, изумился и, войдя, поклонился старцу и рассказал ему о сем случае. Старец, услышав об этом, опечалился, ибо не хотел, чтоб сие было, а ученик его заповедал мирянину никому не сказывать о том до кончины старца. 5. Говорили о святом Спиридоне, что у него была дочь-девица, по имени Ирина, столько же благочестивая, как и отец ее. Один их знакомец положил у нее на сохранение какое-то драгоценное украшение. Чтоб вернее сохранить вверенное ей, она скрыла то в земле. Спустя немного, она скончалась, а через несколько времени пришел вверивший ей вещь и, не найдя девицы в живых, стал требовать с отца ее, то устрашая его, то умоляя. Старец, почитая для себя грехом потерю вверенной вещи, пришел на гроб дочери своей и просил Бога прежде времени показать ему обетованное воскресение и не обманулся в надежде: девица тотчас явилась отцу своему живою и, указав место, где лежало украшение, удалилась. Старец взял сокрытое и отдал то хозяину.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Далее, мы узнаем много подробностей об участии Ангелов в нашей судьбе: Ангелы всегда невидимо присутствуют рядом с человеком: «Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред [Троном Господа] Святаго, и когда ты хоронил мертвых, я также был с тобою. И когда ты не обленился встать и оставить обед свой, чтобы пойти и убрать мертвого, твоя благотворительность не утаилась от меня, но я был с тобою…». Ангелы приходят к нам на помощь, но не по своей инициативе, а по воле Божией – «я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек». Ангел, посланный Богом помогать людям, принимает человеческий облик. Причем он не нуждается, ни в пище, ни в питье: «Все дни я был видим вами; но я не ел и не пил, — только взорам вашим представлялось это». Наконец, Ангелы защищают нас от сатанинских нападок и подлостей. Последнее – защиту Ангелами Хранителями нас от бесов – хорошо иллюстрирует следующая история, которую находим в древнехристианском сочинении «Митерикон»: «Авва Исаия поведал об одном великом старце. Прежде вступления в безмолвие видел он в исступлении некоего юношу, у которого лицо сияло ярче солнца и который, взяв его за руку, сказал: “Иди, тебе предлежит борьба”, — и ввел его в зрелище, переполненное людьми, с одной стороны облеченными в белые одежды, а с другой — в черные. Когда он вывел его на место борьбы, тот увидел перед собой человека-эфиопа, страшного и высокого, голова которого достигала облаков. Державший его АнгелХранитель сказал ему: “С ним ты должен бороться”. Увидев такое страшилище, он в испуге весь начал трепетать и просил своего Хранителя избавить его от этой беды, говоря, что никто из имеющих смертное человеческое естество не может бороться с ним. Ангел Божий сказал ему: “Можешь, вступи только в борьбу со всем рвением, ибо коль скоро ты схватишься с ним, я помогу тебе и доставлю тебе победный венец”. И, действительно, как только они схватились и начали бороться, Ангел Божий подошел и помог ему одолеть эфиопа. Тогда все черные эфиопы с ропотом и бранью исчезли, а хор Ангелов восхвалил помогавшего ему и даровавшего победу».

http://azbyka.ru/parkhomenko/ob-angelax-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010