О назидательности чтения подвижнических изречений – указывают сами подвижники. Однажды преп. авва Аммон спросил преп. авву Пимена: если будет нужно говорить с ближним, то как тебе кажется – лучше ли говорить с ним о Священном Писании, или лучше об изречениях и мыслях отцов? Старец сказал ему в ответ: если нельзя молчать, то лучше говорить об изречениях отцов, нежели о Священном Писании. Ибо говорить о Священном Писании не мало опасности (алфавитный Патерик. Цитир. по предисловию к Древнему Патерику. М., 1899; чтобы по причине неправильного объяснения из своего невежества или самомнения не впасть в ересь). Подвижники благочестия питали великую любовь и уважение к писаниям св. отцов. О преп. Косме (жил в 6 веке) блаж. Иоанн Мосх повествует в «Луге духовном»: «Во время одного душеспасительного разговора приведено было изречение св. Афанасия, архиепископа александрийского. При этом старец сказал мне: «если встретится тебе слово св. Афанасия и не будешь иметь при себе бумаги, возьми и запиши его на своей одежде». Столь великое уважение питал старец к святым отцам и учителям нашим» (И. Мосх, Луг духовный, гл. 40-я). Не меньшую назидательность, особенно для новоначальных в христианской жизни, имеет чтение и слушание житий святых и подвижников благочестия («плодоносное слово Божие, – пишет святитель Феофан, – за ним отеческие писания и жития святых. Впрочем, нужно знать, что жития святых лучше для начинающих, отеческие писания – для средних, Божие же слово – для совершенных» (Путь ко спасению, стр. 233). Ничто не имеет такого сильного влияния на наше сердце и волю, как пример других людей, добрый или худой. Пример людей, исполненных пламенною любовью к Богу, питает и наше сердце этой христианской добродетелью. «Сближайся с праведными, – говорит преп. Исаак Сирии, – и чрез них приблизишься к Богу» (сл. 57-е). Жизнь святых научает нас, каким образом исполнять заповеди Господни. «Пример святых делает святых». Этот пример мы находим в житиях. Великие подвижники, подобно светилам на тверди небесной, сиянием своей жизни светят нам в нашем земном странствовании и своей пламенной ревностью к Богу пробуждают в нас ревность ко спасению, стремление к высшей духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

1, с. 149). в) «Толкование «на 1–16 гл. пророка Исаии (ч. 2, с. 3–358) представляет подробное и общедоступное изъяснение по большей части буквального смысла текста с приложением нравственных наставлений. Довольно большое число мест заимствовано из толкований Евсевия на книгу пр. Исаии, еще больше заимствований из Оригена. Разница в стиле и наличие только поздних свидетельств о принадлежности этого толкования св. Василию вызывают сомнения в подлинности данного труда. Полагают, что комментарии составлены каким — то пресвитером, современником св. Василия, по оставленным им материалам и изданы после его кончины. 3. Аскетические творения (ч. 5). Вместе со св. Григорием Богословом, как удостоверяет последний, св. Василий уже в 358–359 гг. в понтийском уединении на Ирисе составил письменные правила и каноны для монашествующих. Св. Григорий Богослов сообщает также (сл. 43; 4: 72) о письменных законах св. Василия для монахов и об учреждении им женских монастырей с письменными уставами. Совокупность аскетических творений, приписываемых св. Василию, обнимает следующие произведения: а) «Предначертание подвижничества» (5: 35–39) — увещание ищущим христианского совершенства смотреть на себя, как на духовных воинов Христа, обязанных со всей тщательностью вести брань духовную и выполнять свое служение, чтобы достигнуть победы и вечной славы. б) «Слово подвижническое и увещание об отречении от мира» (5: 40–56) — содержит призыв к отречению от мира и нравственному совершенству. Автор сравнивает жизнь мирскую с монашеской и отдает предпочтение последней, не осуждая и первой; дает наставления относительно различных благочестивых упражнений и описывает степени христианского совершенства, которые достигаются только великими трудами и постоянной борьбой с греховными стремлениями. в) «Слово о подвижничестве» (первое), чем должно украшаться монаху (5: 59–60) — в кратких положениях дает превосходные предписания для всего поведения монаха и вообще для духовной жизни, чтобы она во всех отношениях отвечала требованиям аскетического совершенства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2273...

