931 Сведения о количестве лазаретных денег по епархиям с 1714 по 1730 г. см. О.А.С.С. X, 34/214; 52/215; 53/216; 82/207; 106/303; 124/218; 132/219; 169/139; 177/220; 249/288; 279/221; 280/222; 334/223; 401/423; т. XI, 16/304; 32/251; 59/252; 62/319; 91/253; 153/255; 344/257; 352/258; 379/440; 510/458; 192/316. См. также т. XVI, 337/358 и прил. к нему. Завьялов, Вопрос о церк. им., стр. 354–356. 932 Приложение VI. В дополнение к этой таблице сведения об имущественном состоянии архиерейских домов и о том, сколько они платили в Коллегию Экономии и Канцелярию С. Э. Правления, см. ниже в других приложениях, а также выше в сведениях о бюджете Коллегии Экономии и Канцелярии С. Э. Правления. По-видимому, дословную копию с ведомостей 1739–1741 г. можно читать у И. М. Покровского , Средства и штаты великорусских архиерейских домов со времени Петра I-ro до учреждения духовных штатов в 1764 г., Казань 1907 г. Приложения стр. 1–45. 934 П.С.П. IX, 3010, 9 сентября 1736 г. О.А.С.С. XVI, 318/89 о смерти Феофана и тут же об определении Новгородского архиерейского дома и монастырей Новгородской епархии. 942 Архив Св. Синода Дело 24 марта 1743 г. Проект штата Московского архиерейского дома см. у Розанова, История Московского Епархиального Управления, в примечаниях. 943 Милютин В., О недвижимых имуществах духовенства в России. Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских при Московском Университете. 1860 года кн. III, стр. 219–272; 1861 года кн. I, стр. 352–390. 949 В штаты 1764 г. внесено только 235, сверх штата оставлено 161 и 418 монастырей упразднено. Завьялов, стр. 235. 961 П.С.П. VII, 2569; подлин. Архив Св. Синода кн. И.В. указов 1738 г., 13. Курн. Каб. Сб. Р.И.О. т. 104, стр.244. 964 М.А.М.Ю. кн. Протоколов 236 листы 145, 167–203, 207, 209, 211, 266, 284–316, 324–330, 346, 380. 968 28 января 1723 г. Синоду был объявлен следующий указ Петра: «Не выплатя синодальной команды в разные места денежных доходов в монастыри на строения денег не давать» (П.С.П. III, 997). После этого указа жалобы на отсутствие кредита и просьбы взять ремонт на казенный счет встречаем уже в протоколе Синода 20 мая 1726 г. по поводу обветшания Воскресенского на Истре монастыря (П.С.П. т. V, 1788).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

36 Лестовик Георгия грешного инока, изд. Общества Любителей древней письменности 1878–1880, л. 3., на обороте. 46 См. прил. стр. 27. Тихонравов. Летописи русской литературы и древности. IV. III, стр. 98. 56 М. Данилевский в небольшой статье «Догадка о значении слова Троян, в Слове о полку Игореве» доказывает, что Троян – значит – тройной, троякий. Изв. Им. Ак. Наук по отд. рус. яз., 1858, т. 7. 330 стр. Объяснение слишком искусственное. 59 Летопись по Ипатьевскому списку, 1871 г., стр. 200–201. Это место из Ипатьевской летописи не оригинальный текст, а глоссированный перевод греческой хроники Иоанна Малалы. Krek. Einleitung. – стр. 378, прим. 2 61 Академик А.А. Шахматов признает, что редакция Повести временных лет, относимая к 1118 году, заключается в Ипатьевском списке. Разыскания о древнейших русск. летописных сводах. СПБ. 1908 г., стр. 4 62 Титмарь Мерзенбурсгский и св. Бруно упоминают только о Сварожиче Machal. Nacres Slovanskego bajeslove, Praga, 1891 г., стр. 32. Леже. Славянск. мифология. Воронеж. 1908 г. стр. 188 70 Пошана, Сборник Харьковского истор. Филол. Общества стр. т. 18. Издан в честь проф. Н.Ф. сумцова. Харьков. 1909 г., 54 Статья Корша Ф.Е. Владимировы боги. 106 Памятники старинной русской литературы, издаваемые граф. Кушелевым-Безбородко, т. 1, стр. 222. 107 Кадлубовский. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава. 1902 г., стр. 12, 30 и след. 108 Ключевский. Древне-русские жития святых, как исторический источник. Москва. 1871 г., стр. 27, 32. 116 А. Веселовский. Разыскания в области русского духовного стиха, XV. Сборник отделения русского языка и словесности Академии Наук, том XLVI, 1889 г. стр. 296–297. 119 Петр. Об этимологическом значении слова «Стрибог» в связи с индийским Сарамеем и греческим Гермесом. Изборник Киевский, 1904 г., стр. 107, 113, 115, 118. 130 Великанов. Разведки о древнейшей Русь-славянской грамотности. Одесса. 1878 г., стр. 210, 211, 246. 132 Тихонравов. Летопись IV, III, стр. 86. У нас см. ниже в главе род и роженицы, §57. Слово Златоуста см. прилож. Стр. 59.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– 992; в 1807 г. доходило до 1500., там же, стр. 261, 340, 341. 326 При ректоре академии Мельхиседеке Заболотском. Там же, стр. 356. Одновре­менно Платон учредил и на такой же капитал, как в академии, кошт и в Троицкой семинарии для пяти воспитанников. Инструкция семинарии сходна и с академической за некоторыми незначительными изменениями. «История Троиц. семина­рии». С. Смирнова . М. 1867 г. 202–207, 330 «История сл.-гр.-л. акад.», стр. 370, 371, 372, 385; «Ист. Μ. Д. Ακ.» 410, 378. В числе платоников встречаются учившиеся в Троицкой семинарии, где также существовал институт Платона на одинаковых основаниях с академией. К таковым мы отно­сим: Самуила Запольского-Платонова, Моисея Близнецова-Платонова, Евграфа Музилевского-Платонова, Сер. Крылова-Платонова, Неофита Докучаева-Пл., Савву Крылова-Пл., Михаила Ефнмовского-Пл., Николая Платонова. И. В. Клементьевского-Пл., Василия Ив. Заболотского-Платонова, Кирилла Богосл.-Платонова и Моисея Богданова-Пл. Все они известны как учителя языков, ректоры, епископы и архиепископы; а один (Моисей Богданов) был даже экзархом Грузии. Все это подтверждает нашу мысль о том, что платоновский институт состоял из даровитых воспитанников. «Истор. Тр. сем.», стр. 490, 497, 498, 500, 514, 515, 516, 519, 527, 530. о Василии Ив. Платонове. «Биограф. Словарь». Петерб. 1905, стр. 37. 331 «Истор. Тр. сем.», 178–179; 185. Стол посредственных учеников был не роскошен, 199., ср. В. О. Ключевский . «Опыты и исследования». Стр. 211., «О том, сколько получали студенты сл.-гр.-лат. акад., срав. Ист. акад.», стр. 268. В общем получали не более семинаристов. 336 Такие же строгие правила Платон и вообще предписывал жившим в бурсе воспитанникам. «Истор. Тр. сем.», 136, 142, 454. 3 Бакалавр и ординарный профессор физико-математических наук в Ака­демии. в которой служил 45 лет. Одновременно священствовал при Моск. Возне­сенском Девичьем монастыре. Умер в 1863 г. 3 Бакалавр и ординарный профессор физико-математических наук в Ака­демии. в которой служил 45 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

330 Возможно, этот термин указывает на разделение более слабое, чем если бы было сказано «два лица» (δο πρσωπα). В послании «О правой вере к царицам» (RF ad aug., ACO 1, 1, 5, 37:20–27) он использует то же прилагательное (διπρσωπον ... λγου σχμα), определяя этим особенность библейской речи, различающей человека и дух, находящийся в нём, или дух и сердце (Durand 1964. Р. 241. Примеч. 2). 333 Можно сравнить это с толкованием Феодора Мопсуэстского на Рим.1:1–4 в его «Огласительных беседах» (Theodore de Mopsueste. Les Homélies Catechetiques/Ed. R. Tonneau//StT 145. 1949. P. 209–211. Cp.: Wordbook studies. Christian documents in siriac, arabic and garshni, edited and translated with critical apparatus by A. Μ. Mingana. Vol. V. Cambridge, 1932. P. 91): «Ибо когда он говорит о Сыне, Который родился от семени Давидова по плоти, он уверен, что это имя Сына дано тому, кто из потомства Давида, и притом вовсе не Богу Слово, но образу раба, который был воспринят Им. Действительно, дело не в том, что Бог стал плотью, ни тем более, что Бог появился среди потомков Давида. Но блаженный Павел называет Сыном того человека, который был воспринят ради нас, и очевидно, что именно его» (Durand 1964. Р. 244. Примеч. 