1080 Преувеличенное значение рода Амалов, как его выдвигает Иордан в своем изложении, заимствовано им у Кассиодора, который имел свои основания выдвигать эту тенденцию в угоду Теодориху. 1081 Jord.Get. 268. Attilae filii contra Gothos quasi desertores dominationis suae, velut fugatia mancipia requirentes. 1083 Anon. Vaies.14, 79. Igitur rex Theodoricus inilitteratus erat et sic obruto sensu, ut in decern annos regni siu quattuor litteras subscriptionis edicti siu discere nullatenus potuisset. De qua re laminam auream iussit interrasilem fieri, quatuor litteras regis (cs. legi) habentem; unde si subscribere voluisset, posita lamina super chartam per earn pen r nam ducebat, ut subscriptio eius tantum videretur. – В резком противоречии с этим стоит свидетельство Феофана, будто он учился у лучших учителей. 1087 По недосмотру отец Анагаста назван здесь Анагисклом, а выше, на стр. 225 – он назван Арнегисклом. То и другое ошибочно. Иоанн Антиохский – Exc. de ins. с. 90, р. 130 – называет его Анегискл, Приск – fig. 38 – Орнигискл, Марцеллин-комит – Chron. min. II, 83 – Арнегискл. 1097 По свидетельству Иоанна Эгейского (Muller. Р. 401), избрание Петра произошло на Соборе в Селевкии при деятельном участии Зенона. 1098 Chron. Edess. ed. Halier. 69, p. 115; Noldeke. Orientalische Skizzen. Berlin, 1892. 224–39. 1099 Malala.364. – Новый способ подвижничества, изобретенный Симеоном, доставил ему широкую известность во всем римском мире, а также и в Персии. Феодорит Кирский (Hist. relig. XXVI, P. G. 82, 1464–1484), писавший при жизни Симеона, рассказывает, будто в Риме повсюду ставили его изображение в малом виде в передних мастерских υλακν κα σλειαν πορξοτες. – Вокруг столпа, на котором спасался Симеон, возник монастырь. Его посещал и описал Евагрий. Грандиозные развалины этого монастыря описаны: Vogué . Syrie centrale. (таблицы 139–150). Ср.: Успенский Ф. И. Архитектурные памятники Сирии (Изв. Рус. археол. инст. в Константинополе, 1902, VII 175 и сл.). – Евагрий (1, 13) рассказывает, что император Лев хотел водворить останки Симеона в столице, но уступил настойчивым просьбам антиохийцев. Подробное изложение о подвижнической жизни Симеона Столпника см. в исследовании: Иеромонах Анатолий. Ист. очерк сир. монашества. Киев, 1911. 121–148.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Современная жизнь только умножает проблемы, особенно если учесть, что большинство нынешних Российских монастырей — новооткрытые обители, неустроенные во всех отношениях. В них почти не встретишь инокинь, которые могли бы поделиться опытом своей аскетической жизни. Тем не менее, пастырское служение незаменимо, без него не будет полноценного монастыря. Хотя современные реалии таковы, что пастырь не всегда является желанным лицом в обители женской. Мы задались целью оказать хотя бы небольшую помощь таким пастырям, предостеречь их от тех ошибок, которые совершили сами. «Святой Иоанн Лествичник говорит, что некоторые, проходя по болотистым местам, увязли в грязи и, покрытые ею, поведали о том, как это случилось с ними, другим, которые тут проходили, для спасения их. За спасение ближних Всемогущий избавил из болота и тех, которые, попавши в него, предостерегли ближних от впадения в него». 31 Мы хорошо представляем возможные последствия публикации данной статьи, но молчать не можем. Положение современных женских монастырей в России не только печально: оно бедственно. Хоть кто-нибудь должен об этом сказать! Исходя из того, что знаем, дальнейшее молчание почитаем греховным. Если об этом не говорить, перемен не настанет, все останется по-прежнему. Чтобы уврачевать недостатки, на них необходимо указать. Мы готовы ответить за свои слова перед кем бы то ни было. У тех, кого невольно обидели, испрашиваем прощения, а у тех, кому написанное принесло пользу, просим святых молитв. 20 . О Божественных тайнах и о духовной жизни. Ново-открытые тексты. М. 1998. Предисловие. С. 10-11. 21 . О Божественных тайнах и о духовной жизни. Ново-открытые тексты. С. 201 22. Там же. С. 205. 23. Там же. С. 208. 24 . Там же. С. 208. 25 .  Аввы Исаака Сирина Слова подвижнические. М. 1993. С. 311-312. 26 .  Лествица. Сл. 5. Гл. 41. 27. Творения свт. Игнатия. М. 1995. Т. IV. Письма к мирянам. Письмо 28. 28 . Публикация является частью эфира на радио «Радонеж». Издательство им. свт1. Игнатия готовит1 более полную работу иеромонаха Сергия по данной теме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2314...