1). 335 Подобное сравнение единства Христа с единством человека, состоящего из двух частей, души и тела, можно встретить у св. Кирилла и в других сочинениях, написанных до 428 г. В «Толковании на пророка Исаию» (Comm. in Is., PG 70, 973:16–18 [Рус. пер.: TCO 56. С. 501]) он говорит, что Слово обитает в плоти, «как в человеческом теле душа». Более выразительны примеры из «Толкования на Евангелие от Иоанна». Здесь святитель дважды (Comm. in Joan. 2, 543:24–27 и 3, 155:5–24 [Рус. пер.: Творения 2002. С. 605 и 885–886]) весьма отчётливо употребляет это антропологическое сравнение против учения о «двух Сынах» (Durand 1964. Р. 246. Примеч. 1). 345 RF: но не пренебрегает и тем, чтобы представляться (δοκεν) пребывающим в унижении, по причине человеческого (60:21–22). Замена, быть может, не вполне удачна: присутствие глагола δοκεν может навести на мысль, что уничижение Слова, ставшего плотью, есть одна лишь видимость (Durand 1964. Р. 250. Примеч. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

De festo die natali Christi (ad Armeniæ Catholicum), 96, 1435–50. ATHANASIUS CORINTHIORUM. De manducatione Christi, 106, 1023–4. NICON. De impia Armenorium religione, 1, 655–8. NICETAS BYZANTINUS. Refutatio epistolæ Regis Armeniæ, 105, 587–666. ANONYMUS. Renuntiatio hæreticorum Armeniorum, 1, 864–72. Quomodo recipiendi sint Armeni hæretici, 132, 1257–66. DEMETRIUS CYZICENUS, vel ISAAC. De rebus Armeniæ contra Jacobitas ( PHILIPPUS), 127, 879–902 et 132, 1237–58. ISAAC. Contra Armenios, oratio 1–2,132,1155–1218; 1217–38. MANUEL I COMNENUS. Epistola ad Armenia; catholicum, 133, 119–22. THEORIANUS. Disputatio 1 et 2 cum Armeniæ Catholico, 133, 119–212; 211–98. Vide Euthymium Zigabenum, 130, tit. 15–19,21,23, Nicetam Acominatum, 140, torn. 8,9, 10, 12, 15, 17.   H) ORIGENISMUS Pro Origene. GREGORIUS THAUMATURGUS. In Origenem oratio panegyrica, 10, 1051–1104. PAMPHILUS [EUSEBIUS CMS,.]. Apologia pro Origene, 17, 541–616. Rufini præfatio, 539–42. BASILIUS ET GREGORIUS NAZIANZ. Philocalia, 14, 1309–16. RUFINUS. De adulteratione librorum Origenis, 17, 615–32.   Adversus Origenem. METHODIUS. De resurrectione, 18, 265–330. De creatis, 331–44. EUSTATHIUS ANT. De Engastrimytho, 18, 613–74. EPIPHANIUS CONSTANT. Epistola ad Joannem Hieros., 43, 379–92, (latine ab Hieronymo). Ad Hieronymum, 391–2 (id). Panarium, hær. 64. 41, 1067–1200. THEOPHILUS ALEX. 65, remittitur ad PL., 22, 758 sq. THEODORUS SCYTHA. Liber de erroribus Origenis, 86, I, 1231–36. ANTIPATER BOSTRENSIS. Contradictio in Eusebii apologiam Origenis, Si, 1791–4. Adversus Origenem, 1793–6. BARSANUPHIUS. Doctrina circa opiniones Origenis, 86, I, 891–902. JUSTINIANUS IMPERAT0R. Liber adversus Ori-genem. 86, I, 945–94. THEODORUS ABUCARA. Quæstio origenistæ ad fidelem, 97, 1581–2. Vide Euthymium Zigabenum, 130, tit. 20, 1105–8.   I) ALIÆ HÆRESES PACHOMIUS. De Cartanitis hæreticis, 98, 1359–64. ANONYMUS. Formula abjurationis Athinganorum, 106, 1333–6. JOANNES XIPHILINUS. Oratio in Massalianos, 120, 1289–92. Vide supra de Manicho_eis M. Psellum, de operatione dæmonum.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Уникальная икона Димитрия Ростовского//ДРВМ. 2001. 1(3). С. 89-98; Россия, Православие, культура: Кат. выст./ГИМ. М., 2000. С. 71, 73, 179, 231. Кат. 209-211, 490, 562; Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст./Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. С. 342-343, 392-393. Кат. R-113, R-176; Вахрина В. И. Спасо-Яковлевский Димитриев мон-рь. М., 20022; она же. Иконы Ростова Великого/ГМЗРК. М., 2003. С. 370-375. Кат. 114, 115; Колбасова Т. В. Портретная галерея Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря//СРМ. 2002. Вып. 12. С. 231-267; она же. К иконографии гробового иером. Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря Амфилохия: Портреты из собр. Ростовского музея//ИКРЗ, 2005. Ростов, 2006. С. 97-98, 103; Хохлова И. Л. Иконы Рыбинского музея/РИАХМЗ. М., 2005. С. 90-93. Кат. 29, 30; Шитова Л. А. Рус. иконы в драгоценных окладах: Кон. XVII - нач. XX в. Серг. П., 2005. С. 119, 130-131, 156, 238, 241, 247; Комашко Н. И. Рус. икона XVIII в. М., 2006. С. 82, 123-125, 162-163, 212-213, 322, 324, 326, 330. Кат. 58, 96-98, 133, 184; Зеленина Я. Э. Житие и чудеса свт. Димитрия Ростовского в иконописи и печатной графике//Ростовский Архиерейский дом и рус. худож. культура 2-й пол. XVII в.: (Мат-лы конф. 21-23 сент. 2005 г.)/ГМЗРК, НИИ РАХ. Ростов, 2006. С. 318-337; Рус. искусство из собр. ГМИР. М., 2006. С. 99, 283. Кат. 130, 419. Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: КИРИЛЛ II († 1262), еп. Ростовский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КИРИЛЛ II († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 28 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ПАВЕЛ (Конюскевич (Канючкевич) Петр; 1705 - 1770), митрополит Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 4 нояб., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 28 авг. в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих,15 июля - в Соборе Киевских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр.

http://pravenc.ru/text/178011.html

Это огромное и постоянно растущее познание, углубляющееся и в силы природы, и в человеческую психику, и в законы общественности и истории, необычайно расширило наше обладание силами природы и уменье ими пользоваться. Вследствие этого являлось, как неизбежное последствие, применение всей области познанного к потребностям людей. А из этого проистекало то обстоятельство, что, при полном памятовании бренности всего земного и искании жизни вечной, христиане получали средства и в этой земной жизни устраиваться по высокому уровню общественности и культурности, со всеми их атрибутами: наукой, искусством, техникой, построением общественности на соединении свободы и порядка, со стремлением к всеобщему праву и благосостоянию и т. д. Противники христианства любят говорить, что различные стороны культуры развились главным образом в такое время, когда руководство общественностью было захвачено людьми, отпавшими от христианства. Но ведь они пожинали то, что было засеяно и взращено христианством. Христианство создало тот человеческий материал, на свойствах которого стало возможно воздвижение этой высокой культуры. Примечания Септимий Север (146–211) – римский император с 193 года, основатель Династии Северов. Филипп Марк Юлий Павел Араб (244–249) – римский император, араб по происхождению. Лебедев Алексей Петрович (1845–1908) – знаменитый церковный историк. Профессор Московской Духовной академии и Московского университета, доктор богословия. Имеется собрание сочинений в 10 томах. Ориген (ок. 185–253/254) – философ и богослов. Соединял платонизм с Кристианским учением. Константинопольским собором (543 г). был анафематсвован, но вопрос о его еретичестве является спорным. Св. Дионисий Александрийский Великий (? –264) – епископ, богослов. Марк Аврелий (121–180) – римский император с 161 г., из династии Антонинов. Философ-стоик, автор книги «Наедине с собою». Люций Аврелий Коммод (161–192) – римский император 180 г., из династии Антонинов. Убит заговорщиками. Св. Григорий Богослов (ок. 330–390) – великий Отец и Учитель Церкви. Епископ города Назианза. Его память празднуется 25 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

717 Cp. Euseb. et Theog. y Socr. 1, 14, 3 Theod. 1, 19, 3 Athan. ap. c ar. 7 М SG 261. Мариса называет Socr. 1, 8, 31. 724 Duchesne La question de la Pàque au concile de Nicée, Revue des questions historiques t 28 p 37 также Preuschen art. Passah в RE. Bd. 14 S. 725. 736 Cohen, Médailles imperiales VII. p. 211 Надпись гласит: Constantia n(obilissima) f(emina) на обратной сторонт: Soror Constantini Aug(usti) – Pietas publica. Так как буквы гурта называют Const. В (Константинополь), то значит они чеканились после 330 г. (Seeck Niz. Conz. S. 357). 738 Theodosiani libri XVI ed. Th. Mommsen et Paulus M. Meyer. Berol. 1905 Vol. I pars prior. p. CCXVII. 739 Ammian XXII, 9, 4 говорит об императоре Юлиане, что он в Ннкомидии educatus ab Eusebio episcopo, quem genere longius contingebat. Это родство было со стороны матери Юлиана – Василины Seeck Nic. S. 357 anm. 744 Philost. II, 12 То же подтверждает полуофициальная хроника Константинополя, в которой под 327 г. написано: Diepanam. Bithyniae civitatem in honorem martyris Luciani ibi conditi Constantinus instaurans ex vocabulo matris suae Helenopolin nuncupavit. 750 Seeck Nic. Konc. S. 33. Попытку защитить Афанасия против Зеека делает Snellman, Der Anfang des arianischen Streites. Helsingfors. 1904. S. 12. 13, но безо всяких основательных данных. 751 Gregorii Theologi, Орр. orat. 21 MSG. 35, 1082 – 1128. Григоря Назианзина, Творения в переводе Московской духовной академии. Москва 1851. т. 2 стр. 176. 753 Seeck. Nic. Konc. S. 34. На этой же точке зрения стоял и Иоанн Златоуст , утверждавший в своем сочинении о священстве, что ложь и обман не безусловно преступны, а напротив, в известных отношениях необходимы и спасительны. 773 Athan. MSG. XXV. 685 λλ’ εθς ξελθν σπερ δκην δος κατπεσε κα πρηνς γενμενος λκησε μσος р. п. II, 99 – 101. 781 Seeck, Nic. Konc. S. 40. В полном согласии с Зееком и contra Афанасию находится следующее сообщение древнейшего сирийского месяцеслова. Месяц Харизан (июнь) 6-го «в Александрии Арий пресвитер». Месяцеслов этот впервые был переведен и издан В. Райтом (W. Wrihgt) в 1865 – 1866 году по нитрийской рукописи 411 – 412 г. Отсюда он был перепечатан в 1894 году Дюшеном в Acta Sanctorum. Novemb. T. 1 P. 1 p. L sq. В русской литературе он сделался известен благодаря архиеп. Сергию, издавшему его в русском переводе в приложении Nr. 21 в своем Полном месяцеслове востока. T. 1 Восточная агиология. Владимир 1901. стр. 615. Что здесь разумеется известный нам Арий, это доказывает архиеп. Сергий стр. 84. 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Моление в Гефсиманском саду. Заставка Евангелия. XI в. (Cod. 587) Моление в Гефсиманском саду. Заставка Евангелия. XI в. (Cod. 587) Б-ка Д. м. в наст. время расположена на 1-м этаже стыка вост. и сев. крыла (планируется ее перевод в башню). Она считается одной из самых богатых и лучше всего организованных б-к Св. Горы, будучи 4-й по значимости. Собрание состоит из рукописного и печатного отделов. Из 1,1 тыс. хранящихся в б-ке рукописей большая часть каталогизирована: проф. Афинского ун-та С. Ламброс описал 586 рукописей ( Λ μπρος Σπ. Κατλογος τν ν τας Βιβλιοθκαις το Αγου Ορους λληνικν κωδκων. Κανταβρυγα, 1895. Τ. 1. Σ. 319-436), еп. Евлогий дополнил его труд ( Κουρ λας, Ε λ γιος Λαυρι της. Κατλογος Αγιορειτικν χειρογρφων. Τ. 1: [Κδικες τς μονς το Αγου Διονυσου]//Θεολογα. 1936. Τ. 14. Σ. 114-128, 330-347), мон. Евфимий, библиотекарь Д. м., описал еще 211 греч. и 5 слав. кодексов (Εθμιος Διονυσιτης. Συμπληρωματικς κατλογος λληνικν χειρογρφων//ΕΕΒΣ. 1957. Τ. 27. Σ. 233-271, 387-390). Рукописи датируются от IX до XX в., большинство относится к поствизант. времени (Евангелия, Апостолы, Минеи, Жития, творения отцов Церкви). Есть рукописи светского содержания: произведения греч. философов, исторические, филологические, правовые и т. п. 27 рукописей представляют собой свитки (из них 25 пергамены XII-XV вв.), 148 - пергаменные кодексы. 