Святой Евангелист Лука повествует, что при упомянутом ныне посещении Господом этого дома, Марфа занялась угощением вожделеннейшего Гостя, а Мария села у ног Его и внимала слову Его. Марфа заботясь единственно о том, чтобы угощение было самым удовлетворительным, просила Господа, чтобы он повелел Марии помочь ей. Но Господь отвечал: “Марфа, Марфа печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу, Мария же благую часть избра, яже не отымется от нее” ( Лк.10:41–42 ). По объяснению святых Отцов, Марфой таинственно изображается благочестивый телесный подвиг, а Марией – душевный (Бл. Феофилакт и многие другие Отцы). Повесть о настоящем посещении Господом двух сестер читается по установлению Церкви во все праздники Божией Матери. По этим двум причинам, рассмотрение, содержащихся в повести события и учения, должно быть и особенно знаменательным, и особенно назидательным. Марфа была старшей сестрой и представляется Евангелистом, как хозяйка дома. Она принимает Спасителя в дом, она распоряжается угощением, приготовляет пищу, убирает трапезу, приносит блюда. Служение ее – не прерывающаяся деятельность. И телесный труд по старшинству занимает первое место в подвижнической жизни каждого ученика Христова. “Телесным деланиям, – сказал святой Исаак Сирский, – предваряется душевное, как сотворением тела Адаму предварено сотворение души его. Не стяжавший телесного делания не может иметь делания душевного, второе рождается от первого, как колос от посеянного нагого пшеничного зерна” (сл. 56). Телесный подвиг заключается в исполнении евангельских заповедей телесно. Сюда относятся подаяние вещественной милостыни, принятие странных, участие в разнообразных нуждах и страданиях, нуждающегося и страждущего человечества. Сюда относятся целомудрие тела, воздержание от гнева, от роскоши, от увеселений и рассеянности, от насмешек и пересудов, от всех слов, которыми выражается злоба и нечистота сердца. Сюда относятся пост, бдение, псалмопение, коленопреклонения, стояние на молитве в храме и кельи. Сюда относятся монастырские послушания и другие наружные подвиги. Телесный подвиг требует непрерывной деятельности тела, он переходит от одного телесного, доброго дела к другому, а иногда совокупляет в себе и несколько благих деланий, совершая их в одно время. Телесный подвиг постепенно очищает душу от страстей и знакомит ее с духом Евангелия. Евангельские заповеди, будучи исполняемы на деле, мало-помалу передают исполнителю, живущие в них, глубокую мысль и глубокое чувство, сообщают исполнителю Истину, Дух и Жизнь. Телесный подвиг имеет свой предел и конец, эти предел и конец заключаются в решительном переходе подвижника к подвигу духовному. Решительным переходом увенчивается переход постепенный. Служение Марфы окончилось, когда угощение Господа было совершено.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Sadkov...

Пролог. 11 августа; см. также Патерик. § 24; Духовные беседы и слова. Беседа 27, § 8. 161 Добротолюбие. Ч. 4, § 90. 162 Достопамятные сказания. § 1. 163 Поучения (см. послания). 164 Устав. Сл. 8; см. также Слова подвижнические. Сл. 30. 165 Беседы на евангелиста Матфея. Беседа 2, § 6. 166 Беседы на евангелиста Матфея. Беседа 2, § 4. 167 Там же. § 5. 168 Беседы избранные. Беседа в храме святой Ирины. 169 Беседы на евангелиста Матфея. Беседа 2, § 6. 170 Пролог. 15 февраля; Поучения (см. послания). 171 Беседы на евангелиста Матфея. Беседа 82, § 4. 172 Достопамятные сказания. § 7. 173 Слова и речи. Ч. 1,сл. 3. 174 Беседы на первое Послание к Тимофею. Беседа 5. 175 Духовные беседы и слова. Беседа 48, § 4–6; см. также Творения. Ч. 3, сл. 50; Творения отцов. Кн. 1, § 38 176 Руководство. Отв. 777. 177 Там же. Отв. 324. 178 Там же. Отв. 505. 179 Там же. Отв. 526, 777. 180 Поучения. Поуч. 11. 181 Лавсаик. Гл. 13, 20, 43; см. также Церковная история. Гл. 8, 26; Писания Кассиана. 182 Луг духовный. Гл. 93. 183 Руководство. Отв. 413. 184 3 Писания Кассиана; см. также Беседы на разные материи. Беседа о Святом Духе, гл. 1 и далее; Пять слов. Слово первое на Юлиана отступника. 185 Поучения. Поуч. 11; см. также Пролог. 30 апреля. 186 Творения отцов. Кн. 3, § 38; см. также О любви. Сот. 2, § 41. 187 Беседы на евангелиста Матфея. Беседа 65, ч. 3. 188 Добротолюбие. Ч. 3, кн. 2, сл. 8. 189 Добротолюбие. Ч. 2, гл. 10; ч. 4, § 96; а также Слова умозрительные. 190 Руководство. Отв. 275. 191 Поучения. Поуч. 2; см. также Слова подвижнические. Сл. 53, 58; Добротолюбие. Ч. 1, § 115–117. 192 Писания Кассиана. 193 Добротолюбие. Ч. 1, § 117. 194 Слова подвижнические. Сл. 58, 53. 195 Духовные беседы и слова. Слово 6, гл. 3. 196 Слова подвижнические. Сл. 57. 197 Духовные беседы и слова. Беседа 15, § 35. 198 Там же. Беседа 19, § 8. 199 Там же. Слово 1, гл. 14. 200 Добротолюбие. Ч. 3, кн. 2, ел. 24. 201 Поучения. Поуч. 2. 202 Там же. Поуч. 8. 203 Руководство. Отв. 494,453, 62. 204 Руководство. Отв. 210, 313, 452. 205