3 рукописи являются палимпсестами, нек-рые выполнены уставным письмом. Большинство книг написано иноками Д. м. в кон. XVI - 1-й пол. XVII в. Организатором скриптория был игум. Феона, каллиграф, трудившийся над перепиской книг. Нек-рые рукописи были созданы вне монастыря, в основном на его подворьях. На многих рукописях имеются заметки (свыше 3 тыс.), относящиеся к обстоятельствам написания, купли, продажи и т. п., а также содержащие информацию по истории обители. Четвероевангелие. XIII в. (Cod. 589) Четвероевангелие. XIII в. (Cod. 589) Среди иллюминированных рукописей выделяется знаменитое имп. Евангелие (Cod. 587, XI в.). Оно содержит ок. 80 прекрасно сохранившихся миниатюр. Переплет деревянный с позолоченным и серебряным окладом (XVI в.), украшен сценами «Распятие» и «Рождество Предтечи» и изображением дарителя - молдав. господаря Мирчи с семьей. Еще одна уникальная рукопись - Четвероевангелие (Cod. 588) с более поздним окладом (1565). Большую ценность имеют еще 2 рукописи: Слова свт. Григория Богослова (Cod. 61, XII в.) с 17 прекрасными иллюстрациями и Псалтирь XIV в. (Cod. 65) с 14. Достойны внимания также рукописи с миниатюрами N 2, 4, 13, 14, 33 и 34, 33-я помимо миниатюр имеет редкий деревянный оклад с тонкой резьбой, изображающей праздники и святых (ок. 270 лиц (XIII в.)). Миниатюры из 49 рукописей X-XVII вв. (в т. ч. из славяно-молдавского Евангелия 799) опубликованы: Ο θησαυρο το Αγου Ορους. Σειρ Α Εκονογραφημνα χειργραφα. Αθναι, 1973. Τ. Α. Σ. 36-233; каталог - с. 373-449.

http://pravenc.ru/text/178494.html

Таковых прошений при указах Св. Синода препровождено 18 от 35 лиц, прямо поступило 58 от 211 лиц; сверх того чрез губернские правления поступило переданных в оные от начальника края и губернаторов 11 прошений от 84 лиц; в сложности число просьб почти удвоилось сравнительно с предшествующим годом, а число лиц, заявивших, просьбы, умножилось более, чем на половину – 330 вместо 200. Соразмерно этому умножились и отзывы по делам этого рода из губернских правлений, каковых отношений поступило 61. Особенно часты подтверждения были из Гродненского губернского правления. Сверх того, в истекшем году явились данные, судя по которым, можно ожидать, что дело это не остановится и на том положении, и облегчение перехода в латинство получит дальнейшее развитие. Не раз уже обнаруженные случаи противозаконного крещения детей в латинской церкви родителями, долженствовавшими крестить их, по закону, в православной церкви, направлялись уголовным судом к исключительному суду духовному, при чем вместо статьи о родителях-совратителях (190 улож. 1866 г.) цитировалась статья о совращенных (188-я). В минувшем же году сообщена консистории, при отзыве Виленской соединенной палаты и гражданского суда от 23 декабря, копия предложения Виленского губернатора от 22 ноября следующего содержания: «при отношении от 23 февраля 1870 г. я представил на рассмотрение министерства внутренних дел приговор Виленской палаты уголовного и гражданского суда об отпадении от православия в католицизм крестьян Михаила и жены его Евы Селицевых и об крещении их ребенка по римско-католическому обряду. Приговором сим определено было подвергнуть означенных крестьян тюремному заключению в течение двух месяцев, дочь же их отдать на воспитание родственникам, или опекунам православного вероисповедания. Не находя вообще полезным в делах веры и совести, относящихся к отдельным лицам, в коих не проявляются какие-либо особенные и чуждые религии побуждения, прибегать к подобным мерам, каково тюремное заключение и отобрание детей от родителей, г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010