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Поползновение, приражение Поползновение, приражение. (греховныя). О поползновении, бывающем в нашем устроении ( сл. 46 , стр. 195–196). – Поползновения и приражения неизбежны в сем мире, но не нужно малодушествовать, а надеяться на победу ( сл. 47 , стр. 204). – Поползновение обнаруживает, человеческую немощь, и какая от сего польза? (сл.58, стр. 307). – Для чего Бог попускает человеку поползаться в различныя страсти и срамные помыслы? ( сл. 61 , стр. 336). – О приражениях страстей, омрачающих душу безмолвствующаго, и как бороться ему с ними? ( сл. 64 , стр. 342). – Мы не тогда должны печалиться, когда поползнемся в согрешении, но когда закоснеем в нем, потому что поползновение бывает и с совершенными ( сл. 90 , стр. 429). – Что бывает с тем, кто поползается в надежде на покаяние? ( сл. 90 , стр. 429). Читать далее Источник: Слова подвижнические/Преподобный Исаак Сирин. - Сергиев Посад : Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2019. – 712 с. (Сокровищница святоотеческой письменности)/Алфавитный указатель предметов, содержащихся в словах святаго Исаака Сирина. 526-625 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/al...

Раздражительность Раздражительность. Терпение скорбей плоти производится действием раздражительной части души ( сл. 2 , стр. 12). – Похотение и раздражительность суть естественныя страсти души, независимо от телеснаго естества ( сл. 4 , стр. 20). – Сердце раздраженное не вмещает в себе тайн Божиих ( сл. 8 ; стр. 37). – При безмолвии и утишении раздражительности и гнева в море сердечном – носятся в нем тайны и откровения Божественные ( сл. 8 , стр. 38). – Каково состояние человека раздражительнаго? ( сл. 8 , стр. 39). – Когда обнаружит свою деятельность естественная раздражительность, то телесная жизнь бывает пренебрегаема паче уметов ( сл. 49 , стр. 223). – Чему подобна сила раздражительности, когда найдет она себе доступ в наш ум? ( сл. 89 , стр. 420). – (См. Гнев). Читать далее Источник: Слова подвижнические/Преподобный Исаак Сирин. - Сергиев Посад : Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2019. – 712 с. (Сокровищница святоотеческой письменности)/Алфавитный указатель предметов, содержащихся в словах святаго Исаака Сирина. 526-625 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/al...

Правило Правило. Безмолвие избирается подвижниками не для дел, простирающихся сверх правил ( сл. 41 , стр. 174). – Для безмолвников достаточно было вместо всех правил одной телесной немощи и безмолвия ( сл. 41 , стр. 275). – Безмолвники, даже по причине неисполнения ими правил своих, не выходят из келлий и лишают себя церковных служб ( сл. 41 , стр. 175). – Почему нам не должно оставлять своего келейнаго молитвеннаго правила? (сл: 71, стр. 362–363). Читать далее Источник: Слова подвижнические/Преподобный Исаак Сирин. - Сергиев Посад : Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2019. – 712 с. (Сокровищница святоотеческой письменности)/Алфавитный указатель предметов, содержащихся в словах святаго Исаака Сирина. 526-625 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/al...

Прелесть Прелесть. (обольщение диавольское). Благодать открывает человеку злокозненную прелесть диавольских внушений ( сл. 49 , стр. 219). – Обличение Ап. Павлом прелести еретиков, растленных мечтанием бесовским и принимавших мечтания душевных помыслов за действие благодати ( сл. 55 , стр. 271–272). – Каким образом впал в прелесть Малпа чрез ложныя откровения и видения? ( сл. 55 , стр. 272–274). – То же об Асине, впадшем в прелесть ( сл. 55 , стр. 274). Читать далее Источник: Слова подвижнические/Преподобный Исаак Сирин. - Сергиев Посад : Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2019. – 712 с. (Сокровищница святоотеческой письменности)/Алфавитный указатель предметов, содержащихся в словах святаго Исаака Сирина. 526-625 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/al...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010